Рыбный Мурман. 1983 г. Ноябрь.
• СТРАНИЦАШ А К А Т • j НЗ ОПЫТА РАБОТЫ I ПРОПАГАНДИСТА | ШКОЛЫ [ КОММУНИСТИЧЕСКОГО | ТРУДА j ТРАНСПОРТНОГО 1РЕФРИЖЕРАТОРА | «ОТТО ГРОТЕВОЛЬ» | УПРАВЛЕНИЯ | «СЕВРЫБХОЛОДФЛОТ» \ В. К. НОВИКОВА ■ ■ БЛИЖЕК В ШКОЛЕ КОММУНИСТА ЧЕСКОГО ТРУДА, ГДЕ ПРО ПАГАНДИСТОМ ЯВЛЯЕТСЯ В. К. НОВИКОВ, 19 СЛУШАТЕ ЛЕЙ, ИЗ НИХ 15 НОСЯТ ЗВА НИЕ «УДАРНИК КОММУНИ СТИЧЕСКОГО ТРУДА», КАЖ ДЫЙ ВЛАДЕЕТ ДВУМЯТРЕ- МЯ СМЕЖНЫМИ СПЕЦИАЛЬ НОСТЯМИ. С НАЧАЛА ТЕКУЩЕГО ГО ДА СЛУШАТЕЛИ ШКОЛЫ КОММУНИСТИЧЕСКОГО ТРУ. ДА ПОДАЛИ СЕМЬ РАЦИО НАЛИЗАТОРСКИХ ПРЕДЛО ЖЕНИЙ. ВСЕ ОНИ ВНЕДРЕНЫ В ПРОИЗВОДСТВО. ЭКОНО МИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ СОСТА ВИЛ 5,2 ТЫСЯЧИ РУБЛЕЙ. На снимке: пропагандист В. К, Новиков (в центре) со слушателями боцманом Н. Д. Паладюком и матросом В, Н. Сафоновым (справа). Фото В. КОРЕЦКОГО. ТОЛЬКО ЗА ДЕСЯТЬ МЕСЯ ЦЕВ 1983 ГОДА ЭКИПАЖ ТР «ОТТО ГРОТЕВОЛЬ» ПЕРЕВЕЗ СВЕРХ ПЛАНА 1693 ‘ ТОННЫ РЫБНОЙ ПРОДУКЦИИ, ПРО-. МЫСЛОВЫМ СУДАМ СЭКО НОМЛЕНО 36 СУДО-СУТОК ПРОМЫСЛОВОГО ВРЕМЕНИ. I СЛАГАЕМЫЕ I АВТОРИТЕТА Отдача от экономической учебы зависит в немалой сте пени от личности самого про пагандиста. От того, что он, как говорится, имеет «за ду шой», каков его авторитет среди слушателей, в коллек тиве. У Владимира Константино вича Новикова за плечами бо лее чем тридцатилетний путь флотской жизни. Изучал ее с азов — начинал матросом на средних рыболовных трауле рах тогдашнего управления «Мурмансельдь». И лишь ко гда убедился, что море действительно его призвание, поступает в Мурманское мо реходное училище имени И. И. Месяцева. Молодой судоводитель бы стро приобретал необходимый опыт работы, «осваиваясь» на различных судах флота: тра улерах и плавбазах. Уже в 1965 году он назначается ка- питаном-директором плавбазы «Тамбов», а позднее — транс портного рефрижератора «Александр Иванов». О нем сложилось мнение: не сторонится нового, внима телен ко всему, что может способствовать высокорента бельной работе судна. Один штрих из производственной жизни капитана-директора: ра ционализаторское предложе ние, поданное им по совер шенствованию технологии ре монта корабля, позволило значительно сократить его стоянку у причалов судоре монтного завода и сэконо мить флоту 500 тысяч рублей. Как коммунист и как коман дир, он не мыслит себя без участия в общественной рабо те, в воспитании членов кол лектива. Постепенно «росли» его партийные поручения: по литинформатор, лектор, на ставник молодежи и вот — пропагандист. От более про стого — к сложному, требу ющему определенных навыков работы е людьми, соответст вующей теоретической подго товки. Добавим, что за многолет ний добросовестный труд Но виков свыше сорока раз по ВЫШЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ощрялся руководством флота. Он награжден орденом «Знак Почета», Ленинской юбилейной медалью. |личный | ТВОРЧЕСКИЙ Владимир Константинович Новиков в числе первых про пагандистов флота включился в патриотическое движение «Пропагандист — пятилетке». Как он понимает свою роль в этом движении? «Мой вклад в выполнение пятилетнего за дания, — говорит Новиков, — как руководителя школы ком мунистического труда должен быть более конкретным/ ви димым», А как это сделать? Тут про пагандисту приходит на по мощь личный творческий план, разрабатываемый на каждый учебный год. У Новикова план состоит из четырех разделов. В первом из них он конкретизирует ос новные задачи изучаемого курса, ставит перед собою цель добиваться единства идейно - политического, тру дового и нравственного вос питания слушателей. Второй раздел касается во просов организации и совер шенствования учебного про цесса. Пропагандист стремится использовать те формы и ме тоды проведения занятий, ко торые развивают у слушате лей интерес к изучению эко номической теории, привива ют навыки самостоятельной работы с политической кни гой, первоисточниками. На пример, он все чаще приме няет активные формы учебы, в частности такие из них, как собеседование, обсуждение производственных ситуаций, защита рефератов слушателя ми, метод практических зада ний. Все шире используется им проблемный метод обу чения. Третий раздел личного творческого плана посвящает ся индивидуальной работе со слушателями, связанной с их коммунистическим воспита нием и развитием обществен но-политической активности. Здесь Новиков делает свои наметки по оказанию помощи морякам в составлении, а затем и в реализации индиви дуальных планов и социалис тических обязательств, по пропаганде и внедрению опы та лучших специалистов. В этом же разделе он вно сит фамилии слушателей, ко торых намерен привлечь к выступлениям с докладами в коллективе, к работе в обще ственных организациях. Оп ределяет темы практических заданий, отдельных поручений. В начале учебного года на первом, организационном за нятии он знакомит слушате лей школы коммунистическо го труда не только с про граммой курса, но и с при мерным содержанием лично го творческого плана пропа гандиста, тематикой рефера тов и индивидуальных практи ческих заданий. Во - время обсуждения пе ред слушателями ставятся за дачи на учебный год. I ЕДИНСТВО | СЛОВА И ДЕЛА «Учеба не должна прово диться формы ради, — счи тает Новиков. — Теоретичес кие знания, полученные на занятиях, слушатель обязан использовать в практической работе, для улучшения про изводства. А прямой долг пропагандиста — научить его этому, оказать помощь». Вот как, например, в школе проходило практическое за нятие, посвященное роли рыб ной промышленности в осу ществлении Продовольствен ной программы страны. Оно проводилось в форме собеседования по изучаемой теме и отчетов слушателей о выполнении данных им ранее практических заданий. Моряки показали хорошие теоретиче ские знания по проблеме и — что не менее важно — глубокое понимание своего гражданского долга, стремле ние внести личный вклад в общее дело. На занятии они высказали ценные предложе ния по совершенствованию организации труда, механиза ции трудоемких процессов, экономии материалов. Старший матрос В. А. Ше реметьев предложил устано вить специальные противове сы на грузовых стрелах — это ускорило грузовые опера ции. Он же совместно с дру гими слушателями подал идею о более рациональной расстановке матросов в пер вой смене. Попробовали — получилось: производитель ность труда заметно возросла. Умение направить инициа тиву, энергию слушателей на устранение «узкого» места в производстве, внимательное отношение к их предложениям и критическим замечаниям — эти качества автоматически не приходят к пропагандисту. Надо, как говорит Новиков, самому быть неравнодушным человеком, ищущим, знать сильные и слабые стороны своих слушателей: общеобра зовательный уровень, опыт работы, организаторские спо собности, увлечения, основ ные черты характера. Так, в очередной, четвер тый, рейс в море вышло не мало молодых рыбаков. Учи тывая это, на корабле была открыта школа передового опыта, установлено шефство наиболее опытных моряков над новичками. Не без под сказки пропагандиста обуче нием пополнения морским специальностям, вовлечением его в общественную жизнь коллектива занялись боцман Н. Д. Паладюк, старший мат рос В. Ф. Зелинский и дру гие слушатели, владеющие тонкостями воспитательной работы с молодежью. И из менения в составе экипажа не отразились отрицательно на конечных результатах рей са. Плановое время нахожде ния на промысле было сокра щено на 11,5 суток. Все про мысловые суда обрабатыва лись досрочно. Первые же шаги к этим трудовым успехам были сде ланы на занятии школы ком мунистического труда при изу чении материалов июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС. На нем слушатели вели речь об укреплении организованно сти и дисциплины, о воспита нии у рыбаков хозяйского от ношения к народному добру, высокой сознательности. Они выступили с предложением взять повышенное социалис тическое обязательство на рейс — выполнять суточные нормы погрузочно - разгру зочных работ на 160—170 процентов. Назвали ряд ре зервов, которые можно пус тить в дело. I БЫТЬ I ОРГАНИЗАТОРОМ Новиков-пропагандист не мы слим без Новиковаоргани- затора. «Пропагандируя — направляй, организуй» — эти слова могли бы стать его д е визом. ...Перед администрацией, партийной и профсоюзной ор ганизациями встала задача внедрения в практику работы экипажа бригадной формы организации труда с примене нием коэффициента трудово го участия. Прежде всего лю дям надо было разъяснить смысл новшества, что оно да ет. Новиков выступил с лек цией «Бригадная форма орга низации труда — важный ре зерв повышения эффективно сти производства и качества работы» перед коллективом. Затем на занятиях подробно, в деталях разъяснил слушате лям особенности бригадной формы. При непосредственном уча стии пропагандиста создают ся советы служб и общесудо вой совет, в состав которых вошли многие слушатели шко лы коммунистического труда. В воспитательную работу по укреплению трудовой и технологической дисциплины были вовлечены слушатели В. И. Петров, А. П. Серегин, Г. М. Пенькас, В. А. Понома ренко. В течение 1982 и 1983 годов на судне нет нарушителей правил поведения советского моряка за границей и тамо женных правил, изжиты слу чаи аморального поведения членов экипажа в быту. Б. ТКАЧ, первый помощник капитана ТР «Отто Гроте- воль»; .А . ЗАИКА, член со вета по экономическому образованию трудящихся управления «Севрыбхолод- флот». РЫБНЫЙМУРМАН 3 1 ноября 1983 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz