Рыбный Мурман. 1983 г. Октябрь.

• ХОЗЯЙСТВОВАТЬ ЭФФЕКТИВНО • Экономическое обозрение И ЧИСЛОМ, ИУМЕНИЕМ На состоявшемся недавно очередном заседании совета ди­ ректоров Всесоюзного рыбопромышленного объединения «Севрыба» были подведены «тоги работы за третий квартал. К сожалению, штурм плановых рубежей не оказался по си­ лам ни одному из коллективов предприятий рыбной промыш ­ ленности области. Сентябрь холодными и сильными штормо­ выми ветрами остудил накал работы в самой горячей сейчас точке — на мойвенной путине — и тем самым осложнил по­ ложение пром'ысловых дел в целом. Интересно, однако, отметить такую деталь: в этот период» практически все экипажи работали равномерно, успешно справ­ лялись с нагрузками и нередко перекрывали задания. Иной вопрос, что на промысле так и не удалось обеспечить нахож­ дение планового количества судов. Потери «в числе» соста­ вили около полутора десятка промысловых траулеров, и воз­ местить их в короткий срок мастерством и умением оказалось делом непростым. Где «теряются» суда — догадаться, видимо, не так уж и трудно. М ного времени отнимают пробеж ки в порт, ожидания разгрузки в море. Вызваны они, как известно, Ьстрой нехват­ кой транспортных рефрижераторов. Правда, в этом году дело осложнили наши партнеры по Договору четырнадцати — ж е ­ лезнодорожники, — которые как никогда плохо снабжают по р ­ товиков вагонами под разгрузку судов. Но так или иначе, приходы «по зеленой» в период страды стали практикой работы и потому брались в расчет еще при подготовке к работе на облове мойвы. Д ругое дело — как, за счет чего их компенсировать. К этому мы еще вернемгся п о з­ же. А теперь несколько слов о потерях, к которым, казалось бы, все давным-давно привыкли и которые тем не менее всег­ да неожиданны. Речь идет об оперативном графике ремонта судов. Составляется он регулярно и столь же регулярно не выполняется. Например, в сентябре у причалов М урманской судоверфи задержались шесть траулеров. М ож но ли здесь усматривать вину только коллектива судо верфи? На вопрос этот однозначно ответить очень трудно. Д е ­ ло в том, что нередко на запланированных к сдаче судах не­ ожиданно открываются дополнительные объемы работ, кото­ рые заранее не были учтены в ремонтных ведомостях и к о ­ торые еще на неопределенный срок приковывают суда к при­ чалам. Так было, в частности, в сентябре с БМРТ «Илья Кату- нин» М урманского тралового флота, так будет в октябре с ПСТ «Кокшайск» управления «Севрыбпромразведка». Проблема сама по себе не нова. И если теперь о ней при­ шлось заговорить вновь, то вот почему: видимо, при составле­ нии оперативных графиков выхода судов из ремонта необхо­ димо делать «поправки» на неожиданно возникающие тр уд ­ ности, препятствия. Графики станут реально выполнимыми, и тогда мож но стро­ го спросить с тех, по чьей вине будет сорван выход из ремон­ та того или иного судна. А теперь вернемся к вопросу, что нужно сделать для того, чтобы компенсировать независящие от экипажей потери пр о ­ мыслового времени. Это тем более важно теперь, когда, на­ конец, море пошло на кое-какие «уступки»: качество мойвы улучшилось настолько, что все уловы, за редким исключени­ ем, пригодны для выработки пищевой продукции; стабилизи­ ровалась обстановка и на некоторых других объектах промысла. И сейчас многое зависит от правильной, умелой организации работы в море. Поэтому на промысловом совете была разработана такая схема расстановки флота, которая позволит избежать массовых переходов судов из одного района в д р у ­ гой. Нужно только, чтобы экипажи не тратили времени на рас­ качку (а именно на нее у тралфлотовцев, например, ушло 14 судо-суток), проявляли больше инициативы, творчества в про­ мысловой работе, нацеливались не только на добычу сырья, но и на выработку пищевой рыбопродукции, в частности ко н ­ сервов и пресервов, задолженность по которым у флотов так­ же достаточно велика. Особое внимание при этом нужно обратить на выпуск разде­ ланной рыбы. Вопросу этому на страницах еженедельника бы ­ ло посвящено немало материалов («РМ» № 12, 25, 30, 35, 36). Например, мы рассказывали об эксперименте по 100-процент­ ной разделке рыбы на судах в «Латрыбпроме» («РМ» № 20, 1983 г.). Конечно, рыбаки Мурмана работают несколько в иных ус­ ловиях, которые не позволяют им слепо следовать примеру коллег (не будешь ведь полностью разделывать мойву). Вмес­ те с тем, разделка рыбы была и остается одним из внутрен­ них резервов производства. Резервом, который используется пока что далеко не в полной мере. Так, экипажи объединения «Мурманрыбпром» подошли к ледяной рыбе с «мойвенными мерками» и долгое время ра­ ботали в ущерб выпуску продукции улучшенного ассортимен­ та. Как позже выяснилось, на спецразделку в экипаже не хва­ тило... людей: судно работало с применением щ екинского м е ­ тода. Пример ни в коей мере не отрицает опыта щекинских химиков. Иной вопрос, что он подчеркивает необходимость под ­ ходить к его применению творчески. В частности, при подготовке судна к рейсу необходимо учи­ тывать район и объект лова, с тем, чтобы удовлетворить по­ требность экипажа и в рыборазделочной технике, и в людях. Капитаны, в свою очередь, не должны упускать ни одного случая и, если позволяет промысловая обстановка, вырабаты­ вать продукцию улучшенного ассортимента. Руководителям же рыбодобывающих предприятий следует комплектовать экипажи специалистами с учетом их подготов­ ленности и при этом регулярно контролировать работу каж до ­ го судна, то, насколько полно загружены и используются все его производственные мощности. Если работу флота организовать правильно, если исключить простои и потери, есть все возможности не только выполнить, но и перевыполнить план четвертого квартала. ОТДЕЛ ПРОМЫШЛЕННОГО РЫБОЛОВСТВА «РМ». ЛИДЕР- «ЛЕНРЫВПРОМ» Итоги социалистического соревнования коллективов объединений «Мурманрыб- пром», «Эстрыбпром»- и «Лен- рыбпром» за 8 месяцев ны­ нешнего года наглядно пока­ зывают: лидируют ленин­ градцы. Они опередили сопер­ ников в выпуске товарной и пищевой продукции, консер­ вов, филе, в выполнении плана вылова рыбы и роста произ­ водительности труда. Мурманские рыбаки оказа­ лись недосягаемыми в эконо­ мии топлива и в выполнении задания по повышению квали­ фикации тружеников моря. Г. ШЕРЕВЕНЕЦ, наш внешт. корр. СОВЕЩАЮТСЯ МОЛОДЫЕ 28 сентября в ВРПО «Сев- рыба» состоялось бассейновое совещание председателей со­ ветов молодых специалистов, на котором были определены задачи советов и пути совер­ шенствования воспитательной работы. Особое внимание уде­ лялось вопросам воспитания ответственности за качество продукции и соблюдение дис­ циплины. На совещании выступил за­ меститель начальника объеди­ нения ВРПО «Севрыба» В. Я. Хайреч. В работе совещания принял участие заведующий сектором обкома ВЛКСМ П. А. Бордю к. Н. КОЗЛОВ, старший инженер отдела кадров и учебных заведений ВРПО «Севрыба». Начало. Каким нелегким оно бывает у молодых моряков! Но если у человека характер сильный, если трудится па­ рень на совесть, тянется к знаниям — получится хороший специалист. Вот и Станислав Бондаренко совсем недавно на флоте, а уже заслужил уважение ребят на посолъно- свежьевом траулере «Заставна» Мурманского тралового флота. Они избрали люлодого моряка в комсомольское бю­ ро судна. А впереди у С. А. Бондаренко — новые горизон­ ты: он мечтает стать судоводителем. НА СНИМКЕ: С. А. Бондаренко. Фото В. КОРЕЦКОГО. Актуальная тема: ДИСЦИПЛИНА ОТ ПРОЕКТА I / АЖ ДУЮ РАЗРАБОТ- КУ, выполняемую на основе договоров между за­ казчиком и проектантом, предполагается внедрить (иначе зачем платить проек­ танту деньги), однако на практике это далеко не так. Еще не всякий проект обре­ тает жизнь, а сроки внедре­ ния очень часто растягива­ ются, что приводит к невос­ полнимым потерям и удо­ рожанию стоимости работ. В чем же дело? Во-первых, имеют место объективные причины, кото­ рые делают нецелесообраз­ ным внедрение: изменение промысловой обстановки, появление более современ­ ного оборудования, из­ менение ситуации на рынке ебьгга и т. п. К примеру, в настоящее время не имеет смысла внедрение проектов переоборудования судов для лова кальмара-стрелки вви­ ду отсутствия объекта про- мысла. Очевидно, что влияние этой причины будет сни­ жаться по мере увеличения достоверности прогнозирова­ ния и учета прогнозов при составлении планов работ ироектно - конструкторских организаций. Во-вторых, необеспечен­ ность материальными и тру­ довыми ресурсами, не хва­ тает мощностей .судоремон­ та н т. п. Устранение этого недостатка прежде всего за­ висит. от проектно-ковструк- торских организаций. Когда вопросы рассматриваются на стадии формирования про­ изводственно -тематического плана, то отказа от выпол­ ненных разработок почти не бывает. Именно на такой подход и нацелен перевод научных и проектно-конст­ рукторских организаций на новую систему планирова­ ния и экономического сти­ мулирования, произведен­ ный в последние два года в Министерстве рыбного хо­ зяйства в соответствии с по­ становлением партии и пра­ вительства. Сложнее обстоит дело с выявлением и устранением причин, влияющих на увели­ чение сроков внедрения по сравнению с планируемым, но можно выделить основ­ ные из них. Н А Л И Ч И Е СТИМУЛА . При этом имеются в виду различные его виды. Практика показывает, что разработки, от внедрения которых зависит возмож­ ность дальнейшей эксплуа­ тации судна, внедряются не­ замедлительно. Пример то­ му — проекты по установке сигнально - отличительных огней, документация по без­ опасности мореплавания, ведения промысла и т. п. И это вполне естественно — без проведения подобных мероприятий судовладелец рискует не получить разре­ шения на выход судна на промысел. . Очень быстро находят применение проекты установ­ ки новой радиоаппаратуры, средств радионавигации, при* боров поиска рыбы и кон­ троля за параметрами рабо­ ты орудий лова. Только по проектам нашего отделения ежегодно более 30 судов проходит подобную модер­ низацию Быстро" осуществ­ ляются проекты и по пере­ оборудованию трюмов су­ дов под перевозку рыбы на­ ливом. Во всех этих случа* ях главный стимул — обес­ печение вьшолиения плана по вылову рыбы. Говоря о стимулировании внедрения достижений нау­ ки и техники, .хотелось бы остановиться на несовер­ шенстве .системы стимулиро­ вания и несовпадении инте­ ресов разработчика и судо­ владельца при проведении мероприятий, не выдержи­ вающихся в конкретном.рас» считанном экономическом эффекте. Возьмем, к приме­ ру, приведение установки сигнально • отличительных огней на судах в соответст­ вие с правилами МПСС-72. Без такого переоборудова­ ния суда с определенного момента не могли быть вы­ пущены из порта, т. е. дол- жны стать на простой. Та­ ким образом, для судовла­ дельца эти разработки, их внедрение предотвращают убытки. Для проектной ор­ ганизации эта работа невы­ годна, от ее внедрения ни­ какого расчетного народно­ хозяйственного эффекта или снижения себестоимости продукции нет. Не преду- 14 октября 1SS3 года; РЫБНЫЙМУРМАН

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz