Рыбный Мурман. 1983 г. Июль.

s p i i ш '''ЗвШр!!' щ шШШш ж • ** t e ll п. новичков, председатель профкома МВИМУ им. Ленинского комсомола. • ВОСПИТАТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ • Продолжаем разговор о становлении молодых специалистов в судовых коллективах, начатый в еженедельнике в прошлом году («РМ », 1982, № 6, I 11, 27, 48; 1983, № 15). Н А Ш И рассуждения о путях совершенство­ вания подготовки молодых специалистов вообще и о ро­ ли организатора и воспита­ теля в частности, о «воспи­ тании воспитателей» непре­ менно приводили к мысли о целесообразности создания координирующего органа, в рамках которого можно бы­ ло бы объединить усилия вуза и производства не только для улучшения каче­ ства социально-профессио­ нальной подготовки специ­ алистов, но и для решения ряда производственно - тех­ нических задач, стоящих перед флотами В Р П О «Сев- рыба». И поле деятельно­ сти для предполагаемого органа весьма широко. лее 100, а в Белоруссии около 30 учебно-научно­ производственных объеди­ нений. Сохраняя хозяйственную и юридическую самостоя­ тельность, ” организации, входящие в подобные объе­ динения на паритетных на­ чалах, решают целый ряд задач: сближение процесса обучения с производством, переподготовка специалис­ тов, разработки и исследо­ вания, направленные на уст­ ранение «узких» мест в про­ изводстве, освоение новой техники, технологии, орга­ низации труда и управления и т. п. Что еще существенно, общественный характер свя­ зей менаду членами объеди­ нения позволяет всесторонне усиливать партийное влия­ ние и активизацию общест­ венных организаций при совместном решении задач, вытекающих из основных направлений их деятельно- Суда водить и людьми р у к о в о д и т ь объективные условия и ка­ кие-либо предпосылки для организации подобного уровня взаимоотношений у нас в Северном бассейне? Может, пока остановиться на теоретической подготов­ ке, проработке данного ва­ рианта? Оказывается — есть, и достаточно конкрет­ ные и убедительные. Толь­ ко развить эту тему все­ сторонне мы оставим соот­ ветствующим руководите­ лям и специалистам, а сами обратимся к одному приме­ ру, который, представляет­ ся, очень ярко свидетельст­ вует, что разговор этот на­ зрел. Работа, проводимая ка­ федрой судовой автоматики и вычислительной техники нашего училища на базе созданной с помощью руко­ водства В Р П О : «Севрыба» специализированной лабо­ ратории спутниковых судо­ вых навигационных систем (СИС), практически и явля­ ет собой взаимоотношения уровня учебно-научно-про­ изводственного объединения. Положительные результаты обучения судоводителей на установленной аппаратуре судов, стоящих в порту, по­ будили руководство В Р П О «Севрыба» взять на себя затраты по созданию в М В И М У лаборатории спут­ никовой навигации. Правда, все это явилось следствием дальновидности и инициати­ вы отдельных представите­ лей В Р П О и М В И М У , но не результатом продуман­ ной и целенаправленной ра­ боты. Начиная с 1980 года, свыше 6 00 судоводителей, среди которых курсанты дневного факультета, слуша­ тели факультета повыше­ ния квалификации, штур­ манский состав судов, стоя­ щих в порту, проходят под­ готовку в лаборатории. С января 1983 года организо­ вана заочная форма повы­ шения квалификации судо­ водителей флотов Северного бассейна по спецкурсу «Эксплуатация спутниковых СНС », в рамках которой предполагается ежегодно осуществлять подготовку 150 человек. На базе лабо­ ратории проводятся научно- практические семинары по использованию спутниковых судовых навигационных си­ стем для руководящего со­ става флотов. Сотрудники лаборатории разработали ряд наставлений по эксплуатации спутнико­ вых задач и многое другое. Полезность подобных кон­ тактов, готовность их раз­ вивать и поддерживать под­ твердил заместитель началь­ ника В Р П О «Севрыба» К. Н. Шаповалов в своем выступлении на заседании совета училища 22 апреля текущего года. Перечень взаимосвязей, безусловно, можно продол­ жать, ибо практически все кафедры училища в той или иной мере взаимодействуют с флотами. Только вот про­ цесс этот до сих пор носит, если так можно •выразиться, многоканальный, не скоор­ динированный, не объеди­ ненный единой программой, единым планом, характер. И вместе с тем ясно, что КПД М В И М У в решении производственно - техничес­ ких задач, стоящих перед флотами нашего бассейна, может и должен быть выше. И добиться этого позволит создание учебно-научно- производственного объеди­ нения. Существующие в вузе формы и "методы оценки социально - профессиональ­ ной подготовки будущих инженеров, говорится в ста­ тье С. Н. Кугеля «Квали­ фикация и реальная дея­ тельность инженеров» (Со­ циологические исследова­ ния, 1983, № 1, с. 93), страдают двумя существен­ ными недостатками: «Во- первых, поскольку субъек­ том оценки выступает пре­ подаватель, а в более ши­ роком- смысле вуз, постоль­ ку характеристика специа­ листа не всегда бывает объ­ ективна. Привлечение к го­ сударственным экзаменам представителей промышлен­ ности, проведение студента­ ми производственной прак­ тики несколько улучшает ситуацию, но не меняет ее принципиально. Все настоя­ тельнее становится задача дополнить систему внутрен­ них вузовских форм оценки внешними, всесторонне учи­ тывающими реальную дея­ тельность молодых инжене­ ров. Стихийно такой конт­ роль осуществлялся всегда. Необходимо, следовательно, обобщить имеющийся опыт, организационно соединить его с системой вузовских оценок». Представлялось, что именно координационный со­ вет по шефским связям по­ зволил бы реализовать все это. Только вот с адреса­ том не ладилось. Под эги­ дой какого партийного или хозяйственного органа дол­ жен быть создан и функци­ онировать этот координаци­ онный совет? А ларчик просто открывался! И наши проблемы и еще целый ряд задач, в разрешении кото­ рых одинаково заинтересо­ ваны и флоты, и училище, можно решить созданием учебно-научно-пронзво д с т- венного объединения (УНПО ). И это не «эврика!» В письме Минвуза СССР «О работе учебно-научно-про­ изводственных объединений отмечается, что У Н П О ор­ ганизованы и плодотворно действуют на общественных началах в Р С Ф С Р , на Ук­ раине, в Белоруссии, Лит­ ве, Казахстане. Так, в У С С Р функционируют бо­ сти. Естественно, что в рам-, ках этих взаимосвязей не составляет труда найти наи­ более приемлемые и эффек­ тивные формы координаци­ онной работы по привитию будущим специалистам, да и не только будущим, на­ выков организаторской и воспитательной работы в коллективе. В современных условиях это является не­ обходимым условием повы­ шения качества подготовки и переподготовки специали­ стов. Упоминая о моделях лич­ ности, созданных в отделе биокибернетики института кибернетики А Н УССР , ака­ демик Н. М . Амосов гово­ рит: «Теперь, когда умуд­ ренный жизнью, знанием собственных и чужих оши­ бок, думаешь о работе сво­ ей и товарищей по клинике, по лаборатории, понимаешь, сколько подводных камней удалось бы обойти, на­ сколько эффективнее сде­ лать деятельность нашего коллектива, если бы он мог практически воспользовать­ ся такими сейчас гипотети­ ческими моделями. Но пока это дело будущего, вот и приходится нередко махать кулаками после драки, уте­ шаясь приобретенной муд­ ростью». (Монолог совре­ менника. — М.: Политиз­ дат, 1978, с. 175). Использование в подго­ товке технических специали­ стов не только багажа зна­ нии и навыков преподава­ телей н сотрудников вуза, но и реального практичес­ кого Опыта производственни­ ков, базирующегося тоже на достаточных теоретических знаниях, поможет будущим инженерам реже «махать кулаками после драки», из­ бавиться от ошибок, кото­ рые .были допущены теми, кто пока вынужден «уте­ шаться приобретенной муд­ ростью». Добиться же это­ го невозможно без актив­ ного привлечения к учебно- воспитательному процессу наиболее опытных флотских специалистов, что позволит обеспечить создание учебно­ научно - производственного объединения. Может возникнуть вопрос, реально ли все то, о чем шла речь выше? Есть ли Годы добавляют людям не только седины и морщинок. Годы выравнивают, смягчают наши характеры, обогащают опытом наши умы. И когда у человека позади три десяти­ летия, отданные морю, любимому делу, ему нетрудно най­ ти подход к каждому из коллег-моряков, убедить, на­ править в нужное русло. А если наставнику свойственны к тому же такие черты характера, как отзывчивость, общи­ тельность в сочетании с высоким профессионализмом, то за таким человеком обычно готовы в огонь и воду. Вот таких людей вы и видите на снимках: капитан ПСТ « X X съезд комсомола Литвы» Мурманского тралового фло­ та Геннадий Николаевич Прокущенко (снимок внизу) и лоцман Виктор Яковлевич Филиппов. Фото С. ПЕТРОВА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz