Рыбный Мурман. 1983 г. Март.

• В СТРАНАХ СЕВЕРНОЙ ЕВРОПЫ • рыбныймурман БАСТУЮТ ДОКЕРЫ ДАНИИ Через ТАСС мы обратились к собственным корреспонден­ там этого агентства, печати в странах Северной Европы с просьбой — написать специально для нашего ежене&ельни- ш о том, с какими проблемами сталкиваются рыбаки Ф и н ­ ляндии , Норвегии, Дании, Швеции, Исландии. Собкоры ТАСС, работающие в этом регионе, обещали выполнить на­ шу просьбу. Сегодня мы публикуем первый материал. Безлюдные пирсы и подъ­ ездные пути, мертвая тишина на причалах, заставшие кра­ ны — так выглядят сегодня порты Дании, где уже почти Ява месяца не утихает трудо­ вой конфликт между докерами и предпринимателями. Причиной конфликте явилось решение буржуазного прави­ тельства Поуля Шлютера «за­ морозить» заработную плату с начала этого года, что серьез­ но отразится на материальном положении трудящихся. Нв ж е­ лая мириться с антисоциаль­ ной политикой -правящего ка­ бинета, сформированного Из представителей четырех пра­ вых партий, профсоюз порто­ вых рабочих Дании выступил с призывом организовать -етачну. Этот призы* поддержали свыше 100 тысяч докеров стра- ►Ни, трудящиеся других пред­ приятии, прямо или косвенно связанных с деятельностно труженике» моря. По призыву профсоюза специальных ра- «•чих Дании общенациональ­ ную забастовку провели также более 1 ООО рабочих, занятых не предприятиях рыбной про­ мышленности Были остановле­ ны заводы и фабрики в горо­ дах Снаген, Эсбьерг, Фреде- ринсхаен, Грено, Аллннге. — Вначале наша забастовка носила мирный характер, — рассназывает один из бастую ­ щих, докер порта города Эс­ бьерг Аллан Сёренсен. — Мы продолжали каждый день приходить на рабочие места, где вместе с доверенными ли­ цами профсоюза обсуждали создавшееся положение. Одна­ ко вскоре, пытаясь сломить наше упорство, администрация порта с ведома Датского объ­ единения предпринимателей начала угрожать нам санкци­ ями в случае, если мы будем продолжать забастовку В чис­ ле этих угроз — огромные штрафы на наш профсоюз, возможные увольнения наи­ более активных из бастующих и даже судебные преследова­ ния профсоюзных лидеров и членов стачечного комитета. Но мы не поддались угрозам и не сдались. Мы чувствовали: нас поддерживают наши семьи, товарищи по борьбе, которые направляли в адрес стачечного номитета письма солидарности, материальную помощь. Уже первые правительствен­ ные меры, которые, как было официально объявлено, долж­ ны способствовать выходу Да­ нии из состояния глубокого кризиса, показали, что поли­ тика П. Шлютера и его мини­ стров преследует цель защи­ ты интересов нрупного капи­ тала, а не рабочих и служа­ щих. в частности, если прави­ тельство сможет настоять на отмене вступившего в силу 1 января положения об авто­ матическом регулировании заработной платы в соответст­ вии е ростом цен н тем са­ мым изменить достигнутые ранее коллективные трудо­ вые соглашения, то это при­ ведет к существенному сокра­ щению доходов примепно Ю0 тысяч датчан. Положение, которое сложи­ лось в порту Эсбьерга, было характерным и для большинст­ ва других датских портов. Стачка докеров парализовала Морские перевозни, наруши­ лось снабжение страны рядом жизненно необходимых това­ ров, в частности углем, кото­ рый Дания полностью ввозит из-за рубежа для использова­ ния на тепловых электростан­ циях. Датски* фермеры несут серьезные убытии — «ноги* скоропортящиеся сельскохо­ зяйственны* продукты, яв­ ляющиеся основной статьей датского экспорта, уничтожа­ ются из-за отсутствия возмож­ ности их вывоза морским транспортом прежде всего в соседние Англию и Ф Р Г , а так­ же организации хранения. Администрация портов, пы­ таясь сорвать забастовку, на­ правляет грузы автотранспор­ том в Западную Германию, от­ куда они судами доставляют- в Англию и другие страны, нако бастующие донеры вы ­ ставляют пикеты на подъезд­ ных путях, причалах, у склад­ ских помещений, препятствуя доступу на территорию портов штрейкбрехеров. Предприниматели пытаются с помощью полиции прорвать блокаду н провести погру- зочно - .разгрузочные работы. V городах Ольборг и Эсбьерг «блюстители порядка» приме­ нили дубинки, многие рабочие арестованы. В результате од­ ного из таних столкновений в Эсбьерге погиб под колесами грузовика, пытавшегося про­ рваться через шеренги басту­ ющих докеров, портовый ра­ бочий Кай Оге Нильсен. Его похороны вылились а массо­ вую манифестацию протесте против политики правительст­ ва. В траурных колоннах, ко­ торые прошли через весь го­ род, можно было видеть пред­ ставителей многих профсоюз­ ных и прогрессивных полити­ ческих и общественных орга­ низаций Данин. Раздраженное твердость» докеров руководство Датского объединения предпринимате­ лей решило возбудить судеб­ ное дело против 2 ООО порто­ вых рабочих. Им грозят штра­ фом в 10 млн. датских крон. Борьба датских портовиков находит широкую поддержку. По призыву Центрального объ­ единения профсоюзов Дании 28 января в стране прошел единый день действий. Сотни тысяч датских трудящихся прекратили в этот день рабо­ ту и вышли на улицы и пло­ щади своих городов, органи­ зовывали демонстрации и митинги солидарности с бас­ тующими докерами. Они по­ требовали от предпринимате­ лей соблюдения коллективных соглашений и подвергли рез­ кой критике кабинет П. Шлю­ тера, проводящего политику в угоду монополиям, сокраще­ ния ассигнований на социаль­ ные нужды. О своем солидарности с борьбой портовиков Дании за­ явили докеры Швеции, Норве­ гии, Англии и Ф Р Г. отказав­ шиеся разгружать суда, пере­ направленные из датских пор­ тов в порты их стран. Игорь РЕВЯКИН. (ТАСС — специально для «Рыбного Мур мена»), + ЫА СНИМ КЕ: колонны демонстрантов » Копен­ гаген*. Фотохроника ТАСС. 18 марта 1983 года В МУЗЕЕ ХУДОЖНИКА Неподалеку от Хельсинки, « краю сосновых лесов и озер — в поместье Тврваспее, рас­ положился музей финского живописца и графика Аксели Галлен - Каллелы (1865— 1931 гг.), известного всему ми­ ру по полотнам и иллюстра­ циям к народному карело- финскому эпосу «КалееалаЕ. Музей пользуется большой популярностью у фински* и иностранных туристов. Слова благодарности большому ма­ стеру, создавшему яркие произведения, оставили в книге отзывов десятки тысяч любителей искусства из раз­ ных стран мира, в том числе из Советского Союза. Многогранное творчество А. Галлен-Каллелы внесло большой вклад в развитие национальной культуры «стра­ ны тысячи озер». С большим интересом посетители зна­ комятся с триптихом художни­ ке «Легенде об Айно» и ил­ люстрациями к роману изве­ стного финского писателя Алексиса Киви «Семеро брать­ ев», с гравировальными инст­ рументами, плакатами, витра­ жами, резьбой по дереву, с работами, выполненными по металлу, и тканями, расписан­ ными в народном стиле. Соз­ датели музея постарались со­ хранить в Тарваспее атмосфе­ ру тех лет, когда в доме жил художник, основной темой в творчестве которого был фин­ ский народ. Хельсинки. КАРТИНЫ НА СКАЛАХ С искусством древних жи­ телей Финляндии познакоми­ ла многочисленных посети­ телей фотовыставка «Карти­ ны на наших скалах», прохо­ дившая в Хельсинки в рамках фестиваля искусств. Таинст­ венные неуклюжие фигурки людей и животных, изобра­ женные на скелвх у озер ив юго-востоке страны, создают у современного зрителя ощ у­ щение причастности к дале­ кому прошлому. Около семи тысяч лет назад художник, использовав смесь лосиной крови, охры и жира, запечатлел на отвесной скале лося, лодку, змею и людей. Интересно, что первое на­ скальное изображение перио­ да каменного века обнаружил в 1911 году известный фин­ ский композитор Ян Сибелиус. Всего их найдено 43. Хельсинки. ПРИВИВКА ДЛЯ ТРАКТОРА Норвегия — одна из стран мира с наиболее жесткими правилами импорта животных. Чтобы поставить заслон эпи­ демиям, норвежская таможен­ ная и ветеринарная службы делают вс* возможное и, ка­ залось бы, невозможное. В этом убедился н еявно Торфин Страндмуе, фермер и» Сандефиорда. Для того что­ бы привезти в Норвегию куп­ ленный в Дании старый трек- тор «Фергюссон», ему при­ шлось получить в таможне уникальный документ — офи­ циально заверенную справку о том, что тректор прошел ветеринарную обработку про­ тив бешенства, ящура и копытки. O c jio . (ТАСС — АПН). И ЗАКОН -НЕ ПОМЕХА... Весьма примечательное за­ явление сделал не так давно председатель крупнейшей шведской буржуазной Уме­ ренной коалиционной партии (УКП) Ульф Адельсон. «Пра­ вительство Швеции, — сказал он, — должно разрешить кон­ церну «Сендвик AS» помес­ тить дополнительные инвести­ ции в Южной Африке». По его мнению, эта мера долж­ на помочь хозяевам крупней­ шего машиностроительного предприятия преодолеть по­ лосу экономических труднос­ тей. Ведь именно из-за них- де они объявили об увольне­ нии нескольких .сотен рабо­ чих и служащих... «Рецепт» лидера шведских консерваторов ничего общего с заботой в положении тру­ дящихся, конечно, не имеет. За ним — интересы крупно­ го шведского капитала, чьи позиции, прежде всего, и от­ ражает УКП. Однако вот за­ гвоздка — * Швеции суще­ ствую специальный закон, за­ прещающий местным пред­ приятиям вкладывать в любой форме капитал в экономику Ю А Р и оккупированной ею Намибии. За его нарушение предусматривается даже штраф или тюремное заклю­ чение сроком от А месяцев до 2 лет. Этот закон, который Шве­ ция приняла первой из запад­ ных государств, имеющих свои предприятия в ЮАР, полнос­ тью отражает настроения ши­ роких кругов демократиче­ ской общественности страны, представителей политических сил, решительно осуждающих варварские действия расис­ тов и проводимую ими поли­ тику откровенного геноцида в отношении коренного к а « - л«ния Южной Африки. И все же за прошедшие со времени вступления этого за­ кона в силу два с половиной пода активность шведских концернов в Ю А Р и Намибии не только не пошла на убыль, «, напротив, приобрела, как сообщила недавно газета «Чурканс тидНинген», еще бо- лее широкие масштабы. При­ веденные газетой даннью произвели здесь на многих эффект разорвавшейся бом­ бы. Оказывается, прямые ин­ вестиции шведских монопо­ лий е Южной Африке соста­ вили -а 15®1 году 12 миллио­ нов крон, что вдвое больше, че т ' годом ранее. При этом научные и технические дости­ жения Швеции используются я таки* важных отраслях ра­ систской экономики, как авто­ мобилестроение, электротех­ ническая и горнодобывающая промышленность. Свой фили­ ал а Уитенхаге — центре ав­ томобилестроительном про­ мышленности ЮАР имеет из­ вестнейший шведский шари­ коподшипниковый концерн СКФ, весьма активную дея­ тельность развернули на тер­ ритории этого государства электротехнический концерн АСЕА и «Сендвик АБ». В На­ мибии действуют дочерние предприятия фирмы «Атлас копко», специализирующейся ка выпуске горного оборудо­ вания, а также известная фир­ ма «Скега». В целом же обо­ рот 18 крупных шведских компаний, расширяющих в обход закона деловые опера­ ции а ЮАР и Намибии, соста­ вил в 1981 году H5Q миллио­ нов крон, впервые превысив миллиардную отметку. Вот почему по инициативе Комитета за изоляцию Ю ж ­ ной Африки, объединяющего около 40 влиятельных полити­ ческих, общественных и рели­ гиозных организаций страны, здесь растет движение про­ теста против незаконной дея­ тельности монополий. «Коми­ тет высказывается за полное прекращение всех торгово- экономических связей Швеции с Южной Африкой, за оказа­ ние поддержки национально- освободительным движениям на юге африканского конти­ нента», — сказал секретарь организации Свен Линдберг. Такого же мнения придер­ живаются и коммунисты. На днях парламентская фракция Левой партии — коммунисты Швеции (ЛПК) выступила с заявлением, предложив при­ нять специальный закон о полном экономическом бой­ коте Ю АР и Намибии. Как отмечается в заявлении, ре­ жим апартеида проводит аг­ рессивную, захватническую по­ литику против соседних афри­ канских государств, что ведет я нагнетанию напряженности на Юге африканского конти­ нент*. Южная Африка полу­ чила доступ к ядерному ору­ жию. Деятельность же швед­ ских предпринимателей спо- совствует усилению военной мощи расистского государст­ ва. Чтобы положить конец такой практике, необходимо ужесточить положения уже существующего законодатель­ стве, е также принять новый закон, предусматривающий полный экономический бой­ кот со стороны Швеции, ЮАР и Намибии, подчеркивается а заявлении парламентской фракции ЛПК. Николей ВУКОЛОВ, корр. ТА СС. Стокгольм.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz