Рыбный Мурман. 1983 г. Октябрь.

ПАРТИЙНАЯ ЖИЗНЬ КРИТЕРИЕМ ЯВЛЯЕТСЯ ДЕЛО Труженики Северного бас­ сейна, как и все советские люди, с глубоким одобрением и заинтересованностью вос­ приняли решения ноябрьско­ го (1982 г.) и июньского (1983 г.) Пленумов ЦК КПСС. Они видят в них еще одно подтверждение того, что глав­ ным содержанием деятель­ ности партии является пр еж ­ де всего забота о человеке труда, о его духовном разви­ тии и благополучии, о повы­ шении эффективности обще­ ственного производства, о со­ хранении мира на нашей пла­ нете. Отвечая практическими де­ лами на заботу партии и пра­ вительства, трудящиеся рыб­ ной промышленности бассей­ на полны решимости выпол­ нить задачи, поставленные пе­ ред ними партией, внести за­ метный вклад в реализацию Продовольственной програм ­ мы СССР. В условиях слож ­ ной промысловой обстановки экипажи многих судов справ­ ляются с выполнением плано­ вых заданий и социалистиче­ ских обязательств третьего года одиннадцатой пятилет­ ки. Свыше двадцати рыбопро­ мысловых судов выполнили годовые планы вылова и вы­ пуска пищевой продукции. Среди них — экипажи боль­ ших автономных траулеров «Константин Душенов», «Мар­ шал Еременко», большого м о­ розильного траулера «Иван Бочков». Как подчеркивается в д о ку­ ментах июньского Пленума ЦК, уровень всей организатор­ ской и воспитательной рабо­ ты в трудовых коллективах следует оценивать с позиций строгой взыскательности и требовательности, неприми­ римости к недостаткам и про­ явлению самоуспокоенности. Судить о деятельности кадров нужно по конкретным делам, выполнению народнохозяйст­ венных планов, состоянию дисциплины в экипажах. Нам предстоит многое сде­ лать по совершенствованию воспитательной работы, повы­ шению роли трудовых коллек­ тивов в этом важном деле, искоренению фактов прими­ ренческого отношения к на­ рушителям трудовой и про­ изводственной дисциплины, общественного порядка. Боль­ шую роль в осуществлении данных задач должны сыграть командные кадры. Необходи­ мо будет усилить их роль и значение в воспитании подчи­ ненных. Участие командира произ­ водства в идеологической и воспитательной работе — его неотъемлемая часть в управ­ лении коллективом. ПЕРВЫЙ СПРОС С КАПИТАНА На флотах бассейна в на­ стоящее время трудится о ко ­ ло 13,5 тысячи специалистов, представляющих ту или иную категорию командного соста­ ва. Благодаря целенаправлен­ ной деятельности партийных комитетов, хозяйственных ор­ ганов постоянно улучшается качественный состав команди­ ров. Значительно возросла среди них партийная прослой­ ка. До 80 процентов увеличи­ лось число лиц, имеющих высшее или среднее спе­ циальное образование. Многие из них не мыслят себя без общественной рабо­ ты, связанной с воспитанием людей; 73 процента команди­ ров является наставниками молодежи, 81 процент — про* пагандистами систем партий­ ной учебы, комсомольского политпросвещения и эконо­ мического образования, каж ­ дый третий из них использу- стся партийными организация­ ми как лектор или докладчик. Как видим, командный со­ став судов — это большой и зрелый отряд руководителей и воспитателей^ способных по­ вести за собой коллективы, мобилизовать их на выполне­ ние самых сложных задач. Примером участия в воспи­ тательной работе с людьми, непримиримости к недобросо­ вестности и недисциплиниро­ ванности как в труде, так и в поведении служат подавляю­ щее большинство капитанов. Они, как правило, умело опи­ раются в своей работе на ав­ торитет и силу партийных и общественных организаций, успешно осуществляют р уко ­ водство воспитательной и хо­ зяйственной деятельностью. Всеми этими качествами об­ ладают опытные промыслови­ ки и воспитатели капитаны В. А. Яковлев, П. В. Шумелян- ко, Н. И. Гуцкалов, Г. В. Бер- дышевский М урманского тралового флота, В. В. Конев и Р. И. Монин из производст­ венного объединения «Мур- манрыбпром», Н. И. Ляплиев и В. А. М орозов из управле­ ния «Севрыбхолодфлот», А. А. Дубина из М урм анского ры- бакколхозсоюза. Хорошо известен на бас­ сейне, к примеру, капитан большого морозильного трау­ лера «Леонид Иванов» Влади­ мир Владимирович Конев. Он принимает активное участие в воспитании моряков, является пропагандистом школы ком ­ мунистического труда, опыт­ ным лектором и наставником молодежи. При капитане еже­ недельно проводятся идеоло­ гические планерки. Все коман­ диры судна проводят воспи­ тательную работу с подчи­ ненными согласно своим лич­ ным творческим планам. Ощутимую помощь в вос­ питании молодежи здесь ока­ зывают советы наставников и молодых специалистов. Много внимания капитан, другие командиры траулера уделяют организации досуга моряков, посещают их семьи, интересу­ ются бытом. Парторганизация совместно с администрацией заботится о закреплении ко ­ мандных кадров на корабле: за два с половиной года сме­ нилось лишь шесть специали­ стов из командного состава. Результаты такой последо­ вательной воспитательной ра­ боты, проводимой в экипаже, налицо: за последние три го­ да среди моряков нет ни од­ ного нарушителя дисциплины. В нынешнем году экипаж стал лидером социалистиче­ ского соревнования за вылов рыбы и максимальный выпуск пищевой продукции. Ему при­ своено звание «Экипаж высо­ кой культуры производства . и организации труда». Однако среди капитанов еще встречаются люди, дис­ кредитировавшие себя в гла­ зах моряков, нетребователь­ ные к себе, не имеющие со­ ответствующих политических и моральных качеств. Им ниче­ го не стоит нарушить дисцип­ лину, у подобных горе-коман­ диров слово обычно расхо­ дится с делом. Ясно, что они быстро утрачивают моральное право быть руководителями, воспитывать подчиненных. Как утратил это право бывший ка­ питан М урманского тралового флота Ю. М. Штоколов, кото­ рый дважды доставлялся в медвытрезвитель, пьянствовал в рабочее время. Не проявил политической выдержки в период ремонта судна в иностранном порту бывший капитан транспортно­ го рефрижератора «Матиас Тезен» управления «Севрыб­ холодфлот» П. А. Кручинин. Своими действиями он не способствовал укреплению м еждународного авторитета нашей страны за рубежом, не обеспечил выполнение данно­ го ему ответственного задания — ремонта судна. Только в текущем году за различные нарушения произ­ водственной и трудовой дис­ циплины понижены в д олж ­ ности 22 капитана, в том чис­ ле два — за ослабление вос­ питательной работы в экипа­ жах. Почти 70 процентов от­ страненных от командования кораблем работали в М урман­ ском траловом флоте. Тут есть над чем задуматься руководи­ телям флота. Думается, д олж ­ ны повысить спрос и требо­ вательность к капитанам су­ довые партийные организации, которые лучше знают их де­ ловые, политические и мо­ ральные качества. БЫТЬ НЕ ТОЛЬКО ПРИМЕРОМ Определенный опыт воспи­ тательной работы с людьми накоплен на большом авто­ номном траулере «Александр Торцев» М урманского трало­ вого флота. Правильная ее организация, личное участие а ней всех командиров судна, скоординированные усилия партийной, профсоюзной и ком сомольской организаций позволили исключить в по­ следних трех заграничных рейсах какие-либо нарушения. Молодым морякам есть с кого брать пример на «Алек­ сандре Торцеве». Это стар­ ший механик Д. М. Ники­ шин, который работает на траулере с новостроя, стар­ ший помощ ник капитана П. Л. Грушко, первый электроме­ ханик Е. Н. Денисов и другие командиры. Они твердо зна­ ют, что мало показывать лич­ ный пример в работе, но обя­ зательно надо лично участво­ вать и в воспитательном про­ цессе. Являясь наставниками молодежи, эти командиры не ограничиваются передачей своим подчиненным лишь производственного опыта, профессиональных знаний и навыков, а вовлекают их в об­ щественную жизнь экипажа, прививают им чувство ответ­ ственности за положение дел в коллективе. За успехи в со­ циалистическом соревновании экипаж корабля занесен в об­ ластную Книгу почета. Грамотными специалистами и хорошими воспитателями зарекомендовали себя Н. И. Захаров, Б. В. Борисенко и Ю. Н. Рудненко из объедине­ ния «Мурманрыбпром», Г. П* Перегородин, М. К. Хайрул- лин и И. Г. Авчухов из управ­ ления «Севрыбхолодфлот», И. М. Стадник и В. А. Звон­ цов из управления «Севрыб- промразведка», А. Д. Синело- бов из М урманского рыбак- колхозсоюза. Командный состав судоме­ ханической и технологической служб составляет чуть ли не половину всех специалистов бассейна. Это внушительная сила, если ее правильно ис­ пользовать, способная поло­ жительно влиять на мораль­ ный климат в экипажах. Однако и тут имеются серь­ езные недостатки. Среди ко ­ мандиров судомеханической службы, судоводителей до сих пор не изжиты наруше­ ния дисциплины. О каком при­ мере для подчиненных, их воспитании может идти речь, если командир пьянствует, не­ дисциплинирован. Так, наруше­ ния дисциплины в текущем году допускали специалисты управления «Севрыбхолод­ флот». Главный механик РМБ «Рига» Р. К. С коренков вмес­ то того, чтобы требовать с других за порядок, сам пьян­ ствовал с подчиненными. Не­ однократно находился на суд­ не в нетрезвом состоянии бывший старший электромеха­ ник ТР «Матиас Тезен» Н. А. Монахов. Нужно строже наказывать подобных командиров, осво­ бождать их от работы с людь­ ми. Именно таким образом и поступают сейчас на флотах. За пьянство и личную недис­ циплинированность освобож ­ дены от должностей помощ ­ ник капитана по производст­ ву БМРТ «Новиков-Прибой» М урманского тралового фло­ та Ю. А. Сулимин, сменный технолог плавбазы «Маточкин Шар» управления «Севрыбхо­ лодфлот» И. В. Коробицин, рыбмастер БМРТ «Тында» объ­ единения «Мурманрыбпром» Н. В. Кузнецов. Низкой требовательностью и отсутствием должной воспи­ тательной работы с подчинен­ ными, несоблюдением техно­ логической дисциплины м ож ­ но объяснить тот факт, что 8 первом полугодии нынешнего года в адрес флотов «Севры- бы» поступило претензий к качеству м ороженой рыбо­ продукции в 2,5 раза больше, чем в соответствующем пе­ риоде прошлого года. Опла­ та рекламаций возросла на 18 тысяч рублей. Наиболее вну­ шительную долю в это внес­ ли рыбаки объединения «Мурманрыбпром». Задачей командного соста­ ва, общественных организаций было и остается обеспечение успешного выполнения рейсо­ вых заданий — за счет ра­ ционального использования производственных мощностей судов — по выпуску пищевой продукции, пользующейся спросом у населения,- товаров высокого качества. Работа без рекламаций на выпущенную пищевую продукцию должна стать делом чести каждого командира, каждого моряка. КОГДА ДИСЦИПЛИНА НА ВЫСОТЕ В преодолении в работе с людьми инерции, формализ­ ма, шаблона огромная роль принадлежит первым помощ ­ никам капитанов. Они должны уметь привлекать к участию в воспитательном процессе руководителей всех рангов и уровней, всех коммунистов. Практика показывает: где этот вопрос решен, там уверенно реализую /ся производствен­ ные задания, там крепка дис­ циплина. Примером творческого от­ ношения к организации вос­ питательной работы может служить деятельность первого помощника капитана БМРТ «Андрей Андреев» Б. В. Ива­ нова.' Отличительной чертой Бориса Васильевича является умение четко спланировать, организовать политико-воспи­ тательную работу в экипаже, привлечь к ней командиров. Все 24 командира судна про­ водят воспитательную работу по личным творческим пла­ нам. В коллективе| развито наставничество. В центре вни-. мания судовой парторганиза­ ции, первого помощника ка­ питана находятся вопросы у к­ репления дисциплины. На ко ­ рабле действует лекторий «Честь и слава по труду», оформлен стенд «Цена рабо­ чей минуты». С инициативой работает идеологическая груп­ па, в составе которой 16 командиров. Не удивительно, что на ко­ рабле нет нарушений трудо­ вой и производственной дис­ циплины, правил поведения советского моряка за грани­ цей и таможенных правил. Экипаж в настоящее время работает в счет 1984 года. Вместе с тем не все полит­ работники умеют привлекать командный состав к воспита­ тельной работе, порой стре­ мятся все сделать лично. А это отрицательно влияет на состояние морального клима­ та в коллективе, так как ко ­ мандиры среднего звена те­ ряют в конце концов чувство ответственности, снижают к себе требовательность. Например, первый помощ ­ ник капитана ПСТ «Красно- слободск» Н. И. Зайцев не су­ мел привлечь к воспитанию членов экипажа командиров. Командный состав не участву­ ет в смотре-конкурсе на луч­ шую организацию политико­ воспитательной работы. И вот «закономерные» послед­ ствия: в медвытрезвителе по­ бывали десять моряков, из них три командира. Для повышения уровня о р ­ ганизации воспитательной ра­ боты в экипажах, активного привлечения к ней командно­ го состава, укрепления инсти­ тута судовых политработни­ ков ВРПО «Севрыба» приняло решение о направлении на девятимесячные курсы подго­ товки первых помощников ка­ питанов при МВИМУ имени Ленинского комсомола стар­ ших помощников капитанов, вторых механиков с высшим отраслевым образованием с таким расчетом, чтобы перед назначением их. капитанами, главными (старшими) механи­ ками они поработали первы­ ми помощниками капитанов. Следует также повсеместно поднять роль советов моло­ дых специалистов, советов по работе с молодыми рыбака­ ми флотов в воспитании м оло­ дежи. Наша общая задача — в короткие сроки превратить вчерашних курсантов училищ в полноценных командиров производства, умелых воспи­ тателей. В этом деле мы ждем большей активности и дейст­ венности от работы совета на­ ставников, конкретной помо­ щи от ветеранов войны и труда. ШИШ­ К И Н В. Я. Хайреч, заместитель начальника ВРПО «Севрыба» ВОСПИТАТЕЛЬ г 14 октября 1883 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz