Рыбный Мурман. 1983 г. Ноябрь.
• ХОЗЯЙСТВОВАТЬ ЭФФЕКТИВНО • щт Леонид Степанович Панченко Ш скорость и расстояние привы к изм ерять не ш килом етрах, а » Ж у зл а х и в морских м и лях. Бороз- М л и л он ш иро ты и меридианы на Ш больш их мороаильных ка производственны х рефриж ера то рах. Уд ар н и к комм унистического тр у д а, н аставн ик молодежи, вете ран тралового ф л о та воспитал не мало вер ны х морским традициям преемников. вр ач и закры ли перед ним мор ские дороги, но к ак о ставить лю бимое дело7 И Леонид Степанович стал старш им механиком ремонт но-подменного эки п аж а. --------------------- Слово — передовику ---------------------- ДЕНЬ БЕЗ КОНЦА Наш экипаж обслуживает посолько - свежьевые трауле ры типа «Баренцево море». Как правило, суда этого типа (ПСТ) после рейса находятся в порту двое-трое суток. Ес тественно, чтобы за такой ко роткий срок подготовить суд но, приходится разворачивать ся. Не успел обслужить один траулер, смотришь — другой уже на очереди. Но коллектив ремонтно-под менного экипажа № 4 чувст вует ответственность. Мы по нимаем, что от нашей слажен ности, четкости, быстроты за висит успех на промысле, за висит выполнение плана до бычи рыбы. Потому и стара емся. Большое внимание уде ляем качеству обслуживания. Вот один из важных показа телей: все корабли экипаж еда. вал только с оценками «хоро шо» и «отлично». Что скры вать, приятно слышать от ры баков: «Большое спасибо, хлопцы». Благодарность благодар ностью, но хотелось бы так же, чтобы четче был органи зован труд коллектива. В ча стности, в дальнейшем -хочу повести речь о режиме ра бочего времени и отдыха для старшего командного состава. Скажем так, у меня и у ка питана ремонтно-подменного экипажа ненормированный ра бочий день. Мы не первый день на флоте, прекрасно знаем специфику его работы, непрерывный цикл. Когда это требуется, то и задерживаем ся на работе, и в ночь-полночь при необходимости спешим на причал. И я не представ ляю себе настоящего моряка, который бы мог нежиться на домашних перинах, зная о том, что его присутствие не обходимо на судне. Но в последние два месяца что-то с нашим ненормиро ванным рабочим днем творит ся непонятное. Он раздулся до таких пределов, что во брал в себя и ночи, и выход ные дни. Я сделал неболь шую выборку, и получилось, что почти через день-другой рабочее время складывается таким образом: с 8 до 16, а затем прихватываем еще пять- шесть часов ночью, посколь ку бункеровка топлива пла нируется только по ночам, в вечернее время, в празднич- ные дни. Работать же по 16— 18 часов в сутки без отдыха, отгулов, выходных дней в эк стремальных условиях, конеч но, можно, только что у нас сейчас за чрезвычайные об стоятельства? Нужно, думаю, просто навести порядок, кото рый бы исключал нарушения трудового законодательства. Когда судов типа ПСТ было немного, случались Перерывы в обслуживании, и мы выкраи вали время для отдыха. Те перь же их в траловом флоте несколько десятков, и почти каждый день приходят кораб ли из рейсов. Вот, пожалуй ста, выписка из документов. В сентябре и октябре пришли с моря полтора десятка судов, все их надо было обслужить, снабдить всем необходимым, сдать экипажам кораблей. Кроме того, девять траулеров заправлялись дизельным топ ливом. Это — девять моих ночей. А с утра я вновь обя зан быть на работе. Поинтересовался в отделе труда *i заработной платы тралфлота, сколько в день, не делю, месяц я должен рабо тать сверх нормированного рабочего дня. Мне ответили очень невразумителы-ю. За держаться на час-другой пос ле работы — кто с этим бу дет спорить? Хочу надеяться, что частные случаи не' станут системой. Вот, к примеру, теперь со зданы специальные шварто вные команды, и это освободи ло капитанов от необходимос ти ходить на швартовки, как это было раньше. Мож+ю най ти выход и в данном случае. От ночных приемок топлива нам не избавиться, это наибо лее удобное время для такой операции. Значит, можно, * примеру, ввести в штат под менных экипажей дежурного старшего механика по прием ке топлива на суда. Или да вать старшему механику пос ле •ночной работы отгул. Или найти какое-то другое реше ние. Думаю, что руководство флота и профсоюзный коми тет правильно меня поймут, изучат вопрос и внесут кон- кретнь>е предложения в текст нового коллективного догово ра на 1984 год. А пока нужно найти пути для того, чтобы ограничить ненормированный рабочий день разумными рамками. Л. ПАНЧЕНКО, старший механик ремонт но-подменного экипажа № 4 управления тралового флота. От редакции. В коммента риях к трудовому законода тельству (издательство «Юри дическая литература», Моск ва, 1981 г.) есть четкие разъ яснения относительно ненор мированного рабочего дня. Вот, в частности, некоторые извлечения: «Допускаемая пе реработка сверх установлен ного рабочего времени не превращает ненормированный рабочий день в удлинен ный...», «Администрация впра ве привлекать лиц с ненор мированным рабочим днем к работе во внеурочное время лишь в исключительных слу чаях и не вправе обязывать их постоянно работать по особо му распорядку...». И послед няя выдержка: «Эти лица (с ненормированным рабочим днем (прим. ред.) на общих основаниях освобождаются от работы в дни еженедельного отдыха и в праздничные дни». Вот такие комментарии, на которые, сдается, обязан об ратить особое внимание проф союзный комитет тралфлота. Актуальная тема: дисциплина НА ОТХОД СИЛА ОПОЗДАЛИ... БРИГАДЫ Недавно на отходе МБ «Госжжец» подшкипер В. К. Тихоне® ваходал- ся пьяным. Портовая ко миссия задержала судно. И ранее Тлхоно® совершал прогулы, связанные с пьян кой, был клиентам медвыт резвителя. На этот раз к нему была применена суро вая мера наказания: проф союзный комитет объедине ния дал согласие на его увольнение. В трудном положении сейчас наш флот. И здесь важно проявлять максимум организованности. Однако кое-тде еще не прониклись чувством ответственности. К примеру, на 12 часов в пор ту был задержан БМРТ «Торжок» по вине неради вых моряков, опоздавших н а ' отход, — мастеров лова ГО. И. Бабича, А. С. Ряза нова, матросов Р. С. Маме дова, В. А. Шуры, Ю. В. Заверило, С. И. Хаджи. Они наказаны в дисциплинарном порядке, с них удержана одна треть месячного окла да. К слову сказать, прос той одного БМРТ типа «Иван Бочков» в сутки рав нозначен потере для госу дарства 12 тысяч 294 руб лей. Конечно, все виновные держат строгий ответ перед коллективом, но все же на несенный ущерб трудно воз местить, потерянное время не воротишь. Вот почему администрация, партийные, общественные организации стремятся навести должный порядок на производстве, усиливают воспитательную работу, активно применяют законодательство. В этом— залог высокой организован ности. Л. КОКОРИН, председатель товарище ского суд а объединения «Мурманрыбпром». Начну вот с какого фак та. Работал в бригаде № 1 докер. Не прогулыцик, не нарушитель трудовой дис циплины. Но из тех, что са ми себе на уме. Из тех, кто «не переработает». Домо рощенная хитрость его в сравнительно небольшом коллективе (в бригаде 25 человек) была как иа ладо ни. И в конце концов на бригадном собрании ему ска зали: «Мы с тобой беседова ли? Предупреждали? Воспи тывали взрослого дядю? Вы водов не сделал? Гуляй». И избавились от работни ка, который вовсе не чис лился ни в каких нарушите лях. Ну, этак-то каждый мо жет, подумает читатель. Из бавился от тех, кто «ве со ответствует», и ходи в пе редовиках. Но в том-то и дело, что за два года рабо чее собрание решило исклю чить из коллектива только этого человека. Хотя были такие случаи, когда и про гулы донускали не очень от ветственные работники, и «зеленого змия» ублажали. Двое или трое таких было... Давние дела, теперь они за реклись злоупотреблять бригадным доверием. Поче му? Да потому чТо только единожды постояли перед бригадой «на коврике». Вы шли с собратгпя взмокшие. Вот такой силой может быть простое собрание, на котором товарищи по-рабо- чему, откровенно высказы вают оступившемуря все, что они о нем думают. И та кое бригадное вече, считаю, — главный воспитатель. Но чтобы совет бригады, собра- . лис была столь авторитет ными, необходимы сплочён ность, взаимопонимание, точное восприятие того, что верно, а что нет. И этого у бригады не отнимешь. И вот четыре квартала подряд докеры укрупненной комплексной бригады Н. Н. Яучанинова никому не усту пают первенства в соревно вании. Нынче успех — осен няя встреча Нового года, но он был не первым. Еще 4 июня справилась бригада с планом трех лет пятилетки. В. ИВАНОВ, инженер по социалистиче скому соревнованию рыб ного порта. ПОРЯДОК УКРЕПЛЯЕТСЯ Борьба за укрепление по рядка на Кандалакшском ме ханическом заводе принимает разнообразные формы. По сле известного постановле ния ЦК КПСС, Совета Мини стров СССР и ВЦСПС «Об усилении работы по укрепле нию социалистической дис циплины труда» введено в практику проведение Дней дисциплины, которые прохо дят в цехах и на участках предприятия. На заводе прошла научно- техническая конференция по теме «Значение дисциплины, организованности и порядка на производстве», в работе которой активное участие приняли бригадиры и мастера. По инициативе профкома на предприятии проводятся выездные заседания народно го суда, в основных цехах оборудованы «Экраны дис циплины». Эти и другие организаци онные мероприятия способ ствуют укреплению порядка на предприятии. В нынешнем году наблюдается тенденция к снйжению числа нарушите лей и нарушений, а также тех, кто попадает в медицин ский вытрезвитель. Число нарушений, например, по сравнению с тем же перио дом прошлого года уменьши лось на 10 процентов. А. ЬРЫСОВ. г. Кандалакша. Курсом технического прогресса ВТОРАЯ ЖИЗНЬ В настоящее время обще признано, что порошковая металлургия — одно из на иболее прогрессивных на правлений технологии метал лов, которому принадлежит большое будущее. Это понс- тнне безбрежная область по широте охвата материалов, видов технологии и диапазо ну решаемых задач. За по следнее десятилетие бурное развитие получило такое приложение к ней, как газо термическое нанесение по крытий. За рубежом появи лись крупные фирмы, по ставляющие на мировой ры нок оборудование и материа лы для этой технологии. В нашей стране разнообразные порошки для покрытий про изводят, например, такие предприятия, как научно- производственное объедине ние «Тулачермет», Торез- сний завод твердых спла вов, Броварский завод по рошковой металлургии и т. д. К сожалению, у нас по ка не налажен выпуск обо рудования высокого качест ва и в достаточном количе стве. Поэтому главные за труднения связаны обычно с приобретением газопламен ных и плазменных устано вок. Однако есть основания полагать, что эти трудности вскоре отпадут, принимают ся энергичные меры для вы пуска соответствующего обо рудования. Что же дает технология газопламенного нанесения покрытий? Суть ее в том, что в раскаленную струю горящих газов или плазмы вводится порошок опреде ленного состава, и частицы его в виде расплавленных капель с большой скоростью попадают на поверхность де тали, к которой приварива ются. При газопламенном напылении (обычно с при менением кислородно-ацети ленового пламени) сущест вуют два способа. Первый, «холодный», за ключается в том, что после нанесения горелкой покры тие подвергается механиче ской обработке, и деталь го това. Преимущества: весь ма умеренная температура детали, блатодаря чему мик роструктура и соответствен но свойства материала де тали не нарушаются; затем быстрота нанесения — про цесс завершается за считан ные минуты. Недостатки: покрытие получается не сколько пористым, проч ность сцепления с основой для многих приложений до статочна, но все же не'очень высока, поэтому такой спо соб обычно применяют для ремонта посадочных мест валов, втулок и т. д. Второй способ, «горячий», отличается от первого тем, что после нанесения порош ка покрытие дополнительно оплавляют с помощыо го релки, токов высокой часто ты или иным способом. По лучается надежная связь с основным металлом. Покры тие может выдерживать вы сокие ударные нагрузки и в целом обладает хорошими механическими характерис тиками. Однако в этом слу чае неизбежен высокотем пературный нагрев поверх ностных слоев основного ме талла, поэтому возможны изменения его микрострук туры, которые могут быть устранены дополнительной термообработкой, но ее не всегда удается провести. Наконец, плазменный ме тод, когда в качестве сред ства нанесения использует- 1 ноября 1883 года;
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz