Рыбный Мурман. 1983 г. Март.
ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ „ДЛЯ ©ВЕДЕНИЯ СООБЩАЮ. и • „ .« января 1*63 год» при въезд» • СССР... моторист ТР «Василий Сурино*» управления «СеврыбхолоД- флот» Янушкевич Сергей Николаевич провозил с сокрытием от таможен- иого контроля 20 иг баббита, 1 брю ки из джинсовой ткани, t брюии to вельветовой тнаии и 3 зонта на об щую сумму 1185 рублей. Баббит, брюин и зонты конфиско ваны таможней как предметы ионт- |М&Янды■*>. «.,.15 января 1983 года при выез де из СССР е ГДР у донкермана танкера «Радий» управления <-Сев- рыбхолодфлот» Романюна Валерия Михайловича обнаружены с сокрыти ем от таможенного контроля 28 бу тылок водки...» «Для сведения сообщаю, что 25 ян варя 1983 года при въезде » СССР— матрос ППР «Заполярный» Мур манского тралового флота Еж- ков Леонид Константинович прово дил с сокры тие» от таможенного контроля 1 зонт, 2 брюк, 200 грам мов мохера. Предметы приобретены на незаконно вывезенную иностран ную валюту... Нач. таможни ...» Так уж повелось, что благодаря таланту писателей контрабандисты предстают перед нами • этакой ро мантической дымке. Однако ореол загадочности и идеализации мерк нет тем больше, чем дальше углуб ляешься а «мир увлечений» совре менных контрабандистов, Пообмвль- чали некогда просоленные и промо ченные, явещный зов» обуял люби телей острых ощущений,., Подобных «ивлегальщиков» у нас единицы. Но поскольку контрабан да — не «заначка» от жены, • яв ление, совершенно несовместимое со званием советского моряка, ка ждый факт нарушения таможенных правил должен рассматриваться как чрезвычайно* происшествие. Рассмотрим поближе, что скрыва ется за лаконичными строками со общений таможни, РАЗДВОЕНИЕ ЛИЧНОСТИ «Я, Янушкевич С. Н„ 26 ноября при отход* судна их порта Мурманск эа границу скрыл от таможенного досмотра 10 (десять) долларов США ■ кармане брюк, одетых на себя. На эти доллары е иностранном порту купил джинсовые брюки и автома тический зонт. Эти вещи были предъ явлены таможне как приобретенные на законно полученную иностранную валюту. Кроме этого, при ~приходе судна из-за границы я скрыл от та можни вельветовые брюки и два зон та между матрацами в моей каюте». "Я, Янушкевич С. Н., перед отхо дом «Василия Сурикова» за грани цу, 26 ноября 1982 года, взял у то» Волобуева В. две плитки баббита ве сом 2 кг и не предъявил таможенно му досмотру. Ваббит лежал в ящи ке дивана в рабочей одежде. Баббит я продал в иностранном порту. На вырученную сумму я приобрел муж ской автоматический зонт и брюки джинсовые фирмы «Монтана». Между этими двумя объяснения ми пролегли не годы и не меся цы. Даны они в один и тот же день в дежурном помещении таможни, и оба, мягко говоря, не совсем со ответствуют истине, были и третье, и четвертое, и пятое объяснения, но ясности они не прибавили. Раз- \ личаясь в деталях, варианты пре- ' следовали одну цель: свалить часть вины на других, уйти от ответст венности. Действительность же такова. 12 января этого года, сразу пос ле полуночи, Янушкевич был за держан на проходной рыбного пор та с товарами, которые вез тайно. Таможенники решили продолжить многообещающее знакомство с мо тористом. При повторной проверке каюты нашли между палубой и рун дуком 20 килограммов баббита. Как он туда попал? С какого «мес торождения»? Невозможно быть «немножко не честным». А похоже, что честность у Янушкевича подчинялась строго му распорядку: она бодрствовала, когда хозяину было выгодно, и столь же легко ее было убаюкать. ...В инпорт судно прибыло для бункеровки топливом и закупки овощей. Для экипажа, которому уже и во сне виделись серые зыбкие золны (план квартала был выполнен почти на 130 процентов), L flBca суток отдыха — большое де ло. Появилась возможность сойти на берег. Янушкевич при увольне нии был включен в группу чётзер- s того механика А. V. Миняева. Счи тали, что при необходимости помо жет старшему группы, поскольку тот был еще новичком, а моторист с «заграницами» знаком, по край ней мере, десяток лет. Да и кому как не Януцжеаичу быть в помощ никах: председатель группы народ ного контроля, член судового коми тета профсоюза, член идеологиче ской группы. На рефрижераторе—с мая 1970 года. Фотография неодно кратно помещалась на судовую До ску Почета. В характеристиках гово рится, что пользуется авторитетом у товарищей. И тот же самый человек, пря чась за иностранным углом, жеста ми объясняется с местным спеку лянтом, устанавливая «чернорыноч ный контакт» и неходя общий с ним язык. ¥ СОВЕТСКИХ - СОБСТВЕННАЯ ГОРДОСТЬ Авторитет советских моряков, их престиж, высоко оцененный повсю ду в мир*, девальвации не подвер жены. Они добротна основаны не традициях русского флота, не ге роической истории Родины Октяб ря и советского народа. И ныне множатся эти добрые традиции. Плавбаза «Антарктика» стоял* на рейде порта Фалмут, когда над анг лийским побережьем пронесся со крушительный ураган. Нелегко при шлось нашим морякам. Еще боле* жестоко обошлась распоясавшаяся стихия с экипажем английского ры боловного траулера. Он боролся как мог до тех пор, пока не отказало рулевое управление и не остановил ся двигатель. И тогда на помощь- от участия в звгрвнрвйсвх. В зависи мости о* тяжести проступка могут быть списаны с флота. С. Н. Януш кевич, естественно, лишился пес- порта советского моряк» И такой конец — логическое завершение карьеры, расплат* за двоедушие. И все-таки некоторые не могут уйти от соблазне. Почему? Я бесе -ъ довал со многими людьми. Вот часть ответов. — Пытаются доказать себе и лю дям, что моряку «загранки» все д о зволено, что ему мор» по колено. Аппетит приходит во врем» •ды. — Сунет Янушкевич джинсы «ну жному» человеку —и нет заботы • ремонте «Жигулей». Вот еще более категорично* суж дение: — С жиру бесятся. Но если бы не судне присмотре*- лись к некоторым странностям в поведении и характер* моториста пораньше, то давно стало вы ясно, «кто есть кто». Выло суточное опоздание не вах ту- были три взыскания по резным поводам, наложенные в один год. было несвоевременно* появление не судне. И какие ж е выводы? А такие: «Устойчиа... Дисциплинирован— До стоин...» Человек управляет автомашиной нетрезвым, но доводы инспекторов ГАИ администрацию не убеждают. Другое дело — объяснения Януш кевича: прополис, дескать, употреб лял, настоянный на спирту... Не отличалась оригинальностью и последняя характеристика, выдан ная уже после провала контрабанд ной «операции»: «Освоил... Знания передает... Поль зуется...» И подписи: секретарь парторганизации В. Калашников, ка питан-директор И. Переходников, первый помощник капитана опять же В. Калашников. Иначе как беспринципностью это не назовешь. Ведь уже перед выхо дом в этот рейс С. Н. Янушкевич, будучи н* вахте, оставил без при смотра работающий котел. Знали не судне и о его пристрастии к спиртному. Моряки, зна*шие Янушкевича до статочно близко, говорят: — Вообще-то человек он замк нутый. Выпивал, но «по-умномуь, чтобы шито-крыто... Но и «по-умному» не всегда уда валось, и разбирали его поведение к* партийном собрании. Но к*к, опять же, разбирали? Немножко, так сказать, поколотили пуховой подушкой. Подобная снисходительность раз вращает прежде всего того, к ко му она обращена. Выдули челове ку авторитет, а у моториста, между тем, по мере возрастания претен зий и потребностей, с неотврати мостью усыхала совесть. Так и жил он в последнее время: на процен ты с дутого авторитета. — Кому же тогда верить! — не доуменно воскликнет капитан-дирек тор И. М. Переходников. Да полнота... Если бы не только погоня за планом, не только забота о производственных успехах, то уви дели бм вы, что не на Янушкевичах земля держится. пришла советская щий бедствие траулер удалось в * крепит* у борт* «Антарктики». Для оказания помощи на иностранный корабль перешли главный меланин В А. Дацин* н старший «яен --- (Акинин В. А. Мальщуи**, Они что шансов вернуть жизнь двигателю в бушующем море мал*. Их предупредили, ч т* в любую ми нуту ураган может оторвать трау лер от плавбазы. И * попавшим в бо ду нужна выла помощь, Когда анг лийское судно «сорвалось с прнвяэи» и в г* стремительно понесло к воро гу, они продолжали работать. Но времени не хватило^. В. А. Дацнну К английских марнмев с утопающего судна успел снять вертолет. В. А. Мальщумов до последней минуты пы тался вернуть жизнь двигателю и не думал о себе... Медалью- «За отвагу на пожаре» награждены капитан-директор 6МРТ «Кандалакша» В. В. Конев, старший помощник А. Н. Череднннов, мас тер лова В. К. Захаров, старший ма трос В. Н. Мышаков. слесарь П. А. Попиль, матросы В. И. Сахаров и И. М. Сланов. Мужество, чувство ин тернационального долга помогли им при ликвидации пожара на кубин ском траулере «Плайя Колорадо»... Авторитет рыбопромысловиков из Страны Советов — высокой пробы. Наши идеологические противники пытались и. будут пытаться подо рвать его. В ход при этом идут лю бые средства. Доморощенные же наши потребители, бывает, берут «наживку». ПОЧЕМУ? Давайте разложим по порядку конфискованные таможней только- в прошлом году предметы. Жевательная резинка. Зонтики Джинсы. Изделия и* серебра и золота. Ковры. Виски. Порнография: журн*лы, фото пленки, фотокопии машинописных текстов. Нательные крестики. Книги религиозного содержания. Заеэдно-полосатые брючные рем ни, сумки, рубашки. Журналы со статьями антисовет ского характера. Вот тан, начав с жевательной ре зинки и не научившись обуздывать инстинкты, можно докатиться до предательства. Моряки рыболовных флотов, от бывающие в далекие края, хорошо знают правила поведзния за грани цей и обязуются выполнять их со знательно и честно. Знают и то, что за нарушение сполна воздает ся. Как правило, они отстраняются Эти ответы, думается, свидетель ствуют * пробелах воспитания на •сох уровнях. Но возьмем конкр*г- рейс. Рейс рефрижератор» снлнй Сурино»». Пр*др*йсо»ог» собрания экипажа проведено н* было, Волъижнств» командире» н* участвуют в воспи тательной работ». Н * составлены личные творчески* планы. • t962 году члены экипаж* со вершили 6 нарушений трудовой дисциплины и общественного по рядка, в том чнсл» J нарушения допустили командиры. Капитан-ди ректор И. М. Переходников 15 де кабря 1961 г. «гостил» в медвытре звителе... Крупные упущения в воспитатель ной работе налицо, и большая часть айны * этом лежит на первом помощник* капитан» В. П. Калашни кове. На него уже наложено стро гое партийное взыскание. Но не сиюминутно же был полу чен столь печальный итог. И всегда яи проверка уровня идеологической работы соответствует современным требованиям? К*к порой действуют проверяющие? — Эти правила на судне есть? — Есть. — Положени* разработано? — Разработано. — График такой-то имеется? — Имеется. — Инструкция н* месте? — Н* мест*. — Образцы протоколов? — Есть. •— Вам, товарищ первый помощ ник, нужно еще разработать планы вот по этим, этим и этим вопросвм. Ми* некогда. До свидания. Счастли вого плавания. И идеологические работники са дятся эа сост»*л*ни* планов. А Яну шкевичи, предоставленные самим себе, сходят на берег заниматься своим маленьким «бизнесом». Из-за торопливости, иэ-за преуве личенного внимания к бумагам за бывается порой конкретная, живая работа с людьми. И воспитание ста новится малоэффективным. Таким образом нерентабельная деятельность воспитателей приво дит к тому, что полученные знания не переплавляются в мировоз- зрениг. Валерий МИЛЮТИН, член Союза журналистов СССР.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz