Рыбный Мурман. 1983 г. Май.

БРИГАДНОМУ ПОДРЯДУ ~МОРСКУЮ ПРОПИСКУ • Ну жн о ли ра с ч л е н я т ь ж и в о р г а н и з м о и У в аж аем ая ре да кц ия! Не все так ясно, ка к хотелось бы, в б р и га д н о м под ряд е на судах флота ры б ной п р о ­ м ы ш ленности. П о с ко л ь ку наибольш ую ини­ циативу в пе рево де судов на б ри га д ны й по д р я д проявляет И. А . Рогачева, то по ее п у б ­ л и ка ц и ям попы таем ся р а зо ­ б раться в преим ущ ествах б р и га д н о го подряда... Я и м ею в виду п р е ж д е всего статью «Три уро вня хозрасчета», о п уб л и ко в а н н ую в е ж е н е д е л ь ­ н и ке 11 ф евраля ны н еш н его года. И рина А л е ксан д ровн а со­ глашается с тем , что о р га н и ­ зация труд а на судах выш е б ри га д н ой . И делает вывод, что по то м у-то и н у ж н о «спус­ титься» н и ж е хозрасчета су­ дов (це хов) к хозрасчету по д р а зд е л е н и й (служ б). Д ум ается, эко н о м и сты , не по д д е р ж и в а ю щ и е и дею расчленения ж и в о го о р га н и з­ ма эки п а ж а на бригады , не против пе ред овы х м етод ов. О ни против м е ха н и че ско го пе рен есе ни я ч у ж о го опыта, против ф орм ализм а. Было бы очень полезно п р о д о л ж и ть р а зго в о р о б р и ­ га д н о м п о д р я д е на суд а* на страницах газеты . Пусть вы ­ ска ж утся специалисты ф ло­ тов наш е го бассейна... Расска-- ж и те и о том , что делается в д р уги х объединениях. В. ПЕТРОВСКИЙ, старшин помощник капита­ на управления «Севрыбхо­ лодфлот». четны е единицы . И ное дело —» перевести эти суда на б р и га д ­ ный по д ряд . И тогда будут б олее полно реализованы не то л ько права, но и о б язан н о­ сти хозрасч етно го колл ектиг ва. Наиболее важ ны м п р еи м у­ ществом бригадной ф ормы о р ­ ганизации и стим улирования труда следует считать созда­ ние советов производственны х бригад и советов с л уж б — об­ щесудовой и судом еханической. На наш взгляд, это позволит, во-первых, привлечь в первую очередь рядовых членов э к и ­ пажа к управлению производ­ с т в о м . А значит, повы сится дисциплина труда, отнош ение к народному добру станет под­ линно хозяйским . Во-вторых, советы п р о и з­ водственных под разделений станут коллективным и ор га н и ­ заторами п р о и зв о д с тв у в по- Нет. К этом у будет побуж дать система хозрасчетны х по ка за ­ телей низово го звена — п р о ­ изводственных бригад, служ б. В заклю чение скаж ем , что проблем а дальнейш его со­ верш енствования бригадны х ф орм организации и стим ули­ рования труда интересна, м н о­ гогранна. И поставлена она своеврем енно. В. РЕГИНЯ, А. «ОПЫТОВ, Ю . ВЕРБОЛОЗ, Н. КРАСНИКОВ, Ю. ЦУРКАН, В. СЕДЫХ, В. МАРТЮШЕВ, Н. СТАРЧЕНКО, В. КУРТА, капитаны дальнего плавания крупнотоннажных судов Всесоюзного рыбо­ промышленного объединения «Севрыба». Мы за подвахту, если она действительно необходима. Но мы и за то, чтобы получаемая заработная плата каж ды м чле­ ном эки п а ж а была отработана. Если энипаж и судов будут работать по методу бригадно­ го подряда, то перераспреде­ ляться будет не только пре­ мия, но и заработная плата ме­ ж д у производственным и б рига­ дами и судомеханической слу­ жбой, члены которой вы ходи­ ли на обработку рыбы. С одной стороны , повы сит­ ся дисциплина у ры б оо б ра­ ботчиков, которы е будут день­ ги получать только за ф акти­ чески вы полненную работу. С д р уго й стороны, члены м аш инной ком анды , не от­ влекаемы е без нуж ды на пйдвахты, см огут выполнить дополнительны е объемы са- м оре м он та, наприм ер. Н О В Ш Е С Т В О ­ ПЕРСПЕКТИВНО Г л а в н о е преимущество К р уп но то нн аж ны е суда, ка к не раз по д черки вало сь ка страницах нашей ры б а ц ко й газеты , действительно не что иное, ка к цехи, а плавбазы , наприм ер, ка к принято счи­ тать на ф лоте, — это плаву­ чие заводы . В настоящ ее врем я эки па­ ж и судов, работающ их на ус­ ловиях вн утр иф ло тского хо­ зяй стве нного расчета, пр акти ­ чески не м огут полностью ис­ пользовать права ка к хозрас­ ле зрения которы х будут на­ ходиться производственны * организационны е и социаль­ ные стороны судовой ж и зн и . В-третьих, советы будут р е ­ шать вопрос о р а зм ер е м ате­ риального вознаграж д ения, попросту говоря, к о м у и сколько причитается за р а б о ­ ту в том или ином рейсе. Как уж е было д ока за н о эк­ спериментальными рейсами экипаж ей ТР «И ркутск» уп р а в ­ ления «Севрыбхолодф лот» и БАТ «Капитан Телов» М ур м а н ­ с ко го тралового флота, им ен­ но это позволяет создать на судах здоровы й м орально- психОлогический клим ат, не­ ж ели в том случае, когд а руково д итель служ б ы или ка­ питан-д иректор, ка к говор ит­ ся, в ед инственном числе реш аю т, «кого казнить, а ко го миловать». Н аконец, внедрение б ри га д ­ н о го подряда на судах не­ п р ем ен н о под ним ет пр естиж капитана • д ир екто ра, ибо права его и обязанности на уро вне хозрасчетного судна м о ж н о и д олж н о сравнить с правами и обязанностям и р у­ ководителя предприятия, ка­ ковы м он по сути и является. Далее. П ереход к б ри га д ­ ном у под ряд у на судах дает пр екрасную возм ож н ость поднять на соврем енны й, ка­ чественно новый уро вен ь эко ­ н ом ическую работу. П ричем не ради «галочки» в отчете. В очередь... на подвахту Внимательно следим за публикациям и «Рыбного М ур - мана» о соверш енствовании бригадной ф ормы организа­ ции труда на судах. Большой интерес у нас вызвали рас­ сказы об итогах эксп е р и м е н ­ тальных рейсов ТР «И ркутск» управления «С евры бхолод­ флот» и БАТ «Капитан Телов» М ур м а н с ко го тралового ф ло­ та. Да, мы за бригадны й п о д ­ ряд на судах. И вот почем у. Траулеры, на которы х ра­ ботаем, им ею т у ж е достаточ? но солидны й возраст. И на­ ша основная задача по д д е р ­ живать суд овы е м аш ины и м еханизмы в хорош ем техни-г ческом состоянии. Но, ка к известно, в случае необходим ости вся «машина» выходит на подвахту. А зна­ чит, члены м аш инной ко м ан ­ ды отвлекаю тся от реш ения основной задачи. И если говорить на совесть, то порой подвахта членов м а­ ш инной ком ан д ы является «палочкой - вы ручалочкой», особенно на судах с незначи­ тельной численностью м атро­ сов - ры б оо бра бо тчи ков, на­ пр им е р на траулерах типа «Иван Бочков». М ы уверены : если м етод б р и га д н о го подряда, пр ед ла­ гаемы й И. А . Рогачевой, вне­ дрить на суда, то члены э ки ­ паж а в свободное от несения вахты врем я будут записы ­ ваться в очередь на подвах- ты. Н о для этого необ ход им о платить за пе рер або тку на пром ы сле, ка к это было до 1 января 1983 года, и ввести строги й учет отработанного врем ени на подвахте к а ж ­ д ы м членом экипажа. М ы такж е по д д е рж и ваем п р ед л ож е ни е И. А. Рогачевой о создании совета суд ом еха­ нической служ бы в пом ощ ь главном у (старш ем у) меха­ нику. Механики судов: С. ПИНЕЧКО, Н. СЕМЕНОВ — управление «Севрыбпром- раэведка»; А. ОСЬМИНИН, Ю. ПИРОНКО, Ю . КОТЕЛЬНИКОВ — Мурманский траловый флот; Ю . КОНОНОВ, А. ФЕДОТОВ — управление «Севрыб­ холодфлот»; Н. ШУМЕЕВ, С. СМОЛИН, А. СМИРНОВ, В. СИЛАНТЬЕВ — объединение «Мурманрыбпром»; Е. ШЕСТАКОВ — Беломорская база гослова. Комментарий «Р М» Признаемся, редакцию ра­ дует заинтересованность, с какой читатели «Рыбного Мурмана» обсуждают про­ блемы совершенствования бригадных форм организа­ ции и стимулирования тру­ да на судах флота рыбной промышленности области. Сегодня экипажи крупно- тоннажных траулеров отож­ дествляют с коллективом бригады. Некоторые участ­ ники разговора считают, что такая традиционно сложив­ шаяся форма организации труда отвечает требованиям времени, и здесь, как гово­ рится, нечего ни прибавить, ни убавить. На такой по­ зиции стоит, надо понимать, и автор публикуемого в сегодняшней подборке пись­ ма В. 1C. Петровский. Ана­ лизируя статью «Три уровня хозрасчета» («РМ», 1983, № 6), он не нашел в ней «никаких убедительных до­ водов в пользу бригадного подряда на судах». Напомним, автор данной статьи, кандидат экономи­ ческих наук, доцент МВИМУ И. А. Рогачева, отстаивая свою точку зрения, доказы­ вает, что считать экипаж большого траулера бригадой ошибочно. Другое дело —1 малотоннажные суда. На них, как и в довоенное вре­ мя, численность экипажа в среднем составляет 20 че­ ловек. В этом случае кол­ лектив можно назвать брига­ дой. И ответственность здесь моряки несут бригад­ ную: провинился один, а на­ казывают (скажем, лишают части премии) всю брига­ ду. В таком небольшом кол­ лективе люди хорошо зна­ ют друг друга и в работе, и в быту. Ну а если в экипаже 100 и более человек, то о столь тесном контакте, при кото- ром люди воздействуют друг на друга, и говорить \ не приходится. Вместе с тем, как и в небольших экипа­ жах, здесь из-за одного или. нескольких нерадивых ра­ ботников весь коллектив не­ редко наказывают матери­ ально, даже если рейсовый план выполнен, как говорит­ ся, на все сто. Иными сло­ вами, отвечать приходится за тех, кого порой не зна­ ешь даже и в лицо. Заместитель председателя Госкомтруда СССР Б. Н. Гаврилов в «Экономической газете», подводя итоги об­ суждения проблемы числен­ ности бригад, писал: «Созда­ ние крупных (50—100 чело­ век) бригад имеет еще и тот недостаток, что ослабля­ ется одно из главных пре­ имуществ бригады — кол­ лективизм. Невозможно в таком большом коллективе обеспечить учет личных ка­ честв каждого при распре­ делении работы, установить не только производственные, по и личные связи, где каж­ дый член бригады знает друг друга не только по ра­ боте в цехе». Исходя из всего этого, ученый - экономист из Разделять? Н е т - сплачивать! В этом год у я заканчиваю заочное отделение М ур м а н - с ко го вы сш его и н ж е н е р н о го м о р с ко го училищ а имени Л е- нинского ком сом ол а. Сейчас готовлю сь к защ ите диплома ной работы. Сидела как-то в библиотеке, взяла просм отреть, ка к гово­ рится, для интереса подшив-- ку «Рыбного М урмана». М о е внимание привлек р а згово р о соверш енствовании б ри га дны х ф орм организации и стимули* рования труда на судах ф ло­ та ры бной промыш ленности, которы й ведется на страницах еж енедельника. О тыскала поч^ ти все вы ступления на эту тем у, прочитала их вним а­ тельно и... реш ила сама стать участником о б суж д ен ия этой важ ной и интересной пробле­ мы. С 1976 года я х о ж у на ры ­ бопромысловы х суд а*. Они у нас поменьше, нонечно, чем большие морозильные трауле­ ры, на которы х работаю т ры - бани Мурмана. Да и Каспий наш, конечно, по масштабам уступает Баренцеву морю . Однако и здесь, и у нас рыбу ловят люди. Этим все сказа­ но, потому что масштабы ра­ боты с людьми везде долж ны быть одинаково ш ироним и. Уверена, внедрение б р и га д , ного подряда ликвидирует уравниловку в оплате труда членов экипажа. Н едавно м еня назначили кат питаном научно - п о иско вого судна «Параллель». О днако это ненадолго, лишь на врем я учебы. А после защ иты дип­ лома я снова пойду на рыбо-з добы вающ ие суда. И непре» м енно сделаю все, чтобы пр и ­ вить б ригадны й п о д р я д в эки ­ пажах «Каспры бхолодф лота». Начну с того, что пр е д л о ж у создать советы по заведова- ниям. Здесь, я д ум аю , осо ­ бо спорить нечего. Я полног стью согласна с тем и участии* кам и д искуссии, которы е ут­ верж даю т, что такие советы нуж ны . Д а и опы т работы экипаж ей ТР «И ркутск» и БАТ «Капитан Телов» убедительно доказы вает, что разделить эки па ж на под разделения — это не значит расчленить «цельный» коллектив. Напро-- тив, такое разделение сдела« ет эки па ж более м обильны м , более готовы м к реш ению производственны х задач. С. ПОЛЯКОВА, капитан научно-поискового судна «Параллель» «Каспрыбхолодфлота». М В И М У и предлагает «спус­ титься» ниже хозрасчета су­ дов (цехов) — к хозрасчету подразделений (служб). Но, как говорится, теория учит, а опыт подтверждает. Таким подтверждением пра­ вильности подхода к делу стали экспериментальные рейсы ТР «Иркутск» и БАТ «Капитан Телов» («РМ», 1982, № 49, 1983, № 3). И не случайно на расши­ ренном заседании совета ди­ ректоров, состоявшемся в феврале в Мурманске, вы­ ступающие говорили о целе­ сообразности создания со­ ветов по заведованиям на крупнотоннажных судах. В марте в Мурманске про­ шло собрание бригадиров предприятий и организаций области, на котором говори­ лось о том, что «при внед­ рении перспективного нов­ шества лучше уж идти на риск, сделать ошибку, чем совсем ничего не делать. Ошибку можно исправить, а под лежачий камень, как говорится, и вода не течет». Дальнейшее совершенст­ вование бригадных форм ор­ ганизации труда на судах рыбной промышленности области как раз и есть та­ кое перспективное новшест­ во. (В частности , аналогов опыта работы экипажей ТР «Иркутск», БАТ «Капитан Телов» нет пока в других рыбопромышленных бас­ сейнах страны). Думается, настала пора расширить рамки экспери­ мента по совершенствованию бригадных форм и подклю­ чить к нему для начала хо­ тя бы один коллектив плав • базы. Осенняя мойвенная путина с ее напряженным ритмом работы может стать хорошим экзаменом для эки­ пажа плавучего завода. Мурманское высшее иноке- нерное морское училище в лице кандидата экономиче­ ских наук И. А. Рогачевой окажет помощь управлению «Севрыбхолодфлот» в под­ готовке такого рейса. К продолжению разговора мы приглашаем всех, кого волнует затронутая проб­ лема. 13 мая 1983 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz