Рыбный Мурман. 1983 г. Июль.

• ХОЗЯЙСТВОВАТЬ ЭФФЕКТИВНО • Н а д н я х и з очередного р ей са в ер н улся э к и п а ж Б А Т « К а п и та н Тело *» М ур м ан ско го тр ало в о го ф л о та . В е р н у л с я , м ож но с к а з а ть , со щ и то м : все п р о и зво д ствен н ы е п о ка за те л и м о р яки перевы по лни* л и . й что особенно важ но — в это м рейсе, к а к , впрочем , и в п р о ш л ы х, не бы ло сн и ж е н и я со р тн о сти п р о д укц и и . Нан у д а л о с ь к о л л е к ти в у Б А Т « К а п и тан Телов» уб р а ть с п ути «кам ен ь п р еткн о ве н и я» и в ы й ти на в ы со ки е п р о и зво д ствен н ы е рубеж и? Об это м и р а с с к а зы в а е т п о м ощ н ик к а п и та н а по п роизвод­ с тв у тр а у л е р а И горь Н ико лаеви ч П ак. Слово передовику Разделывать- так всю! Облавливали мы ставри­ ду. С рыбой этой связана масса неприятностей. Уж больно много причин, кото­ рые ведут к снижению сорт, ности изготовленной из нее продукции. Это если моро­ зить ставриду в неразделан- ном виде, «кругляком». Мы еще в прошлых рей­ сах подумывали над тем, а как бы перейти на 100-про­ центную' разделку сырья и тем самым избежать боль­ ших потерь. Однако опыта тогда у нас еще не было, да и, честно говоря, боязно было даже представить та­ кое: где это видано, чтобы разделывать весь сырец, до килограмма. Но вот узнали мы, что наши коллеги из «Латрыб- прома» в качестве экспери­ мента перешли на выпуск исключительно разделанной рыбы. (О выгодах, которые дал этот эксперимент, писал и наш рыбацкий еженедель­ ник 20 мая нынешнего го­ да). Пример латрыбпромовцев окончательно рассеял наши сомнения, и в этом рейсе мы решили: будем раз­ делывать ставриду полно­ стью. Нельзя, конечно, думать, что 100-процентная раздел­ ка полностью гарантирует выпуск высококачественной продукции, однако беру на себя смелость, утверждать, что на 3 0— 40 процентов качество улучшается. У нас дело осложнялось тем, что в производствен­ ной команде недоставало пятерых матросов. При­ шлось обращаться за помо­ щью к подвахтам. И, надо сказать, большую помощь в разделке рыбы мы получили от штурманов, членов ма­ шинной команды, обслужи­ вающего персонала. Особен­ но хорошо работала под- вахта третьего помощника капитана В. Н. Поцуло. Быть может, кому-то не­ безынтересно знать, как же мы построили технологичес­ кую схему. Из сырьевого бункера подавали сырец на транспортер с установлен­ ным на нем головорубочным станком. На ленту этого транспортера была приспо­ соблена регулировочная планка, которая устанавли­ валась на средний размер­ ный ряд сырца. Четыре —■ пять человек укладывали рыбу головами к себе, и один член экипажа уже прямо перед станком под­ правлял, можно сказать, рыбу под нож. чтобы срез был качественный. (В скоб­ ках замечу: все эти обра­ ботчики занимались и сор­ тировкой поступающей из бункера рыбы). К обработ­ чикам, которых я уже на­ звал. надо прибавить бун- кермана, 9 членов экипажа, которые занимались удале­ нием внутренностей, да на закатке-выкатке рыбопро­ дукции — пятеро. В общей сложности — 21 человек. При таком «раскладе сил» за 4 часа удавалось выраба­ тывать не менее 8 тонн раз­ деланной ставриды. Ну... а если рыба -шла крупная н притом в неогра­ ниченном количестве? Тогда за то же время выработка обезглавленной ставриды достигала 11 — 12 тонн. С таким количеством сырья одна морозильная линия,* «Асма» уже справиться не могла. Ну что ж, решили, что палубная команда будет подкреплять ряды обработ­ чиков еще на 4 — 5 человек. Их мы поставили к друго­ му транспортеру, на кото­ ром также был установлен головорубочный станок. Разделанная рыба накапли­ валась в сборниках и затем шла, можно сказать, своим чередом на ^морозильные линии по обоим бортам суд­ на. Замечу: при таком ре­ жиме работы — на два борта — люди могли через каждые час— полтора позво­ лить себе передышку. И б это время рыба подморажи­ валась в камерах. Здесь хотелось бы сде­ лать такую оговорку: пере­ ходить на полную разделку сырья целесообразно только при хорошей промысловой обстановке, при обильных уловах или же в тех случа­ ях, когда нет возможности сохранить добытый сырец. Виной тому несоответствие оптовых цен на неразделан- ную и обезглавленную про­ дукцию, которая не дает выполнять план по реализа­ ции пищевой рыбопродукции. Скажем так: из тонны нераз­ деленного сырья стоимостью 600 рублей можно вырабо­ тать 5 40 килограммов ры­ бы обезглавленной стоимо­ стью 464 рубля. * Вот и получается: сырья много — можно рыбу раз- , делывать полностью и при этом какое-то время «дер­ жаться», перевыполнять су­ точные задания по реализа­ ции пищевой продукции. Ну а если промобстановка слабая — здесь уж не до разделки, морозь «кругля­ ком» и, хочешь не хочешь, своди тем самым на нет по­ казатель реализации пище­ вой. Думается, выход здесь один: нужно снизить цену на неразделенную рыбу и, соответственно, уменьшить суточный план реализации пищевой. В этом случае эки­ пажи будут заинтересованы в изготовлении разделанной рыбы, поскольку у них од­ новременно появится -воз­ можность выполнять рейсо­ вое задание по стоимости пищевой рыбопродукции. Разделка рыбы в море сулит большие выгоды. И. ПАК, помощник капитане по производству 6АТ «Кап*тгн Телсви. --- ---------------------------- УДАРНИК» ВЕРЕН СЕВЕ Два переходящих Крас­ ных знамени (облисполкома, облсовпрофа, В Р П О «Сев- рыба» и Мурманского ры- бакколхозсоюза) вручены за ударный труд животноводам колхоза «Ударник». Показатели, которых они достигли, самые ~высокие среди рыболовецких колхб- зов области. В. Д ЗЮ БА , наш внешт. корр. Традиционные соперники — колхозы «Ударник» и «Энергия» — подвели итоги соцсоревнования за полуго­ дие. Труженики «Ударника» первенствовали по реализа­ ции товарной продукции. За шесть месяцев рыбной про­ дукции, молока и мяса про­ дано на 3389 тысяч руб­ лей, что значительно боль­ ше плана. Перевыполнено задание по добыче рыбы и выпуску рыбной продукции. Больше, чем в «Энергии», здесь получено дохода и от животноводческой фермы. А у соперников лучше показатели по продуктивно­ сти дойного стада, по каче­ ству животноводческой про­ дукции. В целом за полугодие по­ бедителем в соревновании вышел колхоз «Ударник». О . г о л ь м д н , наш внешт. корр. Бригадный подряд и д и с ц и п л и н а КАКОЙ Не так давно автор этих строк находился в море на ВМРТ' «Ашхабад». И, в ча­ стности, занимался допроса­ ми совершенствования ор­ ганизации труда! Хотелось бы поделиться некоторыми своими соображениями. Сейчас все промысловые суда работают над совер­ шенствованием бригадных форм организации труда в двух направлениях. Первое развивается на основе рас­ поряжений и рекомендаций Минрыбхоза С С С Р и пред­ полагает йрименение КТУ только к приработку и пре­ мии. Второё — в опытном порядке на основе положе­ ния, разработанного вр фло­ те. Согласно этому положе­ нию от К Т У зависит вели­ чина всего заработка. Коллектив ВМ Р Т «Ашха­ бад» работал по флотскому положению. На первом об­ щесудовом собрании был избран совет экипажа. В не­ го вошли 15 человек: капи­ тан, первый помощник капи­ тана, председатель судового комитета, начальники служб и передовые члены экипажа — такие, как матросы Л. А. Янович, П. Н. Харитонюк, член партии машинист Р М У А. М. Лысов и другие. Здесь сразу же возникли определенные трудности. Положением, разработанным Минрыбхозом СССР , преду­ смотрено избирать в совет не более 15 человек, при­ чем не менее половины из них должны быть рядовые моряки. Требование пра­ вильное, справедливое. Как же выдержать при создании совета эти пропор­ ции, когда руководители служб, представители адми­ нистрации и мастера состав­ ляют более 70 процентов? Особой сложности здесь нет. В этом году «Рыбный Мурман» (21 января, .11 февраля, 12 марта) уже писал о необходимости соз­ дания советов по службам. Й хотя на БМ Р Т «Ашха­ бад» функционировал толь­ ко совет экипажа, считаю, что создание советов на су- Дах типа БАТ . ПП Р , БМ Р Т в службах добычи и обра­ ботки рыбы, общесудовой и механической целесообраз­ но. Всем известно, с какой остротой был поставлен на ноябрьском (1982 г.) и июнь­ ском (1983 г.) Пленумах ЦК КПСС вопрос укрепле­ ния дисциплины. Переход флота на коллективные формы организации и опла­ ты труда, на мой взгляд, окажет существенную по­ мощь в решении и этого во­ проса. Подтверждением слу­ жит пример работы BMP '? «Ашхабад». Экипаж дваж­ ды приходил в порт «по зеленой». За различные на­ рушения дисциплины, до­ пущенные во время отхода, совет экипажа понизил К Т У одиннадцати морякам. И вот если в первый приход «по зеленой» допустили на­ рушения уже четыре- чело­ века, то во время второго никто не хотел шутить с КТУ. О значении коэффициента в воспитательной работе говорит и такой пример. Во время рейса один из членов машинной команды, мото­ рист А . М . Яцевич, допустид грубое нарушение дисцип- лины. Совет экипажа еди­ нодушно принял решение снизить ему КТУ. В то же время старший механик на заседании совета внес пред­ ложение повысить К Т У тре­ тьему механику Л. Смир­ нову, на вахте которого бы­ ло допущено нарушение. Со­ вет отклонил- это предложе­ ние. И это вполне понятно: третий механик воспитанием своих подчиненных не зани­ мается. К сожалению, на флоте еще недостаточно проводит- Поистине с ювелирной точностью рабо­ тает кузнец объединения «Мурманская су­ доверфь» Иван Иванович Баренков. Он специализируется на изготовлении мелких деталей, резцов, то есть выполняет такую работу, которая требует высокого профес­ сионализма. Многолетний опыт (более двадцати лет) позволяет кузнецу выпускать «из-под мо­ лотка» продукцию только отличного ка­ чества и так организовать свое рабо­ чее время, что его как бы становится больше. И не случайно передовик про­ изводства уже открыл счет четвертому году пятилетки. • На снимке: И. И. Баренков. Фото В. КОРЕЦКО ГО .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz