Рыбный Мурман. 1983 г. Март.

ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ „ДЛЯ ©ВЕДЕНИЯ СООБЩАЮ. и • „ .« января 1*63 год» при въезд» • СССР... моторист ТР «Василий Сурино*» управления «СеврыбхолоД- флот» Янушкевич Сергей Николаевич провозил с сокрытием от таможен- иого контроля 20 иг баббита, 1 брю­ ки из джинсовой ткани, t брюии to вельветовой тнаии и 3 зонта на об­ щую сумму 1185 рублей. Баббит, брюин и зонты конфиско­ ваны таможней как предметы ионт- |М&Янды■*>. «.,.15 января 1983 года при выез­ де из СССР е ГДР у донкермана танкера «Радий» управления <-Сев- рыбхолодфлот» Романюна Валерия Михайловича обнаружены с сокрыти­ ем от таможенного контроля 28 бу­ тылок водки...» «Для сведения сообщаю, что 25 ян­ варя 1983 года при въезде » СССР— матрос ППР «Заполярный» Мур­ манского тралового флота Еж- ков Леонид Константинович прово­ дил с сокры тие» от таможенного контроля 1 зонт, 2 брюк, 200 грам­ мов мохера. Предметы приобретены на незаконно вывезенную иностран­ ную валюту... Нач. таможни ...» Так уж повелось, что благодаря таланту писателей контрабандисты предстают перед нами • этакой ро­ мантической дымке. Однако ореол загадочности и идеализации мерк­ нет тем больше, чем дальше углуб­ ляешься а «мир увлечений» совре­ менных контрабандистов, Пообмвль- чали некогда просоленные и промо­ ченные, явещный зов» обуял люби­ телей острых ощущений,., Подобных «ивлегальщиков» у нас единицы. Но поскольку контрабан­ да — не «заначка» от жены, • яв­ ление, совершенно несовместимое со званием советского моряка, ка­ ждый факт нарушения таможенных правил должен рассматриваться как чрезвычайно* происшествие. Рассмотрим поближе, что скрыва­ ется за лаконичными строками со ­ общений таможни, РАЗДВОЕНИЕ ЛИЧНОСТИ «Я, Янушкевич С. Н„ 26 ноября при отход* судна их порта Мурманск эа границу скрыл от таможенного досмотра 10 (десять) долларов США ■ кармане брюк, одетых на себя. На эти доллары е иностранном порту купил джинсовые брюки и автома­ тический зонт. Эти вещи были предъ­ явлены таможне как приобретенные на законно полученную иностранную валюту. Кроме этого, при ~приходе судна из-за границы я скрыл от та­ можни вельветовые брюки и два зон­ та между матрацами в моей каюте». "Я, Янушкевич С. Н., перед отхо­ дом «Василия Сурикова» за грани­ цу, 26 ноября 1982 года, взял у то» Волобуева В. две плитки баббита ве­ сом 2 кг и не предъявил таможенно­ му досмотру. Ваббит лежал в ящи­ ке дивана в рабочей одежде. Баббит я продал в иностранном порту. На вырученную сумму я приобрел муж­ ской автоматический зонт и брюки джинсовые фирмы «Монтана». Между этими двумя объяснения­ ми пролегли не годы и не меся­ цы. Даны они в один и тот же день в дежурном помещении таможни, и оба, мягко говоря, не совсем со­ ответствуют истине, были и третье, и четвертое, и пятое объяснения, но ясности они не прибавили. Раз- \ личаясь в деталях, варианты пре- ' следовали одну цель: свалить часть вины на других, уйти от ответст­ венности. Действительность же такова. 12 января этого года, сразу пос­ ле полуночи, Янушкевич был за­ держан на проходной рыбного пор­ та с товарами, которые вез тайно. Таможенники решили продолжить многообещающее знакомство с мо­ тористом. При повторной проверке каюты нашли между палубой и рун­ дуком 20 килограммов баббита. Как он туда попал? С какого «мес­ торождения»? Невозможно быть «немножко не­ честным». А похоже, что честность у Янушкевича подчинялась строго­ му распорядку: она бодрствовала, когда хозяину было выгодно, и столь же легко ее было убаюкать. ...В инпорт судно прибыло для бункеровки топливом и закупки овощей. Для экипажа, которому уже и во сне виделись серые зыбкие золны (план квартала был выполнен почти на 130 процентов), L flBca суток отдыха — большое де­ ло. Появилась возможность сойти на берег. Янушкевич при увольне­ нии был включен в группу чётзер- s того механика А. V. Миняева. Счи­ тали, что при необходимости помо­ жет старшему группы, поскольку тот был еще новичком, а моторист с «заграницами» знаком, по край­ ней мере, десяток лет. Да и кому как не Януцжеаичу быть в помощ­ никах: председатель группы народ­ ного контроля, член судового коми­ тета профсоюза, член идеологиче­ ской группы. На рефрижераторе—с мая 1970 года. Фотография неодно­ кратно помещалась на судовую До­ ску Почета. В характеристиках гово­ рится, что пользуется авторитетом у товарищей. И тот же самый человек, пря­ чась за иностранным углом, жеста­ ми объясняется с местным спеку­ лянтом, устанавливая «чернорыноч­ ный контакт» и неходя общий с ним язык. ¥ СОВЕТСКИХ - СОБСТВЕННАЯ ГОРДОСТЬ Авторитет советских моряков, их престиж, высоко оцененный повсю­ ду в мир*, девальвации не подвер­ жены. Они добротна основаны не традициях русского флота, не ге­ роической истории Родины Октяб­ ря и советского народа. И ныне множатся эти добрые традиции. Плавбаза «Антарктика» стоял* на рейде порта Фалмут, когда над анг­ лийским побережьем пронесся со ­ крушительный ураган. Нелегко при­ шлось нашим морякам. Еще боле* жестоко обошлась распоясавшаяся стихия с экипажем английского ры­ боловного траулера. Он боролся как мог до тех пор, пока не отказало рулевое управление и не остановил­ ся двигатель. И тогда на помощь- от участия в звгрвнрвйсвх. В зависи­ мости о* тяжести проступка могут быть списаны с флота. С. Н. Януш­ кевич, естественно, лишился пес- порта советского моряк» И такой конец — логическое завершение карьеры, расплат* за двоедушие. И все-таки некоторые не могут уйти от соблазне. Почему? Я бесе -ъ довал со многими людьми. Вот часть ответов. — Пытаются доказать себе и лю­ дям, что моряку «загранки» все д о­ зволено, что ему мор» по колено. Аппетит приходит во врем» •ды. — Сунет Янушкевич джинсы «ну­ жному» человеку —и нет заботы • ремонте «Жигулей». Вот еще более категорично* суж­ дение: — С жиру бесятся. Но если бы не судне присмотре*- лись к некоторым странностям в поведении и характер* моториста пораньше, то давно стало вы ясно, «кто есть кто». Выло суточное опоздание не вах­ ту- были три взыскания по резным поводам, наложенные в один год. было несвоевременно* появление не судне. И какие ж е выводы? А такие: «Устойчиа... Дисциплинирован— До­ стоин...» Человек управляет автомашиной нетрезвым, но доводы инспекторов ГАИ администрацию не убеждают. Другое дело — объяснения Януш­ кевича: прополис, дескать, употреб­ лял, настоянный на спирту... Не отличалась оригинальностью и последняя характеристика, выдан­ ная уже после провала контрабанд­ ной «операции»: «Освоил... Знания передает... Поль­ зуется...» И подписи: секретарь парторганизации В. Калашников, ка­ питан-директор И. Переходников, первый помощник капитана опять же В. Калашников. Иначе как беспринципностью это не назовешь. Ведь уже перед выхо­ дом в этот рейс С. Н. Янушкевич, будучи н* вахте, оставил без при­ смотра работающий котел. Знали не судне и о его пристрастии к спиртному. Моряки, зна*шие Янушкевича до­ статочно близко, говорят: — Вообще-то человек он замк­ нутый. Выпивал, но «по-умномуь, чтобы шито-крыто... Но и «по-умному» не всегда уда­ валось, и разбирали его поведение к* партийном собрании. Но к*к, опять же, разбирали? Немножко, так сказать, поколотили пуховой подушкой. Подобная снисходительность раз­ вращает прежде всего того, к ко­ му она обращена. Выдули челове­ ку авторитет, а у моториста, между тем, по мере возрастания претен­ зий и потребностей, с неотврати­ мостью усыхала совесть. Так и жил он в последнее время: на процен­ ты с дутого авторитета. — Кому же тогда верить! — не­ доуменно воскликнет капитан-дирек­ тор И. М. Переходников. Да полнота... Если бы не только погоня за планом, не только забота о производственных успехах, то уви­ дели бм вы, что не на Янушкевичах земля держится. пришла советская щий бедствие траулер удалось в * крепит* у борт* «Антарктики». Для оказания помощи на иностранный корабль перешли главный меланин В А. Дацин* н старший «яен --- (Акинин В. А. Мальщуи**, Они что шансов вернуть жизнь двигателю в бушующем море мал*. Их предупредили, ч т* в любую ми­ нуту ураган может оторвать трау­ лер от плавбазы. И * попавшим в бо­ ду нужна выла помощь, Когда анг­ лийское судно «сорвалось с прнвяэи» и в г* стремительно понесло к воро­ гу, они продолжали работать. Но времени не хватило^. В. А. Дацнну К английских марнмев с утопающего судна успел снять вертолет. В. А. Мальщумов до последней минуты пы­ тался вернуть жизнь двигателю и не думал о себе... Медалью- «За отвагу на пожаре» награждены капитан-директор 6МРТ «Кандалакша» В. В. Конев, старший помощник А. Н. Череднннов, мас­ тер лова В. К. Захаров, старший ма­ трос В. Н. Мышаков. слесарь П. А. Попиль, матросы В. И. Сахаров и И. М. Сланов. Мужество, чувство ин­ тернационального долга помогли им при ликвидации пожара на кубин­ ском траулере «Плайя Колорадо»... Авторитет рыбопромысловиков из Страны Советов — высокой пробы. Наши идеологические противники пытались и. будут пытаться подо­ рвать его. В ход при этом идут лю­ бые средства. Доморощенные же наши потребители, бывает, берут «наживку». ПОЧЕМУ? Давайте разложим по порядку конфискованные таможней только- в прошлом году предметы. Жевательная резинка. Зонтики Джинсы. Изделия и* серебра и золота. Ковры. Виски. Порнография: журн*лы, фото­ пленки, фотокопии машинописных текстов. Нательные крестики. Книги религиозного содержания. Заеэдно-полосатые брючные рем­ ни, сумки, рубашки. Журналы со статьями антисовет­ ского характера. Вот тан, начав с жевательной ре­ зинки и не научившись обуздывать инстинкты, можно докатиться до предательства. Моряки рыболовных флотов, от­ бывающие в далекие края, хорошо знают правила поведзния за грани­ цей и обязуются выполнять их со­ знательно и честно. Знают и то, что за нарушение сполна воздает­ ся. Как правило, они отстраняются Эти ответы, думается, свидетель­ ствуют * пробелах воспитания на •сох уровнях. Но возьмем конкр*г- рейс. Рейс рефрижератор» снлнй Сурино»». Пр*др*йсо»ог» собрания экипажа проведено н* было, Волъижнств» командире» н* участвуют в воспи­ тательной работ». Н * составлены личные творчески* планы. • t962 году члены экипаж* со­ вершили 6 нарушений трудовой дисциплины и общественного по­ рядка, в том чнсл» J нарушения допустили командиры. Капитан-ди­ ректор И. М. Переходников 15 де­ кабря 1961 г. «гостил» в медвытре­ звителе... Крупные упущения в воспитатель­ ной работе налицо, и большая часть айны * этом лежит на первом помощник* капитан» В. П. Калашни­ кове. На него уже наложено стро­ гое партийное взыскание. Но не сиюминутно же был полу­ чен столь печальный итог. И всегда яи проверка уровня идеологической работы соответствует современным требованиям? К*к порой действуют проверяющие? — Эти правила на судне есть? — Есть. — Положени* разработано? — Разработано. — График такой-то имеется? — Имеется. — Инструкция н* месте? — Н* мест*. — Образцы протоколов? — Есть. •— Вам, товарищ первый помощ­ ник, нужно еще разработать планы вот по этим, этим и этим вопросвм. Ми* некогда. До свидания. Счастли­ вого плавания. И идеологические работники са­ дятся эа сост»*л*ни* планов. А Яну­ шкевичи, предоставленные самим себе, сходят на берег заниматься своим маленьким «бизнесом». Из-за торопливости, иэ-за преуве­ личенного внимания к бумагам за­ бывается порой конкретная, живая работа с людьми. И воспитание ста­ новится малоэффективным. Таким образом нерентабельная деятельность воспитателей приво­ дит к тому, что полученные знания не переплавляются в мировоз- зрениг. Валерий МИЛЮТИН, член Союза журналистов СССР.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz