Рыбный Мурман. 1983 г. Февраль.
• ЗА БЕЗОПАСНОСТЬ МОРЕПЛАВАНИЯ • iiiiiiiiiitiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiniiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiii i i i i i ii i i i i i i i i i ii i i i i i i i i ii i i i i i i i i i ii i i i i i i i i i ii i i i i i i i i ii i i i i i i i i i ii i i i ^ В конце октября минувшего года про- Е изошла авария большого автономного Е траулера «Адмирал Головкр» Мурлан- Е екого тралового флота. = Известно, любая авария влечет за Е собой немалые экономические потерн: - зто и затраты на спасение аварийного = судна, буксировку его в порт, это и ог- = ромные средства, вло:кенные в ремонт, n illllilillllllllllll l l l l l l l l l il t l l ll l l l l l l l U l l l l ll l l l l i не говоря уже о простое траулера... Анализу причин происшествия по- Е священа статья инженера ЦПКТБ Е A. Зайцева, которую мы публикуем на Е тематической странице «За безопасность Е мореплавания». Здесь же — рассказ Е первого помощника капитана ледоколь- = но-спасательного судна «Стахановец» = B. Евсеева о спасении траулера. Е III! Ill II III II II IIII IIII IIII III III IIII! II I II IIIIIIIIIII Гг СКЛЛЙ ПРЕТКНОВЕНИЯ Иан два опытных напитана оназались вдруг -------- неграмотными судоводителями --------- Посадку на грунт большого автономного траулера «Адми рал Головко» называют круп нейшей навигационной ава рией 1982 года. О ней стало известно практически всем мо рякам бассейна, подробности посадки обсуждались на мос тиках судов, в кабинетах и ко ридорах управлений флотов. Подробностей, правда, было мало и носили они противо речивый характер. Доподлин но было известно лишь то, что посадка произошла во время швартовки к транспортному рефрижератору «Пионер Мур- мана». Тем временем специалисты «Севгосрыбфлотинспекции» и комиссии ВРПО «Севрыба» вели скрупулезное расследо вание обстоятельств и при чин посадки траулера на грунт. Итогом этой работы явились два документа: за ключение инспекции и акт ко миссии по расследованию аварии БАТ «Адмирал Голов ко». Из них явствовало, что виновны капитаны обоих су дов: и промыслового — А . П. Дьячков, и транспортного — В. А . Георгиев. Известно, что обоюдная ви на выявляется, как правило, только при столкновении двух кораблей. Но чтобы к посад ке одного судна были прича стны два капитана?.. По край ней мере, за последние пять лет такое случилось впервые. И все же это именно так. Даже беглый просмотр за ключения по этой аварии на водит на мысль о том, что выбор капитаном транспорта способа и места швартовки очень напоминал Неудавшийся фокус Можно ли в литровый со суд влкть четыре литра воды? Обыкновенному человеку та кое не под силу, но профес сиональный фокусник делает это ка глазах у публики без особого труде. Подобную операцию намеревался про вести и капитан ТР «Пионер Мурмана», приняв решение начать швартовку курсом на берег, когда дистанция до опасных глубин составляла ме нее мили. Опрошенные в хо де расследования опытные специалисты единодушно за явили, что за время с начала выхода на курс и до его окончания суда данных типов должны пройти не меньше четырех миль. Как человек, осуществивший множество подобных операций в море, должен был знать это и ка питан транспорта. Однако он предлагает начать швартовку в чрезвычайной близости от навигационной опасности, а капитан траулера на это безо говорочно соглашается. Ка ким образом намеревались они уместить 4 мили в одну — это остается загадкой.. Курс был проложен на ска лу, которая находится на изо бате опасной двадцатиметро вой глубины в двух кабельто вых от берега. Из показаний судоводителей транспорта сле дует, что они хорошо видели скалу по радиолокатору и от носительно нее определяли место своего судна. Транспорт двигался малым ходом, и БАТ, имея несколько большую скорость, обогнал его. За это время расстояние до скалы сократилось до полумили. Да же неискушенному человеку стало бы ясно, что благопо лучно завершить швартовку уже невозможно. Однако еще в течение трех минут суда следовали тем же курсом, пытаясь поравняться. Наконец, осознав грозящую опасность, капитан транспорта приказал дать ход назад, после чего сообщил на траулер о реше нии прекратить швартовку. Судно начало гасить инер цию, уклоняясь влево от ска лы. А что же БАТ «Адмирал Го ловко»? Какие действия и ре шения принимались в это время на его мостике? Да практически никаких, потому что, соглашаясь на рискован ную операцию, и почти до момента аварии капитан суд на уже находился Под гипнозом доверия «Наставлением по шварто вным и грузовым операциям в море» определены примерно равные обязанности и мера ответственности капитанов су дов. Однако на деле капита ны-промысловики нередко полностью передают инициа тиву в принятии решений ка питанам транспортных судов. Так случилось и в этот раз. Слепо доверившись капитаиу ТР «Пионер Мурмана», как более опытному, капитан БАТ «Адмирал Головко» не стал производить расчет выполня емой операции и трезво оце нивать реальность ее выпол нения. Круг своих обязаннос тей он сузил до единствен ной задачи — удачно подой ти к борту транспорта, считая при этом, что все остальное (в том числе и обеспечение безопасности его судна) пре дусмотрит другой капитан. Следствием излишнего до верия явились и другие ф ак ты грубого пренебрежения установленными требования ми. Согласно руководящим документам по безопасности мореплавания, при следова нии судна вблизи навигацион ных опасностей должен быть изучен район плавания и вы полнена предварительная про кладка. Ни то, ни другое на траулере сделано не было. Более того, ни один судово дитель, в том числе и сам ка питан, не знали о существо вании скалы, хотя она обозна- чена на карте, по которой ве лась прокладка. Как ни стран но говорить такое о дипломи рованных специалистах, Но маленькую точку, обозначен ную вблизи берега, они про сто... не заметили. Кроме то го, из-за плохой регулиров ки радиолокационной станции изображение скалы на экране не высвечивалось, поэтому даже и в процессе швартов ки Опасность не заметили Первым на судне увидел скалу находившийся на баке боцман. До нее оставалось примерно 20 метров. Доклад с бака застал капитана врас плох. Пытаясь уклониться от опасности, он сначала увели чил ход вперед и приказал переложить руль право на борт, затем дал задний ход. В этот момент произошло ка сание корпусом грунта, а спу стя несколько минут судно отошло назад. Внешне красавец-траулер не изменился. По-прежнему стре мительны и законченны были его обводы, все так же эле гантно возвышались над палу бой стройные фальштрубы и надстройка. Только в днище, невидимая для глаз, зияла полуметровая пробоина, че рез которую в трюм хлынула вода. Благодаря быстрым и гра мотным действиям экипажа траулера и команды незамед лительно подошедшего спаса теля, пробоина была времен но заделана. После прекра щения течи аварийное судно в сопровождении буксира «Стахановец» благополучно прибыло в порт. Транспортный рефрижера тор «Пионер Мурмана», чу дом избежавший аварии, про должил свой рейс. * * * Скала оказалось камнем преткновения для двух капи танов, встав на пути их не удачной швартовки. А , может быть, путь к ней был начат ими задолго до того злопо лучного дня? Ведь серьезные недостатки в организации су довой службы и навигацион ной деятельности отмечались на их судах в течение дли тельного времени. А , может быть, кто-то из других капи танов также уже находится на пути к своему камню пре ткновения? Пока не поздно, нужно изменить курс, проло жив его на строгое выполне ние нормативных документов по безопасности мореплава ния. А. ЗАЙЦЕВ, старший инженер ЦПКТБ «Севрыбы». ИДЕМ М Хмурое утро. На «Стаха новце» принят тревожный сигнал с большого автономно го траулера «Адмирал Го ловко». Траулер коснулся грунта у северо-западной око нечности острова Медвежий. По-видимому, повреждено дно, вода поступает внутрь судне, точное место пробои ны установить не удается. На спасателе звучит коман да: «Следуем к аварийному судну, экипажу приготовиться к швартовке, проверить во доотливные средства». И вот мы в районе бедст вия. Крупная морская зыбь и крепкий восточный ветер не помешали капитану В. К. Суп ротивному быстро при швартовать «Стахановец» к аварийному судну. Туда сра зу же передели мощные по гружные насосы и отправили десантную группу опытных спасателей. Возглавил ее вто рой помощник капитана А . П. Тишкевич. Спасатели осмотрели в трюме места возможного по ступления воды и убедились: нужен водолазный осмотр. Но как его провести? Порывис тый ветер, крупная зыбь, сильное течение — в таких ус ловиях работать под водой крайне опасно. Решили спустить водолаза в специальной беседке с по мощью крана. Под воду по шел опытный специалист В. М. Гурин. Метр за метром он про двигался под водой едоль кор пуса траулера, по телефону вел корректировку мест по вреждения. В. М. Турину уда лось обнаружить, что на об шивке днища много вмятин, пробоин и трещин. Бортовой киль деформирован почти по всей длине. Не пробоины завели плас тырь. Из трюма на водосбор ный колодец, откуда поступа ла воде, наложили толстые листы железа, обварили их электросваркой. И только тог да оба судна отправились в Мурманск. Спасатель шел рядом с аварийным траулером, моряки держали постоянную связь. В трюме траулера дежурила аварийная партия со «Ста хановца». Во всех помеще ниях, где можно было ожи- | дать поступления воды, были расставлены водоотливные средства. Их привели в го товность , подключили н разным источникам питания — на всякий непредвиденный случай. Траулер часто менял курс, чтобы уберечь повре жденные участки корпуса от ударов волн. Миля за милей суда про двигались к порту. ПОМОЩЬ И вот он, родной причал. Спасено судно, спасены жиз ни моряков. * * * О тведя в порт БАТ «Ад мирал Головко», «Стахановец» встал на якорь в удобной бух те Кильдинского пролива, ук рывшись от шторма. Погода по-прежнему не ра- довела моряков: стрелке ба рометра упорно сползале вниз, усиливался северо-вос точный ветер... Получен сигнал: за сотни миль от нас, на БМРТ «Ры бачий» вспыхнул пожар в машинном отделении. Моря кам траулера удалось его по тушить, но вышла из строя силовая устеновке. Судно обе- сточилось и потеряло ход. Энергии еверийного двигателя хватало лишь на поддержа ние связи и подключение сла бого освещения. «Стахановец» полным хо дом спешит в район аварии. На море разыгрелся жесто кий шторм. Мороз увеличивал наши трудности. Но если у людей беде, курсы выбирать не приходится... Более суток боролись мы с непогодой, а когда подо шли к аварийному судну, ве тер слегка утих и море стало чуть спокойнее. Взяли БМРТ «Рыбачий» не буксир, осмотрели его ма шинное отделение: огонь при чинил немало бед. К тому же, моряки второй день не ели горячей пищи, кончился хлеб. Легкий катер «Стахемовца», прыгая, как мячик на волнах, быстро доставил на траулер весь имевшийся запас хлеба. Двое напряженных суток переходе — и аварийное суд но благополучно доставлено ■ Мурманск. ...Недолго стоят у прича лов спасатели. Конечно, в море не бывает легкой работы Суровые мор ские будни и океанская сти хия проверяют на прочность не только судно, но и харак теры моряков, их умение сохранять семообладение в любых ситуациях. И очень отрадно, что в на шем- экспедиционном аварий но-спасательном отряде тру дятся замечательные люди, профессиональные спасатели, смелые и находчивые, душой болеющие за моряков, по павших в беду. В. ЕВСЕЕВ, первый помощник капитана спасательного судна «Стахановец» Мурманского морского рыбного порта. f НА СНИМКЕ: спасатель ное судно "Стахановец», 25февраля 1983года РЫБНЫЙМУРМАН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz