Рыбный Мурман. 1983 г. Ноябрь.
РЫБНЫЙМУРМАН У Р М А Н : Г О Д Ы , . ДОРОГОЙ ОКТЯБРЯ • .............................................................................................................. Фоторепортаж из цеха Мурманской судоверфи, Ш Телеграфное сообщение из Петрограда о сверже нии Временного правитель ства на Мурмане получили на второй день — 26 октябри 1917 года. Вечером собрались на объединенное собрание руководите ли всех общественно - демократи ческих организаций Мурманска. Ре шение приняли однозначное: при знать и полностью поддержать Со ветскую власть. В тот же день к начальник Мурманского укреплен ного района контр-адмирал К. Ф . Кетлинский заявил о своем подчи нении новой власти. Жители Кольского полуострова, военные моряки и co-дать: встре тили известие об установлении Со ветской вяасти на Мурмане с лико ванием. Отовсюду шли рапорты об этом. А матросы яикейяего кораб ля «Чеема» предложили создать для защиты революции хорошо воору женный отряд. Выразили поддержку Советской впаети железнодорожни ки, жители побережья — поморы. При Мурманском Совете был со здан Временный революционный комитет во главе с большевиком А. И. Сковородиным (позднее ВРК возглавил Т. Д. Аверченко). Он объявил о переходе всей власти в руки ревкома. Большевики края разъясняли мирную политику Со ветского правительства, его декре ты. Закончилось восстановле ние Мурмана, восполнен ущерб, нанесенный хозяй ству Кольского полуострова ин тервентами и белогвардейцами. Началось планомерное изуче ние природных богатств края. Связали свою судьбу с Заполярьем видные советские ученые А. Е. Фер сман, Н. М. Книпович, И. Г. Эйх- фельд. Крупный шаг вперед сделали рыбные промыслы Мурмана, кото рые еще до революции Владимир Ильич Ленин назвал главным цент ром русской рыбопромышленности. С первых лет Советской власти Председатель СНК СССР живо ин тересовался этим сложным хозяй ством, подписывал декреты о его реорганизации, о создании Плав- морнина {нынешнее ПИНРО), сб охране рыбных и звериных угодий, заботился, чтобы отрасли выделя лось достаточно средств, чтобы у рыбаков Мурмана были современ ные суда. А в первый рейс первый совет ский траулер вышел 29 июня 1920 года, вскоре после изгнания интер вентов и белогвардейцев. Тринад цать суток провел он в пути и ка промысле, сделал 49 тралений и до ставил в порт 2850 пудог рыбы. Если в 1920 году РТ сделали 45 рейсов, то в 1927-м — 175. Второе десятилетие после Великого Октября стало новым важным этапом в развитии Мурмана. За две пяти летии в народное хозяйство За полярья было вложено свыше мил лиарда рублей. Созданы новые от расли — апатитовая промышленность и цветная металлургия. Построена самая северная в мире Тулрмская ГЭС. Дал первую продукцию Киль- динский кирпичный завод. В Мур манске строился завод Главсевмор- пути. Появились ка карте полуост рова новые города — Кировск и Мончегорск, поселки Мурмаши, Апатиты, Кнльдинстрой, Зашеек. Мурманск насчитывал свыше ста тысяч жителей. В море выводили 70 рыболовных траулеров. Высоких успехов доби вался экипаж РТ-29 «Кирова, кото рый всзгегЕпял капитан Г. Г. Тис- ленко, выпускник Херсонского мо реходного училища. В 1937 году он добыл 60 тысяч центнеров рыбы. Столько продукции моря не приво зило за год в порт ни одно судно аналогичного класса во всем мире. По-стахановски работали экипажи многих других судов: РТ-45 «Двина», РТ-72 «Ленинград», РТ-10 «Лебедка», траулеры «Москва», «Коминтерн», «Навага». Быстро росла и общая добыча рыбы: в 1937 году вылов превысил 2 миллиона центнеров. Ш На сороковые годы выпали самые серьезные испыта ния в истории нашей Ро дины. Проверялась прочность не только экономической, социальной системы, но и всего советского строя, завоеваний Великого Октября. Советские люди выдержали эти испытания с честью, в разгром не мецко-фашистских захватчиков вне сли существенный вклад и северя не. Тысячи жителей Кольского полу острова защищали Родину с ору жием в руках. Самоотверженно ра ботали труженики тыла. За годы войны мурманские рыбаки дали Родине, фронту около миллиона центнеров рыбы. И это на малень ких суденышках, в крайне ограни ченных районах промысла — боль шинство судов было передано Се верному военно - морскому флоту. Послевоенные годы стали годами восстановления народного хозяйст ва края. Начали развиваться желе зорудная промышленность, цветная металлургия. Строились новые руд ники, электростанции, города. В 1947 году был утвержден гене ральный план строительства Мур манска. Рыбаки вновь стали брать высо кие уг.свы. Удача чаще других со путствовала экипажам траулеров «Киров» (капитан К. Л. Бурков}, «Ро лик» (А. И. Сапогов), «Ерш» (В. Н. Буряк), «Мудьюжанин» (К. А. Патон). КОММУНИСТЫ ВПЕРЕДИ г»1М111111111!1111Ш111111Ш11111Ш11Ш11Ш1Ш1111111111Ш111Ш11Ш111Н1Ш>1ШШШШ11!11!ШШ1!1Ш1Ш!!ШШШ111Ш 1 till 1111111И II III till iII I till HI!111 till 1 f1111 Itll t II 11!! 11 iltlil till (IIIIII 1111 III IIllli lllllltll 11 till 11 II частей для дизелей. И это единственный в Минрыбхозе цех, который выполняет рабо ту, требующую особо вькгокой точности. Цех — своеобразный ма ленький завод с законченным циклом производства, от заготовки до готового изде лия. Цикл прохождения каж дой детали — около полуто ра месяцев, и за это время над ней производят около ста операций. Вот, к примеру, одна иэ н и х. В распы лителе ф орсунки нужно просверлить ш есть топ- ливораспыливающ их отвер сти и . Мы с больший трудом обнаружили эти отверстия. Н немудрено: сверло тоже можно зам ети ть, только тщ ательно присмотревш ись. А специали с ты ухи тр яю тся еще затачи вать этот ин струм ен т, у кото рого диаметр 0,3 миллиметра. — А блоху подковать вы смогли бы? — спросили мы у ребят. — Нет, не смогли бы, — ск а зали они честно, — разве что подковы изготовить и гво зд и ... И сверло, и ф о рсун ку надо как-то занрепить. Мы видели это простое и эфф ективное приспособление. — Кто предложил? — поин тересовались мы . — Инженер-технолог Леонид Васильевич Вежливцев. Потом мы увидели ориги н альную нассету для хранения и гл распы лителей. — Кто предложил? — Вежливцев. А после мы встретились с ним . Вы яснилось, что за тр и дц ать лет он, по самым скромным подсчетам, внес бо лее полусотни предложений. Комм унист возглавляет гр уп п у народного контроля, зам ещ ает секретаря партийной органи зации. В цехе 12 коммунистов и один кандидат в члены пар тии. Это немного, но влияние партийцев (ненавязчивое, доб росердечное) ощущается во всем, начиная с выпуска га зеты «Форсунка» и кончая комсомольскими субботника ми. Им совесть не позволяет плохо работать. Им не позво ляет совесть быть на обочине общественной жизни. Совесть и высокое звание. И спрос . прежде всего ведут с себя. Зачем было Н. В. Павлову, слесарю топливной аппара туры, переквалифицироваться в доводчика-притирщика? Но когда потребовалась помощь, он пришел не на свое рабо чее место, чтобы помочь мо лодому специалисту Сергею Подогову. Помочь, как вете ран производства — менее опытному товарищу. Помочь, как коммунист с большим стажем — молодому комму нисту. Орден Ленина — на града Родины за активную жизненную позицию ветерана. Бригада доводчинов № 4 , ко торую возглавляет J1. И. Вла ды кин а, уж е встретила весну будущ его года. Вот по таком у календарю она ж и вет. Доводят они детали до очень высокого — 12-го класса ч исто ты . Сколько терпения, сколько усидчивости надо, чтобы вот та к , час за часом притирать др уг к д р угу две ж елезки. Измерения здесь ве д у тся не на миллим етры , на микроны. — К ак же удается при та ком кропотливом труде еще и время экономить? — спросили мы у бригадира. Подумала Людмила Иванов» на и говорит: — А лм азная п аста вы руча е т. Очень хорошее средство. Добавим от себя, что попала та паста в золотые р уки . Какими бы ни были спеца ми доводчики, но без добро го совета мастера не обой тись. В. Н. Ротанов всегда по мнит, что он не только мас тер, но и секретарь цеховой партийной организации. По этому часто разговор о про» изводственных делах пере растает то а житейский, ду« шевный, то в рассказ о том, что в мире делается. С. В. Шматов и О. И. Бого любов —- давние друзья. Ря дом их токарные станки. Со ревнуются. Оба работают с личным клеймом. У одного номер 32, у второго — 33. Коммунисты. Боголюбов отве чает за работу стенной печа ти, Шматов — наставник мо лодежи, курирует работу комсомольской организации. на фото: секретарь партийной организации В. Н. Ротанов (крайний слева) беседует с чле нами бригады Л . И. Влады киной. На фото: лицо цеха — •го продукция. Разводы солярии на полу, промасленные спецовки, мас сивные полуразобранные дви гатели, гаечные ключи, кувал ды, зубила. Таким представ лялся цех топливной аппара туры Мурманской судоверфи. Мы очень заблуждались... Таких распылителей юготур- бин, который вы видите на снимке, цех делает немного— 500— 550 штук в год. А, ска жем, распылителей 68АН22 (зульцер-375 л. с.) — око ло 6 тысяч. Всего же цех вы пускает продукцию 47 наиме нований для 16 видов двига телей. Основная задача коллекти ва — изготовление запасных на фото: рационализатор Л . В. Веж ливцев. На ф ото: О. И. Боголюбов, g
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz