Рыбный Мурман. 1983 г. Июнь.
ЧЕЛОВЕК И ЭКОНОМИКА • Тема предлагаемой ниже беседы возвращает нас к разго вору на страницах еженедельника («РМ», 1981, № 21, 2$, 29, 31, 36), участники которого обсуждали все «эа» и «про тив» эксперимента по закреплению экипажей за капитанами, проводившегося в объединении «Мурманрыбпром». Напомним: эксперимент позволял создать стабильные экипа жи, улучшить условия труда и отдыха промысловиков, до ми нимума сократить «прозябание» моряков в резерве. Все это говорило в пользу новшества. вместе с тем, по условиям эксперимента, стабильные эки пажи должны были каждый рейс менять траулеры. И это да вало повод для серьезных опасений за техническое состояние судов, которые таким образом лишались постоянных хозяев. Подводя тогда предварительные итоги разговора, редакция обратила особое внимание на эту проблему и предложила тщательно продумать пути комплексного решения социальных и технических проблем, не отдавая предпочтения ни одной из них («РМ», 1981, № 25). Определению этих путей служит эксперимент по закрепле нию стабильных экипажей за судами, проводимый на флотах в рамках комплексной целевой программы |КЦП) «Ремонт», осуществляют которую специалисты практически всех отрас левых институтов. В частности, в «Мурманрыбпроме» решено было изменить первоначальную схему, и теперь она выглядит так: за девятью Судами (в новом варианте задействованы траулеры типа «Иван Бочков») закрепили девять постоянных экипажей и три — под менных, которые заменяют основные на то время, пока они отдыхают. В течение своего рейса каждый подменный экипаж, таким образом, работает на трех судах. В беседе, текст которой мы предлагаем вниманию читателей, речь идет об эксперименте в целом, анализируются первые результаты работы по-новому в «Мурманрыбпроме». Представляем участников разговора: главный специалист Се верного филиала ЦНОТУПРХ В. И. СОРОКИН и старший меха ник подменного экипажа № 2 объединения «Мурманрыбпром» А. А. ПОПОВ. Ведет беседу корреспондент «Рыбного Мурма- на» В. ЧИСНИКОВ. ПРОДОЛЖАЕМ РАЗГОВОР ПЕРВЫЕШАГИ 0 ш ш ш т « л Пг п . . . . г . . т . Э К И П АЖ Е Й ЭКСПЕРИМЕНТА » «тш» «РМ». Уже одно то, что мурманрыбпромовцы изме нили схему эксперимента, лучше всяких слов говорит: не зря специалисты «лома ли копья», приводя аргу менты «за» и «против» эксперимента в его перво начальном виде. Так ведь? В. Сорокин. Конечно. Но вый вариант позволяет «ра зогнать тучи», которые сгу щались над судами, их тех ническим состоянием. A. Попов. На практике это выглядит так: основной экипаж отрабатывает пол ный рейс, а затем сдает судно на 15 суток ремонт но-подменной команде (РПК) в порту, где идет смена. Затем прилетает подменный экипаж, принимает траулер от РПК и работает на нем на промысле. Отработав примерно 45 суток, возвра щается в порт базирования и сдает судно основному экипажу, который два меся ца находился в полном со ставе на отдыхе. А подмен ный экипаж принимает от РП К следующее судно... B. Сорокин. Могу доба вить, что примерно по такой схеме работают экипажи «Азчеррыбы». Единственно, южане исключили из цепоч ки РПК... А поскольку, напомним, эксперимент, о котором мы сейчас ведем речь, являет ся составной частью КЦП «Ремонт», то параллельно решаются технические про блемы, связанные с обеспе чением запасньши частями, восстановлением деталей, сокращением объемов за водского ремонта. Таким образом, наступ ление на социальные и эко номические проблемы будет идти с двух сторон — в этом суть эксперимента. «РМ». Но это, так ска зать, теория. На практике, наверное, все гораздо слож нее... А. Попов. Наш подмен ный экипаж, да и вообще подменные экипажи, комп лектуются особенно тща тельно. Специалисты подби раются из тех, кто уже про верен на практике, знает этот тип судов, как обслу живать механизмы. Одним словом, экипаж был подоб ран соответствующим обра зом. «РМ». Чтобы сохранить чистоту эксперимента... А. Попов. Да. Чтобы по том не было ссылок на ка кие-то субъективные причи ны... Итак, в этом рейсе мы отработали на трех су дах — БМРТ «Михаил Квасников», «Павел Панин» и «Иван Бочков». На каж дом траулере вели себя так, как если бы собирались работать на нем полный рейс, а не 40—45 суток. Справедливости ради заме чу, что суда нам достава лись в хорошем техничес ком состоянии, и мы стара лись поддерживать его. Мы отлично понимали: работать надо так, чтобы основной экипаж не ремонтом зани мался, а включался без раскачки в промысловую работу. Одним словом, такая схе ма в принципе неплоха... В принципе. Что касается де талей, то здесь есть над чем подумать. Поработав на трех судах,: мы пришли к выводу, что в цепочке подмены «основной экипаж — ремонтно-подм е н и а я команда — подменный эки паж» РПК — лишнее зве но. Ведь мы можем, полу чив судно от основного эки пажа, отремонтировать его, отработать определенное время на промысле и сдать его в хорошем техническом состоянии хозяину — ос новному экипажу. Как я это вижу? Прини маем мы судно, на стоянке в порту ремонтируем глав ную энергетическую уста новку и системы управле ния траулера. Остальные ремонтные работы мы смо жем провести во время пе рехода в район промысла. Тем самым сокращаем сто янку в порту, скажем, вме сто 20 суток, как РПК, мы управляемся за 10— 15 су ток и завершаем ремонт, как я уже говорил, на пе реходе. «РМ». А вот здесь, на верное, возникает вопрос к науке: будет ли заинтересо вана подменная команда по быстрее оторваться от бере га и отправиться ловить рыбу? В. Сорокин. В положении «Южный вариант», которое утверждено Минрыбхозом СССР как временное поло жение по организации рабо ты судов со стабильными экипажами, с этой целью уже заложены определен ные стимулы. Если экипажи смогут, как Александр Ана тольевич сказал, какой-то объем работ выполнить на переходах, то они за это поощряются. Это предпола гает и «Северный вариант», который разработан нашим Северным филиалом и кото рый по сути своей являет ся дальнейшим развитием варианта южного. В «Северном варианте» учтены негативные стороны, выявленные в ходе экспери ментов со стабильными эки пажами в «Азчеррыбе». A. Попов. Я ознакомился С положением «Северный вариант». Там идет речь о трех или четырех постоян ных экипажах и исключает ся подменный. Эти экипажи сменяют друг друга на пол ный рейс, работая на за крепленных за ними 2—3 судах. Они также предпо лагают исключение проме жуточного звена — РПК. Считаю, что это очень важ ный момент. В инпорту ну жны несколько человек по- средниквв между нашими экипажами и инфирмами, а ремонт лучше сделаем мы сами перед выходом на про мысел. B. Сорокин. Могу сказать, что расчеты подтверждают правильность в условиях Северного бассейна создания групп из 3-х экипажей и 2-х закрепленных за ними су дов. Годовой фонд времени отдыха моряков позволяет это сделать. Группа из 2-х судов должна быть гораздо жизнеспособнее, чем из 3-х. Два судна легче удерживать вместе и наладить их каче ственное обслуживание тре мя экипажами. «РМ». В этом случае не будет подменных экипажей, а будут только основные? В. Сорокин. Да! И не бу дет РПК. «РМ». Так почему сейчас сразу не перейти к «Север ному варианту»? Зачем тра тить время на другие, ко торые хуже? В. Сорокин. Дело в том, что выявлены еще далеко не все негативные и положи тельные моменты. «Мур манрыбпром», например, продолжает эксперимент на судах типа «Иван Бочков». В «Азчеррыбе» и «Запры- бе» идет подобный экспери мент по «Южному вариан ту», только без РПК. Когда накопятся данные о резуль татах работы в различных вариантах хотя бы за 2 го да, они будут обобщены, и уже тогда речь пойдет о по стоянном, а не временном положении об эксплуатации групп судов стабильными экипажами. «РМ». А теперь давайте снова вернемся к экспери менту, который проходит в «Мурманрыбпроме»... А. Попов. Основная труд ность, с которой мы столк нулись, — это прежде всего прием-передача дел. Очень мало времени остается у нас на это. Мы не успеваем принять судно. Ведь пере дача дел связана с «про круткой» всех механизмов, начиная от главного двига теля и кончая траловым комплексом. А нам иногда дают всего несколько часов на это. «РМ». Что вы предлага ете? А. Попов. Увеличить срок передачи дел и нам, и сдающему экипажу. Кроме того, улучшить обслужива ние судов запчастями и дру гими материалами. На про мысле не хватает электро дов, труб, прутков металла и других материалов. По этому случаются задержки в ремонте. Другая трудность — это смена судов. К каждому траулеру нужно привыкнуть. Поэтому, чем меньше мы будем обслуживать судов, тем лучше мы будем их обслуживать. С каждым из них ведь связаны свои ню ансы в эксплуатации, не смотря на то, что траулеры однотипные. На каждом суд не мы теряем на адаптацию примерно 10 суток. В. Сорокин. Как вы счи таете, лучше один раз за рейс потерять 10 суток или 3 раза по 10 суток, как сейчас у вас получается при смене за рейс 3-х судов? Я хотел спросить, как вы смо трите на такую схему, ко гда за тремя экипажами за креплено два судна и каж дый из экипажей отрабаты вает на судне полный рейс, сам делает ремонт и т. д. А. Попов. Конечно, пред ложенный вами вариант лучше. Например, в преды дущем рейсе мы обработа ли 3 судна одной группы, а сейчас пойдем обрабатывать 3 судна другой группы, а потом третьей. В вашем случае мы будем иметь де ло только с двумя или тре мя судами, а не с девятью, как это получается сейчас. И это значительно лучше. «РМ». Ну, хорошо, а как люди относятся к экспери менту Ведь что ни говори те, а это ломка психологии... А. Попов. Если говорить откровенно, то тяжело нам приходилось, очень тяжело. И не все восприняли этот эксперимент, поняли его смысл. Идти в подменные экипажи люди не хотят. Я разговаривал с моряками, и почти все стараются уйти из них. Может быть, это временное явление? В. Сорокин. Условия! Ус ловия, в которых работает подменный экипаж, го раздо хуже, Чем у основных экипажей, поэтому все в один голос заявляют, что не пойдут в подменные. А ос новные экипажи довольны. Довольны и отдыхом, и ра ботой. «РМ». Может быть, здесь как раз и нужны стимулы. Ведь члены подменного эки пажа по сути вечно сидят на чемоданах. В. Сорокин. Вы совер шенно правы! Только думать нужно не о том, как стиму лировать сидение на чемо данах, а о том, как изба виться от сидения на чемо данах. Вот «Северный ва риант», кстати, и отвечает на этот вопрос. «РМ». Не получится ли так, что мы сейчас говорим о варианте с подменной командой, а потом окажет ся, что лучше всего «Се верный вариант»? В. Сорокин. Вот когда он пройдет проверку, он мо жет оказаться лучше всех других вариантов. А вооб ще, повторяю, нужно будет обобщить результаты про верки всех вариантов и со здать единое положение с учетом специфики каждого бассейна. «РМ». А имеют ли все же значение те варианты, от которых отказываются? В. Сорокин. Имеют. Вы посмотрите, как встал воп рос. У судна есть имя соб ственное, скажем, БМРТ «Иван Бочков». Экипаж же обезличен. За траулером что стоит? Механизмы, же лезо. За экипажем — лю ди. Хорошо уже то, что экипажи, группы экипажей приобретут имя собственное и можно будет дать объек тивную оценку их труда. Ведь мы знаем, если в лодку, хоть и золотую, по садить двух людей, которые, попросту говоря, терпеть не могут друг друга, и дать нм задание, то вряд ли они его выполнят. Тогда как двое дружных товари щей могут и на худой лод ке сделать невозможное. Нужно, чтобы лебедь, рак и щука тянули в одну сторо ну. Этим я хочу сказать: пси хологически очень важно, что эксперимент «Мурман- рыбпрома» доказал — мож но экипажи сделать стабиль ными и создать условия для нормального межрейсового отдыха. Имеют большое значение и другие экспери менты. Как говорят в нау ке, «отрицательный резуль тат — тоже нужный резуль. тат». Экипаж нужно закреп лять за капитаном и давать возможность его естествен ной комплектации людьми, которые работали бы вме сте, дружно. Такие экипажи будут работать более про дуктивно. Это несомненно! «РМ». Завершая нашу беседу, можно, наверное, сказать так: эксперимент идет широким фронтом. Впереди — непочатый край работы по выявлению наи более жизнестойких вариан. тов. А стало быть, нам на страницах газеты еще не раз придется вернуться к этой теме, пока не будет создано постоянное положе ние об эксплуатации групп судов стабильными экипа жами... Беседу вел В. ЧИСНИКОВ. 10 нюня 183 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz