Рыбный Мурман. 1983 г. Июнь.

ХОЗЯЙСТВОВАТЬ ЭФФЕКТИВНО Казалось бы, нехитрое приспособле­ ние — кр ы ш ка для герметичной з а ку ­ п о р и * консервов и пресервов. Но и и ней есть строгие требования, предъяв­ ляемые стандартом. А когда счет идет на миллионы ш тун — здесь и м ехани­ зации ие успеть, н у ж н ы автоматизиро­ ванные .линии. Н иколай Валентиисеич Попов — на­ ладчик :таких линий, специалист вы со­ кой квалиф икации. Качество ж естяно­ баночной тары во многом зависит от его у м е н и я . р добросовестности. Того и д р у го го : наладчику не занимать. СТАРЫЕ ЗАПЛАТЫ У НОВОЙ ЛИНИ •Досрочно — в 111 квартале — освоить автоматизиро­ ванную линяю в© жроизводству жестяных крышек». {Из социалистических обязательств коллектива Мур­ манского тарного комбината). Когда около тт лет назад я пришел е цех, то смотрел на все, как... авто­ слесарь. Долго Сы еще ос­ тавались замашки старой специальности, да спасибо рентам: у объяснили, что к чему, а научили. Опыт, понемногу у всех перени­ мал, но особо хотел бы по­ благодарить нашего ветера­ на Василия Александровича Соловьева, Володю Смирно­ ва. Вообще, коллектив и на фабрике, и на нашем вто­ ром участке, и у нас, на­ ладчиков, дружный, а раз , так, то и дело спорится. Скажем, когда в конце прошлого года шел монтаж новой линии выпуска кры­ шей для банок № 3 и № 8, с делом управились быстро. Работали на таком подъеме, что нашу бригаду назвали веселой командой. Такие темпы диктовались обстоятельствами. Дело в том, что корпусная часть линии задействована и ра­ ботает более года. Но корпус без крышки — еще не бан­ ка. И приходилось крышки •подвозить с первого участ­ ка, чтобы изготовить сбор­ ную банку 8. Флоты и рыбокомбинат тоже два за­ езда делали: к вам и на первый участок. Мы пони­ мали, что это накладно, и как могли, приближали вре­ мя, когда не надо будет комплектовать банку в раз­ ных концах. К тому же но­ вая линия более произво­ дительна, продукция ее де­ шевле, на обслуживании стоит меньше людей. Упрощенно схема изготов­ ления крышек выглядит тан: ластовая жесть подается ва автоматические гильотин­ ные ножницы, режется на бланки, сши складываются т штабелер, Вагонетки, Чйущие по монорельсу, за­ бегают эти штабели и вода- ют на штамппрессы, кото­ рых Ъ лшиш два. Далее в аонвейере включены пасто- занладочлая машина, су. •аальвая печь — а крышка гоюва. Только лона я это рассказываю, не одна сотня арышек выйдет, ведь прес­ с а за секунду делают четы­ ре удара, а значит,, выпуска­ ют восемь крышек, пред­ ставляете себе частоту ав­ томатных очередей? В еутия будет выпускать­ ся норядка 400 тысяч штук крышек. Вот я слышал, что в театрах жесть применяют для шумовых эффектов, чтобы, предположим, изо­ бразить раскаты грома. Тан, иогда линия войдет в строй, обслуживающему персона­ лу никакой театр не нужен будет, по горло будем сыты раскатами. Это я к тому, что мы сжимаем время до предела, чтобы запустить стадии, есть все Основания считать, что работу, предус­ мотренную социалистичес­ кими . обязательствами, вы­ полним раньше, а вот о том, как и когда будет ре­ шена проблема звукопогло­ щения, пока ничего не изве­ стно. Силами участка нам уровень шума не понизить, нужны специалисты иного профиля. Теперь еще один вопрос, который всех нас волнует. Для размещения новой ли­ нии мы заняли часть быв­ шего склада. Даже не быв­ шего, а действующего и поныне. Повернешь голову направо — станки, автома­ тика, повернешь налево — склад готовой продукции. Одно дело, что нет компак­ тности, .производственного уюта, но с этим еще мож­ но примириться. Но двери склада целыми сутками на­ распашку, по цеху гуляют сквозняки. Перегородку по всей ши­ рине цеха мы тоже выпол­ нить не в состоянии, нуж­ но, наверное, чтобы к это­ му делу подключились стро­ ители из СМУ «Севрыбы». Кстати, они зарекомендова­ ли себя добросовестными партнерами: такие доброт­ ные подготовили полы в це­ хе, что хоть танцуй на них. Новая линия со старыми заплатами «не смотрится». Причем отсутствие перего­ родки звукопоглощения су­ щественно влияет на здо­ ровье людей. Да и госу­ дарству лишние больничные листы обходятся накладно. Таким образом, забота о людях — дело > государст­ венное. Ну а мы со своей сторо­ ны сделаем все, чтобы ав­ томаты «застрочили* рань­ ше срока в без осечен. Ведь банка мелкой расфасовки {во 250 граммов и по 353 грамма) пользуются у мур- твадн н за пределами об- иастн все большим спросом. А имени© для этих банок вреднаэначена новая авто­ матизированная линия по производству жестяных кры­ ше:. Оборудование начина­ ем уже прокручивать, есть и продукция, которую мы уже подержали 6 руках. Что ж, стандарту соответ­ ствует. Будет и в дальней­ шем соответствовать. Это мы говорим, наладчики. АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ Я Р У С С Т О И Т С В Е Ч Незаслуженно забытый ярусный лов рыбы нынче на­ чинает «жизнь с начала». В управлении «Севрыбпромраз- ведка» почти год длился >кс- перимент по его освоению. Наш корреспондент И. Бере­ зюк встретилась с начальни­ ком отдела добычи рыбы уп­ равления В. П. Гороховым и попросила рассказать о ходе эксперимента. — Владимир Петрович, тот ли ярус используется теперь? Я имею в виду ве­ ревку с подвешенными на ней крючками, которой Ло­ вили рыбу поморы. — Нет, конечно. За осно­ ву взят только, так ска­ зать, принцип его работы. Сейчас ярус — сложный комплекс механизмов, при­ чем автоматизированная ли­ ния ярусного лова — одна из самых совершенных. Производительность ее (я говорю об обработке) — до 30 тысяч крючков в сутки. Естественно, обработать вручную такое количество просто немыслимо. — Насколько же этот метод популярен в мире? — Ну, например норвеж­ цы с помощью яруса добы­ вают более половины всего улова трески. Ярусный лов популярен в Японии, Дании, ЦТвеции, США. Интересно, что"' норвежцы считают хо­ рошим уловом 110 кило­ граммов рыбы на тысячу крючков. А мы в последнее время добились вылова в четыре раза большего и су­ точной производительности от 8 до 12 тонн. — Уж коли мы заговори­ ли о цифрах, давайте дока­ жем, что ярусный лов вы­ годнее тралового. — Пожалуйста. Трал, ко­ нечно, эффективнее яруса, но он и намного дороже, а топлива при работе с ним расходуется чуть не втрое больше. Да и моряков, за­ нятых на траловом лове, «задействовано» больше. По вылову на плотных скоплениях показатели прак­ тически однозначны. Но за­ то на разреженных скоп­ лениях тралом ловят в сутки около 600 килограм­ мов, а ярусом — 9— 10 тонн. Так что при нынешней промысловой обстановке выгода яруса очевидна. — Но ведь трал выметы­ вается пустой, а здесь на каждом крючке — наживка, значит, расход сырья... — Расход невелик: 600 килограммов кальмара на 27 тысяч крючков, а вылов — 7—8 тонн рыбы. — А какие породы рыб лучше ловить ярусом? " — Треску, зубатку, пал­ туса. — Владимир Петрович, можно ли на словах «пока­ зать», как устроено это ору­ дие лова? — Попробую. Первая часть комплекса — выме­ тывающий автомат. Нажив­ ка насаживается при вымет- ке. Затем — ярусовыбороч­ ная машина, она выбирает «хребтину» с уловом. Крюч­ ки прох,одят через очисти­ тельный механизм, где с них специальными щетками И напором воды снимаются остатки наживки и рыбы. Далее ярус движется по на­ правляющему желобу в бун­ кер на машину раскручива­ ния поводцов и затем укла­ дывается в кассеты. Потом процесс повторяется. — А наживку отнуда бе­ рете? — В порту, с тех судов, . которые ловили кальмара. Его складывают в трюм, - где потом будет храниться мороженая рыбопродукция. — Владимир Петрович, случайным ли был выбор для эксперимента именно СРТ-м «Медвежий»? — Это судно — не луч­ ший вариант, но более под­ ходящих судов у нас пойз нет. — А районы промысла выбираются по какому-то принципу? — В период с марта до середины мая восточная часть Баренцева моря ста­ новится нерезультативной зоной для тралового про­ мысла. Будем искать в на­ ших водах И Мировом оке­ ане возможные районы для работы ярусом. — Наверное, СРТ-м «Медвежий» недолго оста­ нется в одиночестве? — Мы убеждены: следу­ ет организовать экспедици­ онный лов, когда несколько малотоннажных судов, осна­ щенных автоматическими линиями, будут работать на одно приемное. Сейчас ре­ шается вопрос о закупке еще нескольких комплексов, а в Калининградском про­ мышленном объединений разрабатывается «свое», > Отечественное оборудование для ярусного лова. — Так, может быть, в будущем откажемся от БАТов? — Нет. Ярусный лов мо­ жно вести лишь с малотон­ нажных судов. Большим кораблям — большое пла­ вание и большие уловы. А ярусный лов — лишь су­ щественная прибавка к тра­ ловому промыслу. Поэтому Министерство рыбного хо­ зяйства СССР уделяет большое внимание развитию забытого, но перспективного вида добычи. — Выходит, новое — хорошо забытое старое. Только вот, закупая им­ портное оборудование, тра­ тим большие средства... < — А не дороже ли обой­ дутся пустопорожние рейсы с тралом, когда из того или иного района ушли рыбные косяки? Нет. Ярус стоит свеч! ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ Д И С Ц И П Л И Н А ОТ УПРЕКОВ Стоит побывать на не­ скольких судах любого флота, чтобы убедиться в повальном «увлечении» мо­ ряков техническим творчест­ вом. Кулибиных на флотах — хоть отбавляй! Моряков понять не труд­ но: перед ними стоит зада­ ча — максимальное коли­ чество сырья направлять на выпуск разделанной про­ дукции. А это означает, что каждая судовая рыбофабрн- ка должна быть оборудова­ на разделочной техникой. Но, нак утверждает заме­ ститель начальника Мур­ манского тралового флота В. И. Тимофеев, за три по­ следних года флот получил всего лишь около двадцати машин, спроектированных «Севтехрыбпромом». Тако­ го количества, конечно, крайне недостаточно. Прй- чем машины эти сложны fe изготовлении и недолговеч­ ны при эксплуатации в м ор- ских условиях. А ремонти­ руют их в объединении «Мурманская судоверфь» очень долго. Поэтому при­ ходится изобретать собствен­ ные средства малой меха­ низации, хотя и они не из­ бавляют моряков от ручной разделки рыбы. Да и снаб­ жают флот металлом и за­ пасными частями скупее, чем объединение «Мурман­ ская судоверфь». А ведь в Договоре 14-ти, подчеркнул В. И. Тимофеев, чётко определено:, флоту ловить и обрабатывать ры­ бу, объединениям «Севтех- рыбпром» и «Мурманская судоверфь» — обеспечивать моряков рыборазделочной техникой. Так почему же, спросите вы, моряки занимаются не­ свойственным им делом? Ведь существует «Севтех- рыбпром», а моряки, не зная ГОСТов на эти механизмы, могут создать машину, ко­ торая «выдаст» брак про­ дукции. Да и в точнн зре­ ния техники безопасности от такого станка можно ждать любого «сюрприза». К сожалению, далеко не всегда простое — гениально. И тем не менее, кулибя- ны работают, создают, экс­ плуатируют самые разные творения собственной техни­ ческой мысли. Не от хоро­ шей жизни: рыборазделоч­ ной техники действительно очень мало. Ну а что же думает по этому поводу «Севтехрыб- пром»? Вот точка зрения Ю. И. Кичева, заместителя заведу, ющего планово - производст­ венным отделом объедине­ ния: — Согласен, машины, ко? торые спроектированы нам»* — сложны в технологии изготовления. Много слы­ шим нареканий от моряков на ремни разных профилей и длины. Сейчас конструк­ торы работают над пробле­ мой замены их более долго­ вечными — полиуретановы­ ми. Тем не менее, уверен, надежность этих машин в эксплуатации зависит от хозяйского отношения в ним самих моряков. Да, в траловом флот* нередко рыборазделочные станки не «стоят» и полго­ да, хотя можно назвать ад» реса предприятий, где она безупречно работают и бо­ лее года. Зная положение дел с созданием новой те** ники и с ее ремонтом, сле­ довало бы бережнее-с ней обращаться. Ведь и для создания, я для ремонта рыбораздело,ь ного оборудования исполь­ зуются судоремонтные мощ­ ности объединения «Мур­ манская судоверфь» и в ча­ стности цех № 8. В прош- РЫБНЫЙМУРМАН

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz