Рыбный Мурман. 1983 г. Март.
БРИГАДА-ОСНОВНОЕ ЗВЕНО ПРОИЗВОДСТВА ИФОРМА, ИСОДЕРЖАНИЕ Заметки нашего специального корреспондента с расширенного заседания совета директоров Всесоюзного рыбопромышленного объединения «Севрыба» В 1979 году на Севере качалась работа по совершенствованию бригадных форм организации и стимулирования труда. Заметим, речь идет о бригадах нового типа, основными признаками ко торых являются работа по единому наряду с оплатой по конеч ному результату ш зависимости от величины коаффициента трудового участия (КТУ), а также наличие плана инженерного обеспечения, социалистических обязательств. О становлении бригад нового типа, о проблемах совершен ствования бригадных форм организации труда на флотах и на береговых предприятиях Северного бассейна шел серьезный разговор на расширенном заседании совета директоров ВРПО «Севрыба», которое не так давно проходило я Мурманске и в котором приняли участие заместитель министра рыбного хо зяйства Н. И. Лысенко, инструктор ЦК КПСС В. Д. Бояркин, член бюро обкома КПСС, первый секретарь Мурманского гор кома партии Т. Н. Щербаев, заведующий отделом обкома КПСС В. М. Смуров, первые секретари Октябрьского и Пер вомайского райкомов КПСС г. Мурманска А. Й. Козлитин к А. И. Залетгев. ВЕСОМЫЕ АРГУМЕНТЫ В настоящ ее время пример но 76 процентов всех рабочих объединялись в бригады, ска зал, открыеая заседание, член бюро обкома КПСС, началь- . ник^ Всесоюзного рыбопро мышленного объединения «Севрыба» М. И. Каргин. Пра вильно подошли к организации бригад на третьем коптиль ном заводе Мурманского ры бообрабатывающего комби ната. Комплектовали их на добровольной основе. За ка ждой бригадой закрепили технологическое оборудова ние. Продуманы и решены вопросы планирования, учета, подготовки и обслуживания производства, о также оплаты труда. На третьем коптильном бригады нового типа, в кото рые объединились 80 про центов рабочих, стали той си лой, с помощью которой про ектная мощность этого нового предприятия освоена в крат чайшие сроки. В 1981 году прирост выпуска продукции а каждом квартале составил 15—30 процентов. Коллектив успешно Завершил второй год нынешней пятилетки и до бился значительного улучше ния трудовой и производст венной дисциплины. В Мурманском морском рыбном порту методом бригадного подряда за пять лет обработано 354 крупнотон нажных судна с грузом рыбо продукции свыше 750 тысяч тонн. Притом в среднем каж дое судно обработано досроч но против установленных нор мативов. Сэкономлено 230 су- до-суток. Эти весомые аргументы в пользу бригадных форм орга низации и стимулирования тр уда прозвучали в выступле нии заместителя начальника рыбного порта Д. М. Соко ловского. Обработка судов по прин ципу бригадного подряда по ложила начало созданию сквозных укрупненных комп лексных бригад в порту. Вы явилась возможность повы шения интенсивности обра ботки судов без дополнитель ных трудовых и материальных затрат. В объединении «Мурман ская судоверфь.) развитие и совершенствование бригад ных форм проводится по плану, который каждый год утверждается координаци онным советом по бригадным форм ам . Основные типы бригад на ремонтном предприятии, го- сорил в своем выступлении на расширенном заседании генеральный директор объеди нения «Мурманская судо верфь» Б. К. Власов, формиро вались в зависимости от тр е бований судоремонтного про изводства. Так, в доковом производстве и на междурей совом ремонте судов рабочие объединились в укрупненные комплексные бригады. В них широко применяется совме щение профессий, и это по зволяет сгладить неравномер ности загрузки рабочих от дельных специальностей. А когда флот стал пополняться более экерговооруженными судами, пришлось задуматься над созданием укрупненных специализированных бригад. И сейчас таких коллективов на судоверфи 31. Созданы также 18 сквозных комплексных бригад на участках с постоян ной номенклатурой и корот ким технологическим циклом, например, такие, как бригады по выпуску цветного и чугун ного литья, по изготовлению электродов и другие. С неохотой объединяются в бригады станочники, особенно высококвалифицированные ра бочие, которые не хотят «по ступаться» своим заработком в пользу менее квалифициро ванных товарищей, и потому они предпочитают работать, как исстари повелось, ин дивидуально, сами по себе. На Мурманской судоверфи, од нако, удалось разработать ме тодику определения так на зываемых расчетных разря дов. Она позволяет учитывать, насколько интенсивно трудит ся каждый рабочий. В насто ящее время методика эта ус пешно применяется для расче та заработной платы во всех бригадах станочников (их со з дано на предприятии уже 16). Производительность труда в этих коллективах возросла на 6, заработная плата — на 5 процентов. НУЖНЫ СОВЕТЫ ПОЗАВЕДОВАНИЯ)* Об опыте совершенствова ния бригадных форм органи зации и стимулирования тру да на судах флотов с участ никами заседания говорили заместитель начальника М ур манского тралового флота С . С . Бурков и начальник уп равления «Севрыбхолод- флот» В. П. Журавлев. В Мурманском траловом флоте первые опытные рей сы с применением КТУ, этого элемента бригадного подряда, провели в 1981 году на судах типа ПСТ и РТ. Мнение адми нистрации траулеров было еди нодушным: введение КТУ дис циплинирует людей, повышает ответственность каждого аа количество и качество труда. В том году КТУ был приме нен на семи судах. А в сле дующем, 1982, году уже де сятки экипажей судов различ ного типа, в том числе и круп нотоннажных, занимались во просами совершенствования бригадных форм организации и стимулирования труда. С . С . Бурков особо оста новился в своем выступлении на экспериментальном рейсе коллектива большого автоном ного траулера «Капитан Те- лов». На траулере, в отличие от других судов, помимо со вета экипажа, были созданы советы производственной, машинной и общесудовой команд. Мы считаем, подчерк нул выступающий, что на крупнотоннажных судах целе сообразно создавать такие со веты по заведованиядл. Это позволяет наиболее объек тивно, принципиально оцени вать личный вклад каждого члена экипажа в общие ре зультаты работы. В управлении «Сеерыбхо- лодфлот» первым в экспери ментальный рейс вышел в ап реле 1981 года экипаж транс портного рефрижератора «Ир кутск». На судне также, по мимо совета экипажа, были созданы советы общесудовой и судомеханической служб. Экономический анализ пока зал: экипаж судна стал рабо тать значительно лучше. Так, в третьем экспериментальном рейсе производительность труда команды ТР, рассчитан ная по среднесуточному при ему продукции на сутки рей- сооборота, почти на шесть процентов была выше, чем в обычном, неэксперименталь ном рейсе, который проходил в аналогичных условиях. Вслед за экипажем ТР «Ир кутск» в экспериментальные рейсы по совершенствованию бригадных форм организации и стимулирования труда в «Севрыбхолодфлоте» вышли коллективы ТР «Вильгельм Пик» и «Пионер Мурмана». Большую помощь в органи зации экспериментальных рей сов экипажей БАТ «Капитан Телов» и ТР «Иркутск», отме тили выступающие, оказало Мурманское высшее инже нерное морское училище имени Ленинского комсомола, в частности кандидат эконо мических наук, доцент ка федры экономики и эксплуа тации флота И. А. Рогачева. При этом план оставить без изменений. Или взять КТУ. На первых порах с его помощью распре деляли лишь премии. Высту пая на совете директоров, бригадир Мурманского рыбо обрабатывающего комбинате В. И. Боярская сказала о том, что в ее бригаде вот уже три месяца по КТУ рассчиты вают весь заработок. Уж е сейчас по КТУ распре деляю т приработок многие бригады судоремонтников, к том числе коллектив бригады установили дополнительный | показатель .премирования __ выполнение бригадой произ водственного плана. Рассказы вая об этом, Д . М. Соколов ский особо подчеркнул, что для ИТР устанавливаются твер дые должностные оклады, ко торые порой избавляют инже нерно - технических работни ков от необходимости про являть беспокойство о конеч ном результате труда. Было бы правильным, сказал высту пающий, не только премию, но и прямой заработок итээ- ровцев, которые имеют непо средственное отношение к бригаде, ставить в зависи мость от конечного результа та деятельности низового кол лектива. Много внимания участники заседания уделили недостат кам, которые тормозят разви тие бригадных форм органи зации и стимулирования труда. ГЛАВНОЕ ДОСТОЯНИЕ Как главное достояние бригадных форм организации труда все выступающие на совете отмечали необычай ный рост активности, инициа тивности рабочих в вопросах управления производством. Такой пример. В конце прошлого года укрупненная комплексна» бригада с Мур манской судоверфи под руко водством О . Р. Швыркина вы ступила с инициативой — вы полнить план меньшим чис лом рабочих. Совет бригады решил сократить численность бригады на 5— 10 человек. В. М. Михайлова е Мурман ской судоверфи, который так ж е принимал участие в засе«- дании совета и рассказал об этом в своем выступлении. О целесообразности примене ния КТУ при распределении сдельного заработка на про мысловых судах говорил нв совете С . С . Бурков. Вопрос этот, подчеркнул он, должны решить в Министерстве рыб ного хозяйства СССР. И чем быстрее, тем лучше! ОПРЕДЕЛИТЬ СВОЕ МЕСТО Такая активность низовых коллективов порождает не обходимость у инженерно- технических работников в корне пересмотреть свое ме сто в организации производ ства. Нам очень помогает тес ный контакт с руководителями — прорабом, мастерами, тех нологом, говорил на совете В. Н. Михайлов. С ними мы решаем вопросы, связанные с инженерным обеспечением бригадного типа: проверяем подготовку производства, оп ределяем, какие работы и в каком порядке выполнять, чтобы судно вышло досрочно из ремонта. В Мурманском морском рыбном порту для инженер но-технических работников, закрепленных за бригадами, В частности, Михаил Ивано вич Каргин говорил о том, что к проблемам дальнейшего внедрения и развития бригад ных форм в ряде случаев до пускается облегченный под ход. * * » Подводя на заседании ито ги работы по совершенство ванию бригадных форм орга низации и стимулирования тру да в Северном бассейне, М . И. Каргин подчеркнул, что вопрос этот следует рассматривать с высоких партийных позиций, памятуя о том, что бригадная форма организации и стимули рования труда должна стать в текущей пятилетке основной. Только при таком условии, сказал в заключение выступа ющий, мы сможем успешно выполнить поставленные пе ред нами задачи по реализа ции Продовольственной про граммы страны. В. ЧИСНИКОВ. наш спец. корр. Н А СНИМКЕ: члены ук р упненной ком плексной бригады докеров № 19 пер вого грузового района Мур манского морского рыбного порта; этот коллект ив, воз гла вляемы й А . Н. Сальни ковым , успеш но работает по методу бригадного под ряда, прим еняя коэфф ици ент трудового участия. Фото Б. КОРЕЦКО ГО . 1 — 12 марта ШЗ года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz