Рыбный Мурман. 1983 г. Июнь.

ПРАЖСКАЯ АССАМБЛЕЯ • эаtt PRAHA83 С 21 no 2Н июня 1983 юда я Праге будет прохо дмть Всемирная ассамблея «.’За мир и жизнь. против ядериой войны». Официаль­ ная программа ее состоит иэ двух частей. Первая — это одиннадцать диалогов но различным вопросам, волнующим сегодня у ча с т­ ников движения сторонников мира во всех странах. Среди них такие диалоги, как, на­ пример. ♦Опасность ядер- ной войны, угроза жизни и пути ее предотвращения», «Гонка вооружений: как прекратить и повернуть се вспять», «Воспитание в д у­ хе мира и предотвращение войны». Диалоги будут продол­ ж аться два дня — 21 и 22 июня. Латем участники ас­ самблеи совершат поездки по Чехословакии, посетят различные районы страны. В четвертый и пятый дни будут работать специальные ■ руппы но интересам. Па них встретятся писатели, ученые, религиозные деяте­ ли. молодежь, женщины. В Прагу приезжает мно­ жество туристов, журнали­ стов, Будут созданы специ­ альная молодежная дерев- нм. женский центр. Между народный подготовитель­ ный комитет, в работе кото­ рого принимают участие представители 71 движении сторонников мира. подсчи­ тал. что число непосредст­ венных участников — по­ сланцев определенных дви женнй или организаций — составит около 2,Л тысячи. Примерно 200 человек по­ лучат статус гостей Осве­ щать работу ассамблеи бу­ дут .‘100 журналистов. Пражская ассамблеи — зто диалог людей, которых объединяет одна забота, — о мире. Ншсмый (МСККНЙ ПОН Евгений Евтушенко снимал в Сибири многие эпизоды сво­ его антивоенного фильме «Д н е пни сад». В Иркутске поэт встретился с корреспон­ дентами АПН В. Прищепом и В. Ко миным. Разговор шеи о роли писателя а борьбе за мир... Евтушенко: *К убийству привыкнуть нельзя...» — это сказал человек. чьи руки привыкли к винчестером, ман- ли»ерем. елрингфилдам не меньше, чем к писательско­ му перу. Это сказаг тот, кто вс время второй мировой войны ка яхте ««Пилер» хо­ дил на поиск немецких под­ лодок, стремясь к восстанов­ лению мира и справедливости не только силой своих вели­ ких книг, но и личным уча­ стием в борьбе с фашизмом. Он не хотел быть только пи­ сателем. Большим писателем не может быть тот, кто про­ сто писатель. Большой писа­ тель — всегда гражданин. Сегодня, когда вопрос сокра­ щения и уничтожения ору­ жия массовых убийств явля­ ется главной проблемой сов­ ременности, слова убийст­ ву привыкнуть нельзя» зву­ чат как завещание Эрнеста Хемингуэя художникам всех стран мира... КОРРЕСПОНДЕНТЫ В ва­ ш ей новой г.оэме «.Мама и н е й тр о н н а я бемба» нарисована с тр аш на я ф а нтаст кч е с ка я на р ти на всем ирной новогодней е л ки , на ко то р у ю собрались м ертвы е дети — г.роэрачны е от голода дети бло ка д но го Л е­ ни н гр а д а , дети О свенцима с п е р е кош е н н ы м и ли чина м и, вы ­ реза нн ы е из чрева м атерей м ладенцы С онгм и. взорванны е бом бам и дети Белф аста и Бей­ р ута, сальвад орскис дети, раз­ д авленны е та нка м и. — б е ско ­ н е ч ны й хоровод д в и ж е те * во­ к р у г елки Но тоа-едигг. по ваш ей м ы сли, м ож ет бы ть еще более уж а с н о й . •>?с пи взорвется н е й тр о н н а я бомба, тогда вообщ е не 6 y te - детей, и будет н а сто л ь ко Сг ~ьш ля кр о иь. что не станет ri, '.;яти кроен...» Евтушенко: Меня уг.река- ли, что г тех местах поэмы, где рассказывается о по­ следствиях потенциальной «томной войны, я слишком сгустил краски... Энеете. *-то?1 Лучше пусть будет ужас на страницах наших произведе- н й, лишь бы его не было в самой жизни. Одна мысль владеет мною, *-ем бы я ни занимался, — зто вопрос о ядерной катастроф*, ко то р ая нависла над человечеством. Поэтому нельзя все время успокаивать людей, гладить по головке, убаюкивать. Не нужно, разумеется, и наго­ нять излишней паники. Но лучше иногда хорошенько встряхнуть за шиворот мно­ гих людей, чтобы они откры­ ли затуманенные бредовыми целями глаза и подумали об общей цели человечества. Я убежден* что мир — это од­ новременно и средство, и цель для улучшения жизни всего человечества... КО РРЕС П О Н Д ЕН ТЫ . Почти двадцать лет назад в поэме -^Братская ГЭС» впервые в ваш ем творчестве прозвучала м ы сль о том, что все люди планеты Зем ля стоят перед выбором всеобщего братства или всеобщей гибели. С но­ вой силой это свое страстное убеждение вы вы сказали в вы ступлени ях на международ­ ной встрече писателей из 48 правительствам всех стран о предотвращении ядерной ка­ тастрофы. За мир борются и очень многие американские писате­ ли, кинематографисты, в ча­ стности Джейн Фонда... Ко­ гда же такой талантливый человек, как Кнут Гамсун, по­ ложительно оценил нацизм, не понял его страшного ли­ ца, то моментально перестал быть великим художником, потому что перестал стре­ миться к миру, — без это­ го вообще нет ни одного большого художника. Пособ­ ничество войне, описание войны как неизбежности, как Евгений ЕВТУШЕНКО К УБИЙСТВУ ПРИВЫКНУТЬ НЕЛЬЗЯ стран «Интерлит-82» в Кельне, на П арижском форуме мира в 1979 году, на Всемирной кон­ ференции солидарности с на­ родом Чили в Мадриде в 1978 году, собравш их сотни лите­ раторов со всех уголков зем­ ли. Среди участников пар иж ­ ской встречи можно было уви ­ деть лауреата Нобелевской премии колумбийца Габриэля Гарсия М аркеса, лауреата Но­ белевской и Ленинской пре­ мий ирландца Шона М акбрай­ да, на лице которого до сих пор, наэалось, леж ит тень реш еток британских тюрем, и гречанку Елену Влахос, ното- рап возглавляла газету, боров­ ш ую ся против «черны х пол­ ковников», и полуалжирку- пелуаф рмнанку Ж и зель Хали- ми, которую когда-то пытали е Алж ире ф ранцузские пара­ ш е - и сты . и украинского про­ заика Олеся Гончара, ушедше- 'с ко~да-то на фронт вместе с хар ько вским и студентами, из которы х почти никто не верну «тся Евтуш ен ко. Если бы на земле все было идеально, конечно не задача поэта — политическая борьба. Н о по­ ка существует несправедли­ вость, истинный художник не вправе пы таться встать над схваткой, а о бязан бы ть вну­ три ее защ ищ ая человека. Меня пстрясло, как под па­ лящим итальянским солнцем от Перуджи в сторону А&- сизи д в и ^ п и сь десятки тысяч лю дей М а р ш е м мира, среди которых шли вместе с рабо­ чими свящ енники, писатели, актеры, художники. Лучш ие западногерманские писатели подписали тогда обращ ение к оздоровительной неизбеж­ ности, как это делали наци­ сты, — это преступление про­ тив человека. Вспоминая ис­ торию со Стейнбеком, скажу, что это была его трагичес- ка ошибка, когда он напи­ сал свои печально извест­ ные очерки о войне во Вьет­ наме... Его просто запутали, полезли в американский гос­ питаль, показали ему ране­ ных американских солдат, ис­ калеченных взрывами. Но, как большой художник, он обязан был увицеть и почув­ ствовать другую сторону этой во чы: искалеченных, обож­ женных вьетнамских детей. Перед концом жизни Джон Стейнбек, к счастью, понял, что совершил ошибку. КО РРЕС П О Н Д ЕН ТЫ . В 1972 году вы в качестве спецкор- респондента ж ур нала «Огонек» побы вали в борющ емся Вье т­ наме, где и написали стихот­ ворение «Хемингуэй во В ье т­ наме». У ж е тогда гневно про­ звучало осуждение амораль­ ны х поступков Эзры Паунда — американского поэта, сла­ вивш его фашизм, Боба Хоупа, голливудского комика, подбад­ ривавш его своими концертами американских солдат, уничто­ ж авш и х вьетнамцев, Кингсли Эмиса — английского писате­ ля, поддерживающего агрес­ сию во Вьетнаме. — людей, переставш их быть худож ника­ ми ибо они продали свою ху­ д ож ническую совесть. По ва­ шей мысли, именно они, про­ шедшие по дороге лжи и бла­ гословившие бомбы на мирный Вьетнам, стали самоубийцами, а не разрядивший винчестер в свою боль Эрнест Хемингуэй, невидимо передавший в руки вьетнамских солдат колокол совести, гнева, предупрежде­ ния... Евтушенко. В 1935 году, когда мне было всего два года, в Париже состоялся конгресс писателей в защи­ ту культуры. Конгресс бил во все колокола, предупреждая мир об опасности фашизма и мировой войны. Эти колоко­ ла тогда не помогли: книги, написанные писателями, уча­ стниками конгресса, были брошены в костер людьми, у которых при слове «культу­ ра» рука тянулась к писто­ лету. Искусство — это память человечества. Убийцы хоро­ шо понимают это, как пони­ мают и единство искусства и революции. А поскольку у ‘ них нет философских аргу­ ментов, их единственные ар­ гументы — это танки, давя­ щие свободу, бомбы, разру­ шающие здание надежды, | костры из книг, сжигающие вечные ценности. Страшно потерять память. В нашем народе память о прошедшей войне живет глу­ боко, как ни в каком другом народе. Сейчас •я счимаю фильм «Детский сад», где бу­ дет показана правда воины глазами ребенка. Это будет тот фильм, который, собст­ венно, уже был поставлен самой жизнью, это будет своеобразная биография страданий народа во время' войны. Мне хочется сделать такой фильм, чтобы глаза моего главного героя — этого уни­ женного голодом, холодол\ нищетой войны, обессиленно­ го нечеловеческими испыта­ ниями ребенка — смогли за­ держать руку опасного бе­ зумца, тянущуюся к той кнопке, которая способна снести с лица земли все че­ ловечество, а может быть* уничтож ить сам у землю... Убежден — сегодняшня»: задача всех нас, писателей: мира — не поддаваться на вой третьесортных койотов иэ джунглей лживой пропаганду пытающихся натравить нас друг на друга, как йеллоус- тонских гризли на сибирски! медведей... Даже сквозь эти джунгли, через все расстоя­ ния, материки писатели мира должны бросить друг другу спасительный клич маленького Маугли: «Мы одной крови — ' ты и я!..» (АПН* Хфлгф БИДСТРУП ГШНЫЙ ВОПРОС ДЛЯ КАЖДОГО Херлуфа Ьидструпа — ла­ уреата международной Ленин­ ской премии «За укрепление мира между народами» — любят и уважают простые лю­ ди Земли. В беседе с корреспонден­ том АПН А. Александровым разговор шел о главном, что волнует каждого человека, стремящегося честно жить и трудиться, создавать ценно­ сти на благо человечества. — Херлуф, многие Ваши рисунки посвящены теме ми­ ра. А в июне в Праге состо­ ится Всемирная ассамблея «За мир и жизнь, против ядерной войны». Что Вы жде­ те ог этого форума? — 9 надеюсь, что Всемир­ ная ассамблея станет настоя­ щем боевой встречей миролю­ бивых сил планеты, которая всколыхнет широкие массы всей Земли на борьбу против сумасшедшей гонки вооруже­ ний. Человечество немало вы­ страдало в годы второй миро­ вой войны. После победы над фашизмом мир пережевал счастливые дни надежды, что войны больше никогда не бу­ дет. Но уже спустя несколько лет капиталистические стра­ ны начали вооружать Запад­ ную Германию. Одновременно реакция развязала кампанию лжи против Советского Сою­ за, социалистических стран, коммунистических партий по все м у свету. Она принимала порой сам ы е грубые формы. Взять хотя бы речь Черчилля в Ф ул то н е , когда он говорил о « ж е л езн о м занавесе» меж­ ду социалистическими стра­ нами и так называемым «за­ падным сво б од н ы м миром». И м пер иалисты развязали не­ стоящую «холодную войну», которая позволила фабрикан­ там оружия загребать беше­ ные деньги на колоссальных программах вооружений. — Маленькая Дания тоже приобретала американское оружие! — Да. гонка вооружений -не миновала и Данию. Воору­ жение шло к нам из Соеди­ ненных Штатов. Теперь Да­ ния покупает у США новые самолеты «ф-16». Каждый стоит миллиард крон. Есте­ ственно, Бее это сказывается на жизни датского народа. Жизнь становится все более трудной, жить стало дороже — вооружения поглощают материальные средства, ко­ торые с успехом пошли бы на нужды образования, на соз­ дание новых рабочих мест, на здравоохранение. — Как в Дании реагируют на ядеркую угрозу, нависшую мад Европой! — Датчане осознали, что американцы, применившие атомное оружие в Хиросиме и Нагасаки, теперь подвесили ядерньж меч над головой Европы, угроза нависла над существованием самой жизни на Земле. Все больше людей понимают, что разглагольство­ вания американского прези­ дента об «ограниченной ядер­ ной войне» — детский лепет для неразумных людей. К счастью, движение за мир приобретает в наши дни все больший размах Как сне­ жный ком, устремившийся с вершины, разрастается и за­ хватывает все новые снеж­ ные массы на своем пути, так и движение сторонников мира обретает силу и мощь, объ­ единяя все новые слои людей независимо от их политиче­ ских убеждений и партийной принадлежности. Все больше датчан подни­ маются на борьбу за мир, против ужаснейшего оружия всех времен. Писатели, ху­ дожники, скульпторы, члены профсоюзов вливаются в анти­ военные организации, треб/я обуздать тех, кто наживается на вооружениях. Для меня лично — это борьба против миллионеров, которые ни во что не ставят человеческие жизни. Борьба за мир и антивоен­ ные выступления трудящихся Дании, требовавших прекра­ тить выплату средств на соз­ дание инфраструктуры НАТО в связи с планируемой уста­ новкой «Першингов-2» в крылатых ракет, принесли свои результаты. Большинство де­ путатов фолькетинга проголо­ совало за замораживание на неопределенный срок ассиг­ нований на эти цели. Таким образом, Дания стала первой страной НАТО, отказавшейся оплачивать осуществление опасной милитаристской программы. В этом большая заслуга антивоенного движе­ ния Дании. Сейчас, готовясь к ассамб­ лее мира в Праге, люди доб­ рой воли с надеждой смот­ рят на Советский Союз. Он стоял во главе борьбы с фашизмом. Он и сейчас на­ ходится на передовых пози­ циях борьбы за мир. Мирные инициативы Советского Сою­ за, стремящегося отвести уг­ роз ядерной войны, дают на­ дежду миллионам людей во всем мире. {АПН}. ш ш и ш ш 17 июня 1983 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz