Рыбный Мурман. 1983 г. Март.
СТРАНИЦА ФЛОТСКОГО КОМИССАРА ...ПОЖНЕШЬ ХАРАКТЕР Па серванте — две модели само летов: Ту-134 ц Ил-28. Владимир Васильевич бережно снимает их и ставит на столик передо мной. — На одном я летал, на другом — собирался летать... Пальцы Конюхова легонько прика саются к изящным крыльям моделей, снимая невидимые пылинки. Мне да же показалось, что пальцы чуть дро жат... Авиация была для него не просто мечтой — смыслом жизни. И Вла димир Конюхов упорно, шаг за ша гом шел к цели. Вот уже позади два воен ных училища. Когда в армии началось большое сокращение й расформировали его часть, Владимир заканчивает курсы переподготовки н становится вторым пилотом мирного Ан-2. Через два года он уже коман дир этого самолета. Полеты над кромкой Северного Ледовитого океа на, иа борту — пассажиры, продук ты и снабжение для геологов, лесору бов. Вот он уже студент Киевского ави ационного института. В перспективе — Академия гражданского воздушно го флота. Накапливался опыт, полярный лет чик становился асом. ..:Горячее масло забрызгало стек ла, кабина наполнялась дымом. Ко нюхов распахнул дверь в салон: как там? И первое, что увидел, полные ужаса глаза старенькой бабушки с мальчишкой на руках. В салоне тоже был дым. п Командир приказал открыть боко вое стекло, выглянул: внизу рассти лалась тайга. «Поверну к Северной Двине, может, удастся сесть на лед. Хотя апрель:..» Самолет терял высоту. А под кры лом — скованная льдом река. И Конюхов вдруг увидел: впереди дь! мится огромная полынья, перелететь ее машине не хватит мощи, Отверну,| к аэродрому, заранее зная: цо дотя нет. Не дотянул. Двигатель заглох. И лишь мастерство летчика спасло -и машину, и всех, кто был в ней: сам’* лет спланировал на расчищенную территорию в... двух километрах От аэродрома. ; Владимиру Конюхову была объяв лена благодарность за своевременно принятое единственно правильное ре шение. Мастерство выручило и в послед нем в его жизни полете, когда до вине диспетчера столкнулись в гус той облачности два самолета — Ко нюхова и другого летчика. Владимир вывел машину из штопора на высо те 80 метров от земли, посадил са молет буквально «на честном слове и на одном крыле», как поется в песне фронтовых летчиков. По комиссия, расследовавшая. ЧП, «разделила» вину на диспетчера и обоих пилотов. С того дня небо ста ло для Кошохов'а недосягаемым в буквальном смысле этого слова. С того дня, 13 апреля 1964 года, Владимир Васильевич перестал быть летчиком... Куда же теперь?' К чему, прило жить' руки? Чем заняться?" II н то му же, как это чаще всего бывает, беда одна не приходит. Жена Влади мира как раз в то горькое для него время была тяжело больна. Крохот ную дочурку растили в Мурманске родители Аллы. Надо работать.' На до, найти себя. И Конюхов снова начинает жизнь с «нуля»: с мая 64-го года он — мат рос-рыбообработчик Мурманского тралового флота. Через два месяца сдаст зачет и становится мотористом. В том же году переводится из авиа ционного института в Мурманское высшее инженерное морское училище. Через два года Конюхову предла гают должность первого помощника капитана. КОНЮХОВ:— В авиации дисцип лина жестче, чем где бы то ни было. Я настолько впитал в себя это, что первое время, когда сменил коман дирское кресло, штурвал самолета на место у рыбодела, держался именно благодаря лишь железной привычке к' дисциплине, к работе с полной от- . дачей. И по сей день внутренняя' дисцип линированность—главное в характере Конюхова. Все правильно: посеешь привычку — пожнешь характер. Но тогда еще надо было обретать в себе, «выращивать» и новые ка чества. Отказываться от поспешности в решениях, от необдуманных йо- ступков, приучаться ставить себя щ место собеседника, учитывая ' специ фику морской жизни. Ведь когда нас, «береговых», рас пекут за какую-то провинность, ЬШ свою обиду, горечь несем домой, jft там, глядишь, пожалеют, по головке погладят, и легче станет. А куда пойдет моряк? Будет копить в душе раздражение, от которого до конф ликта совсем близко.,. Не проще бывает установить под линный контакт с капитана:,Hi: мно гие из них уверены в своей абсолют ной правоте, считают себя повели телями и не выносят никаких возра- женнй. когда в работе — словно всю жизнь провел за рыбоделом. Попробуйте ря дом с таким человеком работать в полсилы — совесть заест! А если кто-то заленщея или про ступи: совершит, тогда Владимир Ва сильевич будет долго .искать пути- дорожки к; его сердцу, к его совсстц, чтобы, не унизив, не задей достоин ства человека, доказать, убедить, по мочь встать fca ноги. Так было на промыслово-производ ственном рефрижераторе «Апатит». Матрос Муштаев на подвахту не вы шел, начальнику своему нагрубил. Сколько часов тогда провел с ним Владимир Васильевич! Зато другим человеком стай ?0Т Ьарень. Потом, встречаясь б Конюховым, благодарил его за добрую пауку. Теперь матрос ---» сам командир, помощник капита на по производству. Нашел Владимир Васильеву и тропинку и Сердцу третьего помощ ника капитана Стародубенко, &ота ОП па взыскание'- /бенко рошл.О fipeit.T, нынр Староду * одйн из лучших судоводителей ТРЕТЬЯ ВЫСОТА О Н Е Р К ПРИНЦИПЫ ш За 10 лет работу тьъщ помоШ: Яс1ь т хп™ такомдвреддимфшла йостн, лени, безыннц: йожалуй, тысячцчеловеческиххарак теров, судеб. И постепенно выраМ’ тадся свод принципов, ?ребованй] себе. Один из них: опасно — иди пер вым. ...Это случилось в 1970 году. Дови ли рыбу на ППР «Грумант» у бере гов Антарктиды. При спуске трала дель намоталась на винт, судно поте ряло ход. Что делать? Просить д1 гой экипаж отбуксировать «Груман1 в Монтевидео или Кейптаун? Но ведь для «спасателя» это две недели туда, столько же — обратно, месяц вылетит из плана! У Конюхова был небольшой опыт работы с аквалангом. II он. ушел под воду. Когда под нялся, предложил . морякам • помочь ему- Пять суток с небольшими -переры вами, пять бесконечных суток в ле дяной воде Владимир Васильевич' с матросом И. Нваниипшым п маши нистом рыбомучной установки А. Оли- ференко разматывали трал. Уже де ло шло к концу, и тут... Конюхов в пылу работы забыл о времени, забыл о том, что в аква ланге кончается воздух. Но успел всплыть. Капитан Г. И. Черевко увидел, как беспорядочными стали движения рук помполита, И бросился в воду. Сорвал скафандр с пего/ потерявшего созна ние. ~А потом Конюхову был объявлен... строгий выговор, ето лишнлй ■13-й зарплаты.. За то, что самовольничал и рисковал собой и людьми. Что ж, с точки зрения техники безопасности правильно!.. Еще один принцип: быть -требова тельным, и прежде всего к себе. - Вроде мелочь, во сколько придет первый помощник па подвахту: в «ноль-ноль» или на несколько минут' позже. По Конюхов пунктуален. А юта. Ц таких примеров очень мно- ' Одногб лишь Tpc6yei Конюхов от людей: Нрямо'гы й трудолюбия, ТеД- Йеть lift ypiKef хитрости, нзворотЛи- ............. •-* .натнвностн. ' ывало, что уговоры не помогали. Большой автономный траулер «Г<£- церал РаДзПевскпй» вышел на про мысел в море. Руководство флота по ручило морякам работать по методу Выпуска норматнвно-чнетой продук ции. Но капитан-директор стоял на Своем; Нужен «вал». Конюхов спорил, убеждал, что трудовые затраты на из готовление спинки путассу окупятся. S который раз вместе с технологом взвешивал и перевешивал рыбку у полученную из нее спинку, считал и Пересчитывал, и снова убеждал, что, произведя продукции в три раза меньше, чем по «валу», моряки добь ются лучших экономических резуль татов. Но капитана было не пере убедить. . . Тогда. Кошохов собрал коммунис тов, объяснил нм суть дела. II пар тийная организация поддержала пер вого помощника. В том рейсе на траулере был дос тигнут рекордный результат: 28 тонн спинки в сутки, а доставили н порт... 1830 тонн. Моряки тогда бы ли очень -довольны результатами рей са. - 2 •• А нот последний рейс .минувшего года. План вылова перекрыт на 1687 тонн, выпуска готовой продукции — па' 556 тонн,'выпущено-сверх плана 134 тысячи условных банок пресер вов. План стоимости пищевой нро- "дукцип перевыполнен более чем на полмиллиона рублей. Есть и такой принцип у Владими ра Васильевича: по обходить ост рых углов. Если заметил он, что среди моряков ползут слухи, разгово ры про «несправедливость» того или инбго работника из комсостава, он не ждет собрания и не закрывается в кайте. Приходит к людям со своей открытой улыбкой, сам начинает «острый» разговор, и моряки вслу шиваются в его слова, проникаясь 'уверенностью в правоте помполита. Владимир Васильевич постоянно напоминает: г - Не радо обсуждепнй «за угла ми?, дверь моя открыта в любое йремя. Не найдем общего языка на едине -*■ обсудим ср всеми. Нам вместе жить, вместе работать. Так Я партийные собраппя прохо дят: живо, остро, люди говорят от крыто все, о чем думают. ВЕРИМ В ТЕЕЯ, п о м п о л и т КОНЮХОВ:— Главное в воспита тельной работе — не жалеть време ни на общение с людьми И не ску питься на доброе слово, если человек трудится на совесть. С этого начина- § ся хороший микроклимат иа суд- . И тогда моряк уже сам придет зше, если чтогТо натворил, н ска- «ВЫ у й Пё ругайте меня, п промашку дал». Даже такое обычное мероприятие, как политинформация, у Конюхова превращается в лшвое общение с Моряками. Мало того, что он «воору жается» знаниями по теме бесе- дЫ, мало того, что он ничего читает по бумажке, а рассказыва ет, беседы Владимира Васильевича настолько интересны, что люди за бывают о времени. А моряки 9 дру гой вахты приходят 1; нему 0 обидой: «Мы Что же, хуже тбй вахты? II нам- расскажите!» Собственно, общение Конюхова с экипажем не прекращается весь рейс. Чтр-то не ладится у матросов палуб- ifoii команды — он рядом. Отказал какой-то узел на рыбофабрнке — Ко- inoxoB вместе с механиком-наладчи- ком копается, ищет поломку, совету ет, как устранить. Спартакиада на судне никогда без помполита не об водится, не . говоря уже о судовых праздниках. Воспитывать можно и так. Начался рейс, и моряки с удивлением увиде ли: первый помощник капитана уеи- Депио занимается спортом, делает за рядку на палубе и в шторм, и в не погоду. Поначалу кривились в снис- . родительной усмешке, потом пригля дывались С любопытством, ну а по- foji н сами увлеклись. То, что стали спортом заниматься, само по себе прекрасно. А еще — поверили ребята в личность помпо- лйта: это человек сильной воли, за таким молено пойти. Говорят, убеждать надо личным примером. Как трудно порой угово рить моряка сесть за учебники. «За чем мне учиться? Возраст не тот, обуза лишняя», — сопротивляется парень. А Владимир Васильевич воз ражает: «Как же я в 38 лет посту пил в высшую партийную школу и только из-за одной «четверки» не по лучил красный' диплом!» Капнтаи-директор большого авто номного траулера «Генерал Радзиев- скйй» П. В. Шумелянко так отозвал ся о своем первом помощнике: — Конюхов — человек кристаль но чистый, умеющий сердечно пого ворить с любым на судне, помочь, поддержать. Потому и экипаж у нас практически постоянный. Прошлым летом, узиав, что у Владимира Ва сильевича отпуска не будет н он ухо дит в рейс, почти никто из МОрЯКОВ не уехал. А в этом году, когда трау- - лер отправлялся в море, приходили ко мне: «Павел Викторович, только не отпускайте Конюхова на другое судно». Короче, наш комиссар — ду ша всего хорошего, что делается в экипаже: ! •’ ‘ Медаль «За трудовое отличие» — так оценен Родиной труд Конюхова. Признан он и лучшим в области про пагандистом. Есть такое слобо — подвиг. Я ни разу его не употребила. Хотя каким лае словом определить тот -поступок Конюхова, когда он приземлялся на горящем самолете? Когда уходил под воду, спасая план экипажа? Когда, простившись с уже осуществленной мечтой, начал жизнь- с -начала? Да не просто начал, а достиг ярких вер- шин в новой для себя профессии! И. БЕРЕЗЮК. 18 марта 1983 года рыбныймурман
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz