Рыбный Мурман. 1983 г. Июнь.
ПРАВОФЛАНГОВЫЕ i 1 с 5 «■» I П Р А В О Ф Л А Н Г О В Ы Е — т а к назы ваем м ы отд ельны х тр уж е » ников и коллективы , которы е идут впереди, во зглавл яв социалистическое соревнование. Эти сним ки сделаны на р азн ы х предприятиях, но людей, зап ечатл ен н ы х здесь, объед иняет добросовестное отнош ение к тр уд у. Комсомолка Инна Кар ибян работает ш там повщ иц ей на линии № 2 жестянобаночной ф абрики. Она — л у чш а я по про* ф ессин. Коллектив оказал ей большое доверие, избр ав проф- групоргом . Комсомолка д орож ит доверием, стар ается хорошо вы п о л н и ть это поручение. А ка к работает, судите сам и: 120 проц ентов сменной вы работки — ее постоянны й показатель. М атр о с первого класса СРТ-м «И, Спиридонов» И горь Пет р ович Гр абар ь в «С евры бпромразведке» — среди лучш и х . Он че ты р е года в партии. Председатель судовой гр уппы народного ко н тр о ля, общ ественны й библиотекарь, артельщ ик. Э ки п аж этого суд н а успеш но вы полнил задание ПИНРО по ихтиопланк- тонной съ е м к е . Есть в этой работе и вклад И. П. Грабаря. Фото В. КО РЕЦ КО ГО . ,£ В С Т Р Е Ч И с новичками и — курсантами морского клуба «Альбатрос» для капитана Игоря Георгиевича Меняйленко одна из прият нейших обязанностей. Тем более что проходят они на СРТМ «Белолуцк», кото рый немалым старанием ка питана превращен в судно показательное как в смысле чистоты, так и в смысле дис циплины экипажа. А это сра зу бросается в глаза «са лажатам»: обстановка стро гая, капитан требователен, что проявляется, например, в таких замечаниях: — Курсант Климов! Ре комендую почистить ботин ки. Привыкайте к дисципли не, если хотите быть насто ящим моряком. И — на лекцию! — Бегу! — Не бегу, а слушаюсь! — Слушаюсь1 Побежал. Поворот на каблуках (под ражание дисциплине воен но-морской), и тринадцати летний курсант уносится с дробным топотом на палубу. Капитан улыбается, но через секунду, согнав улыб ку, скорым шагом идет в кают-компанию, где его ожидает ребятня. Сегодня довольно сухая лекция — по технике безо пасности. Но одно дело, ко гда зачитываются инструк ции, и совершенно другое, когда рассказывает человек, жизнь которого крепче свя зана с морем, чем с бере гом. — А вам самому приходи, лось тонуть? — вдруг пе ребивает капитана ломаю щийся голосок. — Нельзя перебивать старших. Это раз. Во-вто рых, вопросы после лекции. Это два. И вот закончена обяза тельная часть выступления, и Меняйленко рассказывает историю, которая произошла с ним в давние времена: — Я тогда юнгой бы л на экспедиционном судне « Р ы н да». Капитана, помню, звали Зосимом Павловичем Зама- риным... И скали мы селед ку, долго искали, а тол ку никакого. Запасы про д уктов уж е подходили к концу, реш или было возвра щ аться, но капитан п р и казы вает бросить сети последний ра зок, Если о пять ничего, то уж е точно — идем домой И что вы думаете, ребята, начали мы поднимать сети, а в каждой по четы ре — п ять тонн селедки. Команда, конечно, взбодри лась, и за работой как-то не заметили, волноваться, а через два б ук вально часа разгулялось по- настоящ ему. И ту т на тебе — смыло за борт сеть, намо тало ее на винт. Хода, понят но, уж е нет. Приш лось всю ночь нам леж ать в дрейфе на «вожаке-канате» — к нему в те времена сети крепились. Настало утро. Ветер немно го стих. Но что ж е делать? Ре шили спустить ш лю пку «ту зик» и уж е с нее попы таться срезать сеть с винта. Кто желающий?! У ж больно хотелось мне по чувствовать себя настоящим, нуж н ы м экипаж у моряком. А то все — принеси, убери, подай. Н у и пристал я к капитану: наступит срок, восемьдесят процентов альбатросовцев (такова статистика) выберут место работы море. * * * Но И горь Георгиевич Ме няйленко не то лько «учебны й» капитан. Д важ д ы в год ухо дит «Бело луц к» в длительны е рейсы о б сл уж и вать суда, ра ботающ ие на мойвенной пути не. Что на бор ту? Почта. С танки. Тара. Запчасти. Сетематериа- лы . Все это хозяйство н у ж но раснидать по судам. И когда «Белолуц к» ш вар то вался к УП С «Борис Сафо- волосый парень растерянно затоптался на пороге. — И вот почему, — от ложив ложку, продолжил Меняйленко. — Вы не ко нюх, и здесь не конюшня. Прошу привести себя в по рядок', и тогда я не только разрешу войти, но и поже лаю приятного аппетита. По няли? На вахте стоял старпом Владимир Барахта. «Белолуцк» «Белолуцк» здесь, — там век, мол, не забуду, дайте мне эту работу, справлю сь. Угово рил. Посадили меня в ш лю п ку, в руки — багор, а на конце багра нож привязан, И сп у с тили за борт. «Тузик» то почти под киль судна провалится, то взлетит на уровень планширя. А н у ж но уловить такой момент, что бы и винт оголился, и ты р я дом оказался и полоснул по сетному полотну ножом. П ы ж ился я, пы ж ился, а все без толку. Воды нахлебался. С судна кричат: «Поднимать?» Нет, отвечаю, не надо, ср е ж у полотно. Продолжаю работать. Погода ухудш ается. Словом, подняли меня на борт чуть живого от устал о с ти. — А все это почему сл у ч и лось? — обвел глазами М е няйленко аудиторию. — Пото му, что кто-то не закрепил в свое время сеть, наруш ил пра вила техники безопасности. Ведь вместе с сетью могло у та щ ить и человека... А тонул я или нет — ка к сказать?! Раз перед вами стою , значит плохо тонул. Но вкус моря мне знаком. Под присмотром капита на, старпома, механика ре бятня растекается по «Бе- лолуцку». Интересно им буквально все, но подмечает Игорь Георгиевич Меняйлен ко, что один курсант вце пился в штурвал, другого не вытащишь из машинного отделения, третий забрался к радисту, четвертый... Сло вом, идет урок профориен тации, и, скажем уверенно, для многих ребят он будет продолжен уже в стенах мор ских училищ. Потому что будут на «Белолуцке» выхо ды в море, будут шлюпоч ные переходы, будет просто нов», п иш ущ и й эти строки был принят капитаном М еняйленно уж е непосредственно в произ водственны х условиях. На судне, к а к и тогда, когда оно стоит у причала, военно- морской порядок. Чистота. К а питан, и зви н и вш и сь, заним а ется о тпр авкой ш турм ана Н. и оф ормлением нового ш тур мана М. — Нет, товарищи, так не пойдет, — указал Меняй ленко пальцем на одну из бумаг отчетности. — Пере считать. Тогда подпишу. Штурманы ушли пересчи. тывать. Через полчаса они вновь стояли на пороге каюты: «Разрешите?» Капитан просмотрел стоп ку листов, выдернул из нее один и развел руками: «Ну кто же так составляет до кумент? Пересоставить. По том подпишу». Штурманы переглянулись и вышли. Вскоре пришли вновь. И снова были выпровождены. Капитан засмеялся: «Вы представляете, что обо мне они сейчас думают?.. Но в следующий раз — ведь мо лодые, в море ходить да хо дить — отчетность будут составлять верно. Им же это нужно...» ...Настало время ужина, и мы спустились в кают-ком панию. Спросив разрешения у капитана, входили матросы, но одному из них Меняй ленко на «Разрешите» отве тил: «Не разрешаю». Черно Игорь Георгиевич зашел в рулевую рубку, притулился у правого окошка. Штормило уже которые сутки. Экипаж, это капитан чувствовал по себе, не то что устал — просто изнуряющая ежедневная болтанка может вымотать и просоленного морями человека, И Меняй ленко, доведший себя до бес сонницы непомерным потреб лением кофе, грустно смот рел на обледенелые ящики на палубе, обернутые льдом канаты, тросы... — зрелище не из приятных. — Командир, — сказал Барахта, — часа через два, наверное, надо обкалывать ся-. Потихоньку обрастаем льдом. — Зачем же через два часа, — отозвался капитан, — начнем сейчас. Не будем ждать, когда обрастем по уши. Объявляй аврал... С неохотой матросы вла- зили в рокоиы, разбирали пешни, скребки, но вскоре были растянуты по судну предохранительные тросы, и началась сколка льда. При мер, как и полагается, пода вал боцман Николай Дани лович Соболев, ну а ему «вторили» моторист Нико лай Иванович Кочурин, мат рос Виктор Федорович Пу- сторнаков... Капитан отда вал распоряжения по гром коговорящему устройству, для чего-то открыв свое окошко. Это и сгубило голос Ме няйленко. И потому не было на сей раз при швартовке к очеред- • ному судну четких и ясных распоряжений капитана Ме няйленко. Большой специ алист по части этой слож ной операции, он было взял ся за микрофон, но... Пришлось капитану пере дать полномочия по швар товке старпому — три года ходят вместе, Владимир мно гое перенял у капитана, — и подвел судно к борту ба зы отлично. А сам Меняй ленко стоял рядом. Дубли ровал. Опять штормы. Ко всему привыкает человек, но на стоящий капитан никогда не привыкнет к опасности, которую сулит шторм, к то му же принесший невесть откуда льднны. Сутками стоял капитан на мостике, хотя и не мо лод уже. А тут еще по шли ледяные поля, убавлен ход до минимума, но, черт его знает, как поведет себя судно в довольно жестких условиях. — Игорь Георгиевич! — озирая ледяную пустыню, говорил Владимир Барахта, — и почему мы не ледо кольного типа? Предлагаю присвоить «Белолуцку» ле_ докольное звание. Ш вартовки, дов. Переходы, товки. Отходы от су- О пять швар- Их было сотни в прош лую мойвенную путину, их будет сотни и в п ути н у ны неш нюю . Д», но н еуж то Игорь Геор гиевич не отдыхает? Н еуж то нет пристрастий, кроме рабо т ы ? Есть! Лю бит аккордеон и, хотя такие меха у инструм ен та, словно сл уж и л он ми- ш енью взводу автом атчиков, все ж е ум еет и звлечь из ак- нордеона капитан не абы что, а классику. Но аккордеон сей час на втором плане, на пер вом — учеба в мореходном училищ е. В свое врем я не удалось М еняйленко получи ть должное образование, дошел до капи танского зван и я трудолюбием, благодаря лю бви к морю. А что это было за время -*• не нуж но о б ъ ясн ять. Городу М ур м ан ску вручен орден Ве ликой Отечественной войны I степени. Этим все сказано. Ю. КАЗАНЦЕВ, наш спец. корр. Баренцево море. что море начало интересная жизнь. И, когда ;|11ШШ111111П111111Н1Ш1Ш11Ш11Н11Ш11111Ш1ШШ1Ш111Ш11Ш111Ш1111М11111Ш111Ш11111111111ШШП111Ш11Н111111ПН1111ШП111Ш11ШШШП1111Ш1Ш111ШШШ1111Ш1НМПШ1ШМШШ1111Ш11Ш1Ш11111111111П: W a i 1 >Д > !ш |ДО!| 24 нюня 1983 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz