Рыбный Мурман. 1983 г. Июль.

ХОЗЯЙСТВОВАТЬ ЭФФЕКТИВНО П ом ню , в одном из рейсов ни с то го ни с сего в н аю тах по левом у борту суд н а по но­ чам п ер еставали р аб отать о то ­ п и тел ьн ы е б атареи. П о началу гр еш и ли на м ехан ико в и по у т ­ рам в ы ск а зы в а л и нм п р етен ­ зи и : к о гда это , м ол, ко н ч и тся. Те бо ж и ли сь: не о тклю чали о то п лен ие, ни к чем у им это . Через несколько дней тайна раскры лась. О казы вается, один из мотористов «ткал» гобелен. Для этого он изготовил огром­ ную деревянную раму, кото* рая, конечно же, никаким бо­ ком не влезала в тесную каю ­ ту . А потому под ткацкий цех он оборудовал... судовую са у­ ну. После ночной вахты заби­ рался туд а , с увлечением рабо­ тал, а чтобы не было слишком жарко, отключал на время ото­ пление... д ен ег н и ко гд а не б р ал, потому к а к лю бая раб ота по дер еву д л я него преж де всего увлече­ нием бы ла. И ко гда суд ьб а п ри вела его на пром ы сло вы е суда, то пер. вОе врем я не зн ал о н , чем п р и ­ т у ш и т ь свой тво р ческий п ы л : не б уд еш ь ведьг в сам ом деле, ш к а ф ы да п о лки м а с те р и ть , ес­ ли и х и тан п о лн ая к а ю та . Однажды мастер по обра­ ботке рыбы искал, кому бы рыбоделы поручить изгото­ вить. Боренец, конечно, вы ­ звался. Чего там, депо незЖт- рое: отрезай дос-си на нуж­ ную длину, подзачисть слег­ ка поверхность — и вся не* долга. Однако Ивам Николае­ вич с такой любозью и вкусом Ш1Ш1111!!11!1111111!1111Ш!1Ш1!1ШН!11811вШМШ11ШШ8ШШКШШМШШН!£ I Д Е Р Е В Я Н Н Ы Х I М А С Т Е Р | Хобби есть чуть ли не у каждого моряка. Кто акваре­ ли пишет, кто поделки всевоз­ можные мастерит, кто чекан­ кой занимается, кто стихи пи­ шет или песни сочиняет... Я уж не говорю об авоськах и мочалках, вязать которые на судне тебя любой обучит. (Я провел небольшой экспери­ мент: спросил з судовой л а ­ вочке у матроса-артельщика— мочалки есть? Тот окинул ме­ ня ироническим взглядом с ног до головы: «Мочалки не покупают, их вяжут...» Хобби помогает коротать время в долгом рейсе, успо­ каиваем отвлекает от хандры и скуки. Одним словом, благо­ творно действует на душу. А вот на БМРТ «Северное сияние» я познакомился с че­ ловеком, увлечение которого уже много лет служит на только для души, но и при­ носит немалую пользу това­ рищам а работе. Матрос Иван Николаевич Бо­ рене ц еще в юности увлен с* столярным делом. Выделывал^ полки, ш каф ы ничуть не хуж е м агазинны х. Знали его в род­ ном поселке и ка.ч мастера по наличникам. Как кто новый дом построит — ср азу к нему: подсоби, сделай наличник. Иван Николаевич делал охотно, те доски обработал, что сто ­ ять матросам за рыбоделами было одно удовольствие. Так прослыл Боренец на флоте уже «деревянных дел мастером». Рыбоделы у него -— что изделия у столяра- краснодеревщика. Но и э т о ­ го мало. Заметил как-то он, что очень уж неудобно работать «морозилам» (так на рыбо- фабриках зозут между собой матросов, занимающихся на­ полнением противней рыбой и взвешиванием их). Гнуться в три погибели приходится, да и с весов снимать и пере­ носить полный противень — чуть ли не пуд весом — и* тележку тяжеловато, руки и поясница быстро устают. По­ размыслил матрос, что к ч е ­ му, и изготовил деревянные настилы, устлал ими пол ф аб ­ рики возле рабочих мест. Возле каждых весов устано­ вил нечто вроде деревянные козлов. Работать стало куда как удобнее: во-первых, настил «приподняли обработчика, и ему стало удобно и легко брать рыб/ из лотка; после взвешивания противни можно не держать на весу, а поста­ вить их на к о зл ы , п р о кати ть по д е р е в я н н ы м п о л о зь я м и у ж потом закладывать в т е ­ лежку... За изготовлением н астило в и к о з л о в и застал я И зан а Николаевича на р ы б о ф а б р м ке . — Вообщ е-то я лю блю на одном и том ж е суд н е хо д и ть, — о хотно заго во рил он. — Но сл уч и л о сь т а к . что «свой» тр а у ­ лер п р иш ло сь бы ж д а ть два м есяц а, а я без дела долго с и ­ д е ть не м о гу. Н у и н ап р о си л­ с я сю д а. А ноли т а к . то что ш зря врем я те р я ть . Пона идем н а про м ы сел, я ф а б р и к у под­ соблю о бо р удо вать Ч то ни го ­ в о рите, ребятам не п ри дется сп и н у гн у т ь . А зн а ч и т, и р а ­ б о тать б у д у т с больш ей о хо ­ то й . Я уж и гребное дерезян- н ы х н еско л ько ш т у к заго то ­ ви л: чтоб бы ло чем р ы б у н рабочим м естам п о д тал к и в ать. И вану Н и ко лае ви ч у н и как не д аш ь его 54 го д а . О н сам го ­ в о р и т, если « о д е ть с я п о пр и ­ лич нее д а в ы б р и ться почищ е (а вы б р и т, к ста ти , о н , что н а ­ зы в а е тся , д о си н ев ы ) то п а ­ р ен ь хоть к у д а » . — М едицина о ш и б ае тся, что после сорока в море д е л а ть н е ­ чего. Есл и раб оту лю биш ь, а работа — теб я , то ходи себе на здоровье х о ть до сам ой п ен ­ си и . Я лично ч ув ств ую себя п рекр асн о . Д а и к а к иначе — оса врем я на свеж ем в о зд ухе. Главн о е, делом зан и м ать ся и не р а с к и с а ть ... Часа ч е р е з д з а , у ж е п о сл е вахты, я встретил Изана Нико- лаезича на нижней палубе. —* Вы у ж е зако нч или р а б о ­ ту? — Не-е, сей ч а с п о о б ед аю — и на п р о м ы сл о в ую п алуб у, ящики рыбные н уж н о п р и во ­ д и ть в п о р я д о к . А п о то м за р ы б о д е л ы п р и м у с ь : а ну как п е р е й д е м на о б ло в д о н н ы х р ы б , и< в ед ь гд е -то ш к е р и ть н а д о ... А ло то м е щ е , — с м е ­ е тс я , — д е в ч а та м ш в аб р у н а­ д о в о сста н о в и ть... Мне говорили, что многие старшие помощники капита­ нов вгоняются» за Боренцом. Да и матросы рады попасть не судно вместе с человеком, у которого хобби — делать труд товарищей проще и, ес­ ли хотите, красивее. *. чнсникоа наш спец. корр. Борт БМРТ *Северпое сияние» Мурманского тра­ лового флота. Баренцево море. не хватает... которые могло бы получать предприятие, но не полу­ чает (к слову, з 1982 году отходов было вывезено на 22000 рублей, с начала 1983 года — на 10500!). А ведь было ценное предложение со стороны Онежского гидролизного за­ вода: «Дайте, товарищи тар­ ники, ваши отходы, мы нз них выгоним очень нуж­ ную в промышленности вещь — древесный спирт. Не беда, что отходы ваши не измельчены до нужных пределов, мы пока перева­ рим такие. А со временем обзаведетесь техникой ' и выдадите нам сырье нуж­ ных фракций. Да здравст­ вуют межведомственные связи, да здравствует разум­ ная утилизация древесных отходов!» А прервались вскоре свя­ зи. Онежский гидролизный нашел более гибких постав­ щиков, наш же тарный скла­ дывает рукотворные горы из эпилок и обрези на задвор­ ках города — не доходят у гарщиков руки до рубитель- яой машины. Впрочем, почему бы стро­ ителям не забить баки хеоп- совой пирамиды? К тому же, накоплен огромнейший опыт по созданию рукотворных холмов-из, скажем, разноем­ ких бочек, которые посту­ пают в адрес тарного ком­ бината из Ленинграда, Тю­ мени, с Украины, Белорус­ сии... Свалены они на Кпль- динской горе, которую с полным основанием можно уже давно переименовать в гору Лысую — будто все­ ленский шабаш отгремел на этой горе — столько' здесь разбитых, сгнивших, а ча­ стью и крепких физически бочек. Всего за семьдесят тысяч штук. — А эти бочки уже не годны для затарки в них пищевой продукции, — го­ ворит директор тарного ком­ бината 3. С. Каск. — Так если не годны для пищевой, то нельзя ли эти бочки приспособить под про­ дукцию непищевую? Вдруг сгодятся кому? — А к нам никто не об­ ращался. — А вы предлагали? — Нет, не предлагали — Ну а обручи с бочек? В бешеном количестве они здесь валяются. Наверняка их можно использовать вто- рично, если запяться отбра­ ковкой Ведь начисто сгры­ зет их коррозия, ведь вам должен быть знаком злобо­ дневный лозунг: «Экономить в большом и малом!» И тут приобнимают за плечи автора десятки руко­ водителей. заведующие скла­ дами и, проще, материаль­ но' ответственные люди, гру­ стно-значительные улыбки набегут на их лица, скажут они: — Наивный! Нужно мы­ слить масштабно. ' крупно­ блочно. категориями. Не тон­ нами, а десятками тысяч тонн, не штуками, а десят­ ками тысяч штук. Ваши и прочих претензии — семеч­ ки на фоне НТР и ярких побед. На мелочи не хвата­ ет рабочих рук. Или вы не в курсе? Еще как в курсе; отчасти даже разделяю озабочен­ ность руководителей круп­ ного и мелкого ранга. Но почему такая однобо­ кость в подходе к пробле­ ме? Почему только руки? Почему ни на одном из со­ браний не поднимается в первую очередь вопрос о нехватка голов? «О. К А З А Н Ц Е В . Внимание: проблема! Р Е А Л Ь Н О Н У Ж Н О ! ВЫГОДНО! Так заявляют сторонники доставки пищевых отходов из районов промысла «Отходы — в доходы!» — так называлось выступление капитана СРТМ «Белолуцк» И. Меняйленко, опублико­ ванное в еженедельнике 25 марта. И. Меняйленко на примере своего траулера хо­ тел доказать, что доставка с моря пищевых отходов — де. .по вполне реальное, выгод­ ное и нужное. На словах это удалось вполне, а как же на практи­ ке? Сейчас можно сказать: удалось и на практике. Эки­ паж «Велолуцка-» за месяц работы в море заморозил брикетами около тонны пи щевых отходов. Но приходе траулера и порт они были сданы. Когда было опубликова­ но выступление И. Меняй­ ленко (тогда траулер еще находился в море), ежене­ дельник обратился с прось­ бой к руководителям совхо­ зов Мурманской области — прокомментировать предло­ жение капитана «Белолуц- ка». Вот какой ответ мы получили, например, из сов­ хоза «Полярный»: — Н аш е м у со вхо зу н ео б хо ди ­ м ы лю бы е норм а дли с вино* п о го ло вья, тем более п ищ евы е о тхо д ы без п о сто р о н н и х (не- н о рм овы х) вклю ч ен и й , к а к и е в стр еч а ю тся в о тх о д а х . к о то ­ ры е мы п олучаем о т н а се л е ­ н ия. Мы го то вы своим тр ан сп о р том д о ста в л я ть б р и кеты п и ­ щ е в ы х о тхо д о в о т лю бы х п ричало в ры бного п о рта в свое хо зя й ств о . А в б у д у щ е м , если объем по ставо к п и щ ев ы х о тхо д о в ув е л и ч и тся , это т вопрос м ожно б уд ет р еш и ть через ко н то р у по сб о р у п и щ е ­ в ы х отходов. П рош у с ч и та ть это письм о к а к бы взаим н ы м договором с эки п аж ем С РТМ <.Белолуцк.» по в ы п о лн ен ию П р о д о во льствен ­ ной про гр ам м ы . 3 П А Н К Р А Т О В , ди р екто р со вхо за «Полярный*». А вот ответы из других хозяйств: — В ы сту п л е н и е к а п и та н а И. Г. М ен яй лен ко о бсуж дено н аш им ко ллекти во м на р а с ­ ш иренном заседан ии с п е ц и а ­ л и сто в . П риш ли и е д и н о м у м нению — почин э к и п а ж а С Р ТМ сБ ело луц й * сво евр е­ менен и н уж ен . Мы го то в ы з а к л ю ч и ть д о лго ср о ч н ы й договор с ф л о та м и на д о ­ с та в к у со в хо зу п и щ е в ы х о т­ хо до в. гар а н ти р уе м и х о п л а ту , своевр ем ен ны й вы во з п и щ е в ы х о тхо д о в своим тр а н с п о р то в . 8 свою очер едь, мы мож ем ч а сти ч н о о б есп ечить с в е ж а й ­ ш ей сви н и н о й м о р яко в или и х сем ьи , о ставш и еся на бе­ р е гу. И. К О Н Д Р А ТЕН К О , д и р екто р со вхо за «А рктика**. — А д м и н и стр ац и я со вхо за «З ап о л я р н ы й * п о дд ер ж и вает и н и ц и ати в у э ки п а ж а С Р ТМ «Б ело луц к.» и со о бщ ает. что со вхо з м ож ет п р и н я ть заморо* ж ен н ы е п и щ ев ы е о тхо д ы в нео граниченно м к о ли ч еств е, в ы в езти своим тр ан сп о р то м с лю бого п р и чала. 90. Г А П Т Р А Х М А Н 0 8 , директор совхоза «Заполярный-», — Совхоз «Пригородный'* очень заинтересовало предло­ ж ение капитана И , М еняйпеи- ко. Д еф ицит нормов дня ж и ­ в о тн ы х, если п ро б лем у б рать в разрезе с тр а н ы , с о ста в л я е т около 50 м иллионов то н н в го д. В прин цип е н е х в а тк а к о р ­ мов — гл а в н ы й то рм о з в р е­ ш ении м ясной п роблем ы , и лю бая и н и ц и ати в а , п о м о гаю ­ щ ая э т у п ро блем у р е ш а ть, до лж н а р а с с м а тр и в а ть ся п о ло ­ ж и тельн о . А теп ер ь нем ного ц и ф р . М о­ р о ж ен ы х п и щ е в ы х о тхо дов в 1983 го д у н аш со вхо з см о г бы п р и н ять в ко ли ч еств е д в у х т ы ­ сяч то н н , в 1984-м — п я ть т ы ­ сяч то н н , с 1985 го да — по д е сять ты ся ч то н н о тхо д о в . Д а, мы м огли бы зн ачи тельн о р асш и р и ть п ро и зво д ство с в и ­ нины за сч е т п редлож ения к а п и та н а И. М ен яй лен ко. Б о ­ лее то го , к 1986 го д у тольно наш со вхо з см о г бы про изво ­ д и ть по к и л о гр ам м у сви ни ны на м ур м ан ч ан и н а в м есяц. Дело сейчас за п р акти ч еско й р еализаци ей п ред ло ж ен и я к а ­ п и тан а И. М ен яй лен ко. Мы, со своей сто р о н ы , го то вы к п рием у б р и к е ти р о в а н н ы х п и ­ щ ев ы х о тхо д о в. В . Б ЕЛ О З ЕР О В , д и р екто р с о в х о з ) «П р и го р о д н ы й *. В. БО РИ СО В, гл а в н ы й зо о те хн и к со вхо за, к ан д и д ат с е л ь ско хо зя й ств е н н ы х н а у к . Как ясно из ответов, при сланных в редакцию руко водителями совхозов. ини­ циатива экипажа СРТМ «Белолуцк» одобряется и поддерживается. Но инициа­ тива остается инициативой, если предложение И. Ме- пяйленко не будет обсужце но на собраниях экипажей судов, руководящего состава флотов, В том, что доставка пи­ щевых отходов с моря вы­ годна и нужна, сомнении уже нет. Но нет сомнений и в том. что дополнительное рей­ совое задание осложнит ра­ боту моряка, и труд, затра­ ченный на брикетирование пищевых отходов, нужно бу­ дет компенсировать. Но чем? Отчасти на этот воп­ рос ответил директор совхо­ за «Арктика» И. Кондратен­ ко. Его совхоз гарантирует оплату, а также частичное обеспечение мясом моряков или их семей. Конечно, еще рановато го­ ворить о конкретности (це­ не за одну тонну мороже­ ных отходов, количестве че­ ловек, которых, бы мог об­ служить Совхоз), но, оче­ видно, не следует совхозам затягивать с этими вопроса­ ми — взаимозаинтересован- ность моряка и животновода должна быть полной. В свою очередь, флотам хорошо бы решить: на ка­ ких типах судов и сколько можно сбрикетировать пи­ щевых отходов, подсчитать свои возможности, наладить контакты с руководством совхозов. Словом, если только одни совхоз «Полярный* сможет к 1986 году выдать на каж­ дого мурманчанина по кило­ грамму свинины, то отклады­ вать дело з долгий ящик не следует. шшш 1 мюля 1983 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz