Рыбный Мурман. 1983 г. Март.
tm m : * - Ж Ч : i S &*** i I fitfVJJS' is 1 ДОtease *м*д V ’ a I *m a*te$ I П Я ЕМ Ь Е Р Я Ш1 'Л • МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ТЕАТРА • МИР ЗА КУЛИСАМИ Это совсем Особый мир. В нём «оби тают» режиссеры, актеры и художники, бутафоры и декораторы, рабочие сце ны и портнихи, водители и уборщи цы. Об этом мире можно и нужно на писать отдельную статью. Сегодня же скажем лишь несколько слов об ак терах. Их 21 человек. В большинстве— молодежь. Молодежь талантлисаг, ищу щая и не .всегда довольствующаяся сде ланным. Тот факт, что соессм недав но одной из актрис театра, Т. А . Во лынкиной, было присЕоено звание за служенной артистки РСФСР, свидетель ствует о многом. Прочные симпатии зрителей завоева ли многие актеры этого театре: В. Зай ченко, Е. Коротаева, А. Гусев, Т. Вяткк- на, О. Игумнова, Ю. Крылов, В. Пьян- ков. Ю. Харин и другие. Доброе слово можно сказать о каждом без исклю чения работнике театра. Но есе же актеры — главный его отряд. На Есем протяжении существования театра они всегда старались идти, как говорится, в ногу со временем. Т Е А Т Р ВОЮЕ Т Войне — особый период в жизни театра кукол. Вот небольшая фото графия В. А. Подобедовз. За спиной какая-то криво висящая рамка. А на обороте — надпись: «1941 год. 24 июня. 2-й день войны. После бомбеж ки». Еще фото группы актерое. Под пись: «На переднем крае Мурм<акско го направления. 68 км. В 52-й с. д. (10-я гвардейская)». А вот пожелтев шая, хрупкая афиша: «Искусство . — фронту. Антифашистский концерт». Более 200 концертов было дано в госпиталях. Еще больше — около 1200 — в тыловых частях и на фронте, непосредственно на передовой. Запись из днезника В. А. Подобедо- ! ва: «Однажды палатку, где выступали кукольники, накрыло минометным or- : нем. Были ранены люди и разбит баян». ...Закончилсп спектакль. Гаснет свет в нашем маленьком, ую тном и наряд ном, ,кан м узы кальная ш катулка. Теат ре кукол. Опустел он и притих. Л иш ь таращ атся в темноте онемевшие, не подвижные куклы . Но придет новый день, и они вновь о ж и вут с чутких, теплых ладонях людей. Они будут петь, танцевать, любить, ср аж аться и ум и рать за высокие и прекрасны е челове ческие идеалы. Потому что это будут уж е не просто куклы , а И скусство в самом его прямом и точном смысле. Т. БОЙКОВА. В. КОРЕЦКИЙ (фОтО|. А. М. ГОРЬКОМУ -115 лет Кукольный театр начинается с аф и ши. ■Потом идет тот, кто создает ку кол, — Бутафор-декоратор. Затем Сле дует Актер, в руках которого ожива ет кукла. И наконец последнее и са мое главное место в этой цепочке принадлежит Зрителю . А в театре ку кол он совершенно особый. Это са мый благодарный, самый заинтересо ванный, самый лучший зритель на све те — дети. ф Р е п о р т а ж ш е м е ж ж Момент был напряженный. А для них просто страшный. Они перестали дышать и замерли, широко распахнув глаза и стиснув маленькие кулачки. Глухо стукнуло упавшее на пол ябло ко. И... тишина. Пона, наконец, один, какой-то совсем маленький, беленький, страшно вспотевший, не выкрикнул в отчаянии: — Тетя Коза! Волк пришел!!! И Коза, словно ожидая этого вскри ка, тут же вбежала в зал легким, кокет ливым шагом, и инцидент, как говорит ся, был исчерпан, а дружный зал с об легчением перевел дыхание. Происходило все это несколько дней назад в нашем областном кукольном театре. ЧЕМУ ДЕТЕЙ УЧАТ? Впрочем, подобные сценки можно наблюдать на любом спектакле, когда на глазах видишь, как в душах 3—4-лет них крох зарождается чувство состра дания, доброты, когда они постигают азы великой и трудной науки, на которой держится наш бренный мир, науки разделить чужую беду, подставить плечо другу, взять на себя ношу соседа. В кукольном театре учат многому — начиная от того, как чистить зубы и правильно переходить дорогу, и кон чая умением любить близкого чело века, мать, Родину. Сколько человек постигали науку эту в нашем театре? Сказать трудно. Возраст тех, кто ходит сюда,— от двух лет и выше, не ограничиваясь даже пятью и шестью десятками лет. А ко личество... Только в прошлом году театр дал около -восьмисот спектаклей, на которых побывало более 200 тысяч взрослых и детей Едва ли не пятая часть всего населения Кольского полу острова. И если предположить, что в сердце каждого осталась хоть крошеч ная искра того светлого тепла, кото рое несет этот театр, можно смело сказать, что работники его зарплату свою получают совсем не напрасно. В детском театре работать намного сложнее, чем в театре для взрослых. Одного таланта тут мало. Нужно видеть мир глазами своих юных зрителей. А ко всему прочему необходимо подчеркнуть й еще одно, особое об стоятельство; наш Мурманский обла стной кукольный театр — один из ста рейших в стране. В августе нынешне го года ему исполнится пятьдесят лет. ДИРЕКТОР, КУКЛЫ, ИСТОРИЯ Много людей занимали директорский кабинет в этом театре. Сейчас в нем сидит милая женщина, с умным и вни мательным взглядом, веселая по харак теру и общительная нравом. Ирина Ни колаевна Кулигина, искусствовед по об разованию и, наверное, педагог по призванию. В своем письменном столе она хра нит целое сокровище —. папки с ки пой пожелтевших бумаг, фотографий и документов. Их прислал по просьбе Ирины Николаевны (и разысканный ею) самый первый директор нашего театра Виктор Александрович Подобедов, жи вущий ныне в Ленинграде. Документам этим цены нет. Они — свидетели юнос ти и становлений нашёго кукольного театра. Назывался он сначала Театром.^ маленького зрителя и располагался в Кировске. 27 августа 1933 года был дан первый спектакль «Ивашка-батрачонок». А 7 ноября 1939 года на сцене его шел уже юбилейный — 1000-й спектакль. В репертуаре Мурманского област ного театра кукол нашла отражение сама история нашего государства. И это утверждение не будет преувели чением. Один из первых его спектак лей 30-х годов назывался «Ребята Страны Советов». А вот мартовскую афишу 1983 года открывает «Военная тайна». Налицо связь времен. Так же, как и верность главной традиции со ветского театра для детей — воспи тания их в духе патриотизма 'и интер национализма. Непосвященному человеку на первый взгляд может показаться, что высокие эти понятия не очень-то совмещаются с... куклами, пусть даже театральными. Но в том все и дело, что не простой это театр. Смешной и трогательный спектакль для самых маленьких «Бука» учит, как нужно- дружить. А вот поэтичная «Золушка» — это рассказ о любви, о первом чувстве и... о мещанстве в са мом знакомом, житейском, & потому и страшном проявлении. А одна из последних работ, «Гадкий утенок», поднимает совсем сложную проблему — становление творческой личности. Этот спектакль скорее для взрослых. Но его с огромным удоволь ствием смотрят и трехлетние. Коиеч*? но, зрители каждой из этих категорий видят не сцене свое. Но кто скажет, в каком возрасте надо начинать учить человека быть Человеком 7 «Дети — это завтр аш н ее судьи наш и, это критики наш их воззрений, деяний, это люди, которы е идут в м ир н а ве ликую работу строительства новы х форм жизни.» — слова эти принадлеж ат; великом у пролетарском у писателю А, ДО- Горькому чье имя украш ает аф иш и ед-; ва ли lie всёх театров страны , в; ТОМ; числе и наш его — областного драмати-; ческого. Совсем' недавно, наприм ер, в нем состоялась п рем ьера сп ектакля «Ф альш ивая монета#. Поэтому не слу чайно мы Поместили : здёс.ь, на «теат ральной^ странице ф отограф ию Алексея "М аксим ов’.;ча; 115 лет со дня рож дения которого 2fJ ~м&рта будет отм ечать вся передовая общ ественность. Ш 25 марта 1983 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz