Рыбный Мурман. 1983 г. Июнь.
•ЗА БЕЗОПАСНОСТЬ МОРЕПЛАВАНИЯ • Транспортное судно «Канин» направлялось из А рхангельска с углегл и другим грузом н Соловецким островам. Проходя под арной разводного моста через Двину, судно не сп лави ло сь с течением реки. «Канин» навалился подводной частью левого борта на опору моста. Через рваны е пробоины обш ивки во второй и третий трю мы хлы нула вода. Судно резко накрени лось на правы й борт. П рибы вш ие к месту! аварии портовые буксиры стали под талки вать тр анспорт к песчаной отмели. К о сн увш и сь грунта, «Канин», подобно кубику, поставленному на ребро, опрокинул ся на бок и лег на дно реки. Л и ш ь м ачты (в горизонтальном положении) едва во звы ш ались над водой. О том, наи происходило спасение «Канина», мы р ассказы ваем сегодня. Спасение т т бутонш ш » ш ,Щ | * ■-* ч . Ш ТАБЫ по организации спасательных операций были созданы в Архангель ском производственном объе динении и в Мурманске. На чальник ВРПО «Севрыба» М. И. Каргин назначил руко водителем спасательных опе раций заместителя начальни ка объединения «Архангельск- рыбпром» В. И. Бобрецова. На место аварии отправились морской буксир «Мурман рыба», спасательное суд но «Стахановец», специа листы из ВРПО «Севрыба». Первой встала проблема, как поднять «Канин», не имея проекта судоподъема? Сразу же на совещании штаба приняли решение: по ставить судно на ровный киль с помощью наварных кронштейнов - консолей на левом борту. Характерной чертой этой спасательной операции было то, что здесь и рабочий и инженер чувствовали себя звеньями одной цепи, в ко торой — оборвись одно зве но — быть тяжелым послед ствиям. Расчеты подъема «Канина», произведенные; не в институте, а здесь, на ме сте, главным конструктором «Гипрорыбфлота» Г. Н. Кани- болодским и автором этих строк, показали, что нужны понтоны, иначе в момент от рыва судна от грунта оно опрокинется. И наконец «пробил час». «Стахановец», «Мурманрыба» и подъемный кран начали выпрямление «Канина». Медленно, но верно судно шло на спрямление. Процесс этот был не так легок, как казалось внешне. Временами 150-тонный кран дрожал и испытывал толчки всеми сво ими фермами. Первый этап закончился. «Канин» поднялся над рекой и кренился всего на 12 гра дусов. Но понтоны не были гото вы. После продувки правый всплыл с дифферентом: ока зался пробитым кормовой отсек об острые палубные конструкции аварийного суд на. Судоподъемные стропы следовало укорачивать. Приступили к откачке воды из трюма. Однако при этом судно, еще не оторвавшись от грунта, начало валиться на правый борт. Откачку пре кратили. Понтоны были подготовле ны, судоподъемные стропы укорочены. Начали продувку. Носовая оконечность судна на глазах поднималась из воды. Насосы бесперебойно откачивали воду. «Канин» классически шел на ровном киле на всплытие. Стала вид на вся палуба. Вдруг «Канин» резко дал крен на правый борт. Судно вывернулось на судоподъем ных стропах и снова начало валиться на правый борт. Под влиянием буксирных тросов «Канин» начал разво рачиваться и сползать на глубину, крен увеличился. Но и плавкран тоже получил крен, а «Канин» тянул его за собой. В кормовой части корпусы уже касались друг друга, причем «Канин» стре мился подмять кран под се бя. Положение становилось критическим. Выход был один — прекратить работы и вер нуть судно на ровный киль, не изменяя положения. «Ка нин» погрузился в воду на ровном киле. Решили для надежности установить еще два 200-тон- ных понтона в средней части судна. После полной продув ки всех четырех понтонов откачали воду из машинного отделения, затем из трюмов. На всех этапах откачки кор мовые понтоны работали на дежно, носовые же «Канин» при всплытии вытащил из во ды за собой и всплыл на ровном киле. Н. АЗАРЕНКО, групповой механик по ава рийно-спасательным рабо там. ТРЕВОГИ БЫВАЮТ РАЗНЫЕ imm iu in iiiiiiiiiiiimM iiiiiiiiim * Специальный морской бук сир «Мурманрыба» Мурман ского рыбного порта стоял возле острова Кильдин. Эки паж во главе с капитаном Кимом Николаевичем Шквдо- вым благополучно прибукси ровал в порт БМРТ «Алтай», у которого в плавании вышел из строя электродвигатель гребного винта. По всем ме теосводкам в районах Барен цева моря, где промышляли рыбу коллективы судов ВРПО «Севрыба», погода была нор мальной, и ждать каких-то особенных аварийных вызо вов не приходилось. Радиограмма — приказ на чальника отряда аварийно-спа сательных работ о следова нии в Архангельск — особой тревоги тоже не вызвала. Из нее было ясно, что дел на мель ТХС «Канин», его на до поставить на ровный киль и сдернуть на глубину — работа в общем-то для спаса телей не новая. С расчетом на скорый успех моряки «Мур- манрыбы» прибыли в Архан гельск. Однако уже первое зна комство с обстановкой пока зало: «Канин» для спасателей — орешек очень трудный. Од но дело — снять судно с ме ли, и совсем другое — про вести судоподъем. ЭТОТ ТЯЖЕЛЫЙ КАМЕННЫЙ УГОЛЬ tlllilllllllllllllllllllllllh Не буду подробно расска зывать о всех мерах, какие принимались для того, чтобы ТХС «Канин» оказался на пла ву и его можно было бы за вести в док. Расскажу всего о двух, эпизодах из нашей ра боты в Архангельска. Мне ка жется, они смогут подтвер дить бытующую поговорку, что спасатель — трижды мо ряк. Начну... с угля. В третьем трюме «Канина» было 120 тонн каменного уг ля. Было совершенно ясно, что, не выгрузив его, судно на ровный киль поставить не удастся. Моряки управления транспортно - рефрижератор ного флота выгружали его че рез небольшое отверстие, прорезанное в левом борту. Работа продвигалась медлен но. И вот в один из дней, ко гда над Архангельском висе ли мрачные тучи и моросил нудный мелкий дождь, в са лон «Мурманрыбы» вошел начальник управления Юрий Израилевич Фабер. Он закрыл сггиной экран телевизора и сказал: — Ребята, нужно выгрузить уголь.. Из трюма... 100 тонн. Дело очень трудное, но я об ращаюсь к вам, как к спаса телям, людям, готовым к лю бым испытаниям. Я ш бы обратиться в штаб, и вам бы отдали приказ. Я этого не де лаю. По опыту знаю, что сре ди вас найдутся доброволь цы. Надо десять человек. По могите! Тех, кто даст согла сие, я жду в катере. Помню, тихо стало в сало не, и потому понаэалось. что у ж слиш ком громко работает телеви ;ор. Кто-то его в ы кл ю чил. Капитан Ш кадов смотрел на моряков, но см елы х не- на ходилось: 100 тонн угля надо было отгр узить из трюма «Канина» за одну ночь. А это не ш утка, с к а ж у вам. Видимо, каж д ы й в наступи вш ей ти ш и не прикиды вал свои си лы — см ож ет ли вы д ер ж ать нагруз ку. Первым вызвался боцман ком м уни ст Борис Караулов. В торым поднялся водолаз Иван И ваняк, потом матрос В интор Селефоиов, эл е ктри к Сергей Игони н. К ним присо единились м оторист Владимир С орокин и м атрос Сергей Не- зговоров. Р уководить действи ями крановщ и ка пяавираиа согласился начальник радио станции, наш председатель судового ком итета профсоюза А лександр Тимофеевич Горвун- ков. С пустились в трю м , осмот релись. С каж у прямо, картииа не порадовала нас, как гово рится, своими краскам и: нз- под угля торчали доски, вы глядывали мешки. какие-то железные конструкции (по том оказалось, что это были двигатели). О прямой отгруз- не грейфером нечего было и думать, для него надо было расчищать площадку. Но оце пенение прошло довольно ско ро: глаза боятся, а руки де лают. И постепенно, ковш за ковшом, уголь начали подни м ать из трю ма в баржу. Так работали часа два. Эн тузиазма было хоть отбавляй.., до первой поломки нрана Ко гда же он остановился и мы начали кидать уголь огромны ми лопатами, здесь уже и шутки исчезли, и носы наши опустились, наверное, нмже подбородков. На первый перекур по штормтрапу мы поднимались еще бодро, на второй реша ли вообще не выходить и ра боту не останавливать. Руки ломило, спины болели, мы были мокрые насквозь. С великим облегчением встретили известие: кран ис правлен! Спасатели — люди тоже не железные! И. если бы не эта и еще одна останов ка крана, весь уголь был бы за десять отведенных часов выгружен. А так, когда свар щики заделывали пробоину в левом борту «Канина», его оставалось в трюме тонн 30, но в этом нас никто не обвинял Мы сделали все, что смогли, работая под конец по колено в воде, перетаскивая уголь на лопатах к проему из самых дальних углов трюма. Вернулись мы на буксир, повалились спать, и потом, знаю, суток трое у каждого ныли руки и разламывалась спина. Только об этом никто не говорил: такая- наша ра бота, что ко всему надо быть готовым и видеть а ней, ра боте нашей, высокий смысп. ПОНТОНЫ МАЛО ТОЛЬКО НАКАЧАТЬ ШШШНННШШИИПН» Так или иначе, где быстро, а где помедленнее, но груз с ТХС «Канин» был большей частью снят. Пришло время ставить судно на киль. Для этого вызвали на помощь морской буксир «Стаханзаец>» и прибуксировали 150-тоннь:й плавучий кран. Целую ночь «Мурманрыба» и «Стахановец» работали на полную мощ ность, стараясь через свар ные треноги, установленные и» левом борту, перезермут* «Канин». Им помогал, ухва тившие:. за мачту, плавучий кран. С большим-большим трудом и очень неохотно «Ка нин» а конце концов зыпря- мился, но не совсем. Оста вался солидный крен, следо вательно, о постановке его а док нечего было и мечтать. Штаб по проведению судо подъемных работ принял ре шение притопить «Канин», за вести под него четыре понто на и после их продувки опять поднять судно. Но понтоны надо было прочно закрепить з их верхней части тросами за палубу «Канина». Вот за это дело и взялась аварийная партия морского буксир» «Мурманрыба». Сборы были недолгнми, на аварийное судно отправились м атрос-плотник А натолий И ва нов, матрасы Владимир Гае рюш ов, Владимир Кузнецов, токарь Н иколай М озж елии и я. Возглавлял аварийную партию старш ий по м ощ н ик напитана А натолий М ихаилович Руднев. Черные гром адины понтоне* чуть выгляды вали и> воды, а палубы сам ого .Нанина» не Эыло видно. Через ф альш борты несла с ш ипением свои ж ел ты е весенние воды С евер ная Двина. Брош енную стар по мов» сп и чку она унесла тут ж е. и всем нам стало ясно, что придется бороться не то ль ко с » стальны м и тросами, но и с течением тоже. О блачи вш ись в резиновы е изолирующ ие ко стю м ы . мы вш естером через трап по луба ка сош ли на палубу «Канина». Вода была по пояс, я п о ч у в ст вовал, что костюм из резино вого стал ж елезны м : он холо дил. передвигать ноги з нем было чрезвы чайно трудно Ре чн а я вода та к н норозяла сб и ть с ног. Здесь-то я и по думал, что сп асателям зар п л а ту начисляю т не за здорово ж и веш ь. Но это — эмоции, а их надо было о тбросать а ст о рону, приним ать поданный стальной конец и несколько раз обводить его с понтона вокруг ф ундамента грузовой лебедки. И благо крепили бы только один понто.ч. Но их было два. С начала работали осторож но, Но чтобы д остать до ф у н дамента лебедки, надо накло няться, и вот уж.» один, л о том второй, третий черпнули холодной водицы из Северной Д вины . Мне тоже «повезло»: зац епивш ись костю мом о ж е лезяку, я по чувствовал, как в пр авы й сапог заползает хо лод. ка к он поднимается аы- ш г и выш е. Четыре часа по пояс з во де мы крепили понтоны, а когда дело было сделано, ко- ' гда с «Канина»- наша аварий ная партия перешла на де журный плавкран и мы сняли резиновые костюмы, я увидел, что выкупался не один. Стар пом Анатолий Михайлович Руднев тоже был мокрым по пояс. Он сидел на дерев ян ном брусе и молча отжимал портянки. А ведь мог бы руководить нашими действи ями с плавкрана, мог бы не лезть в аоду и оставаться су хим. Но таков уж характер у спасателей — держаться а одной связке, делить трудно сти с ребятами, которым, мо жет быть, а сто раз труднее, нежели тебе. ПОЧЕМУ СЕРДИЛАСЬ ДВИНА ШШШТГ: Д вадцать суто к аврала о ста лись позади. Четвертого ию ня ночью «Канин», поддерживае м ы й четы р ьм я м ощ ным и пон тонам и. начал под ним аться и 1 воды. Медленно, но уверенно он становился на ровны й киль, и, глядя, как все вы ш е и в ы ш е поднимались его борта, вс» мы испы ты вали радость и от сознания большой проделан ной работы, и от того, что рейс подходил к концу и мы наконец-то сним ем ся с якор я и уйдем в М ур м ан ск — порт п р иписки наш его морского спасательного буксира, В тот же день, четвертого июня, капитан Ким Николае вич Шкадэв получил «добро» на выход а Белое море. Дви на будто злилась на нас за то, что м ы вырвали из ее пле на «Канин*. Она гнала крутую зояну, ей помогал ветер. Он свистел з антеннах, леерах. Но что было проку от ее злости! Дело свое мы сделали на со весть и шли домой со спокой ной душой. Поработать при шлось всему экипажу. но спросите у кого-либо из команды о трудностях и все, я уверен, в ответ недоуменно пожмут плевами и скажут: «Это наша работа». А о том, что спасатель — это трижды моряк, даже и не вспомнят. С, ДАНИЛОВ, матрос CMS «Мурманрыба», член tyflosoro комитета профсоюза. 24 йюяя Ш
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz