Рыбный Мурман. 1983 г. Июль.
• ИЗ ИСТОРИИ ФЛОТА ДИЗЕЛИ НАСТУПАЮТ Во второй половине два дцатых годов в Мурманский траловый флот началось большое поступление по строенных на заграничных верфях паровых траулеров, работающих на каменном уг ле. Несколько позднее, в на чале тридцатых годов, нача лось строительство тоже па ровых, отечественных трау леров на Ленинградском за воде имени А. А. Жданова. На судах нашего торгового флота в те времена в каче стве главных двигателей в основном, за небольшими исключениями, применялись также паровые машины. Но уже тогда был ясен ряд преимуществ двигателей внутреннего сгорания. Дизе ли, по сравнению с паровы ми машинами, в условиях при менения их в качестве глав ных и вспомогательных дви гателей судов,— это большая экономичность, постоянная го товность к действию, сокра щение обслуживающего пер сонала, ликвидация тяжелого, изнуряющего труда кочегаров и т. д. и т. п. Двигатели вну треннего сгорания (дизели) начали прочно завоевывать свое место на судах торгово го и особенно наливного флота. Как видно, эти обсто ятельства и сыграли не по следнюю роль в решении во проса о заказе за границей партии дизельных рыболовных траулеров. На немецкой верфи «Хо- вальдс-Верке» в Киле была построена для Мурманского тралового флота первая проб ная партия — десять дизель- ны траулеров. В качестве главных и вспомогательных двигателей на них были уста новлены бескомпрессорные дизели немецкой фирмы «Отто Дейтц». Это бы л период, ко гда м и ровое дизелестроонм е пере ж и вало м ом ент перехода от с тр о и те л ь ств а д в и гате лей с во зд уш н ы м р асп ы л и в ан и ем (ко м п р ессо р н ы х) к д в и гате лям с м ехан и чески м р а сп ы л и в а нием то п ли в а (беском прессор- н ы х ). Э ти д в и гате ли им ели це лы й ряд п р еи м ущ еств э к с п л у атаци он н о го ха р а кте р а и по это м у довольно б ы стро в ы те сн и ли д в и гате ли с в о зд уш н ы м р асп ы л и в ан и ем то п ли ва. У с т а н о вка подобны х д в и гате лей на р ы б о ло вны х тр а ул е р а х бы ла вполне обоснованной и п р а вильно й. Но в этом вопросе е сть о дна, очень н ем ало важ ная д е та л ь . То п ли вн ая ап п ар а ту р а б еско м п р ессо р н ы х д в и гате л е й , со сто я щ ая из весьм а то ч н ы х, п р ец и зи о н н ы х д е та лей , р аб о тает при довольно в ы соком давлении и п о это м у тр е б уе т очень кв ал и ф и ц и р о ванного и своеврем енного у х о д а со сто р о н ы о б служ и в аю щ его п ерсо нала. Н еобходим а более вы со кая к у л ь ту р а э к сп л у а та ц и и , чего не треб овали ко м п р ессо р н ы е (с в о зд уш н ы м р асп ы л и в ан и ем то п ли ва) д в и га те л и . Тр ало во м у ф л о ту очень н у ж н ы бы ли о п ы тн ы е м ехан и ки - д и зе л и с ты . А и х не бы ло. В те врем ена как-то не уд е л я ло сь необходим ого вн им ан ия п о дго то вке м ехаников-дизе- л и сто в . Н еко то ры е м орские те х н и к у м ы , в ч астн о сти М ур м ан ский и А р х а н ге л ь с к и й , го то ви ли то лько м ехан и ко в п ар о си ло в ы х устан о в о к . П ри чем п ро долж ало сь это ещ е дли те льн о е врем я, даж е к о гда уж е довольно о тчетливо опре д е л и л ась п ер сп екти в а р азв и ти я д и зельн о го ф л о та. ...А МЕХАНИКОВ НЕ ХВАТАЕТ Только в 1931 году нача ли свою деятельность создан ные в Ленинграде курсы ме хаников - дизелистов «Сев- союзрыбы». Они явно не ус певали с подготовкой этих специалистов, так как дизель ные траулеры уже начали по ступать с новостроя. И кадро викам тралфлота пришлось много работать, чтобы обе спечить приемку, перегон и укомплектование машинных команд новых траулеров. Спе циалистов, хорошо знающих передовую (по тем време нам) технику, было недоста точно, тем более что на мо торных ботах и зверобойных шхунах, которых было нема ло в Северном бассейне, в основно/л стояли простые не- фгпные двигатели типа «Бо- линдер», «Зкваль» и т. д. В такой обстановке, естествен но, не обходилось и без ошибок в подборе и комплек тации кадров машинных команд дизельных траулеров, нередко на суда попадали случайные для флота люди. В начальный период эксплу атации группы дизельных тра улеров произошло трагиче ское событие, которое в ка кой-то степени предопредели ло судьбу дальнейшего раз вития крупного промыслового флота в Северном бассейне. НЕДОВЕРИЕ К ДИЗЕЛЬНЫМ РТ В январе 1932 года, попав в жестокий шторм с обледе нением, в Баренцевом море погибли со всей командой два дизельных траулера — РТ-47 ПОЗНАЕТСЯ В СРАВНЕНИИ Н елегко п р и хо ди ло сь и м а ш инны м ком андам д и зе л ь н ы х тр а ул е р о в . К а к п р ави ло , с то ян ии э ти х судо в в п о р ту бы ли ко р о тки м и и о п р ед еляли сь врем енем , необходимы м для в ы гр узк и и сдачи р ы б о п р о д ук ции, и п олучением сн аб ж ен и я. А у гл а в н ы х д в и гате лей в след ств и е н ед о ста тк а к о н стр ук ц и и очень часто п о яв ля ли сь тр е щ и ны в баббитовой зали в ке н и ж н и х половинок го ло в н ы х ПОД Ш И П Н И К О В . В о т и п р и хо ди ло сь через о п ределен н ы е п р о м еж ут ки врем ени в период м еж д у р ей со в ы х сто ян о к п еребир ать 1 —2 ц и лин др а При этом с у д о р ем о нтни ки в ы п о лн яли то л ь ко стан о ч н ы е р аб о ты , а все о стальн о е — р азб о р ку, д о ста в к у — в ы п о лн ял и м аш и н н ы е ко м ан ды , А ведь нуж н о бы ло ещ е и н ести в ахте н н ую сл уж б у у р аб о таю щ и х м е ха низм ов. У сл о в и я р аб о ты и плавани я на этих с у д а х бы ли н е л е гк и м и. Н о, н е с м о тр я на все это , м о р як и п о лю б и ли д и зе л ь н ы е тр а у л е р ы й д е р ж а л и с ь на них. Им н р ав и лся хо рош ий х о д , ко то р ы й б е сп е р е б о й н о о б есп еч и в а ла си ло в ая у с та новка на п е р е х о д а х и л ю б ы х р е ж и м а х тр а л е н и я . В то в р е м я как п ар о в ы е тр а у л е р ы ча- р асп р ед елен и я яви ло сь н а хо ж д ен ие в Солом бале с та р е й ш е го суд о р ем о н тн о го завода « К р а с н а я к узн и ц а» и ведущ ей свое начало ещ е с п е тр о в ски х врем ен Со ло м бальско й вер ф и д еревянн о го суд о стр о е н и я. Е с те с тв е н н о , около э т и х пред п р и яти й с е л и л ся м астеровой лю д, из сем ей ко то р ы х и в ы хо ди ли суд о вы е м е хан и к и . В Первой деревне Солом- балы на берегу небольшой речушки Соломбалки вырос Филипп Никифорович Брату хин, который с малых лет привык постоянно копаться в двигателе отцовской мотор ной лодки. Работая в трало вом флоте, он одним из первых принял на верфи в Германии и перегонял в Мур манск дизельный РТ-55 «Ке та», длительное время плавал на нем старшим механиком, постоянно обеспечивая беспе ребойную работу судовых механизмов. РТ-55 был свое образной школой подготовки специалистов машинных команд для других дизельных трау леров флота. По приглашению приехал в Мурманск и пошел плавать на РТ-54 «Судак» Август Мар- МЕХАНИКИ-ПЕРВОПРОХОДЦЫ «Союзрыба» и РТ-53 «Осетр». Трудно судить о трагедии, которая разыгралась на этих судах, по поступившим корот ким, отрывочным сообщени ям. Но, по-видимому, помимо недостаточной остойчивости, которую, как выяснилось по зднее, имели все суда этой серии, и сильного обледене ния, были и другие, довольно веские причины. Имелись сведения, что на обоих су дах остановились главные двигатели; суда развернуло лагом к волне, что в конеч ном счете и привело к тра гическим последствиям. П о-видим ом у, э то т сл уч а й и яв и л ся основной причиной то го, что бы л с н я т с о б суж ден и я вопрос о п о дтверж дении за каза на новую серию д и зе л ь н ы х р ы бо ло вны х тр аулер о в С ло ж и ло сь ош ибочное впе ч атлен ие о недо стато чно й на деж н о сти д и зе л ь н ы х у с та н о в о к. Х о тя прим ерно в то же время и почти в т е х ж е р ай о н ах н ахо д и ли сь д р уги е д и зельн ы е тр а у л е р ы , на ко то р ы х бы ла о беспечена беспере бойная работа м ехан и зм о в и ко то ры е п еренесли э то т ш торм без особы х о сло ж н ен и й . Но, та к или иначе, р е п ута ц и я д и з е л ь н ы х устан о в о к б ы ла се р ь езно подпорчена. И м о ряки с н еохотой, если не с к а за ть бо льш его , ш ли п л а в а ть на тр а ул е р ы это й серии. Как правило, дизельные траулеры промышляли в Ба ренцевом море. Рейсы, осо бенно летом, были корот кие. Плавали, как говорили в шутку, «от бани до бани». В таких рейсах обычно всю рыбу брали в охлажденном или свежем виде. В период обильных уловов заваливали палубу рыбой от борта до борта и ложились в дрейф. На подвахту вызывались все, за исключением капитана, старшего механика и кока. Щадили и радиооператора, чтобы -Тяжелыми нагрузками не сбить его работу рукой на ключе. Если набирали полный груз, то, снявшись в порт с полной палубой рыбы, на переходе всей командой убирали рыбу до входа в Кольский залив. И это в те времена, когда ус ловия работы палубной команды были очень тяже лыми. Первое время трал под бирали к борту вручную крючками. А при разделке рыбы в любую промысловую погоду на палубе полизало и сверху и с боков. В дополне ние ко всему из-за огра ниченного числа мест на этих судах палубная команда ра ботала в две смены. стенько вынуждены были ло житься в дрейф для бане- ния дымогарных трубок кот лов или подъема пара, теряя на это промысловое время. Чтобы поддержать необходи мую скорость, например, при тралении на волну, по коман де с мостика вахтенному ме ханику дизельного траулера достаточно было переставить на один— два зубца рукоят ку изменения отсечки подачи топлива главного двигателя, не затратив на это никаких усилий. Это, конечно, при не пременном условии, что тех ническое состояние механиз мов постоянно поддержива лось на должном уровне. На п ар о в ы х ж е тр а ул е р а х, раб отаю щ и х на у гл е , это тр е бовало б о льш и х з а тр а т м ус куль н о го тр у д а ко чегар ов. И како го тя ж е л е й ш е го тр уд а , в у сл о в и ях п о стоян но й качни и д ы ш а щ и х ж аром о тк р ы ты х то п ок ко тло в , при сильно й за газо в ан н о сти ко тельн о го о тде лен ия о т зали ваем о го водой вы гребен но го из то п о к р а с к а ленного ш л а к а . Д ля то го что бы п о н ять и п р е д став и ть се бе это , все н уж н о п ер еж и ть и и с п ы та ть . А тр у д м ехан и ко в и м аш и н и сто в по о б служ и в ан и ю главно й паровой м аш и н ы о т кр ы то го ти п а ... П ериодическое п р о щ уп ы в ан и е о сн о в н ы х под ш и п н и ко в д в и ж е н и я д ля ко н тр о ля за и х н агревом и р уч н ая с м азка всей м аш и н ы . А п о сто ян н ая н е х в а тк а и п о дса ливани е п и тате л ь н о й во ды , что приводило к о бразованию н а к и п и , п ер ер а схо д у то п ли ва и, в конечном сч ете , к в ы хо д у ко тло в и з с тр о я и б о льш и м не п р о изво дительн ы м простоям тр а улер о в в рем онте. Преимущества траулеров с дизельными установками по сравнению с паровыми были бесспорными и очевидными. Это было новое направление в технике оснащения рыбо промысловых флотов, состав ная часть НТР в системе на шего народного хозяйства. ОНИ БЫЛИ ПЕРВЫМИ Но внедрение нового, прогрессивного не всегда проходит гладко и безболез ненно. На пути новой техники порой встают самые различ ные, граничащие с перестра ховкой сомнения. И сей ч а с, к о гда все пре дельно ясн о и п ро сто , с л е д уе т в спо м н ить добрым словом о п ер в ы х м е х а н и к а х - д и зе л и с та х тр ало в о го ф л о та , п о д л и н н ы х э н т у з и а с т а х своего Дела. К то ж е бы ли о н и, эти с л а в ны е «п ерво про хо дцы »? А р х а н ге л ь с к в сегд а, да и теп ер ь то ж е, сч и та л ся горо дом м орянов. Но как-то та к и сто р и ч е ски , тради цио н н о сло ж и ло сь, что в сам ом горо де, к а к п р авило , ж и ли суд о водители — к а п и та н ы , ш ту р м аны . А на его о краин е в С о лом бале, о б и тали м ехан и ки . М ож ет б ы ть, причиной та ко го тынович Надель. До этого он долго плавал в «Совтанкере» на танкерах «Азнефть» и «Грознефть» и имел уже боль шой опыт практической рабо ты на дизельных судах. Прав да, на этих танкерах стояли компрессорные дизели старой конструкции, но Август Мар тынович быстро освоил новую (по тем временам) технику и обеспечил бесперебойную ра боту траулера, который, бу дучи поисковиком, под коман дой опытного капитана Дмит рия Афанасьевича Буркова выполнял сложные и ответст венные рейсы. Сам Август Мартынович охотно передавал свой опыт и знания, накоплен ные за время длительного плавания на дизельных судах. МАСТЕР — «ЗОЛОТЫЕ РУКИ»... Старшим механиком РТ-51 «Лещ» стал ленинградец Алек сандр Афанасьевич Макаров. Это был очень технически грамотный, высокоэрудиро ванный механик и в то же время мастер на все руки. Он постоянно что-то приду мывал новое, искал пути дальнейшего совершенство вания конструкции и методов эксплуатации судовых меха низмов. В частности, по его предложению и при непосред ственном участии в работах была изменена конструкция головных подшипников глав ного двигателя «Отто Дейтц» —560 л. с., что было «узким местом» и причиняло много хлопот машинным командам. Им же был предложен и осуществлен ряд рационали заторских предложений, на правленных на совершенство вание конструкции двигате лей, что давало экономию топлива, смазочных масел и способствовало увеличению межремонтных периодов. Н а РТ-51 «Л ещ », вп ервы е на р ы б о ло в н ы х тр а у л е р а х , по и н и ц и ати в е и при н еп о ср е д ст венном уч а сти и А л е к с а н д р а А ф а н а сь е в и ч а бы ла со зд ан а н ебо льш ая м а сте р ск а я — у с тан о в ле н ы ун и в е р са л ьн ы й то кар н о -ви н то р езн ы й с та н о к и эл е к тр о св ар о ч н ы й ап п ар а т. Н еско лько позднее о п ы т со з д ан и я н еб о льш и х м асте р ск и х бы л перен есен на д р уги е с у да и дал хорошие р е з у л ь та ты . Сам А л е к са н д р А ф ан ась е в и ч хо р ош о раб отал на токарн о м с та н к е и довольно неп ло хо с в ар и в ал . П озднее, уж е после Великой О течественно й во йн ы , окончив плавать по со сто ян ию здоровья, А лексан д р А ф а н а с ь евич, б уд уч и и сти н н ы м п а тр и отом и приверженцем дизелей со здал на М урм ан ско й суд о верф и цех по р ем о н ту, р е гу ли р о в ке и изго то влен ию д е та лей то п ливн о й а п п а р а ту р ы , начальником которого он дли тельнее время и был до ухода на заслуженный отдых. ...И УЧАСТНИК ЭКСПЕДИЦИИ Г. С ЕДО ВА Приехал из Архангельска и старый соломбалец, старший механик Иван Васильевич Ива нов. Это был механик старой формации, еще в 1912 году участвовавший в экспедиции Георгия Седова на шхуне «Св. Фока» на Землю Фран ца-Иосифа. Но и солидный возраст не помешал ему ос- bl ить новую для него техни ку дизелЬных траулеров. И, плавая старшим механиком РТ-49 «Скумбрия», в море, во время серьезной аварии ва- лопровода, казалось бы, в безвыходном положении, при менив весь свой богатый жи зненный опыт, нашел выход из положения и фактически спас судно от гибели. РОЛЬ БЕРЕГОВОЙ СЛУЖБЫ Большую работу по оказа нию помощи машинным командам дизельных трау леров в деле налаживания нормальной эксплуатации дви гателей оказала группа теп лотехников Мурманского тра лового флота b q главе с мо лодым инженером, выпускни ком Ленинградского поли технического института Иго рем Митрофановичем С е меновым, который до сих пор трудится в системе МРХ. Группа теплотехникоз под его руководством неоднократно выходила в море для произ водства теплотехнических испытаний, оказывая помощь судовым механикам в деле наладки топливной аппарату ры и регулировки двигателей. А условия для проведения подобных работ были более чем скромные. В частности, на траулерах даже не было приспособления для опрес совки и регулировки затяжки пружин форсунок Современ ные механики поймут, что без подобных элементарных приспособлений невозможно добиться надежней работы топливной аппаратуры двига телей (топливных насосов и форсунок), которые, образно говоря, являются сердцем и мозгом двигателя и от ис правного состояния которых зависит практически все: оптимальный расход топлива, бездымное сгорание, износ основных узлов и самое глав ное — надежность оаботы двигателя. Первое время группу ди зельных траулеров механико судовой службы тралфлота вел потомственный северянин, выпускник Архангельского морского техникума, в прош лом старший механик РТ Сергей Степанович Сергачев. А забот и хлопот в те време на освоения новых, непривыч ных для тех условий механи змов хватало. Поначалу было очень много сложностей и неполадок в вопросах эксплу атации и ремонта. Со всем этим механики обращались к Сергею Степановичу и всег да получали обстоятельную, исчерпывающую консульта цию, помощь или совет. Работал он не считаясь со временем, проводя боль шую часть суток на кораблях и тралбазе (так тогда назы вался рыбный порт). Ведь бы вали случаи, когда дизельные траулеры возвращались в порт на буксире. Много приходи лось заниматься подбором и расстановкой личного состава машинных команд. Это был самый сложный, тяжелый и ответственный период органи зации эксплуатации и техни- ческого обслуживания трау леров с совершенно новым типом механизмов. Г БОРОДУЛИН, ветеран рыбной промышленности. 22 июля 1S03 года Ш Ш И Ш П Ш И Ш Ш Ш Ш Ш Ш Ш Ш Ш l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l i l l l l l M l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l M I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I i n i l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l M l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l N I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I M I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I l l i ’
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz