Рыбный Мурман. 1983 г. Июль.
С М Е Ж Н И К И доверфь». И они не подвели. 26 марта вечером траулер по дошел к причалу, 28 марта у т ром он вновь вышел в море». Соревнование по разовым до говорам и поныне помогает энономить время. 2. Покой нам только снится Договор девяти разбудил дремавшую инициативу, подтолкнул к поиску. В воскресенье, 31 марта, вы шел в район приемки ко рабля теплоход «Акоп Ако пян» с моряками подменно го экипажа. Это было нача лом нового эксперимента: подмены экипажей в море. Цель его — улучшение эксплуатационных показа телей работы крупнотоннаж н ы х судов. С уть коротко сводится к следующ ем у. В тралф лоте был создан специальный под менный экипаж , уком плекто ванный специалистами высо кой квалиф икации. Возгла вить его доверили опытном у промысловику С. С. Богомоло ву. Экипаж принимает боль шой морозильный траулер (первым был БМРТ «Коль* ский») от основного экипаж а и эксп луати р ует его в тече ние 10 —12 дней. После он пе редает судно отдохнувш им морякам и принимает очеред ной подошедший корабль. Творчесний. дальновидный подход позволил увеличить добычу рыбы, вы пуск пищ е вой продукции. 278 суто к от ходил без захода в порт БМ РТ «Кольский». А объем ремонта после длительного плавания не увеличился. В дальнейшем стали спаренные рейсы обычными. Комсомольске - молодеж ный экипаж транспортного рефрижератора «Борис Са фонов» «Севрыбхолодфло- та» выступил зачинателем скоростной обработки трау леров в море. Судоремонтники решили сдавать отремонтированные детали и механизмы с пер вого предъявления. Договор четырех заклю чил со смежниками «Сев- рыбхолодфлот». Коллектив «Мурман- СБ л 'ьд и», соревнующийся с Эстонским р ы б о п р о м ы ш л е н н ы м о б ъ е д и н е н и е м «Оке а н » , т а к ж е решил последо в а т ь п р и м е р у т р а л ф л о т а и протянул с м е ж н и к а м руку дружбы. И вот такие итоги: пер вый год дал экономию поч ти полутора тысяч судо-су- ток, рыбаки тралфлота уже 14 ноября выполнили годо вую программу, в январе 1975 года флот был на гражден орденом Октябрь ской Революции. Коллекти вы управления «Мурмаи- сельдь» и рыбного порта завоевали переходящие Кра сные знамена ЦК КПСС, Совета Министров СССР , ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ . Министерство рыбного хозяйства С С С Р и ЦК профсоюза рабочих пищевой промышленности отметили положительный факт орга низации социалистического соревнования коллективов смежных предприятий глав ка «Севрыба» и предложи ли главным управлениям, организациям и предприя тиям министерства изучить опыт и применить у себя. Но соревнование — это движение. Минул год и выяснилось, что рыбацкий конвейер кое-где дает сбои. Штаб по руководству соци алистическим соревновани ем смежников, созданный при Октябрьском райкоме партии, определил слабые звенья. В 1975 году в орбиту сорев нования включились железно дорожники, снабженцы , авто транспортники, коллектив транспортно-складской конто ры — был заключен Договор двенадцати. Развернулось по инициативе тралф ло та и «Сев- рыбхолодфлота» соревнование за м аксимальный вы пуск пи щевой продукции. На судоремонте и в порту создаю тся комплексные и у к рупненные комплексные бри гады . В 1977 году портовики пер выми в Министерстве рыбно го хозяйства СССР применили бригадный подряд при обра ботке грузов. 3. Через десять лет Нынче в десятый раз подписан договор содруже ства. Теперь это уже сорев нование четырнадцати под девизом «Берег — промыс лу, промысел — берегу». Оно объединяет более 60 тысяч мурманчан. Коорди нируют действия смежников организованный еще в 1975 году штаб при Мурманском горкоме КПСС под руко водством первого секретаря горкома Т. Н. Щербаева й штабы, созданные на смеж ных предприятиях. Минувший год, год 60- летия образования СССР , ознаменовался новыми до стижениями. План по объе му товарной продукции был перевыполнен на 25 милли онов рублей. Дополнитель но выпущено пищевой рыб ной продукции на 6,3 мил лиона рублей, более 6 мил лионов условных банок кон сервов и пресервов, 4 ты сячи тонн кормовой муки. Заключено около двух тысяч договоров на социа листическое соревнование между экипажами судов и коллективами береговых предприятий (в 1974 году было заключено 178 дого воров). Время ремонта и обработки судов в порту и в море сокращено против установленных норм на 1260 судо-суток. Победителями в социали стическом соревновании смежников по итогам пер вою квартала стали коллек тивы тралового флота, объ единения «Мурманская су доверфь» и ЦПКТБ. 4. Э то было в субботу... Суббота 25 июня выда лась нежаркой. Погода как погода, привычная, заполяр ная, а вот темп, предло женный на комсомольско- молодежном субботнике, за ставил и рукава засучить, и лишнюю одежду скинуть. Бригада О. Р. Швыркина в этот день вывела из дока БМ Р Т «Андрей Маркин» и «Быково». И то, и другое судно — на сутки раньше срока, как и предусматри валось обязательствами. Доводили траулеры «до ума», наводили лоск, а ког да взглянули на часы— бы ло одиннадцато вечера. Ни чего, завтра воскресенье, можно отдохнуть, зато пе ред смежниками чисты: свое дело сделали на совесть. А бригада А. М. Вьюно ва модернизировала первый док. Сам бригадир в от пуске, но на такого замес тителя, как Е. И. Антонов, можно положиться. Судоре монтники тоже задержа лись, но иначе и нельзя было: ответственный мо мент. проверяли затяжку болтов, и для этого был пробный спуск дока, он ушел в воду на полтора метра. Выяснилось, что все 700 болтов, крепящие баш ни к понтонам, затянуты на совесть. Такой у бригады почерк. Пришлось повозиться с реконструкцией плавучего сооружения. Для увеличе ния его грузоподъемности нужно было состыковать дополнительно два понтона, каждый в длину 13 метров и в ширину — восемь, про вести массу других работ. Зато теперь док может при нимать крупнотоннажные суда проекта 394. А это большое дело. Зна чит, меньше судов будет скапливаться у причалов, дожидаясь своей очереди, значит, раньше они будут выходить в море. Это уже второй док, который брига да переоборудовала для приемки крупнотоннажных судов. Так судоремонтники на практике выполняют До говор четырнадцати. 5. Искать и находить «Лучший способ угробить почин, — писал А. Агра новский, — объявить его панацеей. Захвалить на корню. Возбудить неконтро лируемый восторг». Наде яться, что поставленные под договором подписи «боль шой четверки» автоматиче ски снимут все проблемы, было бы наивно. Договор — это опыт. А он требует четкого плани рования," финансирования, снабжения, взаимодействия. Легких побед не бывает. Трудности предвиделись, и они есть. Порой еще слова догово ра написаны как бы вдоль, а действуют смежники по перек. С болью говорил недавно начальник штаба по организации социалисти ческого соревнования смежников при тралфлоте В. С. Демяненко о том, что время, сэкономленное для промысловиков управлени ем «Севрыбхолодфлот» при заключении локальных дого воров, практически потеря но в море в ожидании плавбаз. В этом году на заседани ях штабов шла речь о не удовлетворительном обеспе чении флота фирменной ры боразделочной техникой, о слабой организации ее ре монта, о срыве графиков подачи вагонов, о неувяз ках в действиях судообра батывающего комплекса, о задержках судов в ремонте и т, д. Тревожно прозвучали слова заместителя бригади ра Е. И. Антонова. — Раньше, — говорил он, — у каждого дока бы ли щиты, на которых вы вешивались показатели ра боты смежников. Букваль но каждый доковик знал и свои обязательства, и обя занности смежника, то есть все было на виду. Теперь гласность куда-то ушла. Не нуда-то. Гласность ушла в бумаги. Не везде тан, но если раньше всюду можно было услышать разговоры о соревновании смежников, уви деть цифры, отражающие ход состязания практически всюду, то теперь неснолько поблекла, повыцвела яркость наглядных средств агитации, высокая тональность содру- жества приглушилась общими призывами и лозунгами. То есть интересную, цен ную, много давшую и много обещающую в будущем ини циативу кое-где оплела паути на формализма, начинают по рой соревноваться не смежник со смежником, а бумага с бумагой. От того и пробуксо вывает конвейер. Такое впе чатление, что после медового месяца наступили тусклые вудни. Вовремя заметить и де сти паутинку — это значит поставить шлагбаум перед формализмом, не дать ему развиваться, не дать внут реннему содержанию содру жества смежников вылиться лишь в правильные внеш ние формы. В постоянном совершенствовании — сила договора смежников. В но визне. В постоянном движе нии вперед. В. МИЛЮТИН. 8 июля 1983 года • ДОГОВОР ЧЕТЫРНАДЦАТИ ~В ДЕЙСТВИИ • I. Дай руку, товарищ I Такая уж банальная за кономерность: если дело застопорилось, то виноват прежде всего смежник. Он, такой-сякой, что-то недопо ставил, недоосвопл, недоот* ремонтировал, недо... недо...; То есть, ситуация такая, когда брошенный в мой огород камень я перекиды ваю к соседу, а он там как знает. В моем огороде чи сто, а что сосед делает — ■ из-за" забора не видать. Взаимные, не помогаю щие делу обиды — это плохо. А что хорошо? Для ’ начала попытаться, убрать разделяющие друг друга заборы. Руку на содружество смежным предприятиям рыбной промышленности первым протяНу.1 коллек тив тралфлотовцев. Он предложил заключить дого вор на социалистическое соревнование между добы вающими флотами и бере говыми предприятиями. Впервые те и другие взяли взаимосвязывающие обяза тельства, которые переки нули мост от претензий к взаимопониманию и помо щи. 7 марта 1974 года в зале заседаний тралового флота договор обсудили, дополнили и подписали представители коллективов флотов, береговых предпри ятий и учреждений. Руку на дружбу подали тралфлотовцам коллективы объединения «Мурманская судоверфь», «Севрыбхолод- флота», ордена Ленина морского рыбного порта, рыбокомбината, фабрики орудий лова. ПИ П РО , ЦПКТБ, «Гипрорыбфлота». Договор смел внутриве домственные заборы, рас крылись дали горизонта и ясно стало видно, что кам ни, перебрасываемые «из огорода в огород», засоря ют общее поле. Что сооб ща убирать их сподручнее. Что все свершаемое соотно сится уже не как один к одному, а множится на де вять. Что нужно шагать в ногу, потому как один споткнувшийся сбивает с ноги весь строй. Неверно было бы думать, что с заключением договора смежники враз прозрели. Пет, и раньше опробыва- лись различные формы со ревнования и взаимодейст вия, и Договор девяти в данном случае был наибо лее приемлемой и действен ной формой трудового со дружества. Уже в рамках договора шел поиск новых резервов увеличения выпуска рыбной продукции, рождались инте ресные инициативы. Экипаж Б М Р Т «Плуто ний» объявил апрель меся цем наивысшей производи тельности труда. 29 марта 1974 года газета «Ры бны й Мурман» писала: «Траулер «Смоленск» еще шел по зали в у, а на причале уже суети ли сь портовые рабочие а апельсиновых роконах и б ук са х. И тольно борт судна м ягко носнулся причала, как грузчики быстро спустились на палубу. Для них уже все было подготовлено. Прошло неснолько м инут — и стампа подняла первую партию «свеж ья». Такая разворотливость ры баков была вызвана тем , что экипаж комм унистического тр уд а, будучи еще в море, вы звал на социалистическое соревнование за скорейшую обработку судна коллективы смежников: рыбного порта, рыбокомбината, завода № 1 объединения «Мурманская су-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz