Рыбный Мурман. 1983 г. Март.

БРИГАДА-ОСНОВНОЕ ЗВЕНО ПРОИЗВОДСТВА ИФОРМА, ИСОДЕРЖАНИЕ Заметки нашего специального корреспондента с расширенного заседания совета директоров Всесоюзного рыбопромышленного объединения «Севрыба» В 1979 году на Севере качалась работа по совершенствованию бригадных форм организации и стимулирования труда. Заметим, речь идет о бригадах нового типа, основными признаками ко­ торых являются работа по единому наряду с оплатой по конеч­ ному результату ш зависимости от величины коаффициента трудового участия (КТУ), а также наличие плана инженерного обеспечения, социалистических обязательств. О становлении бригад нового типа, о проблемах совершен­ ствования бригадных форм организации труда на флотах и на береговых предприятиях Северного бассейна шел серьезный разговор на расширенном заседании совета директоров ВРПО «Севрыба», которое не так давно проходило я Мурманске и в котором приняли участие заместитель министра рыбного хо­ зяйства Н. И. Лысенко, инструктор ЦК КПСС В. Д. Бояркин, член бюро обкома КПСС, первый секретарь Мурманского гор­ кома партии Т. Н. Щербаев, заведующий отделом обкома КПСС В. М. Смуров, первые секретари Октябрьского и Пер­ вомайского райкомов КПСС г. Мурманска А. Й. Козлитин к А. И. Залетгев. ВЕСОМЫЕ АРГУМЕНТЫ В настоящ ее время пример­ но 76 процентов всех рабочих объединялись в бригады, ска­ зал, открыеая заседание, член бюро обкома КПСС, началь- . ник^ Всесоюзного рыбопро­ мышленного объединения «Севрыба» М. И. Каргин. Пра­ вильно подошли к организации бригад на третьем коптиль­ ном заводе Мурманского ры­ бообрабатывающего комби­ ната. Комплектовали их на добровольной основе. За ка­ ждой бригадой закрепили технологическое оборудова­ ние. Продуманы и решены вопросы планирования, учета, подготовки и обслуживания производства, о также оплаты труда. На третьем коптильном бригады нового типа, в кото­ рые объединились 80 про­ центов рабочих, стали той си­ лой, с помощью которой про­ ектная мощность этого нового предприятия освоена в крат­ чайшие сроки. В 1981 году прирост выпуска продукции а каждом квартале составил 15—30 процентов. Коллектив успешно Завершил второй год нынешней пятилетки и до­ бился значительного улучше­ ния трудовой и производст­ венной дисциплины. В Мурманском морском рыбном порту методом бригадного подряда за пять лет обработано 354 крупнотон­ нажных судна с грузом рыбо­ продукции свыше 750 тысяч тонн. Притом в среднем каж­ дое судно обработано досроч­ но против установленных нор­ мативов. Сэкономлено 230 су- до-суток. Эти весомые аргументы в пользу бригадных форм орга­ низации и стимулирования тр уда прозвучали в выступле­ нии заместителя начальника рыбного порта Д. М. Соко­ ловского. Обработка судов по прин­ ципу бригадного подряда по­ ложила начало созданию сквозных укрупненных комп­ лексных бригад в порту. Вы­ явилась возможность повы­ шения интенсивности обра­ ботки судов без дополнитель­ ных трудовых и материальных затрат. В объединении «Мурман­ ская судоверфь.) развитие и совершенствование бригад­ ных форм проводится по плану, который каждый год утверждается координаци­ онным советом по бригадным форм ам . Основные типы бригад на ремонтном предприятии, го- сорил в своем выступлении на расширенном заседании генеральный директор объеди­ нения «Мурманская судо­ верфь» Б. К. Власов, формиро­ вались в зависимости от тр е­ бований судоремонтного про­ изводства. Так, в доковом производстве и на междурей­ совом ремонте судов рабочие объединились в укрупненные комплексные бригады. В них широко применяется совме­ щение профессий, и это по­ зволяет сгладить неравномер­ ности загрузки рабочих от­ дельных специальностей. А когда флот стал пополняться более экерговооруженными судами, пришлось задуматься над созданием укрупненных специализированных бригад. И сейчас таких коллективов на судоверфи 31. Созданы также 18 сквозных комплексных бригад на участках с постоян­ ной номенклатурой и корот­ ким технологическим циклом, например, такие, как бригады по выпуску цветного и чугун­ ного литья, по изготовлению электродов и другие. С неохотой объединяются в бригады станочники, особенно высококвалифицированные ра­ бочие, которые не хотят «по­ ступаться» своим заработком в пользу менее квалифициро­ ванных товарищей, и потому они предпочитают работать, как исстари повелось, ин­ дивидуально, сами по себе. На Мурманской судоверфи, од­ нако, удалось разработать ме­ тодику определения так на­ зываемых расчетных разря­ дов. Она позволяет учитывать, насколько интенсивно трудит­ ся каждый рабочий. В насто­ ящее время методика эта ус­ пешно применяется для расче­ та заработной платы во всех бригадах станочников (их со з­ дано на предприятии уже 16). Производительность труда в этих коллективах возросла на 6, заработная плата — на 5 процентов. НУЖНЫ СОВЕТЫ ПОЗАВЕДОВАНИЯ)* Об опыте совершенствова­ ния бригадных форм органи­ зации и стимулирования тру­ да на судах флотов с участ­ никами заседания говорили заместитель начальника М ур­ манского тралового флота С . С . Бурков и начальник уп­ равления «Севрыбхолод- флот» В. П. Журавлев. В Мурманском траловом флоте первые опытные рей­ сы с применением КТУ, этого элемента бригадного подряда, провели в 1981 году на судах типа ПСТ и РТ. Мнение адми­ нистрации траулеров было еди­ нодушным: введение КТУ дис­ циплинирует людей, повышает ответственность каждого аа количество и качество труда. В том году КТУ был приме­ нен на семи судах. А в сле­ дующем, 1982, году уже де­ сятки экипажей судов различ­ ного типа, в том числе и круп­ нотоннажных, занимались во­ просами совершенствования бригадных форм организации и стимулирования труда. С . С . Бурков особо оста­ новился в своем выступлении на экспериментальном рейсе коллектива большого автоном­ ного траулера «Капитан Те- лов». На траулере, в отличие от других судов, помимо со­ вета экипажа, были созданы советы производственной, машинной и общесудовой команд. Мы считаем, подчерк­ нул выступающий, что на крупнотоннажных судах целе­ сообразно создавать такие со­ веты по заведованиядл. Это позволяет наиболее объек­ тивно, принципиально оцени­ вать личный вклад каждого члена экипажа в общие ре­ зультаты работы. В управлении «Сеерыбхо- лодфлот» первым в экспери­ ментальный рейс вышел в ап­ реле 1981 года экипаж транс­ портного рефрижератора «Ир­ кутск». На судне также, по­ мимо совета экипажа, были созданы советы общесудовой и судомеханической служб. Экономический анализ пока­ зал: экипаж судна стал рабо­ тать значительно лучше. Так, в третьем экспериментальном рейсе производительность труда команды ТР, рассчитан­ ная по среднесуточному при­ ему продукции на сутки рей- сооборота, почти на шесть процентов была выше, чем в обычном, неэксперименталь­ ном рейсе, который проходил в аналогичных условиях. Вслед за экипажем ТР «Ир­ кутск» в экспериментальные рейсы по совершенствованию бригадных форм организации и стимулирования труда в «Севрыбхолодфлоте» вышли коллективы ТР «Вильгельм Пик» и «Пионер Мурмана». Большую помощь в органи­ зации экспериментальных рей­ сов экипажей БАТ «Капитан Телов» и ТР «Иркутск», отме­ тили выступающие, оказало Мурманское высшее инже­ нерное морское училище имени Ленинского комсомола, в частности кандидат эконо­ мических наук, доцент ка­ федры экономики и эксплуа­ тации флота И. А. Рогачева. При этом план оставить без изменений. Или взять КТУ. На первых порах с его помощью распре­ деляли лишь премии. Высту­ пая на совете директоров, бригадир Мурманского рыбо­ обрабатывающего комбинате В. И. Боярская сказала о том, что в ее бригаде вот уже три месяца по КТУ рассчиты­ вают весь заработок. Уж е сейчас по КТУ распре­ деляю т приработок многие бригады судоремонтников, к том числе коллектив бригады установили дополнительный | показатель .премирования __ выполнение бригадой произ­ водственного плана. Рассказы­ вая об этом, Д . М. Соколов­ ский особо подчеркнул, что для ИТР устанавливаются твер­ дые должностные оклады, ко­ торые порой избавляют инже­ нерно - технических работни­ ков от необходимости про­ являть беспокойство о конеч­ ном результате труда. Было бы правильным, сказал высту­ пающий, не только премию, но и прямой заработок итээ- ровцев, которые имеют непо­ средственное отношение к бригаде, ставить в зависи­ мость от конечного результа­ та деятельности низового кол­ лектива. Много внимания участники заседания уделили недостат­ кам, которые тормозят разви­ тие бригадных форм органи­ зации и стимулирования труда. ГЛАВНОЕ ДОСТОЯНИЕ Как главное достояние бригадных форм организации труда все выступающие на совете отмечали необычай­ ный рост активности, инициа­ тивности рабочих в вопросах управления производством. Такой пример. В конце прошлого года укрупненная комплексна» бригада с Мур­ манской судоверфи под руко­ водством О . Р. Швыркина вы­ ступила с инициативой — вы­ полнить план меньшим чис­ лом рабочих. Совет бригады решил сократить численность бригады на 5— 10 человек. В. М. Михайлова е Мурман­ ской судоверфи, который так­ ж е принимал участие в засе«- дании совета и рассказал об этом в своем выступлении. О целесообразности примене­ ния КТУ при распределении сдельного заработка на про­ мысловых судах говорил нв совете С . С . Бурков. Вопрос этот, подчеркнул он, должны решить в Министерстве рыб­ ного хозяйства СССР. И чем быстрее, тем лучше! ОПРЕДЕЛИТЬ СВОЕ МЕСТО Такая активность низовых коллективов порождает не­ обходимость у инженерно- технических работников в корне пересмотреть свое ме­ сто в организации производ­ ства. Нам очень помогает тес­ ный контакт с руководителями — прорабом, мастерами, тех­ нологом, говорил на совете В. Н. Михайлов. С ними мы решаем вопросы, связанные с инженерным обеспечением бригадного типа: проверяем подготовку производства, оп­ ределяем, какие работы и в каком порядке выполнять, чтобы судно вышло досрочно из ремонта. В Мурманском морском рыбном порту для инженер­ но-технических работников, закрепленных за бригадами, В частности, Михаил Ивано­ вич Каргин говорил о том, что к проблемам дальнейшего внедрения и развития бригад­ ных форм в ряде случаев до­ пускается облегченный под­ ход. * * » Подводя на заседании ито­ ги работы по совершенство­ ванию бригадных форм орга­ низации и стимулирования тру­ да в Северном бассейне, М . И. Каргин подчеркнул, что вопрос этот следует рассматривать с высоких партийных позиций, памятуя о том, что бригадная форма организации и стимули­ рования труда должна стать в текущей пятилетке основной. Только при таком условии, сказал в заключение выступа­ ющий, мы сможем успешно выполнить поставленные пе­ ред нами задачи по реализа­ ции Продовольственной про­ граммы страны. В. ЧИСНИКОВ. наш спец. корр. Н А СНИМКЕ: члены ук­ р упненной ком плексной бригады докеров № 19 пер­ вого грузового района Мур­ манского морского рыбного порта; этот коллект ив, воз­ гла вляемы й А . Н. Сальни­ ковым , успеш но работает по методу бригадного под­ ряда, прим еняя коэфф ици­ ент трудового участия. Фото Б. КОРЕЦКО ГО . 1 — 12 марта ШЗ года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz