Рыбный Мурман. 1983 г. Февраль.
ШЕСТЬДЕСЯТ ЛЕТ АЭРОФЛОТУ СССР ДРУЖАТ) С Р Ы Б А К А М И Передо мной только что пришедшая к нам, ■ авиапредпри ятие, телеграмма: «Решением руководства Всесоюзного объеди нения «Севрыба» « середине февраля намечаются поиски мой вы с помощью авиации с плавбазы «Полярная звезда». Прошу подготовить вертолет Ка-26 в гидроварианте... Начальник «Сев- рыбпромразведки» Наумов». Вот так просто: для мойвенной путины необходим вертогет. Да если потребуется, выделим и самолет. И не какой-нибудь там тихоход, а огромный воздушный лайнер Ил-18 или Ан-24. Потому что не могут сейчас попусту бороздить промысловые суда Баренцево море. С самолета же, а лучше с вертолета, все видно как на ладошке. Мелькнуло фиолетовое пятно на безбрежной морской глади — это он, косяк рыбы. Наводи промысловое судно... На Кольский полуостров гражданская авиация пришла з тридцатые годы и сразу за воевала у жителей заполяр ного края огромный автори тет. Она быстро и уверенно вошла в быт северян, в на родное хозяйство Мурмана. Вскоре без нее не мыслили нормальной деятельности хо зяева тундры — саамы и коми, рыбаки и лесорубы Терского берега, геологи и исследователи земных бо гатств. Подружились с граж данской авиацией и рыбаки Мурмана. Первая попытка применить авиацию в рыбном промысле была предпринята осенью 1931 года на Черном море. Когда рыбаки потеряли косяки хам сы, научный сотрудник Азово- Черноморского научно-иссле довательского института рыб ного хозяйства Ю . Марти (тот самый Марти, который впоследствии связал свою жизнь с рыбаками Баренцева моря), используя самолет, об наружил пропажу. Самолет корректировал курс подоспев ших судов, наводил их на косяки. 8 1934 году а Татарском про ливе и в Охотском море авиа разведка обнаружила скопле ние сельди, кеты, белуги и ластоногих, чем очень помог ла промысловикам. Удачный опыт разведки с помощью самолета на Даль нем Востоке и в Азово-Чер- номорье открывал перед ры баками. Мурмана возможность скорейшей организации авиа разведки в сельдяном про мысле. Мурманский окружком ВКП (б) еще в 1931 году хо датайствовал перед прави тельством о выделении спе циальных 'самолетов для об служивания местного рыбно го промысла, но дело застопо рилось изгза отсутствия авиа базы в Заполярье. Воздушная разведка рыбы на АЛурмане началась только а конце 1938 года. Первые по леты провели полярные лет чики из Архангельска Худоно- гоз и Бобров на самолете МП-1-бис с участием все того же беспокойного энтузиаста, впоследствии замечательного ученого, работника ПИНРО Ю . Марти, который в это вре мя уже заведовал лаборато рией сельди в Полярном на учно - исследовательском ин ституте морского рыбного хо зяйства. Воздушные разведчи ки обнаружили а водах Ба ренцева моря мощные скоп ления сельди. Они установили радиосвязь с базой промыс ловой разведки и сообщили координаты косяков, в ука занный район вскоре подо шли рыболовные суда и взяли богатые уловы. Значительную помощь ока зывали авиаторы рыбакам, промышлявшим на Терском побережье и на внутренних водоемах Кольского полуост рова. Самолеты доставляли на тони соль, рыболовецкое снаряжение, продукты пита ния, а вывозили на базу сем гу, сига и другую рыбу цен ных пород. Однажды рыбакам Терско го берега срочно потребова лось вывезти рыбу с факто рий, разбросанных на побе режье Белого моря, и много численных озер в южной ча сти Кольского полуострова, а промысловикам доставить про довольствие и снаряжение. Работу выполнили пилоты П. Иванов, В. Микрюков и авиатехник В. Титов. За пять напряженных суток (95 часов 30 минут летного зремени) ка двух маленьких самолетах «шазрушках» было перевезено 20 453 килограмма грузов. Без преувеличения можно сказать, что авиация соверши ла революцию в рыбной раз ведке, в изучении миграции рыбных стад, в наводке на них промысловых судов. В довоенные годы над Ба ренцевым и Белым морями ус пешно вели авиаразведку ко сяков рыбы пионеры Коль ского неба Пантелей Овчин ников, Михаил Карабанов, Бо рис Арензон, Сергей Скорен- ко, Георгий Нарбут. Как бла годарны им были рыбаки М ур мана, делая богатые заметы атлантической и беломорской сельди! Особенно больших разма- хов приобрела авиаразведка после Великой Отечественной войны. Самолеты Ли-2 Архан гельского авиапредприятия круглогодично бороздили не бо Баренцева моря. В 60-х годах над волнами застреко тали вертолеты. 8 начале 1968 года «Севры ба» заключила с Мурманским авиапредприятием договор на обслуживание рыболовных су дов в районе Лабрадора. Был сформирован специальный экипаж вертолета Ми-1 (пилот Г. Чуваров, авиатехник Н. Рындин). 30 января плавбаза, оборудованная вертолетной площадкой, с винтокрылой машиной на борту отошла от мурманского причала. Два с половиной месяца находились вертолетчики у берегов Лабрадора и Ньюфа ундленда, налетав 92 часа. Они обеслечивали ледовую разведку и проводили суда в районы больших разводий, что я зимний период было особен но важно. Навигацию следую щего года обслуживали пи лот А . Старцев и авиатехник Н. Рындин, налетавшие 81 час 45 минут. Через два года на промы сел отправился вертолет но вого типа — Ка-26. Эта удоб ная машина делала большие перелеты, брала на борт раз ведывательные команды, са дилась на воду. Новый верто лет не раз выручал рыбаков и в критических ситуациях. Был такой случай. В один из мартовских вече ров на БМРТ-405 тяжело за болел матрос А. Курочкин. Вертолет незамедлительно доставил его на борт флаг манского судна. Врачи, осмо трев больного, решили от править его а ближайший ка надский порт. Медлить было нельзя, и вскоре винтокрылая машина под управлением Г. Провалова взяла курс на Ка наду. Благодаря своевременно му медицинскому вмешатель ству человек был спасен. За время работы в Атланти ке экипаж этого вертолета на летал 126 часов. На следующий год рыбаки пожелали иметь «под рукой» два вертолета, подготовив для них площадку на плавбазе «Полярная звезда». Вертолет чикам предстояло летать над Баренцевым, Белым и Карским морями. Сезон предполагался с 25 мая по 15 октября и был рас считан на 250 летных часов. В задачу экипажа входила не только разведка скоплений сельди, но и доставка с бере га на судно почты, снаряже ния, оборудования, транспор тировка больных. Тогда же ре шили с помощью вертолетов доставлять рыбаков к матери ковым местам лова — на озе ра Кольского полуострова и Карелии. Вертолет Ка-26 полностью вытеснил в обслуживании ры баков самолет Ли-2, который использовался только для раз ведки сельди с воздуха. 8 конце 50-х — начале 60-х годов на Кольском полуост рове началось искусствен ное разведение ценных по род рыб. В больших масшта бах развернулись опыты по акклиматизации горбуши, до ставленной самолетом с Саха лина. Период инкубации ик ринки прошли на Тайбольском рыбоводном заводе. В том же году в водоемы Мурманской области было выпущено 3,5 миллиона молоди, а позже — еще 6 миллионов с Тайболь- ского и Умбского рыбзаво- дов. Вертолеты Ми-4 и Ми-1 доставляли ее к месту назна чения — в реки области. С каждым годом интенсивность этой работы увеличивалась. Но с ней хорошо справлялись мурманские авиаторы А. Стар цев, В. Ф атеев, В. Кривенко, Г. Чуваров, В. Холодняк. Сейчас ни одна мойвенная путина на Мурмане не прохо дит без помощи авиации. Ни одна большая рыбацкая за думка не решается без само летов или вертолетов. Только с помощью авиации делаются богатые заметы. Выполняя Продовольствен ную программу страны, мур манские авиаторы идут в тес ном единении, плечом к пле чу с рыбаками заполярного края. Есть в победах труже ников моря и победа людей в летной форме. Дружат авиаторы с рыба ками, и с каждым годом эта дружба становится крепче. М. ГОЛОВЕНКОВ, работник Мурманского авиапредприятия. ^А Д Я С Ё т-' кюесл( самолетное р о, пристегнув шись ремнями безопасности, мы, как обычно, краем уха выслушиваем информацию бортпроводницы: «Полет по маршруту Мурманск — Ле. нинград выполняет экипаж Ленинградского объединен ного авиаотряда. Командир экипажа...» И фамилию тут же забываем. А экипаж, который неод нократно принимал нас, мурманчан, на борт самоле та, — вот он, на снимке фо токорреспондента ТАСС М. Блохина. Командира эки пажа Ю. С. Стешенко (край ний слева) руководители Ле. нинградского авиаотряда отрекомендовали нам по те лефону коротко: сОтличный летчик, хороший командир». Под стать ему второй пи лот Н. Л. Григорьев, штур ман В. М. Меншун и борт инженер В. А. Серов. ЦИФРЫ, ФАКТЫ, ПЛАНЫ 200 ТОНН ОЛЕНИНЫ предстоит вывезти из пунк тов забоя Нынешней весной. Без авиации здесь не обой тись. А крыльям, как извест но, бездорожье не помеха. 2500 ГЕКТАРОВ кормовых угодий обработали авиаторы в прошлом, 1982 го ду. Подкормка удобрениями с воздуха дала возможность по высить урожайность трав на 20 центнеров. Была опробова на и новинка -г- авиационно химические работы велись с помощью вертолета Ми-2. 600 ТЫСЯЧ ПАССАЖИРОВ . перевезут в этом году авиа торы Заполярья. В команди ровки, ■ отпуск, по турпутев кам... Но перелет из горо да в город — это не только час-два в самолетном кресле. Это еще и ожидание у кассы, ожидание в зале аэропорта — то регистрацию ждать, то посадку, а то и полсуток — погоды... Работники Мурман ского агентства «Аэрофлот» в этом году направили свои уси лия на улучшение обслужива ния пассажиров. Вот что они планируют. ДО 20 ЧАСОВ будут работать филиалы го родского агентства во всех районах Мурманска. На двух сменную работу в феврале будет переведена касса-фи- лиал в Ленинском районе. 4 КАССЫ теперь будут работать в за ле ожидания аэропорта вмес то одной, как было раньше. Кроме того, здесь же откро ются два справочных бюро, кабина администратора. Те перь не нужно будет всем — и сдающим билеты, и приоб ретающим их, и доплачиваю щим за багажный вес пасса жирам толкаться локтями у одного окошечка... Все эти службы расположатся за удобными, обитыми «под кожу» стойками — они уже установлены. 12 «ПОСАДОЧНЫХ» МЕСТ — такова «мощность» коктейль- бара, который расположится на первом этаже зала ожида ния аэропорта, рядом с кафе. Кафе, кстати, будет переобо рудовано, ему будет придан более современный вид. 4 КИОСКА, 4 ТЕЛЕФОНА будут установлены в зале ожи дания. Киоски — аптечный, книжный, сувенирный и газет ный — вместо существующих пока что прилавков. Ну а те лефоны-автоматы — тоже для удобства пассажиров. ДИЗАЙН СВОЕ ТРЕБУЕТ и с этим надо считаться. На пример, обивка поручней на лестницах, ограждений второ го этажа будет сделана «под кожу» — это в духе требова ний современного дизайна. Кроме того, такая перемена создает у пассажиров ощуще ние уюта, тепла. Эти работы будут завершены в течение года. Е. ИВАНОЗ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz