Рыбный Мурман. 1983 г. Февраль.

ВОЗВРАЩАЯСЬ К НАПЕЧАТАННОМУ Ф Бригадному подряду - морскую прописку ТРИ УРОВНЯ ХОЗРАСЧЕТА «Не первый раз выдвигают­ ся предложения о перенесе­ нии на рыболовный флот опы­ та бригадного подряда, полу­ чившего широкое распростра­ нение в строительстве и в дру­ гих отраслях промышленности. Теперь о бригадном подряде на флотах пишет «Рыбный Мурман». Остановимся на ма­ териале «За шагом — шаг», опубликованном в 49-м номере (1982 г.), таи нам в нем дела­ ются выводы и предложения по данной проблеме. Во-первых, хотелось бы знать, из чего складывается экономический эффект в 127,5 тысячи рублей. Возможно, бригадный подряд к этому не имеет отношения. Во-вторых, освоение смеж­ ных профессий на флотах су­ ществует давно. Бригадный подряд здесь не стимул и не помеха. В-третьих, распределение за­ работка с учетом трудового вклада, насколько мне изве­ стно, существует на флотах давно. Капитану судна и об­ щественным организациям дано право понижения пре- □ □ По просьбе редакции на вопросы, поставленные автором письма, отвечает один из авторов статьи «За шагом — шаг», кандидат экономических наук И. А. РО ГАЧ ЕВА. Напомним: речь в публикации шла об экспериментальных рейсах по со­ вершенствованию бригадной формы организации и стимулиро­ вания труда на TP «Иркутск» управления «Севрыбхолодфяот». питана-директора. Ко разве только капитан-директор вино­ вен в невыполнении плана? мий, классности. Все написан­ ное о совершенствовании хоз­ расчета заслуживает внимания. Но при чем тут бригадный подряд? Несколько слов о предложе­ нии премировать моряков транспортных рефрижерато­ ров по нормативу от прибыли. Мне кажется, что делать это­ го не следует ввиду несовершен­ ства тарифов на грузопере­ возки. Более целесообразно увязать премирование со сро­ ками перегрузочных работ и количеством принятого груза. Существующая на флоте ор­ ганизация труда, по моему мне­ нию, выше бригадной Необхо­ димо полнее использовать права, предоставленные капи­ тану и общественным органи­ зациям, совершенствовать си­ стему оплаты труда, хозрас­ четные отношения. Давайте будем этим заниматься, не вешая ярлыков. А. ВАСИЛЬЕВ, заведующий сектором отдела экономических исследований ПИНРО». Начну с мнения автора, что «...Все написанное о совершен­ ствовании хозрасчета заслу­ живает внимания. Но при чем тут бригадный подряд!.. Существующая на флоте ор­ ганизация труда... выше бригадной». Итак, вопрос задан: что та­ кое бригадный подряд и име­ ет ли он отношение к хоз­ расчету судов? Бригадный подряд — это форма хозяй­ ственного расчета. Сущ еству­ ет ли хозрасчет на флоте? Да, конечно. Все управления ф ло­ тов (государственные пред­ приятия или объединения) на­ ходятся на полном хозяйст­ венном расчете. Условно на­ зовем его первым уровнем хозрасчета. Второй уровень хозрасчета — это внутрифлотский или цеховой, на котором находят­ ся все крупнотоннажные суда рыбной промышленности. Вну­ трифлотский, то есть судовой, хозяйственный расчет — не­ разрывная часть полного хо­ зяйственного расчета. Это его дальнейшее развитие и, если хотите, конкретизация. Зачем же нам понадобил­ ся бригадный подряд или, иными словами, бригадный хозрасчет — третий уровень хозрасчета?! Представим такую картину: «Рыбный Мурман» сообщает о том, что экипаж такого-то суд. на не справился с рейсовым заданием. А в скобках после названия траулера будет обя­ зательно названа фамилия ка- Конечно, нет. Так почему же в таком случае после фами­ лии капитана-директора не по­ ставить запятую и далее со­ общить, что рейсовый план не выполнен по вине, скажем, матроса Иванова, регулярно не справлявшегося с нормами по обработке рыбы, и мото­ риста Сидорова, который по халатности допустил на судне аварийную ситуацию, и т. п. Генеральный секретарь на­ шей партии Ю . В. Андропов на Пленуме ЦК КПСС 22 но­ ября 1982 года сказал: «Сей­ час особенно важно и нужно, чтобы каждый трудящийся понимал, что выполнение пла­ на зависит и от его трудово­ го вклада,, чтобы все хорошо понимали ту простую истину, что чем лучше будем тр у­ диться, тем лучше будем жить, как подчеркивал Ленин, чем шире масштаб наших планоЕ, наших производственных за­ дач, тем «больше должно быть людей, миллионы кото­ рых надо привлечь к само­ стоятельному участию в раз­ решении этих задач». И вот здесь особо надо го­ ворить именно о бригадном подряде, о бригадном хозрас­ чете. А . Васильев совершенно справедливо отмечает, что на судах флота (крупнотоннаж­ ных) организация труда (види. мо, он имеет в виду и хоз­ расчетные отношения) выше бригадной. Но ведь в соот­ ветствии с хозяйственными за­ дачами нам как раз и нужно «спуститься» ниже хозрасчета судов (цехов) — к хозрасчету подразделений (служб). Необ­ ходимо включить в систему хозрасчетных отношений, как первичный судовой коллектив — службу. Советы служб на ТР «Ир­ кутск» и БАТ «Капитан Телов», о котором писал «Рыбный Мурман» 21 января с. г., решали осе производственные вопросы. Что очень важно, ни один случай нарушения тру­ довой дисциплины не остзлся без разбора на совете служ ­ бы и совете судна. Бригадная форма организа­ ции труда не только помога­ ет сэкономить рубли, но, прежде всего, повышает со­ знательность и дисциплину труда, сплачивает экипажи. У автора письма возник вопрос, из чего складывается экономический эфф ект на ТР «Иркутск» в 127,5 тысячи руб­ лей? В настоящее время на предприятиях страны, где про­ водится работа по совершен­ ствованию бригадных форм организации труда, в основе расчетов экономической эф ­ фективности внедрения и со­ вершенствования этих форм лежит сопоставление экономи­ ческих показателей, например, роста объема производства, прибыли, производительности труда до и после создания бригад. В нашем расчете за основу принята данная мето­ дика. В связи с этим хочется оста­ новиться на одном важном, как нам кажется, моменте. Создание советов служб (бригад) и перевод их на ус­ ловия внутрисудового хозрас­ чета может вызвать вопрос: а какие Же хозрасчетные пока­ затели устанавливать службам (бригадам)? Ведь конечным результатом труда экипажа является объем выпуска про­ дукции- или перевозок гене­ ральных грузов в целом по судну. В данном случае на судах можно использовать стоимо­ стные формы, которые бу­ дут выполнять роль хозрасчет­ ных рычагов. Например, про­ стейшей формой прибыли службы (бригадной) можно считать экономию затрат по сравнению с плановыми по ос­ новным элементам, которая отражается в лицевых счетах экономии. В письме далее идет речь о том, что освоение смежных профессий на флотах сущ ест­ вует давно и бригадный под­ ряд здесь не стимул и не по­ меха. Как мы уже сказали ранее, бригадный подряд — форма хозрасчетных отношений на уровне низового звена — бригады. Он вбирает в себя все то лучшее, что есть в про- иззодстве в настоящее время. Иными словами: фундаментом бригадного подряда на судах является и комплексная система управления качест­ вом продукции, и достиг­ нутые результаты работы по так называемому щекинскому эксперименту. На знамени бригадного подряда можно написать: «В кратчайший срок достичь максимального конеч­ ного результата на качествен­ ном уровне мировых стан­ дартов с минимальными зат­ ратами». А минимальными за­ тратами в том числе должны быть и трудовые. Нельзя не согласиться с А. Васильевым в том, что на флоте КТУ используется дав­ но. Например, в Калининград­ ской базе тралового флота на добывающих судах »он при­ меняется с 1979 года. • Что нового появилось в со­ вершенствовании бригадной формы организации труда? Ес­ ли только КТУ. Но КТУ не вносит коренного отличия бригады старого типа от но­ вой бригады. Коэффициенты трудового участия, во-первых, применяются далеко не вез­ де, во-вторых, они служат лишь способом распределения заработка, в-третьих, чтобы бригада старого типа превра­ тилась в современную брига­ ду, необходима определенная перестройка и производства, и организационных форм уп­ равления. Несколько слов о нашем предложении премировать экипажи ТР по нормативу от прибыли. Как известно, пре­ мирование плавсостава осуще­ ствляется из двух источников: фонда заработной платы и прибыли по утвержденным показателям. Предложение авторов касалось премии из фонда материального поощ­ рения, поскольку именно эта премия показывает реальный вклад каждого судоэкипажа в результаты работы флота. Мы совершенно согласны с автором письма, что наша за­ дача не в том, чтобы вешать ярлыки. Она заключается в другом : претворять в жизнь постановления партии и пра­ вительства, приказы, распоря­ жения и рекомендации Минис­ терства рыбного хозяйства СССР, касающиеся совершен­ ствования бригадной формы организации и стимулирования труда. И. РОГАЧЕВА, доцент кафедры экономики и эксплуатации флота Мурманского высшего инженерного морского училища имени Ленинского комсомола. До| )*> гая редакция! С большим интересом про­ читала и «Рыбном Мурмапе» <1082 г.. Л» 5*2) статью о Н. М. Кнппойнче. Действительно, нс- обыкиосеннон скромностью об­ ладал этот великий ученый, п поэтому мы так мало йнасм о нем и о его научной: и обще­ ственно - политической дея­ тельности. Вместе с тем. с именем II. М. Кннповича связана новая эпо­ ха в поучении морей, в особен ностп тех, что омывают бере­ га нашей Родины. Эти иссле­ дования сыграли большую роль в развитии отечественного оке­ анического рыболовства. За свою более чем полуве­ ковую научную деятельность Н. М. Киинович опубликовал около 200 научных работ и учебников по промысловому делу, 1 ндролргии. зоологий, биологии, гидробиологии и др. Далее при самом беглом обзо­ ре деятельности этого замеча­ тельного человека и ученого ДАНЬ ПАМЯТИ УЧЕНОГО приходите.? поражаться его не­ утомимом энергии и необычай­ ной работоспособности. *3 1021 году II М. 1 шштов 5 Р 1 , по личному предложению J3 И. Ленина, который высоко це­ нил его как ученого и честно­ го, добросовестного челове­ ка, в качестве эксперта от Со- сотского Союза участвует п переговорах- с Финляндией и Норвегией но вопросам рыО- ного промысла. Словом, вклад II М. Кнппо- вича в науку, в становление отечестве иных рыбных про­ мыслов переоценить просто та­ ки трудно. И невольно дума­ ется: быть может, есть смысл подумать над таким вопросом, как учреждение премиального фонда имени Н. М. Книповпча. Столь почетные премии бу­ дут вручаться, скажем; ;sa лучшие научные работы по океанографии и развитию рыб­ ного хозяйства страны. Это будет лучшая дань памяти вы­ дающемуся ученому, который, как -говорилось в опублико­ вание Ц в «Рыбном Мурмане» =статье, помогая поморамi ре­ шая практическую задачу на сугубо научной основе. В. ДИМИТРОВА, старший инженер отдела научно-технической информации Полярного научно - исследовательского института морского рыбного хозяйства и океанографии (ПИНРО). ОТ РЕДАК»ДИИ. Предложение В. В. Димитро­ вой представляется редакции еженедельника чрезвычайно интересны л. За последние годы условия рыболовства крайне осложнились. Назрела необхо­ димость как можно шире раз­ вернуть работы по исследова­ нию и освоению новых промы­ словых районов. Думается, уч­ реждение премиального фон­ да, о котором пишет сотрудни­ ца ПИНРО, станет не только данью памяти замечательного ученого, но и дополнительным стимулом для поиска качест­ венно новых методов исследо­ вания Мирового океана, на­ правленных на повышение эф ­ фективности использования его богатств. Хотелось бы услышать мне­ ние на этот счет специалистов рыбной промышленности, уче­ ных. ИНТЕРЕС К ОПЫТУ ПЕРЕДОВОГО ЭКИПАЖА <А техника нам только по­ могала» — под таким заголов­ ком в еженедельнике была ‘опубликована корреспонден­ ция помощника капитана по производству БМРТ «Леонид Новоспасским» 13. В. Шабано­ ва. В ней речь шла о слажен­ ной работе икипажа траулера, о творческом поиске судовых новаторов, стремившихся улучшить процесс обработки рыбы. Редакция получила ответ на публикацию из объединения <д1урманрыбпром». Замести­ тель генерального директора объединения В. Т. ЧИСЛОВ со­ общает: «Экипаж БМРТ «Леонид Но­ воспасский» возвратился из рейса 6 ноября 1982 года. Ко­ гда были точно определены результаты выполнения рей­ сового задания, в объедине­ нии решили более подробно изучить организацию труда на траулере в выпуске разде­ ланной рыбы и филе. Помощник капитана по про­ изводству В. В. Шабанов под­ готовил подробный отчет о работе в рейсе, деятельность производственной службы суд ­ на обсуждали в отделе глав­ ного технолога, а экипажа в целом — на заседании комис­ сии объединения. На траулере побывали конструкторы. Они подготовили схему располо­ жения средств малой меха­ низации с дополнениями и изменениями, которые появи­ лись в последнем рейсе. На основании этой схемы было произведено переоборудова­ ние рыбофабрики перед но­ вым рейсом. Надо сказать, что еще ив промысле В. В. Шабанов по­ бывал на нескольких судах группы, поделился опытом ра­ боты своего экипажа. Техно­ лог-наставник А. С. Рослый, который находился некоторое время на БМРТ «Леонид Но­ воспасский», по достоинству оценил там организацию тру­ да и предложил всем помощ­ никам капитана по производ­ ству судов группы внедрить у себя опыт передового экипа­ жа. Многие специалисты по­ сетили БМРТ «Леонид Новос­ пасский». Теперь все капитаны-дирек­ торы и их помощники по про­ изводству, уходящие в тот район промысла, где работал траулер, знакомятся со схемой расстановки малой механиза­ ции и организацией труда на траулере. Техническая вооруженность флота позволяет широко вне­ дрить опыт передового экипа­ жа. На судах проекта В 408 находятся в эксплуатации одиннадцать филейных- стан­ ков А-8-ИФИ Р. Операция удаления костных наростов на ставриде на всех судах механизирована в ре­ зультате переделки конструк­ ций тушечных станков , под фрезерны е щитки. На всех судах внедрена также раздел­ ка рыбы на консервных тран­ спортерах с помощью лен­ точных головорубов. Это поз­ волило коллективу объедине­ ния перевыполнить план 1982 года по выпуску разделанной рыбы. Равнение на передовые эки­ пажи, обобщение и внедрение их опыта, помогут мурман- рыбпромссцам успешно' вы­ полнить и плановые задания 1983 года». II февраля 1Ш года РЫБНЫЙМУРМАН

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz