Рыбный Мурман. 1983 г. Июль.
s p i i ш '''ЗвШр!!' щ шШШш ж • ** t e ll п. новичков, председатель профкома МВИМУ им. Ленинского комсомола. • ВОСПИТАТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ • Продолжаем разговор о становлении молодых специалистов в судовых коллективах, начатый в еженедельнике в прошлом году («РМ », 1982, № 6, I 11, 27, 48; 1983, № 15). Н А Ш И рассуждения о путях совершенство вания подготовки молодых специалистов вообще и о ро ли организатора и воспита теля в частности, о «воспи тании воспитателей» непре менно приводили к мысли о целесообразности создания координирующего органа, в рамках которого можно бы ло бы объединить усилия вуза и производства не только для улучшения каче ства социально-профессио нальной подготовки специ алистов, но и для решения ряда производственно - тех нических задач, стоящих перед флотами В Р П О «Сев- рыба». И поле деятельно сти для предполагаемого органа весьма широко. лее 100, а в Белоруссии около 30 учебно-научно производственных объеди нений. Сохраняя хозяйственную и юридическую самостоя тельность, ” организации, входящие в подобные объе динения на паритетных на чалах, решают целый ряд задач: сближение процесса обучения с производством, переподготовка специалис тов, разработки и исследо вания, направленные на уст ранение «узких» мест в про изводстве, освоение новой техники, технологии, орга низации труда и управления и т. п. Что еще существенно, общественный характер свя зей менаду членами объеди нения позволяет всесторонне усиливать партийное влия ние и активизацию общест венных организаций при совместном решении задач, вытекающих из основных направлений их деятельно- Суда водить и людьми р у к о в о д и т ь объективные условия и ка кие-либо предпосылки для организации подобного уровня взаимоотношений у нас в Северном бассейне? Может, пока остановиться на теоретической подготов ке, проработке данного ва рианта? Оказывается — есть, и достаточно конкрет ные и убедительные. Толь ко развить эту тему все сторонне мы оставим соот ветствующим руководите лям и специалистам, а сами обратимся к одному приме ру, который, представляет ся, очень ярко свидетельст вует, что разговор этот на зрел. Работа, проводимая ка федрой судовой автоматики и вычислительной техники нашего училища на базе созданной с помощью руко водства В Р П О : «Севрыба» специализированной лабо ратории спутниковых судо вых навигационных систем (СИС), практически и явля ет собой взаимоотношения уровня учебно-научно-про изводственного объединения. Положительные результаты обучения судоводителей на установленной аппаратуре судов, стоящих в порту, по будили руководство В Р П О «Севрыба» взять на себя затраты по созданию в М В И М У лаборатории спут никовой навигации. Правда, все это явилось следствием дальновидности и инициати вы отдельных представите лей В Р П О и М В И М У , но не результатом продуман ной и целенаправленной ра боты. Начиная с 1980 года, свыше 6 00 судоводителей, среди которых курсанты дневного факультета, слуша тели факультета повыше ния квалификации, штур манский состав судов, стоя щих в порту, проходят под готовку в лаборатории. С января 1983 года организо вана заочная форма повы шения квалификации судо водителей флотов Северного бассейна по спецкурсу «Эксплуатация спутниковых СНС », в рамках которой предполагается ежегодно осуществлять подготовку 150 человек. На базе лабо ратории проводятся научно- практические семинары по использованию спутниковых судовых навигационных си стем для руководящего со става флотов. Сотрудники лаборатории разработали ряд наставлений по эксплуатации спутнико вых задач и многое другое. Полезность подобных кон тактов, готовность их раз вивать и поддерживать под твердил заместитель началь ника В Р П О «Севрыба» К. Н. Шаповалов в своем выступлении на заседании совета училища 22 апреля текущего года. Перечень взаимосвязей, безусловно, можно продол жать, ибо практически все кафедры училища в той или иной мере взаимодействуют с флотами. Только вот про цесс этот до сих пор носит, если так можно •выразиться, многоканальный, не скоор динированный, не объеди ненный единой программой, единым планом, характер. И вместе с тем ясно, что КПД М В И М У в решении производственно - техничес ких задач, стоящих перед флотами нашего бассейна, может и должен быть выше. И добиться этого позволит создание учебно-научно- производственного объеди нения. Существующие в вузе формы и "методы оценки социально - профессиональ ной подготовки будущих инженеров, говорится в ста тье С. Н. Кугеля «Квали фикация и реальная дея тельность инженеров» (Со циологические исследова ния, 1983, № 1, с. 93), страдают двумя существен ными недостатками: «Во- первых, поскольку субъек том оценки выступает пре подаватель, а в более ши роком- смысле вуз, постоль ку характеристика специа листа не всегда бывает объ ективна. Привлечение к го сударственным экзаменам представителей промышлен ности, проведение студента ми производственной прак тики несколько улучшает ситуацию, но не меняет ее принципиально. Все настоя тельнее становится задача дополнить систему внутрен них вузовских форм оценки внешними, всесторонне учи тывающими реальную дея тельность молодых инжене ров. Стихийно такой конт роль осуществлялся всегда. Необходимо, следовательно, обобщить имеющийся опыт, организационно соединить его с системой вузовских оценок». Представлялось, что именно координационный со вет по шефским связям по зволил бы реализовать все это. Только вот с адреса том не ладилось. Под эги дой какого партийного или хозяйственного органа дол жен быть создан и функци онировать этот координаци онный совет? А ларчик просто открывался! И наши проблемы и еще целый ряд задач, в разрешении кото рых одинаково заинтересо ваны и флоты, и училище, можно решить созданием учебно-научно-пронзво д с т- венного объединения (УНПО ). И это не «эврика!» В письме Минвуза СССР «О работе учебно-научно-про изводственных объединений отмечается, что У Н П О ор ганизованы и плодотворно действуют на общественных началах в Р С Ф С Р , на Ук раине, в Белоруссии, Лит ве, Казахстане. Так, в У С С Р функционируют бо сти. Естественно, что в рам-, ках этих взаимосвязей не составляет труда найти наи более приемлемые и эффек тивные формы координаци онной работы по привитию будущим специалистам, да и не только будущим, на выков организаторской и воспитательной работы в коллективе. В современных условиях это является не обходимым условием повы шения качества подготовки и переподготовки специали стов. Упоминая о моделях лич ности, созданных в отделе биокибернетики института кибернетики А Н УССР , ака демик Н. М . Амосов гово рит: «Теперь, когда умуд ренный жизнью, знанием собственных и чужих оши бок, думаешь о работе сво ей и товарищей по клинике, по лаборатории, понимаешь, сколько подводных камней удалось бы обойти, на сколько эффективнее сде лать деятельность нашего коллектива, если бы он мог практически воспользовать ся такими сейчас гипотети ческими моделями. Но пока это дело будущего, вот и приходится нередко махать кулаками после драки, уте шаясь приобретенной муд ростью». (Монолог совре менника. — М.: Политиз дат, 1978, с. 175). Использование в подго товке технических специали стов не только багажа зна нии и навыков преподава телей н сотрудников вуза, но и реального практичес кого Опыта производственни ков, базирующегося тоже на достаточных теоретических знаниях, поможет будущим инженерам реже «махать кулаками после драки», из бавиться от ошибок, кото рые .были допущены теми, кто пока вынужден «уте шаться приобретенной муд ростью». Добиться же это го невозможно без актив ного привлечения к учебно- воспитательному процессу наиболее опытных флотских специалистов, что позволит обеспечить создание учебно научно - производственного объединения. Может возникнуть вопрос, реально ли все то, о чем шла речь выше? Есть ли Годы добавляют людям не только седины и морщинок. Годы выравнивают, смягчают наши характеры, обогащают опытом наши умы. И когда у человека позади три десяти летия, отданные морю, любимому делу, ему нетрудно най ти подход к каждому из коллег-моряков, убедить, на править в нужное русло. А если наставнику свойственны к тому же такие черты характера, как отзывчивость, общи тельность в сочетании с высоким профессионализмом, то за таким человеком обычно готовы в огонь и воду. Вот таких людей вы и видите на снимках: капитан ПСТ « X X съезд комсомола Литвы» Мурманского тралового фло та Геннадий Николаевич Прокущенко (снимок внизу) и лоцман Виктор Яковлевич Филиппов. Фото С. ПЕТРОВА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz