Рыбный Мурман. 1983 г. Июль.
ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ Сейчас вы удивитесь. « .Д ЕЛ АМ И Д А . В ы та к ф л ати - р уете м не, что у ж е нево зм о ж но ДЮ ЛИШ . Вы не п о в ер и те, что я вас адорирую . Д ЕЛ АМ И Д А . Я это го , с у д а р ь , не м ер ети р ую . ДЮ ЛИШ . Я д ум аю , что вы д о стато чн о рем арм ированы б ы ть м о гли, что я о п р э вас а н о н ф узи и ... Д ЕЛ АМ И Д А . Я этой п ан сэ не им ею , чтобы в в а ш и х г л а з а х эм абль и м ела...» Ерундистика какая-то, ска жет читатель. Ничего по добного. Это отрывок из пьесы поэта и драматурга XV III века Александра Су марокова «Пустая ссора». На таком языке разговаривала «золотая» дворянская моло дежь того времени. Чтобы понять текст, нужен пере водчик. «Флатировать» — льстить, «адорировать» — оболгать, «пансэ» — мысль, и т. д. Да, это смесь русско го и французского, точнее коверканье и того и дру гого. Где истоки этого варва ризма? Они в безделии, по множенном на неуважение, презрение к родной речи, к нации. Безмерно прав К. Паустовский: «Истинная лю бовь к своей стране немыс лима без любви к своему языку». А среди простого люда России бытовали ли слоза- мусор? Г1о мнению исследо вателей, их не было. Разве что на обидчика обиженный переносил название того или и (ого животного. Так появи лись сначала прозвища, за тем и фамилии типа Коро вин, Козлов, Свипьин и т. д. Утверждение, что скверно словие у нас в крови, исто рически' неверно. (Мой отец рассказывал, что в их деревне, под Тверью, самым- самым бранным словом бы ло «черт»). Проведем четкую классо вую границу. Именно «выс ший свет» нарушил чистоту великого языка, стремился по поводу и без повода при низить его. Ведь недаром дворянство, начиная с XVIII века, почти полностью пере шло на иностранный язык. Вспомните, как изъясняются герои «Войны и мира» Л. Толстого. По-французски. Безусловно, лучшие предста вители дворянства, создавая литературные шедевры, по читали русский. Мы же го ворим о классе в целом, нес шем в массы языковое бес культурье. Существует и другое мне ние об истоках скверносло вия: будто оно — наследие двухвекового татаро-мон гольского ига. С этим мне нием ученые тоже не со глашаются. Да, оно отложило отпечаток на лексику нашей речи. Скажем, слово «ура» (с татарского — «бей») мы считаем своим. Так же как к ряд других, прочно вошедших в нашу разговор ную книжную речь, отража ющих быт, кавалерийские атрибуты и т. п. Но не бо лее и не менее. Октябрьская резолюция ликвидировала сословия, уп ростила грамматику. Рус ский стал одним из совер шенных, отточенных, гибких и полновесных языков мира. Сбывается предсказание ан глийского романиста Гербер та Уэллса, который полагал, что .именно нашему языку суждено в будущем лечь в основу языка всечеловечес кого. В мире рождается стремление' как можно пол нее узнать язык, на кото ром выражены величайшие в истории мысли. Русские слова — «мир», «спутник», «колхоз» — звучат во мно гих уголках мира. — А у нас на суд н е — м ат- п ер ем ат, — ж а л у е тс я один из м оряков тр ало в о го ф л о та , — Он ста л обы чны м явлени ем , П р и м еняет его д л я « е зя зк ч сло в» че ло в ек, им ею щ ий в ы с ш ее о б р азо в ан и е, д р уго й , с д е с я ти л е тк о й , в ы р а ж а е тся н еп ечатн о п о то м у, что к о м а н д и р ы п о даю т д ур н о й прим ер, а е м у, к а к го в о р и тся, сам бог велел. Но в како й бы и п о ста си ни в ы с ту п а л а б р ан ь, она то п чет человеческое д о сто и н ство . Почему мы не останавли- ваем сквернословов? Привыкли... Привыкли? Трудно в это поверить, как и в то, что в грязной спецовке едва ли рыбак пойдет на свидание с любимой девушкой. Значит, дело в элементарной распу щенности, безнаказанности. Как-то останавливает ме ня бригадир столяров дере вообрабатывающего цеха су доверфи Валентин Никола ев-кч Полиектов. — Мат заел производство, — сокрушается он. — Ста- то ее и не было. Но помо гает он не всегда. Брань в детский сад, конечно, из дома приносится. Только оттуда и, как правило, из неблагополучных семей. А удается ли в школе вы рвать* зло, искоренить его вовсе? Попробуем узнать об этом у директора школы № 12 Лидин Степановны Зы ковой. Она вздыхает: — Не всегда. Это — од на из граней проблемы вос питания подрастающего по коления, довольно сложная и серьезная. Посмотрите на ши планы внеклассной, вос питательной работы. В них много говорим о культу ре поведения, культуре речи. Конечно, результа ты есть, но не идеальны. И потом, худшее прививается мне показалось, потеряла дар речи. Затем, оправив шись от психологического шока, она решительно заяви ла: — Среди моих сверстниц склонных к уродованию род ного языка не было. Что ей было ответить? Не раз на судоверфи, рыбоком бинате, в чисто женских коллективах я был очевид цем того, как слабый пол «выдавал» крепкие выраже ния... Пробовал я упрекнуть работниц. С вызовом мне отвечали: « А у нас равно правие! Мужчинам можно, а нам — нельзя?» Ну что ж, пусть к мужчинам буме рангом возвращается их соб ственное хамство. Кесарю — кесарево. И все-таки последнее сло- рики — ладно (хотя и им нет прощения), но моло дежь-то! Ругаются, как из возчики, изгадили свою речь. Много думал: ну почему? Ведь, казалось бы, у мно гих десятилетка за плечами, общая культура (по аттес тату) должна быть высокой, а душа — чистой. Ан, нет. Не стесняются никого. Оста навливал — бесполезно. Не давно вечером в подъезде одернул группу бездельни ков, кстати, они были с де вушками. И что вы думаете? Прекратили? Ничего ' подоб ного!.. В конце 40-х годов, когда я пришел на произ водство, мат в цехе не ви сел. Может быть, — рассу ждает дальше бригадир. — виноваты штурмовщина, ав ралы, плохая подготовка производства, слабая его ор ганизация? Ведь когда дело ладится, и сердце спокойно. Вы придите в конце месяца на ремонт судов. Чего толь ко не услышите! Рабочие, •мастера, прорабы — все раз говаривают на одном языке: непечатном. И все-таки, мне думается, следы словесной распущенности, как и другие изъяны поведения, надо ис кать в семье. Недавно де журил в народной дружине. Зашли в неблагополучную семью. Встречает нас опух шее от пьянки человекопо добное существо. На полу тряпка — это его постель, столом служит ящик. С языка срывалась матерщина. Кого он воспитает и каким будут его дети — догадать ся нетрудно. Хорошо, если я ошибусь... П рав рабочий. Ч ерны е сло ва р о ж д аю тся в сем ье . Там к о р н и. И дерево скв ер н о сло ви л та м н ач и н а ет в ы р а щ и в а ть ся. Первое о бщ ествен н о е м есто , гд е п р о и схо д и т п р п ы тк а его п р есеч е н и я, — д е тс к и й са д . З д есь н еп р о и зво льн о , у с л ы ш а в о т р о д и теле й , ребенок «в ы д ает п ерл» во в с е ус л ы ш а н ь е , и. к а к к р у ги по воде, б р ан ь р а с х о д и т с я , «о бо гащ ая» сло в ар н ы й з а п ас м ал ы ш е й . — Вчера услышала от од ного мальчика трехлетнего такое... — рассказывает вос питательница детского сада № 101 тралового флота Та тьяна Васильевна Агапитова. — Постаралась увлечь его игрой, дала игрушку. Есть проверенный ' педагогиче ский прием: не обращать внимания на брань, как буд быстрее, чем хорошее. Есть у нас один мальчик, из до ма убегает постоянно, чуть ли не с милицией доставляем в школу. Вижу, на переме не рассказывает одноклассни кам о своих похождениях, перемежая нх словечками из известного лексикона. У ребят — уши топориком. Он для них — «герой». Его примеру — слоняться неде лями неизвестно где — по ка еще никто не последовал. Но то, что школьники пере нимают выражения, — факт безусловный. Лидия Степановна долго рассказывает о себе, о сво ем трудном детстве, семье, где царили трудолюбие, по читание старших и культу ра, хотя мать работала уборщицей. Директор соглашается, что гипертрофированное воспи тание существует не обяза тельно в семье пьяниц, со циально -отпетых личностей. И подтверждает этот тезис вот такой картиной с натуры: — Нас очень беспокоит один юноша. Сын образован ных родителей, со -вкусом и модно одетый. Но на ворот нике у него, образно гово ря, висит мат. Как грибы- поганки после дождя, гряз ные слова распустились в классе. Ищем истоки — не находим. К семье претен зий нет, с дурными компа ниями не водится. Тогда классный руководитель ре шила навестить его дома, Пришла в квартиру, огляде лась и сказала: «Ты живешь как бог, на «отлично». И что ответил этот повеса: «Нет, я живу не отлично, а хорошо, потому что у меня нет японского магнитофона». С п о р и ть н е т с м ы с л а , это т ю нец — со вр ем ен н ы й Д ю ли ш , Х о тя и х р а зд е л я ю т д в а с то л е ти я . Т а к а я ж е п р е сы щ е н н о сть. Т о т ж е вещ изм и то ж е п р езр е ние к св о е м у я з ы к у , а зн а ч и т, и к родной зем ле. А н а л о ги я н и ско л ь к о не н а тя н у та . П си хо л о ги я р асп ущ ен н о го челове ка не м ен яется с то л е ти я м и . Т о лько зап р о сы с та н о в я тс я д р у ги м и : сей час — гд е бы д о ста ть яп о н ски й « м аг», в X V III веке — к а к бы о бм ен ять к р е с ть я н и на на го н чего п са. Но это тем а д р уго го р азго во ра. Вернемся в день сегодня шний, к разговору с дирек тором школы. Я спросил Лидию Степановну: «В 50-е годы много ли ваших моло дых сверстниц ругалось?» Директор на секунду, как во остается за нашим пре красным полом. Ведь ис- покон веков женщины зани мались воспитанием в луч шем смысле этого слова. Не только детей, но и мужчин. Им на роду написано быть лучезарными, чистыми, скромными. Но не скором ными! « Н еп о р яд о ч н ая д евиц а со всяки м с м е е тся и р азго в ар и в а е т, б е га е т по п р и ч и н н ы м м ес там и у л и ц а м , р ази н я п а з у х и , са д и тся к д р у ги м м олодцам и м ущ и н ам , то л к а е т л о к тя м и , а см ирно не с и д и т, но п о ет б л уд ны е п есн и , в есели тся и н ап и вается п ь я н а . С к а ч е т по сто лам и с к а м ь я м , д а е т себя по всем у гл а м та с к а т ь и во ло чить, яко сте р в а . Ибо где н ет с т ы д а, та м и см ирен ие н е я в л я е тс я . О сем вопрош ая го в о р и т и зб р ан н ая Л ю кр ец и я по п р ав де: еж ели ко то р ая д евиц а п о те р яет с ты д и ч е сть , то что у нее о с та тц а м ож ет?» («Ю ности честное зер ц ало »). Мы проследили, оттолк нувшись от нецензурщины на производстве, цепочку: семья — детский сад — школа. Круг замкнулся. Да вайте теперь вместе искать из него выход. Но вначале сделаем небольшое отступ ление, дабы до конца расста вить все точки над «i». Итак, проблема, назовем ее условно — необходимость крепких выражений в том или ином конкретном слу чае. Попробуем проблему не защищать и не осуждать, а трезво разобраться, да не будем ханжами. Послушаем кандидата фи. лологических наук, препода вателя Мурманского педаго гического института Эдуарда Борисовича Жижова: — Порой человек нахо дится в состоянии психоло гической экспрессии, когда, особенно у юношей, появля ется потребность в самовы ражении, Вет тогда и зву чит «музыка». С детьми проще: если окружающая их среда не будет давать дур ных примеров, то, разумеет ся, семена брани не взрастут. Намного сложнее вытравить сквернословие из речи сфор мировавшихся людей. Я знаю образованных товари щей, которые пересыпают речь заразными словами. По рой это не звучит как ос корбление, скорее служит эдаким жаргонно - фамиль ярным обращением. Конеч но, это свидетельствует о не достаточной культуре гово рящего. Ведь такие слова многозначны. Они удобны для тех, у кого слишком мал словарный запас, кто не мо жет подобрать соответству ющий синоним к тому или иному предмету, явлению. Можно с оговорками согла ситься, что встречаются си туации, когда альтернативы бранному слову нет. Я имею в виду, в частности, знаме нитое письмо запорожцев ту рецкому султану. Султан то го заслуживал. Но то — слу чай экстремальный. Подве дем черту: во-первых, ма терщина — признак невос питанности, во-вторых, от сутствия самоконтроля. Как бороться с этим явлением? Трудно. Алкоголиков выле- .чить можно, а вот к сквер нословам, по-моему, надо активнее применять меры уголовного и общественного воздействия. Теперь приступим к поис ку выхода из матового ада. ’ По заслугам — и месть. Есть немало методов борь бы с этим порочным явлени ем. Первый — официаль но - наказуемый. Уголовный кодекс рассматривает матер щину как мелкое хулиган ство, и в соответствии с Ука зом Президиума Верховного Совета С С С Р от 26 июня 1 966 года «Об усилении от ветственности за хулиганст во» к нарушителям общест венного порядка применяют ся различные меры наказа ния. Передо мной — две пух лые папки постановлений на родного суда Октябрьского района за этот год. В них черным по белому: «...выра жался (-ась) нецензурной бранью». И далее следует со ответствующая санкция. Раз ные профессии, разный об разовательный ценз, разный возраст. Мужчины и женщи ны. Учащимся средней мо реходки А. Пролейчику и Л. Лосеву по 18 лет, они — комсомольцы. Среди ули цы остановили девушек, бес церемонно вели себя. В от вет на замечание разрази лись по их адресу грубо стью. В итоге первый арес тован на семь суток, другой оштрафован на 30 рублей. А ’ вот К. Д. Титова — уже пенсионерка. Она ни к ко му не приставала, зато брань далеко не ,из молодых уст лилась рекой. Из ее пен сиона удержано 30 рублей в пользу государства. " Ко нечно, не только сутками и деньгами определяется сте пень вины. Потерявший со весть на улице, стерилизо ванным от чести приходит и домой. В. Ю . Строганов, ра бочий «Севрыбсбыта», и В. Г. Евдокимов, рабочий холодильного завода № 1 рыбокомбината, не стесняясь в выражениях, матюкались в адрес... родных матерей. Вот уж, как говорится, ни стыда, ни совести. Один ош трафован на 10 рублей, дру гой арестован на 15 суток. Интересную деталь сооб щил заместитель председа теля областного суда по уго ловным делам А . Я. Пирйпи- ченов. Оказывается, никто из осужденных не обжало вал решение народного суда. Никто! Значит, виновные по нимают, что сквернословие — это зло. Понимают, но их поступки настолько дерзки по отношению к обществу, что применение определен ных санкций к ним — есть мера гуманная. Ну а если рядом нет милиционера? Кто одернет зарвавшегося? К сожалению, жизнь показывает: мы за крываем глаза на матерщи ну, обходим хамов стороной. Анатолий ВИЛОВ. 22 июля 1983 года 8 РЫБНЫЙ МУРМАН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz