Рыбный Мурман. 1983 г. Ноябрь.

ПУБЛЩИСТИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ О КОЛО ЧАСА ночи ка- питана-наставника Ва­ силия Ивановича Лунева разбудил телефонный зво­ нок. Просили срочно при­ быть к оперативному де­ журному службы наблюде­ ния за флотом. «Что-то случилось», — неотвязно мучила мысль, пока добирался до радио- центра. Как в воду глядел: пропал МГ-1316 «Красно- знаменск», вот уже двое с лишним суток от него ни слуху ни духу. Штаб по спасению судна собрался. Приехали началь­ ник управления «Севрыб- промразведка» Константин Николаевич Буданов, глав­ ный инженер Владимир Александрович Горохов, и. о. начальника отдела связи Семен Иосифович Во- пияшин. Потом уже Василий Иванович расскажет: «Чего только не передумали, ведь море есть море, всякое мо­ жет случиться, а там — люди, около 40 человек». Думы думами, а делать что-то надо. В район про­ мысла, где предположитель­ но должен находиться 1316-й, полетели радиограм­ мы с пометками «срочная», «аварийная». В ноль часов 45 минут 7 августа в адрес флагман­ ского капитана Евгения Ива­ новича Побужаева, началь­ ника промрайона Егора Ель- пиднфоровнча Чурбанова ушла радиограмма: «МГ-1316 после выхода из Кольского залива 5 августа на связь с берегом не выходит. Про­ мысловые сводки от него не поступают. Срочно сообщи­ те, когда последний раз имели связь с МГ-1316, где он находится, причину не­ выхода на связь с берегом». «Снялись с якоря, следу­ ем а район поиска», — со­ общил капитан спасателя •<Гигант» Сергей Людвиго­ вич Антонян. Промысловые суда, находящиеся в этом квадрате, поставив крест на рыбалке, двинулись на по­ мощь товарищам. Тревога нарастала. Нако­ нец-то в половине девятого с одного судна Архангель­ ского тралового флота пере­ дали: «Наблюдали МГ-1316 с тралом. Имели с ним связь». 9 часов 20 минут: «МГ- 1316 в совете отрядов судов участвовал. Капитан-флаг­ ман Побужаев». К вечеру, 7 августа, ПСТ «Краснознаменск» вышел на связь. Капитану траулера С. А. Варзанову дано указание вернуться в порт. Судно молчало двое су­ ток, точнее 58 часов. Где оно, что с ним — об этом в Мурманске не знали да и не могли знать. Молчала рация. ССТ Ь ТАКОЙ морской *-* закон (и соответству­ ющий приказ «Севрыбы»): если судно находится в одиночном плаванин, то два раза в сутки оно обязано сообщать в радиоцентр свои координаты действия. За­ чем? Нанвный вопрос — чтобы в любую минуту по­ мочь, если требуется, и спа­ сти, предупредить заход в опасную зону и т. д. и т. п. Это — истина. Прописная. «Глухое судно» — ЧП. здесь сразу возникает бес­ покойство: «А люди, что с ними?» Вот поэтому берег держит под своим ' неусып­ ным наблюдением весь флот бассейна, независимо от то­ го, где находится судно — в Атлантическом или Тихом океане, у Шпицбергена или у берегов Антарктиды. А по­ том не надо забывать: лю­ бое советское судно в лю­ бом районе Мирового океа­ на — это частица нашей Родины, н Родина, в свою очередь, готова в любую ми­ нуту поспешить на помощь. «Каждый человек нам до­ рог» — это не просто фра­ за, это — наш социалисти­ ческий принцип, если хоти­ те, образ жизни. Вот поче­ му круглыми сутками рабо­ тают оперативные дежур­ ные, вот почему из теплых квартир средь ночи вызыва­ ются опытные специалисты, руководители. Что же случилось на ПСТ? Лучше, если об этом расскажут скупые строки до­ кументов. ИЗ П РИ КА ЗА ПО У П Р А В Л Е ­ НИЮ «С ЕВ РЫ Б П РОМ Р А З В Е Д ­ КА > ОТ 26 А В ГУ С ТА 1983 ГО­ ДА: «МГ-1316 «Краснознам енск» вышел из порта 4 а в густа . Р а ­ диоинформация — сводка, дис­ петчерская информ ация, радио­ граммы на берег не передава­ лись. Начальник радиостанции вал себя лучш е, передал всю судовую информацию». ИЗ А К ТА : «Мы, ниж еподписавш иеся, составили настоящ ий а кт в том, что начальник радиостан­ ции Ю. В. Данилов находился в нетрезвом состоянии и не мог исполнять свои служ еб ­ ные обязанности». Подписи — капитан Варзанов. старш ий помощник капитана Сапунов, старш ий м еханик Мосько». «Н ачальник радиостанции 5 и 6 а в густа находился в не­ трезвом состоянии. С прихо­ дом на промысел не мог вы ­ полнять свои служ ебные обя­ занно сти. Ф а к т подтвердили матрос Ж ихаревич, гидроакус­ ти к Востриков, инженер Кова­ лев». ИЗ О БЪЯСНИ ТЕЛЬНОЙ: И. о. начальника управления «Севрыбпромразведка» т. Коле­ сову А. И. от капитана МГ- 1316 «Краснознаменск» Варза- нова С . А , 4 а вгуста судно вышло в море. Экипаж согласно судо­ вой роли был весь на борту. Информация по вы ходу со гла­ сно приказу № 209 передана не была по причине нетрезво­ го состояния и неработоспособ- ■■ 'Сс}' ;; Ю. В. Данилов 5 и G августа был в нетрезвом состоянии и не мог исполнять свои служ еб­ ные обязанности. Капитан С. А. Варзанов не принял мер по установлению связи с ра­ диоцентром через посредника, хотя работал в группе судов. Судно было отозвано в порт...» ИЗ А КТА КОМИССИИ: «Комиссия в составе капи- тана-наставника В. И. Лунева, группового инженера отдела сеязи Л . И. Москвина произ­ вела расследование причин невыхода на связь с радио- центром ВРПО «Севрыба». У с­ тановлено, что Ю. В. Данилов находился в нетрезвом состоя­ нии 5 и б а вгуста и не смог выполнять свои должностные обязанности... Капитан С. А. Варзанов не поставил в из­ вестность капнтана-ф лагм ана Е. И. Побужаева, руководство ф лота о том, что начальник радиостанции Ю. В. Данилов не в состоянии вы полнять свои обязанности, не отстра­ нил его от долж ности, не по­ требовал зам ен у... Капитан Варзанов не выполнил требо­ вания § 44 У става служ бы на суд ах ф лота рыбной промыш ­ ленности СССР, скры л ф акты нетрезвого состояния началь­ ника радиостанции, не отстра­ нил его от должности во из­ бежание отзы ва судна в порт, не потребовал своевременной замены начальника радиостан­ ции и не принял мер по уста ­ новлению связи с радиоцент­ ром через посредника...» ИЗ РАПО РТА: «К ап и тан у МГ-1316 «Красно­ знаменск» т . Варзанову С. А. от старш его помощника капи­ тана Сапунова Д. П. Настоя­ щим докладываю , что мною с выхода судна в рейс, с 05.08. 83 г., регулярно подавались диспетчерские сво дки ... На­ чальник радиостанции не пе­ редавал их по адресу, т. к. был в нетрезвом состоянии». ИЗ О БЪЯСНИ ТЕЛЬНОЙ : «И. о. начальника отдела свя­ зи управления «Севрыбпром­ разведка» т. Вопияш ину С. И. от начальника радиостанции МГ-1316 Ю. В. Данилова. 5 августа 1983 года вышли из Кольского залива. Следуем на промысел. У п усти л из ви­ ду, что нужно давать инфор­ мацию в адрес оперативного дежурного служ бы наблюдения за ф лотом ... Данные оператив­ ному деж урному не передава­ лись по той причине, что был в болезненном состоянии, болело сердце. 7 а вгуста почувство­ ности начальника радиостан­ ции Данилова Ю. В. В резуль­ тате связь с судном была утеряна. Несмотря на неодно­ кратны е приказания, предпри­ нятые меры воздействия, вы го­ воры — Данилов Ю. В. на связь с берегом не вы ходил. 7 августа 1983 года судно бы­ ло отозвано в порт. Признаю , что проявил м ягкотелость, ко­ торая привела к таком у ф и ­ налу». уТОЧНИМ : печальному J финалу. Об этом го­ ворилось на одном из собраний коммунистов управ­ ления. Хорошо поговорили, резко. I! когда некоторые товарищи узнали о том, что журналист хочет предать факт широкой общественной огласке, то автора мягко пре­ дупредили: «Обязательно напишите, что этому небла­ говидному случаю дана прин­ ципиальная оценка. Обяза­ тельно». Так ли? С каких это пор в принцип возводится сло­ весное осуждение (или об­ суждение, не важно, как это назвать) и за разговором следует либерализм по отно­ шению к нарушителю дис­ циплины? Принципиальность — это поступок, а не сло­ весные кружева. Так вот капитан С. А. Варзанов по­ нижен в должности на три месяца, а начальник радио­ станции Ю. В. Данилов уво­ лен... ПО СОБСТВЕННОМУ ЖЕЛАНИЮ! Хотя в приказе начальника «Севрыбпром- разведки» было четко сказа­ но: «...подготовить докумен­ ты для лишения рабочего диплома Данилова Ю. В. и увольнения его из управле­ ния». ‘ «Пожалели, ведь у него семья», — вздохнет началь­ ник отдела связи Ю. А. По- минов. Пожалели... Но мало кто пожалел о вылетевших в трубу 100 тысячах государ­ ственных рублей («Одного только топлива сколько впу­ вщ стую сожгли суда, которые искали 1316.-й!», — восклик­ нул заместитель начальника управления А. И. Колесов). Почему на судне никто не поднял тревоги? Разве никто из членов экипажа траулера, команди­ ров не видел, не знал, что радист, мягко выражаясь, «лыка не вязал» с отхода? Неужели всем был «до лам­ почки» пьяный на борту? Скорее всего, именно так и было. Рассуждая о дисцип­ лине, бичуя и негодуя по поводу расхлябанности, ра­ туя за порядок, который ну­ жно наводить везде и во всем на судне, руководство трауле­ ра у себя под боком не за­ хотело встряхнуть зарвавше­ гося нарушителя. Тому сви­ детельством откровения ка­ питана: — Вышли мы в море без эксцессов, — говорит С. А. Варзанов. — А потом... Мо­ жет, устал человек, все-таки уже 20 с лишним лет в мо­ ре ходит. Так был радист пьяным или нет? — Д-да, — с неохотой протягивает капитан. — Я его пожалел. Думал, отой­ дет, войдет в ритм... Конеч­ но, судя по характеристикам, его не надо было направ­ лять на судно, но вот так получилось... Теперь уже бывший ка­ питан с.читает: мол, просто не повезло ни ему, ни Да­ нилову. Д МЕЖДУ ТЕМ ЧП должно было произой­ ти. В 79-м году Ю. В. Да­ нилов попадает в вытрезви­ тель, в 82-м — хулиганство в семье и снова вытрезви­ тель, получил общественный выговор от комиссии по борьбе с пьянством, затем — лишение допуска для ра­ боты на судах загранплава- ния сроком на один гоД. Но в какой беспринципный клу­ бок связались взыскания с поощрениями! В том же 79-м он получает две благо­ дарности и Почетную грамо­ ту, в 02-м — премию. Что это? «Вера в человека» или обесценивания наград? Ду­ мается — последнее. Не принято писать о чело­ веке, не встретившись с ним. И недавно я позвонил в од­ ну из трехкомнатных квар­ тир, расположенных в сим­ патичном доме на улице Бе­ ринга. Дверь открыл хозяин — Юрий Васильевич Дани­ лов. Он нигде еще ис работает, отдыхает («отпуска в этом году не было»). Его знобит, руки не находят себе места («перебрал вчера...»). Откровенно, я поразился бесшабашности человека В 45 лет. Неужели ничему его не научили события послед­ них трех месяцев? Ведь уже после случая на траулере, буквально сразу, как сошел на берег, он решил прогу­ ляться в лес за грибами. Поскользнулся, упал, доб­ рался домой. В больницу его привезли хмельного... В течение нескольких дней я звонил в реанима­ ционное отделение город­ ской больницы скорой по­ мощи. Лечащий врач Геннадий Федорович Долго- бородов не утешал: «Крайне тяжелое .положение, очень... При таком состоянии лучше не говорить об исходе...» Два с лишним месяца бо­ ролись врачи за его жизнь. Дефицитные лекарства, уси­ ленное пптанне, современ­ ная аппаратура, - бессонные рочи еестер и докторов — все, все было. Кто-нибудь считал, сколько потратило государство на его спасение? Не десятки и. не сотни, а тысячи рублей. Два раза по своей халат­ ности, пьянке он отнял у нас с вами, читатель, новый дом, школу или детсад. — Как здоровье, Юрий Васильевич? — Все хорошо, нигде ни­ чего не болит. — А душа? — Да ничего, только вот зря так со мной поступили. Могли бы просто поговорить, а не увольнять. — А вас никто не уволь­ нял, ушли «по собственно­ му». — Ну да, а «поляркн»- то потерял. И совесть тол{е, хотелось мне добавить, но я сдержал­ ся. Попросил рассказать, что же произошло 5— 6 августа на судне. — Ничего страшного. За­ был передать информацию оперативному дежурному. («Как это — ничего стра­ шного, — возмутился опе­ ративный дежурный службы наблюдения за флотом ВРПО «Севрыба» Эрий Сергеевич Куракиу. — Если все радисты будут так счи­ тать, то суда, люди начнут гибнуть без счета!»). — Не верится в забывчи­ вость, Юрий Васильевич, ведь вы 23 года плаваете... — Чего уж там, выпивши был. — А как пронесли водку на судно и сколько буты­ лок? — Как пронес? Очень просто: в сумке, портфеле, да и всего две. Не верилось в это коли­ чество, хотя как теперь про­ веришь? — Одному пить не скуч­ но было? — Почему одному? Я пил не один. С кем? Это не ска­ жу. Конечно, распивал не с моряком, а с командным со­ ставом. — А над последствиями задумывались? — Зачем? Что — первый раз что ли проносил и пи­ ли? Все сходило. Вот, пожалуй, мы н по­ лучили ответ на самый главный вопрос: почему на судне покрывали хмельного начальника радиостанции. У него были покровители. Или покровитель. И они, или он, вместе с Даниловым и Вар- зановым должны (должен) понести суровое наказание. Кто они (он)? Не знаю. Об этом должно знать руковод­ ство промразведки. Это — в интересах самой же орга­ низации, где, видимо, еще остались корни расхлябан­ ности. Г ГОРДОСТЬЮ в пром- ^ разведке называли мне цифры: если в прошлом го­ ду в течение двух кварта­ лов среди плавающих спе­ циалистов отдела связи бы­ ло 13 нарушений, то в этом — 4. Хорошо это или плохо? «Хорошо», — сказал на­ чальник отдела Юрий Алек­ сандрович Помннов. «Плохо», — сказал я, по­ тому что в третьем кварта­ ле приплюсовали сюда Да­ нилова, числившегося среди благополучных. «Я ожидал от него вы­ пивки», — признался Юрий Александрович. А сколько еще таких в промразведке? Сколько еще Даниловых, ко­ торые в любую Минуту мо­ гут поставить под угрозу жизнь сотен людей? Дума­ ется, оценка воспитательной работы должна быть не по тому, насколько снижено количество нарушений, а по тому, держим ли мы на контроле неблагополучных, ведем ли с ними идеологи­ ческую работу. Дабы не всплывали «-невесть откуда» взявшиеся дезорганизаторы производства. 18 ноябряИЗ года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz