Рыбный Мурман. 1983 г. Ноябрь.

• БЕСЕДА С УВЛЕЧЕННЫМ ЧЕЛОВЕКОМ • ( Капитан дальнего плава­ ния Алексей Иванович Ано­ хин, беседу с которым мы сегодня публикуем, — автор шести работ по вопросам грамотного судовождения. Это увлечение занимает зна­ чительную часть его жизни, ему он отдает большинство свободного времени, так как создание книг, естественно, не входит в его прямые слу­ жебные обязанности. — Алексей Иванович, чи­ татели «Рыбного Мурмана», особенно судоводители, дав­ но знакомы с вашими кни­ гами. Что послужило им­ пульсом для их создания? С чего началась работа? — Начну с когда-то на­ шумевшей катастрофы. В 1956 году в Атлантике стол­ кнулись обладавшие всем не­ обходимым для безаварий­ ного плавания шведский лай­ нер «Стокгольм» и итальян­ ский «Андреа Дориа». Были и человеческие жертвы. Не вдаваясь в обстоятель­ ства ,н причины столкнове­ ния, подчеркну, что капитан итальянского лайнера бо­ роздил моря 40 лет из 58 прошитых. И считался одним из лучших во флоте своей страны. Естественное уважение к опыту и трудной ноше капи­ тана нико.му не позволяло критически отнестись к его возможностям и надежности. Между тем, постоянно заня­ тый текущими делами, ка­ питан не оглядывался на пройденный путь, не заду­ мывался, что время идет, а знаний не прибавляется. По­ сле гибели «Андреа Дориа» выяснилось, что он не знал маневренных качеств своего лайнера, не имел представ­ ления о графической прок­ ладке пути встречного суд­ на. Не понимал отдельные предписания Правил преду­ преждения столкновений су­ дов. В начале 60-х годов, ког­ да я отвечал за безопас­ ность мореплавания в Мур­ манском траловом флоте, все эти негативные обстоятельст. ва заинтересовали меня. Правда, капитаны наших су­ дов, во всяком случае, боль­ шинство из них, не уподоб­ лялись капитану «Андреа Дориа». Но и у нас тогда делалось не все для преду­ преждения столкновений су­ дов. А это наиболее распро­ страненный и тяжелый вид аварийности. В то время вошли в силу новые Правила предупреж­ дения столкновений судов. Я начал публиковать коммен­ тарии к ним в «Рыбном Мурмане». Они интересова­ ли судоводителей, не явля>- лись сухой инструкцией. Так пришла идея написать книгу. Вскоре она была из­ дана, получив название «Плавание без столкнове­ ний». И разошлась довольно быстро. Вторая моя книга — «Преодоление морских опас­ ностей» — также была на­ писана на основании прак­ тики флота, главным обра­ зом промыслового, и тоже предназначалась делу борьбы с аварийностью. Однако в ней рассматривались уже иные вопросы: борьба за не­ потопляемость, предупреж­ дения посадок на мель, по­ жарная безопасность. Третья книга — «Фарва­ тер безопасности». Ее мате­ риал служил предупрежде­ нию аварийности в узких проходах, в там числе в Кольском заливе. А в июле 1977 года вошли в силу новые международ­ ные правила предупрежде­ ния столкновений судов. Это потребовало свежих коммен­ тариев. Особенно относитель­ но практики промыслового Алексей АНОХИН: „ОШИБОК МРЕ НЕ ПРОЩАЕТ" флота, работа завершилась изданием трех следующих брошюр, последняя из кото­ рых увидела свет в начале этого года. — В ваших книгах, мате­ риал которых, несмотря на сложности темы, излагается просто н занимательно, при­ водится много поучительных примеров. Очевидно, часть из них дает ваша работа в службе наблюдения за фло­ том «Севрыбы». А откуда вы берете другие, особенно из практики флотов зарубеж­ ных государств? — Многое дают газеты и журналы, в том числе иност­ ранные. Помогают публика­ ции Минрыбхоза и заключе­ ния «Севгосрыбфлотинспек- ции». В 1985 году Мурманское книжное издательство пла­ нирует переиздать мои по­ следние брошюры. В них бу­ дет и новый материал. Часть его, весьма интересного и полезного, мне удалось по­ лучить, работая судебным экспертом. Газета «Известия» в этом году опубликовала две ста­ тьи о столкновении и гибели советского танкера «Амбар- чик». Вскоре после того, как это судно покинуло порт, на первую вахту заступил стар­ ший помощник капитана, грамотный и энергичный тридцатилетий моряк, по­ лучивший повышение в дол­ жности лишь во время пре­ дыдущей междурейсовой сто­ янки. Но его предельно уто­ мил оставшийся теперь уже позади поток нескончаемых дел. Но и после выхода в море старпому не удалось отдохнуть. Поэтому нестер­ пимо хотелось спать. В 4 часа 15 минут вах­ тенный старпом послал ру­ левого матроса в буфет и, удовлетворенный, что скоро взбодрится крепким чаем, уснул. Около получаса танкер шел под управлением авто­ рулевого — незрячего, бес­ чувственного. А затем... вах­ тенного помощника разбу­ дили потрясший судно удар и почти одновременный взрыв... В происшедшем винова­ ты те, кто поспешно выпро­ водил танкер из порта. Но и в этом случае можно бы­ ло полностью восстановить работоспособность членов экипажа — танкеру на вы­ ходе из порта следовало от­ стояться на якоре. Хотя и подробно писали «Известия» обо всем этом, для меня фактов было недо­ статочно. И я отправился в Москву, в Министерство морского флота. Конечно,- не за счет работы, а во вре- . мя отпуска. Также знако­ мился с материалами раз­ личных архивов. — В 1863 году в южном колене Кольского залива произошло столкновение траулера «Щука» и западно- германского судна «Коль- хейм». Перед столкновением траулер держался не запад­ ного, а восточного берега залива. Тем самым он на­ рушил Правила предупреж­ дения столкновений судов. На него была возложена полная ответственность за аварию. Вы не согласились с таким определением и су­ мели доказать, что на 30 процентов виновато западно- германское судно,—для этого требовались глубокие зна­ ния. Из каких источников вы их получали? Тогда и позже? — При определении сте­ пени ответственности «Щ у­ ки» и «Кольхейма» обосно­ вания представителя рыбной отрасли поддержал тогдаш­ ний и нынешний замести­ тель начальника Мурманско­ го морского пароходства Иван Павлович Лопатин. А это было не совсем просто, так как каждое следующее узкостью судно обязано дер­ жаться правой стороны — это, так сказать, основной закон узких проходов. Но в его аргументации была логи­ ка специалиста, которой тре­ бовалось поучиться. Вкратце дело в том, что «КольХейм» не предпринял необходимых мер предосторожности. Среди моих учителей из ММФ хочу назвать и Алек­ сея Павловича Яскевича. Особенно благодарен ему за рецензию, требовательную и теплую, на мою книгу «Ф ар­ ватер безопасности».' Он- ак­ тивно участвовал в подготов­ ке и создании Правил пре­ дупреждения столкновений судов редакции i960 и 1972 годов, был заместителем ру­ ководителя советской деле­ гации на Международной конференции, одобрившей окончательный текст ныне действующих Правил. Однако основное дали мне практика промыслового фло­ та и его специалисты, на­ чиная с тех, у которых ког­ да-то работал помощником капитана. — Все шесть увидевших свет ваших книг — сугубо специальной технической темы. Но в них есть и поли­ тические моменты. — Это естественно и за­ кономерно. Мореплавание — наиболее интернациональная область человеческих отно­ шений. А имперские амби­ ции некоторых капиталисти­ ческих государств не только препятствуют свободе судо­ ходства, но и создают пря­ мую угрозу безопасности мо­ реплавания. Еще в далеком 1924 году, например, в специальном ме­ морандуме Советское прави­ тельство предупреждало Ве­ ликобританию, что рыбные ресурсы в наших северных морях небезграничны. Од­ нако английские траулеры и сопровождавшие их военные корабли по-прежнему вели себя хищнически. Подчас это вызывало угрозу столк­ новения. Так, в 1929 году в Мотовском заливе миноно­ сец «Роз Мари» едва не таранил советский погранич­ ный катер, который потре­ бовал, чтобы траулер «Вен­ дора» убрался восвояси. Ыебезыинтересно заметить, что тогда некоторые запад­ ные органы печати подняли антисоветскую шумиху: дес­ кать, красные пытались по­ топить несчастный кораблик. А миноносец превышал по­ граничный катер по водоиз-' мещению почти в 20, а по мощности вооружения — в 100 раз. Умалчивать о подобных случаях в книгах по безопас­ ности мореплавания я, как автор, не имею права. Основные пути советских судов, как и судов других государств, пролегают в нейтральных водах. Но и на них пытается распространить свою агрессивную политику нынешнее правительство США. Вот лишь несколько примеров. В 1981 году под­ лодка «Джордж Вашинг­ тон», бесцеремонно произво­ дя маневры в районе интен­ сивного судоходства, тарани­ ла японское судно «Ниссе- мару». Спасавшиеся члены экипажа надеялись на по­ мощь виновника 'трагедии. Но подлодка, всплыв, через не­ сколько минут, якобы ниче­ го не заметив, вновь погру­ зилась. В этом году два эсминца и фрегат нахально вели себя в отношении советского суд­ на «Александр Ульянов», создав угрозу столкновения. Кстати, за несколько лет до этого в аналогичных об­ стоятельствах хулиганству­ ющий эсминец «Хэнсон» столкнулся с советским спа­ сателем «Диомид», который участвовал в буксировке до­ ка для флота рыбной про­ мышленности. Наконец, совсем недавно, в октябре,- администрация США, попирая все нормы международного права и че­ ловеческой морали, осущест­ вила вооруженную интервен* цию против Гренады. И про­ извольно установила вокруг этого небольшого островного государства, южнее которого пролегают оживленные судо­ ходные пути, так называе­ мую 50-мильную военную зону. Теперь не только в ней, но и вблизи нее судам угрожает нападение кораб- лей и самолетов захватчи­ ков. Все это, понятно, вопи ­ ющий международный тер­ роризм, одинаковый с раз­ боем гитлерЬвцев! Так что, как говорится, из песни слова не выкинешь. — В «Рыбном Мурмане» изредка публикуются вашн литературные> художествен­ ные произведения. — Эти рассказы, в отли­ чие от книг по безопасности мореплавания, не связаны непосредственно с моей ра­ ботой. Но все они тоже по­ строены на документах и ос­ вещают малоизвестные факты. Например, рассказ «Встре­ ча в Бостоне» создан в свя­ зи с тем, что пришлось пе­ режить одному из наших мо­ ряков: он повстречался с когда-то зверствовавшим вместе с фашистами одно­ сельчанином, теперь нахо­ дившимся в США. В одном из последних рас­ сказов, «Парень из Умбы», раскрывались злодеяния ин­ тервентов на Мурмане в 1918— 1919 годах. Кстати, участник интервенции гене­ рал США Гревс писал о со­ бытиях тех лет: «Жестокос­ ти были такого рода, что они, несомненно, будут вспоминаться и пересказы­ ваться среди русского наро­ да... Этим поступком Соеди­ ненные Щтаты снискали се­ бе ненависть со стороны бо­ лее девяноста процентов на­ селения...» В рассказе «Через все бе­ ды — домой» шла речь о возвращении на Родину де­ тей питерских рабочих, за­ хваченных интервентами в Сибири. Власти США в те­ чение двух лет держали ма­ лышей в трюмах судна, в плавучей тюрьме. — Что бы вы пожелали судоводителям? — Учиться. А капитанам — умело, тактично и на­ стойчиво учить и воспиты­ вать политически своих ближайших помощников. Как писал А. С. Мака­ ренко: «Вы можете за­ ставить человека трудиться сколько угодно, но если од­ новременно с этим вы не будете воспитывать его по­ литически, то этот труд бу­ дет просто нейтральным про­ цессом, не дающим поло­ жительного результата». Ни один старший помощ­ ник капитана не вправе считать, что его всегда бу­ дут вести за ручку. Ведь он — будущий капитан. Треть рейса он замещает капита­ на и, следовательно, непос­ редственно обеспечивает без­ опасность судна. Между вах­ тами он нередко представля­ ет капитана. И всегда рас­ крывает себя. Так или ина­ че, но постоянно влияет на результат общей работы. — Спасибо, Алексей Ива­ нович, за беседу. Успехев вам в вашем увлечении, но­ вых книг, которые так нуж­ ны судоводителям. Беседу вел П. БЫСТРОУМОВ. И — 1 ноября 1883 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz