Рыбный Мурман. 1983 г. Июнь.

•ЗА БЕЗОПАСНОСТЬ МОРЕПЛАВАНИЯ • Транспортное судно «Канин» направлялось из А рхангельска с углегл и другим грузом н Соловецким островам. Проходя под арной разводного моста через Двину, судно не сп лави ло сь с течением реки. «Канин» навалился подводной частью левого борта на опору моста. Через рваны е пробоины обш ивки во второй и третий трю мы хлы нула вода. Судно резко накрени­ лось на правы й борт. П рибы вш ие к месту! аварии портовые буксиры стали под­ талки вать тр анспорт к песчаной отмели. К о сн увш и сь грунта, «Канин», подобно кубику, поставленному на ребро, опрокинул­ ся на бок и лег на дно реки. Л и ш ь м ачты (в горизонтальном положении) едва во звы ш ались над водой. О том, наи происходило спасение «Канина», мы р ассказы ­ ваем сегодня. Спасение т т бутонш ш » ш ,Щ | * ■-* ч . Ш ТАБЫ по организации спасательных операций были созданы в Архангель­ ском производственном объе­ динении и в Мурманске. На­ чальник ВРПО «Севрыба» М. И. Каргин назначил руко­ водителем спасательных опе­ раций заместителя начальни­ ка объединения «Архангельск- рыбпром» В. И. Бобрецова. На место аварии отправились морской буксир «Мурман­ рыба», спасательное суд­ но «Стахановец», специа­ листы из ВРПО «Севрыба». Первой встала проблема, как поднять «Канин», не имея проекта судоподъема? Сразу же на совещании штаба приняли решение: по­ ставить судно на ровный киль с помощью наварных кронштейнов - консолей на левом борту. Характерной чертой этой спасательной операции было то, что здесь и рабочий и инженер чувствовали себя звеньями одной цепи, в ко­ торой — оборвись одно зве­ но — быть тяжелым послед­ ствиям. Расчеты подъема «Канина», произведенные; не в институте, а здесь, на ме­ сте, главным конструктором «Гипрорыбфлота» Г. Н. Кани- болодским и автором этих строк, показали, что нужны понтоны, иначе в момент от­ рыва судна от грунта оно опрокинется. И наконец «пробил час». «Стахановец», «Мурманрыба» и подъемный кран начали выпрямление «Канина». Медленно, но верно судно шло на спрямление. Процесс этот был не так легок, как казалось внешне. Временами 150-тонный кран дрожал и испытывал толчки всеми сво­ ими фермами. Первый этап закончился. «Канин» поднялся над рекой и кренился всего на 12 гра­ дусов. Но понтоны не были гото­ вы. После продувки правый всплыл с дифферентом: ока­ зался пробитым кормовой отсек об острые палубные конструкции аварийного суд­ на. Судоподъемные стропы следовало укорачивать. Приступили к откачке воды из трюма. Однако при этом судно, еще не оторвавшись от грунта, начало валиться на правый борт. Откачку пре­ кратили. Понтоны были подготовле­ ны, судоподъемные стропы укорочены. Начали продувку. Носовая оконечность судна на глазах поднималась из воды. Насосы бесперебойно откачивали воду. «Канин» классически шел на ровном киле на всплытие. Стала вид­ на вся палуба. Вдруг «Канин» резко дал крен на правый борт. Судно вывернулось на судоподъем­ ных стропах и снова начало валиться на правый борт. Под влиянием буксирных тросов «Канин» начал разво­ рачиваться и сползать на глубину, крен увеличился. Но и плавкран тоже получил крен, а «Канин» тянул его за собой. В кормовой части корпусы уже касались друг друга, причем «Канин» стре­ мился подмять кран под се­ бя. Положение становилось критическим. Выход был один — прекратить работы и вер­ нуть судно на ровный киль, не изменяя положения. «Ка­ нин» погрузился в воду на ровном киле. Решили для надежности установить еще два 200-тон- ных понтона в средней части судна. После полной продув­ ки всех четырех понтонов откачали воду из машинного отделения, затем из трюмов. На всех этапах откачки кор­ мовые понтоны работали на дежно, носовые же «Канин» при всплытии вытащил из во­ ды за собой и всплыл на ровном киле. Н. АЗАРЕНКО, групповой механик по ава­ рийно-спасательным рабо­ там. ТРЕВОГИ БЫВАЮТ РАЗНЫЕ imm iu in iiiiiiiiiiiimM iiiiiiiiim * Специальный морской бук­ сир «Мурманрыба» Мурман­ ского рыбного порта стоял возле острова Кильдин. Эки­ паж во главе с капитаном Кимом Николаевичем Шквдо- вым благополучно прибукси­ ровал в порт БМРТ «Алтай», у которого в плавании вышел из строя электродвигатель гребного винта. По всем ме­ теосводкам в районах Барен­ цева моря, где промышляли рыбу коллективы судов ВРПО «Севрыба», погода была нор­ мальной, и ждать каких-то особенных аварийных вызо­ вов не приходилось. Радиограмма — приказ на­ чальника отряда аварийно-спа­ сательных работ о следова­ нии в Архангельск — особой тревоги тоже не вызвала. Из нее было ясно, что дел на мель ТХС «Канин», его на­ до поставить на ровный киль и сдернуть на глубину — работа в общем-то для спаса­ телей не новая. С расчетом на скорый успех моряки «Мур- манрыбы» прибыли в Архан­ гельск. Однако уже первое зна­ комство с обстановкой пока­ зало: «Канин» для спасателей — орешек очень трудный. Од­ но дело — снять судно с ме­ ли, и совсем другое — про­ вести судоподъем. ЭТОТ ТЯЖЕЛЫЙ КАМЕННЫЙ УГОЛЬ tlllilllllllllllllllllllllllh Не буду подробно расска­ зывать о всех мерах, какие принимались для того, чтобы ТХС «Канин» оказался на пла­ ву и его можно было бы за вести в док. Расскажу всего о двух, эпизодах из нашей ра­ боты в Архангельска. Мне ка­ жется, они смогут подтвер­ дить бытующую поговорку, что спасатель — трижды мо­ ряк. Начну... с угля. В третьем трюме «Канина» было 120 тонн каменного уг­ ля. Было совершенно ясно, что, не выгрузив его, судно на ровный киль поставить не удастся. Моряки управления транспортно - рефрижератор­ ного флота выгружали его че­ рез небольшое отверстие, прорезанное в левом борту. Работа продвигалась медлен­ но. И вот в один из дней, ко­ гда над Архангельском висе­ ли мрачные тучи и моросил нудный мелкий дождь, в са­ лон «Мурманрыбы» вошел начальник управления Юрий Израилевич Фабер. Он закрыл сггиной экран телевизора и сказал: — Ребята, нужно выгрузить уголь.. Из трюма... 100 тонн. Дело очень трудное, но я об­ ращаюсь к вам, как к спаса­ телям, людям, готовым к лю­ бым испытаниям. Я ш бы обратиться в штаб, и вам бы отдали приказ. Я этого не де­ лаю. По опыту знаю, что сре­ ди вас найдутся доброволь­ цы. Надо десять человек. По­ могите! Тех, кто даст согла­ сие, я жду в катере. Помню, тихо стало в сало ­ не, и потому понаэалось. что у ж слиш ком громко работает телеви ;ор. Кто-то его в ы кл ю ­ чил. Капитан Ш кадов смотрел на моряков, но см елы х не- на­ ходилось: 100 тонн угля надо было отгр узить из трюма «Канина» за одну ночь. А это не ш утка, с к а ж у вам. Видимо, каж д ы й в наступи вш ей ти ш и ­ не прикиды вал свои си лы — см ож ет ли вы д ер ж ать нагруз­ ку. Первым вызвался боцман ком м уни ст Борис Караулов. В торым поднялся водолаз Иван И ваняк, потом матрос В интор Селефоиов, эл е ктри к Сергей Игони н. К ним присо­ единились м оторист Владимир С орокин и м атрос Сергей Не- зговоров. Р уководить действи­ ями крановщ и ка пяавираиа согласился начальник радио­ станции, наш председатель судового ком итета профсоюза А лександр Тимофеевич Горвун- ков. С пустились в трю м , осмот­ релись. С каж у прямо, картииа не порадовала нас, как гово­ рится, своими краскам и: нз- под угля торчали доски, вы­ глядывали мешки. какие-то железные конструкции (по­ том оказалось, что это были двигатели). О прямой отгруз- не грейфером нечего было и думать, для него надо было расчищать площадку. Но оце­ пенение прошло довольно ско­ ро: глаза боятся, а руки де­ лают. И постепенно, ковш за ковшом, уголь начали подни­ м ать из трю ма в баржу. Так работали часа два. Эн­ тузиазма было хоть отбавляй.., до первой поломки нрана Ко­ гда же он остановился и мы начали кидать уголь огромны­ ми лопатами, здесь уже и шутки исчезли, и носы наши опустились, наверное, нмже подбородков. На первый перекур по штормтрапу мы поднимались еще бодро, на второй реша­ ли вообще не выходить и ра­ боту не останавливать. Руки ломило, спины болели, мы были мокрые насквозь. С великим облегчением встретили известие: кран ис­ правлен! Спасатели — люди тоже не железные! И. если бы не эта и еще одна останов­ ка крана, весь уголь был бы за десять отведенных часов выгружен. А так, когда свар­ щики заделывали пробоину в левом борту «Канина», его оставалось в трюме тонн 30, но в этом нас никто не обвинял Мы сделали все, что смогли, работая под конец по колено в воде, перетаскивая уголь на лопатах к проему из самых дальних углов трюма. Вернулись мы на буксир, повалились спать, и потом, знаю, суток трое у каждого ныли руки и разламывалась спина. Только об этом никто не говорил: такая- наша ра­ бота, что ко всему надо быть готовым и видеть а ней, ра­ боте нашей, высокий смысп. ПОНТОНЫ МАЛО ТОЛЬКО НАКАЧАТЬ ШШШНННШШИИПН» Так или иначе, где быстро, а где помедленнее, но груз с ТХС «Канин» был большей частью снят. Пришло время ставить судно на киль. Для этого вызвали на помощь морской буксир «Стаханзаец>» и прибуксировали 150-тоннь:й плавучий кран. Целую ночь «Мурманрыба» и «Стахановец» работали на полную мощ­ ность, стараясь через свар­ ные треноги, установленные и» левом борту, перезермут* «Канин». Им помогал, ухва­ тившие:. за мачту, плавучий кран. С большим-большим трудом и очень неохотно «Ка­ нин» а конце концов зыпря- мился, но не совсем. Оста­ вался солидный крен, следо­ вательно, о постановке его а док нечего было и мечтать. Штаб по проведению судо­ подъемных работ принял ре­ шение притопить «Канин», за­ вести под него четыре понто­ на и после их продувки опять поднять судно. Но понтоны надо было прочно закрепить з их верхней части тросами за палубу «Канина». Вот за это дело и взялась аварийная партия морского буксир» «Мурманрыба». Сборы были недолгнми, на аварийное судно отправились м атрос-плотник А натолий И ва­ нов, матрасы Владимир Гае рюш ов, Владимир Кузнецов, токарь Н иколай М озж елии и я. Возглавлял аварийную партию старш ий по м ощ н ик напитана А натолий М ихаилович Руднев. Черные гром адины понтоне* чуть выгляды вали и> воды, а палубы сам ого .Нанина» не Эыло видно. Через ф альш ­ борты несла с ш ипением свои ж ел ты е весенние воды С евер­ ная Двина. Брош енную стар по ­ мов» сп и чку она унесла тут ж е. и всем нам стало ясно, что придется бороться не то ль­ ко с » стальны м и тросами, но и с течением тоже. О блачи вш ись в резиновы е изолирующ ие ко стю м ы . мы вш естером через трап по луба­ ка сош ли на палубу «Канина». Вода была по пояс, я п о ч у в ст­ вовал, что костюм из резино­ вого стал ж елезны м : он холо­ дил. передвигать ноги з нем было чрезвы чайно трудно Ре чн а я вода та к н норозяла сб и ть с ног. Здесь-то я и по­ думал, что сп асателям зар п л а­ ту начисляю т не за здорово ж и веш ь. Но это — эмоции, а их надо было о тбросать а ст о ­ рону, приним ать поданный стальной конец и несколько раз обводить его с понтона вокруг ф ундамента грузовой лебедки. И благо крепили бы только один понто.ч. Но их было два. С начала работали осторож ­ но, Но чтобы д остать до ф у н ­ дамента лебедки, надо накло­ няться, и вот уж.» один, л о ­ том второй, третий черпнули холодной водицы из Северной Д вины . Мне тоже «повезло»: зац епивш ись костю мом о ж е ­ лезяку, я по чувствовал, как в пр авы й сапог заползает хо­ лод. ка к он поднимается аы- ш г и выш е. Четыре часа по пояс з во­ де мы крепили понтоны, а когда дело было сделано, ко- ' гда с «Канина»- наша аварий­ ная партия перешла на де­ журный плавкран и мы сняли резиновые костюмы, я увидел, что выкупался не один. Стар­ пом Анатолий Михайлович Руднев тоже был мокрым по пояс. Он сидел на дерев ян ном брусе и молча отжимал портянки. А ведь мог бы руководить нашими действи­ ями с плавкрана, мог бы не лезть в аоду и оставаться су­ хим. Но таков уж характер у спасателей — держаться а одной связке, делить трудно­ сти с ребятами, которым, мо­ жет быть, а сто раз труднее, нежели тебе. ПОЧЕМУ СЕРДИЛАСЬ ДВИНА ШШШТГ: Д вадцать суто к аврала о ста ­ лись позади. Четвертого ию ня ночью «Канин», поддерживае­ м ы й четы р ьм я м ощ ным и пон­ тонам и. начал под ним аться и 1 воды. Медленно, но уверенно он становился на ровны й киль, и, глядя, как все вы ш е и в ы ­ ш е поднимались его борта, вс» мы испы ты вали радость и от сознания большой проделан­ ной работы, и от того, что рейс подходил к концу и мы наконец-то сним ем ся с якор я и уйдем в М ур м ан ск — порт п р иписки наш его морского спасательного буксира, В тот же день, четвертого июня, капитан Ким Николае­ вич Шкадэв получил «добро» на выход а Белое море. Дви­ на будто злилась на нас за то, что м ы вырвали из ее пле­ на «Канин*. Она гнала крутую зояну, ей помогал ветер. Он свистел з антеннах, леерах. Но что было проку от ее злости! Дело свое мы сделали на со­ весть и шли домой со спокой­ ной душой. Поработать при­ шлось всему экипажу. но спросите у кого-либо из команды о трудностях и все, я уверен, в ответ недоуменно пожмут плевами и скажут: «Это наша работа». А о том, что спасатель — это трижды моряк, даже и не вспомнят. С, ДАНИЛОВ, матрос CMS «Мурманрыба», член tyflosoro комитета профсоюза. 24 йюяя Ш

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz