Рыбный Мурман. 1983 г. Февраль.
ВОЗВРАЩАЯСЬ К НАПЕЧАТАННОМУ Ф Бригадному подряду - морскую прописку ТРИ УРОВНЯ ХОЗРАСЧЕТА «Не первый раз выдвигают ся предложения о перенесе нии на рыболовный флот опы та бригадного подряда, полу чившего широкое распростра нение в строительстве и в дру гих отраслях промышленности. Теперь о бригадном подряде на флотах пишет «Рыбный Мурман». Остановимся на ма териале «За шагом — шаг», опубликованном в 49-м номере (1982 г.), таи нам в нем дела ются выводы и предложения по данной проблеме. Во-первых, хотелось бы знать, из чего складывается экономический эффект в 127,5 тысячи рублей. Возможно, бригадный подряд к этому не имеет отношения. Во-вторых, освоение смеж ных профессий на флотах су ществует давно. Бригадный подряд здесь не стимул и не помеха. В-третьих, распределение за работка с учетом трудового вклада, насколько мне изве стно, существует на флотах давно. Капитану судна и об щественным организациям дано право понижения пре- □ □ По просьбе редакции на вопросы, поставленные автором письма, отвечает один из авторов статьи «За шагом — шаг», кандидат экономических наук И. А. РО ГАЧ ЕВА. Напомним: речь в публикации шла об экспериментальных рейсах по со вершенствованию бригадной формы организации и стимулиро вания труда на TP «Иркутск» управления «Севрыбхолодфяот». питана-директора. Ко разве только капитан-директор вино вен в невыполнении плана? мий, классности. Все написан ное о совершенствовании хоз расчета заслуживает внимания. Но при чем тут бригадный подряд? Несколько слов о предложе нии премировать моряков транспортных рефрижерато ров по нормативу от прибыли. Мне кажется, что делать это го не следует ввиду несовершен ства тарифов на грузопере возки. Более целесообразно увязать премирование со сро ками перегрузочных работ и количеством принятого груза. Существующая на флоте ор ганизация труда, по моему мне нию, выше бригадной Необхо димо полнее использовать права, предоставленные капи тану и общественным органи зациям, совершенствовать си стему оплаты труда, хозрас четные отношения. Давайте будем этим заниматься, не вешая ярлыков. А. ВАСИЛЬЕВ, заведующий сектором отдела экономических исследований ПИНРО». Начну с мнения автора, что «...Все написанное о совершен ствовании хозрасчета заслу живает внимания. Но при чем тут бригадный подряд!.. Существующая на флоте ор ганизация труда... выше бригадной». Итак, вопрос задан: что та кое бригадный подряд и име ет ли он отношение к хоз расчету судов? Бригадный подряд — это форма хозяй ственного расчета. Сущ еству ет ли хозрасчет на флоте? Да, конечно. Все управления ф ло тов (государственные пред приятия или объединения) на ходятся на полном хозяйст венном расчете. Условно на зовем его первым уровнем хозрасчета. Второй уровень хозрасчета — это внутрифлотский или цеховой, на котором находят ся все крупнотоннажные суда рыбной промышленности. Вну трифлотский, то есть судовой, хозяйственный расчет — не разрывная часть полного хо зяйственного расчета. Это его дальнейшее развитие и, если хотите, конкретизация. Зачем же нам понадобил ся бригадный подряд или, иными словами, бригадный хозрасчет — третий уровень хозрасчета?! Представим такую картину: «Рыбный Мурман» сообщает о том, что экипаж такого-то суд. на не справился с рейсовым заданием. А в скобках после названия траулера будет обя зательно названа фамилия ка- Конечно, нет. Так почему же в таком случае после фами лии капитана-директора не по ставить запятую и далее со общить, что рейсовый план не выполнен по вине, скажем, матроса Иванова, регулярно не справлявшегося с нормами по обработке рыбы, и мото риста Сидорова, который по халатности допустил на судне аварийную ситуацию, и т. п. Генеральный секретарь на шей партии Ю . В. Андропов на Пленуме ЦК КПСС 22 но ября 1982 года сказал: «Сей час особенно важно и нужно, чтобы каждый трудящийся понимал, что выполнение пла на зависит и от его трудово го вклада,, чтобы все хорошо понимали ту простую истину, что чем лучше будем тр у диться, тем лучше будем жить, как подчеркивал Ленин, чем шире масштаб наших планоЕ, наших производственных за дач, тем «больше должно быть людей, миллионы кото рых надо привлечь к само стоятельному участию в раз решении этих задач». И вот здесь особо надо го ворить именно о бригадном подряде, о бригадном хозрас чете. А . Васильев совершенно справедливо отмечает, что на судах флота (крупнотоннаж ных) организация труда (види. мо, он имеет в виду и хоз расчетные отношения) выше бригадной. Но ведь в соот ветствии с хозяйственными за дачами нам как раз и нужно «спуститься» ниже хозрасчета судов (цехов) — к хозрасчету подразделений (служб). Необ ходимо включить в систему хозрасчетных отношений, как первичный судовой коллектив — службу. Советы служб на ТР «Ир кутск» и БАТ «Капитан Телов», о котором писал «Рыбный Мурман» 21 января с. г., решали осе производственные вопросы. Что очень важно, ни один случай нарушения тру довой дисциплины не остзлся без разбора на совете служ бы и совете судна. Бригадная форма организа ции труда не только помога ет сэкономить рубли, но, прежде всего, повышает со знательность и дисциплину труда, сплачивает экипажи. У автора письма возник вопрос, из чего складывается экономический эфф ект на ТР «Иркутск» в 127,5 тысячи руб лей? В настоящее время на предприятиях страны, где про водится работа по совершен ствованию бригадных форм организации труда, в основе расчетов экономической эф фективности внедрения и со вершенствования этих форм лежит сопоставление экономи ческих показателей, например, роста объема производства, прибыли, производительности труда до и после создания бригад. В нашем расчете за основу принята данная мето дика. В связи с этим хочется оста новиться на одном важном, как нам кажется, моменте. Создание советов служб (бригад) и перевод их на ус ловия внутрисудового хозрас чета может вызвать вопрос: а какие Же хозрасчетные пока затели устанавливать службам (бригадам)? Ведь конечным результатом труда экипажа является объем выпуска про дукции- или перевозок гене ральных грузов в целом по судну. В данном случае на судах можно использовать стоимо стные формы, которые бу дут выполнять роль хозрасчет ных рычагов. Например, про стейшей формой прибыли службы (бригадной) можно считать экономию затрат по сравнению с плановыми по ос новным элементам, которая отражается в лицевых счетах экономии. В письме далее идет речь о том, что освоение смежных профессий на флотах сущ ест вует давно и бригадный под ряд здесь не стимул и не по меха. Как мы уже сказали ранее, бригадный подряд — форма хозрасчетных отношений на уровне низового звена — бригады. Он вбирает в себя все то лучшее, что есть в про- иззодстве в настоящее время. Иными словами: фундаментом бригадного подряда на судах является и комплексная система управления качест вом продукции, и достиг нутые результаты работы по так называемому щекинскому эксперименту. На знамени бригадного подряда можно написать: «В кратчайший срок достичь максимального конеч ного результата на качествен ном уровне мировых стан дартов с минимальными зат ратами». А минимальными за тратами в том числе должны быть и трудовые. Нельзя не согласиться с А. Васильевым в том, что на флоте КТУ используется дав но. Например, в Калининград ской базе тралового флота на добывающих судах »он при меняется с 1979 года. • Что нового появилось в со вершенствовании бригадной формы организации труда? Ес ли только КТУ. Но КТУ не вносит коренного отличия бригады старого типа от но вой бригады. Коэффициенты трудового участия, во-первых, применяются далеко не вез де, во-вторых, они служат лишь способом распределения заработка, в-третьих, чтобы бригада старого типа превра тилась в современную брига ду, необходима определенная перестройка и производства, и организационных форм уп равления. Несколько слов о нашем предложении премировать экипажи ТР по нормативу от прибыли. Как известно, пре мирование плавсостава осуще ствляется из двух источников: фонда заработной платы и прибыли по утвержденным показателям. Предложение авторов касалось премии из фонда материального поощ рения, поскольку именно эта премия показывает реальный вклад каждого судоэкипажа в результаты работы флота. Мы совершенно согласны с автором письма, что наша за дача не в том, чтобы вешать ярлыки. Она заключается в другом : претворять в жизнь постановления партии и пра вительства, приказы, распоря жения и рекомендации Минис терства рыбного хозяйства СССР, касающиеся совершен ствования бригадной формы организации и стимулирования труда. И. РОГАЧЕВА, доцент кафедры экономики и эксплуатации флота Мурманского высшего инженерного морского училища имени Ленинского комсомола. До| )*> гая редакция! С большим интересом про читала и «Рыбном Мурмапе» <1082 г.. Л» 5*2) статью о Н. М. Кнппойнче. Действительно, нс- обыкиосеннон скромностью об ладал этот великий ученый, п поэтому мы так мало йнасм о нем и о его научной: и обще ственно - политической дея тельности. Вместе с тем. с именем II. М. Кннповича связана новая эпо ха в поучении морей, в особен ностп тех, что омывают бере га нашей Родины. Эти иссле дования сыграли большую роль в развитии отечественного оке анического рыболовства. За свою более чем полуве ковую научную деятельность Н. М. Киинович опубликовал около 200 научных работ и учебников по промысловому делу, 1 ндролргии. зоологий, биологии, гидробиологии и др. Далее при самом беглом обзо ре деятельности этого замеча тельного человека и ученого ДАНЬ ПАМЯТИ УЧЕНОГО приходите.? поражаться его не утомимом энергии и необычай ной работоспособности. *3 1021 году II М. 1 шштов 5 Р 1 , по личному предложению J3 И. Ленина, который высоко це нил его как ученого и честно го, добросовестного челове ка, в качестве эксперта от Со- сотского Союза участвует п переговорах- с Финляндией и Норвегией но вопросам рыО- ного промысла. Словом, вклад II М. Кнппо- вича в науку, в становление отечестве иных рыбных про мыслов переоценить просто та ки трудно. И невольно дума ется: быть может, есть смысл подумать над таким вопросом, как учреждение премиального фонда имени Н. М. Книповпча. Столь почетные премии бу дут вручаться, скажем; ;sa лучшие научные работы по океанографии и развитию рыб ного хозяйства страны. Это будет лучшая дань памяти вы дающемуся ученому, который, как -говорилось в опублико вание Ц в «Рыбном Мурмане» =статье, помогая поморамi ре шая практическую задачу на сугубо научной основе. В. ДИМИТРОВА, старший инженер отдела научно-технической информации Полярного научно - исследовательского института морского рыбного хозяйства и океанографии (ПИНРО). ОТ РЕДАК»ДИИ. Предложение В. В. Димитро вой представляется редакции еженедельника чрезвычайно интересны л. За последние годы условия рыболовства крайне осложнились. Назрела необхо димость как можно шире раз вернуть работы по исследова нию и освоению новых промы словых районов. Думается, уч реждение премиального фон да, о котором пишет сотрудни ца ПИНРО, станет не только данью памяти замечательного ученого, но и дополнительным стимулом для поиска качест венно новых методов исследо вания Мирового океана, на правленных на повышение эф фективности использования его богатств. Хотелось бы услышать мне ние на этот счет специалистов рыбной промышленности, уче ных. ИНТЕРЕС К ОПЫТУ ПЕРЕДОВОГО ЭКИПАЖА <А техника нам только по могала» — под таким заголов ком в еженедельнике была ‘опубликована корреспонден ция помощника капитана по производству БМРТ «Леонид Новоспасским» 13. В. Шабано ва. В ней речь шла о слажен ной работе икипажа траулера, о творческом поиске судовых новаторов, стремившихся улучшить процесс обработки рыбы. Редакция получила ответ на публикацию из объединения <д1урманрыбпром». Замести тель генерального директора объединения В. Т. ЧИСЛОВ со общает: «Экипаж БМРТ «Леонид Но воспасский» возвратился из рейса 6 ноября 1982 года. Ко гда были точно определены результаты выполнения рей сового задания, в объедине нии решили более подробно изучить организацию труда на траулере в выпуске разде ланной рыбы и филе. Помощник капитана по про изводству В. В. Шабанов под готовил подробный отчет о работе в рейсе, деятельность производственной службы суд на обсуждали в отделе глав ного технолога, а экипажа в целом — на заседании комис сии объединения. На траулере побывали конструкторы. Они подготовили схему располо жения средств малой меха низации с дополнениями и изменениями, которые появи лись в последнем рейсе. На основании этой схемы было произведено переоборудова ние рыбофабрики перед но вым рейсом. Надо сказать, что еще ив промысле В. В. Шабанов по бывал на нескольких судах группы, поделился опытом ра боты своего экипажа. Техно лог-наставник А. С. Рослый, который находился некоторое время на БМРТ «Леонид Но воспасский», по достоинству оценил там организацию тру да и предложил всем помощ никам капитана по производ ству судов группы внедрить у себя опыт передового экипа жа. Многие специалисты по сетили БМРТ «Леонид Новос пасский». Теперь все капитаны-дирек торы и их помощники по про изводству, уходящие в тот район промысла, где работал траулер, знакомятся со схемой расстановки малой механиза ции и организацией труда на траулере. Техническая вооруженность флота позволяет широко вне дрить опыт передового экипа жа. На судах проекта В 408 находятся в эксплуатации одиннадцать филейных- стан ков А-8-ИФИ Р. Операция удаления костных наростов на ставриде на всех судах механизирована в ре зультате переделки конструк ций тушечных станков , под фрезерны е щитки. На всех судах внедрена также раздел ка рыбы на консервных тран спортерах с помощью лен точных головорубов. Это поз волило коллективу объедине ния перевыполнить план 1982 года по выпуску разделанной рыбы. Равнение на передовые эки пажи, обобщение и внедрение их опыта, помогут мурман- рыбпромссцам успешно' вы полнить и плановые задания 1983 года». II февраля 1Ш года РЫБНЫЙМУРМАН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz