Рыбный Мурман. 1983 г. Июль.
• ХОЗЯЙСТВОВАТЬ ЭФФЕКТИВНО • Иван Акимович Ботвенко, вы ступ , ление которого мы предлагаем ва шему вниманию , работает главным механиком Б А Т «Генерал Радз нев ский» тралового ф лота. Неоднократ ный победитель социалистического соревнования, один из лучш их спе циалистов ф ло та, он прошел дли тельный п уть профессионального роста — от донкермана до р у ководителя механико - судовой служ бы большого автономного тр а улера. Нак удается эки п аж у траулера экономить топливо — об этом рас сказ специалиста. ------------------------------------------ Слово — передовику И С Р Ы Б О Й , И С ЭКОНОМНЕЙ Раньше существовало такое мнение: экономия горюче смазочных материалов — это забота механиков судна. И только их. Но прошло время. Составляя очередной план мероприятий, направленных на. рациональное использо вание ГСМ, я, да и не толь ко я — многие мои коллеги, включают в него буквально весь экипаж. Начиная от боц мана и кончая капитаном. По тому что уже мало усилий одних механиков, необходи мо эти усилия объединять. И это нам удается, удается эко номить горючее даже на об ловах такой быстрой рыбы, как ставрида. Обстановка на промысле была хорошей, но в то же время сложной — в район промысла сбежалась масса судов других промышленных объединений, стран; работали в такой тесноте, что бук вально яблоку некуда было упасть. В таких условиях довольно сложно высмотреть и осед лать рыбный косяк (коллеги не дремлют), но все же ка питану нашего траулера Пав лу Викторовичу Шумелянко удавалось большей частью держать судно на рыбе. А это прямая экономия топли ва — меньше перебежек. Сказывалось на экономии топлива и такое обстоятель ство: когда поднимаем трал, скорость судна снижаем до минимума, так как чем выше скорость у траулера, тем сильнее противление трала. (Забегая вперед скажу, что плановое задание по вылову, выпуску пищевой рыбопро дукции мы выполнили ус пешно, причем, сумев сэконо мить около трех десятков тонн топлива). Но это — организация ра боты. Что же касается непо средственно рационализатор ских предложений, то, дума ется, есть у нас такие пред ложения, которые могут, быть использованы и на су дах нашего типа, и на дру гих. Возьмем, к примеру, опреснители. Были у нас срывы в их работе. Тот оп реснитель, у которого мень ше производительность — отрегулировать их до тонко сти трудно — периодически отключался (происходил- срыв потока откачивающей воды, опреснитель переполнялся __ и стоп, машина). Времени не его настройку тратили очень много до тех пор, пока старший электро механик Юрий Васильев на нашел простого и в то же время эффективного реше ния. Оба опреснителя имели Диаметр трубы откачиваю щего насоса и диаметр тр у бы общей совершенно оди наковый. Юрий взял и отвел трубопровод второго опрес нителя на трубопровод на полнения танка пресной во ды, то есть разгрузил общую магистраль откачки пресной воды. Опреснители стал.и ра ботать независимо друг от друга, • производительность их с 20 тонн воды в сутки подскочила до 25 тонн! При том же расходе топлива на их работу. Заманчиво? Или возьмем рацпредло жение третьего механика Вя чеслава Шабанова. Пока мы привезли только заявку, и она будет рассмотрена наши ми теплотехниками но, на мой взгляд, предложение имеет все перспективы для внедрения. А связано оно с экономией котельного топ лива. Как известно, утилькотлы и вспомогательный работают параллельно, а ведь иногда вспомогательный котел не нужен. Нельзя ли сделать так, чтобы он работал толь ко тогда, когда это необхо димо? Вячеслав Шабанов на шел решение. Нужно вварить отрезок трубы метра пол тора длиной между коллек тором вспомогательного кот ла и сепаратором пара утиль котлов, и решена проблема. К сожалению, нам не уда лось » морских условиях реа лизовать предложение меха ника, но это можно сделать на берегу. Экономия топли ва составит 300— 400 кг в сут ки. А вообще за минувший рейс от членов экипажа «Ге нерал Радзиевский» поступи ло 36 предложений, 21 из них удалось реализовать, ос тальные пока ждут своей оче реди. Неплохо поработали судо вые рационализаторы, если учесть, что по плану мы дол жны подать всего восемь предложений. В конце годе мы подсчитаем, сколько нам удалось сберечь топлива, а пока... пока наш экипаж с сожалением прощается с Мурманском, на днях улета ем. Конечно, хотелось бы до ма отметить День рыбака, но что поделать? Остается только поздравить моряков с профессиональным празд ником, пожелать здоровья, богатых уловов и, конечно, успехов на рационализатор ском поприще. Это нас обя зывает делать и новый За кон ССС Р о трудовых кол лективах и повышении их роли в управлении предпри ятиями, учреждениями, орга низациями. А там сказано: «Трудовые коллективы вно сят предложения и осущест вляют меры, направленные на более полное выявление и использование внутренних ре зервов, обеспечение пра вильного нормирования, ра ционального и экономного расходования сырья и мате риалов, энергии и топлива...» И. БОТВЕНКО, главный механик БАТ «Ге нерал Радзиевский» тра лового флота. 3 амГ 1 3 I Валя Синицына возглавляет Комсомольске « молодеж- = : ную бригаду рыбообработчиков а цехе № 2 консервного 5 з завода. На трудовом календаре этого дружного коллектива s 5 с 1 мая начался отсчет 5 года пятилетки. з В. этом немалая заслуга бригадира. Валя работает на £ £ заводе седьмой год, в совершенстве овладела всеми сведи- 5 з альностями, которые требуются при выработке натураль 5 — ных консервов. ~ 3 5 Фото Б. С О К О Л О В А . = S ** |птМШ11Ш1Н1Ш111ШШШШН1||111иШН1Н1ШШМ1ШШ1ШШ11Ш111Ш1ШМШ|£ I Бригада - в центре 1 внимания В Мурманске-, в Доме культуры и техники им. С. М. Кирова, прош ел на учно-практический семинар областного правления на учно-технического общест ва пищевой промышленно сти на тему «Совершенст вование организации труда в бригадах рыбной промыш ленности». С сообщением на семи наре выступила кандидат экономических наук, доцент Мурманского высшего ин женерного морского учи лища им. Ленинского комсомола И. А. Рогаче ва. Она р ассказала об основных этапах совер шенствования бригадной формы организации труда на судах флота рыбной про мышленности. Опытом по нормирова нию труда в бригадах па Кандалакш ском механичес ком заводе поделился е участниками семинара на чальник отдела труда пред. приятия А. В. Романов. А старший инженер от дела труда Мурманского рыбообрабатывающего ком бината М. М. Д урягнна в своем выступлении проана лизировала- практику нор мирования труда в бригадах основных рабочих комби ната. В работе научно-практи ческого семинара активное участие приняли старший экономисты Кандалакшского рыбоконсервного завода Н. Н. Погодина, ТСК «Сев- рыба» — Б. Н. Попкова, Мурманской судоверфи -— А. А. Филимонов, началь ник бюро отдела труда это го ж е ремонтного предприя тия А. Ф. Мезця и другие. Дисциплина: пример К П Е Р В Ы Й ’ ОГДА Р Е Ч Ь заходит в 1работе экипажей тран спортных рефрижераторов, то говорят обычно о тоннах взятой ими у промыслови ков рыбопродукции, о тем пах выгрузки, о рекордах, которые устанавливаю т вахты при обработке судов. И очень редко — о швартов ках. Д ескать, дело это само собой разумеющ ееся. На расстоянии пока еще рыбо продукцию передавать не научились. Но швартовка — это на пряженнейшая работа. И прежде всего дл я боцмана, Он ведь полновластный хозя ин на палубе, он отвечав? за все швартовное хозяйство, Николай Иванович Чуви- лия боцманом ходит добрых в о еш ь лет. И швартовок этих у неге не счесть. В рейсе, о котором идет речь, переход в район про мысла был недолгпм, и по тому Чувилин и «палубни ки», не теряя времени, на чали готовить швартовное хо зяйство. Матросы А. И. Чер нов, Н. С. Полищук, С. Л. Сла-внов и другие выбира ли концы, внимательно, метр за метром, осматривали их. укладывали в бухты. Прове ряли работу механизмов. Парни эти — не новички в моряцком деле, к тому же с некоторыми из них Чуви- лину уже довелось выхо дить в море. И потому боц ман был спокоен. Не вмеши вался в работу. Если за кем и посматривал — так это за Струковым. Матрос пришел на судно, когда Николай Иванович был в отпуске. За это время на транспор те сменилось два боцмана. Т ак вот, последний нз них поблажки матросам делал; видно, легким путем хотел заработать авторитет, а мо жет, не сумел сразу поста вить дело так, чтобы его люди слуш ались... Т ак пли иначе, но когда Н. И. Чувилин после отпус ка вернулся на судно и вы шел в рейс, смотрит, мно гих парней вроде- бы как подменили: на вахту опаз дывают, перекуры устраива ют- при каждом удобном слу чае. Николай Иванович ни чего поначалу не говорил, не выраж ал " недовольства, старался понять— в чем же дело. И только когда узнал, что предшественник его работу организовал- в «щ а дящ ем режиме», — только тогда вызвал парней на разговор, попытался объ яснить, что ш вартовка — очень ответственная п опас ная работа. Нужно все вре м я быть предельно внима тельным, четко выполнять все команды. Иначе ведь и . дело не сделать, и беду на себя накличешь. ...После того разговора дело пошло на поправку. Чуть ли не все моряки за День - другой пришли в норму. И только вот Юрий Стру ков... Не раз и не два беседо вал с ним Чувилин, а вот затронуть за живое так и не мог. В том рейсе впер вые на ТР применили -бригад ные формы организации тру да. Ну и предложил боц ман членам совета произ водственной службы снизить С трукову " коэффициент трудового участия (КТУ), Моряки поддержали его. И вот сейчас Николай Иванович с удовольствие^ отметил: кажется, сработа ло, изменился вроде как че ловек. Конечно, дело не только а том, что в зара ботке недосчитался. Н ет, Другое дело, что почувство вал: раз с боцманом .согла си лась его товарищи но ра боте — значит, Чувилин прав, и. не в придирках дело. — К аждый очень хорошо виден в работе. Есть такие, кто только вид делает, что трудится. Есть и такие, кто старается, а у него по н е опытности ничего не полу-, чается. К ним у Н. И. Чувилива, июля 1933 года РЫБНЫЙМУРМАН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz