Рыбный Мурман. 1983 г. Июнь.

ПРАВОФЛАНГОВЫЕ i 1 с 5 «■» I П Р А В О Ф Л А Н Г О В Ы Е — т а к назы ваем м ы отд ельны х тр уж е » ников и коллективы , которы е идут впереди, во зглавл яв социалистическое соревнование. Эти сним ки сделаны на р азн ы х предприятиях, но людей, зап ечатл ен н ы х здесь, объед иняет добросовестное отнош ение к тр уд у. Комсомолка Инна Кар ибян работает ш там повщ иц ей на линии № 2 жестянобаночной ф абрики. Она — л у чш а я по про* ф ессин. Коллектив оказал ей большое доверие, избр ав проф- групоргом . Комсомолка д орож ит доверием, стар ается хорошо вы п о л н и ть это поручение. А ка к работает, судите сам и: 120 проц ентов сменной вы работки — ее постоянны й показатель. М атр о с первого класса СРТ-м «И, Спиридонов» И горь Пет­ р ович Гр абар ь в «С евры бпромразведке» — среди лучш и х . Он че ты р е года в партии. Председатель судовой гр уппы народного ко н тр о ля, общ ественны й библиотекарь, артельщ ик. Э ки п аж этого суд н а успеш но вы полнил задание ПИНРО по ихтиопланк- тонной съ е м к е . Есть в этой работе и вклад И. П. Грабаря. Фото В. КО РЕЦ КО ГО . ,£ В С Т Р Е Ч И с новичками и — курсантами морского клуба «Альбатрос» для капитана Игоря Георгиевича Меняйленко одна из прият­ нейших обязанностей. Тем более что проходят они на СРТМ «Белолуцк», кото­ рый немалым старанием ка­ питана превращен в судно показательное как в смысле чистоты, так и в смысле дис­ циплины экипажа. А это сра­ зу бросается в глаза «са­ лажатам»: обстановка стро­ гая, капитан требователен, что проявляется, например, в таких замечаниях: — Курсант Климов! Ре­ комендую почистить ботин­ ки. Привыкайте к дисципли­ не, если хотите быть насто­ ящим моряком. И — на лекцию! — Бегу! — Не бегу, а слушаюсь! — Слушаюсь1 Побежал. Поворот на каблуках (под­ ражание дисциплине воен­ но-морской), и тринадцати­ летний курсант уносится с дробным топотом на палубу. Капитан улыбается, но через секунду, согнав улыб­ ку, скорым шагом идет в кают-компанию, где его ожидает ребятня. Сегодня довольно сухая лекция — по технике безо­ пасности. Но одно дело, ко­ гда зачитываются инструк­ ции, и совершенно другое, когда рассказывает человек, жизнь которого крепче свя­ зана с морем, чем с бере­ гом. — А вам самому приходи, лось тонуть? — вдруг пе­ ребивает капитана ломаю­ щийся голосок. — Нельзя перебивать старших. Это раз. Во-вто­ рых, вопросы после лекции. Это два. И вот закончена обяза­ тельная часть выступления, и Меняйленко рассказывает историю, которая произошла с ним в давние времена: — Я тогда юнгой бы л на экспедиционном судне « Р ы н ­ да». Капитана, помню, звали Зосимом Павловичем Зама- риным... И скали мы селед­ ку, долго искали, а тол­ ку никакого. Запасы про­ д уктов уж е подходили к концу, реш или было возвра­ щ аться, но капитан п р и казы ­ вает бросить сети последний ра­ зок, Если о пять ничего, то уж е точно — идем домой И что вы думаете, ребята, начали мы поднимать сети, а в каждой по четы ре — п ять тонн селедки. Команда, конечно, взбодри­ лась, и за работой как-то не заметили, волноваться, а через два б ук­ вально часа разгулялось по- настоящ ему. И ту т на тебе — смыло за борт сеть, намо­ тало ее на винт. Хода, понят­ но, уж е нет. Приш лось всю ночь нам леж ать в дрейфе на «вожаке-канате» — к нему в те времена сети крепились. Настало утро. Ветер немно­ го стих. Но что ж е делать? Ре ­ шили спустить ш лю пку «ту­ зик» и уж е с нее попы таться срезать сеть с винта. Кто желающий?! У ж больно хотелось мне по­ чувствовать себя настоящим, нуж н ы м экипаж у моряком. А то все — принеси, убери, подай. Н у и пристал я к капитану: наступит срок, восемьдесят процентов альбатросовцев (такова статистика) выберут место работы море. * * * Но И горь Георгиевич Ме­ няйленко не то лько «учебны й» капитан. Д важ д ы в год ухо­ дит «Бело луц к» в длительны е рейсы о б сл уж и вать суда, ра­ ботающ ие на мойвенной пути­ не. Что на бор ту? Почта. С танки. Тара. Запчасти. Сетематериа- лы . Все это хозяйство н у ж ­ но раснидать по судам. И когда «Белолуц к» ш вар ­ то вался к УП С «Борис Сафо- волосый парень растерянно затоптался на пороге. — И вот почему, — от­ ложив ложку, продолжил Меняйленко. — Вы не ко­ нюх, и здесь не конюшня. Прошу привести себя в по­ рядок', и тогда я не только разрешу войти, но и поже­ лаю приятного аппетита. По­ няли? На вахте стоял старпом Владимир Барахта. «Белолуцк» «Белолуцк» здесь, — там век, мол, не забуду, дайте мне эту работу, справлю сь. Угово­ рил. Посадили меня в ш лю п ку, в руки — багор, а на конце багра нож привязан, И сп у с­ тили за борт. «Тузик» то почти под киль судна провалится, то взлетит на уровень планширя. А н у ж ­ но уловить такой момент, что­ бы и винт оголился, и ты р я­ дом оказался и полоснул по сетному полотну ножом. П ы ­ ж ился я, пы ж ился, а все без толку. Воды нахлебался. С судна кричат: «Поднимать?» Нет, отвечаю, не надо, ср е ж у полотно. Продолжаю работать. Погода ухудш ается. Словом, подняли меня на борт чуть живого от устал о с­ ти. — А все это почему сл у ч и ­ лось? — обвел глазами М е­ няйленко аудиторию. — Пото­ му, что кто-то не закрепил в свое время сеть, наруш ил пра­ вила техники безопасности. Ведь вместе с сетью могло у та ­ щ ить и человека... А тонул я или нет — ка к сказать?! Раз перед вами стою , значит плохо тонул. Но вкус моря мне знаком. Под присмотром капита­ на, старпома, механика ре­ бятня растекается по «Бе- лолуцку». Интересно им буквально все, но подмечает Игорь Георгиевич Меняйлен­ ко, что один курсант вце­ пился в штурвал, другого не вытащишь из машинного отделения, третий забрался к радисту, четвертый... Сло­ вом, идет урок профориен­ тации, и, скажем уверенно, для многих ребят он будет продолжен уже в стенах мор­ ских училищ. Потому что будут на «Белолуцке» выхо­ ды в море, будут шлюпоч­ ные переходы, будет просто нов», п иш ущ и й эти строки был принят капитаном М еняйленно уж е непосредственно в произ­ водственны х условиях. На судне, к а к и тогда, когда оно стоит у причала, военно- морской порядок. Чистота. К а­ питан, и зви н и вш и сь, заним а­ ется о тпр авкой ш турм ана Н. и оф ормлением нового ш тур ­ мана М. — Нет, товарищи, так не пойдет, — указал Меняй­ ленко пальцем на одну из бумаг отчетности. — Пере­ считать. Тогда подпишу. Штурманы ушли пересчи. тывать. Через полчаса они вновь стояли на пороге каюты: «Разрешите?» Капитан просмотрел стоп­ ку листов, выдернул из нее один и развел руками: «Ну кто же так составляет до­ кумент? Пересоставить. По­ том подпишу». Штурманы переглянулись и вышли. Вскоре пришли вновь. И снова были выпровождены. Капитан засмеялся: «Вы представляете, что обо мне они сейчас думают?.. Но в следующий раз — ведь мо­ лодые, в море ходить да хо­ дить — отчетность будут составлять верно. Им же это нужно...» ...Настало время ужина, и мы спустились в кают-ком­ панию. Спросив разрешения у капитана, входили матросы, но одному из них Меняй­ ленко на «Разрешите» отве­ тил: «Не разрешаю». Черно­ Игорь Георгиевич зашел в рулевую рубку, притулился у правого окошка. Штормило уже которые сутки. Экипаж, это капитан чувствовал по себе, не то что устал — просто изнуряющая ежедневная болтанка может вымотать и просоленного морями человека, И Меняй­ ленко, доведший себя до бес­ сонницы непомерным потреб­ лением кофе, грустно смот­ рел на обледенелые ящики на палубе, обернутые льдом канаты, тросы... — зрелище не из приятных. — Командир, — сказал Барахта, — часа через два, наверное, надо обкалывать­ ся-. Потихоньку обрастаем льдом. — Зачем же через два часа, — отозвался капитан, — начнем сейчас. Не будем ждать, когда обрастем по уши. Объявляй аврал... С неохотой матросы вла- зили в рокоиы, разбирали пешни, скребки, но вскоре были растянуты по судну предохранительные тросы, и началась сколка льда. При­ мер, как и полагается, пода­ вал боцман Николай Дани­ лович Соболев, ну а ему «вторили» моторист Нико­ лай Иванович Кочурин, мат­ рос Виктор Федорович Пу- сторнаков... Капитан отда­ вал распоряжения по гром­ коговорящему устройству, для чего-то открыв свое окошко. Это и сгубило голос Ме­ няйленко. И потому не было на сей раз при швартовке к очеред- • ному судну четких и ясных распоряжений капитана Ме­ няйленко. Большой специ­ алист по части этой слож­ ной операции, он было взял­ ся за микрофон, но... Пришлось капитану пере­ дать полномочия по швар­ товке старпому — три года ходят вместе, Владимир мно­ гое перенял у капитана, — и подвел судно к борту ба­ зы отлично. А сам Меняй­ ленко стоял рядом. Дубли­ ровал. Опять штормы. Ко всему привыкает человек, но на­ стоящий капитан никогда не привыкнет к опасности, которую сулит шторм, к то­ му же принесший невесть откуда льднны. Сутками стоял капитан на мостике, хотя и не мо­ лод уже. А тут еще по­ шли ледяные поля, убавлен ход до минимума, но, черт его знает, как поведет себя судно в довольно жестких условиях. — Игорь Георгиевич! — озирая ледяную пустыню, говорил Владимир Барахта, — и почему мы не ледо­ кольного типа? Предлагаю присвоить «Белолуцку» ле_ докольное звание. Ш вартовки, дов. Переходы, товки. Отходы от су- О пять швар- Их было сотни в прош лую мойвенную путину, их будет сотни и в п ути н у ны неш нюю . Д», но н еуж то Игорь Геор­ гиевич не отдыхает? Н еуж то нет пристрастий, кроме рабо­ т ы ? Есть! Лю бит аккордеон и, хотя такие меха у инструм ен­ та, словно сл уж и л он ми- ш енью взводу автом атчиков, все ж е ум еет и звлечь из ак- нордеона капитан не абы что, а классику. Но аккордеон сей­ час на втором плане, на пер­ вом — учеба в мореходном училищ е. В свое врем я не удалось М еняйленко получи ть должное образование, дошел до капи­ танского зван и я трудолюбием, благодаря лю бви к морю. А что это было за время -*• не нуж но о б ъ ясн ять. Городу М ур м ан ску вручен орден Ве­ ликой Отечественной войны I степени. Этим все сказано. Ю. КАЗАНЦЕВ, наш спец. корр. Баренцево море. что море начало интересная жизнь. И, когда ;|11ШШ111111П111111Н1Ш1Ш11Ш11Н11Ш11111Ш1ШШ1Ш111Ш11Ш111Ш1111М11111Ш111Ш11111111111ШШП111Ш11Н111111ПН1111ШП111Ш11ШШШП1111Ш1Ш111ШШШ1111Ш1НМПШ1ШМШШ1111Ш11Ш1Ш11111111111П: W a i 1 >Д > !ш |ДО!| 24 нюня 1983 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz