Рыбный Мурман. 1983 г. Октябрь.
• ХОЗЯЙСТВОВАТЬ ЭФФЕКТИВНО • Экономическое обозрение И ЧИСЛОМ, ИУМЕНИЕМ На состоявшемся недавно очередном заседании совета ди ректоров Всесоюзного рыбопромышленного объединения «Севрыба» были подведены «тоги работы за третий квартал. К сожалению, штурм плановых рубежей не оказался по си лам ни одному из коллективов предприятий рыбной промыш ленности области. Сентябрь холодными и сильными штормо выми ветрами остудил накал работы в самой горячей сейчас точке — на мойвенной путине — и тем самым осложнил по ложение пром'ысловых дел в целом. Интересно, однако, отметить такую деталь: в этот период» практически все экипажи работали равномерно, успешно справ лялись с нагрузками и нередко перекрывали задания. Иной вопрос, что на промысле так и не удалось обеспечить нахож дение планового количества судов. Потери «в числе» соста вили около полутора десятка промысловых траулеров, и воз местить их в короткий срок мастерством и умением оказалось делом непростым. Где «теряются» суда — догадаться, видимо, не так уж и трудно. М ного времени отнимают пробеж ки в порт, ожидания разгрузки в море. Вызваны они, как известно, Ьстрой нехват кой транспортных рефрижераторов. Правда, в этом году дело осложнили наши партнеры по Договору четырнадцати — ж е лезнодорожники, — которые как никогда плохо снабжают по р товиков вагонами под разгрузку судов. Но так или иначе, приходы «по зеленой» в период страды стали практикой работы и потому брались в расчет еще при подготовке к работе на облове мойвы. Д ругое дело — как, за счет чего их компенсировать. К этому мы еще вернемгся п о з же. А теперь несколько слов о потерях, к которым, казалось бы, все давным-давно привыкли и которые тем не менее всег да неожиданны. Речь идет об оперативном графике ремонта судов. Составляется он регулярно и столь же регулярно не выполняется. Например, в сентябре у причалов М урманской судоверфи задержались шесть траулеров. М ож но ли здесь усматривать вину только коллектива судо верфи? На вопрос этот однозначно ответить очень трудно. Д е ло в том, что нередко на запланированных к сдаче судах не ожиданно открываются дополнительные объемы работ, кото рые заранее не были учтены в ремонтных ведомостях и к о торые еще на неопределенный срок приковывают суда к при чалам. Так было, в частности, в сентябре с БМРТ «Илья Кату- нин» М урманского тралового флота, так будет в октябре с ПСТ «Кокшайск» управления «Севрыбпромразведка». Проблема сама по себе не нова. И если теперь о ней при шлось заговорить вновь, то вот почему: видимо, при составле нии оперативных графиков выхода судов из ремонта необхо димо делать «поправки» на неожиданно возникающие тр уд ности, препятствия. Графики станут реально выполнимыми, и тогда мож но стро го спросить с тех, по чьей вине будет сорван выход из ремон та того или иного судна. А теперь вернемся к вопросу, что нужно сделать для того, чтобы компенсировать независящие от экипажей потери пр о мыслового времени. Это тем более важно теперь, когда, на конец, море пошло на кое-какие «уступки»: качество мойвы улучшилось настолько, что все уловы, за редким исключени ем, пригодны для выработки пищевой продукции; стабилизи ровалась обстановка и на некоторых других объектах промысла. И сейчас многое зависит от правильной, умелой организации работы в море. Поэтому на промысловом совете была разработана такая схема расстановки флота, которая позволит избежать массовых переходов судов из одного района в д р у гой. Нужно только, чтобы экипажи не тратили времени на рас качку (а именно на нее у тралфлотовцев, например, ушло 14 судо-суток), проявляли больше инициативы, творчества в про мысловой работе, нацеливались не только на добычу сырья, но и на выработку пищевой рыбопродукции, в частности ко н сервов и пресервов, задолженность по которым у флотов так же достаточно велика. Особое внимание при этом нужно обратить на выпуск разде ланной рыбы. Вопросу этому на страницах еженедельника бы ло посвящено немало материалов («РМ» № 12, 25, 30, 35, 36). Например, мы рассказывали об эксперименте по 100-процент ной разделке рыбы на судах в «Латрыбпроме» («РМ» № 20, 1983 г.). Конечно, рыбаки Мурмана работают несколько в иных ус ловиях, которые не позволяют им слепо следовать примеру коллег (не будешь ведь полностью разделывать мойву). Вмес те с тем, разделка рыбы была и остается одним из внутрен них резервов производства. Резервом, который используется пока что далеко не в полной мере. Так, экипажи объединения «Мурманрыбпром» подошли к ледяной рыбе с «мойвенными мерками» и долгое время ра ботали в ущерб выпуску продукции улучшенного ассортимен та. Как позже выяснилось, на спецразделку в экипаже не хва тило... людей: судно работало с применением щ екинского м е тода. Пример ни в коей мере не отрицает опыта щекинских химиков. Иной вопрос, что он подчеркивает необходимость под ходить к его применению творчески. В частности, при подготовке судна к рейсу необходимо учи тывать район и объект лова, с тем, чтобы удовлетворить по требность экипажа и в рыборазделочной технике, и в людях. Капитаны, в свою очередь, не должны упускать ни одного случая и, если позволяет промысловая обстановка, вырабаты вать продукцию улучшенного ассортимента. Руководителям же рыбодобывающих предприятий следует комплектовать экипажи специалистами с учетом их подготов ленности и при этом регулярно контролировать работу каж до го судна, то, насколько полно загружены и используются все его производственные мощности. Если работу флота организовать правильно, если исключить простои и потери, есть все возможности не только выполнить, но и перевыполнить план четвертого квартала. ОТДЕЛ ПРОМЫШЛЕННОГО РЫБОЛОВСТВА «РМ». ЛИДЕР- «ЛЕНРЫВПРОМ» Итоги социалистического соревнования коллективов объединений «Мурманрыб- пром», «Эстрыбпром»- и «Лен- рыбпром» за 8 месяцев ны нешнего года наглядно пока зывают: лидируют ленин градцы. Они опередили сопер ников в выпуске товарной и пищевой продукции, консер вов, филе, в выполнении плана вылова рыбы и роста произ водительности труда. Мурманские рыбаки оказа лись недосягаемыми в эконо мии топлива и в выполнении задания по повышению квали фикации тружеников моря. Г. ШЕРЕВЕНЕЦ, наш внешт. корр. СОВЕЩАЮТСЯ МОЛОДЫЕ 28 сентября в ВРПО «Сев- рыба» состоялось бассейновое совещание председателей со ветов молодых специалистов, на котором были определены задачи советов и пути совер шенствования воспитательной работы. Особое внимание уде лялось вопросам воспитания ответственности за качество продукции и соблюдение дис циплины. На совещании выступил за меститель начальника объеди нения ВРПО «Севрыба» В. Я. Хайреч. В работе совещания принял участие заведующий сектором обкома ВЛКСМ П. А. Бордю к. Н. КОЗЛОВ, старший инженер отдела кадров и учебных заведений ВРПО «Севрыба». Начало. Каким нелегким оно бывает у молодых моряков! Но если у человека характер сильный, если трудится па рень на совесть, тянется к знаниям — получится хороший специалист. Вот и Станислав Бондаренко совсем недавно на флоте, а уже заслужил уважение ребят на посолъно- свежьевом траулере «Заставна» Мурманского тралового флота. Они избрали люлодого моряка в комсомольское бю ро судна. А впереди у С. А. Бондаренко — новые горизон ты: он мечтает стать судоводителем. НА СНИМКЕ: С. А. Бондаренко. Фото В. КОРЕЦКОГО. Актуальная тема: ДИСЦИПЛИНА ОТ ПРОЕКТА I / АЖ ДУЮ РАЗРАБОТ- КУ, выполняемую на основе договоров между за казчиком и проектантом, предполагается внедрить (иначе зачем платить проек танту деньги), однако на практике это далеко не так. Еще не всякий проект обре тает жизнь, а сроки внедре ния очень часто растягива ются, что приводит к невос полнимым потерям и удо рожанию стоимости работ. В чем же дело? Во-первых, имеют место объективные причины, кото рые делают нецелесообраз ным внедрение: изменение промысловой обстановки, появление более современ ного оборудования, из менение ситуации на рынке ебьгга и т. п. К примеру, в настоящее время не имеет смысла внедрение проектов переоборудования судов для лова кальмара-стрелки вви ду отсутствия объекта про- мысла. Очевидно, что влияние этой причины будет сни жаться по мере увеличения достоверности прогнозирова ния и учета прогнозов при составлении планов работ ироектно - конструкторских организаций. Во-вторых, необеспечен ность материальными и тру довыми ресурсами, не хва тает мощностей .судоремон та н т. п. Устранение этого недостатка прежде всего за висит. от проектно-ковструк- торских организаций. Когда вопросы рассматриваются на стадии формирования про изводственно -тематического плана, то отказа от выпол ненных разработок почти не бывает. Именно на такой подход и нацелен перевод научных и проектно-конст рукторских организаций на новую систему планирова ния и экономического сти мулирования, произведен ный в последние два года в Министерстве рыбного хо зяйства в соответствии с по становлением партии и пра вительства. Сложнее обстоит дело с выявлением и устранением причин, влияющих на увели чение сроков внедрения по сравнению с планируемым, но можно выделить основ ные из них. Н А Л И Ч И Е СТИМУЛА . При этом имеются в виду различные его виды. Практика показывает, что разработки, от внедрения которых зависит возмож ность дальнейшей эксплуа тации судна, внедряются не замедлительно. Пример то му — проекты по установке сигнально - отличительных огней, документация по без опасности мореплавания, ведения промысла и т. п. И это вполне естественно — без проведения подобных мероприятий судовладелец рискует не получить разре шения на выход судна на промысел. . Очень быстро находят применение проекты установ ки новой радиоаппаратуры, средств радионавигации, при* боров поиска рыбы и кон троля за параметрами рабо ты орудий лова. Только по проектам нашего отделения ежегодно более 30 судов проходит подобную модер низацию Быстро" осуществ ляются проекты и по пере оборудованию трюмов су дов под перевозку рыбы на ливом. Во всех этих случа* ях главный стимул — обес печение вьшолиения плана по вылову рыбы. Говоря о стимулировании внедрения достижений нау ки и техники, .хотелось бы остановиться на несовер шенстве .системы стимулиро вания и несовпадении инте ресов разработчика и судо владельца при проведении мероприятий, не выдержи вающихся в конкретном.рас» считанном экономическом эффекте. Возьмем, к приме ру, приведение установки сигнально • отличительных огней на судах в соответст вие с правилами МПСС-72. Без такого переоборудова ния суда с определенного момента не могли быть вы пущены из порта, т. е. дол- жны стать на простой. Та ким образом, для судовла дельца эти разработки, их внедрение предотвращают убытки. Для проектной ор ганизации эта работа невы годна, от ее внедрения ни какого расчетного народно хозяйственного эффекта или снижения себестоимости продукции нет. Не преду- 14 октября 1SS3 года; РЫБНЫЙМУРМАН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz