Рыбный Мурман. 1983 г. Июль.

• ХОЗЯЙСТВОВАТЬ ЭФФЕКТИВНО • Иван Акимович Ботвенко, вы ступ , ление которого мы предлагаем ва­ шему вниманию , работает главным механиком Б А Т «Генерал Радз нев­ ский» тралового ф лота. Неоднократ­ ный победитель социалистического соревнования, один из лучш их спе­ циалистов ф ло та, он прошел дли­ тельный п уть профессионального роста — от донкермана до р у­ ководителя механико - судовой служ бы большого автономного тр а ­ улера. Нак удается эки п аж у траулера экономить топливо — об этом рас­ сказ специалиста. ------------------------------------------ Слово — передовику И С Р Ы Б О Й , И С ЭКОНОМНЕЙ Раньше существовало такое мнение: экономия горюче­ смазочных материалов — это забота механиков судна. И только их. Но прошло время. Составляя очередной план мероприятий, направленных на. рациональное использо­ вание ГСМ, я, да и не толь­ ко я — многие мои коллеги, включают в него буквально весь экипаж. Начиная от боц­ мана и кончая капитаном. По­ тому что уже мало усилий одних механиков, необходи­ мо эти усилия объединять. И это нам удается, удается эко­ номить горючее даже на об­ ловах такой быстрой рыбы, как ставрида. Обстановка на промысле была хорошей, но в то же время сложной — в район промысла сбежалась масса судов других промышленных объединений, стран; работали в такой тесноте, что бук­ вально яблоку некуда было упасть. В таких условиях довольно сложно высмотреть и осед­ лать рыбный косяк (коллеги не дремлют), но все же ка­ питану нашего траулера Пав­ лу Викторовичу Шумелянко удавалось большей частью держать судно на рыбе. А это прямая экономия топли­ ва — меньше перебежек. Сказывалось на экономии топлива и такое обстоятель­ ство: когда поднимаем трал, скорость судна снижаем до минимума, так как чем выше скорость у траулера, тем сильнее противление трала. (Забегая вперед скажу, что плановое задание по вылову, выпуску пищевой рыбопро­ дукции мы выполнили ус­ пешно, причем, сумев сэконо­ мить около трех десятков тонн топлива). Но это — организация ра­ боты. Что же касается непо­ средственно рационализатор­ ских предложений, то, дума­ ется, есть у нас такие пред­ ложения, которые могут, быть использованы и на су­ дах нашего типа, и на дру­ гих. Возьмем, к примеру, опреснители. Были у нас срывы в их работе. Тот оп­ реснитель, у которого мень­ ше производительность — отрегулировать их до тонко­ сти трудно — периодически отключался (происходил- срыв потока откачивающей воды, опреснитель переполнялся __ и стоп, машина). Времени не его настройку тратили очень много до тех пор, пока старший электро­ механик Юрий Васильев на нашел простого и в то же время эффективного реше­ ния. Оба опреснителя имели Диаметр трубы откачиваю­ щего насоса и диаметр тр у­ бы общей совершенно оди­ наковый. Юрий взял и отвел трубопровод второго опрес­ нителя на трубопровод на­ полнения танка пресной во­ ды, то есть разгрузил общую магистраль откачки пресной воды. Опреснители стал.и ра­ ботать независимо друг от друга, • производительность их с 20 тонн воды в сутки подскочила до 25 тонн! При том же расходе топлива на их работу. Заманчиво? Или возьмем рацпредло­ жение третьего механика Вя­ чеслава Шабанова. Пока мы привезли только заявку, и она будет рассмотрена наши­ ми теплотехниками но, на мой взгляд, предложение имеет все перспективы для внедрения. А связано оно с экономией котельного топ­ лива. Как известно, утилькотлы и вспомогательный работают параллельно, а ведь иногда вспомогательный котел не нужен. Нельзя ли сделать так, чтобы он работал толь­ ко тогда, когда это необхо­ димо? Вячеслав Шабанов на­ шел решение. Нужно вварить отрезок трубы метра пол­ тора длиной между коллек­ тором вспомогательного кот­ ла и сепаратором пара утиль­ котлов, и решена проблема. К сожалению, нам не уда­ лось » морских условиях реа­ лизовать предложение меха­ ника, но это можно сделать на берегу. Экономия топли­ ва составит 300— 400 кг в сут­ ки. А вообще за минувший рейс от членов экипажа «Ге­ нерал Радзиевский» поступи­ ло 36 предложений, 21 из них удалось реализовать, ос­ тальные пока ждут своей оче­ реди. Неплохо поработали судо­ вые рационализаторы, если учесть, что по плану мы дол­ жны подать всего восемь предложений. В конце годе мы подсчитаем, сколько нам удалось сберечь топлива, а пока... пока наш экипаж с сожалением прощается с Мурманском, на днях улета­ ем. Конечно, хотелось бы до­ ма отметить День рыбака, но что поделать? Остается только поздравить моряков с профессиональным празд­ ником, пожелать здоровья, богатых уловов и, конечно, успехов на рационализатор­ ском поприще. Это нас обя­ зывает делать и новый За­ кон ССС Р о трудовых кол­ лективах и повышении их роли в управлении предпри­ ятиями, учреждениями, орга­ низациями. А там сказано: «Трудовые коллективы вно­ сят предложения и осущест­ вляют меры, направленные на более полное выявление и использование внутренних ре­ зервов, обеспечение пра­ вильного нормирования, ра­ ционального и экономного расходования сырья и мате­ риалов, энергии и топлива...» И. БОТВЕНКО, главный механик БАТ «Ге­ нерал Радзиевский» тра­ лового флота. 3 амГ 1 3 I Валя Синицына возглавляет Комсомольске « молодеж- = : ную бригаду рыбообработчиков а цехе № 2 консервного 5 з завода. На трудовом календаре этого дружного коллектива s 5 с 1 мая начался отсчет 5 года пятилетки. з В. этом немалая заслуга бригадира. Валя работает на £ £ заводе седьмой год, в совершенстве овладела всеми сведи- 5 з альностями, которые требуются при выработке натураль 5 — ных консервов. ~ 3 5 Фото Б. С О К О Л О В А . = S ** |птМШ11Ш1Н1Ш111ШШШШН1||111иШН1Н1ШШМ1ШШ1ШШ11Ш111Ш1ШМШ|£ I Бригада - в центре 1 внимания В Мурманске-, в Доме культуры и техники им. С. М. Кирова, прош ел на­ учно-практический семинар областного правления на­ учно-технического общест­ ва пищевой промышленно­ сти на тему «Совершенст­ вование организации труда в бригадах рыбной промыш­ ленности». С сообщением на семи­ наре выступила кандидат экономических наук, доцент Мурманского высшего ин­ женерного морского учи­ лища им. Ленинского комсомола И. А. Рогаче­ ва. Она р ассказала об основных этапах совер­ шенствования бригадной формы организации труда на судах флота рыбной про­ мышленности. Опытом по нормирова­ нию труда в бригадах па Кандалакш ском механичес­ ком заводе поделился е участниками семинара на­ чальник отдела труда пред. приятия А. В. Романов. А старший инженер от­ дела труда Мурманского рыбообрабатывающего ком­ бината М. М. Д урягнна в своем выступлении проана­ лизировала- практику нор­ мирования труда в бригадах основных рабочих комби­ ната. В работе научно-практи­ ческого семинара активное участие приняли старший экономисты Кандалакшского рыбоконсервного завода Н. Н. Погодина, ТСК «Сев- рыба» — Б. Н. Попкова, Мурманской судоверфи -— А. А. Филимонов, началь­ ник бюро отдела труда это­ го ж е ремонтного предприя­ тия А. Ф. Мезця и другие. Дисциплина: пример К П Е Р В Ы Й ’ ОГДА Р Е Ч Ь заходит в 1работе экипажей тран­ спортных рефрижераторов, то говорят обычно о тоннах взятой ими у промыслови­ ков рыбопродукции, о тем ­ пах выгрузки, о рекордах, которые устанавливаю т вахты при обработке судов. И очень редко — о швартов­ ках. Д ескать, дело это само собой разумеющ ееся. На расстоянии пока еще рыбо­ продукцию передавать не научились. Но швартовка — это на­ пряженнейшая работа. И прежде всего дл я боцмана, Он ведь полновластный хозя­ ин на палубе, он отвечав? за все швартовное хозяйство, Николай Иванович Чуви- лия боцманом ходит добрых в о еш ь лет. И швартовок этих у неге не счесть. В рейсе, о котором идет речь, переход в район про­ мысла был недолгпм, и по­ тому Чувилин и «палубни­ ки», не теряя времени, на­ чали готовить швартовное хо­ зяйство. Матросы А. И. Чер­ нов, Н. С. Полищук, С. Л. Сла-внов и другие выбира­ ли концы, внимательно, метр за метром, осматривали их. укладывали в бухты. Прове­ ряли работу механизмов. Парни эти — не новички в моряцком деле, к тому же с некоторыми из них Чуви- лину уже довелось выхо­ дить в море. И потому боц­ ман был спокоен. Не вмеши­ вался в работу. Если за кем и посматривал — так это за Струковым. Матрос пришел на судно, когда Николай Иванович был в отпуске. За это время на транспор­ те сменилось два боцмана. Т ак вот, последний нз них поблажки матросам делал; видно, легким путем хотел заработать авторитет, а мо­ жет, не сумел сразу поста­ вить дело так, чтобы его люди слуш ались... Т ак пли иначе, но когда Н. И. Чувилин после отпус­ ка вернулся на судно и вы­ шел в рейс, смотрит, мно­ гих парней вроде- бы как подменили: на вахту опаз­ дывают, перекуры устраива­ ют- при каждом удобном слу­ чае. Николай Иванович ни­ чего поначалу не говорил, не выраж ал " недовольства, старался понять— в чем же дело. И только когда узнал, что предшественник его работу организовал- в «щ а ­ дящ ем режиме», — только тогда вызвал парней на разговор, попытался объ ­ яснить, что ш вартовка — очень ответственная п опас­ ная работа. Нужно все вре­ м я быть предельно внима­ тельным, четко выполнять все команды. Иначе ведь и . дело не сделать, и беду на себя накличешь. ...После того разговора дело пошло на поправку. Чуть ли не все моряки за День - другой пришли в норму. И только вот Юрий Стру ков... Не раз и не два беседо­ вал с ним Чувилин, а вот затронуть за живое так и не мог. В том рейсе впер­ вые на ТР применили -бригад­ ные формы организации тру­ да. Ну и предложил боц­ ман членам совета произ­ водственной службы снизить С трукову " коэффициент трудового участия (КТУ), Моряки поддержали его. И вот сейчас Николай Иванович с удовольствие^ отметил: кажется, сработа­ ло, изменился вроде как че­ ловек. Конечно, дело не только а том, что в зара­ ботке недосчитался. Н ет, Другое дело, что почувство­ вал: раз с боцманом .согла­ си лась его товарищи но ра­ боте — значит, Чувилин прав, и. не в придирках дело. — К аждый очень хорошо виден в работе. Есть такие, кто только вид делает, что трудится. Есть и такие, кто старается, а у него по н е­ опытности ничего не полу-, чается. К ним у Н. И. Чувилива, июля 1933 года РЫБНЫЙМУРМАН

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz