Рыбный Мурман. 1983 г. Июль.

• ИЗ ИСТОРИИ ФЛОТА ДИЗЕЛИ НАСТУПАЮТ Во второй половине два­ дцатых годов в Мурманский траловый флот началось большое поступление по­ строенных на заграничных верфях паровых траулеров, работающих на каменном уг­ ле. Несколько позднее, в на­ чале тридцатых годов, нача­ лось строительство тоже па­ ровых, отечественных трау­ леров на Ленинградском за­ воде имени А. А. Жданова. На судах нашего торгового флота в те времена в каче­ стве главных двигателей в основном, за небольшими исключениями, применялись также паровые машины. Но уже тогда был ясен ряд преимуществ двигателей внутреннего сгорания. Дизе­ ли, по сравнению с паровы­ ми машинами, в условиях при­ менения их в качестве глав­ ных и вспомогательных дви­ гателей судов,— это большая экономичность, постоянная го­ товность к действию, сокра­ щение обслуживающего пер­ сонала, ликвидация тяжелого, изнуряющего труда кочегаров и т. д. и т. п. Двигатели вну­ треннего сгорания (дизели) начали прочно завоевывать свое место на судах торгово­ го и особенно наливного флота. Как видно, эти обсто­ ятельства и сыграли не по­ следнюю роль в решении во­ проса о заказе за границей партии дизельных рыболовных траулеров. На немецкой верфи «Хо- вальдс-Верке» в Киле была построена для Мурманского тралового флота первая проб­ ная партия — десять дизель- ны траулеров. В качестве главных и вспомогательных двигателей на них были уста­ новлены бескомпрессорные дизели немецкой фирмы «Отто Дейтц». Это бы л период, ко гда м и ­ ровое дизелестроонм е пере­ ж и вало м ом ент перехода от с тр о и те л ь ств а д в и гате лей с во зд уш н ы м р асп ы л и в ан и ем (ко м п р ессо р н ы х) к д в и гате лям с м ехан и чески м р а сп ы л и в а ­ нием то п ли в а (беском прессор- н ы х ). Э ти д в и гате ли им ели це­ лы й ряд п р еи м ущ еств э к с п л у ­ атаци он н о го ха р а кте р а и по­ это м у довольно б ы стро в ы те ­ сн и ли д в и гате ли с в о зд уш н ы м р асп ы л и в ан и ем то п ли ва. У с т а ­ н о вка подобны х д в и гате лей на р ы б о ло вны х тр а ул е р а х бы ла вполне обоснованной и п р а­ вильно й. Но в этом вопросе е сть о дна, очень н ем ало важ ­ ная д е та л ь . То п ли вн ая ап п ар а­ ту р а б еско м п р ессо р н ы х д в и ­ гате л е й , со сто я щ ая из весьм а то ч н ы х, п р ец и зи о н н ы х д е та ­ лей , р аб о тает при довольно в ы ­ соком давлении и п о это м у тр е б уе т очень кв ал и ф и ц и р о ­ ванного и своеврем енного у х о ­ д а со сто р о н ы о б служ и в аю ­ щ его п ерсо нала. Н еобходим а более вы со кая к у л ь ту р а э к ­ сп л у а та ц и и , чего не треб овали ко м п р ессо р н ы е (с в о зд уш н ы м р асп ы л и в ан и ем то п ли ва) д в и ­ га те л и . Тр ало во м у ф л о ту очень н у ­ ж н ы бы ли о п ы тн ы е м ехан и ки - д и зе л и с ты . А и х не бы ло. В те врем ена как-то не уд е л я ­ ло сь необходим ого вн им ан ия п о дго то вке м ехаников-дизе- л и сто в . Н еко то ры е м орские те х н и к у м ы , в ч астн о сти М ур м ан ский и А р х а н ге л ь с к и й , го то ви ли то лько м ехан и ко в п ар о си ло в ы х устан о в о к . П ри­ чем п ро долж ало сь это ещ е дли те льн о е врем я, даж е к о гда уж е довольно о тчетливо опре­ д е л и л ась п ер сп екти в а р азв и ­ ти я д и зельн о го ф л о та. ...А МЕХАНИКОВ НЕ ХВАТАЕТ Только в 1931 году нача­ ли свою деятельность создан­ ные в Ленинграде курсы ме­ хаников - дизелистов «Сев- союзрыбы». Они явно не ус­ певали с подготовкой этих специалистов, так как дизель­ ные траулеры уже начали по­ ступать с новостроя. И кадро­ викам тралфлота пришлось много работать, чтобы обе­ спечить приемку, перегон и укомплектование машинных команд новых траулеров. Спе­ циалистов, хорошо знающих передовую (по тем време­ нам) технику, было недоста­ точно, тем более что на мо­ торных ботах и зверобойных шхунах, которых было нема­ ло в Северном бассейне, в основно/л стояли простые не- фгпные двигатели типа «Бо- линдер», «Зкваль» и т. д. В такой обстановке, естествен­ но, не обходилось и без ошибок в подборе и комплек­ тации кадров машинных команд дизельных траулеров, нередко на суда попадали случайные для флота люди. В начальный период эксплу­ атации группы дизельных тра­ улеров произошло трагиче­ ское событие, которое в ка­ кой-то степени предопредели­ ло судьбу дальнейшего раз­ вития крупного промыслового флота в Северном бассейне. НЕДОВЕРИЕ К ДИЗЕЛЬНЫМ РТ В январе 1932 года, попав в жестокий шторм с обледе­ нением, в Баренцевом море погибли со всей командой два дизельных траулера — РТ-47 ПОЗНАЕТСЯ В СРАВНЕНИИ Н елегко п р и хо ди ло сь и м а­ ш инны м ком андам д и зе л ь н ы х тр а ул е р о в . К а к п р ави ло , с то ­ ян ии э ти х судо в в п о р ту бы ­ ли ко р о тки м и и о п р ед еляли сь врем енем , необходимы м для в ы гр узк и и сдачи р ы б о п р о д ук­ ции, и п олучением сн аб ж ен и я. А у гл а в н ы х д в и гате лей в след­ ств и е н ед о ста тк а к о н стр ук ц и и очень часто п о яв ля ли сь тр е щ и ­ ны в баббитовой зали в ке н и ж ­ н и х половинок го ло в н ы х ПОД­ Ш И П Н И К О В . В о т и п р и хо ди ло сь через о п ределен н ы е п р о м еж ут­ ки врем ени в период м еж д у­ р ей со в ы х сто ян о к п еребир ать 1 —2 ц и лин др а При этом с у ­ д о р ем о нтни ки в ы п о лн яли то л ь ­ ко стан о ч н ы е р аб о ты , а все о стальн о е — р азб о р ку, д о ста в ­ к у — в ы п о лн ял и м аш и н н ы е ко м ан ды , А ведь нуж н о бы ­ ло ещ е и н ести в ахте н н ую сл уж б у у р аб о таю щ и х м е ха ­ низм ов. У сл о в и я р аб о ты и плавани я на этих с у д а х бы ли н е л е гк и ­ м и. Н о, н е с м о тр я на все это , м о р як и п о лю б и ли д и зе л ь н ы е тр а у л е р ы й д е р ж а л и с ь на них. Им н р ав и лся хо рош ий х о д , ко то р ы й б е сп е р е б о й н о о б есп еч и в а ла си ло в ая у с та ­ новка на п е р е х о д а х и л ю б ы х р е ж и м а х тр а л е н и я . В то в р е ­ м я как п ар о в ы е тр а у л е р ы ча- р асп р ед елен и я яви ло сь н а хо ж ­ д ен ие в Солом бале с та р е й ш е ­ го суд о р ем о н тн о го завода « К р а с н а я к узн и ц а» и ведущ ей свое начало ещ е с п е тр о в ски х врем ен Со ло м бальско й вер­ ф и д еревянн о го суд о стр о е н и я. Е с те с тв е н н о , около э т и х пред­ п р и яти й с е л и л ся м астеровой лю д, из сем ей ко то р ы х и в ы ­ хо ди ли суд о вы е м е хан и к и . В Первой деревне Солом- балы на берегу небольшой речушки Соломбалки вырос Филипп Никифорович Брату­ хин, который с малых лет привык постоянно копаться в двигателе отцовской мотор­ ной лодки. Работая в трало­ вом флоте, он одним из первых принял на верфи в Германии и перегонял в Мур­ манск дизельный РТ-55 «Ке­ та», длительное время плавал на нем старшим механиком, постоянно обеспечивая беспе­ ребойную работу судовых механизмов. РТ-55 был свое­ образной школой подготовки специалистов машинных команд для других дизельных трау­ леров флота. По приглашению приехал в Мурманск и пошел плавать на РТ-54 «Судак» Август Мар- МЕХАНИКИ-ПЕРВОПРОХОДЦЫ «Союзрыба» и РТ-53 «Осетр». Трудно судить о трагедии, которая разыгралась на этих судах, по поступившим корот­ ким, отрывочным сообщени­ ям. Но, по-видимому, помимо недостаточной остойчивости, которую, как выяснилось по­ зднее, имели все суда этой серии, и сильного обледене­ ния, были и другие, довольно веские причины. Имелись сведения, что на обоих су­ дах остановились главные двигатели; суда развернуло лагом к волне, что в конеч­ ном счете и привело к тра­ гическим последствиям. П о-видим ом у, э то т сл уч а й и яв и л ся основной причиной то ­ го, что бы л с н я т с о б суж ден и я вопрос о п о дтверж дении за ­ каза на новую серию д и зе л ь ­ н ы х р ы бо ло вны х тр аулер о в С ло ж и ло сь ош ибочное впе­ ч атлен ие о недо стато чно й на­ деж н о сти д и зе л ь н ы х у с та н о ­ в о к. Х о тя прим ерно в то же время и почти в т е х ж е р ай­ о н ах н ахо д и ли сь д р уги е д и ­ зельн ы е тр а у л е р ы , на ко то ­ р ы х бы ла о беспечена беспере­ бойная работа м ехан и зм о в и ко то ры е п еренесли э то т ш торм без особы х о сло ж н ен и й . Но, та к или иначе, р е п ута ц и я д и ­ з е л ь н ы х устан о в о к б ы ла се р ь ­ езно подпорчена. И м о ряки с н еохотой, если не с к а за ть бо льш его , ш ли п л а в а ть на тр а ул е р ы это й серии. Как правило, дизельные траулеры промышляли в Ба­ ренцевом море. Рейсы, осо­ бенно летом, были корот­ кие. Плавали, как говорили в шутку, «от бани до бани». В таких рейсах обычно всю рыбу брали в охлажденном или свежем виде. В период обильных уловов заваливали палубу рыбой от борта до борта и ложились в дрейф. На подвахту вызывались все, за исключением капитана, старшего механика и кока. Щадили и радиооператора, чтобы -Тяжелыми нагрузками не сбить его работу рукой на ключе. Если набирали полный груз, то, снявшись в порт с полной палубой рыбы, на переходе всей командой убирали рыбу до входа в Кольский залив. И это в те времена, когда ус­ ловия работы палубной команды были очень тяже­ лыми. Первое время трал под­ бирали к борту вручную крючками. А при разделке рыбы в любую промысловую погоду на палубе полизало и сверху и с боков. В дополне­ ние ко всему из-за огра­ ниченного числа мест на этих судах палубная команда ра­ ботала в две смены. стенько вынуждены были ло­ житься в дрейф для бане- ния дымогарных трубок кот­ лов или подъема пара, теряя на это промысловое время. Чтобы поддержать необходи­ мую скорость, например, при тралении на волну, по коман­ де с мостика вахтенному ме­ ханику дизельного траулера достаточно было переставить на один— два зубца рукоят­ ку изменения отсечки подачи топлива главного двигателя, не затратив на это никаких усилий. Это, конечно, при не­ пременном условии, что тех­ ническое состояние механиз­ мов постоянно поддержива­ лось на должном уровне. На п ар о в ы х ж е тр а ул е р а х, раб отаю щ и х на у гл е , это тр е ­ бовало б о льш и х з а тр а т м ус­ куль н о го тр у д а ко чегар ов. И како го тя ж е л е й ш е го тр уд а , в у сл о в и ях п о стоян но й качни и д ы ш а щ и х ж аром о тк р ы ты х то ­ п ок ко тло в , при сильно й за ­ газо в ан н о сти ко тельн о го о тде­ лен ия о т зали ваем о го водой вы гребен но го из то п о к р а с к а ­ ленного ш л а к а . Д ля то го что­ бы п о н ять и п р е д став и ть се­ бе это , все н уж н о п ер еж и ть и и с п ы та ть . А тр у д м ехан и ко в и м аш и н и сто в по о б служ и в ан и ю главно й паровой м аш и н ы о т­ кр ы то го ти п а ... П ериодическое п р о щ уп ы в ан и е о сн о в н ы х под­ ш и п н и ко в д в и ж е н и я д ля ко н ­ тр о ля за и х н агревом и р уч ­ н ая с м азка всей м аш и н ы . А п о сто ян н ая н е х в а тк а и п о дса­ ливани е п и тате л ь н о й во ды , что приводило к о бразованию н а ­ к и п и , п ер ер а схо д у то п ли ва и, в конечном сч ете , к в ы хо д у ко тло в и з с тр о я и б о льш и м не­ п р о изво дительн ы м простоям тр а улер о в в рем онте. Преимущества траулеров с дизельными установками по сравнению с паровыми были бесспорными и очевидными. Это было новое направление в технике оснащения рыбо­ промысловых флотов, состав­ ная часть НТР в системе на­ шего народного хозяйства. ОНИ БЫЛИ ПЕРВЫМИ Но внедрение нового, прогрессивного не всегда проходит гладко и безболез­ ненно. На пути новой техники порой встают самые различ­ ные, граничащие с перестра­ ховкой сомнения. И сей ч а с, к о гда все пре­ дельно ясн о и п ро сто , с л е д уе т в спо м н ить добрым словом о п ер в ы х м е х а н и к а х - д и зе л и ­ с та х тр ало в о го ф л о та , п о д­ л и н н ы х э н т у з и а с т а х своего Дела. К то ж е бы ли о н и, эти с л а в ­ ны е «п ерво про хо дцы »? А р х а н ге л ь с к в сегд а, да и теп ер ь то ж е, сч и та л ся горо­ дом м орянов. Но как-то та к и сто р и ч е ски , тради цио н н о сло ж и ло сь, что в сам ом горо­ де, к а к п р авило , ж и ли суд о ­ водители — к а п и та н ы , ш ту р ­ м аны . А на его о краин е в С о­ лом бале, о б и тали м ехан и ки . М ож ет б ы ть, причиной та ко го тынович Надель. До этого он долго плавал в «Совтанкере» на танкерах «Азнефть» и «Грознефть» и имел уже боль­ шой опыт практической рабо­ ты на дизельных судах. Прав­ да, на этих танкерах стояли компрессорные дизели старой конструкции, но Август Мар­ тынович быстро освоил новую (по тем временам) технику и обеспечил бесперебойную ра­ боту траулера, который, бу­ дучи поисковиком, под коман­ дой опытного капитана Дмит­ рия Афанасьевича Буркова выполнял сложные и ответст­ венные рейсы. Сам Август Мартынович охотно передавал свой опыт и знания, накоплен­ ные за время длительного плавания на дизельных судах. МАСТЕР — «ЗОЛОТЫЕ РУКИ»... Старшим механиком РТ-51 «Лещ» стал ленинградец Алек­ сандр Афанасьевич Макаров. Это был очень технически грамотный, высокоэрудиро­ ванный механик и в то же время мастер на все руки. Он постоянно что-то приду­ мывал новое, искал пути дальнейшего совершенство­ вания конструкции и методов эксплуатации судовых меха­ низмов. В частности, по его предложению и при непосред­ ственном участии в работах была изменена конструкция головных подшипников глав­ ного двигателя «Отто Дейтц» —560 л. с., что было «узким местом» и причиняло много хлопот машинным командам. Им же был предложен и осуществлен ряд рационали­ заторских предложений, на­ правленных на совершенство­ вание конструкции двигате­ лей, что давало экономию топлива, смазочных масел и способствовало увеличению межремонтных периодов. Н а РТ-51 «Л ещ », вп ервы е на р ы б о ло в н ы х тр а у л е р а х , по и н и ц и ати в е и при н еп о ср е д ст­ венном уч а сти и А л е к с а н д р а А ф а н а сь е в и ч а бы ла со зд ан а н ебо льш ая м а сте р ск а я — у с ­ тан о в ле н ы ун и в е р са л ьн ы й то ­ кар н о -ви н то р езн ы й с та н о к и эл е к тр о св ар о ч н ы й ап п ар а т. Н еско лько позднее о п ы т со з­ д ан и я н еб о льш и х м асте р ск и х бы л перен есен на д р уги е с у ­ да и дал хорошие р е з у л ь та ты . Сам А л е к са н д р А ф ан ась е в и ч хо р ош о раб отал на токарн о м с та н к е и довольно неп ло хо с в ар и в ал . П озднее, уж е после Великой О течественно й во йн ы , окончив плавать по со сто ян ию здоровья, А лексан д р А ф а н а с ь ­ евич, б уд уч и и сти н н ы м п а тр и ­ отом и приверженцем дизелей со здал на М урм ан ско й суд о ­ верф и цех по р ем о н ту, р е гу ­ ли р о в ке и изго то влен ию д е та ­ лей то п ливн о й а п п а р а ту р ы , начальником которого он дли­ тельнее время и был до ухода на заслуженный отдых. ...И УЧАСТНИК ЭКСПЕДИЦИИ Г. С ЕДО ВА Приехал из Архангельска и старый соломбалец, старший механик Иван Васильевич Ива­ нов. Это был механик старой формации, еще в 1912 году участвовавший в экспедиции Георгия Седова на шхуне «Св. Фока» на Землю Фран­ ца-Иосифа. Но и солидный возраст не помешал ему ос- bl ить новую для него техни­ ку дизелЬных траулеров. И, плавая старшим механиком РТ-49 «Скумбрия», в море, во время серьезной аварии ва- лопровода, казалось бы, в безвыходном положении, при­ менив весь свой богатый жи­ зненный опыт, нашел выход из положения и фактически спас судно от гибели. РОЛЬ БЕРЕГОВОЙ СЛУЖБЫ Большую работу по оказа­ нию помощи машинным командам дизельных трау­ леров в деле налаживания нормальной эксплуатации дви­ гателей оказала группа теп­ лотехников Мурманского тра­ лового флота b q главе с мо­ лодым инженером, выпускни­ ком Ленинградского поли­ технического института Иго­ рем Митрофановичем С е­ меновым, который до сих пор трудится в системе МРХ. Группа теплотехникоз под его руководством неоднократно выходила в море для произ­ водства теплотехнических испытаний, оказывая помощь судовым механикам в деле наладки топливной аппарату­ ры и регулировки двигателей. А условия для проведения подобных работ были более чем скромные. В частности, на траулерах даже не было приспособления для опрес­ совки и регулировки затяжки пружин форсунок Современ­ ные механики поймут, что без подобных элементарных приспособлений невозможно добиться надежней работы топливной аппаратуры двига­ телей (топливных насосов и форсунок), которые, образно говоря, являются сердцем и мозгом двигателя и от ис­ правного состояния которых зависит практически все: оптимальный расход топлива, бездымное сгорание, износ основных узлов и самое глав­ ное — надежность оаботы двигателя. Первое время группу ди­ зельных траулеров механико­ судовой службы тралфлота вел потомственный северянин, выпускник Архангельского морского техникума, в прош­ лом старший механик РТ Сергей Степанович Сергачев. А забот и хлопот в те време­ на освоения новых, непривыч­ ных для тех условий механи­ змов хватало. Поначалу было очень много сложностей и неполадок в вопросах эксплу­ атации и ремонта. Со всем этим механики обращались к Сергею Степановичу и всег­ да получали обстоятельную, исчерпывающую консульта­ цию, помощь или совет. Работал он не считаясь со временем, проводя боль­ шую часть суток на кораблях и тралбазе (так тогда назы­ вался рыбный порт). Ведь бы­ вали случаи, когда дизельные траулеры возвращались в порт на буксире. Много приходи­ лось заниматься подбором и расстановкой личного состава машинных команд. Это был самый сложный, тяжелый и ответственный период органи­ зации эксплуатации и техни- ческого обслуживания трау­ леров с совершенно новым типом механизмов. Г БОРОДУЛИН, ветеран рыбной промышленности. 22 июля 1S03 года Ш Ш И Ш П Ш И Ш Ш Ш Ш Ш Ш Ш Ш Ш l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l i l l l l l M l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l M I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I i n i l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l M l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l N I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I M I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I l l i ’

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz