Рыбный Мурман. 1983 г. Февраль.
ВЫ НАМ ПИСАЛИ... РАССКАЗЫ О МОРСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЯХ • Мы собираемся стать рыбаками. Конечно, в общих чер тах знакомы с морскими специальностями, но хотели бы знать о них больше. Расскажите, пожалуйста, на страни цах газеты об основных специальностях на современных кораблях рыболовного флота. И. СУШКО, В. СОЛОВЬЕВ. г. Североморск. Читательский интерес подсказал новую рубрику еженедель ника. Сегодня — начало разговора о морских специальностях. МАТРОСЫ НА ВАХТЕ Матрос в рыболовном ф ло те страны — самая массовая специальность. Любого из нас, кто по каким-либо делам должен подняться на борт траулера или другого судна, первым встретит матрос. ВАХТЕННЫЙ МАТРОС У ТРАПА «Устав службы на судах ф лота рыбной промышленно сти СССР» четко определяет обязанности вахтенных матро сов. У трапа он обязан нахо диться неотлучно — это его пост. Он имеет право не до пускать на борт судна посто ронних лиц без разрешения вахтенного помощника капи тана. Ему же он докладывает о всех аварийных случаях (из менение крена, обрыв швар товое и т. д.), о пожаре на судне или вблизи него. Конеч но, он наблюдает за состоя нием трапа и предохранитель ной сетки под ним. Обязан ности простые, но требуют четкого выполнения. Траулер уходит в море. За ступает перед этим на вахту МАТРОС- РУЛЕВОЙ Он выполняет команды только капитана, вахтенного помощника капитана или лоц мана (по приказанию капита на). Устав службы предельно ясно формулирует его обя занности: «Вахтенный матрос- рулевой обязан строго удер живать судно в заданном кур се (направлении), следить за работой репитора гирокомпа са, путевого компаса и руле вого устройства; о замечен ных неисправностях немедлен но докладывать вахтенному помощнику капитана»* Кажется, все просто да и физически не трудно. Но спросите рулевого после вах ты, как он себя чувствует. И ответ будет: устал. Нет, не просто «стоять на руле». О со бенно при работе в районе, где много судов и нередко создается сложная обстанов ка. Мастерство рулевого — одно из условий безопаснос ти мореплавания. И вахта его — весьма ответственное д е ло. Следует отметить, что не-* сет ее матрос первого клас са или, как исключение, вто рого (ученик), но под его ру ководством. Но вот ухудшилась види мость. На вахту заступает МАТРОС- ВПЕРЕДСМОТРЯЩИЙ Он обязан неотлучно нахо диться на месте, указанном вахтенным помощником капи тана, вести бдительное наб людение за окружающей об становкой,' водной поверхнос тью. горизонтом, следить за звуковыми сигналами судов. Обо всем замеченном вахтен ный матрос-впередсмотрящий обязан немедленно доклады вать вахтенному помощнику капитана, пользуясь средства ми связи, предусмотренными судовой организацией. Это требование Устава. Как готовятся матросы? Времена, когда их учили не посредственно на судах, про шли. Теперь эти кадры гото вит в основном учебно-кур совой комбинат. По специ альной программе (55 часов теории, 110 — практики на учебных судах, имеющихся в каждом флоте). Программа "предусматривает изучение многих дисциплин. Не просто новичок, а матрос второго класса приходит теперь на траулер, плавбазу и т. д. Кро ме УКК. по специальностям электрик (моторист) судовой первого класса — матрос вто рого класса, готовит кадры Мурманское среднее морское городское ПТУ № 6. На флотах много отличных матросов, знающих, добросо вестных, умелых, инициатив ных. И вот — один из ярких примеров. Матрос В. А. Лисой. Его хо рошо знают не только в «Мурманрыбпроме». Виктор Александрович — депутат Верховного Совета РСФСР, член Мурманского обкома КПСС. За многолетнюю доб росовестную работу в море отмечен орденами «Знак По чета», Трудовой Славы II и III степеней. Постоянно изби рается секретарем судовой парторганизации. И сейчас, на СТР-211 «Славяносербск», как и раньше на СРТ-р «Буревест ник» и «Бабаево», он выпол няет это ответственное пору чение коммунистов судна. Вы полняет так же добросовест но, как и свои матросские обязанности, в которых для Виктора Александровича — радость труда и — никаких тайн: дело изучено до тонкос тей. А начинал и он, конечно, с азов. Есть в нашем Уставе слова: «Среди тружеников моря дол жно существовать взаимное уважение и готовность немед ленно прийти на выручку то варищу». Уставное требование, а слова — из самой глубины жизни. Доброжелательность, чуткость к новичку на судне — верный курс к овладению любой высоты в рыбацком деле. Этот курс держит В. А. Лисой, тысячи его товарищей. Кто придет в матросскую се мью нашего флота, убедится. И если сам станет хорошим моряком, обретет почет и уважение. П. БЫСТРОУМO f. НА СНИМКЕ: матрос пер вого класса БМРТ «Пинаго- рий» объединения «Мурман рыбпром» комсомолец Вла димир Иванович Панчепков — один из лучших е комсо мольско-молодежном экипа же, успешно работающем па мойвениой путине. Фото В. КОРЕЦКОГО. ИЗ-ЗА ИЗМЕНЕНИЯ СРОКА ПРИХОДА Мой муж работает электромехаником в «Севрыбхолод- флоте». Уходя в рейс, он оставляет ежемесячную дове ренность на получение денег. (Я не работаю, пришлось оставить работу из-за ребенка-дошкольника). Суда в порт не всегда приходят в установленный срок, поэтому иног да возникают неувязки с выплатой денег. Так случилось и со мной в январе — семья в конце месяца оказалась без денег. 3. ГОРБУНОВА. — Из расчетной части управ ления «Севрыбхолодфлот» нам сообщили: А А Горбунов ушел в рейс 14 октября 1982 года на транспортном рефрижераторе «А. Иванов» Срок выплаты де нег по доверенности семьям моряков за время пребывания экипажа в море — 21—-25 чис ла каждого месяца Семье А А Горбунова было выплачено по доверенности 600 рублей — за октябрь, но ябрь и декабрь 1982 года в указанное выше время. Приход ТР «А. Иванов» был назначен (согласно дислокации, с 18 по 26 января) на 30 ян варя, поэтому выплата денег по доверенностям за январь семьям не производилась: чле ны экипажа по приходе в порт получают аванс на судне. В дислокации за 27 января приход ТР «А. Иванов» был перенесен на 2 февраля, в связи с чем 28 января семье А, А. Горбунова выслана дове ренность на 200 рублей (за январь 1983 года). А ЩЕЛОВАНОВА. В. КОЛЕСНИКОВА. С К ОЛ Ь К О в з я т ь П Р О Д У К Т О В ? Бывают случаи, когда суда, идущие в рейс на <—6 ме сяцев, из-за поломки возвращаются в порт раньше вре. жени. И по приходе в порт у экипажа остаются неис пользованные продукты, которыми снабжаются моряки. Почему же нельзя их выносить из порта? Начальник охраны порта ссылается на то, что продуктами спекули руют. Но это — нарушение закона и за него должны отвечать те, кто занимается спекуляцией, а не страдать все моряки. Работники Мурманского тралового флота. Рыбкооп тралового флота сообщает, что магазйн плав состава № 1 отпускает про дукты, а том числе и дефи цитные, в судовые лавки про мысловых и транспортных су дов для продажи морякам, как дополнительное питание, за свой счет, согласно суще ствующим нормам. Из этих норм охрана порта исходит при досмотре. О них поставлены ■ известность все флоты ВРПО «Севрыба» и ох рана рыбного порта. И. САМОЙЛЕНКО, председатель правления рыбкооп» тралового флота. СРОЧНЫЙ ДОГОВОР И ОТПУСК Каков порядок предо ставления отпусков тем, кто работает по срочному договору, в частности, от пуска с последующим увольнением? В. КОНДРАТЬЕВ, матрос «Мурманрыопрома». Вопрос моряка по нашей1 просьбе комментирует за меститель начальника от дела научной организации труда, заработной платы и управления производством объединения «Мурманрыб пром» 3. А. ВОЛОШИНА. — Отпуск с последующим увольнением лицам, работа ющим по срочному догово ру, предоставляется с таким расчетом, чтобы период от пуска вместе с фактически проработанным по срочному договору временем составил в общей сложности тот срок, на который этот договор был заключен. Таким образом, чем боль ший период работник не ис пользует своего права на от пуск в пределах трехлетнего договора, тем меньше про должительность отпуска, ко торый он может использо вать в натуре. Поэтому, если работник увольняется в день оконча ния договора, то он не впра ве требовать, чтобы ему предоставили отпуск с после дующим увольнением. В этом случае работнику долж на быть выплачена денеж ная компенсация взамен не использованного отпуска. Предоставление рабочим и служащим отпуска с после дующим увольнением в на- туре после истечения срока договора означало бы прод ление договора на время от пуска. А это противоречит Инструкции Госкомтруда и ВЦСПС от 16 декабря 1967 года, на основании которой действие договора может быть продлено на срок не менее одного года, а также Основам законодательства о труде и Указу Президиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1967 года, со гласно которым срочный тру довой договор не может пре вышать трех лет. ПО СИГНАЛУ ЧИТАТЕЛЯ Читатель Г. Н. ОРЕШ- КИН обратился в нашу ре дакцию с просьбой повлиять на ответственных за очист ку от снега лестничного спуска и пешеходного пере хода в Хибинском проезде (в районе МВИМУ). " Проректор училища по административно - хозяйст венной работе А. П. Зайцев сообщил, что меры приняты: снег убирается своевремен но. УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ! Пишите нам, спрашивайте обо всем, что вас интересу ет. Постараемся ответить на ваши вопросы. РЕДАКЦИЯ. 25февраля 1983 года 8
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz