Рыбный Мурман. 1983 г. Ноябрь.

• СТРАНИЦАШ А К А Т • j НЗ ОПЫТА РАБОТЫ I ПРОПАГАНДИСТА | ШКОЛЫ [ КОММУНИСТИЧЕСКОГО | ТРУДА j ТРАНСПОРТНОГО 1РЕФРИЖЕРАТОРА | «ОТТО ГРОТЕВОЛЬ» | УПРАВЛЕНИЯ | «СЕВРЫБХОЛОДФЛОТ» \ В. К. НОВИКОВА ■ ■ БЛИЖЕК В ШКОЛЕ КОММУНИСТА ЧЕСКОГО ТРУДА, ГДЕ ПРО ПАГАНДИСТОМ ЯВЛЯЕТСЯ В. К. НОВИКОВ, 19 СЛУШАТЕ­ ЛЕЙ, ИЗ НИХ 15 НОСЯТ ЗВА­ НИЕ «УДАРНИК КОММУНИ­ СТИЧЕСКОГО ТРУДА», КАЖ­ ДЫЙ ВЛАДЕЕТ ДВУМЯТРЕ- МЯ СМЕЖНЫМИ СПЕЦИАЛЬ­ НОСТЯМИ. С НАЧАЛА ТЕКУЩЕГО ГО­ ДА СЛУШАТЕЛИ ШКОЛЫ КОММУНИСТИЧЕСКОГО ТРУ. ДА ПОДАЛИ СЕМЬ РАЦИО­ НАЛИЗАТОРСКИХ ПРЕДЛО­ ЖЕНИЙ. ВСЕ ОНИ ВНЕДРЕНЫ В ПРОИЗВОДСТВО. ЭКОНО­ МИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ СОСТА­ ВИЛ 5,2 ТЫСЯЧИ РУБЛЕЙ. На снимке: пропагандист В. К, Новиков (в центре) со слушателями боцманом Н. Д. Паладюком и матросом В, Н. Сафоновым (справа). Фото В. КОРЕЦКОГО. ТОЛЬКО ЗА ДЕСЯТЬ МЕСЯ­ ЦЕВ 1983 ГОДА ЭКИПАЖ ТР «ОТТО ГРОТЕВОЛЬ» ПЕРЕВЕЗ СВЕРХ ПЛАНА 1693 ‘ ТОННЫ РЫБНОЙ ПРОДУКЦИИ, ПРО-. МЫСЛОВЫМ СУДАМ СЭКО­ НОМЛЕНО 36 СУДО-СУТОК ПРОМЫСЛОВОГО ВРЕМЕНИ. I СЛАГАЕМЫЕ I АВТОРИТЕТА Отдача от экономической учебы зависит в немалой сте­ пени от личности самого про­ пагандиста. От того, что он, как говорится, имеет «за ду­ шой», каков его авторитет среди слушателей, в коллек­ тиве. У Владимира Константино­ вича Новикова за плечами бо­ лее чем тридцатилетний путь флотской жизни. Изучал ее с азов — начинал матросом на средних рыболовных трауле­ рах тогдашнего управления «Мурмансельдь». И лишь ко­ гда убедился, что море действительно его призвание, поступает в Мурманское мо­ реходное училище имени И. И. Месяцева. Молодой судоводитель бы­ стро приобретал необходимый опыт работы, «осваиваясь» на различных судах флота: тра­ улерах и плавбазах. Уже в 1965 году он назначается ка- питаном-директором плавбазы «Тамбов», а позднее — транс­ портного рефрижератора «Александр Иванов». О нем сложилось мнение: не сторонится нового, внима­ телен ко всему, что может способствовать высокорента­ бельной работе судна. Один штрих из производственной жизни капитана-директора: ра­ ционализаторское предложе­ ние, поданное им по совер­ шенствованию технологии ре­ монта корабля, позволило значительно сократить его стоянку у причалов судоре­ монтного завода и сэконо­ мить флоту 500 тысяч рублей. Как коммунист и как коман­ дир, он не мыслит себя без участия в общественной рабо­ те, в воспитании членов кол­ лектива. Постепенно «росли» его партийные поручения: по­ литинформатор, лектор, на­ ставник молодежи и вот — пропагандист. От более про­ стого — к сложному, требу­ ющему определенных навыков работы е людьми, соответст­ вующей теоретической подго­ товки. Добавим, что за многолет­ ний добросовестный труд Но­ виков свыше сорока раз по­ ВЫШЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ощрялся руководством флота. Он награжден орденом «Знак Почета», Ленинской юбилейной медалью. |личный | ТВОРЧЕСКИЙ Владимир Константинович Новиков в числе первых про­ пагандистов флота включился в патриотическое движение «Пропагандист — пятилетке». Как он понимает свою роль в этом движении? «Мой вклад в выполнение пятилетнего за­ дания, — говорит Новиков, — как руководителя школы ком­ мунистического труда должен быть более конкретным/ ви­ димым», А как это сделать? Тут про­ пагандисту приходит на по­ мощь личный творческий план, разрабатываемый на каждый учебный год. У Новикова план состоит из четырех разделов. В первом из них он конкретизирует ос­ новные задачи изучаемого курса, ставит перед собою цель добиваться единства идейно - политического, тру­ дового и нравственного вос­ питания слушателей. Второй раздел касается во­ просов организации и совер­ шенствования учебного про­ цесса. Пропагандист стремится использовать те формы и ме­ тоды проведения занятий, ко­ торые развивают у слушате­ лей интерес к изучению эко­ номической теории, привива­ ют навыки самостоятельной работы с политической кни­ гой, первоисточниками. На­ пример, он все чаще приме­ няет активные формы учебы, в частности такие из них, как собеседование, обсуждение производственных ситуаций, защита рефератов слушателя­ ми, метод практических зада­ ний. Все шире используется им проблемный метод обу­ чения. Третий раздел личного творческого плана посвящает­ ся индивидуальной работе со слушателями, связанной с их коммунистическим воспита­ нием и развитием обществен­ но-политической активности. Здесь Новиков делает свои наметки по оказанию помощи морякам в составлении, а затем и в реализации индиви­ дуальных планов и социалис­ тических обязательств, по пропаганде и внедрению опы­ та лучших специалистов. В этом же разделе он вно­ сит фамилии слушателей, ко­ торых намерен привлечь к выступлениям с докладами в коллективе, к работе в обще­ ственных организациях. Оп­ ределяет темы практических заданий, отдельных поручений. В начале учебного года на первом, организационном за­ нятии он знакомит слушате­ лей школы коммунистическо­ го труда не только с про­ граммой курса, но и с при­ мерным содержанием лично­ го творческого плана пропа­ гандиста, тематикой рефера­ тов и индивидуальных практи­ ческих заданий. Во - время обсуждения пе­ ред слушателями ставятся за­ дачи на учебный год. I ЕДИНСТВО | СЛОВА И ДЕЛА «Учеба не должна прово­ диться формы ради, — счи­ тает Новиков. — Теоретичес­ кие знания, полученные на занятиях, слушатель обязан использовать в практической работе, для улучшения про­ изводства. А прямой долг пропагандиста — научить его этому, оказать помощь». Вот как, например, в школе проходило практическое за­ нятие, посвященное роли рыб­ ной промышленности в осу­ ществлении Продовольствен­ ной программы страны. Оно проводилось в форме собеседования по изучаемой теме и отчетов слушателей о выполнении данных им ранее практических заданий. Моряки показали хорошие теоретиче­ ские знания по проблеме и — что не менее важно — глубокое понимание своего гражданского долга, стремле­ ние внести личный вклад в общее дело. На занятии они высказали ценные предложе­ ния по совершенствованию организации труда, механиза­ ции трудоемких процессов, экономии материалов. Старший матрос В. А. Ше­ реметьев предложил устано­ вить специальные противове­ сы на грузовых стрелах — это ускорило грузовые опера­ ции. Он же совместно с дру­ гими слушателями подал идею о более рациональной расстановке матросов в пер­ вой смене. Попробовали — получилось: производитель­ ность труда заметно возросла. Умение направить инициа­ тиву, энергию слушателей на устранение «узкого» места в производстве, внимательное отношение к их предложениям и критическим замечаниям — эти качества автоматически не приходят к пропагандисту. Надо, как говорит Новиков, самому быть неравнодушным человеком, ищущим, знать сильные и слабые стороны своих слушателей: общеобра­ зовательный уровень, опыт работы, организаторские спо­ собности, увлечения, основ­ ные черты характера. Так, в очередной, четвер­ тый, рейс в море вышло не­ мало молодых рыбаков. Учи­ тывая это, на корабле была открыта школа передового опыта, установлено шефство наиболее опытных моряков над новичками. Не без под­ сказки пропагандиста обуче­ нием пополнения морским специальностям, вовлечением его в общественную жизнь коллектива занялись боцман Н. Д. Паладюк, старший мат­ рос В. Ф. Зелинский и дру­ гие слушатели, владеющие тонкостями воспитательной работы с молодежью. И из­ менения в составе экипажа не отразились отрицательно на конечных результатах рей­ са. Плановое время нахожде­ ния на промысле было сокра­ щено на 11,5 суток. Все про­ мысловые суда обрабатыва­ лись досрочно. Первые же шаги к этим трудовым успехам были сде­ ланы на занятии школы ком­ мунистического труда при изу­ чении материалов июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС. На нем слушатели вели речь об укреплении организованно­ сти и дисциплины, о воспита­ нии у рыбаков хозяйского от­ ношения к народному добру, высокой сознательности. Они выступили с предложением взять повышенное социалис­ тическое обязательство на рейс — выполнять суточные нормы погрузочно - разгру­ зочных работ на 160—170 процентов. Назвали ряд ре­ зервов, которые можно пус­ тить в дело. I БЫТЬ I ОРГАНИЗАТОРОМ Новиков-пропагандист не­ мы слим без Новиковаоргани- затора. «Пропагандируя — направляй, организуй» — эти слова могли бы стать его д е ­ визом. ...Перед администрацией, партийной и профсоюзной ор­ ганизациями встала задача внедрения в практику работы экипажа бригадной формы организации труда с примене­ нием коэффициента трудово­ го участия. Прежде всего лю­ дям надо было разъяснить смысл новшества, что оно да­ ет. Новиков выступил с лек­ цией «Бригадная форма орга­ низации труда — важный ре­ зерв повышения эффективно­ сти производства и качества работы» перед коллективом. Затем на занятиях подробно, в деталях разъяснил слушате­ лям особенности бригадной формы. При непосредственном уча­ стии пропагандиста создают­ ся советы служб и общесудо­ вой совет, в состав которых вошли многие слушатели шко­ лы коммунистического труда. В воспитательную работу по укреплению трудовой и технологической дисциплины были вовлечены слушатели В. И. Петров, А. П. Серегин, Г. М. Пенькас, В. А. Понома­ ренко. В течение 1982 и 1983 годов на судне нет нарушителей правил поведения советского моряка за границей и тамо­ женных правил, изжиты слу­ чаи аморального поведения членов экипажа в быту. Б. ТКАЧ, первый помощник капитана ТР «Отто Гроте- воль»; .А . ЗАИКА, член со вета по экономическому образованию трудящихся управления «Севрыбхолод- флот». РЫБНЫЙМУРМАН 3 1 ноября 1983 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz