Рыбный Мурман. 1983 г. Ноябрь.

• ХОЗЯЙСТВОВАТЬ ЭФФЕКТИВНО • щт Леонид Степанович Панченко Ш скорость и расстояние привы к изм ерять не ш килом етрах, а » Ж у зл а х и в морских м и лях. Бороз- М л и л он ш иро ты и меридианы на Ш больш их мороаильных ка производственны х рефриж ера­ то рах. Уд ар н и к комм унистического тр у д а, н аставн ик молодежи, вете­ ран тралового ф л о та воспитал не­ мало вер ны х морским традициям преемников. вр ач и закры ли перед ним мор­ ские дороги, но к ак о ставить лю ­ бимое дело7 И Леонид Степанович стал старш им механиком ремонт­ но-подменного эки п аж а. --------------------- Слово — передовику ---------------------- ДЕНЬ БЕЗ КОНЦА Наш экипаж обслуживает посолько - свежьевые трауле­ ры типа «Баренцево море». Как правило, суда этого типа (ПСТ) после рейса находятся в порту двое-трое суток. Ес­ тественно, чтобы за такой ко­ роткий срок подготовить суд­ но, приходится разворачивать­ ся. Не успел обслужить один траулер, смотришь — другой уже на очереди. Но коллектив ремонтно-под­ менного экипажа № 4 чувст­ вует ответственность. Мы по­ нимаем, что от нашей слажен­ ности, четкости, быстроты за­ висит успех на промысле, за­ висит выполнение плана до­ бычи рыбы. Потому и стара­ емся. Большое внимание уде­ ляем качеству обслуживания. Вот один из важных показа­ телей: все корабли экипаж еда. вал только с оценками «хоро­ шо» и «отлично». Что скры­ вать, приятно слышать от ры­ баков: «Большое спасибо, хлопцы». Благодарность благодар­ ностью, но хотелось бы так­ же, чтобы четче был органи­ зован труд коллектива. В ча­ стности, в дальнейшем -хочу повести речь о режиме ра­ бочего времени и отдыха для старшего командного состава. Скажем так, у меня и у ка­ питана ремонтно-подменного экипажа ненормированный ра­ бочий день. Мы не первый день на флоте, прекрасно знаем специфику его работы, непрерывный цикл. Когда это требуется, то и задерживаем­ ся на работе, и в ночь-полночь при необходимости спешим на причал. И я не представ­ ляю себе настоящего моряка, который бы мог нежиться на домашних перинах, зная о том, что его присутствие не­ обходимо на судне. Но в последние два месяца что-то с нашим ненормиро­ ванным рабочим днем творит­ ся непонятное. Он раздулся до таких пределов, что во­ брал в себя и ночи, и выход­ ные дни. Я сделал неболь­ шую выборку, и получилось, что почти через день-другой рабочее время складывается таким образом: с 8 до 16, а затем прихватываем еще пять- шесть часов ночью, посколь­ ку бункеровка топлива пла­ нируется только по ночам, в вечернее время, в празднич- ные дни. Работать же по 16— 18 часов в сутки без отдыха, отгулов, выходных дней в эк­ стремальных условиях, конеч­ но, можно, только что у нас сейчас за чрезвычайные об­ стоятельства? Нужно, думаю, просто навести порядок, кото­ рый бы исключал нарушения трудового законодательства. Когда судов типа ПСТ было немного, случались Перерывы в обслуживании, и мы выкраи­ вали время для отдыха. Те­ перь же их в траловом флоте несколько десятков, и почти каждый день приходят кораб­ ли из рейсов. Вот, пожалуй­ ста, выписка из документов. В сентябре и октябре пришли с моря полтора десятка судов, все их надо было обслужить, снабдить всем необходимым, сдать экипажам кораблей. Кроме того, девять траулеров заправлялись дизельным топ­ ливом. Это — девять моих ночей. А с утра я вновь обя­ зан быть на работе. Поинтересовался в отделе труда *i заработной платы тралфлота, сколько в день, не­ делю, месяц я должен рабо­ тать сверх нормированного рабочего дня. Мне ответили очень невразумителы-ю. За­ держаться на час-другой пос­ ле работы — кто с этим бу­ дет спорить? Хочу надеяться, что частные случаи не' станут системой. Вот, к примеру, теперь со­ зданы специальные шварто­ вные команды, и это освободи­ ло капитанов от необходимос­ ти ходить на швартовки, как это было раньше. Мож+ю най­ ти выход и в данном случае. От ночных приемок топлива нам не избавиться, это наибо­ лее удобное время для такой операции. Значит, можно, * примеру, ввести в штат под­ менных экипажей дежурного старшего механика по прием­ ке топлива на суда. Или да­ вать старшему механику пос­ ле •ночной работы отгул. Или найти какое-то другое реше­ ние. Думаю, что руководство флота и профсоюзный коми­ тет правильно меня поймут, изучат вопрос и внесут кон- кретнь>е предложения в текст нового коллективного догово ра на 1984 год. А пока нужно найти пути для того, чтобы ограничить ненормированный рабочий день разумными рамками. Л. ПАНЧЕНКО, старший механик ремонт­ но-подменного экипажа № 4 управления тралового флота. От редакции. В коммента­ риях к трудовому законода­ тельству (издательство «Юри­ дическая литература», Моск­ ва, 1981 г.) есть четкие разъ­ яснения относительно ненор­ мированного рабочего дня. Вот, в частности, некоторые извлечения: «Допускаемая пе­ реработка сверх установлен­ ного рабочего времени не превращает ненормированный рабочий день в удлинен­ ный...», «Администрация впра­ ве привлекать лиц с ненор­ мированным рабочим днем к работе во внеурочное время лишь в исключительных слу­ чаях и не вправе обязывать их постоянно работать по особо­ му распорядку...». И послед­ няя выдержка: «Эти лица (с ненормированным рабочим днем (прим. ред.) на общих основаниях освобождаются от работы в дни еженедельного отдыха и в праздничные дни». Вот такие комментарии, на которые, сдается, обязан об­ ратить особое внимание проф­ союзный комитет тралфлота. Актуальная тема: дисциплина НА ОТХОД СИЛА ОПОЗДАЛИ... БРИГАДЫ Недавно на отходе МБ «Госжжец» подшкипер В. К. Тихоне® ваходал- ся пьяным. Портовая ко­ миссия задержала судно. И ранее Тлхоно® совершал прогулы, связанные с пьян­ кой, был клиентам медвыт­ резвителя. На этот раз к нему была применена суро­ вая мера наказания: проф­ союзный комитет объедине­ ния дал согласие на его увольнение. В трудном положении сейчас наш флот. И здесь важно проявлять максимум организованности. Однако кое-тде еще не прониклись чувством ответственности. К примеру, на 12 часов в пор­ ту был задержан БМРТ «Торжок» по вине неради­ вых моряков, опоздавших н а ' отход, — мастеров лова ГО. И. Бабича, А. С. Ряза­ нова, матросов Р. С. Маме­ дова, В. А. Шуры, Ю. В. Заверило, С. И. Хаджи. Они наказаны в дисциплинарном порядке, с них удержана одна треть месячного окла­ да. К слову сказать, прос­ той одного БМРТ типа «Иван Бочков» в сутки рав­ нозначен потере для госу­ дарства 12 тысяч 294 руб­ лей. Конечно, все виновные держат строгий ответ перед коллективом, но все же на­ несенный ущерб трудно воз­ местить, потерянное время не воротишь. Вот почему администрация, партийные, общественные организации стремятся навести должный порядок на производстве, усиливают воспитательную работу, активно применяют законодательство. В этом— залог высокой организован­ ности. Л. КОКОРИН, председатель товарище­ ского суд а объединения «Мурманрыбпром». Начну вот с какого фак­ та. Работал в бригаде № 1 докер. Не прогулыцик, не нарушитель трудовой дис­ циплины. Но из тех, что са­ ми себе на уме. Из тех, кто «не переработает». Домо­ рощенная хитрость его в сравнительно небольшом коллективе (в бригаде 25 человек) была как иа ладо­ ни. И в конце концов на бригадном собрании ему ска­ зали: «Мы с тобой беседова­ ли? Предупреждали? Воспи­ тывали взрослого дядю? Вы­ водов не сделал? Гуляй». И избавились от работни­ ка, который вовсе не чис­ лился ни в каких нарушите­ лях. Ну, этак-то каждый мо­ жет, подумает читатель. Из­ бавился от тех, кто «ве со­ ответствует», и ходи в пе­ редовиках. Но в том-то и дело, что за два года рабо­ чее собрание решило исклю­ чить из коллектива только этого человека. Хотя были такие случаи, когда и про­ гулы донускали не очень от­ ветственные работники, и «зеленого змия» ублажали. Двое или трое таких было... Давние дела, теперь они за­ реклись злоупотреблять бригадным доверием. Поче­ му? Да потому чТо только единожды постояли перед бригадой «на коврике». Вы­ шли с собратгпя взмокшие. Вот такой силой может быть простое собрание, на котором товарищи по-рабо- чему, откровенно высказы­ вают оступившемуря все, что они о нем думают. И та­ кое бригадное вече, считаю, — главный воспитатель. Но чтобы совет бригады, собра- . лис была столь авторитет­ ными, необходимы сплочён­ ность, взаимопонимание, точное восприятие того, что верно, а что нет. И этого у бригады не отнимешь. И вот четыре квартала подряд докеры укрупненной комплексной бригады Н. Н. Яучанинова никому не усту­ пают первенства в соревно­ вании. Нынче успех — осен­ няя встреча Нового года, но он был не первым. Еще 4 июня справилась бригада с планом трех лет пятилетки. В. ИВАНОВ, инженер по социалистиче­ скому соревнованию рыб­ ного порта. ПОРЯДОК УКРЕПЛЯЕТСЯ Борьба за укрепление по­ рядка на Кандалакшском ме­ ханическом заводе принимает разнообразные формы. По­ сле известного постановле­ ния ЦК КПСС, Совета Мини­ стров СССР и ВЦСПС «Об усилении работы по укрепле­ нию социалистической дис­ циплины труда» введено в практику проведение Дней дисциплины, которые прохо­ дят в цехах и на участках предприятия. На заводе прошла научно- техническая конференция по теме «Значение дисциплины, организованности и порядка на производстве», в работе которой активное участие приняли бригадиры и мастера. По инициативе профкома на предприятии проводятся выездные заседания народно­ го суда, в основных цехах оборудованы «Экраны дис­ циплины». Эти и другие организаци­ онные мероприятия способ­ ствуют укреплению порядка на предприятии. В нынешнем году наблюдается тенденция к снйжению числа нарушите­ лей и нарушений, а также тех, кто попадает в медицин­ ский вытрезвитель. Число нарушений, например, по сравнению с тем же перио­ дом прошлого года уменьши лось на 10 процентов. А. ЬРЫСОВ. г. Кандалакша. Курсом технического прогресса ВТОРАЯ ЖИЗНЬ В настоящее время обще­ признано, что порошковая металлургия — одно из на­ иболее прогрессивных на­ правлений технологии метал­ лов, которому принадлежит большое будущее. Это понс- тнне безбрежная область по широте охвата материалов, видов технологии и диапазо­ ну решаемых задач. За по­ следнее десятилетие бурное развитие получило такое приложение к ней, как газо­ термическое нанесение по­ крытий. За рубежом появи­ лись крупные фирмы, по­ ставляющие на мировой ры­ нок оборудование и материа­ лы для этой технологии. В нашей стране разнообразные порошки для покрытий про­ изводят, например, такие предприятия, как научно- производственное объедине­ ние «Тулачермет», Торез- сний завод твердых спла­ вов, Броварский завод по­ рошковой металлургии и т. д. К сожалению, у нас по­ ка не налажен выпуск обо­ рудования высокого качест­ ва и в достаточном количе­ стве. Поэтому главные за­ труднения связаны обычно с приобретением газопламен­ ных и плазменных устано­ вок. Однако есть основания полагать, что эти трудности вскоре отпадут, принимают­ ся энергичные меры для вы­ пуска соответствующего обо­ рудования. Что же дает технология газопламенного нанесения покрытий? Суть ее в том, что в раскаленную струю горящих газов или плазмы вводится порошок опреде­ ленного состава, и частицы его в виде расплавленных капель с большой скоростью попадают на поверхность де­ тали, к которой приварива­ ются. При газопламенном напылении (обычно с при­ менением кислородно-ацети­ ленового пламени) сущест­ вуют два способа. Первый, «холодный», за­ ключается в том, что после нанесения горелкой покры­ тие подвергается механиче­ ской обработке, и деталь го­ това. Преимущества: весь­ ма умеренная температура детали, блатодаря чему мик­ роструктура и соответствен­ но свойства материала де­ тали не нарушаются; затем быстрота нанесения — про­ цесс завершается за считан­ ные минуты. Недостатки: покрытие получается не­ сколько пористым, проч­ ность сцепления с основой для многих приложений до­ статочна, но все же не'очень высока, поэтому такой спо­ соб обычно применяют для ремонта посадочных мест валов, втулок и т. д. Второй способ, «горячий», отличается от первого тем, что после нанесения порош­ ка покрытие дополнительно оплавляют с помощыо го­ релки, токов высокой часто­ ты или иным способом. По­ лучается надежная связь с основным металлом. Покры­ тие может выдерживать вы­ сокие ударные нагрузки и в целом обладает хорошими механическими характерис­ тиками. Однако в этом слу­ чае неизбежен высокотем­ пературный нагрев поверх­ ностных слоев основного ме­ талла, поэтому возможны изменения его микрострук­ туры, которые могут быть устранены дополнительной термообработкой, но ее не всегда удается провести. Наконец, плазменный ме­ тод, когда в качестве сред­ ства нанесения использует- 1 ноября 1883 года;

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz