Рыбный Мурман. 1983 г. Ноябрь.

ЛЮБОПЫТНЫЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ О К Е А Н С К А Я В О Л Н А КРУТА Суров Мурманский край. Круты его скалы. Бьются о них высокими султанами хо­ лодные волны Баренцева мо­ ря, набегая и отступая. Море могуче, свободно и незави­ симо. Море ласково, а ино­ гда и свирепо. И горе тому, кто попадает в его бешеную стихию! Однако, несмотря на буйный характер моря, по нему издавна ходили отчаян­ ные русские мореходы и да­ же добирались до Груманта (Шпицберген). Предание гла си т, что попы т­ ку достичь берегов Колы сде­ лал и царь Пе-m Первый. О путеш ествии Петра писано в книге Корба Иоганна Георга «Дневник путеш ествия в Мос- новию», которая выш ла в 1906 году. Там говорится, что Петр «вы ехал из А р хан гельска и плавал за Колою». Но энер­ гичный царь не достиг своей цели: «Поднялась буря и пог­ нала корабли в гибельные те с­ нины между сналами. Уж е моряки стали ж ало ваться, что их искусство совершенно бес­ сильно, сопровождавшие царя бояре, устраш енны е столь зло­ получным зрелищем несомнен­ ного кораблекруш ения, при­ бегли к молитвам и к религи­ озному обычаю осенять себя ты ся ч у раз крестным знам е­ нием; один царь не устр аш и л ­ ся ярости бурного моря, по­ дошел весьма бодро к рулю , вернул этим муж ество отчаяв­ шимся и наш ел, пока не ути хл и волны, безопасное для своей ж изни убежищ е на той скале, которая поглотила в своих водоворотах при беспо­ койном море много кораблей». До какого места добрался Петр, мы не знаем. Он, если верить Корбу, нашел убежи­ ще где-то в тихом месте. А тихое место «за Колою» мог­ ло быть и у острова Кильди- на. Там царь мог зайти в Кильдинскую салму и пере­ ждать непогоду. А у север­ ной части острова «в своих водоворотах при беспокойном море» корабли часто находи­ ли гибель. Особенно случа­ лось это в зимний период. Крутая океанская волна изда­ лека подбиралась и ударяла о судно с такой силой, что все скрипело, трещало и, ка­ залось, мгновенно погибнет. Волна перехлестывала через полубак и разбивалась о хо­ довой мостик. Сообщения разных лет как раз и рассказывают' об этом нам. Т а к , газета «Голос» почти ровно сто лет назад писала, что в конце января на всей восточной части Мурмансного берега при сильном западном ветре свирепствовали стр аш ­ ные бури. В одном «из глав­ ны х промыш леннических ста ­ новищ, Териберке, находящ ем ­ ся при у с ть я х реки Териберки, поднявш ейся выш е уровня во­ дой подмыло и разрушило ф актории Воронина и Хохло­ ва». А 23 января на острове Кильдин «бурею разруш ена и унесена в море казенная из­ ба, служ ивш ая приютом для экипаж ей судов, терпевш их круш ения, и для промыш лен­ ников». Естественно, при таких бу­ рях на Мурмане гибли и су­ да, Так, 9 июня 1885 года около Кильдина погиб кито­ бойный пароход норвежского купца Грена. 4 ноября 1888 г. в Кильдин- ской губе во врел*я бури бы­ ла выброшена шхуна «Алек­ сандр Невский», зашедшая в эту губу 10 октября из Ар­ хангельска. В 1912 году на Мурманском берегу найдены обломки судна «Белое море», вышед­ шего в конце сентября из Ар­ хангельска на остров Кильдин. Команда вся погибла. На Кильдине везде, по бе­ регу и в воде, валяются час­ ти судов, потерпевших ава­ рию. Мне довелось видеть это. Есть там остатки амери­ канского транспорта «Баллот», 22 декабря 1942 года он в Составе 14 транспортов и 1} кораблей охранения шел из базы Лох-Ю. На переходе конвой обеспе­ чивался отрядом ближнего прикры тия в составе английских л егки х крейсеров «Ш ефилд» и «Джамейна» и нескольних э с­ минцев. В Баренцевом море к северу от норвежского города Варде немецкие тяж елы е нрей- серы «Адмирал Хиппер» и «Лютцов» пы тались атако вать конвой, но отряд ближнего принрытия и корабли эско р­ та не допустили и х к тр а н с­ портам . В бою суда сою зников повредили тяж елы й крейсер «Адмирал Хиппер» и потопили эсминец. Понеся потери, не­ мецкие корабли отказались от дальнейш их попы ток а тако ­ вать конвой. Сою зники из со­ става охранения потеряли э с­ минец и тр альщ и к. Два д р уги х эсминца и транспорт были серьезно повреждены. Все транспорты из состава кон­ воя, за исключением ам ери­ канского транспорта «Б алло т», который сел на мель 3 января 1943 года в районе острова Кильдин, прибыли в порты н а­ значения: 8 — в М урм анск, 4 — в Северодвинск и 1 — в А р хан ге льск. Мне довелось встречаться * 1980—1983 годах в Киеве е Василием Трифоновичем Чу- бенко, который вместе с группой водолазов и саперов участвовал в выгрузке боеза­ паса из трюма «Баллота». Много пролетело времени С тех пор. Море жестоко расправилось с корпусом судна: раскидало его части в разные стороны. Носовая часть транспорта в воде, о нее плещутся волны. Они подгоняют к «Баллоту» брев­ на, доски, ящики, и все это колотит о корпус корабля. Я поднялся однажды нл суд­ но и осмотрел его. Везде все поржавело. У некоторых ча­ стей надстройки была когда- то резина. На ее месте крас­ неет ржавчина. У утеса Лихого есть судно, которое в 1958 году потер­ пело крушение. И спасали рыбаков моряки-северомор­ цы: старшина первой статьи Егоров, старший матрос Ма­ нохин и матрос Березин. Ояи проявили мужество и наход­ чивость при спасении членов экипажа этого судна. О СРТ-188, что лежит у «Сундуков», хорошо расска­ зал писатель Виктор Конец­ кий в повести «Вчерашние заботы». * ★ * Разбитые морем корабли. Сколько их на побережье Кольского полуострова! Что ни судно, то какая-то исто­ рия, тесно связанная с судь­ бами людей, их действиями. Корабли живут и умирают при разных обстоятельствах. И конец их редко бывает бесславным, в основном это — твердая, решительная, мужественная борьба людей за жизнь своего корабля. П. БОЧИЛОВ. • Р е к л а м а • О б ъ я в л е н и я • Р е к л а м а © О б ъ я в л е н и я 9 С ПРОМЫСЛА- В П О Р Т По предварительны» дан* ным диспетчерских елужб флотов, завтра ожидаются! PG-00W «Нефелин», РС-0093 «Кианид», СРТ-м-847 «Аякс», ПСТ-132Р «Краснокаменск»; 20 ноября: СРТ-м-839 «Ла» дога», БМРТ-259 «Новиков* Прибой»; 21 ноября: БАТ-0021 «Вла­ димир Бродюк»; 22 ноября: ПСТ-1334 «За­ ставная; 23 ноября: БМРТ-442 «Ки- ровск», ПСТ-1357 «Цивильск», РТ-308 «Мичуринск»; 24 ноября: ПСТ-1307 «Ры­ бак Заполярья», СРТ-м-0004 «Флотинспекция». 25 ноября: СТР-306 «Сол­ нечногорск». ЕСЛИ ВАМ НУЖНА ФОРМЕННАЯ ОДЕЖДА, обращайтесь в салон полу­ фабрикатов (ул. Шмидта, 43). Здесь в большом выборе — полуфабрикаты форменной одежды для моряков. Салон предлагает мужские сорочки из шерстяных, шелко­ вых и хлопчатобумажных тка­ ней, галстуки, погоны, флот­ ские брюки. ■Телефон 7-73-69. ОТ РЕДА КЦИИ . В судебном очерке «По догово­ ренности с совестью» допущены неточности. По недосмотру сокра­ щен абзац, в котором говорилось о том, что в ходе судебного раз­ бирательства о Г. В. Тупиковой снято обвинение в даче взятки. Неполно изложены документы, представленные в областной суд областным отделением педагоги­ ческого общества РСФСР, инсти­ тутом усовершенствования учите­ лей и обкомом профсоюза работ­ ников просвещения. Редакция приносит свои изви­ нения Г. В. Тупиковой, П Р И Г Л А Ш А Ю Т Н А Р А Б О Т У МУРМАНСКОЕ МОРСКОЕ СРЕДНЕЕ ГПТУ № 6 — | качестве мастеров произ­ водственного обучения судо­ водителей, судовых механи­ ков, электромехаников, име­ ющих высшее или среднее специальное образование. Для работы в качестве пре­ подавателей — инженера-тех- нолога общественного питания, инженера-механика, имеющих высшее образование. На вре­ менную работу требуется сек­ ретарь-машинистка. За справ­ ками обращаться по адресу: ул. Фестивальная, д. 24. Теле­ фоны 7-29-49, 7-46-59. ПЛАВМАСТЕРСКАЯ № 613 ТРАЛОВОГО ФЛОТА — слеса­ ря-судоремонтника 3—5 разря­ да, котельщика судового 3—5 разряда, трубопроводчика су­ дового 3—5 разряда, газо- электросварщика 4 разряда, газорезчика 4 разряда, элек­ тромонтажника судового 4 разряда, токаря-расточника координатно-расточного стан­ ка 6 разряда, инженера-энер- гетика, инженера по охране труда, технолога, старшего мастера, мастера, инженера- нормировщика. Одиноким предоставляется общежитие. Обращаться в отдел кадров тралового флота. СКОРО НА ЭКРАНАХ! НОВЫЙ ЦВЕТНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ФИЛЬМ сс КУКАРАМА» Это драматическая история об участковом милиционере по прозвищу Кукарача, который работает ■ Тбилиси. Авторы сценария: С. Долидзе, К. Долидэе. В ролях: Л. Учанейшвили, Н. Чанкветадзе, 3. Колелишвили и Другие. Производство киностудии «Грузия-фильм». КУДА ПОИТИ КИНО ТЕАТРЫ «М УРМ АНСК» (А втоответчик: 4-52-88) 18—20 ноября: «Танцор «диско» — в 11.20, 14, 16.40, 19.20, 21.40; 2 1—23 ноября: «Танцор «диско» — в 9. 11.20, 14. 16.40, 19.20, 21.40; 24 но­ ября: «Танцор «диско» — В 11, 13.20, 16, 18.40, 21.10. «РОДИНА» (Автоответчик: 5-25-47) 18—20 ноября: « Тутси », «О хотник» — в 9, 11.15, 12.30, 14.45, 16, 18.15. 19.30, 21.45; «Тутси» — в 22.50; 18—24 но­ ября: «Витя Глуш ако в — др уг апачей» — в 9.40; 2 1—24 но­ ября: «Ва-банк», «Собака Бас­ кервилей» — в 9, 11.15, 12.30, 14.45, 16, 18.15, 19.30. 21.45; «Ва-банк» — в 22.00. «МИР» (А втоответчик: 3-17-88) 18 —19 ноября: «Без злого умы сла» — в 9.40; «Орел или реш ка» — в 11.40, 15.20, 19, 22.20; 20 ноября: «К авказская пленница, или новые приклю ­ чения Ш урина» — в 9; «Без злого ум ы сла», «Орел или реш ка» — в 10.20, 14, 17.40, 21.30; 21 ноября: «наследница по прямой» — в 9; «Тутси », «Джонни Чикано» — в 10.40, 14.10, 17.40, 21.10; 2 2 - 2 3 но- ября: «Тутси », «Джонни Ч и ка­ но» — в 9.40, 11.30, 15, 18.30, 22; 24 ноября: « Т утси » , «Джон­ ни Чикано» — в 9, 12.30, 16, 19.30; «Тутси» — в 23. «С ЕВЕРН О Е СИ ЯНИ Е,, (А втоответчик: 6-22-37) 18 —20 ноября: «Ва-банк», «Собака Баскервилей» — в 9, 9.45, 12.30, 13.15, 16, 16.45, 19.30, 20.15; «Ва-банк» — в 23; «Собака Баскервилей» — в 23.45; «Долгая дорога к себе» — й 17, 19, 21: «Кот Котофе- евич» — в 10, 11.30, 13, 14.30; 21—22 ноября: «Большое кос­ мическое п утеш ествие» — в 10, 11.30, 13, 14.30; «Где ле­ таю т серебристые вороны» — В 17, 19, 21: 23—24 ноября: «Ч уж ая пятерка» — в 10, 11.30, 13, 14.30; 24 ноября: «С те х пор, как мы вместе» — в 17, 19, 21. «УТЕС » (А втоответчик: 6-13-28) 18 ноября: «Ф антоцци про­ тив всех» — в 19. 21.10; 19 — 20 ноября: «Ф антоцци против всех» — в 16. 17.40, 19.20, 21; 20 ноября: «Приклю чения Бу- ратино» — в 14.30; 22 —24 но­ ября: «Демидовы» — в 18.30. 21.20; 23 ноября: «Слон и ве­ ревочка» — в 10.30. САМЫЙ «ПРОЖОРЛИВЫЙ» САМОЛЕТ Д вадцать лет назад ф ран ц уз­ ский м инистр транспорта Ж аке утверж дал, что «скоро» в эксплуатац и и будет нахо­ диться не менее 300 сверх­ звуко вы х п ассаж и р ских са­ молетов «Конкорд». Сегодня же ф ран ц узские и английские конструкто ры с горечью коне* тати р ую т экономический кр ах своего детищ а. Среди м ногочисленны х авиа­ компаний мира только две — ф ран ц узская «Эр Ф ранс» и английская «Бритиш Эйрвейс» продолжают использовать на Своих ли н и ях «Конкорд». Ш и­ роко рекламировавшийся Ф ранцией и А нглией «круп- нейший авиационный проект века» с каж дым годом прино­ си т все новые убы тки. Доста­ точно о тм ети ть, что стоимость его реализации оказалась в 10 раз выше намеченной, а из-за о тсутстви я спроса на «Конкорды » на мировом рынке удалось вы п усти ть всего лиш ь 16 эти х авиалайнеров. Едва поступив на междуна­ родные авиалинии, «Конкорд» стал объентом критики со стороны специалистов из-за н изких эксп луатац и о н ны х ка­ честв, чрезмерно высокой стоимости обслуж ивания и расходуемого топлива. Из-за повышенного ш ума двигате­ лей и загрязнения атмосферы отработанными газами само­ лет был встречен в ш тьн.й «экологистами» — сторонника­ ми чистоты окружающ ей среды, что привело к запре­ щению его полетов националь­ ными правительствам и в це­ лом ряде стран мира. В усло виях роста энерге­ тического кризиса на Запа­ де ущерб от эксплуатац и и авиалайнера, имеющего неэко­ номичные двигатели, стано­ вится все ощ утимее для э к с­ п луати р ую щ и х его авиаком ­ паний. Созданный с таким трудом самолет является сегодня' самым «прожорливым» в ми­ ре. Он берет на борт втрое меньше пассаж иров, чем луч­ шие современные авиалайне­ ры, но расходует втрое боль­ ше горючего. Таким образом, единственным эксплуатацио н ­ ным преим ущ еством «Кон­ корда» является его высокая скорость. Юрий КОСИНСКИЙ, корр. ТАСС. Редактор С. Н. ДАЩИНСКИЙ. 163027, Мурманск, ул. Павлове, 21 (второй втаж]. ТЕЛЕФОНЫ: приемная редактора — 6-53-61; заместитель ре­ дактора — 6-67-03; ответственный секретарь — 6 25-37. ОТДЕЛЫ: партийной жизни и пропаганды — 6-67-03; береговых предприятий — 6-62-15; промышленного рыболовств? — 6-13 59; писем — 6-44-78; культуры и быта, информации и спорта — 6-02-93. Мурманская областная типография, г, Мурманск, ул. К, Маркса, 18. «Рыбный Мурман». Индекс 52832. # Тираж 16.000. Зак, 7696. ПН-05408.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz