Рыбный Мурман. 1983 г. Ноябрь.
• ХОЗЯЙСТВОВАТЬ ЭФФЕКТИВНО • Нурали Усманович Гафуров — м аш инист-инструктор железнодо рожного хо зяй ства рыбного пор та . Он ж е, кан бы по совм ести те льству (без дополнительной оп латы ), руководит бригадой по ре м онту подвижного состава. О пы т нейший специали ст в коллективе Пользуется непреренаемым автори тетом . Человек, влюбленный в те хн и к у, Нурали Усманович, не имея специального образования, тем не менее дотошно изучает каж дую подвижную единицу, при ходящ ую в хозяйство , а после обучает на ней работать своих товарищ ей. Гаф уров — н аставн ик молоде ж и, в его трудовой книж ке тесно от поощрений. Слово — передовику В И Н О В А Т ЛИ СТР ЕЛОЧНИК ? 15 ноября исполнилось тридцать лет, как я пришел в рыбный порт. Начинал с води теля мотовоза, сейчас — ма шинист-инструктор. Наше же лезнодорожное хозяйство за это время пополнилось новой современной техникой. Ушли в прошлое паровозные дымы, в собственном парке теперь имеется восемь тепловозов с мощностью двигателей от 250 лошадиных сил до 1200. Кро ме того, имеем три путере- монтные машины, два снего очистителя и много средств механизации ручного труда. «Лечит» всю эту технику бригада по ремонту подвиж ного составе, а точнее — семь слесарей-универсалов. О та ких, как они, говорят: «Мас тера на все руки». К примеру, Гурий Семенович Аброси мов как бы заменяет у нас коллектив заготовительного цеха. Он может смастерить все: от замка к тепловозной двери до стартера. На глазах растет профессионализм мо лодого слесаря Рахимжана Курамшина. Да и все в этом небольшом коллективе под стать лидерам. Взаимовыручка и взаимо заменяемость позволяют бригаде выполнять не только профилактические, но и капи тальные ремонты тепловозов. Правда, к этому порой при нуждают обстоятельства. Так, в системе Министерства пу тей сообщения нет базы для капремонта тепловозов серии ТГМ-6. На нет и суда нет. Своими силами меняем узлы, выкатываем колесные пары, снимаем дизель, отправляем на завод, а затем собираем и ставим на место новый двига тель, гидропередачу — сло вом, ведем все работы по технологии капитального ре монта. Может сложиться впечатле ние, что у нас есть мощная ремонтная база. Так вот, с бо лью и застарелой горечью го ворю, что нет ее. Ни мощной, ни какой бы то ни было. Да что там скрывать, За те тридцать лет, что я здесь, значительно выросла техниче ская оснащенность железно дорожного хозяйства. Но как под паровозами слесари пол зали, так они и под тепло возами лежат. Наше, с позво ления сказать, депо — это в лучшем случае отстойный бокс. Это сарай, s который еле втискивается ремонтиру емая единица. Из механиза ции — только наждак да сверлильный станок, кстати, подобранные на свалке. Вот и все, что имеем внутри по мещения. Как, положим, вы катывали колесные пары у ТГМ-б? Подгоняли его к при чалу, поднимали плавкраном с колес. Иной раз такую же операцию производим, выго няя тепловоз из нашего «де по» под открытое небо и под гоняя железнодорожный кран. В то же -время у нас име ется четыре тридцатитонных домкрата, но негде их уста новить. Разговор о строитель стве нового депо ведется уже не одну пятилетку, насколько я знаю, есть и проектная до кументация, ну а дальше все упирается в деньги, которых требуется около трехсот ты сяч. Считаю, что мы уже гораз до больше затратили, по скольку в копеечку влетает каждый ремонт. Из-за одной износившейся детали прихо дится менять весь узел, по скольку и портовая механиче ская мастерская не имеет та ких станков, которые могли бы производить работы с до статочным классом точности. Об объединении ремонтных служб порта в единое целое, об оснащенности их совре менной техникой тоже деба ты ведутся давно... А современные тепловозы — сложнейшие машины, ко торые требуют и соответству ющего ухода. Ведь в конеч ном счете от сокращения сро ков ремонта тепловозов зави сит сокращение стояночного времени судов. Хочу сказать и о второй проблеме, которая тяжкой ги рей висит на всех показателях порта. Нынче редко где встре тишь стрелочников, это отжи вающая профессия из разря да непрестижных. Попробуй побегай по морозу, подготав ливая маршрут, поотмыкай висячие замки, попереводи вручную стрелки, поочищай переводы после каждого сне га. Трудная работа. У нас же в хозяйстве 58 стрелок с руч ным переводом и 42 стрелоч ника. Виноват ли он в том, что маршрут готовится 15—20 минут? В то же время марш рутно-релейная централизация позволила бы готовить марш рут за несколько секунд. Сколько времени тратится, пока выберется состав из ана хронизма наших путей на со временные колеи, скажем, станции Кола. Отсутствие централизации рождает порой такие пе реговоры между диспетчером и машинистом: «230-й, 230-й, где ты?» «Уже еду». Маши нист отвечает так, а сам спо койно может продолжать иг рать в домино, контроля-то за ним нет никакого. Тоже где-то делается про ектное задание на маршрут- но релейную централизацию, но дело еле движется. Мне недолго осталось рабо гать до ухода на пенсию. Но хотелось, чтобы молодежь наша, наши слесари, имеющие золотые руки, могли бы ра ботать и с мостовым краном, и с тельферами, и с домкра тами, и с другой техникой. И уж, конечно, пора бы стре лочникам стать операторами. Н. ГАФУРОВ, машинист-инструктор же лезнодорожного хозяйства рыбного порта. НАЧИНАЕТСЯ С ДОБРОСОВЕСТНОСТИ На первый взгляд она ка жется белоручкой, но только на первый взгляд. От этого впечатления не остается следа, стоит посмотреть, как она работает. Руки ее лета ют плавно и стремительно, ни единого неверного или лишнего движения... Лене Ульяновой 19 лет. Два года из них лосвящены Мурманскому рыбокомбина ту. Сама она родом из Под московья, в школе увлека лась химией и математикой, хотела работать в детском саду. Закончила десятый класс, устроилась воспита тельницей. Но, как это не редко бывает, работа, о ко торой когда-то мечтала, не приносила морального удов летворения. Лена приехала в Мурманск к старшей сестре. Когда пришла в отдел кад ров рыбокомбината, едва ли думала, что найдет здесь свою судьбу. Она попала на консерв ный завод, в-цех № 2, в сме ну мастера Ларисы Алек сандровны Рябиновой. На чала работать, и, конечно же, вначале не получалось, и, конечно же, помогали бо лее опытные работницы, как, например,. Валя Лебедева, избранная не так давно бри гадиром смены. Понемногу появился опыт. Лена с дет ства воспитана в сознании, что труд — жизненная не обходимость, и относится к нему честно, с душой. А ведь труд рьгбообработчицы ох как нелегок. Только успе вай разделывать идущую по конвейеру рыбу. И так изо дня в день. Ну разве могут тут быть творчество и «ра дость созидания»? Могут. И начинаются они с добросовестности. Снача ла Лена так и работала — лучше не успеет норму вы полнить, но то, что сдела ет, сделает на совесть. Сей час к качеству прибавилась скорость — ежедневно пе ревыполняет нормы на 5— 10 процентов. После нее продукцию не проверяют— знают, Ульянова плохо ра ботать не способна. Комсоргом смены ее из брали год назад. Тихая и скромная, она стала деятель ным, инициативным и тре бовательным комсомольским вожаком. Нередко начинаю щий комсорг в приливе эн тузиазма хватается за мно. жество дел и все пытаегся «везти» на себе. А Лена е первых дней четко органи зовала работу своего бюро. Ира Валентович отвечает за производственный сектор (в смене нет прогульщиков и нарушителей трудовой дисциплины), Оля Возни- ченко — за «Комсомоль ский прожектор» ^оператив ные отклики на все события жизни смены, поздравления с праздниками, днями рож дения), Валя Мышкина — за культурно-массовую ра боту (походы в театр, ки но, выезды за город). Увле ченно живет смена. Все у работниц есть — любимое дело, интересный досуг, дру зья. А все вместе — разве это не составляет судьбу? И Лена, поработав здесь, поняла: это дело по ней. И поступила учиться в Мур манское высшее инженер ное морское училище на за очное отделение факультета технологии рыбной промыш ленности. Она хочет стать хорошим специалистом и знает, что для этого нужно досконально, на собственном опыте изучить все стадии производства — от мороже ных брикетов до увесистых консервных банок. Сейчас она уже на втором курсе. Учиться интересно, только тяжело — часто приходит-^ ся сразу после смены идти на занятия. Но если Улья нова за что взялась, она не отступит. ...Вы, может быть, считае те, что труд рыбообра-ботчи- цы — однообразие и авто матизм, лишенный всякого чувства? Посмотрите, как работает Лена Ульянова, и вы поймете, что ошибаетесь. С . МАРЧЕНКО. Дисциплина планирования ТРАНСПОРТ-НЕ РОСКОШЬ.. Транспорт — не роскошь, но его не хватает. На дис петчерский стол автобазы ВРПО «Севрыба» ежеднев но ложится заявок гораздо больше, чем есть подвиж ных единиц, даже если прибавить к ним личные велосипеды. Возьмем 15 но ября. 433 заявки. Машин, способных передвигаться, — 312. И начинает «мозговой -центр» вершить дислокацию. Ага, для мусора? Подож дет, не испортится. Струж ка? Не скиснет. Хочется, словом, раздать «всем сестрам по серьгам», да возможностей пет. И на чинаются обиды, жалобы, претензии и контрпретен- знп. Будем считаться с объ ективными факторами. С тем, что из 487 единиц 300 положенный срок уже от ходили. С тем, что в год приходит 5— 6 новых авто машин. С такими темпами для полного обновления парка потребуется чуть ли не столетие. Задерживаются автомашины с выходом, а то и «пристывают» к бров ке изза отсутствия запчас тей. Следует сказать, что и на автобазе ве с нужной нас тойчивостью борются та ук репление трудовой дисцип лины. А значит, иной сам себе думает: «А ирнеду-ка я на объект попозже, чтобы пораньше уехать». Все это — грани боль шой транспортной пробле мы, которую в одночасье не решить. В ближайшем будущем ручеек автомашин, поступающих на автопред- приятня, в полноводную ре ку не превратится. А зна чит, есть только одна ре альная возможность улуч шить дело: навести порядок, обеспечить более полную за грузку той техники, которая имеется. К этому призывают нас решения нюиьского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС. Пред ложения Совета Министров СССР, в частности, о повы шении эффективности ис пользования автотранспорт ных средств в народном хозяйстве были рассмотрены недавно на заседании По литбюро ЦК партии. Есть немалые резервы для улучшения работы пар ка автобазы. И главный из них — организация цент рализованной подачи заявок на автотранспорт от пред приятий, в этом транспорте заинтересованных. Пока же дисциплина планирования желает оставлять лучшего: автомашины не сжаты в единый кулан, они распыле ны по многочисленным хо зяевам. Нет возможности для маневра, для того, чтобы оперативно перебро сить силы туда, где они больше всего требуются. Случается, что в одном ме сте машины позарез нуж ны, а в другом диспетчеры не могут послать автомаши ну ни подальше, пи побли же: нет работы. Да вот, пожалуйста: из-за многочисленных самостоя тельных заказчиков , еже дневный график распределе ния машин превратился в бумажную простыню, кото рая и на столе не умеща ется. Заявки на автотранс порт дает, к примеру, не рыбокомбинат, как единое предприятие. Он вдруг рас сыпался, точно горох. И ка ждая «горошина» личного средства передвижения тре бует. Возьмем тот же день 15 ноября. Консервному заводу потребно 2 автома шины, холодильному № 1— 3, Ne 2 — 1, коптильному № 1 — 2, коптильному № 2 — 4, тарному цеху — 14. А есть еще заводы меди цинского жира, мукомоль ный, санцех, ремонтная группа, строится креветоч- ный цех... И всем — надо. А кому нужнее — опреде ляет автобаза. Естественно, ночтп на ощупь. Не спод ручнее ли решать, что во зить, когда, куда и сколько, едпной диспетчерской служ бе комбината? Заявки ка автобазу даК)т также 16 подразделений рыбного порта. Не рыбный порт, как единое целое. Причем два грузовых р-’Зо на, скажем, желают иметь 25 ноября 1983 года рыбный мурман
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz