Рыбный Мурман. 1983 г. Май.
БРИГАДНОМУ ПОДРЯДУ ~МОРСКУЮ ПРОПИСКУ • Ну жн о ли ра с ч л е н я т ь ж и в о р г а н и з м о и У в аж аем ая ре да кц ия! Не все так ясно, ка к хотелось бы, в б р и га д н о м под ряд е на судах флота ры б ной п р о м ы ш ленности. П о с ко л ь ку наибольш ую ини циативу в пе рево де судов на б ри га д ны й по д р я д проявляет И. А . Рогачева, то по ее п у б л и ка ц и ям попы таем ся р а зо б раться в преим ущ ествах б р и га д н о го подряда... Я и м ею в виду п р е ж д е всего статью «Три уро вня хозрасчета», о п уб л и ко в а н н ую в е ж е н е д е л ь н и ке 11 ф евраля ны н еш н его года. И рина А л е ксан д ровн а со глашается с тем , что о р га н и зация труд а на судах выш е б ри га д н ой . И делает вывод, что по то м у-то и н у ж н о «спус титься» н и ж е хозрасчета су дов (це хов) к хозрасчету по д р а зд е л е н и й (служ б). Д ум ается, эко н о м и сты , не по д д е р ж и в а ю щ и е и дею расчленения ж и в о го о р га н и з ма эки п а ж а на бригады , не против пе ред овы х м етод ов. О ни против м е ха н и че ско го пе рен есе ни я ч у ж о го опыта, против ф орм ализм а. Было бы очень полезно п р о д о л ж и ть р а зго в о р о б р и га д н о м п о д р я д е на суд а* на страницах газеты . Пусть вы ска ж утся специалисты ф ло тов наш е го бассейна... Расска-- ж и те и о том , что делается в д р уги х объединениях. В. ПЕТРОВСКИЙ, старшин помощник капита на управления «Севрыбхо лодфлот». четны е единицы . И ное дело —» перевести эти суда на б р и га д ный по д ряд . И тогда будут б олее полно реализованы не то л ько права, но и о б язан н о сти хозрасч етно го колл ектиг ва. Наиболее важ ны м п р еи м у ществом бригадной ф ормы о р ганизации и стим улирования труда следует считать созда ние советов производственны х бригад и советов с л уж б — об щесудовой и судом еханической. На наш взгляд, это позволит, во-первых, привлечь в первую очередь рядовых членов э к и пажа к управлению производ с т в о м . А значит, повы сится дисциплина труда, отнош ение к народному добру станет под линно хозяйским . Во-вторых, советы п р о и з водственных под разделений станут коллективным и ор га н и заторами п р о и зв о д с тв у в по- Нет. К этом у будет побуж дать система хозрасчетны х по ка за телей низово го звена — п р о изводственных бригад, служ б. В заклю чение скаж ем , что проблем а дальнейш его со верш енствования бригадны х ф орм организации и стим ули рования труда интересна, м н о гогранна. И поставлена она своеврем енно. В. РЕГИНЯ, А. «ОПЫТОВ, Ю . ВЕРБОЛОЗ, Н. КРАСНИКОВ, Ю. ЦУРКАН, В. СЕДЫХ, В. МАРТЮШЕВ, Н. СТАРЧЕНКО, В. КУРТА, капитаны дальнего плавания крупнотоннажных судов Всесоюзного рыбо промышленного объединения «Севрыба». Мы за подвахту, если она действительно необходима. Но мы и за то, чтобы получаемая заработная плата каж ды м чле ном эки п а ж а была отработана. Если энипаж и судов будут работать по методу бригадно го подряда, то перераспреде ляться будет не только пре мия, но и заработная плата ме ж д у производственным и б рига дами и судомеханической слу жбой, члены которой вы ходи ли на обработку рыбы. С одной стороны , повы сит ся дисциплина у ры б оо б ра ботчиков, которы е будут день ги получать только за ф акти чески вы полненную работу. С д р уго й стороны, члены м аш инной ком анды , не от влекаемы е без нуж ды на пйдвахты, см огут выполнить дополнительны е объемы са- м оре м он та, наприм ер. Н О В Ш Е С Т В О ПЕРСПЕКТИВНО Г л а в н о е преимущество К р уп но то нн аж ны е суда, ка к не раз по д черки вало сь ка страницах нашей ры б а ц ко й газеты , действительно не что иное, ка к цехи, а плавбазы , наприм ер, ка к принято счи тать на ф лоте, — это плаву чие заводы . В настоящ ее врем я эки па ж и судов, работающ их на ус ловиях вн утр иф ло тского хо зяй стве нного расчета, пр акти чески не м огут полностью ис пользовать права ка к хозрас ле зрения которы х будут на ходиться производственны * организационны е и социаль ные стороны судовой ж и зн и . В-третьих, советы будут р е шать вопрос о р а зм ер е м ате риального вознаграж д ения, попросту говоря, к о м у и сколько причитается за р а б о ту в том или ином рейсе. Как уж е было д ока за н о эк спериментальными рейсами экипаж ей ТР «И ркутск» уп р а в ления «Севрыбхолодф лот» и БАТ «Капитан Телов» М ур м а н с ко го тралового флота, им ен но это позволяет создать на судах здоровы й м орально- психОлогический клим ат, не ж ели в том случае, когд а руково д итель служ б ы или ка питан-д иректор, ка к говор ит ся, в ед инственном числе реш аю т, «кого казнить, а ко го миловать». Н аконец, внедрение б ри га д н о го подряда на судах не п р ем ен н о под ним ет пр естиж капитана • д ир екто ра, ибо права его и обязанности на уро вне хозрасчетного судна м о ж н о и д олж н о сравнить с правами и обязанностям и р у ководителя предприятия, ка ковы м он по сути и является. Далее. П ереход к б ри га д ном у под ряд у на судах дает пр екрасную возм ож н ость поднять на соврем енны й, ка чественно новый уро вен ь эко н ом ическую работу. П ричем не ради «галочки» в отчете. В очередь... на подвахту Внимательно следим за публикациям и «Рыбного М ур - мана» о соверш енствовании бригадной ф ормы организа ции труда на судах. Большой интерес у нас вызвали рас сказы об итогах эксп е р и м е н тальных рейсов ТР «И ркутск» управления «С евры бхолод флот» и БАТ «Капитан Телов» М ур м а н с ко го тралового ф ло та. Да, мы за бригадны й п о д ряд на судах. И вот почем у. Траулеры, на которы х ра ботаем, им ею т у ж е достаточ? но солидны й возраст. И на ша основная задача по д д е р живать суд овы е м аш ины и м еханизмы в хорош ем техни-г ческом состоянии. Но, ка к известно, в случае необходим ости вся «машина» выходит на подвахту. А зна чит, члены м аш инной ко м ан ды отвлекаю тся от реш ения основной задачи. И если говорить на совесть, то порой подвахта членов м а ш инной ком ан д ы является «палочкой - вы ручалочкой», особенно на судах с незначи тельной численностью м атро сов - ры б оо бра бо тчи ков, на пр им е р на траулерах типа «Иван Бочков». М ы уверены : если м етод б р и га д н о го подряда, пр ед ла гаемы й И. А . Рогачевой, вне дрить на суда, то члены э ки паж а в свободное от несения вахты врем я будут записы ваться в очередь на подвах- ты. Н о для этого необ ход им о платить за пе рер або тку на пром ы сле, ка к это было до 1 января 1983 года, и ввести строги й учет отработанного врем ени на подвахте к а ж д ы м членом экипажа. М ы такж е по д д е рж и ваем п р ед л ож е ни е И. А. Рогачевой о создании совета суд ом еха нической служ бы в пом ощ ь главном у (старш ем у) меха нику. Механики судов: С. ПИНЕЧКО, Н. СЕМЕНОВ — управление «Севрыбпром- раэведка»; А. ОСЬМИНИН, Ю. ПИРОНКО, Ю . КОТЕЛЬНИКОВ — Мурманский траловый флот; Ю . КОНОНОВ, А. ФЕДОТОВ — управление «Севрыб холодфлот»; Н. ШУМЕЕВ, С. СМОЛИН, А. СМИРНОВ, В. СИЛАНТЬЕВ — объединение «Мурманрыбпром»; Е. ШЕСТАКОВ — Беломорская база гослова. Комментарий «Р М» Признаемся, редакцию ра дует заинтересованность, с какой читатели «Рыбного Мурмана» обсуждают про блемы совершенствования бригадных форм организа ции и стимулирования тру да на судах флота рыбной промышленности области. Сегодня экипажи крупно- тоннажных траулеров отож дествляют с коллективом бригады. Некоторые участ ники разговора считают, что такая традиционно сложив шаяся форма организации труда отвечает требованиям времени, и здесь, как гово рится, нечего ни прибавить, ни убавить. На такой по зиции стоит, надо понимать, и автор публикуемого в сегодняшней подборке пись ма В. 1C. Петровский. Ана лизируя статью «Три уровня хозрасчета» («РМ», 1983, № 6), он не нашел в ней «никаких убедительных до водов в пользу бригадного подряда на судах». Напомним, автор данной статьи, кандидат экономи ческих наук, доцент МВИМУ И. А. Рогачева, отстаивая свою точку зрения, доказы вает, что считать экипаж большого траулера бригадой ошибочно. Другое дело —1 малотоннажные суда. На них, как и в довоенное вре мя, численность экипажа в среднем составляет 20 че ловек. В этом случае кол лектив можно назвать брига дой. И ответственность здесь моряки несут бригад ную: провинился один, а на казывают (скажем, лишают части премии) всю брига ду. В таком небольшом кол лективе люди хорошо зна ют друг друга и в работе, и в быту. Ну а если в экипаже 100 и более человек, то о столь тесном контакте, при кото- ром люди воздействуют друг на друга, и говорить \ не приходится. Вместе с тем, как и в небольших экипа жах, здесь из-за одного или. нескольких нерадивых ра ботников весь коллектив не редко наказывают матери ально, даже если рейсовый план выполнен, как говорит ся, на все сто. Иными сло вами, отвечать приходится за тех, кого порой не зна ешь даже и в лицо. Заместитель председателя Госкомтруда СССР Б. Н. Гаврилов в «Экономической газете», подводя итоги об суждения проблемы числен ности бригад, писал: «Созда ние крупных (50—100 чело век) бригад имеет еще и тот недостаток, что ослабля ется одно из главных пре имуществ бригады — кол лективизм. Невозможно в таком большом коллективе обеспечить учет личных ка честв каждого при распре делении работы, установить не только производственные, по и личные связи, где каж дый член бригады знает друг друга не только по ра боте в цехе». Исходя из всего этого, ученый - экономист из Разделять? Н е т - сплачивать! В этом год у я заканчиваю заочное отделение М ур м а н - с ко го вы сш его и н ж е н е р н о го м о р с ко го училищ а имени Л е- нинского ком сом ол а. Сейчас готовлю сь к защ ите диплома ной работы. Сидела как-то в библиотеке, взяла просм отреть, ка к гово рится, для интереса подшив-- ку «Рыбного М урмана». М о е внимание привлек р а згово р о соверш енствовании б ри га дны х ф орм организации и стимули* рования труда на судах ф ло та ры бной промыш ленности, которы й ведется на страницах еж енедельника. О тыскала поч^ ти все вы ступления на эту тем у, прочитала их вним а тельно и... реш ила сама стать участником о б суж д ен ия этой важ ной и интересной пробле мы. С 1976 года я х о ж у на ры бопромысловы х суд а*. Они у нас поменьше, нонечно, чем большие морозильные трауле ры, на которы х работаю т ры - бани Мурмана. Да и Каспий наш, конечно, по масштабам уступает Баренцеву морю . Однако и здесь, и у нас рыбу ловят люди. Этим все сказа но, потому что масштабы ра боты с людьми везде долж ны быть одинаково ш ироним и. Уверена, внедрение б р и га д , ного подряда ликвидирует уравниловку в оплате труда членов экипажа. Н едавно м еня назначили кат питаном научно - п о иско вого судна «Параллель». О днако это ненадолго, лишь на врем я учебы. А после защ иты дип лома я снова пойду на рыбо-з добы вающ ие суда. И непре» м енно сделаю все, чтобы пр и вить б ригадны й п о д р я д в эки пажах «Каспры бхолодф лота». Начну с того, что пр е д л о ж у создать советы по заведова- ниям. Здесь, я д ум аю , осо бо спорить нечего. Я полног стью согласна с тем и участии* кам и д искуссии, которы е ут верж даю т, что такие советы нуж ны . Д а и опы т работы экипаж ей ТР «И ркутск» и БАТ «Капитан Телов» убедительно доказы вает, что разделить эки па ж на под разделения — это не значит расчленить «цельный» коллектив. Напро-- тив, такое разделение сдела« ет эки па ж более м обильны м , более готовы м к реш ению производственны х задач. С. ПОЛЯКОВА, капитан научно-поискового судна «Параллель» «Каспрыбхолодфлота». М В И М У и предлагает «спус титься» ниже хозрасчета су дов (цехов) — к хозрасчету подразделений (служб). Но, как говорится, теория учит, а опыт подтверждает. Таким подтверждением пра вильности подхода к делу стали экспериментальные рейсы ТР «Иркутск» и БАТ «Капитан Телов» («РМ», 1982, № 49, 1983, № 3). И не случайно на расши ренном заседании совета ди ректоров, состоявшемся в феврале в Мурманске, вы ступающие говорили о целе сообразности создания со ветов по заведованиям на крупнотоннажных судах. В марте в Мурманске про шло собрание бригадиров предприятий и организаций области, на котором говори лось о том, что «при внед рении перспективного нов шества лучше уж идти на риск, сделать ошибку, чем совсем ничего не делать. Ошибку можно исправить, а под лежачий камень, как говорится, и вода не течет». Дальнейшее совершенст вование бригадных форм ор ганизации труда на судах рыбной промышленности области как раз и есть та кое перспективное новшест во. (В частности , аналогов опыта работы экипажей ТР «Иркутск», БАТ «Капитан Телов» нет пока в других рыбопромышленных бас сейнах страны). Думается, настала пора расширить рамки экспери мента по совершенствованию бригадных форм и подклю чить к нему для начала хо тя бы один коллектив плав • базы. Осенняя мойвенная путина с ее напряженным ритмом работы может стать хорошим экзаменом для эки пажа плавучего завода. Мурманское высшее иноке- нерное морское училище в лице кандидата экономиче ских наук И. А. Рогачевой окажет помощь управлению «Севрыбхолодфлот» в под готовке такого рейса. К продолжению разговора мы приглашаем всех, кого волнует затронутая проб лема. 13 мая 1983 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz