Рыбный Мурман. 1983 г. Ноябрь.
ПУБЛЩИСТИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ О КОЛО ЧАСА ночи ка- питана-наставника Ва силия Ивановича Лунева разбудил телефонный зво нок. Просили срочно при быть к оперативному де журному службы наблюде ния за флотом. «Что-то случилось», — неотвязно мучила мысль, пока добирался до радио- центра. Как в воду глядел: пропал МГ-1316 «Красно- знаменск», вот уже двое с лишним суток от него ни слуху ни духу. Штаб по спасению судна собрался. Приехали началь ник управления «Севрыб- промразведка» Константин Николаевич Буданов, глав ный инженер Владимир Александрович Горохов, и. о. начальника отдела связи Семен Иосифович Во- пияшин. Потом уже Василий Иванович расскажет: «Чего только не передумали, ведь море есть море, всякое мо жет случиться, а там — люди, около 40 человек». Думы думами, а делать что-то надо. В район про мысла, где предположитель но должен находиться 1316-й, полетели радиограм мы с пометками «срочная», «аварийная». В ноль часов 45 минут 7 августа в адрес флагман ского капитана Евгения Ива новича Побужаева, началь ника промрайона Егора Ель- пиднфоровнча Чурбанова ушла радиограмма: «МГ-1316 после выхода из Кольского залива 5 августа на связь с берегом не выходит. Про мысловые сводки от него не поступают. Срочно сообщи те, когда последний раз имели связь с МГ-1316, где он находится, причину не выхода на связь с берегом». «Снялись с якоря, следу ем а район поиска», — со общил капитан спасателя •<Гигант» Сергей Людвиго вич Антонян. Промысловые суда, находящиеся в этом квадрате, поставив крест на рыбалке, двинулись на по мощь товарищам. Тревога нарастала. Нако нец-то в половине девятого с одного судна Архангель ского тралового флота пере дали: «Наблюдали МГ-1316 с тралом. Имели с ним связь». 9 часов 20 минут: «МГ- 1316 в совете отрядов судов участвовал. Капитан-флаг ман Побужаев». К вечеру, 7 августа, ПСТ «Краснознаменск» вышел на связь. Капитану траулера С. А. Варзанову дано указание вернуться в порт. Судно молчало двое су ток, точнее 58 часов. Где оно, что с ним — об этом в Мурманске не знали да и не могли знать. Молчала рация. ССТ Ь ТАКОЙ морской *-* закон (и соответству ющий приказ «Севрыбы»): если судно находится в одиночном плаванин, то два раза в сутки оно обязано сообщать в радиоцентр свои координаты действия. За чем? Нанвный вопрос — чтобы в любую минуту по мочь, если требуется, и спа сти, предупредить заход в опасную зону и т. д. и т. п. Это — истина. Прописная. «Глухое судно» — ЧП. здесь сразу возникает бес покойство: «А люди, что с ними?» Вот поэтому берег держит под своим ' неусып ным наблюдением весь флот бассейна, независимо от то го, где находится судно — в Атлантическом или Тихом океане, у Шпицбергена или у берегов Антарктиды. А по том не надо забывать: лю бое советское судно в лю бом районе Мирового океа на — это частица нашей Родины, н Родина, в свою очередь, готова в любую ми нуту поспешить на помощь. «Каждый человек нам до рог» — это не просто фра за, это — наш социалисти ческий принцип, если хоти те, образ жизни. Вот поче му круглыми сутками рабо тают оперативные дежур ные, вот почему из теплых квартир средь ночи вызыва ются опытные специалисты, руководители. Что же случилось на ПСТ? Лучше, если об этом расскажут скупые строки до кументов. ИЗ П РИ КА ЗА ПО У П Р А В Л Е НИЮ «С ЕВ РЫ Б П РОМ Р А З В Е Д КА > ОТ 26 А В ГУ С ТА 1983 ГО ДА: «МГ-1316 «Краснознам енск» вышел из порта 4 а в густа . Р а диоинформация — сводка, дис петчерская информ ация, радио граммы на берег не передава лись. Начальник радиостанции вал себя лучш е, передал всю судовую информацию». ИЗ А К ТА : «Мы, ниж еподписавш иеся, составили настоящ ий а кт в том, что начальник радиостан ции Ю. В. Данилов находился в нетрезвом состоянии и не мог исполнять свои служ еб ные обязанности». Подписи — капитан Варзанов. старш ий помощник капитана Сапунов, старш ий м еханик Мосько». «Н ачальник радиостанции 5 и 6 а в густа находился в не трезвом состоянии. С прихо дом на промысел не мог вы полнять свои служ ебные обя занно сти. Ф а к т подтвердили матрос Ж ихаревич, гидроакус ти к Востриков, инженер Кова лев». ИЗ О БЪЯСНИ ТЕЛЬНОЙ: И. о. начальника управления «Севрыбпромразведка» т. Коле сову А. И. от капитана МГ- 1316 «Краснознаменск» Варза- нова С . А , 4 а вгуста судно вышло в море. Экипаж согласно судо вой роли был весь на борту. Информация по вы ходу со гла сно приказу № 209 передана не была по причине нетрезво го состояния и неработоспособ- ■■ 'Сс}' ;; Ю. В. Данилов 5 и G августа был в нетрезвом состоянии и не мог исполнять свои служ еб ные обязанности. Капитан С. А. Варзанов не принял мер по установлению связи с ра диоцентром через посредника, хотя работал в группе судов. Судно было отозвано в порт...» ИЗ А КТА КОМИССИИ: «Комиссия в составе капи- тана-наставника В. И. Лунева, группового инженера отдела сеязи Л . И. Москвина произ вела расследование причин невыхода на связь с радио- центром ВРПО «Севрыба». У с тановлено, что Ю. В. Данилов находился в нетрезвом состоя нии 5 и б а вгуста и не смог выполнять свои должностные обязанности... Капитан С. А. Варзанов не поставил в из вестность капнтана-ф лагм ана Е. И. Побужаева, руководство ф лота о том, что начальник радиостанции Ю. В. Данилов не в состоянии вы полнять свои обязанности, не отстра нил его от долж ности, не по требовал зам ен у... Капитан Варзанов не выполнил требо вания § 44 У става служ бы на суд ах ф лота рыбной промыш ленности СССР, скры л ф акты нетрезвого состояния началь ника радиостанции, не отстра нил его от должности во из бежание отзы ва судна в порт, не потребовал своевременной замены начальника радиостан ции и не принял мер по уста новлению связи с радиоцент ром через посредника...» ИЗ РАПО РТА: «К ап и тан у МГ-1316 «Красно знаменск» т . Варзанову С. А. от старш его помощника капи тана Сапунова Д. П. Настоя щим докладываю , что мною с выхода судна в рейс, с 05.08. 83 г., регулярно подавались диспетчерские сво дки ... На чальник радиостанции не пе редавал их по адресу, т. к. был в нетрезвом состоянии». ИЗ О БЪЯСНИ ТЕЛЬНОЙ : «И. о. начальника отдела свя зи управления «Севрыбпром разведка» т. Вопияш ину С. И. от начальника радиостанции МГ-1316 Ю. В. Данилова. 5 августа 1983 года вышли из Кольского залива. Следуем на промысел. У п усти л из ви ду, что нужно давать инфор мацию в адрес оперативного дежурного служ бы наблюдения за ф лотом ... Данные оператив ному деж урному не передава лись по той причине, что был в болезненном состоянии, болело сердце. 7 а вгуста почувство ности начальника радиостан ции Данилова Ю. В. В резуль тате связь с судном была утеряна. Несмотря на неодно кратны е приказания, предпри нятые меры воздействия, вы го воры — Данилов Ю. В. на связь с берегом не вы ходил. 7 августа 1983 года судно бы ло отозвано в порт. Признаю , что проявил м ягкотелость, ко торая привела к таком у ф и налу». уТОЧНИМ : печальному J финалу. Об этом го ворилось на одном из собраний коммунистов управ ления. Хорошо поговорили, резко. I! когда некоторые товарищи узнали о том, что журналист хочет предать факт широкой общественной огласке, то автора мягко пре дупредили: «Обязательно напишите, что этому небла говидному случаю дана прин ципиальная оценка. Обяза тельно». Так ли? С каких это пор в принцип возводится сло весное осуждение (или об суждение, не важно, как это назвать) и за разговором следует либерализм по отно шению к нарушителю дис циплины? Принципиальность — это поступок, а не сло весные кружева. Так вот капитан С. А. Варзанов по нижен в должности на три месяца, а начальник радио станции Ю. В. Данилов уво лен... ПО СОБСТВЕННОМУ ЖЕЛАНИЮ! Хотя в приказе начальника «Севрыбпром- разведки» было четко сказа но: «...подготовить докумен ты для лишения рабочего диплома Данилова Ю. В. и увольнения его из управле ния». ‘ «Пожалели, ведь у него семья», — вздохнет началь ник отдела связи Ю. А. По- минов. Пожалели... Но мало кто пожалел о вылетевших в трубу 100 тысячах государ ственных рублей («Одного только топлива сколько впу вщ стую сожгли суда, которые искали 1316.-й!», — восклик нул заместитель начальника управления А. И. Колесов). Почему на судне никто не поднял тревоги? Разве никто из членов экипажа траулера, команди ров не видел, не знал, что радист, мягко выражаясь, «лыка не вязал» с отхода? Неужели всем был «до лам почки» пьяный на борту? Скорее всего, именно так и было. Рассуждая о дисцип лине, бичуя и негодуя по поводу расхлябанности, ра туя за порядок, который ну жно наводить везде и во всем на судне, руководство трауле ра у себя под боком не за хотело встряхнуть зарвавше гося нарушителя. Тому сви детельством откровения ка питана: — Вышли мы в море без эксцессов, — говорит С. А. Варзанов. — А потом... Мо жет, устал человек, все-таки уже 20 с лишним лет в мо ре ходит. Так был радист пьяным или нет? — Д-да, — с неохотой протягивает капитан. — Я его пожалел. Думал, отой дет, войдет в ритм... Конеч но, судя по характеристикам, его не надо было направ лять на судно, но вот так получилось... Теперь уже бывший ка питан с.читает: мол, просто не повезло ни ему, ни Да нилову. Д МЕЖДУ ТЕМ ЧП должно было произой ти. В 79-м году Ю. В. Да нилов попадает в вытрезви тель, в 82-м — хулиганство в семье и снова вытрезви тель, получил общественный выговор от комиссии по борьбе с пьянством, затем — лишение допуска для ра боты на судах загранплава- ния сроком на один гоД. Но в какой беспринципный клу бок связались взыскания с поощрениями! В том же 79-м он получает две благо дарности и Почетную грамо ту, в 02-м — премию. Что это? «Вера в человека» или обесценивания наград? Ду мается — последнее. Не принято писать о чело веке, не встретившись с ним. И недавно я позвонил в од ну из трехкомнатных квар тир, расположенных в сим патичном доме на улице Бе ринга. Дверь открыл хозяин — Юрий Васильевич Дани лов. Он нигде еще ис работает, отдыхает («отпуска в этом году не было»). Его знобит, руки не находят себе места («перебрал вчера...»). Откровенно, я поразился бесшабашности человека В 45 лет. Неужели ничему его не научили события послед них трех месяцев? Ведь уже после случая на траулере, буквально сразу, как сошел на берег, он решил прогу ляться в лес за грибами. Поскользнулся, упал, доб рался домой. В больницу его привезли хмельного... В течение нескольких дней я звонил в реанима ционное отделение город ской больницы скорой по мощи. Лечащий врач Геннадий Федорович Долго- бородов не утешал: «Крайне тяжелое .положение, очень... При таком состоянии лучше не говорить об исходе...» Два с лишним месяца бо ролись врачи за его жизнь. Дефицитные лекарства, уси ленное пптанне, современ ная аппаратура, - бессонные рочи еестер и докторов — все, все было. Кто-нибудь считал, сколько потратило государство на его спасение? Не десятки и. не сотни, а тысячи рублей. Два раза по своей халат ности, пьянке он отнял у нас с вами, читатель, новый дом, школу или детсад. — Как здоровье, Юрий Васильевич? — Все хорошо, нигде ни чего не болит. — А душа? — Да ничего, только вот зря так со мной поступили. Могли бы просто поговорить, а не увольнять. — А вас никто не уволь нял, ушли «по собственно му». — Ну да, а «поляркн»- то потерял. И совесть тол{е, хотелось мне добавить, но я сдержал ся. Попросил рассказать, что же произошло 5— 6 августа на судне. — Ничего страшного. За был передать информацию оперативному дежурному. («Как это — ничего стра шного, — возмутился опе ративный дежурный службы наблюдения за флотом ВРПО «Севрыба» Эрий Сергеевич Куракиу. — Если все радисты будут так счи тать, то суда, люди начнут гибнуть без счета!»). — Не верится в забывчи вость, Юрий Васильевич, ведь вы 23 года плаваете... — Чего уж там, выпивши был. — А как пронесли водку на судно и сколько буты лок? — Как пронес? Очень просто: в сумке, портфеле, да и всего две. Не верилось в это коли чество, хотя как теперь про веришь? — Одному пить не скуч но было? — Почему одному? Я пил не один. С кем? Это не ска жу. Конечно, распивал не с моряком, а с командным со ставом. — А над последствиями задумывались? — Зачем? Что — первый раз что ли проносил и пи ли? Все сходило. Вот, пожалуй, мы н по лучили ответ на самый главный вопрос: почему на судне покрывали хмельного начальника радиостанции. У него были покровители. Или покровитель. И они, или он, вместе с Даниловым и Вар- зановым должны (должен) понести суровое наказание. Кто они (он)? Не знаю. Об этом должно знать руковод ство промразведки. Это — в интересах самой же орга низации, где, видимо, еще остались корни расхлябан ности. Г ГОРДОСТЬЮ в пром- ^ разведке называли мне цифры: если в прошлом го ду в течение двух кварта лов среди плавающих спе циалистов отдела связи бы ло 13 нарушений, то в этом — 4. Хорошо это или плохо? «Хорошо», — сказал на чальник отдела Юрий Алек сандрович Помннов. «Плохо», — сказал я, по тому что в третьем кварта ле приплюсовали сюда Да нилова, числившегося среди благополучных. «Я ожидал от него вы пивки», — признался Юрий Александрович. А сколько еще таких в промразведке? Сколько еще Даниловых, ко торые в любую Минуту мо гут поставить под угрозу жизнь сотен людей? Дума ется, оценка воспитательной работы должна быть не по тому, насколько снижено количество нарушений, а по тому, держим ли мы на контроле неблагополучных, ведем ли с ними идеологи ческую работу. Дабы не всплывали «-невесть откуда» взявшиеся дезорганизаторы производства. 18 ноябряИЗ года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz