Рыбный Мурман. 1983 г. Июнь.
ПРАЖСКАЯ АССАМБЛЕЯ • эаtt PRAHA83 С 21 no 2Н июня 1983 юда я Праге будет прохо дмть Всемирная ассамблея «.’За мир и жизнь. против ядериой войны». Официаль ная программа ее состоит иэ двух частей. Первая — это одиннадцать диалогов но различным вопросам, волнующим сегодня у ча с т ников движения сторонников мира во всех странах. Среди них такие диалоги, как, на пример. ♦Опасность ядер- ной войны, угроза жизни и пути ее предотвращения», «Гонка вооружений: как прекратить и повернуть се вспять», «Воспитание в д у хе мира и предотвращение войны». Диалоги будут продол ж аться два дня — 21 и 22 июня. Латем участники ас самблеи совершат поездки по Чехословакии, посетят различные районы страны. В четвертый и пятый дни будут работать специальные ■ руппы но интересам. Па них встретятся писатели, ученые, религиозные деяте ли. молодежь, женщины. В Прагу приезжает мно жество туристов, журнали стов, Будут созданы специ альная молодежная дерев- нм. женский центр. Между народный подготовитель ный комитет, в работе кото рого принимают участие представители 71 движении сторонников мира. подсчи тал. что число непосредст венных участников — по сланцев определенных дви женнй или организаций — составит около 2,Л тысячи. Примерно 200 человек по лучат статус гостей Осве щать работу ассамблеи бу дут .‘100 журналистов. Пражская ассамблеи — зто диалог людей, которых объединяет одна забота, — о мире. Ншсмый (МСККНЙ ПОН Евгений Евтушенко снимал в Сибири многие эпизоды сво его антивоенного фильме «Д н е пни сад». В Иркутске поэт встретился с корреспон дентами АПН В. Прищепом и В. Ко миным. Разговор шеи о роли писателя а борьбе за мир... Евтушенко: *К убийству привыкнуть нельзя...» — это сказал человек. чьи руки привыкли к винчестером, ман- ли»ерем. елрингфилдам не меньше, чем к писательско му перу. Это сказаг тот, кто вс время второй мировой войны ка яхте ««Пилер» хо дил на поиск немецких под лодок, стремясь к восстанов лению мира и справедливости не только силой своих вели ких книг, но и личным уча стием в борьбе с фашизмом. Он не хотел быть только пи сателем. Большим писателем не может быть тот, кто про сто писатель. Большой писа тель — всегда гражданин. Сегодня, когда вопрос сокра щения и уничтожения ору жия массовых убийств явля ется главной проблемой сов ременности, слова убийст ву привыкнуть нельзя» зву чат как завещание Эрнеста Хемингуэя художникам всех стран мира... КОРРЕСПОНДЕНТЫ В ва ш ей новой г.оэме «.Мама и н е й тр о н н а я бемба» нарисована с тр аш на я ф а нтаст кч е с ка я на р ти на всем ирной новогодней е л ки , на ко то р у ю собрались м ертвы е дети — г.роэрачны е от голода дети бло ка д но го Л е ни н гр а д а , дети О свенцима с п е р е кош е н н ы м и ли чина м и, вы реза нн ы е из чрева м атерей м ладенцы С онгм и. взорванны е бом бам и дети Белф аста и Бей р ута, сальвад орскис дети, раз д авленны е та нка м и. — б е ско н е ч ны й хоровод д в и ж е те * во к р у г елки Но тоа-едигг. по ваш ей м ы сли, м ож ет бы ть еще более уж а с н о й . •>?с пи взорвется н е й тр о н н а я бомба, тогда вообщ е не 6 y te - детей, и будет н а сто л ь ко Сг ~ьш ля кр о иь. что не станет ri, '.;яти кроен...» Евтушенко: Меня уг.река- ли, что г тех местах поэмы, где рассказывается о по следствиях потенциальной «томной войны, я слишком сгустил краски... Энеете. *-то?1 Лучше пусть будет ужас на страницах наших произведе- н й, лишь бы его не было в самой жизни. Одна мысль владеет мною, *-ем бы я ни занимался, — зто вопрос о ядерной катастроф*, ко то р ая нависла над человечеством. Поэтому нельзя все время успокаивать людей, гладить по головке, убаюкивать. Не нужно, разумеется, и наго нять излишней паники. Но лучше иногда хорошенько встряхнуть за шиворот мно гих людей, чтобы они откры ли затуманенные бредовыми целями глаза и подумали об общей цели человечества. Я убежден* что мир — это од новременно и средство, и цель для улучшения жизни всего человечества... КО РРЕС П О Н Д ЕН ТЫ . Почти двадцать лет назад в поэме -^Братская ГЭС» впервые в ваш ем творчестве прозвучала м ы сль о том, что все люди планеты Зем ля стоят перед выбором всеобщего братства или всеобщей гибели. С но вой силой это свое страстное убеждение вы вы сказали в вы ступлени ях на международ ной встрече писателей из 48 правительствам всех стран о предотвращении ядерной ка тастрофы. За мир борются и очень многие американские писате ли, кинематографисты, в ча стности Джейн Фонда... Ко гда же такой талантливый человек, как Кнут Гамсун, по ложительно оценил нацизм, не понял его страшного ли ца, то моментально перестал быть великим художником, потому что перестал стре миться к миру, — без это го вообще нет ни одного большого художника. Пособ ничество войне, описание войны как неизбежности, как Евгений ЕВТУШЕНКО К УБИЙСТВУ ПРИВЫКНУТЬ НЕЛЬЗЯ стран «Интерлит-82» в Кельне, на П арижском форуме мира в 1979 году, на Всемирной кон ференции солидарности с на родом Чили в Мадриде в 1978 году, собравш их сотни лите раторов со всех уголков зем ли. Среди участников пар иж ской встречи можно было уви деть лауреата Нобелевской премии колумбийца Габриэля Гарсия М аркеса, лауреата Но белевской и Ленинской пре мий ирландца Шона М акбрай да, на лице которого до сих пор, наэалось, леж ит тень реш еток британских тюрем, и гречанку Елену Влахос, ното- рап возглавляла газету, боров ш ую ся против «черны х пол ковников», и полуалжирку- пелуаф рмнанку Ж и зель Хали- ми, которую когда-то пытали е Алж ире ф ранцузские пара ш е - и сты . и украинского про заика Олеся Гончара, ушедше- 'с ко~да-то на фронт вместе с хар ько вским и студентами, из которы х почти никто не верну «тся Евтуш ен ко. Если бы на земле все было идеально, конечно не задача поэта — политическая борьба. Н о по ка существует несправедли вость, истинный художник не вправе пы таться встать над схваткой, а о бязан бы ть вну три ее защ ищ ая человека. Меня пстрясло, как под па лящим итальянским солнцем от Перуджи в сторону А&- сизи д в и ^ п и сь десятки тысяч лю дей М а р ш е м мира, среди которых шли вместе с рабо чими свящ енники, писатели, актеры, художники. Лучш ие западногерманские писатели подписали тогда обращ ение к оздоровительной неизбеж ности, как это делали наци сты, — это преступление про тив человека. Вспоминая ис торию со Стейнбеком, скажу, что это была его трагичес- ка ошибка, когда он напи сал свои печально извест ные очерки о войне во Вьет наме... Его просто запутали, полезли в американский гос питаль, показали ему ране ных американских солдат, ис калеченных взрывами. Но, как большой художник, он обязан был увицеть и почув ствовать другую сторону этой во чы: искалеченных, обож женных вьетнамских детей. Перед концом жизни Джон Стейнбек, к счастью, понял, что совершил ошибку. КО РРЕС П О Н Д ЕН ТЫ . В 1972 году вы в качестве спецкор- респондента ж ур нала «Огонек» побы вали в борющ емся Вье т наме, где и написали стихот ворение «Хемингуэй во В ье т наме». У ж е тогда гневно про звучало осуждение амораль ны х поступков Эзры Паунда — американского поэта, сла вивш его фашизм, Боба Хоупа, голливудского комика, подбад ривавш его своими концертами американских солдат, уничто ж авш и х вьетнамцев, Кингсли Эмиса — английского писате ля, поддерживающего агрес сию во Вьетнаме. — людей, переставш их быть худож ника ми ибо они продали свою ху д ож ническую совесть. По ва шей мысли, именно они, про шедшие по дороге лжи и бла гословившие бомбы на мирный Вьетнам, стали самоубийцами, а не разрядивший винчестер в свою боль Эрнест Хемингуэй, невидимо передавший в руки вьетнамских солдат колокол совести, гнева, предупрежде ния... Евтушенко. В 1935 году, когда мне было всего два года, в Париже состоялся конгресс писателей в защи ту культуры. Конгресс бил во все колокола, предупреждая мир об опасности фашизма и мировой войны. Эти колоко ла тогда не помогли: книги, написанные писателями, уча стниками конгресса, были брошены в костер людьми, у которых при слове «культу ра» рука тянулась к писто лету. Искусство — это память человечества. Убийцы хоро шо понимают это, как пони мают и единство искусства и революции. А поскольку у ‘ них нет философских аргу ментов, их единственные ар гументы — это танки, давя щие свободу, бомбы, разру шающие здание надежды, | костры из книг, сжигающие вечные ценности. Страшно потерять память. В нашем народе память о прошедшей войне живет глу боко, как ни в каком другом народе. Сейчас •я счимаю фильм «Детский сад», где бу дет показана правда воины глазами ребенка. Это будет тот фильм, который, собст венно, уже был поставлен самой жизнью, это будет своеобразная биография страданий народа во время' войны. Мне хочется сделать такой фильм, чтобы глаза моего главного героя — этого уни женного голодом, холодол\ нищетой войны, обессиленно го нечеловеческими испыта ниями ребенка — смогли за держать руку опасного бе зумца, тянущуюся к той кнопке, которая способна снести с лица земли все че ловечество, а может быть* уничтож ить сам у землю... Убежден — сегодняшня»: задача всех нас, писателей: мира — не поддаваться на вой третьесортных койотов иэ джунглей лживой пропаганду пытающихся натравить нас друг на друга, как йеллоус- тонских гризли на сибирски! медведей... Даже сквозь эти джунгли, через все расстоя ния, материки писатели мира должны бросить друг другу спасительный клич маленького Маугли: «Мы одной крови — ' ты и я!..» (АПН* Хфлгф БИДСТРУП ГШНЫЙ ВОПРОС ДЛЯ КАЖДОГО Херлуфа Ьидструпа — ла уреата международной Ленин ской премии «За укрепление мира между народами» — любят и уважают простые лю ди Земли. В беседе с корреспонден том АПН А. Александровым разговор шел о главном, что волнует каждого человека, стремящегося честно жить и трудиться, создавать ценно сти на благо человечества. — Херлуф, многие Ваши рисунки посвящены теме ми ра. А в июне в Праге состо ится Всемирная ассамблея «За мир и жизнь, против ядерной войны». Что Вы жде те ог этого форума? — 9 надеюсь, что Всемир ная ассамблея станет настоя щем боевой встречей миролю бивых сил планеты, которая всколыхнет широкие массы всей Земли на борьбу против сумасшедшей гонки вооруже ний. Человечество немало вы страдало в годы второй миро вой войны. После победы над фашизмом мир пережевал счастливые дни надежды, что войны больше никогда не бу дет. Но уже спустя несколько лет капиталистические стра ны начали вооружать Запад ную Германию. Одновременно реакция развязала кампанию лжи против Советского Сою за, социалистических стран, коммунистических партий по все м у свету. Она принимала порой сам ы е грубые формы. Взять хотя бы речь Черчилля в Ф ул то н е , когда он говорил о « ж е л езн о м занавесе» меж ду социалистическими стра нами и так называемым «за падным сво б од н ы м миром». И м пер иалисты развязали не стоящую «холодную войну», которая позволила фабрикан там оружия загребать беше ные деньги на колоссальных программах вооружений. — Маленькая Дания тоже приобретала американское оружие! — Да. гонка вооружений -не миновала и Данию. Воору жение шло к нам из Соеди ненных Штатов. Теперь Да ния покупает у США новые самолеты «ф-16». Каждый стоит миллиард крон. Есте ственно, Бее это сказывается на жизни датского народа. Жизнь становится все более трудной, жить стало дороже — вооружения поглощают материальные средства, ко торые с успехом пошли бы на нужды образования, на соз дание новых рабочих мест, на здравоохранение. — Как в Дании реагируют на ядеркую угрозу, нависшую мад Европой! — Датчане осознали, что американцы, применившие атомное оружие в Хиросиме и Нагасаки, теперь подвесили ядерньж меч над головой Европы, угроза нависла над существованием самой жизни на Земле. Все больше людей понимают, что разглагольство вания американского прези дента об «ограниченной ядер ной войне» — детский лепет для неразумных людей. К счастью, движение за мир приобретает в наши дни все больший размах Как сне жный ком, устремившийся с вершины, разрастается и за хватывает все новые снеж ные массы на своем пути, так и движение сторонников мира обретает силу и мощь, объ единяя все новые слои людей независимо от их политиче ских убеждений и партийной принадлежности. Все больше датчан подни маются на борьбу за мир, против ужаснейшего оружия всех времен. Писатели, ху дожники, скульпторы, члены профсоюзов вливаются в анти военные организации, треб/я обуздать тех, кто наживается на вооружениях. Для меня лично — это борьба против миллионеров, которые ни во что не ставят человеческие жизни. Борьба за мир и антивоен ные выступления трудящихся Дании, требовавших прекра тить выплату средств на соз дание инфраструктуры НАТО в связи с планируемой уста новкой «Першингов-2» в крылатых ракет, принесли свои результаты. Большинство де путатов фолькетинга проголо совало за замораживание на неопределенный срок ассиг нований на эти цели. Таким образом, Дания стала первой страной НАТО, отказавшейся оплачивать осуществление опасной милитаристской программы. В этом большая заслуга антивоенного движе ния Дании. Сейчас, готовясь к ассамб лее мира в Праге, люди доб рой воли с надеждой смот рят на Советский Союз. Он стоял во главе борьбы с фашизмом. Он и сейчас на ходится на передовых пози циях борьбы за мир. Мирные инициативы Советского Сою за, стремящегося отвести уг роз ядерной войны, дают на дежду миллионам людей во всем мире. {АПН}. ш ш и ш ш 17 июня 1983 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz