Рыбный Мурман. 1983 г. Март.

ЭКОНОМИКЕ БЫТЬ ЭКОНОМНОЙ S i’ Как вы выполняет* Договор четырнадцати? КРАТЧАЙШЕЕ расстояние МЕЖДУ ТОЧКАМИ «Это прямая», — скажут читатели, не зедумыемсь. Нет, у моря с м » геометрия. • мэра »то — дуг* большого круга. Именно дуг» служит осиоаой для разработки оптимальных штурманских курсе*. Но если наннжутвя на зту дугу, как и* нитку, штормы и циклоны, туманы и дожди — берегись. Тут уж поистин* небо с овчинку покажется. Как избежать такого! * программу обучения судоводителей «ходит курс гидроме­ теорологии. Но » мор* «оставить профессиональный прогноз я * курсу следования суди» прост» невозможно. U a П А М й Ш к М Д И Ш H B U V f l J U i t t - n f Мы ■ групп* проводки су­ дов отдел* морских прогно- зо* Мурманского территори­ ального управления по гидро­ метеорологии и контролю при­ родной среды. — Добрался, наконец, до места «Магивс Тезен», — улыб­ нулся инженер-океанолог Ва лер* 1 й Иванович Петрукоаич.— Только что пришла радиограм­ ме от капитана Попова. Бла­ годарит за проводку. Здесь, а этой тесноватой комнате, сидят двое. Старший инженер группы Эмма Серге­ евна Клелцова и инженер-оке­ анолог Валерий Иванович Пет- рукович, Они-то и командуют «морским парадом» на огром­ ной акватории Северной и Центральной Атлантики, Барен­ цева, Норвежского и Грен­ ландского морей. Сухо шелестит под пальца­ ми калька карг, параллели и меридианы которых вгибают­ ся линиями морских течений, опутываются паутиной воз­ душных потоков. На этих кар­ тав» — грозное цветение розы ветров и упрямее тоненькая синяя ниточке, словно ниточка пульса, бьется, продвигается- »п*ред. Это судно- следует своим курсом к месту про­ мысла. Или воэврвщается с промысл* домой. Громоздятся на. столах подшивки метео­ сводок, которые приходят сю­ да со всем концов света. От зарубежных служб погоды, из Москвы, с моря. Рекомендуемый курс скла­ дывается из анализе эти* сво­ док, гидрометеообстаноеки в районе следования, системати­ зации последних факсимиль­ ных синотических карт. Все его помножено на многолет­ ний опыт оперативного прогно­ зирование. Специфика работы такова, что инженер группы прогнозов — не только синоп­ тик, океанолог. Он должен учитывать особенности типа и пределы остойчивости судна, знать морскую практику, про­ мысловую обстановку е райо­ не. «Матиас Тезен», например, по пути следования из райо­ не Атлантики чуть было- не на­ летел на циклон. Высота вол­ ны в центр* тог* циклоне до­ стигала 8 метров. И штормо­ вать бы сеарыбхолодфлотов- цем, если бы вовремя не пре­ дупредила их земля, не от- от опасности, направив Ирландским морем. Потому и благодарит за проводку капи­ тан Попов, А капитан танкера «Фиорд» такую радиограмму прислал, что ее и процитировать при­ ятно: «Мурманск Погода. благодарим за проводку. Оценка вашей работы «отлич­ ие». Ка обратном пути еоигголь- *уе«ся вашими рекомендация­ ми. все прогнозы подтверди- ЛИС4*» ИЛ1*НН». — Что там у нас с «Валда­ ем»? Что сообщает? Что про­ сит? Дадим ему небольшое воянени*, балла J-—Ф. А петом поднимем повыше. Там у них что-то неспокойно. Похоже, шторм будет...' Постоянно звонит телефон. Связываются с группой провод­ ки службы главных капита­ нов. То и дело ложатея н» стол новые радиограммы, сводки. Это обстановка обыч­ ная. Даже спокойная. Горя­ чее времечко начнется в кон­ це лета... Кончается рабочий день. Но работа не окончена. В 23 ча­ са очередная сводке Прини­ маешь. Если что-нибудь по­ дозрительное, срочно связы­ ваешься с флотами. В экстрен­ ных случаях непосредственно с капитанами судов. Пока всех не ноги поднимешь, преду­ предишь — уж полночь-за- полночь. А утром— все снача- Мь Особенно тяжело пришлось в 1980 году. Тогда пять урага­ нов пронеслись над районом, где сгруппировались наши мурманские промысловые су­ де. Пять ураганов, среди них знаменитый «Дэвид», который не Кубе много дел наделал, ■еды е судами тогда не слу­ чилось. Ее отвели »ти люди, которые сидят сейчас за кар­ тами и схемами вот здесь, в *T«ft комнате. Это они сумели тогда сделать снайперской точности прогноз, сумели и успели, Группа была разведе­ на, суда направлены * без­ опасное место. За тот прогноз группа про­ водки получила благодарность Главного управления гидроме­ теослужбы при Совете Мини­ стров СССР. Работают здесь, понятно, не ради благодарностей. И даже не ради зкзотики. Привлека­ тельны здесь прежде всего широкие возможности чисто профессионального роста. Для человек», влюбленного в свое дело, это всегд* заманчиво. Чтобы не распространяться, какие люди здесь работают, приведу пример. Один. «...Сели сопоставить пути, рассчитанные на ЭВМ и груп­ пой проводки, то в среднем путь, раесчитанный на ЭВМ. и» два процента продолжитель­ нее (вто 5 часов ходового вре­ мени) и в четырех процента* случаев менее безопасен рас­ считанного группой проводки». Это выдержка из докумен­ та. Вот так здесь работают. Ра­ ботают ради людей и ради дела. Задача службы провод­ ки нв только обеспечение без­ опасности мореплавания. В до­ кументе, который регламенти­ рует работу группы, говорит­ ся о том, что в море должны быть переданы рекомендации «кеивыгоднейшвго и безопас­ ного пути на 3— 5 суток». Т*к и сказано.' «наивыгоднейшего». Не практике это выглядит тек. П * Договору четырнадцати групп» проводки должна бы- л* за год сэкономить рыба­ кам 650 судо-часов ходового времени, в сэкономил» в два раза больше. Так что кальки зти, которые шелестят под пальцами, зве­ неть бы должны. Золотые они. О . ЯДВЕССКАЯ. НА... ПЕРЕКУР на Мурманском рыбокомбинате разделочницы уже опустили ножи. Вот круги от вынуж­ денного перекура коснулись ближайших соседей и пошли все шире и шире. И замер конвейер. А выпало, как вы­ яснилось, лишь одно »в*но: не подошел своевременно трактор, который должен был вывозить отходы для перера­ ботки на муку. Это случилось I марта. В этот день консерв­ ный цех N8 2 недодал к в» Данию четыре тысячи услов­ иях банок продукции. И на следующий день ры­ бообработчики вновь вынуж­ дены были составлять акт: «Мы, нижеподписавшиеся, начальник цеха № 2 Игумно­ ва 3, Д., сменные мастера Большакова М, М., Безуглая Т. А., рабочая Перевознико- *а В. И., составили настоящий Йкт в связи с тем, что с 7.30 До 8.45 и с 11.30 до 12.10 на Зааоде не работало утилевое Отделение из-за отсутствия транспорта». Мы подсчитали: около 10 тысяч условных банок можно $ыло- выпустить за время простоя. Это ■— прямой ущерб, но есть и тот, что *v4pyAHee подсчитать. «Пере­ кур» сказывается на качестве продукции, поскольку рыба- еырец «киснет» в это время в дефростерах, трудно после простоя воити в ритм, да и настроение ужа не то... На нечеткую работу транс­ порта есть нарекания от ра­ ботников других подразделе­ ний рыбокомбината. Понятно, что и руководители гаража рыбокомбината выдвинут объ­ ективные причины, но КО ЛЬ обнаружено слабое звено, значит, общими усилиями требуется его упрочить. 1. У М ЕХАНИЗМОВ — ВЕЗ МЕХАНИЗМОВ На фон» четырех безмол­ вствующих разделочных ма­ шин сноровисто орудуют но­ жами два десятка работниц. Труд, прямо скажем, одно­ образный, утомительный и не­ легкий. А машины, предназна­ ченные для облегчения этого груда? Они, по мнению сек­ ретаря парторганизации заво­ да Т. И. Аккуратовой, только место занимают. Нам обьяснили, что все эти механизмы несовер­ шенные, что рассчитаны они на определенный размер ры­ бы, что и при их примене­ нии остается немало ручного труда. Специалисты, нас убе­ дили. Но зачем же тогда бы­ ло монтировать их? Причем сразу четыре? Надо полагать, что с установкой этих агрега­ тов уровень механизации если Ч повысился, то лишь н» бумаге. А вот вще факт, вызываю­ щий недоумение. Рационали­ заторы завода разработали конструкцию дозатора соли, в отмеряют ее рыбообработ­ чики по-прежнему вручную, «на глазок». Всего для цеха нужно шесть дозаторов. Как считают на заводе, один до­ затор могут изготовить две человека за неделю, но вот уже полгода ремон-тно-меха- нический цех комбината *св подступается к этой работе. Тут механизмы не пришли нв помощь, тем ручной труд, а * цехе между тем из-за не­ хватки людей все пять линий по производству консервов практически никогда не рабо­ тают: то одна бездействует, то другая И ущерб от этих непроизводительных потерь времени гораздо больший, чем от опозданий. Много продукции недосчи­ тывается завод и из-э» частых простое* коптильной печи. Не первый год она эксплуатиру­ ется, но тем не менее до сих пор н* устранены конструк­ тивные недоработки. Это не печь, как образно заметил главный инженер завода Г. Н. Порфирьев, а «макет» печи. Между тем сей макет пора уже выводить из стадии опытного образца. Правда, случается и такое, когда исправные механизмы бездействуют, а рыбообработ. чицы предпочитают разделы­ вать продукцию вручную. Так, считают они, «выгоднее». Потери времени видятся рейдовой бригаде и в том, что сырье хранится на улице, п*д открытым небом. Когда идет снег, приходится выде­ лять людей, чтобы прочистить проезд для транспорта, чтобы :;выковырять» ящики из-под снега. Страдает и качество сырья, особенно в летне» *р*мя. Предлагались разные пути решения этой проблемы, но положительного результа­ та нет как нет. Вригадир комсомольско- молодежной бригады, рабо­ тающей на ликвидной линии, Теня Тимошенко попросила отметить и то, что в помеще­ нии неэффективно действует вентиляция, а орудуют де­ вушки с горячими, пышущи­ ми паром банками. Приходит­ ся открывать форточки. В итоге — простуды, больнич­ ные листки... Как видим, «болевых точек» на консервном заводе нема­ ло. И все же коллектив су­ мел к * только выполнить, но и перевыполнить план прош­ лого год» по выпуску про­ дукции. Но ценой каких уси­ лий выполнено задание, сколь­ ко времени отнято у произ­ водства! Причем не столько прогульщиками и не совсем добросовестными работника­ ми, сколько внутрисменными неувязками, нечетко^ органи­ зацией труда. И, ЛУКИН, инспектор Первомайского районного комитета народного конт­ роля. Н. ТРОИЦКАЯ, не­ штатный инспектор район­ ного комитета народного контроля, старший инже­ нер лаборатории госнадзо- ра. В. МИЛЮТИН, корр. «Рыбного Мурмана». НАМ ОТВЕЧАЮТ Объединение «Союзрыбпромсбыт» Минрыбхоза СССР т Л ЙЫТКН НЕСЕТ ПОКУПЛ .„ о, ~ “ ОД таздш заголов *3. * 1Ва£я в еженедельнн ке овгао опубликовано выступ лешхе главного технолога vn равнения «Севрыбхолод флот» т. Столбиной. Редакция еженедельника по лучияа оф ициальны й ответ. «Союзрыбпромсбыт» Ми­ нистерства рыбного хозяйства СССР, внимательно рассмотрев статью, отмечает, что газет» правильно акцентировав» вни­ мание на недостатках в ин­ формации покупателем о но­ вы* видах рыбопродукции. Наиболее рациональным путем рекламирования является оформление стендов и угол­ ков покупателей в магазинах, и«несение четкого трафарета на этикетках, раеьяснительная работа через печать, радио и телевидение. Со своей стороны, «Союз рыбпромсбыт» совместно с «Союзторгрекламой» выпус­ тил рекгамный кинофильм «Пресервы», который идет в кинотеатрах страны. Неодно­ кратно публиковались под­ борки материалов о пресервах и солено-пряной рыбопродук­ ции в областных и краевых газетах, выпущено более 10 миллионов рекламных листо­ вок на *ти виды рыбопродук­ ции. •месте с тем, «Союзрыб- промсбыт» считает, что про­ мышленные предприятия при выпуске пресервов не учиты­ вают покупательский спрос выпускают их • крупной, не­ удобной д г» потребителя то­ ре, в объемах, превышающих предложения. Следует отметить и то, что качество выпускаемых пресер­ вов не всегда соответствуй ГОСТу. Так, в 1981 году из общего объеме выработан­ ных предприятиями объеди­ нения «Севрыба» пресервов инспекцией по качеству рыб­ ной продукции Минрыбхоза СССР только при выборочной проверке было мбракоааио 968 туб, из которых 67j туб были признаны непищевыми. 50 процентов от этик коли­ честв было забраковано в ме­ стах потребления. По мнению «Союэрыбпром- сбыта», было бы целесообраз­ ным направить усилия про мышленных предприятий нв ужесточение контроля за ка­ чеством выпускаемом продук­ ции, а тем числе и пресервов, как наиболее массового ее вида. Выработку пресервов спедует производить • объ­ емах, определяемых спросом рынка в стране, увеличив про­ изводство пресервм в мел­ кой потребительской тере. Одновременно в цепях рас­ ширения и доступности ин­ формации о температурных режимах и сроках, обеспечи­ вающих сохранность качества продукции, целесообразно продумать вопрос • нанесении более яркого трафарета на банки. В ящиках с продукцией необходимо иметь дополни­ тельный информационный вкладыш. Только комплексный под­ ход к решению вопросов производства и реализации рыботоваров будет способст­ вовать росту популярности пресервов у покупателя. В. МЕРКУЛОВ, заместитель начальника объединения «Союзрыбпромсбыт» Министерства рыбного хозяйства СССР. нмишишт 18 марта 1983 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz