Рыбный Мурман. 1983 г. Март.
МОЙВЕННАЯ ПУТИНА: ЛЮДИ, ОПЫТ , ПРОБЛЕМЫ' Приготовиться к замету! Утром в каюту зашел пер вый помощник капитана плав базы «Даурия» Владимир Пет рович Захаров и сказал: — К борту подходит СТР «Сортавала». Судно передо- Еое, навигационная аппарату ра на нем установлена уни кальная. Бегу к начальнику промыс ла Виктору Александровичу Илгунасу. — Ну вот, — говорит тот, — ваше желание, можно ска зать, исполнилось. Собирай тесь — и в путь! Хватаю вещи — и на верх нюю палубу. Корзине уже поджидает. Несложная пере грузка, и I на «Сортавале». Знакомлюсь с капитаном. Вла димир Яковлевич Князев. Ока зывается, начальник промыс ла вызвал проходящий i по исковом режиме мимо «Дау- рии» траулер, чтобы он взДл меня на борт. Такая забота тронула. Капитан Князев одет в длин ную дубленую шубу. Он щи- роколиц, смешлив, доброже лателен. В штурманской рубке уста новлен прибор, позволяющий самому не посвященному р мореходные дела человеку определиться в местонахожде нии судна в течение одной ми нуты, установить, каким кур сом траулер следует. На не большом экране эти данные фиксируются постоянно. Сло жные вычисления, которое производили раньше вахтен ные штурманы, теперь прак тически не нужны. Наибольший интерес пред ставляет поисковая аппарату ра. Гидроакустик следит зй показаниями трех приборов, изредка уточняв детали поис ка косяка с помощью много, численных тумблеров и мани пуляторов. Первый прибор по сылает свое эхо по горизон тальному тракту. Акустик за дает прибору лишь сектор по иска. Специальный датчик на перфоленте фиксирует помехи’. Глубина моря в квадрате по иска на редкость стабильна. Когда эхо натыкается на ко сяк рыбы, на перфоленте по являются темные штрихи. Анустик, капитан и штурма ны даже по шуму датчика оп ределяют, что эхо ударяется о массу косяка. Средний прибор — на вид обычный телевизионный экран Фосфоресцирующий зеленый цвет рисует кривую движения судна, изображение самого СТР — чуть больше спичеч ном головки, посылаемое в норе эхо. След, пройденный траулером, не стирается, а со храняется на экране. Едва матрос-рулевой получает команду изменить фактиче ский нурс судна, светящаяся линия впереди «спичечной го- яо ен и », то есть изображения «Сортавалы», тоже автомати чески отклоняется, указывая новую кривую по курсу. Но саглое главное — видно, как «работает» эхо! Ударившись о косяк, оно в миллионные до ли секунды возвращается об ратно, рисуя на экране косяк, давая точные координаты его местонахождения! Третий прибор постоянно фиксирует на перфоленте глу бину моря, а светящиеся крас ные цифры выдают готовые показатели глубины: 380. 379 , 378, 380 метров. И вдруг! Рез-- иий скачок — 75 метров. Ес ли цифра эта держится посто янно, а датчики на перфолен те темными штрихами фикси руют помехи, значит, на глу бине 75 метров движется или же стоит косяк мойвы. ...С утра погода выдалась на славу. О т шторма не ос талось и следа. Солнце про бивается сквозь легкие куче вые облака, Баренцево море раскинулось до горизонта бес конечной серой гладью с ед ва заметным перекатыванием желваков волн. Не верится, что вчера у борта «Даурии» разгружавшиеся траулеры швыряло, слоено скорлупки. Их подбрасывало и накреня- = JP Ш М О Г Т Л Ж Г ло так, что было просто по разительно, как они не оп рокидывались на палубу плав базы. Поиском рыбы экипаж «Сор тавалы» занялся сразу, едва отошли' от. «Даурии», Влади мир Яковлевич кивнул на эк ран гидролокатора, где про рисовывалось темно-зеленое пятнышко: — Идем на косяк. Но, по- моему, уж больно он хилый.,. Прибор чертил нЬ перфо ленте тёмные штрихи, фикси руя мощность косяка. Гидро акустик суживал сектор поис ка, старался не упустить ры бу из щупальцев гидролока тора, КаПитен досадливо мах- йу/) рукой: ►-Рисковать не будем. Очен^ этот косячок неподходящий. Поищем что-нибудь поприлич нее. А на экране мы его по? ложение отметим «*$ памятй», Он включил электронную «память» локатора, И там, где было обозначено пятнышко ко сяка, возникли треугольничек Й цифра «1», Наше суденыш ко, уменьшенное до размеров Спичечной головки, продолжа ло ползти по экрану. Прошли туда-сюда — нет рыбы. <— Что будем делать, Мак сим? — спросил Князев у гидроакустика. —» Может, вер немся к тому косяку? Он сбе жать не успел. Давай попро буем. Суднр легло на обратный курс. С помощью электрони ки вышли на косяк. Замет! G Мостика подается (совсем как на военном корабле) сигнал «большого сбора», звучйт команда по трансляции: **» Команде приготовиться к замету! Рыбаки в оранжевых проре зиненных роконах занимают свои места по штатному рас писанию: на корме, на носу, капитан надевает валенки f калошами, облачается 6 Шу бу. На судне воцаряется Ти шина, только писк эхолота на поминает, что напряжение д о стигает высшего предела. На конец, определив, что косяк справа, у борта судна, капи тан командует в микрофон: — Начали замет! Основная тяжесть нагрузки ложится сейчас на плечи мо ряков на корме. Они бросают за борт ярко-красный буй, ним пополз невод. Траулер, Н> сбавляя хода, чертит замкну тую кривую, забирая с По мощью вспомогательных бо ковых двигателей Еправо, обозначая поплавками невода круг, возвращаясь к яркому бую. Теперь не упустить ко сяк, окольцевать его снизу, не дать уйти на глубину. Ког да низ невода стянут в узел, нужно подтянуть образовав шийся «кошелек» с рыбой к борту судна. Невод на корме, захватыва емый специальными бараба нами, вытягивается из воды, аккуратно укладывается на верхней палубе. Определить, есть ли рыба в «кошельке», можно по пока заниям приборов. Кажется, все в порядке, заметали, как говорится, не напрасно. О д нако, когда невод почти весь уложен, е в воде у борта о с талась только дель с копоша щейся • ней мойвой, капи тан в сердцах процедил сквозь зубы : — Чувствовало сердце: что- то не то. Он поднес к губам микро фон, динамики разнесли по палубе его голос: — Рыбу выпускаем. Повернулся ко мне: —• Взяли тонн пятнадцать, не больше. Мелочь. Пусть подрастает. Не повезло. Не помогла И хорошая погодка,,, После обеда обнаружили еще один косяк. Еще одий замет. И снова неудача. Ко сяк резко осел на глубину. Узел «кошелька» затянулся над ним. Поздно, Зачерпйули пустую воду. Владимир Яковлевич извиня ющимся тоном сказал, что бы- sSef (j хуже. Конечно, ему хотелось продемонстриро вать й Свое мастерство, и ум е ние всей команды, но обстоя тельства складывались пока не & Пользу экипажа, Обидно. С но |а меняем г^лсы, Йщем^. В районе промысла как По проспекту, Здесь erp yi Дились почти все суда-«к<5- шелькокисты», занятые на пу тине, То й Дело по радиоте лефону у нашего вахтенногЬ щтурмана 5апрашивают точе ные координаты суда, у кото рых нет прибора, йак на «Сср- faEane», Вахтенный штурмай заглядывает в рубку, броса ет взгляд на экран прибора, передает по телефону Дан ные. Красота! Над морем опускаются су- л\ерки, (la рыболовных су дах вспыхивают ходовые ог ни. Словно плавучие городки, иллюминированы плавбазы, На вечернем совете Док лады капитанов судов стерео типны: косяки встречаются, fjo держатся они на глубине, никто заметы делать не ре шается, ибо выше 130 Метров рыба не поднимается. Плавбазы вступили 6 конку ренцию, зазывая траулеры t рыбой к своим скучающим бортам. А ведь еще совсей недавно картина была Совер шенно иной: суда стояли | очереди у плавбаз, ожидая возможности освободить де/ij-f 4т мойвы. Раз на раз не при ходится. Сортавальцы надежды не теряли. Эхолоты щупали тол щу водь:, судно все время на ходилось в поиске, меняло галсы. Наконец, к полуночи вышли на косяк. Замет нача ли производить в тот момент, когда предсказание синопти ков об усилении ветра стало сбываться. Появились волны с пенистыми гребнями. Траулер заметно подбрасывало. Капи тан, стоя у пульта старшего рыбмастера, обратил мое вни мание на запах. А пахло све жими огурцами — верный признак того, что косяк мы взяли. Укладывать невод на кор ме мешал порывистый ветер. Наконец невод улегся но па лубе, у борта осталась лишь дель с рыбой. Капитан вздох нул облегченно: — Все е порядке. Наше от нас не ушло. Повернулся к дежурному штурману и сказал: ■?? Заявляйте замет на 50 тонн, пусть «Даурия» идет к нам. Князев на капитанском мос тике уже два десятка лет. За $то время сменил всего лишь три судна. На мостик капита лом поднялся, когда 4му Стукнуло двадцать три. — Молодой был, — рас сказывает он, — азартный, Думаю , что капитаном нужно становиться именно в таком возрасте, когда из тебя Пле т е т энергия, когда ты отча ян и рискован. СО временем придет опыт, появится осто рожность, но ничто не может Заменить молодого азарта, Еёр у з собственную удачу. 1у3амет оказался богатым, уж е в половине третьего yf- РЯ «С°ртавала» начала вы грузку мойвы на «Даурию». Я л е г в два часа в каюте боц мана, который К моему при воду подремывал у себя на диване, ожидая швартовки к плавбазе. Едва я, словно ка валерист, запрыгнул на верх нею койку, боцман заспешил Н4 швартовку. Судно качало й борта на борт, усталость давала себя знать, убаюкан- йый волнами и усталостью , не заметил, как заснул... А. МИЛАНОВ. Баренцево море , & Г .- У Д А Ч Н Ь Ш SAME'S, «о то В. КАЗЮТИНА. • Хозяйствовать эффективно ПОПЫТКА УДАЛАСЬ До 1978 года траулер «Бе- лолуцк» был судном промыс лового назначения. В тот же год, когда его приписали к «Севрыбхолодфлоту», он стал — без натяжки судном многоцелевым. После занятий в школе сюда приходят кур санты флотилии «Альбатрос». Во время школьных каникул ребята зачастую находятся на траулере круглосуточно; не сут вахты в рулевой рубке, машинном отделении, учатся вязать морские узлы , неред ко выходят в море. Разумеет ся, учеба идет под бдитель ной опекой экипажа «Бело- луцка», | первую очередь бессменного капитана судна Игоря Георгиевича Меняйлен- ко, у которого не только большой опыт работы в Мо ре, но и опыт педагогический. В том , что 80 процентов ре бят, бывших курсантов флоти лии «Альбатрос», впоследст вии избрали морские профес сии, его заслуга несомненна. Во время мойвенной пути ны «Белолуцк» надолго выхо дит в море. Он становится судном хозяйственным. Пере дает на суда тару, запасные части, станки, почту. Как при ходится трудиться экипажу, говорит такая цифра: за про шлую мойвенную путину тра улер в открытом море швар товался 320 раз. Напряженно работает коллектив судна tja путине нынешней. Например, недавно только за четыре ча са было сделано 6 швартовок. Такое возможно только при опытном судоводительском составе, при условии высокой трудовой дисциплины. Хоро шо трудятся старший помощ ник капитана В. И. Барахтэ, матросы В. Ф . Пустарнаков, П. П. Кирилюк, В. Л. Кле ментьев, В. С. Фролов, мото рист Н. И. Кочурин. А недавно экипаж решил «вспомнить былое» и... заморо зил четыре тонны мойвы, хо тя это рейсовым заданием не предусмотрено. Попытка уда лась. Как считает капитан И. Г. Меняйленко, заморозку рыбы можно поднять до 12 тонн в сутки. Ю . КАЗАНЦ ЕВ, наш спец. корр. Баренцево море. (По радио). ПОЛУЧЕН ОТВЕТ < ОРИЕНТИРЫ В БУШУЮ ЩЕМ МОРЕ» — т ак н азы в а лась публикация («РМ», 1983 г., № 6), переданн ая н а ш им специальны м корреспон ден то м -с мойвенной путины . В ней- говорилось о проблем е обеспечения экипаж ей проб лесковы м и ф онарям и для об легчен и я поиска на воде п ла ва с проводником. Р едакц и я получила оф ици альны й ответ: «Корреспонденция была рас смотрена во Всесоюзном объ единении «Севрь:ба». Действи тельно, при передаче грузов бесконтактно поиск плава в условиях полярной ночи представляет определенные трудности и является слабым звеном при работе. Для обеспечения безопаснос ти и сокращения времени бес контактной передачи грузов «Севрыбой» дано указание специалистам ЦПКТБ в срок до 1 июля текущего года разра ботать наиболее приемлемый для судов Северного бассейна способ обнаружения плава с проводником. К. ШАПОВАЛОВ, заместитель начальника ВРПО «Севрыба». 4 марта1983 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz