Рыбный Мурман. 1983 г. Октябрь.
iH iiiiiiiM H iiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiM u iiiiiiiiH iiiiH iH iH in iim iu iiiiiiiiiiiiiiiiiiiH iiiiiiiiiiiiiiiiM iiiiiiiiiiiiiiiiiiH iiiiiiiM liiiiiiiiiiiiiiiii ЭКОНОМИКЕ БЫТЬ ЭКОНОМНОЙ • БРИГАДНОЙФОРМЫОРГАНИЗАЦИИТРУДАВРЫБНОМХОЗЯЙСТВЕ — Н. И. ЛЫСЕНКО, зам. министра рыбного хозяйства СССР Сегодня как никогда остро партия ставит вопрос о необ ходимости повышения эффек тивности производства и пре жде всего за счет изыскания дополнительных внутрипроиз водственных резервов. Одним из таких резервов является широкое внедрение коллективных форм органи зации труда. Работа, связанная с внедре ние^ коллективных форм ор ганизации труда в отрасли, постоянно находится в поле зрения коллегии Минрыбхоза СССР. В целях реализации указа ний ЦК КПСС и Совета М и нистров СССР по этим вопро сам в отрасли за последние три года проделана значи тельная работа. Эта работа ведется в нескольких направ лениях. Во-первых, разработана со ответствующая нормативная база. Во-вторых, проведена боль шая разъяснительная работа и организовано обучение спе циалистов. В-трегьих, Минрыбхоз СССР организовал постоянный кон троль за ходом внедрения бригадной формы организа ции труда на местах. . Ныне в отрасли создано 18 875 бригад, в которых тру дятся 75 процентов рабочих отрасли. Количественный рост не плохой. Главное теперь — подумать об улучшении каче ства бригад. Опыт работы экипажа БМРТ «Белинский» Калинин градской базы тралового флота под руководством ка питана директора т. Савосина, укрупненных комплексных бригад докового ремонта су дов • М урманской судовер фи во главе с бригадирами тт. Казаковым и Швыркиным, бригады М урманского рыбо комбината, возглавляемой т. Кузнецовой, других пере довых экипажей судов и бригад рабочих показывает, что производительность их труда значительно превышает средний уровень по отрасли. При этом экономятся трудо вые ресурсы и увеличивается выпуск продукции. Показатели высокой эффек тивности труда достигнуты в этих коллективах благодаря рациональному использова нию рабочего времени, сов мещению профессий и опе раций, расширению зон об служивания, снижению трудо емкости продукции, повыше нию творческой активности рабочих. В качестве примера привес ти можно показатели укруп ненной сквозной комплекс ной бригады докеров, воз главляемой А. С. Сергеевым из Владивостокского морского рыбного порта. Численность этой бригады 120 человек. Умелая постановка работы позволила высвободить 15 че ловек, а рост производитель ности труда при этом достиг 32 процентов. Или другой пример: ком плексная бригада докового ремонта судов (бригадир Н. А. Казаков) на М урманской су доверфи обеспечила рост производительности труда на 13 процентов, при этом выс вобождено 3 человека. Вместе с тем в развитии бригадной формы организа ции и стимулирования труда в отрасли имеются серьезные недостатки. Главный из них заключает ся в том, что возможности дальнейшего повышения про изводительности труда на ос нове широкого распростране ния передового опыта рабо ты бригад и рабочих исполь зуется еще недостаточно. В прошедшем году, например, рост производительности тру да в отрасли за счет внедре ния бригадных форм органи зации и стимулирования тру да составил лишь один про цент. Злейшим врагом всего но вого, передового является формализм. Некоторые р уко водители никак не могут из бавиться от этой болезни. Анализ и проводимые про верки показали, что работни ки ряда производственных объединений и предприятий, не разобравшись в существе дела, но не желая отставать от других, оперативно рапор туют о формировании новых первичных трудовых коллек тивов, «сколоченных», так ска зать, впопыхах. Делается это без анализа состояния существующих форм организации и оплаты труда, без глубоких экономических обоснований. Вместо вдумчивого поиска — кампанейщина, бю рокра тическая тяга к «охвату». Вот и получается, что становление и укрепление новой, прогрес сивной формы организации труда не только не увязыва ется с совершенствованием хозяйственного механизма, но вообще отрывается от общей перестройки планирования, управления и стимулирования. Важный фактор, влияющий на трудовую активность рабо чих, — коэффициент трудо вого участия (КТУ) — зачас тую используется в бригадах не в полной мере. В некото рых бригадах оплата с при менением КТУ затрагивает только нарушителей трудовой дисциплины и прогульщиков. Вместе с тем основной смысл применения КТУ заключается в объективной оценке вклада каждого рабочего в рамках трудового коллектива. КТУ обеспечивает эффективность работы в бригаде в том слу чае, если он подтягивает от стающих до уровня передо вых, способствует поощрению передовиков, устраняет урав ниловку и в конечном итоге стимулирует рост производи тельности труда. Иногда КТУ применяется формально: всем членам бригады постоянно в течение длительного време ни устанавливается коэффи циент, равный единице. Организация труда на су дах промыслового флота по своей сути является коллек тивной. Усилия всего экипа жа — от матроса до капита на — были всегда направле ны на достижение единой це ли — выполнение планового задания по вылову/ рыбы и выпуску готовой продукции. В зависимость от этого по ставлены заработки каждого на судне. В этих условиях ис пользование КТУ при рас пределении приработка и пре мии обеспечивает значитель ное повышение эффективнос ти работы экипажа. Примене ние КТУ на судах способству ет выполнению плановых за даний с меньшей численнос тью. В целях дальнейшего повы шения действенности КТУ на до решить вопрос обеспече ния строгого учета трудового участия каждого члена брига ды. Это обязательное усло вие. Эффективность коллектив ной формы организации тру да существенно возрастает при объединении мелких спе циализированных бригад в комплексные, обслуживающие весь технологический про цесс — от подачи сырья до сдачи готовой продукции. К сожалению, этому вопро су уделяется недостаточно внимания. Из почти 19 тыс. бригад, созданных в отрасли, лишь 49 процентов комплекс ные. О коло 30 процентов бригад состоят из 10 человек и менее. Вместе с тем практика по казала, что работа малых кол лективов неустойчива, резер вов на непредвиденные слу чаи они не имеют. Иногда д о статочно заболеть 2— 3 чле нам бригады, чтобы бригада временно прекратила свое существование. В таких мало численных коллективах не возможно организовать сов мещение профессий, участие их в управлении производст вом затруднено. Невелика и их воспитательная роль. Мало численные бригады не способ ны оказывать моральное воз действие на прогульщиков, бракоделов, других наруши телей, КТУ в них, как прави ло, применяется формально, всем выставляется единица. Кроме того, современное производство — процесс, в котором выделить конечный продукт для небольшой бр гады очень трудно, а то и невозможно, приходится та ковым считать условный ре зультат, а это осложняет пла нирование, мешает обеспе чению единства целей брига ды, цеха, завода. Создание же крупных ком плексных бригад позволяет обслуживать весь технологи ческий процесс (например, производство консервов, пре сервов, копченой продукции, изготовление бочек, ящиков) от подачи сырья до сдачи го товой продукции, что стаби лизирует производственный процесс, позволяет более ра ционально использовать ра бочую силу. Включение в комплексную бригаду вспомогательных ра бочих приводит к сокраще нию времени простоев обору дования, к увеличению объ емов производства. Комплексные бригады спо собствуют широкому совме щению профессий и трудо вых операций, создают усло вия для значительной эконо мии трудовых ресурсов, ра бочие быстрее повышают свою квалификацию, лучше используется оборудование. В комплексных бригадах упро щается учет конечного про дукта труда, исключаются пе ребои в работе, перепроиз водство полуфабрикатов и де талей. Естественно, что и производительность труда в них выше. Об этом красноре чиво свидетельствует работа многих коллективов комплекс ных бригад на предприятиях отрасли. Например, на М урманском рыбообрабатывающем комби нате одной из лучших являет ся комплексная сквозная бригада на линии выработки паштетов, возглавляемая Н. А. Кузнецовой. Два года назад на участке применялась ин дивидуальная сдельная опла та труда. Затем были созданы две сменные бригады. Одна ко значительные простои обо рудования, возникающие в результате нежелания смен ных бригад передавать разде ланное сырье и обработан ные основные материалы из одной смены в другую , поста вили организаторов производ ства и самих рабочих перед необходимостью создать сквозную бригаду, передаю щую производственную линию на ходу. Укрупненная комплексная сквозная бригада (УКВ) судо- корпусников-ремонтников, воз главляемая бригадиром О. Р. Швыркиным, является одной из лучших на М урманской су доверфи. Бригада производит полный комплекс ремонтных работ по всему судну. Д о со здания УКБ в доковом цехе работали специализированные бригады слесарей-судоремонт- ников, судовых трубопровод чиков, судокорпусников-ре- монтников и судовых маля ров и плотников. М ного ра бочего времени терялось на подготовку рабочих мест при смене работ по разным спе циальностям, рабочие не бы ли заинтересованы в конеч ных результатах докового ре монта судна в целом. У круп нение бригады способствова ло оперативной расстановке рабочих в зависимости от трудоемкости отдельных ви дов работ. В результате ос воения рабочими смежных профессий в бригаде высво бождены такелажники-стро пальщики, газорезчики и су довые плотники. В 1982 году бригада выполнила принятое обязательство, обеспечив досрочный ремонт суммарно на 65 судо-суток. С развитием бригадной фор мы организации труда значи тельно возрастает роль брига дира как руководителя и вос питателя первичной ячейки производственного коллек тива. От его квалификации, отношения к делу и к това рищам по работе зависят ус пехи, сплоченность коллекти ва, умение преодолевать труд ности. Поэтому вопросы подготов ки бригадиров должны быть постоянно в поле зрения ру ководителей и кадровых служб предприятий. — Хорошими помощниками ру- ЕЕ ководителям низовых коллек- = тивов способны быть советы ЕЕ бригад. Создание советов = производственных бригад по- ~ зволяет шире привлекать pa- S бочих к управлению произ- Z водством. Такое направление ^ работы с кадрами всегда пер- = спективно. Оно способствует — стабилизации и сплочению zs производственных коллекти- ЕЕ вов, повышению их морально- ЕЕ политической зрелости, фор- НЕ мированию чувства гордости ЕЕ каж дого члена коллектива за ЕЕ свою бригаду, свое предприя- ЕЕ тие. Они созданы почти пов- семестно, но пока не везде ЕЕ показали свою силу. Одна из ЕЕ причин в том, что многие ЕЕ бригадиры попросту не уме- ~ ют опираться в своей работе ЕЕ на коллективную мысль, во- — лю и энергию членов совета. “ Здесь им призваны помочь = советы бригадиров, создавав- — мые в цехах, на предприяти- г: ях и в объединениях. Следует “ позаботиться об усилении ав- ЕЕ торитета и влияния этих но- = вых органов участия рабочих в управлении производством. Практика заслушивания в Минрыбхозе СССР руководи телей объединений и пр е д приятий по вопросу внедре ния бригадной формы орга низации труда показала, что там, где во главе этой рабо ты стоят первые руководите ли, дело идет хорошо. К сожалению, однако, в эффективности бригадных форм организации и стимули рования труда нередко при ходится убеждать не только рабочих, но и начальников цехов, а иногда и руководи телей предприятий. Переход на новую, более прогрессивную организацию труда — дело в первую оче редь хозяйственных р уково дителей и специалистов. На до понять, что бригады сами не организуются, их органи зует администрация. Поэтому надо усилить спрос с руководителей за состояние работы по внедрению коллек тивной формы организации труда. Необходимо повседнев но, кропотливо заниматься предприятиями, на которых плохо обстоит дело или ко торые эту работу еще не раз вернули. С целью обобщения и рас пространения передового опы та внедрения бригадной о р ганизации труда Минрыбхоз СССР провел в апреле 1983 г. отраслевое совещание. В ра боте совещания приняли уча стие работники аппарата ми нистерства и ЦК профсоюза рабочих пищевой промыш ленности, рыбохозяйствен ных организаций, специалисты по организации труда и за работной платы, капитаны промысловых судов и брига диры береговых предприя тий. На совещании были подве дены итоги проделанной в отрасли работы по развитию бригадной формы организа ции и стимулирования труда, определены задачи повыше ния эффективности коллек тивного труда и участия в этой работе ИТР экономиче ских и инженерных служб предприятий, производствен- — ных объединений. ^ Осуществление намеченных = мероприятий будет способст- — вовать достижению нашей 2 главной цели: перевести эко- = номику на интенсивные рель- з сы, сделать ее по-настоящему = экономной, выполнить задачи, — поставленные перед тружени- :• ками отрасли решениями — майского и ноябрьского — (1982 г.) и июньского (1983 г.) 5 Пленумов ЦК КПСС. Е «Рыбное хозяйство», ЕЕ 1983 г., № 9 . = Печатается с сокраще - ЕЕ ниями. 5 H . I I ! iilililllllliillllllllllll| |lil| || ||| ||| ||| || |{ ||| || ||| ||| ||| || ||| ||| || ||| ||| ||| || ||| N ||| |t || || ||| ||| || ||| ||| ||] | ||| || ||| ||| t ||| ] ||| ||| || ||| ||| || ||| l||| || ||] | ||| ||| || |i|| ||l|) |ii|| || ||| l|| ||| ||| ||| || ||| ||| ||i||| ||l||| ||l| || ||| ||| || ||| ||| ||| || ||! ln рыбный мурман 7 октября 1983 года iiiiiiiiiM iiiH iiiiiin iH iiiiiii«» iiiiii» iiit"» "mM iiiiM ii» iiiiH iiiiiiiiiN iiiiiiiiiH iiii» iiii» iin tiii» iu iiiiiiiiiim iH iH » iiiiiiiiiii» iH iiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiH in iiiiiiiiiii
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz