Рыбный Мурман. 1983 г. Март.

СТРАНИЦА ФЛОТСКОГО КОМИССАРА ...ПОЖНЕШЬ ХАРАКТЕР Па серванте — две модели само­ летов: Ту-134 ц Ил-28. Владимир Васильевич бережно снимает их и ставит на столик передо мной. — На одном я летал, на другом — собирался летать... Пальцы Конюхова легонько прика­ саются к изящным крыльям моделей, снимая невидимые пылинки. Мне да­ же показалось, что пальцы чуть дро­ жат... Авиация была для него не просто мечтой — смыслом жизни. И Вла­ димир Конюхов упорно, шаг за ша­ гом шел к цели. Вот уже позади два воен­ ных училища. Когда в армии началось большое сокращение й расформировали его часть, Владимир заканчивает курсы переподготовки н становится вторым пилотом мирного Ан-2. Через два года он уже коман­ дир этого самолета. Полеты над кромкой Северного Ледовитого океа­ на, иа борту — пассажиры, продук­ ты и снабжение для геологов, лесору­ бов. Вот он уже студент Киевского ави­ ационного института. В перспективе — Академия гражданского воздушно­ го флота. Накапливался опыт, полярный лет­ чик становился асом. ..:Горячее масло забрызгало стек­ ла, кабина наполнялась дымом. Ко­ нюхов распахнул дверь в салон: как там? И первое, что увидел, полные ужаса глаза старенькой бабушки с мальчишкой на руках. В салоне тоже был дым. п Командир приказал открыть боко­ вое стекло, выглянул: внизу рассти­ лалась тайга. «Поверну к Северной Двине, может, удастся сесть на лед. Хотя апрель:..» Самолет терял высоту. А под кры­ лом — скованная льдом река. И Конюхов вдруг увидел: впереди дь! мится огромная полынья, перелететь ее машине не хватит мощи, Отверну,| к аэродрому, заранее зная: цо дотя­ нет. Не дотянул. Двигатель заглох. И лишь мастерство летчика спасло -и машину, и всех, кто был в ней: сам’* лет спланировал на расчищенную территорию в... двух километрах От аэродрома. ; Владимиру Конюхову была объяв­ лена благодарность за своевременно принятое единственно правильное ре­ шение. Мастерство выручило и в послед­ нем в его жизни полете, когда до вине диспетчера столкнулись в гус­ той облачности два самолета — Ко­ нюхова и другого летчика. Владимир вывел машину из штопора на высо­ те 80 метров от земли, посадил са­ молет буквально «на честном слове и на одном крыле», как поется в песне фронтовых летчиков. По комиссия, расследовавшая. ЧП, «разделила» вину на диспетчера и обоих пилотов. С того дня небо ста­ ло для Кошохов'а недосягаемым в буквальном смысле этого слова. С того дня, 13 апреля 1964 года, Владимир Васильевич перестал быть летчиком... Куда же теперь?' К чему, прило­ жить' руки? Чем заняться?" II н то­ му же, как это чаще всего бывает, беда одна не приходит. Жена Влади­ мира как раз в то горькое для него время была тяжело больна. Крохот­ ную дочурку растили в Мурманске родители Аллы. Надо работать.' На­ до, найти себя. И Конюхов снова начинает жизнь с «нуля»: с мая 64-го года он — мат­ рос-рыбообработчик Мурманского тралового флота. Через два месяца сдаст зачет и становится мотористом. В том же году переводится из авиа­ ционного института в Мурманское высшее инженерное морское училище. Через два года Конюхову предла­ гают должность первого помощника капитана. КОНЮХОВ:— В авиации дисцип­ лина жестче, чем где бы то ни было. Я настолько впитал в себя это, что первое время, когда сменил коман­ дирское кресло, штурвал самолета на место у рыбодела, держался именно благодаря лишь железной привычке к' дисциплине, к работе с полной от- . дачей. И по сей день внутренняя' дисцип­ линированность—главное в характере Конюхова. Все правильно: посеешь привычку — пожнешь характер. Но тогда еще надо было обретать в себе, «выращивать» и новые ка­ чества. Отказываться от поспешности в решениях, от необдуманных йо- ступков, приучаться ставить себя щ место собеседника, учитывая ' специ­ фику морской жизни. Ведь когда нас, «береговых», рас­ пекут за какую-то провинность, ЬШ свою обиду, горечь несем домой, jft там, глядишь, пожалеют, по головке погладят, и легче станет. А куда пойдет моряк? Будет копить в душе раздражение, от которого до конф­ ликта совсем близко.,. Не проще бывает установить под­ линный контакт с капитана:,Hi: мно­ гие из них уверены в своей абсолют­ ной правоте, считают себя повели­ телями и не выносят никаких возра- женнй. когда в работе — словно всю жизнь провел за рыбоделом. Попробуйте ря­ дом с таким человеком работать в полсилы — совесть заест! А если кто-то заленщея или про­ ступи: совершит, тогда Владимир Ва­ сильевич будет долго .искать пути- дорожки к; его сердцу, к его совсстц, чтобы, не унизив, не задей достоин­ ства человека, доказать, убедить, по­ мочь встать fca ноги. Так было на промыслово-производ­ ственном рефрижераторе «Апатит». Матрос Муштаев на подвахту не вы­ шел, начальнику своему нагрубил. Сколько часов тогда провел с ним Владимир Васильевич! Зато другим человеком стай ?0Т Ьарень. Потом, встречаясь б Конюховым, благодарил его за добрую пауку. Теперь матрос ---» сам командир, помощник капита­ на по производству. Нашел Владимир Васильеву и тропинку и Сердцу третьего помощ­ ника капитана Стародубенко, &ота ОП па взыскание'- /бенко рошл.О fipeit.T, нынр Староду * одйн из лучших судоводителей ТРЕТЬЯ ВЫСОТА О Н Е Р К ПРИНЦИПЫ ш За 10 лет работу тьъщ помоШ: Яс1ь т хп™ такомдвреддимфшла йостн, лени, безыннц: йожалуй, тысячцчеловеческиххарак­ теров, судеб. И постепенно выраМ’ тадся свод принципов, ?ребованй] себе. Один из них: опасно — иди пер­ вым. ...Это случилось в 1970 году. Дови­ ли рыбу на ППР «Грумант» у бере­ гов Антарктиды. При спуске трала дель намоталась на винт, судно поте­ ряло ход. Что делать? Просить д1 гой экипаж отбуксировать «Груман1 в Монтевидео или Кейптаун? Но ведь для «спасателя» это две недели туда, столько же — обратно, месяц вылетит из плана! У Конюхова был небольшой опыт работы с аквалангом. II он. ушел под воду. Когда под­ нялся, предложил . морякам • помочь ему- Пять суток с небольшими -переры­ вами, пять бесконечных суток в ле­ дяной воде Владимир Васильевич' с матросом И. Нваниипшым п маши­ нистом рыбомучной установки А. Оли- ференко разматывали трал. Уже де­ ло шло к концу, и тут... Конюхов в пылу работы забыл о времени, забыл о том, что в аква­ ланге кончается воздух. Но успел всплыть. Капитан Г. И. Черевко увидел, как беспорядочными стали движения рук помполита, И бросился в воду. Сорвал скафандр с пего/ потерявшего созна­ ние. ~А потом Конюхову был объявлен... строгий выговор, ето лишнлй ■13-й зарплаты.. За то, что самовольничал и рисковал собой и людьми. Что ж, с точки зрения техники безопасности правильно!.. Еще один принцип: быть -требова­ тельным, и прежде всего к себе. - Вроде мелочь, во сколько придет первый помощник па подвахту: в «ноль-ноль» или на несколько минут' позже. По Конюхов пунктуален. А юта. Ц таких примеров очень мно- ' Одногб лишь Tpc6yei Конюхов от людей: Нрямо'гы й трудолюбия, ТеД- Йеть lift ypiKef хитрости, нзворотЛи- ............. •-* .натнвностн. ' ывало, что уговоры не помогали. Большой автономный траулер «Г<£- церал РаДзПевскпй» вышел на про­ мысел в море. Руководство флота по­ ручило морякам работать по методу Выпуска норматнвно-чнетой продук­ ции. Но капитан-директор стоял на Своем; Нужен «вал». Конюхов спорил, убеждал, что трудовые затраты на из­ готовление спинки путассу окупятся. S который раз вместе с технологом взвешивал и перевешивал рыбку у полученную из нее спинку, считал и Пересчитывал, и снова убеждал, что, произведя продукции в три раза меньше, чем по «валу», моряки добь­ ются лучших экономических резуль­ татов. Но капитана было не пере­ убедить. . . Тогда. Кошохов собрал коммунис­ тов, объяснил нм суть дела. II пар­ тийная организация поддержала пер­ вого помощника. В том рейсе на траулере был дос­ тигнут рекордный результат: 28 тонн спинки в сутки, а доставили н порт... 1830 тонн. Моряки тогда бы­ ли очень -довольны результатами рей­ са. - 2 •• А нот последний рейс .минувшего года. План вылова перекрыт на 1687 тонн, выпуска готовой продукции — па' 556 тонн,'выпущено-сверх плана 134 тысячи условных банок пресер­ вов. План стоимости пищевой нро- "дукцип перевыполнен более чем на полмиллиона рублей. Есть и такой принцип у Владими­ ра Васильевича: по обходить ост­ рых углов. Если заметил он, что среди моряков ползут слухи, разгово­ ры про «несправедливость» того или инбго работника из комсостава, он не ждет собрания и не закрывается в кайте. Приходит к людям со своей открытой улыбкой, сам начинает «острый» разговор, и моряки вслу­ шиваются в его слова, проникаясь 'уверенностью в правоте помполита. Владимир Васильевич постоянно напоминает: г - Не радо обсуждепнй «за угла­ ми?, дверь моя открыта в любое йремя. Не найдем общего языка на­ едине -*■ обсудим ср всеми. Нам вместе жить, вместе работать. Так Я партийные собраппя прохо­ дят: живо, остро, люди говорят от­ крыто все, о чем думают. ВЕРИМ В ТЕЕЯ, п о м п о л и т КОНЮХОВ:— Главное в воспита­ тельной работе — не жалеть време­ ни на общение с людьми И не ску­ питься на доброе слово, если человек трудится на совесть. С этого начина- § ся хороший микроклимат иа суд- . И тогда моряк уже сам придет зше, если чтогТо натворил, н ска- «ВЫ у й Пё ругайте меня, п промашку дал». Даже такое обычное мероприятие, как политинформация, у Конюхова превращается в лшвое общение с Моряками. Мало того, что он «воору­ жается» знаниями по теме бесе- дЫ, мало того, что он ничего читает по бумажке, а рассказыва­ ет, беседы Владимира Васильевича настолько интересны, что люди за­ бывают о времени. А моряки 9 дру­ гой вахты приходят 1; нему 0 обидой: «Мы Что же, хуже тбй вахты? II нам- расскажите!» Собственно, общение Конюхова с экипажем не прекращается весь рейс. Чтр-то не ладится у матросов палуб- ifoii команды — он рядом. Отказал какой-то узел на рыбофабрнке — Ко- inoxoB вместе с механиком-наладчи- ком копается, ищет поломку, совету­ ет, как устранить. Спартакиада на судне никогда без помполита не об­ водится, не . говоря уже о судовых праздниках. Воспитывать можно и так. Начался рейс, и моряки с удивлением увиде­ ли: первый помощник капитана уеи- Депио занимается спортом, делает за­ рядку на палубе и в шторм, и в не­ погоду. Поначалу кривились в снис- . родительной усмешке, потом пригля­ дывались С любопытством, ну а по- foji н сами увлеклись. То, что стали спортом заниматься, само по себе прекрасно. А еще — поверили ребята в личность помпо- лйта: это человек сильной воли, за таким молено пойти. Говорят, убеждать надо личным примером. Как трудно порой угово­ рить моряка сесть за учебники. «За­ чем мне учиться? Возраст не тот, обуза лишняя», — сопротивляется парень. А Владимир Васильевич воз­ ражает: «Как же я в 38 лет посту­ пил в высшую партийную школу и только из-за одной «четверки» не по­ лучил красный' диплом!» Капнтаи-директор большого авто­ номного траулера «Генерал Радзиев- скйй» П. В. Шумелянко так отозвал­ ся о своем первом помощнике: — Конюхов — человек кристаль­ но чистый, умеющий сердечно пого­ ворить с любым на судне, помочь, поддержать. Потому и экипаж у нас практически постоянный. Прошлым летом, узиав, что у Владимира Ва­ сильевича отпуска не будет н он ухо­ дит в рейс, почти никто из МОрЯКОВ не уехал. А в этом году, когда трау- - лер отправлялся в море, приходили ко мне: «Павел Викторович, только не отпускайте Конюхова на другое судно». Короче, наш комиссар — ду­ ша всего хорошего, что делается в экипаже: ! •’ ‘ Медаль «За трудовое отличие» — так оценен Родиной труд Конюхова. Признан он и лучшим в области про­ пагандистом. Есть такое слобо — подвиг. Я ни разу его не употребила. Хотя каким лае словом определить тот -поступок Конюхова, когда он приземлялся на горящем самолете? Когда уходил под воду, спасая план экипажа? Когда, простившись с уже осуществленной мечтой, начал жизнь- с -начала? Да не просто начал, а достиг ярких вер- шин в новой для себя профессии! И. БЕРЕЗЮК. 18 марта 1983 года рыбныймурман

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz