Рыбный Мурман. 1983 г. Февраль.
•ПЛАНЕТА ГЛАЗАМИ ЛЮДЕЙ* / • С ЧЕМ В ГОСТИ К НАМ? НА СНИМКЕ: советские автомобили па улице Гаваны. Фотохроника ТАСС. ТАМ, ГДЕ БЫВАЮТ МУРМАНСКИЕ РЫБАКИ Приятно, конечно, прибыть в стра ну, расположенную за трндесять морей от родных берегов, окунуть ся в зной кубинских тропиков и — встретить на улице старого знако мого — автомашину «Лада». Любой моряк мимо не пройдет: задержит взгляд, рукой дотронется. Да и са мим кубинцам эти машины лра- вятся. ...Когда-нибудь, когда попрощает ся с морем моторист ППР «Бус соль» Николай Голотяк. он все рав но сможет «вернуться» в страны, где бывал во время заходов на ко роткий отдых. Для этого надо все го-навсего открыть свой фотоаль бом. И сразу перед глазами — «за морские» пейзажи, друзья на фоне диковинных пальм. ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ ЛУЧШЕ СУВЕНИРОВ НА СНИМКЕ: Луанда — главный порт Анголы. Фото Н. ГОЛОТЯКА. Таких туристических групп, как эта, в Мурманск приезжает много. Двадцать че ловек, жители маленького по селка Пелло, раскинувшего свои домики в 80 километрах от города-побратима Мурман ска — Роваииеми. В Мурманск они прибыли накануне вечером, а с утра маленький, уютный автобус с улыбчивым Пааво Аланиеми за рулем уже доставил их в музей ПИНРО, а оттуда — на борт ППР «Ковдор». Пааво вел машину по улицам города уве ренно — он был здесь 10 раз за последние 7 лет. Уже по том, в гостинице, признался: — Чувствую себя как дома. И постоянно удивляюсь пере менам в городе. Был здесь полгода назад — и то замет но, что Мурманск растет... Удивление гостей, знакомых с нашим городом лишь по об рывкам телепередач или рек ламным проспектам, постоян но, и уже, кажется, даже не щекочет наше самолюбие: так и должно быть в стране, заня той созидательным трудом. Финские туристы поднялись на борт «Ковдора», с уваже нием разглядывали приборы ходовой рубки, покачали голо вами, узнав, что находятся сейчас на высоте семиэтажно го дома, с любопытством за глядывали в матросские каю ты, откуда выглядывали пар ни с намыленными щеками — судно готовится в рейс, меня ется экипаж. А потом гости спрашивали. Вопросы были житейские, под стать людям, привыкшим к физическому, земному труду: сколько зарабатывают рыбаки, ходят ли в море семьями, ка кую рыбу ловят, долгие ли рейсы. Финские рыбаки ве дут промысел на небольших судах типа наших сейнеров или СТР, и подобные «Ковдо- ру» гиганты на 1100 тонн про дукции для них — диво див ное. Возвратившись в гостиницу, мы расположились в номере супругов Харри — Арттури и его- жены Аньи. Арттури всю жизнь работал на лесозаготов ках, Анья хозяйничала в до ме, воспитывала детей — их У супругов четверо, младшему — 16 лет. И трое внуков. Арттури жалеет, что впер вые приехал в Мурманск: — Я даже не ожидал, что город такой большой. В та ких суровых климатических условиях — и такой город. Приеду еще раз. Мы поговорили еще немнож ко. Я узнал, что финны часто ездят в Швецию. Там масло дешевле на 10 марок — 17 ма рон за килограмм. И водка дешевле. Мои собеседники хо хочут, вспомнив, что из Фин ляндии в Швецию ходит про гулочный пароход, так там в буфете водка еще дешевле, и отбою от пассажиров нет — туда не попасть. Конечно, все понимают, что это — всего лишь маленьиая, бесхитрост ная уловка владельца парохо да: проигрывая на водке, он выигрывает на пассажиро потоке... А потом я спросил: — Вы все — люди мирного труда. Как и мы. И я, навер ное, не ошибусь, если скажу, что и вас, и нас волнуют во просы мира — в одинаковой степени. Как вы относитесь к предложению шведского пра вительства по созданию безъ ядерной зоны в Европе? Арттури Харри: — Мы безоговорочно под держиваем эта предложение. Как и наше правительство. Юрйо Нику: — А ведь это не шведское предложение. Идею создания безъядерной зоны на севере Европы предложил Урхо Кек конен. Шведы только конкре тизировали ее... Это единодушие приятно. Тем более что Юрйо сочувст вует партии центра, а Артту ри — член демократического союза народа Финляндии. Но бомба, если упадет, партий ной принадлежности не спро сит... Здесь в разговор вступил ь Тиуно Импия, журналист по профессии. — В наших газетах о меж дународном положении пишут много и по-разному. Есть за разрядку. есть и против. Я лично считаю, что пока сли шком много разговоров о ми ре и слишком мало дела. — Разве мало? А односто роннее обязательство СССР, не применять ядерное оружие первым? А частичное сокраще ние контингента советских войск в ГДР? А предложение СССР сохранить в Европе лишь столько ракет, сколько их имеют Англия и Франция? — А почему бы СССР nej> вым не сократить свои раке ты? Это было бы хорошим примером для Америки. — То есть — разоружиться в одностороннем порядке? А вы уверены в добропорядоч ности нынешних вашингтон ских правителей? Тиуно задумался: — Вы, пожалуй, правы. И все-таки главное слово — за СССР и США. Если они суме ют договориться о разоруже нии, — это будет хорошим примером для всех стран. В Финляндии проводился опрос общественного мнения. Все высказались за ликвидацию угрозы войны. Но и отметили, что позиция США — серьез ная помеха этому... Разговор наш опять перехо дит на темы житейские — го сти признали, что в Мурман ске очень вкусный хлеб, по ругали плохую дорогу от гра ницы к Верхнетуломскому. По смеялись, вспомнив, что в Финляндии порой голосуют то за одну, то за другую партию — в зависимости нравится де путат или нет. И в конце кон цов на вопрос; «Какие сувени ры увезете с собой?» — отве тили: «Лучше увезти хорошее настроение, чем сувениры». И по тому, как мы расста вались, видно было, что на строение у наших северных соседей хорошее. И. ЕЛИСТРАТОВ. Лас-Пальмас: ЗА ШИРНОЙ БЛАГОПОЛУЧИЯ Куда б я ни скрылся, Зовешь ты меня, Край белого солнца, Край белого дня. Сквозь крик журавлиный, Сквозь грохот ветров Мне кажется, Мурманск, Я слышу твой зов. Л . ОШАНИН. (Сборник «Мурманские стихи»). ■ПРОРАБОТАВ двадцать один год на траулерах борто вого траления, я привык к ко ротким рейсам, успел влю биться в наше родное Барен цево море. Однако, что ни говори, а за границей побы вать хотелось. В 1976 году мо ряки Мурманского тралового флота, уходя в дальние райо ны лова, уже довольно осно вательно освоились во мно гих иностранных портах. С те ми, кто побывал, скажем, в Испании, Канаде, Англии, ин тересно было побеседовать. Одни восхищались природой Канарских островов, другие рассказывали о шумных база рах Санта-Круса, третьи нахо дили привлекательной жизнь в Сент-Джонсе или Гали- факсе. В общем, сколько бы ло людей и характеров, столь ко было и отзывов о загра ничной жизни. Но одно дело слушать людей и видеть раз нообразные сувениры; и сов сем другое — посмотреть и оценить все самому. Получив паспорт советского моряка, я в 1977 году ушел в шестимесячный рейс на БМРТ- 139 «Ко'тельнич». Рыбу мы тогда ловили в юго-восточ ной Атлантике. Уловы были хорошими, работы всем хва тало на круглые сутки, и вре мя летело незаметно. Рейс близился к концу, и, естест венно, в каютах рыбаков все чаще и чаще разговоры пере водились к Канарским остро вам. Те, кто уже много раз бывал в Лас-Пальмасе, учили товарищей немудреным пра вилам поведения* на рынке и в магазинах, наставляли, как можно избежать разных не приятностей и подвохов. Од ним словом, первого захода в иностранный порт я ожидал с чувством какой-то необъясни мой приподнятости и тревоги, хотя опасаться-то, собственно, было нечего. ...Канарские острова появи лись из голубой морской дым ки совсем неожиданно. Все четче и четче на фоне без облачного и раскаленного не ба стала вырисовываться пе сочного цвета и совершенно лишенная растительности вер шина одного из островов, на котором расположилась столи ца Канар — Лас-Пальмас. За тем, словно в проявителе, на чал проступать и сам город, разбросанный широкой лентой по подошве острова. Потом, когда дымка резко оборвалась, Лас-Пальмас предстал передо мною во всей своей красоте. Такого дива, признаюсь, я до этого нигде не встречал. Действительно. Лас-Пальмас — это с^мое настоящее чудо на Канарских островах. Как только ты ступаешь на набе режную и выходишь в город, то сразу же попадаешь в шум ную и пеструю толпу моряков и туристов. Там никто не сто ит на месте, хотя солнце па лит нещадно. Все куда-то то ропятся, и можно, просто под давшись течению толпы, безо всякого труда оказаться на ба заре, которым, в первую оче редь, и славен этот город. Рассказать о базаре Лас- Пальмаса просто никак невоз можно. Его надо увидеть. Это сотни лавок, напичканных са мыми различными товарами. На их прилавках — ковбой ские седла и шпаги с прекрас но отделанными эфесами, зна менитые испанские гитары и широкополые шляпы, морские раковины и «хохотунчики», ковры и уже никому не нуж ные тряпки, магнитофоны раз личных марок, разнообразные сувениры, горы жевательной резинки и многое, многое дру гое. В шутку говорят, что на ласпальмасском базаре можно купить даже атомную бомбу. Пестра, весела и разнообраз на жизнь в столице Канар ских островов. Перед всеми желающими широко распахну ты двери магазинов «Аврора». «Космос* и «Рига». Почему они- имеют такие названия, это го я не знаю. Но вот цены в магазинах... В общем, это и по нятно, ибо Лас-Пальмас явля ется курортом, куда съезжают ся толстосумы со всего капи талистического мира, которых высокими ценами не испу гаешь. Но, побродив по Лас-Паль масу. довольно скоро начи наешь понимать, что жизнь в этом городе только с первого взгляда кажется безоблачной и счастливой. Не для всех она такова. Например, мне при шлось быть свидетелем, как из кафе силой выталкивали мат- росов-негров. Они пробовали сопротивляться. но где там! Им не было места рядом с бе лыми, для них есть специаль ное замызганное питейное за ведение... Если отойти в сторону от благополучного и многоэтаж ного Лас-Пальмаса и выйти на пыльные и одноэтажные ули цы загородной столицы Канар ских островов, то вы увидите детей, играющих в канавах, девушек, ждущих кого-то и че го-то от жизни. Есть заведе ния, где женское тело прода ется любому желающему. Ну, пусть бы это были женщины пресытившиеся и развращен ные жизнью Нет. В такие за ведения подбираются девушки от 14 и до 22 лет. Конечно, не от радости они идут в дома, где веселятся американские, японские и английские моряки, те, кто любит острые ощущения и у кого, конечно, на ?то есть деньги. Девушки подбираются с захолустья. По достижении 22 лет, может, чуть позже их просто выбрасывают на ули цу, как «нерентабельный» то вар. Это тоже Лас-Пальмас, но уже с другой стороны. Стоит заметить, что работу они себе с такой репутацией уже не найдут, замуж, естественно, их никто не возьмет. Они будут некоторое время жить на те сбережения, которые у них об разовались за время пребыва ния в увеселительных заведе ниях. В лучшем случае, ста нут содержательницами таких же домов и будут растлевать новые молодые души. Таков закон бизнеса... И все-таки надо видеть, как относятся к нам, советским морякам, простые рабочие Испании (Канарские острова входят в ее владения). Это очень доброжелательные лю ди. Они интересуются жизнью в нашей стране, много и охот но рассказывают о себе. Не в пример тем, кто делает на ба заре «ченч» (ты — мне, я — тебе), они зарабатывают себе на жизнь своим трудом и гор ды этим. Бывая в Канаде, Анг лии, я всегда встречал людей труда, и они всюду были имен но такими, преисполненными гордости за свой труд, за то, что имеют право называться рабочим классом. Я РАССКАЗАЛ о видимой и теневой сторонах жиз ни столицы Канарских остро вов — Лас-Пальмасе. Город этот во всех отношениях ин тересен и по-своему красив. Однако, пробыв в нем день- два или неделю, начинаешь понимать, что все это не так прекрасно, что демократия буржуазного мира — блеф, обычная сказочка для малове ров, и очень стыдно стано- ч.’ вится за тех, кто верит пока зухе, лицевой стороне медали капиталистического общества. Всегда, когда бываешь в иностранных портах, сначала поражаешься размеренным и выверенным ритмом их жиз ни, кажущимся благополучием людей. Но стоит заглянуть за ширму этого благополучия, как начинаешь понимать, что жизнью людей в капиталисти ческих странах руководят не какие-то гуманные законы, а лишь один — «закон волка». Кто сильнее, тот выживет; кто хитрее, тот останется с при былью, а обманутый утрется и пойдет дальше. Глядя вот на такие взаимоотношения меж ду людьми в капиталистиче ских странах, всегда вспоми наешь Основной Закон нашей жизни: равноправие граждан СССР и справедливость прони зывают буквально каждую его статью. Когда «Котельнич» выходил с внутреннего рейда Лас-Паль- маса, оставляя за кормой Ка нарские острова, ни грамма не было сожаления о том, что этот с виду прекрасный город уходил за горизонт. Впереди была встреча с Родиной, с же ной, дочерью и «сыном.-В кон це концов, для рыбака нет ни чего прекраснее, нет ничего привычнее и вместе с тем удивительнее и неповторимее, чем вернуться к своим род ным, друзьям, товарищам, пе решагнуть порог родного до ма. В. КОЗЛ Герой Социалистического Труда, старший мастер ло добыче рыбы ППР «Франс Галс» Мурманского тоалового флота. It февраля 1Ш года S B
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz