Рыбный Мурман. 1983 г. Октябрь.

ВЕЧЕРОМ В ПЯТНИЦУ ФОТОКОНКУРС «ОБЪЕКТИВ-83» ■■•'•■••■■•шшшйшнншпнипшшиншшш.шпш.иш.ни.пшниг ЛЬЕТСЯ НАД ВАРЗУГОЙ ПЕСНЯ Ф о т о Б. ВИРИНА. т ш ДОСЬЕ ВСЕЗНАЙКИ БОГУ utiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiniiiiiinii ТОНКА ЗРЕНИЯ ПРИТЯЖЕНИЕ БОГОВО После долгой борьбы анг­ лийский рыболов Томас Бал вытащил из воды отчаянно сопротивляющегося 20-кило­ граммового осетра. Но его радость была преждевремен­ ной. Местные власти вспомни­ ли старинный закон, который гласит, что блюда из осетра являются привилегией ко р о ­ левской трапезы. И осетра— конфисковали. НЕОБЫЧНЫЕ СЛОНЫ В намибийской пустыне зоо­ логи сняли на кинопленку с вертолета необычных слонов. Животные достигали высоты 5 метров, что на метр превы­ шает известных африканских и азиатских слонов. Ученые наблюдали за слонами не­ сколько дней и установили, что эти животные — ночные путешественники: в это вре­ мя суток они совершают 40- километровые «марши». Было обнаружено 50 таких слонов. МОРЯ ЛИТЕРАТУРНЫЕ П еревел С. К Р АШ А КО В . ЭТЮДЫ ..... ШИП ....... . ........................... I lllll. lll. ll. il. ...... .......... ................................ I...................................... ОСЕННИХ ДНЕЙ О Ш О В Ш Е СОПКИ ЦВЕТУТ Только художник видит, что каждая береза бывает зелена по-своему: все они разные, как нет двух одина­ ковых людских характеров. На исходе лета всем ста­ новится заметна эта разно- ликость в окраске деревьев, кустов. Желтизна проступа­ ет постепенно, как на про­ являющейся фотографии, и у каждого своя — с непо­ вторяющимся оттенком А как ударит ночной за­ морозок, сопки утром вспых­ нут таким многоцветьем, будто салютуют в честь но­ вой хозяйки — осени. Оси­ новый подрост на склонах — ярко-желтыми накладками средь золотистого буйства березняка, в котором то тут, то там алые взрывы рябин. Оставшиеся зелены­ ми сосняки и малахитовые кусочки тундры лишь под­ черкивают яркость этого осеннего фейерверка. ПАЛИТРА ТУНДРЫ Живописный покров осен­ ней тундры новичка пора­ жает: не сравнить ни с ка­ кой городской клумбой, раз­ ве что с палитрой ху­ дожника. Черничники пере­ ливаются всеми гаммами теплых красок от желто­ лимонных до пурпурно-алых, перемежаясь с глянцевитой зеленью островков брусники и изумрудно пенящихся лоз елочкообразной водяники. На подъеме к каменистым вершинам сопок встречаются ковры мха, расцветкой не уступающие персидским. Темно-зеленый бархат с ко­ ричневыми проглядами тор­ фа будто выткан охристо- красноватыми прожилками, усажен карминными пучка­ ми листиков какого-то растеньица... Даже валуны слегка расцвечены пятни­ стым узором лишайников салатного, голубовато-серого и почти черного оттенков. Природа поистине худож­ ник. И апогей ее живопис­ ного творчества — осень. ГОЛУБОЙ ДОМ ОТДЫХА Пробиваясь сквозь бере­ зовое криволесье тундры, на осеннем многоцветье ее я издали заметил странные белые пятнышки. Нет, это оказалась не пушица — пе­ рышки чаек. ' Откуда они здесь — посредине суши?.. И как ответ на вопрос, сквозь желто-оранжевую кипень берез высверкнула синяя гладь озера. Оно дугообразно охватило полуостров, на мыс которо­ го я вышел. Еще шаг, и я вздрогнул: почти из-под ног с шумным плеском от бере­ га помчался чирок, отчаян­ но колотя по воде лапками- ластами и не пытаясь даже расправить крылья, — под­ ранок! Стайка чернети, нырко­ вых уток, что на глади озе­ ра виднелись точками, тут же исчезла в воде С при­ брежных валунов взвихри­ лись на крыло серые чайки, за ними откуда-то поднялась вторая стая, дальше — еще... Тут и полярные крачки, и морянки, и сизая, серебри­ стая чайки, и даже помор­ ник. Но больше всего — со­ лидных белогрудых глупы­ шей. Секрет птичьего скопища в том, что это тундровое озеро, достаточно простор­ ное, находилось недалеко от Кольского залива. Манило оно морских обитателей сво­ им покоем, и чистотой воды, и мелководьем посредине его. Это озеро стало для птиц своеобразным домом отдыха от людской докучливости и морских стихий. В. ВЛАДОВ. НА СОН ГРЯДУЩИЙ ШУТНИКИ Впервые тайной своего рож­ дения Машенька заинтересо­ валась в четыре года. — Тебя купили в магазине, — пошутила мама. Машеньку этот ответ уст­ роил, и она ушла к своим кук­ лам. В пять лет Машенька во­ зобновила этот разговор, но, получив тот же ответ, распла­ калась. — Ты меня обманываешь. А как же тогда покупают сво­ их детишек кошки и собаки? Ведь у них нет денег. — Им детей покупают лю ди, — отшутилась мама. Через год Машенька потре­ бовала купить,котенка для их кота Васьки. — Сейчас, доченька, у нас нет на это денег, — сказал па­ па. А на следующий день роди­ тели купили цветной телеви­ зор. Машенька расплакалась: — На телевизор у вас день­ ги нашлись, а на Васиного ре­ беночка нет. — Мы бы купили лучше ко­ теночка, — оправдывался па­ па, — но их как раз не было сегодня в продаже. Тогда Машенька почему-то обрадовалась и пошла гулять. Скоро сна явилась домой с ко­ тенком. — Укладывайте телевизор в коробку, — сказала Машень­ ка, — утром за ним придет Петька. I I I I M I I I I I I illlllllllllllillllllllllllllllllllllllllllllll — Какой Петька? — Да Петька из нашего дво­ ра. Я у него котенка на теле­ визор выменяла. Папа с мамой переглянулись и побежали совещаться в дру­ гую комнату. — Что же делать? — испу­ ганно зашептала мама. — Мы, конечно, не можем отдать ка­ кому то Петьке цветной теле­ визор. — Но и не отдать нельзя, получится, что мы Машеньку обманули. У мамы разболелась голова, и она всю ночь не спала. А папе снилась толпа детей, во­ локущих из квартиры ковры и полированную мебель. А яснее всех ему виделся Петька, съезжающий на их новеньком цветном телевизоре по лест­ ничным ступенькам. Утром мама сказала: ~ Я больше так не могу, пойдем к ребенку и во всем признаемся. II родители пошли к дочке. — Машенька, — откашлял­ ся папа, — мы должны перед тобой извиниться. Ведь мы пошутили, что детишек поку­ пают в магазине. — И обещаем тебе, — до- бпгшла мама, — никогда боль­ ше над тобой не подшучи­ вать. — Успокойтесь, это я над вами подшутила, — призна­ лась Машенька, — чтобы вы больше надо мной не смея­ лись. Лица родителей осветились счастливыми улыбками. — А если честно, за телеви­ зором придет сейчас не Петь­ ка, а Вовка. И. БУТМАН. КРОССВОРД По горизонтали: 7. Рыба семейства пецилиевы х. 8. П ристань на реке Д ау­ гава. 10. Простейшее грузоподъем ное приспособление. 11. Роман Г. Медын­ ского. 12. С кульптура Л. Ш ервуда. 15. Литая углеродистая сталь с узорча­ той поверхностью . 16. Хищ ная п ти ­ ца. 18. И скусственная насы пь. 19. Минерал подкласса просты х окислов. 20. Герой фильма «Красная площадь». 24. Судно кругосветной экспедиции под руководством рус­ ского мореплавателя В. Головнина. 25. Л етчик-косм онавт ЧССР. 26. Восточ­ ный ударны й м узы ка льны й инстру­ мент. 28. Груз, помещаемый на судно для улучш ения его м ореходны х к а ­ честв. 32. Восточный щ ипновы й м у­ зы кальны й инструм ент. 33. Результат вы ветривания горны х пород. 34. Воз­ выш енная и укрепленная часть древ­ негреческого города. 35. Реакция об­ мена соединений с водой. По вертикали: 1. Название корабля капитана Немо. 2. Внешние очерта­ ния корп уса судна. 3. С трунны й смы ч­ ковы й м узы ка льны й инструм ент. 4. Ф ра н ц узски й учены й, откры вш и й на­ м агничивающ ее действие электриче­ ского тока и установивш ий связь полярны х сияний с м агнитны м и бу­ рями. 5. Глина, обожж енная при под­ земном пожаре. 6. Персонаж оперы Глинки «Руслан и Людмила». 9. Раз­ новидность атома одного и того ж е х и ­ м ического элемента. 13. Рулевое коле­ со. 14. Учебное заведение в некото­ р ы х странах. 16. Гидролокатор. 17. С таринная крестьян ская одежда. 21. Птица отряда рж а нкоо бр азны х. 22. У кр а и н с ки й советский писатель, ав­ тор романа «Мир хи ж ин ам , война дворцам». 23. Спортивное соо руж е­ ние. 27. Советский кино реж и ссер и а к ­ тер. 29. Советский разведчик. 30. М орской головоногий м оллю ск. 31. К остяк судна. Молодой калининград,- ский писатель Олег Глуш- кнн, в прошлом докмейстер, инженер, по долгу службы не раз выходил в’ море на промысловых судах. И в но­ вой своей книге «Морское притяжение» повествует о тех, с кем довелось работать бок о бок, с кем сводила его судьба на жи­ тейских перекрестках. ...Ж изнь рыбаков, их забо­ ты , каждодневны й н апр яж е н ­ ны й труд на промысле для молодого инженера, работника отдела м одернизации у п р а в ­ ления флота до поры до вре­ мени были далеки. Однако сто ­ ило ему выйти на промысел в качестве м еханика _ настав­ ника , к а к многое приш лось пересм атривать. И в первую очередь __ личное отнош ение к издаваемым на земле ц и р ­ кулярам и и нструкц и ям . Та­ ков в общ их чертах р и с у н о к повести «Всего один рейс». Р ассказ ведется от первого лица, и, на беглый взгляд, повесть больше похож а на репортаж с места событий. Но благодаря внутреннем у дра­ м атизм у, умело вы писанным характерам персонажей на первы й план вы ступаю т люди. В рассказах «Пятый док», «Трюмный», «Я или Ва­ син» писателя в первую очередь интересуют нравст­ венно -этические нормы по­ ведения людей, их жизнен­ ное кредо, мотивы поступ­ ков. В рассказе «Пятый док», напрнмер. уж никак симпа­ тией автора да и читателя не пользуется начальник цеха Тепннн, любящий всю ответственность переложить на чужие плечи, а безала­ берный электрик Питнлимов, напротив, вызывает сочувст­ вие. На одном дыхании читает­ ся рассказ «Трюмный», ко­ торый знакомит нас с заме­ чательным парнем, впервые ступившим на борт траулера, Матвеем Тимчуком Доскональное знание про­ цессов производства, тонкое понимание человеческой психологии отличают новую книгу Олега Глушкина. А. МИЛАНОВ. т* H I I . I I I I I I M l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l i l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l . l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l ОТВЕТЫ НА КРОССВОРД, ОПУБЛИКОВАННЫЙ В N 9 39 По горизонтали: 5. Крашенинников. 6. Лнанд. 8. «Варяг». 10. Падун. 12. Омела. 14. Минор. 16. Оазис. 17. А м у н и ц и я . 18. Стандарт. 20. Цикля. 21. Роден. 22, Анфас. 23. "Лафет. 25. Нанду. 28. «Анчар». 29. Тредиаковский. По вертикали: 1. Бард. 2. Юнга. 3. Уния. 4. Окоп. 7. Ну­ мизматика. 9. Рондо. 11. Универсиада 13. Амфибия. 14. Мо­ нитор. 15. Рентген. 16. Окинава. 19. «Рудин». 24. Трек. 26. Апаш. 27. Двор. 28. Арка. Составил Н. УМНИК. ! i l . l l l . l l l l l l l . . n . l . l l l l l l l l l l l l l l l l i l l l . . | | . . . l i l l l l l l i l l . | | | | | l ! | . . | | | | | | | i l | | | | | | | | | | | . | | | | | | | | | | | | | | | l l l l l l l l l l l i l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l . l l l l l l l l l l l l l l l l l . l l l l l . l l l l l . l l l l l l l l l l l l l l j . l l l l l l l l . l l l l l l l . . . l l l l . l l l l . l l l l l . . . l l l l l l l l l l . l . l , . . l l l l . l l l , i . | : 1 октября 1983 года 1 0 РЫБНЫЙМУРМАН

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz