Рыбный Мурман. 1983 г. Март.

МОЙВЕННАЯ ПУТИНА: ЛЮДИ, ОПЫТ , ПРОБЛЕМЫ' Приготовиться к замету! Утром в каюту зашел пер­ вый помощник капитана плав­ базы «Даурия» Владимир Пет­ рович Захаров и сказал: — К борту подходит СТР «Сортавала». Судно передо- Еое, навигационная аппарату­ ра на нем установлена уни­ кальная. Бегу к начальнику промыс­ ла Виктору Александровичу Илгунасу. — Ну вот, — говорит тот, — ваше желание, можно ска­ зать, исполнилось. Собирай­ тесь — и в путь! Хватаю вещи — и на верх­ нюю палубу. Корзине уже поджидает. Несложная пере­ грузка, и I на «Сортавале». Знакомлюсь с капитаном. Вла­ димир Яковлевич Князев. Ока­ зывается, начальник промыс­ ла вызвал проходящий i по­ исковом режиме мимо «Дау- рии» траулер, чтобы он взДл меня на борт. Такая забота тронула. Капитан Князев одет в длин­ ную дубленую шубу. Он щи- роколиц, смешлив, доброже­ лателен. В штурманской рубке уста­ новлен прибор, позволяющий самому не посвященному р мореходные дела человеку определиться в местонахожде­ нии судна в течение одной ми­ нуты, установить, каким кур­ сом траулер следует. На не­ большом экране эти данные фиксируются постоянно. Сло­ жные вычисления, которое производили раньше вахтен­ ные штурманы, теперь прак­ тически не нужны. Наибольший интерес пред­ ставляет поисковая аппарату­ ра. Гидроакустик следит зй показаниями трех приборов, изредка уточняв детали поис­ ка косяка с помощью много, численных тумблеров и мани­ пуляторов. Первый прибор по­ сылает свое эхо по горизон­ тальному тракту. Акустик за­ дает прибору лишь сектор по­ иска. Специальный датчик на перфоленте фиксирует помехи’. Глубина моря в квадрате по­ иска на редкость стабильна. Когда эхо натыкается на ко­ сяк рыбы, на перфоленте по­ являются темные штрихи. Анустик, капитан и штурма­ ны даже по шуму датчика оп­ ределяют, что эхо ударяется о массу косяка. Средний прибор — на вид обычный телевизионный экран Фосфоресцирующий зеленый цвет рисует кривую движения судна, изображение самого СТР — чуть больше спичеч­ ном головки, посылаемое в норе эхо. След, пройденный траулером, не стирается, а со­ храняется на экране. Едва матрос-рулевой получает команду изменить фактиче­ ский нурс судна, светящаяся линия впереди «спичечной го- яо ен и », то есть изображения «Сортавалы», тоже автомати­ чески отклоняется, указывая новую кривую по курсу. Но саглое главное — видно, как «работает» эхо! Ударившись о косяк, оно в миллионные до­ ли секунды возвращается об­ ратно, рисуя на экране косяк, давая точные координаты его местонахождения! Третий прибор постоянно фиксирует на перфоленте глу­ бину моря, а светящиеся крас­ ные цифры выдают готовые показатели глубины: 380. 379 , 378, 380 метров. И вдруг! Рез-- иий скачок — 75 метров. Ес­ ли цифра эта держится посто­ янно, а датчики на перфолен­ те темными штрихами фикси­ руют помехи, значит, на глу­ бине 75 метров движется или же стоит косяк мойвы. ...С утра погода выдалась на славу. О т шторма не ос­ талось и следа. Солнце про­ бивается сквозь легкие куче­ вые облака, Баренцево море раскинулось до горизонта бес­ конечной серой гладью с ед­ ва заметным перекатыванием желваков волн. Не верится, что вчера у борта «Даурии» разгружавшиеся траулеры швыряло, слоено скорлупки. Их подбрасывало и накреня- = JP Ш М О Г Т Л Ж Г ло так, что было просто по­ разительно, как они не оп­ рокидывались на палубу плав­ базы. Поиском рыбы экипаж «Сор­ тавалы» занялся сразу, едва отошли' от. «Даурии», Влади­ мир Яковлевич кивнул на эк­ ран гидролокатора, где про­ рисовывалось темно-зеленое пятнышко: — Идем на косяк. Но, по- моему, уж больно он хилый.,. Прибор чертил нЬ перфо­ ленте тёмные штрихи, фикси­ руя мощность косяка. Гидро­ акустик суживал сектор поис­ ка, старался не упустить ры­ бу из щупальцев гидролока­ тора, КаПитен досадливо мах- йу/) рукой: ►-Рисковать не будем. Очен^ этот косячок неподходящий. Поищем что-нибудь поприлич­ нее. А на экране мы его по? ложение отметим «*$ памятй», Он включил электронную «память» локатора, И там, где было обозначено пятнышко ко­ сяка, возникли треугольничек Й цифра «1», Наше суденыш ­ ко, уменьшенное до размеров Спичечной головки, продолжа­ ло ползти по экрану. Прошли туда-сюда — нет рыбы. <— Что будем делать, Мак­ сим? — спросил Князев у гидроакустика. —» Может, вер­ немся к тому косяку? Он сбе­ жать не успел. Давай попро­ буем. Суднр легло на обратный курс. С помощью электрони­ ки вышли на косяк. Замет! G Мостика подается (совсем как на военном корабле) сигнал «большого сбора», звучйт команда по трансляции: **» Команде приготовиться к замету! Рыбаки в оранжевых проре­ зиненных роконах занимают свои места по штатному рас­ писанию: на корме, на носу, капитан надевает валенки f калошами, облачается 6 Шу­ бу. На судне воцаряется Ти­ шина, только писк эхолота на­ поминает, что напряжение д о ­ стигает высшего предела. На­ конец, определив, что косяк справа, у борта судна, капи­ тан командует в микрофон: — Начали замет! Основная тяжесть нагрузки ложится сейчас на плечи мо­ ряков на корме. Они бросают за борт ярко-красный буй, ним пополз невод. Траулер, Н> сбавляя хода, чертит замкну­ тую кривую, забирая с По­ мощью вспомогательных бо­ ковых двигателей Еправо, обозначая поплавками невода круг, возвращаясь к яркому бую. Теперь не упустить ко­ сяк, окольцевать его снизу, не дать уйти на глубину. Ког­ да низ невода стянут в узел, нужно подтянуть образовав­ шийся «кошелек» с рыбой к борту судна. Невод на корме, захватыва­ емый специальными бараба­ нами, вытягивается из воды, аккуратно укладывается на верхней палубе. Определить, есть ли рыба в «кошельке», можно по пока­ заниям приборов. Кажется, все в порядке, заметали, как говорится, не напрасно. О д ­ нако, когда невод почти весь уложен, е в воде у борта о с­ талась только дель с копоша­ щейся • ней мойвой, капи­ тан в сердцах процедил сквозь зубы : — Чувствовало сердце: что- то не то. Он поднес к губам микро­ фон, динамики разнесли по палубе его голос: — Рыбу выпускаем. Повернулся ко мне: —• Взяли тонн пятнадцать, не больше. Мелочь. Пусть подрастает. Не повезло. Не помогла И хорошая погодка,,, После обеда обнаружили еще один косяк. Еще одий замет. И снова неудача. Ко­ сяк резко осел на глубину. Узел «кошелька» затянулся над ним. Поздно, Зачерпйули пустую воду. Владимир Яковлевич извиня­ ющимся тоном сказал, что бы- sSef (j хуже. Конечно, ему хотелось продемонстриро­ вать й Свое мастерство, и ум е­ ние всей команды, но обстоя­ тельства складывались пока не & Пользу экипажа, Обидно. С но |а меняем г^лсы, Йщем^. В районе промысла как По проспекту, Здесь erp yi Дились почти все суда-«к<5- шелькокисты», занятые на пу­ тине, То й Дело по радиоте­ лефону у нашего вахтенногЬ щтурмана 5апрашивают точе­ ные координаты суда, у кото­ рых нет прибора, йак на «Сср- faEane», Вахтенный штурмай заглядывает в рубку, броса­ ет взгляд на экран прибора, передает по телефону Дан­ ные. Красота! Над морем опускаются су- л\ерки, (la рыболовных су­ дах вспыхивают ходовые ог­ ни. Словно плавучие городки, иллюминированы плавбазы, На вечернем совете Док­ лады капитанов судов стерео­ типны: косяки встречаются, fjo держатся они на глубине, никто заметы делать не ре­ шается, ибо выше 130 Метров рыба не поднимается. Плавбазы вступили 6 конку­ ренцию, зазывая траулеры t рыбой к своим скучающим бортам. А ведь еще совсей недавно картина была Совер­ шенно иной: суда стояли | очереди у плавбаз, ожидая возможности освободить де/ij-f 4т мойвы. Раз на раз не при­ ходится. Сортавальцы надежды не теряли. Эхолоты щупали тол­ щу водь:, судно все время на­ ходилось в поиске, меняло галсы. Наконец, к полуночи вышли на косяк. Замет нача­ ли производить в тот момент, когда предсказание синопти­ ков об усилении ветра стало сбываться. Появились волны с пенистыми гребнями. Траулер заметно подбрасывало. Капи­ тан, стоя у пульта старшего рыбмастера, обратил мое вни­ мание на запах. А пахло све­ жими огурцами — верный признак того, что косяк мы взяли. Укладывать невод на кор­ ме мешал порывистый ветер. Наконец невод улегся но па­ лубе, у борта осталась лишь дель с рыбой. Капитан вздох­ нул облегченно: — Все е порядке. Наше от нас не ушло. Повернулся к дежурному штурману и сказал: ■?? Заявляйте замет на 50 тонн, пусть «Даурия» идет к нам. Князев на капитанском мос­ тике уже два десятка лет. За $то время сменил всего лишь три судна. На мостик капита­ лом поднялся, когда 4му Стукнуло двадцать три. — Молодой был, — рас­ сказывает он, — азартный, Думаю , что капитаном нужно становиться именно в таком возрасте, когда из тебя Пле­ т е т энергия, когда ты отча­ ян и рискован. СО временем придет опыт, появится осто­ рожность, но ничто не может Заменить молодого азарта, Еёр у з собственную удачу. 1у3амет оказался богатым, уж е в половине третьего yf- РЯ «С°ртавала» начала вы­ грузку мойвы на «Даурию». Я л е г в два часа в каюте боц­ мана, который К моему при­ воду подремывал у себя на диване, ожидая швартовки к плавбазе. Едва я, словно ка­ валерист, запрыгнул на верх­ нею койку, боцман заспешил Н4 швартовку. Судно качало й борта на борт, усталость давала себя знать, убаюкан- йый волнами и усталостью , не заметил, как заснул... А. МИЛАНОВ. Баренцево море , & Г .- У Д А Ч Н Ь Ш SAME'S, «о то В. КАЗЮТИНА. • Хозяйствовать эффективно ПОПЫТКА УДАЛАСЬ До 1978 года траулер «Бе- лолуцк» был судном промыс­ лового назначения. В тот же год, когда его приписали к «Севрыбхолодфлоту», он стал — без натяжки судном многоцелевым. После занятий в школе сюда приходят кур­ санты флотилии «Альбатрос». Во время школьных каникул ребята зачастую находятся на траулере круглосуточно; не­ сут вахты в рулевой рубке, машинном отделении, учатся вязать морские узлы , неред­ ко выходят в море. Разумеет­ ся, учеба идет под бдитель­ ной опекой экипажа «Бело- луцка», | первую очередь бессменного капитана судна Игоря Георгиевича Меняйлен- ко, у которого не только большой опыт работы в Мо­ ре, но и опыт педагогический. В том , что 80 процентов ре­ бят, бывших курсантов флоти­ лии «Альбатрос», впоследст­ вии избрали морские профес­ сии, его заслуга несомненна. Во время мойвенной пути­ ны «Белолуцк» надолго выхо­ дит в море. Он становится судном хозяйственным. Пере­ дает на суда тару, запасные части, станки, почту. Как при­ ходится трудиться экипажу, говорит такая цифра: за про­ шлую мойвенную путину тра­ улер в открытом море швар­ товался 320 раз. Напряженно работает коллектив судна tja путине нынешней. Например, недавно только за четыре ча­ са было сделано 6 швартовок. Такое возможно только при опытном судоводительском составе, при условии высокой трудовой дисциплины. Хоро­ шо трудятся старший помощ­ ник капитана В. И. Барахтэ, матросы В. Ф . Пустарнаков, П. П. Кирилюк, В. Л. Кле­ ментьев, В. С. Фролов, мото­ рист Н. И. Кочурин. А недавно экипаж решил «вспомнить былое» и... заморо­ зил четыре тонны мойвы, хо­ тя это рейсовым заданием не предусмотрено. Попытка уда­ лась. Как считает капитан И. Г. Меняйленко, заморозку рыбы можно поднять до 12 тонн в сутки. Ю . КАЗАНЦ ЕВ, наш спец. корр. Баренцево море. (По радио). ПОЛУЧЕН ОТВЕТ < ОРИЕНТИРЫ В БУШУЮ­ ЩЕМ МОРЕ» — т ак н азы в а­ лась публикация («РМ», 1983 г., № 6), переданн ая н а ­ ш им специальны м корреспон­ ден то м -с мойвенной путины . В ней- говорилось о проблем е обеспечения экипаж ей проб­ лесковы м и ф онарям и для об­ легчен и я поиска на воде п ла­ ва с проводником. Р едакц и я получила оф ици­ альны й ответ: «Корреспонденция была рас­ смотрена во Всесоюзном объ­ единении «Севрь:ба». Действи­ тельно, при передаче грузов бесконтактно поиск плава в условиях полярной ночи представляет определенные трудности и является слабым звеном при работе. Для обеспечения безопаснос­ ти и сокращения времени бес­ контактной передачи грузов «Севрыбой» дано указание специалистам ЦПКТБ в срок до 1 июля текущего года разра­ ботать наиболее приемлемый для судов Северного бассейна способ обнаружения плава с проводником. К. ШАПОВАЛОВ, заместитель начальника ВРПО «Севрыба». 4 марта1983 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz