Рыбный Мурман. 1983 г. Июнь.
ХОЗЯЙСТВОВАТЬ ЭФФЕКТИВНО Казалось бы, нехитрое приспособле ние — кр ы ш ка для герметичной з а ку п о р и * консервов и пресервов. Но и и ней есть строгие требования, предъяв ляемые стандартом. А когда счет идет на миллионы ш тун — здесь и м ехани зации ие успеть, н у ж н ы автоматизиро ванные .линии. Н иколай Валентиисеич Попов — на ладчик :таких линий, специалист вы со кой квалиф икации. Качество ж естяно баночной тары во многом зависит от его у м е н и я . р добросовестности. Того и д р у го го : наладчику не занимать. СТАРЫЕ ЗАПЛАТЫ У НОВОЙ ЛИНИ •Досрочно — в 111 квартале — освоить автоматизиро ванную линяю в© жроизводству жестяных крышек». {Из социалистических обязательств коллектива Мур манского тарного комбината). Когда около тт лет назад я пришел е цех, то смотрел на все, как... авто слесарь. Долго Сы еще ос тавались замашки старой специальности, да спасибо рентам: у объяснили, что к чему, а научили. Опыт, понемногу у всех перени мал, но особо хотел бы по благодарить нашего ветера на Василия Александровича Соловьева, Володю Смирно ва. Вообще, коллектив и на фабрике, и на нашем вто ром участке, и у нас, на ладчиков, дружный, а раз , так, то и дело спорится. Скажем, когда в конце прошлого года шел монтаж новой линии выпуска кры шей для банок № 3 и № 8, с делом управились быстро. Работали на таком подъеме, что нашу бригаду назвали веселой командой. Такие темпы диктовались обстоятельствами. Дело в том, что корпусная часть линии задействована и ра ботает более года. Но корпус без крышки — еще не бан ка. И приходилось крышки •подвозить с первого участ ка, чтобы изготовить сбор ную банку 8. Флоты и рыбокомбинат тоже два за езда делали: к вам и на первый участок. Мы пони мали, что это накладно, и как могли, приближали вре мя, когда не надо будет комплектовать банку в раз ных концах. К тому же но вая линия более произво дительна, продукция ее де шевле, на обслуживании стоит меньше людей. Упрощенно схема изготов ления крышек выглядит тан: ластовая жесть подается ва автоматические гильотин ные ножницы, режется на бланки, сши складываются т штабелер, Вагонетки, Чйущие по монорельсу, за бегают эти штабели и вода- ют на штамппрессы, кото рых Ъ лшиш два. Далее в аонвейере включены пасто- занладочлая машина, су. •аальвая печь — а крышка гоюва. Только лона я это рассказываю, не одна сотня арышек выйдет, ведь прес с а за секунду делают четы ре удара, а значит,, выпуска ют восемь крышек, пред ставляете себе частоту ав томатных очередей? В еутия будет выпускать ся норядка 400 тысяч штук крышек. Вот я слышал, что в театрах жесть применяют для шумовых эффектов, чтобы, предположим, изо бразить раскаты грома. Тан, иогда линия войдет в строй, обслуживающему персона лу никакой театр не нужен будет, по горло будем сыты раскатами. Это я к тому, что мы сжимаем время до предела, чтобы запустить стадии, есть все Основания считать, что работу, предус мотренную социалистичес кими . обязательствами, вы полним раньше, а вот о том, как и когда будет ре шена проблема звукопогло щения, пока ничего не изве стно. Силами участка нам уровень шума не понизить, нужны специалисты иного профиля. Теперь еще один вопрос, который всех нас волнует. Для размещения новой ли нии мы заняли часть быв шего склада. Даже не быв шего, а действующего и поныне. Повернешь голову направо — станки, автома тика, повернешь налево — склад готовой продукции. Одно дело, что нет компак тности, .производственного уюта, но с этим еще мож но примириться. Но двери склада целыми сутками на распашку, по цеху гуляют сквозняки. Перегородку по всей ши рине цеха мы тоже выпол нить не в состоянии, нуж но, наверное, чтобы к это му делу подключились стро ители из СМУ «Севрыбы». Кстати, они зарекомендова ли себя добросовестными партнерами: такие доброт ные подготовили полы в це хе, что хоть танцуй на них. Новая линия со старыми заплатами «не смотрится». Причем отсутствие перего родки звукопоглощения су щественно влияет на здо ровье людей. Да и госу дарству лишние больничные листы обходятся накладно. Таким образом, забота о людях — дело > государст венное. Ну а мы со своей сторо ны сделаем все, чтобы ав томаты «застрочили* рань ше срока в без осечен. Ведь банка мелкой расфасовки {во 250 граммов и по 353 грамма) пользуются у мур- твадн н за пределами об- иастн все большим спросом. А имени© для этих банок вреднаэначена новая авто матизированная линия по производству жестяных кры ше:. Оборудование начина ем уже прокручивать, есть и продукция, которую мы уже подержали 6 руках. Что ж, стандарту соответ ствует. Будет и в дальней шем соответствовать. Это мы говорим, наладчики. АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ Я Р У С С Т О И Т С В Е Ч Незаслуженно забытый ярусный лов рыбы нынче на чинает «жизнь с начала». В управлении «Севрыбпромраз- ведка» почти год длился >кс- перимент по его освоению. Наш корреспондент И. Бере зюк встретилась с начальни ком отдела добычи рыбы уп равления В. П. Гороховым и попросила рассказать о ходе эксперимента. — Владимир Петрович, тот ли ярус используется теперь? Я имею в виду ве ревку с подвешенными на ней крючками, которой Ло вили рыбу поморы. — Нет, конечно. За осно ву взят только, так ска зать, принцип его работы. Сейчас ярус — сложный комплекс механизмов, при чем автоматизированная ли ния ярусного лова — одна из самых совершенных. Производительность ее (я говорю об обработке) — до 30 тысяч крючков в сутки. Естественно, обработать вручную такое количество просто немыслимо. — Насколько же этот метод популярен в мире? — Ну, например норвеж цы с помощью яруса добы вают более половины всего улова трески. Ярусный лов популярен в Японии, Дании, ЦТвеции, США. Интересно, что"' норвежцы считают хо рошим уловом 110 кило граммов рыбы на тысячу крючков. А мы в последнее время добились вылова в четыре раза большего и су точной производительности от 8 до 12 тонн. — Уж коли мы заговори ли о цифрах, давайте дока жем, что ярусный лов вы годнее тралового. — Пожалуйста. Трал, ко нечно, эффективнее яруса, но он и намного дороже, а топлива при работе с ним расходуется чуть не втрое больше. Да и моряков, за нятых на траловом лове, «задействовано» больше. По вылову на плотных скоплениях показатели прак тически однозначны. Но за то на разреженных скоп лениях тралом ловят в сутки около 600 килограм мов, а ярусом — 9— 10 тонн. Так что при нынешней промысловой обстановке выгода яруса очевидна. — Но ведь трал выметы вается пустой, а здесь на каждом крючке — наживка, значит, расход сырья... — Расход невелик: 600 килограммов кальмара на 27 тысяч крючков, а вылов — 7—8 тонн рыбы. — А какие породы рыб лучше ловить ярусом? " — Треску, зубатку, пал туса. — Владимир Петрович, можно ли на словах «пока зать», как устроено это ору дие лова? — Попробую. Первая часть комплекса — выме тывающий автомат. Нажив ка насаживается при вымет- ке. Затем — ярусовыбороч ная машина, она выбирает «хребтину» с уловом. Крюч ки прох,одят через очисти тельный механизм, где с них специальными щетками И напором воды снимаются остатки наживки и рыбы. Далее ярус движется по на правляющему желобу в бун кер на машину раскручива ния поводцов и затем укла дывается в кассеты. Потом процесс повторяется. — А наживку отнуда бе рете? — В порту, с тех судов, . которые ловили кальмара. Его складывают в трюм, - где потом будет храниться мороженая рыбопродукция. — Владимир Петрович, случайным ли был выбор для эксперимента именно СРТ-м «Медвежий»? — Это судно — не луч ший вариант, но более под ходящих судов у нас пойз нет. — А районы промысла выбираются по какому-то принципу? — В период с марта до середины мая восточная часть Баренцева моря ста новится нерезультативной зоной для тралового про мысла. Будем искать в на ших водах И Мировом оке ане возможные районы для работы ярусом. — Наверное, СРТ-м «Медвежий» недолго оста нется в одиночестве? — Мы убеждены: следу ет организовать экспедици онный лов, когда несколько малотоннажных судов, осна щенных автоматическими линиями, будут работать на одно приемное. Сейчас ре шается вопрос о закупке еще нескольких комплексов, а в Калининградском про мышленном объединений разрабатывается «свое», > Отечественное оборудование для ярусного лова. — Так, может быть, в будущем откажемся от БАТов? — Нет. Ярусный лов мо жно вести лишь с малотон нажных судов. Большим кораблям — большое пла вание и большие уловы. А ярусный лов — лишь су щественная прибавка к тра ловому промыслу. Поэтому Министерство рыбного хо зяйства СССР уделяет большое внимание развитию забытого, но перспективного вида добычи. — Выходит, новое — хорошо забытое старое. Только вот, закупая им портное оборудование, тра тим большие средства... < — А не дороже ли обой дутся пустопорожние рейсы с тралом, когда из того или иного района ушли рыбные косяки? Нет. Ярус стоит свеч! ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ Д И С Ц И П Л И Н А ОТ УПРЕКОВ Стоит побывать на не скольких судах любого флота, чтобы убедиться в повальном «увлечении» мо ряков техническим творчест вом. Кулибиных на флотах — хоть отбавляй! Моряков понять не труд но: перед ними стоит зада ча — максимальное коли чество сырья направлять на выпуск разделанной про дукции. А это означает, что каждая судовая рыбофабрн- ка должна быть оборудова на разделочной техникой. Но, нак утверждает заме ститель начальника Мур манского тралового флота В. И. Тимофеев, за три по следних года флот получил всего лишь около двадцати машин, спроектированных «Севтехрыбпромом». Тако го количества, конечно, крайне недостаточно. Прй- чем машины эти сложны fe изготовлении и недолговеч ны при эксплуатации в м ор- ских условиях. А ремонти руют их в объединении «Мурманская судоверфь» очень долго. Поэтому при ходится изобретать собствен ные средства малой меха низации, хотя и они не из бавляют моряков от ручной разделки рыбы. Да и снаб жают флот металлом и за пасными частями скупее, чем объединение «Мурман ская судоверфь». А ведь в Договоре 14-ти, подчеркнул В. И. Тимофеев, чётко определено:, флоту ловить и обрабатывать ры бу, объединениям «Севтех- рыбпром» и «Мурманская судоверфь» — обеспечивать моряков рыборазделочной техникой. Так почему же, спросите вы, моряки занимаются не свойственным им делом? Ведь существует «Севтех- рыбпром», а моряки, не зная ГОСТов на эти механизмы, могут создать машину, ко торая «выдаст» брак про дукции. Да и в точнн зре ния техники безопасности от такого станка можно ждать любого «сюрприза». К сожалению, далеко не всегда простое — гениально. И тем не менее, кулибя- ны работают, создают, экс плуатируют самые разные творения собственной техни ческой мысли. Не от хоро шей жизни: рыборазделоч ной техники действительно очень мало. Ну а что же думает по этому поводу «Севтехрыб- пром»? Вот точка зрения Ю. И. Кичева, заместителя заведу, ющего планово - производст венным отделом объедине ния: — Согласен, машины, ко? торые спроектированы нам»* — сложны в технологии изготовления. Много слы шим нареканий от моряков на ремни разных профилей и длины. Сейчас конструк торы работают над пробле мой замены их более долго вечными — полиуретановы ми. Тем не менее, уверен, надежность этих машин в эксплуатации зависит от хозяйского отношения в ним самих моряков. Да, в траловом флот* нередко рыборазделочные станки не «стоят» и полго да, хотя можно назвать ад» реса предприятий, где она безупречно работают и бо лее года. Зная положение дел с созданием новой те** ники и с ее ремонтом, сле довало бы бережнее-с ней обращаться. Ведь и для создания, я для ремонта рыбораздело,ь ного оборудования исполь зуются судоремонтные мощ ности объединения «Мур манская судоверфь» и в ча стности цех № 8. В прош- РЫБНЫЙМУРМАН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz