Рыбный Мурман. 1983 г. Июль.
• В СТРАНАХ СЕВЕРНОЙ ЕВРОПЫ • у НОРВЕЖЦЕВ принято гс- ^ верить, что их националь ная экономика держится на «четырех китах» — рыболов стве, судоходстве, гидроэнер гетике и добыче нефти и га за. Однако, если судить по последним сообщениям мест ной прессы, два из этих че тырех колоссов тяжело боль ны. При этом имеются в виду именно те отрасли, которые непосредственно связаны с морем. за последние десятилетия кри зиса судоходства. Комментируя зто заявление, столичная газета <чДагбладет» писала, что торговый флот Норвегии занимает по объему тоннажа пятое место в мире и дает почти четверть валю тны х поступлений страны . 92 про цента норвеж ских судов обыч>- но никогда не захо дят в род ные порты, бороздя океанские просторы с иностранными гр у зами на борту И если учесть только эти ф акты , то стано вится понятным , почему кри зис судоходства расцениваю т в Норвегии как национальное проживающих там трудящих ся заняты wa предприятиях, связанных с псеом и перера боткой рыбы Однако поисти- ке первостепенное значение имеет рыболовство для жите-' лей почти 15 тысяч островов, разбросанных' вдоль побере жья Норвегии, -де земля практически не поддается плугу, и людям остается на деяться . лишь на аурожаи* из моря. Лофотенские острова, нот о- С п е ц и а л ь н о д л я «Рыбного №урмана» НОРВЕГИЯ: к огда море приносит горе щ страдания Действительно, в Норвегии сейчас с глубоким беспокой ством и озабоченностью го ворят о проблемах судострое ния, судоходства и рыболов ства. Тяжелейший за весь после военный период кризис пере живает судостроительная про мыш ленность. Из 30 входящих в норвежскую федерацию с у достроительной промышленно сти верфей только 6 обеспече ны заказами на часть 1984 года, сообщает газета <Афтен- постен». Большинство верфей достраивает последние суда, а многие уже сейчас не имеют ни заказов, ни строящ ихся на их стапелях судов. Если в начале 70-х годов, пишет газе та, на строительстве новых судов были заняты 20 ты сяч человек, то сейчас — около 7 ты сяч. Не лучш г обстоит положение дел и в судоходстве. Особен но это касается торгового ф ло та страны , который является важным источником валютньгх поступлений в государствен ную казну. Сокращение зака зав на перевозки а результате резкого спада деловой активно сти » капиталистическом мире привело и тому, что к началу 1983 года на приколе находи лись 74 круп ны х норвеж ских судна общим водоизмещением более 3 млн_ тонн. Это состав ляет четверть тоннажа торго вого флота Норвегии. Год на зад данный показатель был вдвое меньше. Президент ас социации норвежских судо владельцев А Ибсен, вы ступая с докладом в Осло, заявил, что в первом полугодии 1983 года следует , ожидать сильнейшего бедствие. Для многих же нор вежце» это стало катастро фой. Треть своей жизни я про вел вдали от родных берего». Зато у меня был довольно не плохой заработок и семья бы ла обеспечена, рассказы вает норвежский моряк Свен Олаф- сон. Теперь же я принудитель но списан на берег и вы нуж ден заниматься поисками ра боты. Если вначале мне со путствовала хоть какая-то уда ча. то теперь устроиться по найму стало крайне сложно — слишком много моряков и других труж еников моря по стигла такая же судьба. Мно гие из нас согласны на лю бую работу. К словам С. Олафсона могли бы присоединиться в эти дни ты сячи норвежцев. Ведь сей час в стране лишены возмож ности трудиться более 3 про центов всего самодеятельного населения. И вполне естествен но, что среди этой армии «лиш них людей.» большую часть составляю т корабелы, моряки и, конечно же, рыбаки, для которых воздействие кри зиса оказалось наиболее ощ у тимым. Рыболовство — старинный промысел норвежцев. Вдоль побережья страны разброса- нь» сотни рыбацких поселков, тысячи гаваней, причалов. Ес ли же взять Северную Нор вегию, то рыболовство здесь играет ключевую роль, обес печивая работой подавляю щее большинство жителей. В провинции Финмарк, напри мер, более 70 процентов всех рые Вест-фиорд как бы вы рвал из побережья между городами Будё и Нарвиком, известны каждому норвежцу. Восемь веков слово «Лофо- тены» служило волшебным заклинанием для всех, ктс искал спасения от нужды. Ведь то, что случалось вокруг ост- ровов между январем и ап релем — гигантское нашест вие трески — неизмеримо превосходило библейское «чу до», когда Христос шестью хлебами будто бы накормил тысячи голодных. Природа создала е лофо тенских водах условия, иде альные для нереста трески, что привлекало сюда ежегод но огромные косяки рыбы. Маленькие рыбачьи гавани на Лофотенах на три месяце превращались в походные ла геря. Здесь бурлила жизнь, иногда из-за участков г.ова случались «кровавые траге дии». Б апреле все затихало и погружалось в забытье до начале следующего «треско вого сезона». Что же происходит в этих местах сейчас? Щупальца кри зиса проникли и сюда. Они железной хваткой сновали ост- рова, заставив многих его жи телей искать счастья на сто роне. Если раньше во време на «лофотенской лихорадки*/ на этих нлочиах земли соби ралось до 40 тысяч рыбаков, то сегодня их даже в самые «урож айные дни» насчиты ва ется не более 5 ты сяч. До недавнего времени ры боловство было важнейшей от раслью экономики Норвегии, а продукция рыбной промыш ленности занимала ведущее ме сто в экспорте страны . В на стоящ ее время этот традицион ный промысел лежит почти за пределами официальной ста ти сти ки , так как его доля в на циональном продукте со став ляет всего лишь один про цент. Негативными для рыболовст ва оказались и последствия неф тяного бума, начавшегося в Норвегии в начале 70-х го дов Морская гладь у берегов Средней и Северной Норвегии, где располагаю тся исконные места промысла рыбы, запест рела вышнамн буровых п лат форм. В небольшом городке Хар- стеде, расположенном при мерно на широте Мурманска, создали свои филиалы нефтя ные компании «Статойл» и «Норск гидро», «Зссо» и «Ко- ноко». Город Хаммерфест, на ходящийся почти на самой северной оконечности Норве гии, стал, наряду с Тромсё, Харстадом и Кристиансунном одним из оперных пунктов «нефтяного бизнеса». Казалось бы, что превра щение этих периферийных районов в центры деловой ак тивности сулит благо местным ж и телям . Однако на практи ке все оказалось иначе. В погоне за прибылями неф тя ные .магнаты пренебрегают элементарными требования ми охраны окружающей сре ды. Как отмечалось в иссле довании, проведенном науч ными сотрудниками универси тета в Тромсё, биологические последствия загрязнения м оря нефтью м о гут ска за ть ся ката строфическими для обитате лей подводного мира. В ус ловиях северных морей, о т м ечается в исследовании, н еф ть, попавшая в воду, рас п адается крайне м едленно , а опасность загрязнения моря «раине велика. История подтвердила пра вильность эти х выводов. Толь ко в результате аварии на лгяатфор(*е -Б р а в о » в 1977 го ду в море вылилось 30 ты сяч тонн неф ти. Данная катастро ф а, а такж е ряд др уги х, бо лее «мелких» случаев утечки нефти в Северное море с бу ровых платформ, заставили норвежского профессора Г. Уль- ф стейна зан яться изучением местны х законов Результа том этой работы стал вполне однозначный вывод: в соответ ствии с норвежским законода тельством никто не имеет пра ва начать на рыбны х банках разведку н еф тяны х месторож дений. Более того, никто не может наносить ущерб вы став ленным сетям . Это последнее обстоятельство, по мнению Г. Ульф стейна, позволяет ры бакам попросту не допустить суда н еф тяны х компаний в сек торы моря, отведенные для бурения. Однако, как показы вает дей ствительность, законы писаны не для всех. Ф акты свидетель ствую т, что интересы рыбаков мало кого интересую т. Ведь неф ть — это важный источник поступления средств в го су дарственную казн у, а следо вательно, и надежда на ул уч шение экономического поло жения. Так, по крайней мере, утверж даю т власти А этим как раз и пользую тся монополии, особенно иностранны е, кото рые подобно вампирам проч но присосались к здешнему «нефтяном у бизнесу'>. В пого не за наживой им нет никако го дела до тех труж еников, многие поколения которы х свя зы ваю т свою ж изнь с промыс лом рыбы. Поэтому общественность страны справедливо требует положить конец беззастенчи вой эксплуатации крупным капиталом национальных при родных богатств не в ущерб, а с пользой для норвежцев. В авангарде этой борьбы идет Норвежская компартия (КПН), которая разработала четкую и конкретную программу за щиты и развития «базовых промыслов», в том числе сельского хозяйства и рыбо ловства. «Защитить интересы рыбаков Норвегии от пося гательств «нефтяных хищни ков», сохранить рыбные за пасы» — такой призыв КПН находит все большую под держку и понимание—у людей труда страны фиордов. Игорь РЕВЯКИН. (Т А С С , специально для «Рыбного М урм ана»К Трудный путь гренландского айсберга Гренландия в переводе на русский означает — ^зеле ная страна». Как объясняют историни, первооткрыватели этого острова при подходе к его берегам были облгану- ты иллюзией: в солнечную но-году нагроможденные там льды кажутся зелеными. Видимо, поэтому морфол&ва. тели решили, что перед на- земля с богатой расти тельностью ш у м руднего цвета. В действительности же самый большой остров Ь мире скорее походит на гигантский айсберг: 85 про центов его территории за- шшают ледники и снежные пустыни. Заселена Гренландия. Крайне неравномерно. 1 основном «е население сосредоточено на юго-западном и западном по бережье. восток и савер прак тически необитаемы. На остро ве постоянно ж ивут более 50 ты сяч человек. Почти 40 ты сяч иа них эскимосы, осталь ные — датчан». Эскимосы пришли сюда « североамериканского матери ка четыре с половиной ты сячи лет назад. Первые европей ские поселенцы появились там в X веке. Это были нор- вежско-исландсКие колонисты под предводительством Эрика Рыж его, искавшего новые зем ли. В XV I! вене вновь нача лось заселение Гренландии, но на этот раз уже датскими колонистами. а результате проводимой Данией колони альной политики местное на селение оказалось изолиро ванным от внешнего мира и сохраняло традиционный образ жизни вплоть до начала XX века. Нреврзщекне Гренландия в IST5J году из колонии в яамарскую провинцию Ко ролевства Дании стало для Нее началом современной №охн. В носилках рыбаков if охотников стали появлять ся элементы- урбанизация. — многоэтажные здания, ас фальтированные улицы, ка фе, отели. Ездовых собак", которые были в админист ративном центре остро» Гомхобе главным средством передвижения, заменили такси. Сегодня в этом горо де 130 автомашин на 9 ты сяч жителей. В 1973 году Гренландия, несмотря на протесты остро витян, была включена по на стоянию Дании в состав Ев ропейского экономического сообщества. Вступление в Общий рынок широко от крыло двери для проникно вения на остров иностран ного капитала. Совершенно не счи таясь с национальными интересами гренландцев, монополии при ступили к беззастенчивой экс плуатации природных богатств острова, нанося ^асто непо правимый ущерб окружающей среде, флоре и ф ауне Наибо лее сильный урон был нане сен традиционным морским промыслам тюленей и моржей, а такж е рыболовству, в кото ром занято почти 60 процен. тов трудоспособного населе ния. Чиновники в Брюсселе (ш таб-нвартира Общего рынка») без какого-либо согласования с местными органами реша ют, какие стр аны и в маккх количествах могут вылавли вать рыбу вокруг острова. Самим же гренландцам раз решается лов лишь ограничен ного количества рыбы, Подобная хищническая деятельность заокеанских любителей крупных бары шей вызвала решительное противодействие со стороны рренландцев. В ходе прове денного в феврале 1982 го- Да референдума по вопросу 6 дальнейшем участия стра ны в ЕЭС большинство на селения острова высказа лось за выход из Общего рынка. Инициатором прове дения референдума высту пила крупнейшая политиче ская партия Сиумут (соци ал-демократическая), В сво их заявлениях руководители партии неоднократно под черкивали, что Гренландия не желает подчиняться дав лению, которое ЕЭС оказы вает на ее политику. Анало гичную позицию занимают еще д*е политические пар тии. профсоюзы и другие общественные организации. Вопрос о пребывании страны в Общем рынке стал клктвым и во время кампании, которую проводи ли партии нанануве состо явшихся в середине апреля этого года парламентских выборов. Большинство гренландцев отдало предпоч тение тем кандидатам, кото рые заявляют о своем стре- Около ты сячи норвеж ских врачей поставили свою подпись под Обращением к сто ртингу (Парламенту) Нор вегии. в котором говорится: «все больше и больше вра чей во всем мире разделяю т мнение, что атомное оружие является средством массового уничтожения и что а случае атомной войны не сохранится Г О Л О С В Р А Ч Е Й никакая из социально-полити ческих систем и никакая культур а. Долг врачей — пре дупредить об опасности, кото рую несет атомное оружие, ведь оно угрож ает не только нынеш нем у поколению. но всему биологическому о кр у жению , от которого зависит наш а ж изнь. Мы требуем , чтобы пока проходит переговоры, стор тин г Норвегии заявил свое решительное -нет» подготовке к размещению новы х атом ны х ранет в Европе». АПН. млении бороться за прове дение островом самостоя тельной, независимой от ЕЭС политики. Вторым больным вопро сом для Гренландии явля ется военное присутствие на острове СШ А . Особое воз мущение здесь вызвало со общение о намерении США выделить в будущем году 80 миллионов долларов на модернизацию крупной во енной базы в местечке Туле, где размещено оборудова ние, с помощью которого планируется осуществлять наведение ядерных ракет и американской стратегичес кой авиации на города в странах социализма. М илитаристские приготовле ния Пентагона на Гренландии вы зываю т резкий протест ее жителей. «Эти планы амери канского правительства, — заявил в интервью датском у информационному аген тству Ритсаус-бюро председатель партии С иум ут И, М отэф ельт, — противоречат интересам гренландцев». Прогрессивная партия «И нуит а та кв ати ги и т* пообещала немедленно Еыне- сти вопрос о базах на обсуж дение в гренландский ланд сти н г. «Мы чувствуем , что Гренландия находится в опас ности, — заявил газете <Ин- фезрмашон» ее лидер А Люн- ге. — И поэтому мы будем! вы ступать за ликвидацию ам ериканских баз на нашей территории». (ТАСС). РЫБНЫЙМУРМАН В июли 1S3 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz