Рыбный Мурман. 1983 г. Май.
• П Р ОП А Г А НДИ С Т • t y t r u U d t i ПОМОГАЕТ У Ч Е Б А На большом морозильном траулере «Новиков-Прибой» в системе экономического обра зования действуют две школы -т- конкретной экономики и коммунйстического труда, ко* торыми руководят капитан-ди ректор К. А. Пиджаков и по мощник капитана по производ ству А. В. Райхерт. Оба про пагандиста на занятиях серь езное внимание уделяют об суждению вопросов производ ственной деятельности экипа жа. При изучении темы, связан ной с вкладом рыбаков в реа лизацию Продовольственной программы СССР, моряки ве ли речь о резервах повыше ния качества пищевой про дукции, расширении выпуска рыбных товаров улучшенного ассортимента. Слушатели предложили организовать на судне изготовление тушки окуня в мелкой расфасовке. На занятиях рыбаки изучают опыт лучших вахт, работу пе редовых экипажей других су дов. Е. КРАСИКОВ, первый помощник капитана. Репортаж с открытого занятия Когда опыт рядом К АБИНЕТ политического просвещения выглядел обычно: бросалась в глаза красочно оформленная книж ная выставка, в строгом по рядке размещены наглядные пособия, на одном из пись менных столов — букетик весенних цветов. Здесь Льву Сергеевичу Макаричеву, про пагандисту школы научного коммунизма, предстоит прове сти очередное занятие. О д нако оно не совсем «очеред ное»: его школа язляется опорной в управлении, поэто му сегодня занятие в ней б у дет открытым. С участием пропагандистов системы пар тийной учебы судов и бере говых служб. — Тема нашего семинар ского занятия, — напоминает Л. С. Макаричев, — «Эконо мическая политика и творче ство масс». Нам предстоит обсудить вопросы о роли масс в строительстве ком м у нистического общества, о . формах участия трудящихся в разработке и осуществлении экономической политики, о значении социалистического соревнования в современных условиях для успешного вы полнения производственных планов... Слушатели школы — спе циалисты служб и отделов флота, люди с большим ж из ненным опытом. Пропагандист сумел привить им вкус к ра боте с первоисточниками, ли тературой. Убедил в необхо димости вести конспекты с кратким изложением ленин ских работ, чтобы легче было освоить основные их положе ния, впрок записать понра вившуюся мысль, удачный пример. Вот и сейчас старший ин женер Н. Г. Игнашин, вызвав шийся выступить первым, рас сказывая о политике и прак- £ т тической деятельности партии по повышению общественной и трудовой активности широ ких масс, к месту привел л е нинские слова о том, что со циализм живой, творческии есть создание самих народных масс. И все формы участия трудящихся в выработке и осуществлении экономиче ской политики в конечном счете опираются на особен ности и преимущества социа листической системы, в том числе на органически прису щий ей демократизм. Слушатели Л. А. Мехнин и Н. Г. Кабакова умело подкре пили свои выводы о воздей ствии трудовых коллективов на активность их членов, при общение людей к управлен ческой деятельности фактами, взятыми из жизни флота. — Коллектив нашего управ ления, — сказал инспектор службы мореплавания С. С. Шапоров,—участвует в плани ровании производства и со циального развития, в подго товке и расстановке кадров, в обсуждении и решении воп росов улучшения условий труда и быта моряков. Слушатель П. М. Ильгов по святил свое выступление про блеме совершенствования бригадной формы организа ции и оплаты труда и ее внедрению на судах и в слу жбах флота: — Эта форма организации и оплаты труда помогает на шему коллективу лучше ис пользовать рабочее время и оборудование, быстрее повы шать производительность тру да и качество продукции. Бригаде устанавливается рей совый план, а также квар тальный, годовой и пятилет ний, дается задание по эко номии топливно-энергетических и материальных ресурсов. В экипажах судов созданы в каждой службе советы, внед ряется для оценки работы ко эффициент трудового участия, разработаны временные поло жения по оценке конечных результатов труда с примене нием КТУ на транспортных рефрижераторах, в бригадах такелажников, маляров и дру гих береговых коллективах. Сейчас во флоте действуют 78 бригад, в том числе 39 — нового типа. В выступлениях слушателей подчеркивается мысль о том, что выполнение намеченных ноябрьским (1982 г.) Плену мом ЦК партии планов и со циалистических обязательств как нынешнего года, так и пятилетки в целом зависит от трудовой активности масс, от вклада каждого из нас в об щее дело. Занятие подходит к концу. Пропагандист Л. С. Макаричев подводит итоги разговора, да ет оценку раскрытию темы слушателями. В заключение подчеркивает роль организо ванности и сознательной дис циплины моряков в повыше нии эффективности производ ства и качества работы. Необхо_ димо, как указывает в статье «Учение Карла Маркса и не которые вопросы социалисти ческого строительства в СССР», недавно опубликован ной в журнале «Коммунист», товарищ Ю. В. Андропов, вы рабатывать коллективистское сознание и поведение: «Ведь социалистически воспитанным является лишь тот человек, которому небезразличны не только собственные трудовые успехи, благополучие, автори тет, но и дела товарищей по работе, трудового коллектива, интересы всей страны...» ...Давно разошлись слушате ли, а приглашенные пропаган дисты еще долго обсуждали «плюсы» и «минусы» откры того занятия, обменивались мнениями о методике его проведения. Знакомство с опытом работы руководителя опорной школы для всех них было полезным. С. МИЛАНОВ, член методического совета по марксистско-ленинскому образованию парткома управления «Севрыбхолодфлот». НА СНИМКЕ: пропагандист Л. С. Макаричев. Фото В. КОРЕЦКОГО. В ЛИЧНОМ творческом пла не пропагандиста боль шого морозильного траулера «Павел Кайков» И. И. Д о но - сова в работе со слушателя ми предусмотрено широкое использование метода прак тических заданий. В нем при ведены задания, рассчитан ные на длительный период, и разовые, которые можно вы полнить в течение короткого отрезка времени. К примеру, матрос М. Д. Клеопин полу чил задание подготовить д о к лад на тему «Единство патрио- ныи вопрос, вносили предло жения по совершенствованию производства.. Этот разговор не прошел впустую: многое из того, что предлагалось слуша телями, было реализовано. В результате за рейс рыбаки сэкономили 180 тонн мазута и 30 тонн дизельного топлива, три тонны смазочных масел, подали двадцать рационализа торских предложений. Не первый год является пропагандистом в системе комсомольской политучебы тического и ин. тернациональ н о- го воспитания со ветской молоде жи» и выступить с ним на ком со мольском собра нии. А третьему помощнику Н. Н. Цепкову было по ручено оказать помощь в органи зации и в прове дении смотра- конкурса береж ливых. И к этому заданию он от несся добросо вестно: по его инициативе и при непосредственном учас тии был введен лицевой счет фонда экономии, сделан экран смотра-конкурса. О пре деленные задания, связанные с изучаемой теорией, произ водственной и„ общественной жизнью экипажа, давались и остальным слушателям. Партийный комитет флота, кабинет политического прос вещения уделяют большое внимание применению метода пр акти че ских заданий в рабо те пропагандистов. Так, во время отчетов руководителей ш кол А. И Павелко, В. П. Ш е велева, А П. Иванина о вы полнении ими личны х творче ских планов упор был сделан на то. к а к они привлекаю т слушателей к общественной работе, развиваю т у них ини циативу. Взять пропагандиста ш колы конкретной эконом ики, пом ощ ника капитана по науке Анатолия Ивановича Павелко: он кропотливо проводит инди видуальную работу с м оряка ми, постепенно усложняет — с учетом возможностей и спо собностей каждого из -них — практические задания. Поэто му не случайно среди слуш а телей его ш колы — лекторы общества «Знание», члены су дового профсоюзного комитета и ком сом ольского бюро, полит информаторы, рационали заторы. Эффективность занятий во многом зависит от пропаган дистского мастерства руково дители ш колы , которы й берет на зам етку и чью-то полезную инициативу, и в то же время не пройдет мимо факта бесхо зяйственности — сумеет из влечь из этого поучительный уро к для слушателей. Пропа гандист ш колы комм унистиче ского труда БМРТ «Михаил Вербицкий» старший помощ н ик капитана В. С. Ткаченко интересно провел занятия и собеседование при изучении материалов ноябрьского (1982 г.) Пленума ЦК партии. Накануне он поручил слуш ате лю В. В. Сидорову сделать анализ использования на суд не горю че-смазочных материа лов, энергоресурсов, внести предложения по их экономии. Слушатель В. А. Нечепурнов выявил резервы по увеличе нию вы пуска пищевой рыб ной продукции. Моряки заинтересованно ве ли речь о тех проблемах, ко торые подняты Пленумом пар тии, теоретические положе ния подкрепляли близкими им примерами, стремились сообща найти ответ на труд- рефмеханик Б. П. Коротков. Ныне он ведет курс «Актуаль ные вопросы патриотического и интернационального воспи тания советской молодежи». Что содержат в себе его прак тические задания слушате лям? Он предлагает им озна комиться с национальным со ставом экипажа, своей ком сомольской организации, по ручает сбор и оформление материалов о ветеранах суд на и флота, участниках Вели кой Отечественной войны, проанализировать трудовую и общественно-политическую ак тивность молодых моряков, выполнение ими социалисти ческих обязательств. Примене ние метода практических за даний позволило ему изба виться от так называемых «молчальников» среди слуша телей. Кабинет политпросвещения к началу каждого учебного года разрабатывает в помощь пропагандистам примерные практические задания по всем курсам. Что мы тут учитыва ем? Во-первых, чтобы задания имели непосредственную связь с изучаемым курсом. Затем обязательным условием ус пешного использования дан ного метода является их со ответствие воспитательным це лям обучения. И важно, что бы задание было под силу слушателю, соответствовало его склонностям или профес сиональным интересам. В то же время предостере гаем пропагандистов от стрем ления к поголовному охвату практическим и заданиями. Это приводит не только к сниж е нию теоретического уровня занятий, но у людей пропада ет такж е интерес к ним, за дания зачастую выполняю тся формально, не творчески Луч ший результат достигается тог да, когда к очередному семи нару даются задания двум- трем морякам, на занятии под робно обсуждаю тся получен ные данные всеми слуш ате лями. Г. ЕВСЕЕВА, заведующая кабинетом политпросвещения парткома управления «Севрыбпромразведка», На общественных началах Большую помощь пропагандистам плавмастерской «Резец» производственного объединения «М урманрыбпром» оказывает дейст*вующий здесь на общественны х началах набинет полит просвещения. Руководит им инженер А. С. Новосельцев. Сюда часто заходят пропагандисты и слушатели не только плавмастерской, но и ремонтирующ ихся судов объединения. Для них подбираются дополнительная литература к очередным занятиям, наглядные пособия, подготавливается справочны й ма териал по экономической деятельности мастерской и флота. 9 кабинете политпросвещения проводятся откры ты е занятия Для руководителей ш кол, слушатели встречаются со своими про пагандистами, чтобы получить необходимую консультацию . В. МИРОНОВ. рыбныймурман 6 мая 1983 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz