Рыбный Мурман. 1983 г. Октябрь.
ПАРТИЙНАЯ ЖИЗНЬ КРИТЕРИЕМ ЯВЛЯЕТСЯ ДЕЛО Труженики Северного бас сейна, как и все советские люди, с глубоким одобрением и заинтересованностью вос приняли решения ноябрьско го (1982 г.) и июньского (1983 г.) Пленумов ЦК КПСС. Они видят в них еще одно подтверждение того, что глав ным содержанием деятель ности партии является пр еж де всего забота о человеке труда, о его духовном разви тии и благополучии, о повы шении эффективности обще ственного производства, о со хранении мира на нашей пла нете. Отвечая практическими де лами на заботу партии и пра вительства, трудящиеся рыб ной промышленности бассей на полны решимости выпол нить задачи, поставленные пе ред ними партией, внести за метный вклад в реализацию Продовольственной програм мы СССР. В условиях слож ной промысловой обстановки экипажи многих судов справ ляются с выполнением плано вых заданий и социалистиче ских обязательств третьего года одиннадцатой пятилет ки. Свыше двадцати рыбопро мысловых судов выполнили годовые планы вылова и вы пуска пищевой продукции. Среди них — экипажи боль ших автономных траулеров «Константин Душенов», «Мар шал Еременко», большого м о розильного траулера «Иван Бочков». Как подчеркивается в д о ку ментах июньского Пленума ЦК, уровень всей организатор ской и воспитательной рабо ты в трудовых коллективах следует оценивать с позиций строгой взыскательности и требовательности, неприми римости к недостаткам и про явлению самоуспокоенности. Судить о деятельности кадров нужно по конкретным делам, выполнению народнохозяйст венных планов, состоянию дисциплины в экипажах. Нам предстоит многое сде лать по совершенствованию воспитательной работы, повы шению роли трудовых коллек тивов в этом важном деле, искоренению фактов прими ренческого отношения к на рушителям трудовой и про изводственной дисциплины, общественного порядка. Боль шую роль в осуществлении данных задач должны сыграть командные кадры. Необходи мо будет усилить их роль и значение в воспитании подчи ненных. Участие командира произ водства в идеологической и воспитательной работе — его неотъемлемая часть в управ лении коллективом. ПЕРВЫЙ СПРОС С КАПИТАНА На флотах бассейна в на стоящее время трудится о ко ло 13,5 тысячи специалистов, представляющих ту или иную категорию командного соста ва. Благодаря целенаправлен ной деятельности партийных комитетов, хозяйственных ор ганов постоянно улучшается качественный состав команди ров. Значительно возросла среди них партийная прослой ка. До 80 процентов увеличи лось число лиц, имеющих высшее или среднее спе циальное образование. Многие из них не мыслят себя без общественной рабо ты, связанной с воспитанием людей; 73 процента команди ров является наставниками молодежи, 81 процент — про* пагандистами систем партий ной учебы, комсомольского политпросвещения и эконо мического образования, каж дый третий из них использу- стся партийными организация ми как лектор или докладчик. Как видим, командный со став судов — это большой и зрелый отряд руководителей и воспитателей^ способных по вести за собой коллективы, мобилизовать их на выполне ние самых сложных задач. Примером участия в воспи тательной работе с людьми, непримиримости к недобросо вестности и недисциплиниро ванности как в труде, так и в поведении служат подавляю щее большинство капитанов. Они, как правило, умело опи раются в своей работе на ав торитет и силу партийных и общественных организаций, успешно осуществляют р уко водство воспитательной и хо зяйственной деятельностью. Всеми этими качествами об ладают опытные промыслови ки и воспитатели капитаны В. А. Яковлев, П. В. Шумелян- ко, Н. И. Гуцкалов, Г. В. Бер- дышевский М урманского тралового флота, В. В. Конев и Р. И. Монин из производст венного объединения «Мур- манрыбпром», Н. И. Ляплиев и В. А. М орозов из управле ния «Севрыбхолодфлот», А. А. Дубина из М урм анского ры- бакколхозсоюза. Хорошо известен на бас сейне, к примеру, капитан большого морозильного трау лера «Леонид Иванов» Влади мир Владимирович Конев. Он принимает активное участие в воспитании моряков, является пропагандистом школы ком мунистического труда, опыт ным лектором и наставником молодежи. При капитане еже недельно проводятся идеоло гические планерки. Все коман диры судна проводят воспи тательную работу с подчи ненными согласно своим лич ным творческим планам. Ощутимую помощь в вос питании молодежи здесь ока зывают советы наставников и молодых специалистов. Много внимания капитан, другие командиры траулера уделяют организации досуга моряков, посещают их семьи, интересу ются бытом. Парторганизация совместно с администрацией заботится о закреплении ко мандных кадров на корабле: за два с половиной года сме нилось лишь шесть специали стов из командного состава. Результаты такой последо вательной воспитательной ра боты, проводимой в экипаже, налицо: за последние три го да среди моряков нет ни од ного нарушителя дисциплины. В нынешнем году экипаж стал лидером социалистиче ского соревнования за вылов рыбы и максимальный выпуск пищевой продукции. Ему при своено звание «Экипаж высо кой культуры производства . и организации труда». Однако среди капитанов еще встречаются люди, дис кредитировавшие себя в гла зах моряков, нетребователь ные к себе, не имеющие со ответствующих политических и моральных качеств. Им ниче го не стоит нарушить дисцип лину, у подобных горе-коман диров слово обычно расхо дится с делом. Ясно, что они быстро утрачивают моральное право быть руководителями, воспитывать подчиненных. Как утратил это право бывший ка питан М урманского тралового флота Ю. М. Штоколов, кото рый дважды доставлялся в медвытрезвитель, пьянствовал в рабочее время. Не проявил политической выдержки в период ремонта судна в иностранном порту бывший капитан транспортно го рефрижератора «Матиас Тезен» управления «Севрыб холодфлот» П. А. Кручинин. Своими действиями он не способствовал укреплению м еждународного авторитета нашей страны за рубежом, не обеспечил выполнение данно го ему ответственного задания — ремонта судна. Только в текущем году за различные нарушения произ водственной и трудовой дис циплины понижены в д олж ности 22 капитана, в том чис ле два — за ослабление вос питательной работы в экипа жах. Почти 70 процентов от страненных от командования кораблем работали в М урман ском траловом флоте. Тут есть над чем задуматься руководи телям флота. Думается, д олж ны повысить спрос и требо вательность к капитанам су довые партийные организации, которые лучше знают их де ловые, политические и мо ральные качества. БЫТЬ НЕ ТОЛЬКО ПРИМЕРОМ Определенный опыт воспи тательной работы с людьми накоплен на большом авто номном траулере «Александр Торцев» М урманского трало вого флота. Правильная ее организация, личное участие а ней всех командиров судна, скоординированные усилия партийной, профсоюзной и ком сомольской организаций позволили исключить в по следних трех заграничных рейсах какие-либо нарушения. Молодым морякам есть с кого брать пример на «Алек сандре Торцеве». Это стар ший механик Д. М. Ники шин, который работает на траулере с новостроя, стар ший помощ ник капитана П. Л. Грушко, первый электроме ханик Е. Н. Денисов и другие командиры. Они твердо зна ют, что мало показывать лич ный пример в работе, но обя зательно надо лично участво вать и в воспитательном про цессе. Являясь наставниками молодежи, эти командиры не ограничиваются передачей своим подчиненным лишь производственного опыта, профессиональных знаний и навыков, а вовлекают их в об щественную жизнь экипажа, прививают им чувство ответ ственности за положение дел в коллективе. За успехи в со циалистическом соревновании экипаж корабля занесен в об ластную Книгу почета. Грамотными специалистами и хорошими воспитателями зарекомендовали себя Н. И. Захаров, Б. В. Борисенко и Ю. Н. Рудненко из объедине ния «Мурманрыбпром», Г. П* Перегородин, М. К. Хайрул- лин и И. Г. Авчухов из управ ления «Севрыбхолодфлот», И. М. Стадник и В. А. Звон цов из управления «Севрыб- промразведка», А. Д. Синело- бов из М урманского рыбак- колхозсоюза. Командный состав судоме ханической и технологической служб составляет чуть ли не половину всех специалистов бассейна. Это внушительная сила, если ее правильно ис пользовать, способная поло жительно влиять на мораль ный климат в экипажах. Однако и тут имеются серь езные недостатки. Среди ко мандиров судомеханической службы, судоводителей до сих пор не изжиты наруше ния дисциплины. О каком при мере для подчиненных, их воспитании может идти речь, если командир пьянствует, не дисциплинирован. Так, наруше ния дисциплины в текущем году допускали специалисты управления «Севрыбхолод флот». Главный механик РМБ «Рига» Р. К. С коренков вмес то того, чтобы требовать с других за порядок, сам пьян ствовал с подчиненными. Не однократно находился на суд не в нетрезвом состоянии бывший старший электромеха ник ТР «Матиас Тезен» Н. А. Монахов. Нужно строже наказывать подобных командиров, осво бождать их от работы с людь ми. Именно таким образом и поступают сейчас на флотах. За пьянство и личную недис циплинированность освобож дены от должностей помощ ник капитана по производст ву БМРТ «Новиков-Прибой» М урманского тралового фло та Ю. А. Сулимин, сменный технолог плавбазы «Маточкин Шар» управления «Севрыбхо лодфлот» И. В. Коробицин, рыбмастер БМРТ «Тында» объ единения «Мурманрыбпром» Н. В. Кузнецов. Низкой требовательностью и отсутствием должной воспи тательной работы с подчинен ными, несоблюдением техно логической дисциплины м ож но объяснить тот факт, что 8 первом полугодии нынешнего года в адрес флотов «Севры- бы» поступило претензий к качеству м ороженой рыбо продукции в 2,5 раза больше, чем в соответствующем пе риоде прошлого года. Опла та рекламаций возросла на 18 тысяч рублей. Наиболее вну шительную долю в это внес ли рыбаки объединения «Мурманрыбпром». Задачей командного соста ва, общественных организаций было и остается обеспечение успешного выполнения рейсо вых заданий — за счет ра ционального использования производственных мощностей судов — по выпуску пищевой продукции, пользующейся спросом у населения,- товаров высокого качества. Работа без рекламаций на выпущенную пищевую продукцию должна стать делом чести каждого командира, каждого моряка. КОГДА ДИСЦИПЛИНА НА ВЫСОТЕ В преодолении в работе с людьми инерции, формализ ма, шаблона огромная роль принадлежит первым помощ никам капитанов. Они должны уметь привлекать к участию в воспитательном процессе руководителей всех рангов и уровней, всех коммунистов. Практика показывает: где этот вопрос решен, там уверенно реализую /ся производствен ные задания, там крепка дис циплина. Примером творческого от ношения к организации вос питательной работы может служить деятельность первого помощника капитана БМРТ «Андрей Андреев» Б. В. Ива нова.' Отличительной чертой Бориса Васильевича является умение четко спланировать, организовать политико-воспи тательную работу в экипаже, привлечь к ней командиров. Все 24 командира судна про водят воспитательную работу по личным творческим пла нам. В коллективе| развито наставничество. В центре вни-. мания судовой парторганиза ции, первого помощника ка питана находятся вопросы у к репления дисциплины. На ко рабле действует лекторий «Честь и слава по труду», оформлен стенд «Цена рабо чей минуты». С инициативой работает идеологическая груп па, в составе которой 16 командиров. Не удивительно, что на ко рабле нет нарушений трудо вой и производственной дис циплины, правил поведения советского моряка за грани цей и таможенных правил. Экипаж в настоящее время работает в счет 1984 года. Вместе с тем не все полит работники умеют привлекать командный состав к воспита тельной работе, порой стре мятся все сделать лично. А это отрицательно влияет на состояние морального клима та в коллективе, так как ко мандиры среднего звена те ряют в конце концов чувство ответственности, снижают к себе требовательность. Например, первый помощ ник капитана ПСТ «Красно- слободск» Н. И. Зайцев не су мел привлечь к воспитанию членов экипажа командиров. Командный состав не участву ет в смотре-конкурсе на луч шую организацию политико воспитательной работы. И вот «закономерные» послед ствия: в медвытрезвителе по бывали десять моряков, из них три командира. Для повышения уровня о р ганизации воспитательной ра боты в экипажах, активного привлечения к ней командно го состава, укрепления инсти тута судовых политработни ков ВРПО «Севрыба» приняло решение о направлении на девятимесячные курсы подго товки первых помощников ка питанов при МВИМУ имени Ленинского комсомола стар ших помощников капитанов, вторых механиков с высшим отраслевым образованием с таким расчетом, чтобы перед назначением их. капитанами, главными (старшими) механи ками они поработали первы ми помощниками капитанов. Следует также повсеместно поднять роль советов моло дых специалистов, советов по работе с молодыми рыбака ми флотов в воспитании м оло дежи. Наша общая задача — в короткие сроки превратить вчерашних курсантов училищ в полноценных командиров производства, умелых воспи тателей. В этом деле мы ждем большей активности и дейст венности от работы совета на ставников, конкретной помо щи от ветеранов войны и труда. ШИШ К И Н В. Я. Хайреч, заместитель начальника ВРПО «Севрыба» ВОСПИТАТЕЛЬ г 14 октября 1883 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz