Рыбный Мурман. 1983 г. Ноябрь.
• ХОЗЯЙСТВОВАТЬ ЭФФЕКТИВНО 8 кан ун праздника Великого Октября в порту состоялась тор ж ественная встреча экип аж а плавбазы «Севрыба». За большие усп ехи в работе в третьем квар тале коллекти ву были вручены переходящее Красное знам я гор кома КПСС, горисполкома и гор кома ВЛКСМ и переходящий вым пел М инистерства рыбного хо зяй ства СССР и ЦК профсою за рабочих пищевой промышленно сти . Многие моряки плавбазы бы ли удостоены Почетны х грамот управления «Севрыбхолодфлот». Среди них — помощник капитана по производству Евгений Никола евич Ч айковский, чье имя зане сено в областную К ни гу почета. ------------- Слово — передовику --------------- НИКАКИХ СЕКРЕТОВ Сначала приведу несколько цифр. В минувшем рейсе вы работано сверх задания: то варной продукции — на 691 тысячу рублей, пищевых то варов — около 200 тонн и 755 тысяч условных банок пресервов. Сверхплановая прибыль составила более мил лиона рублей. бот так поработал экипаж. Естественно, может возник нуть вопрос: как удалось до стичь столь высоких показате лей? Никаких «секретов фир мы»: промысловики поставля ли рыбу, мы стремились всю ее превратить в пищевую про дукцию. И так же, как на каждом судне, сразу после выхода в рейс собрались специалисты, чтобы обсудить план пред стоящей работы, выявить уз кие места в производствен ном процессе. Прежде всего решили ре конструировать посольную линию. Не нравилась она мо рякам своей «старомоднос тью»: приходилось вручную возвращать весовщику ст-ам- почки из-под рыбы. Я предло жил изготовить цепной тран спортер в виде гусеницы трак тора — по низу плывут пол ные стампочки, по верху — пустые. Старший механик тех нологического оборудования Герман Григорьевич Рудаков с группой механиков воплотили эту идею * жизнь. В резуль тате не только механизирова ли посольную линию, но и высвободили одного моряке. Затем Герман Григорьевич задумал установить еще один отта-ячный аппарат. Дело * том, что рыба s одном аппа рате не успевает отта-ять как следует, и, когда снимают блок с противня, часто случа ются повреждения кожи ры бы, то есть брак. Соорудили второй оттеячный аппарат из трубок, просверлив в них от верстия для теплой воды, он позволил увеличить скорость обработки рыбы, помог нам сохранить высокое качество продукции. Еще одно техни ческое усовершенствование давало возможность на 45 тонн в сутки увеличить прием ку сырья. На высоте полумет ра над палубой из металличе ских стоек, обшитых досками, построили дополнительные емкости для рыбы. Изготови ли их тщательно, установили так, чтобы через два отверс тия рыба из них поступала и на посольную линию, и в ох лаждаемые буккеры под па лубой. Наверное, нет надобнос ти перечислять все тво рения рационализаторской мысли нашего экипажа, тем более что и на других судах моряки нередко занимаются доводкой «до ума» различных узлов и механизмов техноло гического оборудования. Да ведь и само по себе это обо рудование выполнения плана не даст. Все зависит от хоро шей организации. Поэтому мы, командиры служб, вместе с опытнейшим капитаном-директором Адоль фом Петровичем Болычевым так много уделяли внимания учебе моряков. Ведь, кроме знания ГОСТов, нужны уме ние, сноровка даже в выпол нении вроде бы не хитрых опе раций. Вот, скажем, укладка рыбы в банки при изготовле нии пресервов. Неопытный матрос торопится, мечется, очень старается, а больше 300 банок за смену уложить не может. В это же время ве теран, не суетясь, «выдает» 600—700 банок. Кто не знает требований к качеству пресер вов, считает: что тут хитро го — сложил подготовлен ную рыбу со специями и сояыо м все. Нет. Изготовле ние пресервов — это искус ство. Приведу один пример. За метили моряки смены № 1, что матрос В, А. Гребенников, укладывая рыбу, не набивает ее брюшную полость посоль- ной смесью. Рыбмастер Д. С. Кузнецов сделал ему замеча ние. Но матрос не придал это му значения. .Тогда собрался производственный совет сме ны. Вызвали В. А. Гребенни кова, разъяснили, что его не брежность обернется браком продукции: рыба, не успев просолиться, начнет портить ся. А разъяснив, жестко по требовали строго выполнять правила изготовления пресер вов. Больше таких нарушений не было. Не менее сложна расфасов ка рыбы в противни. Здесь «ажно соблюсти так называе мую рядовую укладку, ведь если сельдь будет уложена поперек противня, то, прижа- та-я крышкой в морозильной камере, она лопается — брак. А в напряженном ритме ра боты — двое моряков за 4 часа расфасовывают около 10 тонн рыбы — правильно ук ладывать ее очень непросто. И здесь, как всюду, рядом с молодыми рыбообработчи ками были лучшие специалис ты судна: кавалер ордена «Знак Почета» матрос Петр Афанасьевич Сафонов, брига дир смены, признанной луч шей по итогам работы за рейс, Рашид Галипович Ходи- ев, матрос Дмитрий Михайло вич Сучков, трудовой стаж ко торого перевалил за четверть века, начальник производст венной лаборатории Борис Анатольевич Кондаков. Нема лую роль сыграли советы и практическая помощь техноло га наставника Анатолия Алек сеевича Климанова. Сохран ность высокого качества про дукции — заслуга старшего рефмеханика Георгия Викторо вича Петрова и моряков его службы, а в безаварийности многочисленных швартовок промысловых судов к базе, своевременной подготовке гру зового оборудования трудно переоценить роль боцмана Сергея Федоровича Писарева. Они и учили молодежь сек ретам мастерства и трудолю бию. Е. ЧАЙКОВСКИЙ. Внимание: проблема! СКОЛЬКО СТОИТ БЕССОННАЯ НОЧЬ В журнале «Рыбное хозяйство» (№ 9, 1983 г.) была напеча тана статья начальника отдела организации труда, заработной платы и рабочих кадров ВРПО «Севрыба» В. И. Крюкова «Пути совершенствования тарифной системы на флоте рыбкой промышленности». В существующей тарифной системе за основу должностных окладов членов экипажей промысловых судов взяты оклады моряков транспортного флота. Однако, считает автор статьи, такой подход к оплате труда промысловиков недостаточно объективен, поскольку объем работ, выполняемых на рыбац ких судах, значительно больше, ведь на них производятся и выпуск продукции, и погрузочно-разгрузочные работы в море. И это необходимо учесть при разработке новых тарифных ставок и должностных окладов в соответствии с решениями XXVI съезда КПСС. Проблема, затронутая В. И. Крюковым, заинтересовала мно гих специалистов ВРПО «Севрыба». Сегодня мы публикуем статью кандидата экономических наук, доцента Мурманского высшего инженерного морского училища имени Ленинского комсомола И. А. Рогачевой. На наш взгляд, для того чтобы люди охотно шли ра ботать на флоты рыбной про мышленности, надо прежде всего четко определить соот ношение оценки труда с его условиями, то есть с отраже нием этих условий в тариф ной системе. Говоря проще, если человек работает в бо лее тяжелых условиях, то и зарплату он должен полу чать большую, чем за тот же объем работы в нормальных условиях (для сравнения: ры бообработчик на рыбокомби нате или в море). Интересен, как нам кажет ся, опыт учета условий труда в тарифной системе оплаты в Чехословацкой Социалистиче ской Республике. Нормальными условиями работы в ЧССР принято счи тать те производственные процессы, которые протекают в закрытых помещениях, где производство технически подготовлено и непосредст венно управляется, где можно постоянно использовать свою квалификацию. Кроме того, в нормальных условиях выпол нение работы не влечет за собой особого психического переутомления, медицинская, гигиеническая и социальная службы находятся на среднем уровне, труд не связан с длительной разлукой с семь ей, а длительность работы не вызывает снижения производ ственной активности. Под такое понимание нор мальных условий в ЧССР по падает, например, работа в мебельной, швейной, бумаж ной промышленности, произ водстве обуви и некоторых других отраслях. А те факто ры, которые ухудшают усло вия, влияют на производи тельность труда человека, оцениваются по балльной си стеме и соответственно опла чиваются. Эти факторы разделены на три группы. В первую вклю чены те из них, которые ха рактеризуют технические и организационные условия ра боты. Например, если органи- зационно-технологич е с к и й процесс протекает в нестан дартных обстоятельствах, да еще и воздействуют внешние климатические условия, то работающему здесь «добав ляют» семь баллов. Конечно же, соответственно увеличи вается тарифная ставка. Во вторую группу входят об щественные и психологиче ские факторы: использование приобретенной квалификации и общественная оценка тру довой деятельности. Она оз начает, какую роль играет данная отрасль в решении ос новных народнохозяйствен ных задач. Например, по скольку рыбак непосред ственно участвует в осу ществлении Продовольст венной программы, то обще ственное значение этой спе циальности возрастает по срав нению, скажем, с профессией кондитера. За работу в усло виях, включенных во вторую группу, человек «получает» пять баллов. В третьей группе объедине ны социальные факторы: уро вень развития медицинской службы, оторванность от се мьи (3 балла), условия пита ния, продолжительность рабо чего стажа. Они оценены де вятью баллами. Если же для той или иной отрасли промышленности ха рактерен весь комплекс фак торов, то работающий здесь человек получает 21 балл и его заработная плата значи тельно возрастает. Использование балльной си стемы, то есть аналитического метода, в определении тари фов заработной платы можно признать принципиально но вым шагом, поскольку как в СССР, так и во всех странах СЭВ при формировании си стем заработной платы ис пользовались лишь так назы ваемые суммарные эксперт ные методы. В ближайшем будущем, по- видимому, будет так: каждый человек, придя в отдел кад ров флота устраиваться на работу, познакомится с та рифными ставками, действу ющими на флоте, в сравнении с тарифными ставками других предприятий страны. Здесь будет четко разграни чено (возможно, с помощью таблиц), сколько доплачивает ся к тарифу за каждое спе цифическое условие труда плавсостава. Совет на буду щее: лучше показывать до платы к тарифу не в процен тах, а в рублях, копейках — так понятнее каждому. Последний абзац пока — из области фантастики, но, как нам представляется, за этим будущее. Актуальная тема: дисциплина СКВОЗНЯК НА Кузнечный дех участка промсиаряжения, который возводит для Мурманской судоверфи коллектив строи тельно-монтажного управле ния № 1 треста «Мурманск- промстрой», — пусковой объ ект. До конца тода остается полтора месяца, и естествен ным было бы бурное кипе ние жизни на горячей точке строительства. Но только по трескивающий внутри холод ного здания костер подогре вает энтузиазм затерявших ся среди сумрака и сквозня ков строителей. Доведут они до нужных кондиций битум и начнут промазывать лотки, привыч но лавируя по сильно пере сеченной местности, именуе мой кузнечным цехом. — Нужен «Беларусь», — безнадежно вздыхает замес титель бригадира В. Н. Пав лов, — тогда мощно будет засыпать лотки, спланиро вать грунт, выкопать при ямок для узкоколейки. — Нужен «Беларусь»,— с той же. неуверенностью й успехе констатирует прораб участка М 1 В. Ф. Столы пин. — На все управление один такой трактор, заявку на него давали не один раз.,. Пока эти мечтания остают ся несбыточными, бригада СМУ № 1 в составе 17 че ловек делает едва ли поло вину того, что могла бы. И это "при односменной работе. А сроки сжимаются со стре мительностью шагреневой кожи, и давно пора бы орга низовать ударную работу в три смены. Но такая организация тру да пока нереальна. — Уже в пять вечера,— говорит заместитель гене рального директора судо верфи по капитальному стро ительству В. А. Рябов, — на объекте ни души не най ти. Можно ли при таком от ношении к делу надеяться на удачный финиш? — Стараться будем, — оптимистично прогнозирует В. Ф. Столыпин. Ожидаемую старатель ность точнее бы наименовать штурмовщиной, но строите-, ли стараются вслух это ело- ’ во не произносить. А аврал грядет. Пришло его время. Он посещает те объекты, которые «хрома ют» из-за организационных неурядиц, из-за неритмичной работы в течение года, из- за низкой исполнительской дисциплины субподрядчиков, генподрядчика да и самого заказчика. Основания для таких утверждений есть. Только наполовину выполне на предусмотренная на год программа. Освоено за де сять месяцев 120 тысяч рублей. «Остаток» на два месяца — 180 тысяч. Кто повинен в провале плана? — Причин много, — счи тает начальник СМУ-1 Б. Н. Веллер. — Основная яве —' поздно пришли на строи тельную площадку специа листы «Продмонтажа», дол го монтировали металлокон-. струкции. 18 ноября 113 года^
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz