Рыбный Мурман. 1983 г. Июль.

ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ Сейчас вы удивитесь. « .Д ЕЛ АМ И Д А . В ы та к ф л ати - р уете м не, что у ж е нево зм о ж ­ но ДЮ ЛИШ . Вы не п о в ер и те, что я вас адорирую . Д ЕЛ АМ И Д А . Я это го , с у д а р ь , не м ер ети р ую . ДЮ ЛИШ . Я д ум аю , что вы д о стато чн о рем арм ированы б ы ть м о гли, что я о п р э вас а н о н ф узи и ... Д ЕЛ АМ И Д А . Я этой п ан сэ не им ею , чтобы в в а ш и х г л а з а х эм абль и м ела...» Ерундистика какая-то, ска­ жет читатель. Ничего по­ добного. Это отрывок из пьесы поэта и драматурга XV III века Александра Су­ марокова «Пустая ссора». На таком языке разговаривала «золотая» дворянская моло­ дежь того времени. Чтобы понять текст, нужен пере­ водчик. «Флатировать» — льстить, «адорировать» — оболгать, «пансэ» — мысль, и т. д. Да, это смесь русско­ го и французского, точнее коверканье и того и дру­ гого. Где истоки этого варва­ ризма? Они в безделии, по­ множенном на неуважение, презрение к родной речи, к нации. Безмерно прав К. Паустовский: «Истинная лю­ бовь к своей стране немыс­ лима без любви к своему языку». А среди простого люда России бытовали ли слоза- мусор? Г1о мнению исследо­ вателей, их не было. Разве что на обидчика обиженный переносил название того или и (ого животного. Так появи­ лись сначала прозвища, за­ тем и фамилии типа Коро­ вин, Козлов, Свипьин и т. д. Утверждение, что скверно­ словие у нас в крови, исто­ рически' неверно. (Мой отец рассказывал, что в их деревне, под Тверью, самым- самым бранным словом бы­ ло «черт»). Проведем четкую классо­ вую границу. Именно «выс­ ший свет» нарушил чистоту великого языка, стремился по поводу и без повода при­ низить его. Ведь недаром дворянство, начиная с XVIII века, почти полностью пере­ шло на иностранный язык. Вспомните, как изъясняются герои «Войны и мира» Л. Толстого. По-французски. Безусловно, лучшие предста­ вители дворянства, создавая литературные шедевры, по­ читали русский. Мы же го­ ворим о классе в целом, нес­ шем в массы языковое бес­ культурье. Существует и другое мне­ ние об истоках скверносло­ вия: будто оно — наследие двухвекового татаро-мон­ гольского ига. С этим мне­ нием ученые тоже не со­ глашаются. Да, оно отложило отпечаток на лексику нашей речи. Скажем, слово «ура» (с татарского — «бей») мы считаем своим. Так же как к ряд других, прочно вошедших в нашу разговор­ ную книжную речь, отража­ ющих быт, кавалерийские атрибуты и т. п. Но не бо­ лее и не менее. Октябрьская резолюция ликвидировала сословия, уп­ ростила грамматику. Рус­ ский стал одним из совер­ шенных, отточенных, гибких и полновесных языков мира. Сбывается предсказание ан­ глийского романиста Гербер­ та Уэллса, который полагал, что .именно нашему языку суждено в будущем лечь в основу языка всечеловечес­ кого. В мире рождается стремление' как можно пол­ нее узнать язык, на кото­ ром выражены величайшие в истории мысли. Русские слова — «мир», «спутник», «колхоз» — звучат во мно­ гих уголках мира. — А у нас на суд н е — м ат- п ер ем ат, — ж а л у е тс я один из м оряков тр ало в о го ф л о та , — Он ста л обы чны м явлени ем , П р и м еняет его д л я « е зя зк ч сло в» че ло в ек, им ею щ ий в ы с ­ ш ее о б р азо в ан и е, д р уго й , с д е с я ти л е тк о й , в ы р а ж а е тся н еп ечатн о п о то м у, что к о м а н ­ д и р ы п о даю т д ур н о й прим ер, а е м у, к а к го в о р и тся, сам бог велел. Но в како й бы и п о ста ­ си ни в ы с ту п а л а б р ан ь, она то п чет человеческое д о сто и н ­ ство . Почему мы не останавли- ваем сквернословов? Привыкли... Привыкли? Трудно в это поверить, как и в то, что в грязной спецовке едва ли рыбак пойдет на свидание с любимой девушкой. Значит, дело в элементарной распу­ щенности, безнаказанности. Как-то останавливает ме­ ня бригадир столяров дере­ вообрабатывающего цеха су­ доверфи Валентин Никола ев-кч Полиектов. — Мат заел производство, — сокрушается он. — Ста- то ее и не было. Но помо­ гает он не всегда. Брань в детский сад, конечно, из дома приносится. Только оттуда и, как правило, из неблагополучных семей. А удается ли в школе вы­ рвать* зло, искоренить его вовсе? Попробуем узнать об этом у директора школы № 12 Лидин Степановны Зы­ ковой. Она вздыхает: — Не всегда. Это — од­ на из граней проблемы вос­ питания подрастающего по­ коления, довольно сложная и серьезная. Посмотрите на­ ши планы внеклассной, вос­ питательной работы. В них много говорим о культу­ ре поведения, культуре речи. Конечно, результа­ ты есть, но не идеальны. И потом, худшее прививается мне показалось, потеряла дар речи. Затем, оправив­ шись от психологического шока, она решительно заяви­ ла: — Среди моих сверстниц склонных к уродованию род­ ного языка не было. Что ей было ответить? Не раз на судоверфи, рыбоком­ бинате, в чисто женских коллективах я был очевид­ цем того, как слабый пол «выдавал» крепкие выраже­ ния... Пробовал я упрекнуть работниц. С вызовом мне отвечали: « А у нас равно­ правие! Мужчинам можно, а нам — нельзя?» Ну что ж, пусть к мужчинам буме­ рангом возвращается их соб­ ственное хамство. Кесарю — кесарево. И все-таки последнее сло- рики — ладно (хотя и им нет прощения), но моло­ дежь-то! Ругаются, как из­ возчики, изгадили свою речь. Много думал: ну почему? Ведь, казалось бы, у мно­ гих десятилетка за плечами, общая культура (по аттес­ тату) должна быть высокой, а душа — чистой. Ан, нет. Не стесняются никого. Оста­ навливал — бесполезно. Не­ давно вечером в подъезде одернул группу бездельни­ ков, кстати, они были с де­ вушками. И что вы думаете? Прекратили? Ничего ' подоб­ ного!.. В конце 40-х годов, когда я пришел на произ­ водство, мат в цехе не ви­ сел. Может быть, — рассу­ ждает дальше бригадир. — виноваты штурмовщина, ав­ ралы, плохая подготовка производства, слабая его ор­ ганизация? Ведь когда дело ладится, и сердце спокойно. Вы придите в конце месяца на ремонт судов. Чего толь­ ко не услышите! Рабочие, •мастера, прорабы — все раз­ говаривают на одном языке: непечатном. И все-таки, мне думается, следы словесной распущенности, как и другие изъяны поведения, надо ис­ кать в семье. Недавно де­ журил в народной дружине. Зашли в неблагополучную семью. Встречает нас опух­ шее от пьянки человекопо­ добное существо. На полу тряпка — это его постель, столом служит ящик. С языка срывалась матерщина. Кого он воспитает и каким будут его дети — догадать­ ся нетрудно. Хорошо, если я ошибусь... П рав рабочий. Ч ерны е сло ва р о ж д аю тся в сем ье . Там к о р ­ н и. И дерево скв ер н о сло ви л та м н ач и н а ет в ы р а щ и в а ть ся. Первое о бщ ествен н о е м есто , гд е п р о и схо д и т п р п ы тк а его п р есеч е н и я, — д е тс к и й са д . З д есь н еп р о и зво льн о , у с л ы ш а в о т р о д и теле й , ребенок «в ы д ает п ерл» во в с е ус л ы ш а н ь е , и. к а к к р у ги по воде, б р ан ь р а с х о д и т­ с я , «о бо гащ ая» сло в ар н ы й з а ­ п ас м ал ы ш е й . — Вчера услышала от од­ ного мальчика трехлетнего такое... — рассказывает вос­ питательница детского сада № 101 тралового флота Та­ тьяна Васильевна Агапитова. — Постаралась увлечь его игрой, дала игрушку. Есть проверенный ' педагогиче­ ский прием: не обращать внимания на брань, как буд­ быстрее, чем хорошее. Есть у нас один мальчик, из до­ ма убегает постоянно, чуть ли не с милицией доставляем в школу. Вижу, на переме­ не рассказывает одноклассни­ кам о своих похождениях, перемежая нх словечками из известного лексикона. У ребят — уши топориком. Он для них — «герой». Его примеру — слоняться неде­ лями неизвестно где — по­ ка еще никто не последовал. Но то, что школьники пере­ нимают выражения, — факт безусловный. Лидия Степановна долго рассказывает о себе, о сво­ ем трудном детстве, семье, где царили трудолюбие, по­ читание старших и культу­ ра, хотя мать работала уборщицей. Директор соглашается, что гипертрофированное воспи­ тание существует не обяза­ тельно в семье пьяниц, со­ циально -отпетых личностей. И подтверждает этот тезис вот такой картиной с натуры: — Нас очень беспокоит один юноша. Сын образован­ ных родителей, со -вкусом и модно одетый. Но на ворот­ нике у него, образно гово­ ря, висит мат. Как грибы- поганки после дождя, гряз­ ные слова распустились в классе. Ищем истоки — не находим. К семье претен­ зий нет, с дурными компа­ ниями не водится. Тогда классный руководитель ре­ шила навестить его дома, Пришла в квартиру, огляде­ лась и сказала: «Ты живешь как бог, на «отлично». И что ответил этот повеса: «Нет, я живу не отлично, а хорошо, потому что у меня нет японского магнитофона». С п о р и ть н е т с м ы с л а , это т ю нец — со вр ем ен н ы й Д ю ли ш , Х о тя и х р а зд е л я ю т д в а с то л е ­ ти я . Т а к а я ж е п р е сы щ е н н о сть. Т о т ж е вещ изм и то ж е п р езр е­ ние к св о е м у я з ы к у , а зн а ч и т, и к родной зем ле. А н а л о ги я н и ско л ь к о не н а тя н у та . П си ­ хо л о ги я р асп ущ ен н о го челове­ ка не м ен яется с то л е ти я м и . Т о лько зап р о сы с та н о в я тс я д р у ­ ги м и : сей час — гд е бы д о ста ть яп о н ски й « м аг», в X V III веке — к а к бы о бм ен ять к р е с ть я н и ­ на на го н чего п са. Но это тем а д р уго го р азго во ра. Вернемся в день сегодня­ шний, к разговору с дирек­ тором школы. Я спросил Лидию Степановну: «В 50-е годы много ли ваших моло­ дых сверстниц ругалось?» Директор на секунду, как во остается за нашим пре­ красным полом. Ведь ис- покон веков женщины зани­ мались воспитанием в луч­ шем смысле этого слова. Не только детей, но и мужчин. Им на роду написано быть лучезарными, чистыми, скромными. Но не скором­ ными! « Н еп о р яд о ч н ая д евиц а со всяки м с м е е тся и р азго в ар и в а­ е т, б е га е т по п р и ч и н н ы м м ес­ там и у л и ц а м , р ази н я п а з у х и , са д и тся к д р у ги м м олодцам и м ущ и н ам , то л к а е т л о к тя м и , а см ирно не с и д и т, но п о ет б л уд ­ ны е п есн и , в есели тся и н ап и ­ вается п ь я н а . С к а ч е т по сто ­ лам и с к а м ь я м , д а е т себя по всем у гл а м та с к а т ь и во ло чить, яко сте р в а . Ибо где н ет с т ы ­ д а, та м и см ирен ие н е я в л я ­ е тс я . О сем вопрош ая го в о р и т и зб р ан н ая Л ю кр ец и я по п р ав ­ де: еж ели ко то р ая д евиц а п о те­ р яет с ты д и ч е сть , то что у нее о с та тц а м ож ет?» («Ю ности честное зер ц ало »). Мы проследили, оттолк­ нувшись от нецензурщины на производстве, цепочку: семья — детский сад — школа. Круг замкнулся. Да­ вайте теперь вместе искать из него выход. Но вначале сделаем небольшое отступ­ ление, дабы до конца расста­ вить все точки над «i». Итак, проблема, назовем ее условно — необходимость крепких выражений в том или ином конкретном слу­ чае. Попробуем проблему не защищать и не осуждать, а трезво разобраться, да не будем ханжами. Послушаем кандидата фи. лологических наук, препода­ вателя Мурманского педаго­ гического института Эдуарда Борисовича Жижова: — Порой человек нахо­ дится в состоянии психоло­ гической экспрессии, когда, особенно у юношей, появля­ ется потребность в самовы­ ражении, Вет тогда и зву­ чит «музыка». С детьми проще: если окружающая их среда не будет давать дур­ ных примеров, то, разумеет­ ся, семена брани не взрастут. Намного сложнее вытравить сквернословие из речи сфор­ мировавшихся людей. Я знаю образованных товари­ щей, которые пересыпают речь заразными словами. По­ рой это не звучит как ос­ корбление, скорее служит эдаким жаргонно - фамиль­ ярным обращением. Конеч­ но, это свидетельствует о не­ достаточной культуре гово­ рящего. Ведь такие слова многозначны. Они удобны для тех, у кого слишком мал словарный запас, кто не мо­ жет подобрать соответству­ ющий синоним к тому или иному предмету, явлению. Можно с оговорками согла­ ситься, что встречаются си­ туации, когда альтернативы бранному слову нет. Я имею в виду, в частности, знаме­ нитое письмо запорожцев ту­ рецкому султану. Султан то­ го заслуживал. Но то — слу­ чай экстремальный. Подве­ дем черту: во-первых, ма­ терщина — признак невос­ питанности, во-вторых, от­ сутствия самоконтроля. Как бороться с этим явлением? Трудно. Алкоголиков выле- .чить можно, а вот к сквер­ нословам, по-моему, надо активнее применять меры уголовного и общественного воздействия. Теперь приступим к поис­ ку выхода из матового ада. ’ По заслугам — и месть. Есть немало методов борь­ бы с этим порочным явлени­ ем. Первый — официаль­ но - наказуемый. Уголовный кодекс рассматривает матер­ щину как мелкое хулиган­ ство, и в соответствии с Ука­ зом Президиума Верховного Совета С С С Р от 26 июня 1 966 года «Об усилении от­ ветственности за хулиганст­ во» к нарушителям общест­ венного порядка применяют­ ся различные меры наказа­ ния. Передо мной — две пух­ лые папки постановлений на­ родного суда Октябрьского района за этот год. В них черным по белому: «...выра­ жался (-ась) нецензурной бранью». И далее следует со­ ответствующая санкция. Раз­ ные профессии, разный об­ разовательный ценз, разный возраст. Мужчины и женщи­ ны. Учащимся средней мо­ реходки А. Пролейчику и Л. Лосеву по 18 лет, они — комсомольцы. Среди ули­ цы остановили девушек, бес­ церемонно вели себя. В от­ вет на замечание разрази­ лись по их адресу грубо­ стью. В итоге первый арес­ тован на семь суток, другой оштрафован на 30 рублей. А ’ вот К. Д. Титова — уже пенсионерка. Она ни к ко­ му не приставала, зато брань далеко не ,из молодых уст лилась рекой. Из ее пен­ сиона удержано 30 рублей в пользу государства. " Ко­ нечно, не только сутками и деньгами определяется сте­ пень вины. Потерявший со­ весть на улице, стерилизо­ ванным от чести приходит и домой. В. Ю . Строганов, ра­ бочий «Севрыбсбыта», и В. Г. Евдокимов, рабочий холодильного завода № 1 рыбокомбината, не стесняясь в выражениях, матюкались в адрес... родных матерей. Вот уж, как говорится, ни стыда, ни совести. Один ош­ трафован на 10 рублей, дру­ гой арестован на 15 суток. Интересную деталь сооб­ щил заместитель председа­ теля областного суда по уго­ ловным делам А . Я. Пирйпи- ченов. Оказывается, никто из осужденных не обжало­ вал решение народного суда. Никто! Значит, виновные по­ нимают, что сквернословие — это зло. Понимают, но их поступки настолько дерзки по отношению к обществу, что применение определен­ ных санкций к ним — есть мера гуманная. Ну а если рядом нет милиционера? Кто одернет зарвавшегося? К сожалению, жизнь показывает: мы за­ крываем глаза на матерщи­ ну, обходим хамов стороной. Анатолий ВИЛОВ. 22 июля 1983 года 8 РЫБНЫЙ МУРМАН

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz