Рыбный Мурман. 1983 г. Май.

• П Р ОП А Г А НДИ С Т • t y t r u U d t i ПОМОГАЕТ У Ч Е Б А На большом морозильном траулере «Новиков-Прибой» в системе экономического обра­ зования действуют две школы -т- конкретной экономики и коммунйстического труда, ко* торыми руководят капитан-ди­ ректор К. А. Пиджаков и по­ мощник капитана по производ­ ству А. В. Райхерт. Оба про­ пагандиста на занятиях серь­ езное внимание уделяют об­ суждению вопросов производ­ ственной деятельности экипа­ жа. При изучении темы, связан­ ной с вкладом рыбаков в реа­ лизацию Продовольственной программы СССР, моряки ве­ ли речь о резервах повыше­ ния качества пищевой про­ дукции, расширении выпуска рыбных товаров улучшенного ассортимента. Слушатели предложили организовать на судне изготовление тушки окуня в мелкой расфасовке. На занятиях рыбаки изучают опыт лучших вахт, работу пе­ редовых экипажей других су­ дов. Е. КРАСИКОВ, первый помощник капитана. Репортаж с открытого занятия Когда опыт рядом К АБИНЕТ политического просвещения выглядел обычно: бросалась в глаза красочно оформленная книж ­ ная выставка, в строгом по­ рядке размещены наглядные пособия, на одном из пись­ менных столов — букетик весенних цветов. Здесь Льву Сергеевичу Макаричеву, про­ пагандисту школы научного коммунизма, предстоит прове­ сти очередное занятие. О д ­ нако оно не совсем «очеред­ ное»: его школа язляется опорной в управлении, поэто­ му сегодня занятие в ней б у­ дет открытым. С участием пропагандистов системы пар­ тийной учебы судов и бере­ говых служб. — Тема нашего семинар­ ского занятия, — напоминает Л. С. Макаричев, — «Эконо­ мическая политика и творче­ ство масс». Нам предстоит обсудить вопросы о роли масс в строительстве ком м у­ нистического общества, о . формах участия трудящихся в разработке и осуществлении экономической политики, о значении социалистического соревнования в современных условиях для успешного вы­ полнения производственных планов... Слушатели школы — спе­ циалисты служб и отделов флота, люди с большим ж из­ ненным опытом. Пропагандист сумел привить им вкус к ра­ боте с первоисточниками, ли­ тературой. Убедил в необхо­ димости вести конспекты с кратким изложением ленин­ ских работ, чтобы легче было освоить основные их положе­ ния, впрок записать понра­ вившуюся мысль, удачный пример. Вот и сейчас старший ин­ женер Н. Г. Игнашин, вызвав­ шийся выступить первым, рас­ сказывая о политике и прак- £ т тической деятельности партии по повышению общественной и трудовой активности широ­ ких масс, к месту привел л е­ нинские слова о том, что со­ циализм живой, творческии есть создание самих народных масс. И все формы участия трудящихся в выработке и осуществлении экономиче­ ской политики в конечном счете опираются на особен­ ности и преимущества социа­ листической системы, в том числе на органически прису­ щий ей демократизм. Слушатели Л. А. Мехнин и Н. Г. Кабакова умело подкре­ пили свои выводы о воздей­ ствии трудовых коллективов на активность их членов, при­ общение людей к управлен­ ческой деятельности фактами, взятыми из жизни флота. — Коллектив нашего управ­ ления, — сказал инспектор службы мореплавания С. С. Шапоров,—участвует в плани­ ровании производства и со­ циального развития, в подго­ товке и расстановке кадров, в обсуждении и решении воп­ росов улучшения условий труда и быта моряков. Слушатель П. М. Ильгов по­ святил свое выступление про­ блеме совершенствования бригадной формы организа­ ции и оплаты труда и ее внедрению на судах и в слу­ жбах флота: — Эта форма организации и оплаты труда помогает на­ шему коллективу лучше ис­ пользовать рабочее время и оборудование, быстрее повы­ шать производительность тру­ да и качество продукции. Бригаде устанавливается рей­ совый план, а также квар­ тальный, годовой и пятилет­ ний, дается задание по эко­ номии топливно-энергетических и материальных ресурсов. В экипажах судов созданы в каждой службе советы, внед­ ряется для оценки работы ко ­ эффициент трудового участия, разработаны временные поло­ жения по оценке конечных результатов труда с примене­ нием КТУ на транспортных рефрижераторах, в бригадах такелажников, маляров и дру­ гих береговых коллективах. Сейчас во флоте действуют 78 бригад, в том числе 39 — нового типа. В выступлениях слушателей подчеркивается мысль о том, что выполнение намеченных ноябрьским (1982 г.) Плену­ мом ЦК партии планов и со­ циалистических обязательств как нынешнего года, так и пятилетки в целом зависит от трудовой активности масс, от вклада каждого из нас в об­ щее дело. Занятие подходит к концу. Пропагандист Л. С. Макаричев подводит итоги разговора, да­ ет оценку раскрытию темы слушателями. В заключение подчеркивает роль организо­ ванности и сознательной дис­ циплины моряков в повыше­ нии эффективности производ­ ства и качества работы. Необхо_ димо, как указывает в статье «Учение Карла Маркса и не­ которые вопросы социалисти­ ческого строительства в СССР», недавно опубликован­ ной в журнале «Коммунист», товарищ Ю. В. Андропов, вы­ рабатывать коллективистское сознание и поведение: «Ведь социалистически воспитанным является лишь тот человек, которому небезразличны не только собственные трудовые успехи, благополучие, автори­ тет, но и дела товарищей по работе, трудового коллектива, интересы всей страны...» ...Давно разошлись слушате­ ли, а приглашенные пропаган­ дисты еще долго обсуждали «плюсы» и «минусы» откры­ того занятия, обменивались мнениями о методике его проведения. Знакомство с опытом работы руководителя опорной школы для всех них было полезным. С. МИЛАНОВ, член методического совета по марксистско-ленинскому образованию парткома управления «Севрыбхолодфлот». НА СНИМКЕ: пропагандист Л. С. Макаричев. Фото В. КОРЕЦКОГО. В ЛИЧНОМ творческом пла­ не пропагандиста боль­ шого морозильного траулера «Павел Кайков» И. И. Д о но - сова в работе со слушателя­ ми предусмотрено широкое использование метода прак­ тических заданий. В нем при­ ведены задания, рассчитан­ ные на длительный период, и разовые, которые можно вы­ полнить в течение короткого отрезка времени. К примеру, матрос М. Д. Клеопин полу­ чил задание подготовить д о к­ лад на тему «Единство патрио- ныи вопрос, вносили предло­ жения по совершенствованию производства.. Этот разговор не прошел впустую: многое из того, что предлагалось слуша­ телями, было реализовано. В результате за рейс рыбаки сэкономили 180 тонн мазута и 30 тонн дизельного топлива, три тонны смазочных масел, подали двадцать рационализа­ торских предложений. Не первый год является пропагандистом в системе комсомольской политучебы тического и ин. тернациональ н о- го воспитания со­ ветской молоде­ жи» и выступить с ним на ком со­ мольском собра­ нии. А третьему помощнику Н. Н. Цепкову было по­ ручено оказать помощь в органи­ зации и в прове­ дении смотра- конкурса береж ­ ливых. И к этому заданию он от­ несся добросо­ вестно: по его инициативе и при непосредственном учас­ тии был введен лицевой счет фонда экономии, сделан экран смотра-конкурса. О пре­ деленные задания, связанные с изучаемой теорией, произ­ водственной и„ общественной жизнью экипажа, давались и остальным слушателям. Партийный комитет флота, кабинет политического прос­ вещения уделяют большое внимание применению метода пр акти че ских заданий в рабо­ те пропагандистов. Так, во время отчетов руководителей ш кол А. И Павелко, В. П. Ш е­ велева, А П. Иванина о вы­ полнении ими личны х творче­ ских планов упор был сделан на то. к а к они привлекаю т слушателей к общественной работе, развиваю т у них ини­ циативу. Взять пропагандиста ш колы конкретной эконом ики, пом ощ ника капитана по науке Анатолия Ивановича Павелко: он кропотливо проводит инди­ видуальную работу с м оряка­ ми, постепенно усложняет — с учетом возможностей и спо­ собностей каждого из -них — практические задания. Поэто­ му не случайно среди слуш а­ телей его ш колы — лекторы общества «Знание», члены су­ дового профсоюзного комитета и ком сом ольского бюро, полит­ информаторы, рационали­ заторы. Эффективность занятий во многом зависит от пропаган­ дистского мастерства руково­ дители ш колы , которы й берет на зам етку и чью-то полезную инициативу, и в то же время не пройдет мимо факта бесхо­ зяйственности — сумеет из­ влечь из этого поучительный уро к для слушателей. Пропа­ гандист ш колы комм унистиче­ ского труда БМРТ «Михаил Вербицкий» старший помощ ­ н ик капитана В. С. Ткаченко интересно провел занятия и собеседование при изучении материалов ноябрьского (1982 г.) Пленума ЦК партии. Накануне он поручил слуш ате­ лю В. В. Сидорову сделать анализ использования на суд­ не горю че-смазочных материа­ лов, энергоресурсов, внести предложения по их экономии. Слушатель В. А. Нечепурнов выявил резервы по увеличе­ нию вы пуска пищевой рыб­ ной продукции. Моряки заинтересованно ве­ ли речь о тех проблемах, ко­ торые подняты Пленумом пар­ тии, теоретические положе­ ния подкрепляли близкими им примерами, стремились сообща найти ответ на труд- рефмеханик Б. П. Коротков. Ныне он ведет курс «Актуаль­ ные вопросы патриотического и интернационального воспи­ тания советской молодежи». Что содержат в себе его прак­ тические задания слушате­ лям? Он предлагает им озна­ комиться с национальным со­ ставом экипажа, своей ком ­ сомольской организации, по ручает сбор и оформление материалов о ветеранах суд­ на и флота, участниках Вели­ кой Отечественной войны, проанализировать трудовую и общественно-политическую ак­ тивность молодых моряков, выполнение ими социалисти­ ческих обязательств. Примене ние метода практических за­ даний позволило ему изба­ виться от так называемых «молчальников» среди слуша­ телей. Кабинет политпросвещения к началу каждого учебного года разрабатывает в помощь пропагандистам примерные практические задания по всем курсам. Что мы тут учитыва­ ем? Во-первых, чтобы задания имели непосредственную связь с изучаемым курсом. Затем обязательным условием ус­ пешного использования дан­ ного метода является их со­ ответствие воспитательным це­ лям обучения. И важно, что­ бы задание было под силу слушателю, соответствовало его склонностям или профес­ сиональным интересам. В то же время предостере­ гаем пропагандистов от стрем ­ ления к поголовному охвату практическим и заданиями. Это приводит не только к сниж е­ нию теоретического уровня занятий, но у людей пропада­ ет такж е интерес к ним, за­ дания зачастую выполняю тся формально, не творчески Луч­ ший результат достигается тог­ да, когда к очередному семи­ нару даются задания двум- трем морякам, на занятии под­ робно обсуждаю тся получен­ ные данные всеми слуш ате­ лями. Г. ЕВСЕЕВА, заведующая кабинетом политпросвещения парткома управления «Севрыбпромразведка», На общественных началах Большую помощь пропагандистам плавмастерской «Резец» производственного объединения «М урманрыбпром» оказывает дейст*вующий здесь на общественны х началах набинет полит­ просвещения. Руководит им инженер А. С. Новосельцев. Сюда часто заходят пропагандисты и слушатели не только плавмастерской, но и ремонтирующ ихся судов объединения. Для них подбираются дополнительная литература к очередным занятиям, наглядные пособия, подготавливается справочны й ма­ териал по экономической деятельности мастерской и флота. 9 кабинете политпросвещения проводятся откры ты е занятия Для руководителей ш кол, слушатели встречаются со своими про­ пагандистами, чтобы получить необходимую консультацию . В. МИРОНОВ. рыбныймурман 6 мая 1983 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz