Рыбный Мурман. 1983 г. Июль.

• ХОЗЯЙСТВОВАТЬ ЭФФЕКТИВНО • ПРИШЛИ «ГАРАНТИЯ» Темпы растут Умбскому рыбозаводу в 1984 году исполняется 50 лет. Когда завод строился, то рассчитывали, что обрабаты­ вать здесь будут семгу да беломорскую сельдь. Вплоть до 1949 года рыбозавод не располагал автотранспортом. Сборка рыбы по тоневым участкам велась на карбасах, которые двигались не с по­ мощью моторов, а веслами. Тяжел был труд сборщиков, не легче работалось и обра­ ботчикам на маленьких хо­ лодных рыбопунктах, на тес­ ной фактории в Умбе. В настоящее время пред­ приятие ежегодно выпускает товарной продукции более чем на полтора миллиона рублей. Промысел семги, на кото­ рую делалась долгое время ставка, не всегда был и бу­ д ет одинаковым, поэтому в 1975— 1976 гг. умбские рыбо­ обработчики освоили выпуск ■ яленой рыбы. Новый вид продукции пришелся по вку­ су покупателям, и вскоре производство стало отставать от спроса. Вначале цех работал толь­ ко на привозном сырье. По­ том предложили в торговую сеть вяленого окуня, плотву, изготовленных из рыбы, до­ бытой в терских озерах. Темпы выпуска вяленой продукции постоянно ра­ стут. Если первое вре­ мя цех вяления в год вы­ пускал 10 тонн, то на тех же производственных площадях ныне мы готовим 36,5 тонны деликатесной продукции. Никогда не залеживается на прилавках и копченая рыба — тоже дело рук наших рыбо­ обработчиков. Качество ее хорошее. Пять лет тому назад на территории рыбозавода был построен холодильник. С его вводом мы смогли предло­ жить в торговую сеть охлаж­ денную и свежемороженую рыбу. ■ в ^ а в в Рыбозавод все больше д е­ лает ставку на сырье из ме­ стных озер. И это не слу­ чайно. Наш Терский берег богат озерами, а они, в свою очередь, богаты рыбой. За последние два—три года ста­ ли активнее заниматься озер­ ным промыслом и в колхо­ зах, и у нас на рыбозаводе. Ныне промышляют озерную рыбу не одна, как было до этого года, а три бригады. Конечно, говоря о нашем предприятии, нельзя умолчать о его проблемах. А они есть и порой медленно решаются. Практически в наше пред­ приятие капиталовложений объединением «Севрыба» за все годы существования его сделано не было. Некоторая реконструкция цехов на за­ воде, постройка новых велись хозспособом. Завод нужда­ ется в техническом перево­ оружении, укреплении мате­ риально-технической базы. В мероприятиях Всесоюзно­ го рыбопромышленного про­ изводственного объединения «Севрыба» на текущую пяти­ летку были предусмотрены меры по обновлению цехов Умбского рыбозавода. В частности, в план было внесено строительство рыбо­ обрабатывающего цеха про­ изводительностью 3 тонны в сутки, в том числе участка копчения на 1 тонну в сутки. Согласно приказу по объ­ единению, где были расписа­ ны объемы, сроки и исполни­ тели работ, выполнено только то, что надлежало сделать хозспособом. Что касается затрат на капитальное строи­ тельство, вопрос остался открытым. Решись такая про­ блема положительно в теку­ щей пятилетке — и, несом­ ненно, умбские рыбообработ­ чики смогли бы сделать бо­ лее весомый вклад в Продо­ вольственную программу. А. БУЯНОВ, главный инже­ нер Умбского рыбозавода. OIBEfhl В третьем квартале обеспе­ чение сетематериалами улуч­ шится: «Союзсетеснасть» Ми­ нистерства рыбного хозяйства ССС Р выделила «Севрыбе» дополнительно 100 тонн ве­ ревочных делей. А. Ш ИН КУС начальник управления м а ­ териально - технического снабжения «Севрыбы». «П р а в и л ьн о сть п р и м ен ен и я д л я н о р м и р о в ан и я о п р е д е ­ л е н н ы х видов р аб о т, с о о тв е т­ ств ую щ и х д е й с тв ую щ и м с 1981 го д а е д и н ы м о т р а с л е ­ в ы м н о р м ам в р е м е н и , н а ­ хо д и тс я з ко м п е те н ц и и р аб о тн и ко в о тд е л а тр у д а и зар аб о тн о й п латы ф а б ­ ри ки о р уд и й л о з а . Со сво ей сто р о н ы м ы го то в ы о к а за ть им н е о б хо д и м у ю м е ­ то д и ч е ск у ю п о м ощ ь в те х с л у ч а я х , к о гд а в это м есть н е о б хо д и м о с ть . А. РУЖНИКОВ, начальник Северного ф и ­ лиала ЦНОТУПРХ». «АККОРД ПИШЕМ- ПОДРЯД В УМЕ» Так называлась ста­ тья, в которой речь шла о проблемах совершенствова­ ния хозрасчетных форм организации труда в стро­ ительстве и, в частности, з строительно - монтажном управлении 8РЛО «Севры ­ ба». В редакцию поступил ответ: «Корреспонденция «Аккорд пишем — подряд з уме», опубликованная в № 2! еж е­ недельника «Рыбный Мурман», рассмотрена администрацией СМУ ВРПО «Севрыба» совме­ стно с партийной, профсою з­ ной организациями, руково­ дителями отделов и подраз­ делений. На пути внедрения бригад­ ного подряда в СМУ стоит серьезная преграда — край­ не неудовлетворительное об е­ спечение строительных объ­ ектов материалами: сборны­ ми бетонными и железобе­ тонными • изделиями, товар­ ным бетоном, асфальтобето­ ном, песком, карьерным грун­ том. Собственной базы для производства всего перечис­ ленного управление не име­ ет. Неритмичные поставки м а­ териалов явились причиной срыва бригадного подряда на строительстве детского сада в прошлом году. Мы вынуж­ дены были переводить часть людей . на другие объекты что недопустимо при внедре­ нии хозрасчета. Аналогичное положение складывается в нынешнем го ­ ду на строительстве завода белковых продуктов, детсада- яслей и т. д. Поэтому было принято решение в целях за­ интересованности бригад оп­ лату работ на строительстве завода белковых продуктов производить по аккордно­ премиальным заданиям на о т­ дельные конструктивные эле­ менты, максимально приме­ няя коэффициент трудового участия. Такая организация труда и внедрение*более про­ грессивных форм оплаты по­ зволяют вести стр о и те л ьств более эффективно. Так, из месяца в месяц перекрывает нормы выработки бригада И. А Климкина. В настоящее время инсги- . тут «Мурманскгражданпро- ект» заканчивает проектиро­ вание промбазы строительно­ монтажного управления. На­ чать строительство определе­ но в будущем году. С вво­ дом ео в строй появятся р е ­ альные возможности для обеспечения объектов мест­ ными стройматериалами, а следовательно, и для более широкого внедрения бригад­ ного подряда И. ШАРАПОВ исполняющий обязанности начальника СМУ; Л. ГР А Ф К 0 8 А заместитель секретаря партбюро: В. СО РОКОПУДОв председатель постройкома»». ВЕРНЕЕ ПУТЬ? ся работа по воспитанию у командиров чувства ответ­ ственности за дела и по­ ступки своих подчиненных, единство хозяйственной и воспитательной работы еще не стало нормой повседнев­ ной деятельности каждого командира производства. А в этом кроется один из ре­ зервов. На промысловых су­ дах практически на 4 — 5 человек рядового состава приходится один командир. И если мы повысим роль и ответственность командного состава, то, естественно, ук­ репится дисциплина, повы­ сится эффективность про­ изводства без привлечения дополнительных материаль­ ных затрат. Внедрение коллективных форм организации и оплаты труда с применением КТУ способствует повышению чув­ ства личной ответственно­ сти за конечные результаты, за конкретный вклад каж­ дого члена коллектива. Во время одного из приходов в порт «по зеленой» в экипаж был направлен матрос И. Бочарников. Его товарищи по вахте заметили: в работе он пассивен, не всегда справ­ ляется с нормами выработ­ ки. И тогда матрос А. В. Киреев и другие предложи­ ли членам совета понизить Илье Бочарникову КТУ. Предложение было принято. Всего за рейс КТУ был по­ нижен 11 и повышен 29 членам экипажа. • О том, какие изменения произошли в заработной плате моряков, говорят кон­ кретные цифры. Матрос вто­ рого класса О. В. Хамиду- лин получил меньше тех, кто имел КТУ, равный еди­ нице, на 129 рублей 23 ко­ пейки, шеф-повар А. П. Ко­ робейников — на 67 рублей 32 копейки. В то же время увеличилась зарплата масте­ ра добычи С. В. Маркова и матроса первого класса С. В. Абрамова на 31 рубль 26 копеек, матроса I класса Ш . М . Каримова — на 39 рублей, а разница в оплате труда матросов добычи Ю . П. Петрова и С. В. Мар­ кова составила более 60 рублей (цифры отражают изменения в заработной пла­ те за три месяца без начис­ ления полярных надбавок). Применение К ТУ сыграло далеко не последнюю роль в повышении эффективности производства. Как уже го­ ворилось выше, совет эки­ пажа на своих заседаниях рассматривал практически все стороны производствен­ ной деятельности, и поэто­ му борьба за экономию про- Бригадир фабрики ору­ дий лова Л, П. Баранова а статье «Гарантия» («Рыб­ ный Мурман», № 24) под­ нимала вопросы «.нормиро­ вания труда, снабжения фабрики необходимыми материалами. Получены от­ веты на выступление бри­ гадира. нС 1 июля 1981 года на фабрике внедрен сборник «Единые отраслевые нормы времени на изготовление и ремонт орудий лова». При производстве кошель­ ковых неводов применяется этот сборник. Норма време­ ни берется при сшивке делей со ласно градации ячей, но не учитывается номер нитки. При пересмотре сборника в 1984 году эти замечания бу­ дут высказаны специалистам ЦНОТУПРХ. Клеенчатые рулетки цент­ рализованно не распределя­ ются. В настоящее время мы обратились с письмом на Таллинскую фабрику орудий лова с просьбой оказать со­ действие в приобретении та­ ких рулеток. Были и перебои со снабжением фабрики о д­ норядными делями. На вто­ рое полугодие управление материально - технического снабжения «Сезрыбы» выде­ лило дополнительные фонды на сеточные дели. Р. КУЛАХМЕТОВ, директор фабрики орудий лова». «Недостаток в сетеснастных материалах действительно ощущался в связи с исклю­ чительно сложной промысло­ вой обстановкой. Поэтому пришлось перевооружать весь среднетоннажный флот тра- лирующими орудиями лоза под промысел окуня, трески, креветки. В первую очередь одчопрядные и двухпряднье дели передавались в трало­ вое отделение фабрики. мыслового времени, матери­ альных ценностей, рацио-, нальное использование до­ бытого сырца шла ежеднев­ но на каждом рабочем мес­ те. В итоге за рейс сэконом­ лено материальных ценно­ стей более чем на пять ты­ сяч рублей, снижена себе­ стоимость центнера продук­ ции на 78 копеек. Практи­ чески не было случаев от­ каза или уклонения от под- вахты. Рейсовое задание по выпуску пищевой продукции выполнено на 142 процента. При этом надо учитывать то обстоятельство, что пос­ ле рейса судно готовилось к списанию как морально и физически устаревшее. Работа по совершенство­ ванию коллективных форм организации и оплаты тру­ да требует постоянного вни­ мания, творческого отноше­ ния и развития. Почти на всех судах итоги по опреде­ лению КТУ подводятся по окончании промысла. Но ведь рейс заканчивается по­ сле плановой стоянки в порту, где предусматривают­ ся ремонт, выгрузка рыбо­ продукции, подготовка к очередному рейсу. И имен­ но в период стоянки совер­ шается самое большое коли­ чество нарушений. Поэтому, думаю, правильнее было бы iiHtw’i a g . : г ; - : - - д и к а итоговое заседание совета экипажа проводить в порту после выгрузки рыбопродук­ ции. Это будет определен­ ным сдерживающим факто­ ром и будет иметь значи­ тельно большее воспита­ тельное воздействие. Име«- но так и поступили на БМ Р Т «Ашхабад». В итоге за период стоянки было до­ пущено всего одно наруше­ ние. Во время внедрения на флоте комплексной системы управления качеством про­ дукции (КСУКП ) на всех су­ дах вели ежедневный экран учета качества труда каждо­ го члена экипажа. В насто­ ящее время К СУКП вошла как дополнение к другим требованиям коллективных форм труда, и одновремен­ но исчез экран ежедневного учета. Однако гласность и наглядность всегда были и остаются важными формами воспитательного воздейст­ вия. Значит, такой экран надо вести и по применению КТУ. Следует подумать и о том, как применять КТУ в пери­ од междурейсовых стоянок, во время ремонта и т. д., то есть сделать его постоянно действующим фактором на все периоды и виды трудо­ вой деятельности. И еще один важный момент. Как я уже говорил, распоряжения и рекомендации Минрыбхоза С С С Р дают право применять К Т У только на приработок и премию. А как быть в и н ц в ш н шшш а н . .я» том случае, если нет ни при­ работка, ни премии? К со­ жалению. в 1982 году поч­ ти 25- процентов судов фло­ та не справились с плано­ выми заданиями. Но в любой ситуации лю­ ди работают по-разному, и оценка их труда должна быть строгЗ индивидуальной. На деле получается та же самая уравниловка. На мой взгляд, решению данной про­ блемы более отвечает поло­ жение о применении КТУ к паям, которое разработа­ но во флоте и по которому работают отдельные суда в порядке эксперимента. Это мнение разделяют и члены совета экипажа БМ РТ « А ш ­ хабад», в частности член КПСС машинист Р М У А. М. Лысов, матрос JI. А Яно­ вич и другие. И последнее. По отноше­ нию к флоту, на мой взгляд, следует применять термины не «бригадные», а «коллек­ тивные» формы организации и оплаты труда, «капитан» а не «бригадир», соответ­ ственно, «совет экипажа», а не «бригады». И дело здесь не просто в словах. Это вер­ ность лучшим морским тра­ дициям. А воспитание моло­ дежи на этих традициях — прямой долг и обязанность и общественных организа­ ций, и командиров произ­ водства в. ПАЛЁХИН, инженер лаборатории НОТ Мурманского тралового флота.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz