Рыбный Мурман. 1983 г. Ноябрь.

• ХОЗЯЙСТВОВАТЬ ЭФФЕКТИВНО • Нурали Усманович Гафуров — м аш инист-инструктор железнодо­ рожного хо зяй ства рыбного пор­ та . Он ж е, кан бы по совм ести­ те льству (без дополнительной оп­ латы ), руководит бригадой по ре­ м онту подвижного состава. О пы т­ нейший специали ст в коллективе Пользуется непреренаемым автори­ тетом . Человек, влюбленный в те хн и к у, Нурали Усманович, не имея специального образования, тем не менее дотошно изучает каж дую подвижную единицу, при­ ходящ ую в хозяйство , а после обучает на ней работать своих товарищ ей. Гаф уров — н аставн ик молоде­ ж и, в его трудовой книж ке тесно от поощрений. Слово — передовику В И Н О В А Т ЛИ СТР ЕЛОЧНИК ? 15 ноября исполнилось тридцать лет, как я пришел в рыбный порт. Начинал с води­ теля мотовоза, сейчас — ма­ шинист-инструктор. Наше же­ лезнодорожное хозяйство за это время пополнилось новой современной техникой. Ушли в прошлое паровозные дымы, в собственном парке теперь имеется восемь тепловозов с мощностью двигателей от 250 лошадиных сил до 1200. Кро­ ме того, имеем три путере- монтные машины, два снего­ очистителя и много средств механизации ручного труда. «Лечит» всю эту технику бригада по ремонту подвиж­ ного составе, а точнее — семь слесарей-универсалов. О та­ ких, как они, говорят: «Мас­ тера на все руки». К примеру, Гурий Семенович Аброси­ мов как бы заменяет у нас коллектив заготовительного цеха. Он может смастерить все: от замка к тепловозной двери до стартера. На глазах растет профессионализм мо­ лодого слесаря Рахимжана Курамшина. Да и все в этом небольшом коллективе под стать лидерам. Взаимовыручка и взаимо­ заменяемость позволяют бригаде выполнять не только профилактические, но и капи­ тальные ремонты тепловозов. Правда, к этому порой при­ нуждают обстоятельства. Так, в системе Министерства пу­ тей сообщения нет базы для капремонта тепловозов серии ТГМ-6. На нет и суда нет. Своими силами меняем узлы, выкатываем колесные пары, снимаем дизель, отправляем на завод, а затем собираем и ставим на место новый двига­ тель, гидропередачу — сло­ вом, ведем все работы по технологии капитального ре­ монта. Может сложиться впечатле­ ние, что у нас есть мощная ремонтная база. Так вот, с бо­ лью и застарелой горечью го­ ворю, что нет ее. Ни мощной, ни какой бы то ни было. Да что там скрывать, За те тридцать лет, что я здесь, значительно выросла техниче­ ская оснащенность железно­ дорожного хозяйства. Но как под паровозами слесари пол­ зали, так они и под тепло­ возами лежат. Наше, с позво­ ления сказать, депо — это в лучшем случае отстойный бокс. Это сарай, s который еле втискивается ремонтиру­ емая единица. Из механиза­ ции — только наждак да сверлильный станок, кстати, подобранные на свалке. Вот и все, что имеем внутри по­ мещения. Как, положим, вы­ катывали колесные пары у ТГМ-б? Подгоняли его к при­ чалу, поднимали плавкраном с колес. Иной раз такую же операцию производим, выго­ няя тепловоз из нашего «де­ по» под открытое небо и под­ гоняя железнодорожный кран. В то же -время у нас име­ ется четыре тридцатитонных домкрата, но негде их уста­ новить. Разговор о строитель­ стве нового депо ведется уже не одну пятилетку, насколько я знаю, есть и проектная до­ кументация, ну а дальше все упирается в деньги, которых требуется около трехсот ты­ сяч. Считаю, что мы уже гораз­ до больше затратили, по­ скольку в копеечку влетает каждый ремонт. Из-за одной износившейся детали прихо­ дится менять весь узел, по­ скольку и портовая механиче­ ская мастерская не имеет та­ ких станков, которые могли бы производить работы с до­ статочным классом точности. Об объединении ремонтных служб порта в единое целое, об оснащенности их совре­ менной техникой тоже деба­ ты ведутся давно... А современные тепловозы — сложнейшие машины, ко­ торые требуют и соответству­ ющего ухода. Ведь в конеч­ ном счете от сокращения сро­ ков ремонта тепловозов зави­ сит сокращение стояночного времени судов. Хочу сказать и о второй проблеме, которая тяжкой ги­ рей висит на всех показателях порта. Нынче редко где встре­ тишь стрелочников, это отжи­ вающая профессия из разря­ да непрестижных. Попробуй побегай по морозу, подготав­ ливая маршрут, поотмыкай висячие замки, попереводи вручную стрелки, поочищай переводы после каждого сне­ га. Трудная работа. У нас же в хозяйстве 58 стрелок с руч­ ным переводом и 42 стрелоч­ ника. Виноват ли он в том, что маршрут готовится 15—20 минут? В то же время марш­ рутно-релейная централизация позволила бы готовить марш­ рут за несколько секунд. Сколько времени тратится, пока выберется состав из ана­ хронизма наших путей на со­ временные колеи, скажем, станции Кола. Отсутствие централизации рождает порой такие пе­ реговоры между диспетчером и машинистом: «230-й, 230-й, где ты?» «Уже еду». Маши­ нист отвечает так, а сам спо­ койно может продолжать иг­ рать в домино, контроля-то за ним нет никакого. Тоже где-то делается про­ ектное задание на маршрут- но релейную централизацию, но дело еле движется. Мне недолго осталось рабо гать до ухода на пенсию. Но хотелось, чтобы молодежь наша, наши слесари, имеющие золотые руки, могли бы ра­ ботать и с мостовым краном, и с тельферами, и с домкра­ тами, и с другой техникой. И уж, конечно, пора бы стре­ лочникам стать операторами. Н. ГАФУРОВ, машинист-инструктор же­ лезнодорожного хозяйства рыбного порта. НАЧИНАЕТСЯ С ДОБРОСОВЕСТНОСТИ На первый взгляд она ка­ жется белоручкой, но только на первый взгляд. От этого впечатления не остается следа, стоит посмотреть, как она работает. Руки ее лета­ ют плавно и стремительно, ни единого неверного или лишнего движения... Лене Ульяновой 19 лет. Два года из них лосвящены Мурманскому рыбокомбина­ ту. Сама она родом из Под­ московья, в школе увлека­ лась химией и математикой, хотела работать в детском саду. Закончила десятый класс, устроилась воспита­ тельницей. Но, как это не­ редко бывает, работа, о ко­ торой когда-то мечтала, не приносила морального удов­ летворения. Лена приехала в Мурманск к старшей сестре. Когда пришла в отдел кад­ ров рыбокомбината, едва ли думала, что найдет здесь свою судьбу. Она попала на консерв­ ный завод, в-цех № 2, в сме­ ну мастера Ларисы Алек­ сандровны Рябиновой. На­ чала работать, и, конечно же, вначале не получалось, и, конечно же, помогали бо­ лее опытные работницы, как, например,. Валя Лебедева, избранная не так давно бри­ гадиром смены. Понемногу появился опыт. Лена с дет­ ства воспитана в сознании, что труд — жизненная не­ обходимость, и относится к нему честно, с душой. А ведь труд рьгбообработчицы ох как нелегок. Только успе­ вай разделывать идущую по конвейеру рыбу. И так изо дня в день. Ну разве могут тут быть творчество и «ра­ дость созидания»? Могут. И начинаются они с добросовестности. Снача­ ла Лена так и работала — лучше не успеет норму вы­ полнить, но то, что сдела­ ет, сделает на совесть. Сей­ час к качеству прибавилась скорость — ежедневно пе­ ревыполняет нормы на 5— 10 процентов. После нее продукцию не проверяют— знают, Ульянова плохо ра­ ботать не способна. Комсоргом смены ее из­ брали год назад. Тихая и скромная, она стала деятель­ ным, инициативным и тре­ бовательным комсомольским вожаком. Нередко начинаю­ щий комсорг в приливе эн­ тузиазма хватается за мно. жество дел и все пытаегся «везти» на себе. А Лена е первых дней четко органи­ зовала работу своего бюро. Ира Валентович отвечает за производственный сектор (в смене нет прогульщиков и нарушителей трудовой дисциплины), Оля Возни- ченко — за «Комсомоль­ ский прожектор» ^оператив­ ные отклики на все события жизни смены, поздравления с праздниками, днями рож­ дения), Валя Мышкина — за культурно-массовую ра­ боту (походы в театр, ки­ но, выезды за город). Увле­ ченно живет смена. Все у работниц есть — любимое дело, интересный досуг, дру­ зья. А все вместе — разве это не составляет судьбу? И Лена, поработав здесь, поняла: это дело по ней. И поступила учиться в Мур­ манское высшее инженер­ ное морское училище на за­ очное отделение факультета технологии рыбной промыш­ ленности. Она хочет стать хорошим специалистом и знает, что для этого нужно досконально, на собственном опыте изучить все стадии производства — от мороже­ ных брикетов до увесистых консервных банок. Сейчас она уже на втором курсе. Учиться интересно, только тяжело — часто приходит-^ ся сразу после смены идти на занятия. Но если Улья­ нова за что взялась, она не отступит. ...Вы, может быть, считае­ те, что труд рыбообра-ботчи- цы — однообразие и авто­ матизм, лишенный всякого чувства? Посмотрите, как работает Лена Ульянова, и вы поймете, что ошибаетесь. С . МАРЧЕНКО. Дисциплина планирования ТРАНСПОРТ-НЕ РОСКОШЬ.. Транспорт — не роскошь, но его не хватает. На дис­ петчерский стол автобазы ВРПО «Севрыба» ежеднев­ но ложится заявок гораздо больше, чем есть подвиж­ ных единиц, даже если прибавить к ним личные велосипеды. Возьмем 15 но­ ября. 433 заявки. Машин, способных передвигаться, — 312. И начинает «мозговой -центр» вершить дислокацию. Ага, для мусора? Подож­ дет, не испортится. Струж­ ка? Не скиснет. Хочется, словом, раздать «всем сестрам по серьгам», да возможностей пет. И на­ чинаются обиды, жалобы, претензии и контрпретен- знп. Будем считаться с объ­ ективными факторами. С тем, что из 487 единиц 300 положенный срок уже от­ ходили. С тем, что в год приходит 5— 6 новых авто­ машин. С такими темпами для полного обновления парка потребуется чуть ли не столетие. Задерживаются автомашины с выходом, а то и «пристывают» к бров­ ке изза отсутствия запчас­ тей. Следует сказать, что и на автобазе ве с нужной нас­ тойчивостью борются та ук­ репление трудовой дисцип­ лины. А значит, иной сам себе думает: «А ирнеду-ка я на объект попозже, чтобы пораньше уехать». Все это — грани боль­ шой транспортной пробле­ мы, которую в одночасье не решить. В ближайшем будущем ручеек автомашин, поступающих на автопред- приятня, в полноводную ре­ ку не превратится. А зна­ чит, есть только одна ре­ альная возможность улуч­ шить дело: навести порядок, обеспечить более полную за­ грузку той техники, которая имеется. К этому призывают нас решения нюиьского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС. Пред­ ложения Совета Министров СССР, в частности, о повы­ шении эффективности ис­ пользования автотранспорт­ ных средств в народном хозяйстве были рассмотрены недавно на заседании По­ литбюро ЦК партии. Есть немалые резервы для улучшения работы пар­ ка автобазы. И главный из них — организация цент­ рализованной подачи заявок на автотранспорт от пред­ приятий, в этом транспорте заинтересованных. Пока же дисциплина планирования желает оставлять лучшего: автомашины не сжаты в единый кулан, они распыле­ ны по многочисленным хо­ зяевам. Нет возможности для маневра, для того, чтобы оперативно перебро­ сить силы туда, где они больше всего требуются. Случается, что в одном ме­ сте машины позарез нуж­ ны, а в другом диспетчеры не могут послать автомаши­ ну ни подальше, пи побли­ же: нет работы. Да вот, пожалуйста: из-за многочисленных самостоя­ тельных заказчиков , еже­ дневный график распределе­ ния машин превратился в бумажную простыню, кото­ рая и на столе не умеща­ ется. Заявки на автотранс­ порт дает, к примеру, не рыбокомбинат, как единое предприятие. Он вдруг рас­ сыпался, точно горох. И ка­ ждая «горошина» личного средства передвижения тре­ бует. Возьмем тот же день 15 ноября. Консервному заводу потребно 2 автома­ шины, холодильному № 1— 3, Ne 2 — 1, коптильному № 1 — 2, коптильному № 2 — 4, тарному цеху — 14. А есть еще заводы меди­ цинского жира, мукомоль­ ный, санцех, ремонтная группа, строится креветоч- ный цех... И всем — надо. А кому нужнее — опреде­ ляет автобаза. Естественно, ночтп на ощупь. Не спод­ ручнее ли решать, что во­ зить, когда, куда и сколько, едпной диспетчерской служ­ бе комбината? Заявки ка автобазу даК)т также 16 подразделений рыбного порта. Не рыбный порт, как единое целое. Причем два грузовых р-’Зо­ на, скажем, желают иметь 25 ноября 1983 года рыбный мурман

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz