Рыбный Мурман. 1983 г. Ноябрь.
• НА ЧУЖОМ БЕРЕГУ ■ПОРТРЕТ ПРОВОКАТОРА НАЗОИЛИВАЯ ОСА Как-то на борту большого автономного траулера «Мар шал Еременко», стоявшего в перуанском порту Кальяо, я невольно стал свидетелем диалога капитана судна Ни колая Ивановича Гуцкалова с неизвестной мне женщи ной, хорошо говорившей по- русски. Их беседа, если можно так назвать этот мало при ятный разговор судя по всему, началась задолго до моего появления на трауле ре. Я присутствовал лишь при ее завершении. — Знаете, Любовь Пет ровна, ваши суждения о том, кай живут советские люди и как ваши нынешние земля ки, свидетельствуют по мень шей мере о вашей неосве домленности и довольно странной предвзятости. — Побудьте немного у нас а сами убедитесь, что здесь люди живут в полном достатке, чувствуют себя раскованно, свободно... Тут капитан перебил собе седницу репликой: — В том числе и свобод ными от возможности полу чить работу? — Ну, это мелочи. У нас не работает тот, кто не хо чет работать. Почитайте наши газеты, и вам все ста нет ясно. — А вы уверены, что они пишут правду и только правду? Ведь известно, что в клевете, да к тому же беспардонной, кое-кто заин тересован и у вас, и за пре делами вашей страны. Не так ли? — Это все побасенки коммунистов. А мы их не приемлем, мы живем своим умом... Когда она ушла, я спро сил у капитана, кто это. — Любовь Петровна Три- шкова, сотрудница перуан ской фирмы «Кастильо п Девис», которая обслужива ет советские суда. — Русская? — К сожалению... ...Прошло немало времени с те х пор, нам я впервые уви дел Триш кову. Потом ее имя мелькало и в кр угу со ветски х ремонтно-подменных команд, и среди членов экипаж ей тр а у леров, заходивш их в Кальяо, где мне приходилось бы вать часто. И каждый раз я слыш ал довольно однозначную оценку ее поведения с советскими моряками. Она демонстрирова ла поразительную неутом и мость в прославлении образа жизни на чужой зем ле, безза стенчиво поливала гр язью все советское. А чтобы располо ж ить к себе сво их «слуш ате лей*, Триш кова предлагает свои услуги в приобретении сувениров, вещей, в выполне нии д р уги х ли ч ны х поручений моряков. Правда, больше все го в этом она благоволила командному со ставу, беззастен. чиво льсти ла, п ы таясь завя за ть тесны е связи с теми, у кого нашивок побольше. В РПК-4 (так сокращен но называются ремонтно- подменные экипажи) Триш кова пришла с предложени ем показать советским мо рякам Лиму, столицу Перу. И тут же не упустпла воз можности сказать: «Вы уви дите все прелести нашей жизни, ознакомитесь с бо гатством людей, живущих здесь». Она, разумеется, «забыла» сообщить, что в Перу более половины на циональных предприятий на ходится накануне краха, что стоимость жизни здесь воз росла за год на семьдесят процентов, что треть насе ления лишена медицинской помощи, что в Лиме и дру гих городах беспрепятствен но бесчинствуют террористи ческие банды, наводящие ужас и страх на местное на селение. Но эта позиция умолчания с ее точки зре ния правомерна. Мы ж е, в свою очередь, на помним нашим читателям одну печальную историю , о которой уж е рассказы валось в «Вод ном транспорте». Моторист с дальневосточного супертрауле ра «Константин Алексеев» М. А лиуллов втайне от това рищей по экипаж у остался в Лиме. Он рассчиты вал, что в Перу обретет счастье, попадет в земной рай. Но прошло не которое время, и он б укваль но взвыл. Дело дошло до то го, что Алиуллов решил по кончить ж изнь самоубийством , но неудачно. В своем письме в советское посольство в Пе ру он проклинал всех своих «благодетелей», с которыми здесь встр етился, и слезно просил дать ему возможность искупить вину перед взр астив шей его стран о й. Родина не оставила этого о тступ н и ка , и А лиуллов вернулся в С С С Р... — Почему же вы терпи те ее присутствие? — обра тился я к матросу Альберту Морозову. Он ответил: — Порой бывает легче избавиться от слона, чем от такой назойливой осы, как Тришкова. Ее выгонишь в одно окно, а она влетает в другое и противно жужжит над ухом... Одно время она работала секретарем дирекции сме шанного советско - перуан ского акционерного общества «Совинко», с помощью ко торого хорошо налажены полезные деловые контакты представителей рыбного хо зяйства ССС р и Перу. В порт Кальяо, где расположе на администрация общества, часто заходят советские ры боловные суда, чтобы по полнить запасы продоволь ствия, воды, произвести ре монт. Поэтому здесь всегда многолюдно. И Тришкова широко ис пользовала эти возможно сти для общения с советски ми моряками, причем далеко не всегда делового. В этих условиях она не только не забывала осведомиться о здоровье и самочувствии прибывшего моряка, но и не гнушалась пококетничать с собеседником, сказать в его адрес фальшивый компли мент. Если беседа затягива лась, то Любовь Петровна тут же проявляла к старше му командному составу на ших траулеров особенный интерес. Она, например, до вольно подробно расспраши вала моряков об их склон ностях и увлечениях, о свя зях с людьми, работающими в партийных и государствен ных органах СССР. Странно, не правда ли? З а чем ей понадобились сведе ния, не имеющие отношения к ее служебным обязаннос тям? Однако находятся сре ди моряков и такие люди, которые не замечают всех этих хитростен. Ее довольно часто видели в сопровождении иностранцев, неизвестны х нашим морякам, на тр аулер ах «Маршал Я к у бовский», «Константин Д уш е нов», в РП К . Триш кова без сту к а заходила со своими пе руанскими спутникам и в каю ты командного состава, вни мательно их осматривала, ла зила в ящ ики стола, где иной раз находятся служ ебные до кум ен ты . А если кого-либо за ставала в каю те, то ту т же организовывала застолье с обильной выпивкой. щедро угощ ая принесенными в сум ках этой компании спиртными на питками. И желающие при нять участие в таком пирш е стве иной раз, к наш ем у ве ликом у огорчению. находи лись. Вспоминаю такой случай. Именно случай. Я пришел на траулер, чтобы согласовать сроки ремонта. Было утро. Но уж е в эти ранние часы в ка юте помощника капитана В. Спрядышева сидела Триш кова с иностранцем. и все трое отдавали дань Б а х у су . К моему приходу моряк б укваль но «лы ка не вязал». Пришлось мне вмеш аться и выдворить гостей с судна. Но и этот эпизод ничему не научил Триш кову. Она по- прежнему мутила воду, а точ нее — разносила антисовет ское зловоние. Правда, ее раз глагольствования по поводу прав человека, свободы лич ности в С СС Р, агрессивной природы советского человека были весьма примитивны . Были у Тришковой и по ползновения подтолкнуть кого-либо из моряков к из мене Родине. Она, напри мер, установила особые вза имоотношения со своей од ногодкой — официанткой РПК-4 Пелагеей Компсса- ранко, старалась при каждом удобном случае изолировать ее от коллектива, водила по привлекательным магазинам, рассказывала о своей счаст ливой жизни. Тришкова не однократно увозила Комис- саренко за город, где знако мила с сомнительными ино странцами, втягивала в пья ные оргии. А во время од ной пирушки сказала прямо: «Пелагея, хочешь устроить свою жизнь по-человечески, оставайся здесь. Найдем те бе хорошего мужа пз мест ных •жителей, и будешь жить припеваючи». Опера ция, к счастью, не удалась. Но Тришкова не оставила роль зазывалы и обольсти тельницы. И когда внимательно ана лизируешь ее жизненный путь, вдумываешься в ее поведение, в ее действия при общении с советскими мо ряками, то приходишь к выводу, что все ее акции продиктованы наставления ми наших недругов, а если говорить определеннее, то нашими идейными врагами. Вот почему я с полным правом говорю своим колле- гам-морякам: надо помнить, что такая назойливая оса, как Тришкова, не только нудно жужжит, но при слу чае может и ужалить. От нее следует держаться по дальше, а в случае необхо димости и давать ей долж ный отпор. А. ДЕМИДОВ, капитан дальнего плавания. Лима — Москва. («Водный транспорта), «НОВАЯ РОДИНА» ОКАЗАЛАСЬ МАЧЕХОЙ В середине 70-х годов в Москве подвизался в качестве кор респондента «Вашингтон лост» Питер Осносг снискавший себе сомнительную славу «друга и покровителя» советских евреев. Он регулярно посылал в свою газету статьи об их «бедствен ном положении». Вынужденный с подмоченной репутацией покинуть Советский Союз, Оснос очутился в Израиле. Вскоре в «Вашингтон пост» появилась за его подписью статья на при вычную тему о «страданиях» советских евреев, но на сей раз... в Израиле. Какими же увидел Оснос бывших советских евреев на «земле обетованной»! Изменилось ли что-нибудь с тех пор? Нисколько. Об этом поведал в нынешнем, 1983 го ду американский еженедель ник «Ньюсуик». «Они похожи на людей, по павших в психологическую западню на ничейной земле между местом их рождения и новым домом, в котором они не чувствуют себя свои- гражданин СССР Гонта Давид Соломонович. В конце 1975 года я со своей семьей эми грировал в СШ А. Все это вре мя мы страдаем и мучаемся. Ж и зн ь в капиталистической стране с ее волчьими закона ми чужда советскому челове ку. Мы воспитаны в духе со циализм а. Мы выросли в стра не, которая дала нам все: об разование, работу, о тды х, бес платное медицинское обслуж и вание. А это самое главное, «Для большинства, кто эмигрировал в значительной мере по экономическим мо тивам, условия в Израиле мо гут оказаться трудными, — начинает он осторожно. — В одном недавнем анализе ми нистерства иммиграции было установлено, что по истече нии трех лет более половины советских иммигрантов менее довольны работой в Израиле, чем работой в Советском Со юзе, менее половины доволь ны заработком. Для лиц с высшим или спе циальным образованием, го ворится в докладе министер ства, серьезная проблема со стоит в том, чтобы найти под ходящую работу...» «Многим из приехавших сюда советских евреев при способление к новым услови ям дается с трудом, — отме чал американский репортер. — Беседы со вновь прибыв шими свидетельствуют о серь езных жалобах по поводу жи лищных условий и трудоус тройства, о трудностях с адап тацией к израильским обыча ям, израильскому укладу и израильской политической КОГДА НАСТУПАЕТ ПРОЗРЕНИЕ жизни.., Более того, есть жа лобы на то, что некоторые эмигранты сталкиваются с дис криминацией только потому, что они из Советского Сою за». «Но с какими бы проблема ми они ни сталкивались, — продолжает Оснос, — уехать из Израиля советским евреям еще труднее, чем приехать туда... Они обязаны вернуть всю денежную помощь, вы плаченную им израильтянами, а это — немалая сумма. Не которые люди приходят в отчаяние... «Я знаю человека, который пошел бы пешком в Россию, если бы мог, — ска зал один из вновь прибывших, — Он уже просто сошел с ума», — этими горькими сло вами заканчивалась опублико ванная в «Вашингтон пост» пять пет назад статья Пилера Оснсса, в прошлом рьяного поборника выезда советских евреев а Израиль. ми, — пишет «Ньюсуик». — Многие бывшие советские граждане считают, что приезд в Израиль оказался большой жизненной ошибкой. Их за поздалое раскаяние не явля ется чем-то уникальным. Не мало людей глубоко сожале ют, что поддались призывам выехать в Израиль, «Я бы по полз назад на коленях», — говорит один из них. После создания Антисиони- стского комитета советской общественности в его адрес стали регулярно поступать письма из-за рубежа от быв ших советских граждан — евреев, покинувших Советский Союз, а также обращение их родственников, оставшихся в СССР, в которых они описы вают мытарства на чужбине. Приведем некоторые из этих писем, обращений, просьб. ПИСЬМО ИЗ ДЖЕРСИ-СИТИ (США) '•Saw пиш ет бывший офицер Советской Армии и бывший что нужно человеку. На За паде много тр уб ят о свободе человека, о его правах, а на самом деле получается наобо рот... Для того чтобы п о сту пить в высшее учебное заве дение, нужны большие деньги, а их у нас нет. Все в этой стране нам чуждо. У нас рас те т стр ах за наш их детей. Ка кое их ждет здесь будущ ее?..» ПИСЬМО ИЗ ЗАПАДНОГО БЕРЛИНА «Я уж е 5 лет нахож усь за пределами Родины, которую покинул, поддавшись влиянию родственницы. Я имел Родину, дочь, постоянную работу, дру зей. Имел все то, чего себя лиш ил сам, необдуманно. Ро дивш ись и прожив в России 41 год, получив образование и проработав всю ж изнь среди советских людей, я испы ты ваю всю ту нестерпимую душ евную горечь и полное одиночество, на которое я себя обрек... Доктор Ефим Б уз». ОБРАЩЕНИЕ ИЗ РИГИ «В апреле 1979 года наш сы н муж и отец Гаухм ан Вик тор Яковлевич, 1945 г. рожде ния, поддавшись сионистской пропаганде, невзирая на наши категорические протесты пор вал со всеми нами и уехал в государство Израиль. ............ 9 За истекш ие четыре года он полностью осознал и крайне тяжело переживает свою страш ную ош ибку. Он оставил Родину, нас — родителей, ж е ну и дочь, он в полном смы с ле проклинает день, когда уе хал из родной стр аны . Нахо дясь в И зраиле, он откры то вы ступает там против сиониз ма, капитализм а и подвергает ся преследованиям, лишен ра боты (квалифицированный ма тем атик работает сторожем у частного хозяина). Все его письма — это отча яние, раскаяние и просьба по мочь исправить положение...» Обращение подписали: отец — Гаухман Яков Наумо вич, мать — Дешалыт Лия Израилевна, жена — Окуне ва Марина Михайловна, дочь— Гаухман Жанна Викторовна, ученица 5 класса. Многое, очень многое не могут принять люди, вырос шие в социалистическом об ществе и попавшие на Запад: социальное неравенство, рос кошь на одном полюсе и ни щету на другом, инфляцию и сумасшедшую квартплату, ра совую дискриминацию. Ка питалистическая действитель ность быстро развеивает их иллюзии, отталкивает чело века из социалистического ми ра своим бездушным, холод ным отношением. Барьер не совместимости охватывает сферу труда, идеалов, пред ставлений, уклада жизни, норм человеческого поведения. И вот приходит прозрение — горькое, запоздалое прозре ние. Автандил РУЗАДЗС, обозреватель АПН. 18 ноября 1033 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz