Рыбный Мурман. 1983 г. Июль.
• ХОЗЯЙСТВОВАТЬ ЭФФЕКТИВНО • ПРИШЛИ «ГАРАНТИЯ» Темпы растут Умбскому рыбозаводу в 1984 году исполняется 50 лет. Когда завод строился, то рассчитывали, что обрабаты вать здесь будут семгу да беломорскую сельдь. Вплоть до 1949 года рыбозавод не располагал автотранспортом. Сборка рыбы по тоневым участкам велась на карбасах, которые двигались не с по мощью моторов, а веслами. Тяжел был труд сборщиков, не легче работалось и обра ботчикам на маленьких хо лодных рыбопунктах, на тес ной фактории в Умбе. В настоящее время пред приятие ежегодно выпускает товарной продукции более чем на полтора миллиона рублей. Промысел семги, на кото рую делалась долгое время ставка, не всегда был и бу д ет одинаковым, поэтому в 1975— 1976 гг. умбские рыбо обработчики освоили выпуск ■ яленой рыбы. Новый вид продукции пришелся по вку су покупателям, и вскоре производство стало отставать от спроса. Вначале цех работал толь ко на привозном сырье. По том предложили в торговую сеть вяленого окуня, плотву, изготовленных из рыбы, до бытой в терских озерах. Темпы выпуска вяленой продукции постоянно ра стут. Если первое вре мя цех вяления в год вы пускал 10 тонн, то на тех же производственных площадях ныне мы готовим 36,5 тонны деликатесной продукции. Никогда не залеживается на прилавках и копченая рыба — тоже дело рук наших рыбо обработчиков. Качество ее хорошее. Пять лет тому назад на территории рыбозавода был построен холодильник. С его вводом мы смогли предло жить в торговую сеть охлаж денную и свежемороженую рыбу. ■ в ^ а в в Рыбозавод все больше д е лает ставку на сырье из ме стных озер. И это не слу чайно. Наш Терский берег богат озерами, а они, в свою очередь, богаты рыбой. За последние два—три года ста ли активнее заниматься озер ным промыслом и в колхо зах, и у нас на рыбозаводе. Ныне промышляют озерную рыбу не одна, как было до этого года, а три бригады. Конечно, говоря о нашем предприятии, нельзя умолчать о его проблемах. А они есть и порой медленно решаются. Практически в наше пред приятие капиталовложений объединением «Севрыба» за все годы существования его сделано не было. Некоторая реконструкция цехов на за воде, постройка новых велись хозспособом. Завод нужда ется в техническом перево оружении, укреплении мате риально-технической базы. В мероприятиях Всесоюзно го рыбопромышленного про изводственного объединения «Севрыба» на текущую пяти летку были предусмотрены меры по обновлению цехов Умбского рыбозавода. В частности, в план было внесено строительство рыбо обрабатывающего цеха про изводительностью 3 тонны в сутки, в том числе участка копчения на 1 тонну в сутки. Согласно приказу по объ единению, где были расписа ны объемы, сроки и исполни тели работ, выполнено только то, что надлежало сделать хозспособом. Что касается затрат на капитальное строи тельство, вопрос остался открытым. Решись такая про блема положительно в теку щей пятилетке — и, несом ненно, умбские рыбообработ чики смогли бы сделать бо лее весомый вклад в Продо вольственную программу. А. БУЯНОВ, главный инже нер Умбского рыбозавода. OIBEfhl В третьем квартале обеспе чение сетематериалами улуч шится: «Союзсетеснасть» Ми нистерства рыбного хозяйства ССС Р выделила «Севрыбе» дополнительно 100 тонн ве ревочных делей. А. Ш ИН КУС начальник управления м а териально - технического снабжения «Севрыбы». «П р а в и л ьн о сть п р и м ен ен и я д л я н о р м и р о в ан и я о п р е д е л е н н ы х видов р аб о т, с о о тв е т ств ую щ и х д е й с тв ую щ и м с 1981 го д а е д и н ы м о т р а с л е в ы м н о р м ам в р е м е н и , н а хо д и тс я з ко м п е те н ц и и р аб о тн и ко в о тд е л а тр у д а и зар аб о тн о й п латы ф а б ри ки о р уд и й л о з а . Со сво ей сто р о н ы м ы го то в ы о к а за ть им н е о б хо д и м у ю м е то д и ч е ск у ю п о м ощ ь в те х с л у ч а я х , к о гд а в это м есть н е о б хо д и м о с ть . А. РУЖНИКОВ, начальник Северного ф и лиала ЦНОТУПРХ». «АККОРД ПИШЕМ- ПОДРЯД В УМЕ» Так называлась ста тья, в которой речь шла о проблемах совершенствова ния хозрасчетных форм организации труда в стро ительстве и, в частности, з строительно - монтажном управлении 8РЛО «Севры ба». В редакцию поступил ответ: «Корреспонденция «Аккорд пишем — подряд з уме», опубликованная в № 2! еж е недельника «Рыбный Мурман», рассмотрена администрацией СМУ ВРПО «Севрыба» совме стно с партийной, профсою з ной организациями, руково дителями отделов и подраз делений. На пути внедрения бригад ного подряда в СМУ стоит серьезная преграда — край не неудовлетворительное об е спечение строительных объ ектов материалами: сборны ми бетонными и железобе тонными • изделиями, товар ным бетоном, асфальтобето ном, песком, карьерным грун том. Собственной базы для производства всего перечис ленного управление не име ет. Неритмичные поставки м а териалов явились причиной срыва бригадного подряда на строительстве детского сада в прошлом году. Мы вынуж дены были переводить часть людей . на другие объекты что недопустимо при внедре нии хозрасчета. Аналогичное положение складывается в нынешнем го ду на строительстве завода белковых продуктов, детсада- яслей и т. д. Поэтому было принято решение в целях за интересованности бригад оп лату работ на строительстве завода белковых продуктов производить по аккордно премиальным заданиям на о т дельные конструктивные эле менты, максимально приме няя коэффициент трудового участия. Такая организация труда и внедрение*более про грессивных форм оплаты по зволяют вести стр о и те л ьств более эффективно. Так, из месяца в месяц перекрывает нормы выработки бригада И. А Климкина. В настоящее время инсги- . тут «Мурманскгражданпро- ект» заканчивает проектиро вание промбазы строительно монтажного управления. На чать строительство определе но в будущем году. С вво дом ео в строй появятся р е альные возможности для обеспечения объектов мест ными стройматериалами, а следовательно, и для более широкого внедрения бригад ного подряда И. ШАРАПОВ исполняющий обязанности начальника СМУ; Л. ГР А Ф К 0 8 А заместитель секретаря партбюро: В. СО РОКОПУДОв председатель постройкома»». ВЕРНЕЕ ПУТЬ? ся работа по воспитанию у командиров чувства ответ ственности за дела и по ступки своих подчиненных, единство хозяйственной и воспитательной работы еще не стало нормой повседнев ной деятельности каждого командира производства. А в этом кроется один из ре зервов. На промысловых су дах практически на 4 — 5 человек рядового состава приходится один командир. И если мы повысим роль и ответственность командного состава, то, естественно, ук репится дисциплина, повы сится эффективность про изводства без привлечения дополнительных материаль ных затрат. Внедрение коллективных форм организации и оплаты труда с применением КТУ способствует повышению чув ства личной ответственно сти за конечные результаты, за конкретный вклад каж дого члена коллектива. Во время одного из приходов в порт «по зеленой» в экипаж был направлен матрос И. Бочарников. Его товарищи по вахте заметили: в работе он пассивен, не всегда справ ляется с нормами выработ ки. И тогда матрос А. В. Киреев и другие предложи ли членам совета понизить Илье Бочарникову КТУ. Предложение было принято. Всего за рейс КТУ был по нижен 11 и повышен 29 членам экипажа. • О том, какие изменения произошли в заработной плате моряков, говорят кон кретные цифры. Матрос вто рого класса О. В. Хамиду- лин получил меньше тех, кто имел КТУ, равный еди нице, на 129 рублей 23 ко пейки, шеф-повар А. П. Ко робейников — на 67 рублей 32 копейки. В то же время увеличилась зарплата масте ра добычи С. В. Маркова и матроса первого класса С. В. Абрамова на 31 рубль 26 копеек, матроса I класса Ш . М . Каримова — на 39 рублей, а разница в оплате труда матросов добычи Ю . П. Петрова и С. В. Мар кова составила более 60 рублей (цифры отражают изменения в заработной пла те за три месяца без начис ления полярных надбавок). Применение К ТУ сыграло далеко не последнюю роль в повышении эффективности производства. Как уже го ворилось выше, совет эки пажа на своих заседаниях рассматривал практически все стороны производствен ной деятельности, и поэто му борьба за экономию про- Бригадир фабрики ору дий лова Л, П. Баранова а статье «Гарантия» («Рыб ный Мурман», № 24) под нимала вопросы «.нормиро вания труда, снабжения фабрики необходимыми материалами. Получены от веты на выступление бри гадира. нС 1 июля 1981 года на фабрике внедрен сборник «Единые отраслевые нормы времени на изготовление и ремонт орудий лова». При производстве кошель ковых неводов применяется этот сборник. Норма време ни берется при сшивке делей со ласно градации ячей, но не учитывается номер нитки. При пересмотре сборника в 1984 году эти замечания бу дут высказаны специалистам ЦНОТУПРХ. Клеенчатые рулетки цент рализованно не распределя ются. В настоящее время мы обратились с письмом на Таллинскую фабрику орудий лова с просьбой оказать со действие в приобретении та ких рулеток. Были и перебои со снабжением фабрики о д норядными делями. На вто рое полугодие управление материально - технического снабжения «Сезрыбы» выде лило дополнительные фонды на сеточные дели. Р. КУЛАХМЕТОВ, директор фабрики орудий лова». «Недостаток в сетеснастных материалах действительно ощущался в связи с исклю чительно сложной промысло вой обстановкой. Поэтому пришлось перевооружать весь среднетоннажный флот тра- лирующими орудиями лоза под промысел окуня, трески, креветки. В первую очередь одчопрядные и двухпряднье дели передавались в трало вое отделение фабрики. мыслового времени, матери альных ценностей, рацио-, нальное использование до бытого сырца шла ежеднев но на каждом рабочем мес те. В итоге за рейс сэконом лено материальных ценно стей более чем на пять ты сяч рублей, снижена себе стоимость центнера продук ции на 78 копеек. Практи чески не было случаев от каза или уклонения от под- вахты. Рейсовое задание по выпуску пищевой продукции выполнено на 142 процента. При этом надо учитывать то обстоятельство, что пос ле рейса судно готовилось к списанию как морально и физически устаревшее. Работа по совершенство ванию коллективных форм организации и оплаты тру да требует постоянного вни мания, творческого отноше ния и развития. Почти на всех судах итоги по опреде лению КТУ подводятся по окончании промысла. Но ведь рейс заканчивается по сле плановой стоянки в порту, где предусматривают ся ремонт, выгрузка рыбо продукции, подготовка к очередному рейсу. И имен но в период стоянки совер шается самое большое коли чество нарушений. Поэтому, думаю, правильнее было бы iiHtw’i a g . : г ; - : - - д и к а итоговое заседание совета экипажа проводить в порту после выгрузки рыбопродук ции. Это будет определен ным сдерживающим факто ром и будет иметь значи тельно большее воспита тельное воздействие. Име«- но так и поступили на БМ Р Т «Ашхабад». В итоге за период стоянки было до пущено всего одно наруше ние. Во время внедрения на флоте комплексной системы управления качеством про дукции (КСУКП ) на всех су дах вели ежедневный экран учета качества труда каждо го члена экипажа. В насто ящее время К СУКП вошла как дополнение к другим требованиям коллективных форм труда, и одновремен но исчез экран ежедневного учета. Однако гласность и наглядность всегда были и остаются важными формами воспитательного воздейст вия. Значит, такой экран надо вести и по применению КТУ. Следует подумать и о том, как применять КТУ в пери од междурейсовых стоянок, во время ремонта и т. д., то есть сделать его постоянно действующим фактором на все периоды и виды трудо вой деятельности. И еще один важный момент. Как я уже говорил, распоряжения и рекомендации Минрыбхоза С С С Р дают право применять К Т У только на приработок и премию. А как быть в и н ц в ш н шшш а н . .я» том случае, если нет ни при работка, ни премии? К со жалению. в 1982 году поч ти 25- процентов судов фло та не справились с плано выми заданиями. Но в любой ситуации лю ди работают по-разному, и оценка их труда должна быть строгЗ индивидуальной. На деле получается та же самая уравниловка. На мой взгляд, решению данной про блемы более отвечает поло жение о применении КТУ к паям, которое разработа но во флоте и по которому работают отдельные суда в порядке эксперимента. Это мнение разделяют и члены совета экипажа БМ РТ « А ш хабад», в частности член КПСС машинист Р М У А. М. Лысов, матрос JI. А Яно вич и другие. И последнее. По отноше нию к флоту, на мой взгляд, следует применять термины не «бригадные», а «коллек тивные» формы организации и оплаты труда, «капитан» а не «бригадир», соответ ственно, «совет экипажа», а не «бригады». И дело здесь не просто в словах. Это вер ность лучшим морским тра дициям. А воспитание моло дежи на этих традициях — прямой долг и обязанность и общественных организа ций, и командиров произ водства в. ПАЛЁХИН, инженер лаборатории НОТ Мурманского тралового флота.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz