Рыбный Мурман. 1983 г. Октябрь.

•ЗА БЕЗОПАСНОСТЬ МОРЕПЛАВАНИЯ • С ЧЕТЫРЕХ ДО ВОСЬМИ Нелегка старпомовская доля. Вся организация служ­ бы на судне на нем. Разумеется, старший по­ мощник капитана — это. са­ мый грамотный штурман, самый умелый: организа­ тор, самый...- Только всегда ли «са­ мый»? ' ...В первый рейс вышло зверобойно-рыболовное судно «Березина» Архангельского тралового флота. И, естест­ венно, экипаж еще не осво­ ился на новом траулере. Об этом, конечно же, знал старший помощник капитана Н. Я. Цыварев. Моряки крепко спали — было раннее утро, — когда в рулевой рубке сработала звуковая и световая сигнали­ зация: на судне пожар. Надо немедленно объяв­ лять общесудовую тревогу, это известно любому вах­ тенному помощнику, не го­ воря уже о старпоме. Одна- но Н. Я. Цыварев поступил иначе: он выключил звуко­ вую сигнализацию и стал по телефону выяснять у вахтенного механика, что бы это могло значить и где бы это могло загореться. «Побеседовав» таким об­ разом, старший помощник побежал с докладом к капи­ тану, а потом вышел по­ смотреть, где же там горит? И только когда Цыварев увидел, что несколько моря­ ков уже раскатывают пожар­ ные шланги, он отправился на мостик, застопорил ход судна и, наконец-то, объявил общесудовую тревогу. ...31 декабря БМРТ «Се­ вероморский комсомолец» (тоже Архангельского трало­ вого флота) снялся с про­ мысла в Баренцевом море и шел к берегу, чтобы попол­ нить запас топлива. В 4 часа 1 января на хо­ довую вахту заступил стар­ ший помощник капитана В. М. Мошников. В полови­ не шестого, покидая мостик, капитан дал указание не входить в Кильдинский про­ лив, а удерживать судно восточнее его. Какое-то вре­ мя это указание выполня­ лось. Однако, маневрируя вбли­ зи берегов, Мошников не утруждал себя счислением пути и определением место­ нахождения судна. Старпом был «навеселе» (как-никак Новый год), а посему ре­ шил, что он «сам с усам» и указания капитана для него не обязательны. Рассудив так, Мошников тут же решил подойти к почтовому судну. Старпом «почтовика», передавая па­ кеты Мошникову, предупре­ дил: берег близко. Тот веж­ ливо выслушал предупреж­ дение и скомандовал руле­ вому: «Лево на борт!» (в сторону берега). Траулер «прошелся» по камням, по­ лучив при этом пробоины. Положение осложнилось еще и тем, что через от крытую горловину одного из топливных танков вода начала затоплять машинное отделение, ведь контроля за водонепроницаемыми закры­ тиями на судне никто не вел. В итоге траулер затонул (к счастью, обошлось без жертв), а вместе с ним — миллионы рублей государ­ ственных средств. И перечень можно про­ должить. К сожалению, чаще всего неподготовленность судово­ дителей выясняется поздно — лишь при согласовании на должность старпома в «Севгосрыбфлоти н с и е к- ции», как это было с В. М. Павловским и М. Г. Фетисо­ вым («Севрыбхолодфлот»), Л. И. Шепарем, А. А. Гран­ киным и А. А. Рябиченко («Мурманрыбпром»), Ю. П. Румянцевым и Ю. И. Нови­ ковым («Севрыбпромраз- ведка»), Ю. А. Волковым, М. В. Желаевым и В. Ф. Аникиным (Мурманский тра­ ловый флот). Вот и встает законный вопрос: в состоянии ли та­ кие специалисты при необ­ ходимости заменить капита­ на, могут ли руководить младшими штурманами? Ведь они сами смутно пред­ ставляют свои обязанности, и им опасно доверять даже самостоятельную вахту. А приведенные (и не приве­ денные) примеры доказыва­ ют, что эти опасения небез­ основательны. Поэтому, на наш взгляд, службы море­ плавания должны не только внимательно подбирать кандидатуры на должность старпома (стаж работы, уме­ ние руководить коллекти­ вом, хорошие профессио­ нальные знания), но и по­ стоянно контролировать их работу. Подведем некоторые ито­ ги. Аварии, как правило, совершаются в одном случае из-за самонадеянности стар­ помов, в другом — из-за их неисполнительности, из- за самоустранения от своих обязанностей или. неумения принимать • правильные ре­ шения в сложной ситуации. Одним словом, по причи­ не профессиональной не­ подготовленности. 'И поэтому хотелось бы высказать некоторые свои соображения, пожелания на этот счет. При выдвижении судоводителей: на должность старших помощников капи­ тана целесообразно орга­ низовывать семинары в штурманских классах, на которых они могли бы полу­ чить исчерпывающие сведе­ ния о характере предстоя­ щей работы, например о ведении делопроизводства, и другие, касающиеся прак­ тической деятельности в но­ вом качестве. Нужно организовать уче- .бу по швартовке судов (в этом плане в службе море­ плавания Мурманского тра­ лового флота делаются пер­ вые шаги — старших по* мощников, выдвигаемых в капитаны, обучают швартов­ ным операциям в специаль­ ной бригаде). Это начинание следует, всемерно поддер­ жать и внедрить на других флотах. Пора также исследовать загрузку старпомов и выра­ ботать практические меро­ приятия для ее снижения: упорядочить их работу, освободив от ненужной пи­ санины и выполнения не­ свойственных им функций, разработать номенклатуру дел на судах, что также об­ легчит труд старпомов А может, пора внедрить на флоте метод, применяе­ мый на автопредприятпях: прежде чем выпустить во­ дителя на линию, врач там проводит обследование и дает заключение... В. ПАВЛОВ, наш вкешт. корр. Вот уже полтора десятка лет ходит капитаном на промысловых траулерах Мурманского тралового фло­ та Геннадий Робертович Ли­ дер. На флоте его знают не только как опытного рыба­ ка, умелого организатора производства , но и как гра­ мотного судоводителя, у ко- ; торого за все это время не .было ни одного нарушения правил безопасности море­ плавания. 19 августа в нашем еже- недельнике был помещен отчет о бассейновом сове­ щании-семинаре по безопас­ ности мореплавания. Генна­ дий Робертович принял уча­ стие в его работе. Фамилия опытного капитана была на­ звана среди тех, кто награ­ жден знаком «За безава­ рийное плавание». Фото В. КОРЕЦКОГО. На флотах ВРПО «Севрыба» проходит ме­ сячник по безопасности мореплавания. Цель его — помочь морякам наиболее эффектив­ но подготовиться к работе в осенне-зимний период. Сегодня мы публикуем материалы, в кото­ рых поднимаются проблемы, связанные имен­ но с этим сложным периодом в работе судо­ водителей. ...НАЧИНАЙ СНАЧАЛА Наступила осень — период, когда моряки с особой тща­ тельностью проверяют готов­ ность своих судов к работе в сложных условиях зимы. Естественно, что в понятие «готовность» входит и надле­ жащее состояние швартовных устройств, скажем, шпринго- вый швартов должен быть стальной, размер гаши — пол­ тора метра и т. д. Однако далеко не везде соблюдаются эти правила. На­ пример, у многих судов гаши настолько малы, что их не возможно надеть на тумбу. Но я хотел бы остановиться вот на какой проблеме. Сейчас часто стали приме­ нять резиновые груши на бросательных концах. Конеч­ но, это — не металлическая скоба, которой пользовались моряки еще совсем недавно и об опасности применения которой говорилось в еже­ недельнике («РМ» № 20 от 29 мая 1983 года). Но у ре­ зиновой груши другой недо­ статок: ударившись о причал, она отскакивает, как мячик, и летит в воду. Приходится начинать все сначала. А те перь представьте швартовку в зимних условиях, когда на причале темно, а сам причал покры т снегом и льдом. Ка­ ково придется матросам и на судне, и на берегу? Видимо, следует узаконить в специальном документе использование резиновых груш при швартовных опера­ циях, то есть указать,- какими должны быть ее форма и раз­ мер. А самое главное — по­ крыть груш у светящейся краской, тогда будет издали видно, куда она летит. Б. АРАНОВИЧ, старший береговой матрос. ЗИМНЕЕ МОРЕ-ОПАСНОЕ МОРЕ Подготовке флотов к ра­ боте в осенне-зимний период предшествуют приказы капи­ танов и старших механиков судов о создании специаль­ ных комиссий. Судовые комиссии состав­ ляют план практических ме­ роприятий, с тем чтобы про­ верить и привести в хорошее техническое состояние судо­ вые устройства, механизмы, системы. Члены комиссий проводят ревизию аварийно­ го снабжения, околочного инструмента, противопожар­ ного имущества, проверяют отработку всех видов тревог. Казалось бы, после выпол­ нения всего перечисленного безаварийное плавание обе­ спечено. Но... Как и в любом деле, все зависит от исполнителей. К сожалению, многие ко­ мандиры действуют по прин­ ципу «подписано — и с плеч долой», то есть «бумагу» со­ ставили, вовремя сдали ее в службу мореплавания, и на этом подготовка законче­ на. Мало того. Посмотришь на некоторые «мероприятия» — диву даешься: как специа­ листы могут сочинить такое! Ф орм улировки расплывчатые, даты исполнения нет, а на некоторых судах нет даже плана самих мероприятий. Скажем, на БМРТ «Петроза­ водск» объединения «Мур­ манрыбпром» комиссий не создавали и, естественно, плана мероприятий не состав­ ляли. А на СРТ-м «Сура» Архан­ гельского рыбакколхозсою за сроки исполнения намечен­ ных в плане дел выглядят так: «постоянно» или «перед рейсом», то есть нет конкрет­ ности у этих сроков. Нередко бывает и так: на бумаге — хорошо продуманный план, а на деле — никакой практиче­ ской подготовки. Хотя все моряки знают, что в осенне-зимний период про­ исходит наибольшее количе­ ство тяжелых аварийных слу­ чаев, которые, как правило, являются следствием нару­ шений Международны х пра­ вил предупреждения столк­ новений судов в море и пра­ вил совместного плавания и ведения промысла.. Ведь, как ни говори, летом судоводи­ телям работать полегче: штормов поменьше, светво круглые сутки, реже туманы, а обледенений вообще не может быть. И у моряков по­ является «привычка» к таким условиям плавания. Вот по­ чему в осенний период очень важно перестроиться на строгое, неукоснительное соблюдение Устава и правил безопасности мореплавания. Иначе — беда, аварии и аварийные происшествия. На­ пример, осенью и зимой по­ чти вдвое чаще случаются намотки орудий лова на винторулевой комплекс. Так, минувшей зимой при замете невода такое произошло на СРТ «С. Ложкин» Беломор­ ской базы гослова, на СРТ «Лебедь» и «Шойна» Архан­ гельского рыбакколхозсоюза. А на СРТ «П. Тикилайнен» Беломорской базы гослова, на СТР «Светлогорск» объ­ единения «Мурманрыбпром» и СРТ-м «Сампо» М урм анско­ го рыбакколхозсою за — при выборке невода. Намотки на винт «случились» на ПСТ «Ленек» управления «Сев- рыбпромразЕедка» при спу­ ске трала, на ПСТ «Красно- перекопск» М урм анского тра­ лового флота при передаче улова на БМРТ «Карпогоры» Архангельского тралового флота, на PC «Заинек» объ­ единения «Мурманрыбпром» во время швартовных опера­ ций. Стоит ли говорить о том, что любая намотка на винт пре­ вращает траулер в несамо­ ходную баржу, отданную во власть стихии. А в сложной гидрометеорологической об­ становке угроза безопас­ ности мореплавания возра­ стает во много раз. Кром е того, для снятия намотки и обеспечения без­ опасности потерпевших вы­ зывается спасательное судно. При этом на нем сжигается большое количество топлива (форсированный ход к ава­ рийному судну, затем — двойное усилие при его бук­ сировке). К тому ж е сами по­ страдавшие теряют в среднем по трое суток промы слово­ го времени. И все это — следствие пло­ хой организации штурманской службы в напряженное вре­ мя осени и зимы. Д о тех пор, пока на каж ­ дом судне буквально все чле­ ны экипажа не проникнутся чувством ответственности за порученное дело, пока подго­ товка судов к работе в сложных условиях не станет заботой не только админи­ страции, но и партийных и об­ щественных' организаций, по­ ка «бумаги» не перестанут заслонять живое дело, лю ­ бые, самые хорошие приказы и мероприятия останутся пу­ стым звуком. В. ГЕРЦАК, старший инспектор «Севгосрыбфлотинспекции». 14 октября 1983 года] ш г!1ТШ №1

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz