Рыбный Мурман. 1983 г. Октябрь.
14 октября 1983 года} РЫБНЫЙМУРМАН • НАВЕЧНО В ПАМЯТИ НАРОДНОЙ • ХРОНИКА ПОДВИГА 1943 год, октябрь 1 октября. В Карском море пожертвовал собой, чтобы спасти теплоход «Мос совет», экипаж мурманского траулера «Онежанин», пере данного на время войны Се верному флоту. Траулер под ставил борт торпеде, пущен ной немецкой подводной лод кой в «Моссовет». 3 октября. Начала работу областная комиссия по сбору документов и материалов о Великой Отечественной вой не, боевых действиях совет ских войск в Заполярье и уча стии в патриотическом движе нии помощи фронту трудя щихся М урманской области. 9—11 октября. XIII пленум М урманского областного ком и тета КПСС рассмотрел вопрос «Об удовлетворении культур но - бытовых нужд трудя щихся и о состоянии военно оборонной работы в области». 10 октября. Вопрос об обо роне Северного м орского пу ти обсужден в ставке Верхов ного Главного Командования Советской Армии. О планах мероприятий докладывали командующий Северным фло том А. Г. Головко и уполно моченный Государственного Комитета Обороны на Севере И. Д . Папанин. 12 октября. Вражеской ави ацией потоплен мурманский рыболовный траулер «Индига», 25 октября. Создана област ная комиссия по установле нию и расследованию злодея ний немецко - фашистских за хватчиков и их сообщников и причиненного ими ущерба гра жданам, предприятиям и ор ганизациям. Комиссию воз главил первый секретарь М ур манского обкома партии М. И. Старостин. 27 октября. Государствен ный Комитет Обороны при нял постановление «Об уси лении противовоздушной обо роны Мурманска». Мурманский дивизионный район ПВО пре образовывался в корпусной. На прикрытии порта предписы валось иметь 300 орудий раз ного калибра, 240 зенитных пулеметов, 120 прожекторов, 54 аэростата заграждения, 96 самолетов истребительной ави ации, 7 батарей СОН — 2,2 станции радиообнаружения. + Областной комитет ВЛКСМ наградил грамотами 10 лучших защитников Советского Запо лярья, в том числе Героев Советского Союза летчиков Г. В. Громова, А. С. Хлобысто ва. t"28 октября. Указом Прези диума Верховного Совета СССР орденами и медалями награждена большая группа работников никелевых пред приятий страны, в том числе 30 тружеников Мончегорского комбината «Североникель». 29 октября. Прошло собра ние ком сомольского актива области, посвященное 25- летию ВЛКСМ. В канун празд ника было широко разверну то социалистическое соревно вание комсомольских органи заций и ком счмольско - моло дежных фронтовых бригад. Повсюду прошли открытые комсомольские собрания с повесткой дня «25 лет ВЛКСМ». Г. Новицкий ♦ Уносит снова в детство память — К Двине, в поморское село, Где в карбасе мое весло, Снегов до океана заметь, Домов бревенчатые стены, Очарование лесов И, ка к обрывки парусов, На волнах вздыбленная пена. Заиндевелые причалы, Плывут последние плоты.., Здесь боль моя, мои мечты — Моей России изначала. Я помню сердцем обнаженным: Шаг разбивает тишину — Идут отцы в огонь, в войну, Онежским трактом заснеженным. Почтарь и страшный, и желанный. В них, втрое сложенных листках, — Надежда, мужество, тоска И дым из дали ураганной. Те дни, пронзенные ветрами, До смерти буду вспоминать: В метелях бабушка и мать Плоты ворочают баграми. В ночах вдова. соседка стонет, Тревога мысли леденит, Четыре года мать глядит На тракт пустой из-под ладони. Осенним утром в сорок пятом Отец с войны. вернулся мой, Пустой рукав привез домой И две медали под бушлатом. Матроса дом притихший слушал, Живой он — главное сбылось. А мне в тот вечер довелось Понять Победы нашей <■ душу. ТРУЖЕНИК И вонн D НАЧАЛЕ войны мо- ** лодого штурмана, выпускника Мурманской мо реходки Федора Неймарка назначили помощником ка питана танкера «Желя бов». И потянулись за кор мой морские мили, трудные и опасные. Гитлеровцы не упускали возможности напасть на беззащитные суда. Не раз подвергался пиратским на летам и «Желябов». Но моряки его держались стой ко, умело использовали до вольно слабое вооружение танкера. Вскоре были «призваны» на военно-морскую службу многие суда Арктического пароходства и рыбной про мышленности. Среди них и танкер «Юкагир», предна значенный для снабжения баз и различных районов флота. Для «Юкагира» нужны были опытные судоводите ли,. знающие эти базы, под ходы к ним. Таким специа листом был и Федор Мар кович Неймарк Федор Маркович на про мысловых судах получил хорошую морскую закалку, приобрел твердые навыки в штурманском деле. В мир ное время обошел побе режье от норвежского пор та Вардё до Новой Земли, познал капризный характер Баренцева моря. Как это все пригодилось в дни войны! Танкеру предстояло доста вить бензин из А рхангельска на Д иксон. Ни кап итан Влади- ТШ С Р - мир Венедиктович Васильев, ни э ки п а ж в тот августовский день 1942 года не знали, что гитлеровское военно-морское командование приступило к осущ ествлению операции «Страна чудес», призванной парализовать движение на ш их судов на Северном м ор ском пути. Что ф аш истский крейсер-рейдер «Адмирал Ше- ер» уж е вошел в Карское мо ре... Эфир жил своей неути хающей жизнью. Но ничего «Юкагира» пока не каса лось. Вдруг с ледокольного парохода «Александр Си биряков» открытым текстом пошла радиограмма: «Заме тил иностранный крейсер. Наблюдайте за нами». Капитан «Александра Си бирякова» А. А. Качарава вместе со своим экипажем принял неравный бой. Че тыре небольшие пушчонки (калибра 45 и 76 миллимет ров) и два спаренных пуле мета ледокольного парохода против двадцати восьми ору дий фашистского корабля'! Капитан танкера «Юка гир» В. В. Васильев, вни мательно прочитав радио грамму. приказал старше му помощнику дать сигнал боевой тревоги. Следовавшие вместе с «Юкагиром» морские охот ники начали поиски подвод ных лодок противника. Через несколько часов радист Прибавкин принял новую радиограмму. Коман дование базы указало тан керу «Юкагир» новый пункт назначения. А в это время «Шеер» подошел к Диксону и от крыл огонь по порту. Сто явшие там сторожевой корабль «Дежнев», парохо ды «Кара» и «Революцио нер» вступили в бой. Од новременно открыла огонь и береговая батарея. Полу чив несколько прямых по паданий, «Шеер» трусливо ушел в море. 9 мая 1944 года танкер воз вращался в М урм анск из даль него похода. Он шел в сопро вождении кораблей охранения, вместе с ними отбивая атаки вра ж еских самолетов. Уже начинался Кольсний залив. Скоро м ож но было по чувствовать себя почти дома. Пройдя остров Торос — «старш его часового», нак его назы ваю т м оряки, капитан танкера Васильев приказал си гн ал ьщ ику П ол ищ уку от благодарить семафором к о мандиров кораблей охранения. — Товарищ капитан, полу чен семафор: иорабли охра нения следую т в базу, — до ложил сигнальщ ин. — Добро. Танкер остался в охране нии только двух сторож е в и ко в — бы вш их рыболовны х траулеров. Неожиданно из-за остро ва. крадучись, выползли четыре «фокке-вульфа». Первая пара шла к «Юка гиру» на высоте примерно 60 метров. В ходовой мо стик, палубу впились десят ки пуль. Танкер прикрыл себя стеной пулемет ного огня. Один «фокке- вульфа отвернул в сторону, бросился на идущий за тан кером СКР-31. Тот, не ус пев уклониться от бомб, через несколько минут зато нул. Второй фашист, на кото ром «Юкагир» сосредото чил теперь весь огонь, су мел сбросить бомбы и про шил танкер очередями из пулеметов. Одна бомба по пала в левый фальшборт, пробила палубу, сухогруз ный трюм, канатный ящик. Из строя вышли все нави гационные приборы и ра диостанция. Судовые куран ты, остановившись, зафик сировали время поединка: 14 часов 15 минут. Заклинило руль. Танкер потерял маневренность. Но эту неисправность быстро устранили старший механик Анатолий Гейн и моторист Владимир Трофимов. Матрос Зосим Нутрихин, истекавший кровью от сквоз ного ранения в живот, и ра ненный в руку электрик Ми хаил Хомов не покидали боевого поста, вели огонь из пулеметов. Спустили на воду вельбот. Спасали людей с затонув шего корабля. Меняя ход и курсы, танкер уклонялся от воющих бомб. Но уйти от беззащитных людей, барах тавшихся в воде, не мог. Взмахнув руками, словно ища опору, рухнул на палу бу капитан. К нему бросил ся Неймарк. — Следите за воздухом и маневрируйте! — приказал капитан " штурману. Скрю чившись, обхватив обеими руками простреленные но гй, отдавал он и другие распоряжения. Были ранены старший помощник Тарасов и еще несколько моряков. Коман дование танкером принял Федор Неймарк... После этого боя «Юка гир» еще много раз ходил в большие и опасные плава ния, бесперебойно снабжал топливом подводные лодки и надводные корабли. П ОСЛЕ войны Федор Маркович Неймарк так и не смог расстаться с судами обеспечения. Ме нялись их названия, но не изменным оставалось его доброе отношение к делу, которому он посвятил вето жизнь. И даже в 1980 году, когда ушел на пенсию, не смог Неймарк «стоять на швартовых» у домашнего причала. Он преподает в школе юных моряков, и уже несколько его воспитанни ков. поступили а мореход ные и военно-морские учи лища страны. А. КРИВЕНКО, старший научный сотрудник музея Краснознаменного Северного флота; К>. НОДЬ. офицер. И здесь, на скудной, суровой земле За полярья, и на юге, и на востоке , и на за паде стоят на страже мира советские вой - ны. Верные славным традициям, они до сконально изучают военную науку. Науку защищать Родину. Ф ото В. СТУДЕНЦОВА. Соленый пот застилает глаза, и кажется, что сил не хватит даже на один шаг. Ведь не каменные же... Но вновь и вновь отра батывают маневр морские пехотинцы. По • тому что надо. Потому что «тяжело в уче нье — легко в бою».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz