Рыбный Мурман. 1983 г. Июль.

С М Е Ж Н И К И доверфь». И они не подвели. 26 марта вечером траулер по­ дошел к причалу, 28 марта у т­ ром он вновь вышел в море». Соревнование по разовым до­ говорам и поныне помогает энономить время. 2. Покой нам только снится Договор девяти разбудил дремавшую инициативу, подтолкнул к поиску. В воскресенье, 31 марта, вы­ шел в район приемки ко­ рабля теплоход «Акоп Ако­ пян» с моряками подменно­ го экипажа. Это было нача­ лом нового эксперимента: подмены экипажей в море. Цель его — улучшение эксплуатационных показа­ телей работы крупнотоннаж­ н ы х судов. С уть коротко сводится к следующ ем у. В тралф лоте был создан специальный под­ менный экипаж , уком плекто­ ванный специалистами высо­ кой квалиф икации. Возгла­ вить его доверили опытном у промысловику С. С. Богомоло­ ву. Экипаж принимает боль­ шой морозильный траулер (первым был БМРТ «Коль* ский») от основного экипаж а и эксп луати р ует его в тече­ ние 10 —12 дней. После он пе­ редает судно отдохнувш им морякам и принимает очеред­ ной подошедший корабль. Творчесний. дальновидный подход позволил увеличить добычу рыбы, вы пуск пищ е­ вой продукции. 278 суто к от­ ходил без захода в порт БМ РТ «Кольский». А объем ремонта после длительного плавания не увеличился. В дальнейшем стали спаренные рейсы обычными. Комсомольске - молодеж­ ный экипаж транспортного рефрижератора «Борис Са­ фонов» «Севрыбхолодфло- та» выступил зачинателем скоростной обработки трау­ леров в море. Судоремонтники решили сдавать отремонтированные детали и механизмы с пер­ вого предъявления. Договор четырех заклю­ чил со смежниками «Сев- рыбхолодфлот». Коллектив «Мурман- СБ л 'ьд и», соревнующийся с Эстонским р ы б о п р о м ы ш ­ л е н н ы м о б ъ е д и н е н и е м «Оке­ а н » , т а к ж е решил последо­ в а т ь п р и м е р у т р а л ф л о т а и протянул с м е ж н и к а м руку дружбы. И вот такие итоги: пер­ вый год дал экономию поч­ ти полутора тысяч судо-су- ток, рыбаки тралфлота уже 14 ноября выполнили годо­ вую программу, в январе 1975 года флот был на­ гражден орденом Октябрь­ ской Революции. Коллекти­ вы управления «Мурмаи- сельдь» и рыбного порта завоевали переходящие Кра­ сные знамена ЦК КПСС, Совета Министров СССР , ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ . Министерство рыбного хозяйства С С С Р и ЦК профсоюза рабочих пищевой промышленности отметили положительный факт орга­ низации социалистического соревнования коллективов смежных предприятий глав­ ка «Севрыба» и предложи­ ли главным управлениям, организациям и предприя­ тиям министерства изучить опыт и применить у себя. Но соревнование — это движение. Минул год и выяснилось, что рыбацкий конвейер кое-где дает сбои. Штаб по руководству соци­ алистическим соревновани­ ем смежников, созданный при Октябрьском райкоме партии, определил слабые звенья. В 1975 году в орбиту сорев­ нования включились железно­ дорожники, снабженцы , авто­ транспортники, коллектив транспортно-складской конто­ ры — был заключен Договор двенадцати. Развернулось по инициативе тралф ло та и «Сев- рыбхолодфлота» соревнование за м аксимальный вы пуск пи­ щевой продукции. На судоремонте и в порту создаю тся комплексные и у к ­ рупненные комплексные бри­ гады . В 1977 году портовики пер­ выми в Министерстве рыбно­ го хозяйства СССР применили бригадный подряд при обра­ ботке грузов. 3. Через десять лет Нынче в десятый раз подписан договор содруже­ ства. Теперь это уже сорев­ нование четырнадцати под девизом «Берег — промыс­ лу, промысел — берегу». Оно объединяет более 60 тысяч мурманчан. Коорди­ нируют действия смежников организованный еще в 1975 году штаб при Мурманском горкоме КПСС под руко­ водством первого секретаря горкома Т. Н. Щербаева й штабы, созданные на смеж­ ных предприятиях. Минувший год, год 60- летия образования СССР , ознаменовался новыми до­ стижениями. План по объе­ му товарной продукции был перевыполнен на 25 милли­ онов рублей. Дополнитель­ но выпущено пищевой рыб­ ной продукции на 6,3 мил­ лиона рублей, более 6 мил­ лионов условных банок кон­ сервов и пресервов, 4 ты­ сячи тонн кормовой муки. Заключено около двух тысяч договоров на социа­ листическое соревнование между экипажами судов и коллективами береговых предприятий (в 1974 году было заключено 178 дого­ воров). Время ремонта и обработки судов в порту и в море сокращено против установленных норм на 1260 судо-суток. Победителями в социали­ стическом соревновании смежников по итогам пер­ вою квартала стали коллек­ тивы тралового флота, объ­ единения «Мурманская су­ доверфь» и ЦПКТБ. 4. Э то было в субботу... Суббота 25 июня выда­ лась нежаркой. Погода как погода, привычная, заполяр­ ная, а вот темп, предло­ женный на комсомольско- молодежном субботнике, за­ ставил и рукава засучить, и лишнюю одежду скинуть. Бригада О. Р. Швыркина в этот день вывела из дока БМ Р Т «Андрей Маркин» и «Быково». И то, и другое судно — на сутки раньше срока, как и предусматри­ валось обязательствами. Доводили траулеры «до ума», наводили лоск, а ког­ да взглянули на часы— бы­ ло одиннадцато вечера. Ни­ чего, завтра воскресенье, можно отдохнуть, зато пе­ ред смежниками чисты: свое дело сделали на совесть. А бригада А. М. Вьюно­ ва модернизировала первый док. Сам бригадир в от­ пуске, но на такого замес­ тителя, как Е. И. Антонов, можно положиться. Судоре­ монтники тоже задержа­ лись, но иначе и нельзя было: ответственный мо­ мент. проверяли затяжку болтов, и для этого был пробный спуск дока, он ушел в воду на полтора метра. Выяснилось, что все 700 болтов, крепящие баш­ ни к понтонам, затянуты на совесть. Такой у бригады почерк. Пришлось повозиться с реконструкцией плавучего сооружения. Для увеличе­ ния его грузоподъемности нужно было состыковать дополнительно два понтона, каждый в длину 13 метров и в ширину — восемь, про­ вести массу других работ. Зато теперь док может при­ нимать крупнотоннажные суда проекта 394. А это большое дело. Зна­ чит, меньше судов будет скапливаться у причалов, дожидаясь своей очереди, значит, раньше они будут выходить в море. Это уже второй док, который брига­ да переоборудовала для приемки крупнотоннажных судов. Так судоремонтники на практике выполняют До­ говор четырнадцати. 5. Искать и находить «Лучший способ угробить почин, — писал А. Агра­ новский, — объявить его панацеей. Захвалить на корню. Возбудить неконтро­ лируемый восторг». Наде­ яться, что поставленные под договором подписи «боль­ шой четверки» автоматиче­ ски снимут все проблемы, было бы наивно. Договор — это опыт. А он требует четкого плани­ рования," финансирования, снабжения, взаимодействия. Легких побед не бывает. Трудности предвиделись, и они есть. Порой еще слова догово­ ра написаны как бы вдоль, а действуют смежники по­ перек. С болью говорил недавно начальник штаба по организации социалисти­ ческого соревнования смежников при тралфлоте В. С. Демяненко о том, что время, сэкономленное для промысловиков управлени­ ем «Севрыбхолодфлот» при заключении локальных дого­ воров, практически потеря­ но в море в ожидании плавбаз. В этом году на заседани­ ях штабов шла речь о не­ удовлетворительном обеспе­ чении флота фирменной ры­ боразделочной техникой, о слабой организации ее ре­ монта, о срыве графиков подачи вагонов, о неувяз­ ках в действиях судообра­ батывающего комплекса, о задержках судов в ремонте и т, д. Тревожно прозвучали слова заместителя бригади­ ра Е. И. Антонова. — Раньше, — говорил он, — у каждого дока бы­ ли щиты, на которых вы­ вешивались показатели ра­ боты смежников. Букваль­ но каждый доковик знал и свои обязательства, и обя­ занности смежника, то есть все было на виду. Теперь гласность куда-то ушла. Не нуда-то. Гласность ушла в бумаги. Не везде тан, но если раньше всюду можно было услышать разговоры о соревновании смежников, уви­ деть цифры, отражающие ход состязания практически всюду, то теперь неснолько поблекла, повыцвела яркость наглядных средств агитации, высокая тональность содру- жества приглушилась общими призывами и лозунгами. То есть интересную, цен­ ную, много давшую и много обещающую в будущем ини­ циативу кое-где оплела паути­ на формализма, начинают по­ рой соревноваться не смежник со смежником, а бумага с бумагой. От того и пробуксо­ вывает конвейер. Такое впе­ чатление, что после медового месяца наступили тусклые вудни. Вовремя заметить и де­ сти паутинку — это значит поставить шлагбаум перед формализмом, не дать ему развиваться, не дать внут­ реннему содержанию содру­ жества смежников вылиться лишь в правильные внеш­ ние формы. В постоянном совершенствовании — сила договора смежников. В но­ визне. В постоянном движе­ нии вперед. В. МИЛЮТИН. 8 июля 1983 года • ДОГОВОР ЧЕТЫРНАДЦАТИ ~В ДЕЙСТВИИ • I. Дай руку, товарищ I Такая уж банальная за­ кономерность: если дело застопорилось, то виноват прежде всего смежник. Он, такой-сякой, что-то недопо­ ставил, недоосвопл, недоот* ремонтировал, недо... недо...; То есть, ситуация такая, когда брошенный в мой огород камень я перекиды­ ваю к соседу, а он там как знает. В моем огороде чи­ сто, а что сосед делает — ■ из-за" забора не видать. Взаимные, не помогаю­ щие делу обиды — это плохо. А что хорошо? Для ’ начала попытаться, убрать разделяющие друг друга заборы. Руку на содружество смежным предприятиям рыбной промышленности первым протяНу.1 коллек­ тив тралфлотовцев. Он предложил заключить дого­ вор на социалистическое соревнование между добы­ вающими флотами и бере­ говыми предприятиями. Впервые те и другие взяли взаимосвязывающие обяза­ тельства, которые переки­ нули мост от претензий к взаимопониманию и помо­ щи. 7 марта 1974 года в зале заседаний тралового флота договор обсудили, дополнили и подписали представители коллективов флотов, береговых предпри­ ятий и учреждений. Руку на дружбу подали тралфлотовцам коллективы объединения «Мурманская судоверфь», «Севрыбхолод- флота», ордена Ленина морского рыбного порта, рыбокомбината, фабрики орудий лова. ПИ П РО , ЦПКТБ, «Гипрорыбфлота». Договор смел внутриве­ домственные заборы, рас­ крылись дали горизонта и ясно стало видно, что кам­ ни, перебрасываемые «из огорода в огород», засоря­ ют общее поле. Что сооб­ ща убирать их сподручнее. Что все свершаемое соотно­ сится уже не как один к одному, а множится на де­ вять. Что нужно шагать в ногу, потому как один споткнувшийся сбивает с ноги весь строй. Неверно было бы думать, что с заключением договора смежники враз прозрели. Пет, и раньше опробыва- лись различные формы со­ ревнования и взаимодейст­ вия, и Договор девяти в данном случае был наибо­ лее приемлемой и действен­ ной формой трудового со­ дружества. Уже в рамках договора шел поиск новых резервов увеличения выпуска рыбной продукции, рождались инте­ ресные инициативы. Экипаж Б М Р Т «Плуто­ ний» объявил апрель меся­ цем наивысшей производи­ тельности труда. 29 марта 1974 года газета «Ры бны й Мурман» писала: «Траулер «Смоленск» еще шел по зали в у, а на причале уже суети ли сь портовые рабочие а апельсиновых роконах и б ук са х. И тольно борт судна м ягко носнулся причала, как грузчики быстро спустились на палубу. Для них уже все было подготовлено. Прошло неснолько м инут — и стампа подняла первую партию «свеж ья». Такая разворотливость ры ­ баков была вызвана тем , что экипаж комм унистического тр уд а, будучи еще в море, вы звал на социалистическое соревнование за скорейшую обработку судна коллективы смежников: рыбного порта, рыбокомбината, завода № 1 объединения «Мурманская су-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz