Рыбный Мурман. 1983 г. Декабрь.
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ «Аврора» на Севере Легендарный крейсер «Ав рора», стоящий ныне на веч ной стоянке на Неве, занимает в летописи Мурманска особое место. Многие северяне знают его технические характеристики: водоизмещение 6700 тонн, дли на — 124 метра, ширина — 17 метров, осадка — 6,4 метра, мощность машинной установки — 11,6 тыс. л. с. Знают мур манчане и историю «Авроры* — заложена на верфи «Новое адмиралтейство» в 1897 году, через три года спущена на во ду, введена в строй боевых кораблей 16 июля 1903 года. Крейсер «Аврора» вместе с «Варягом» и «Аскольдом» уча ствовал в русско-японской вой не. Корабль имел сильную ар тиллерию (восемь 152-милли- метровых и двадцать четыре 75-миллиметровых орудий), три торпедных аппарата. В октябрьские дни 1917 го да экипаж «Авроры», а в нем было 42 большевика, встал на сторону восставших. Мурман чанам небезынтересно знать, что в команде «Авроры» был в те дни и Константин Ивано- вич Душенов, впоследствии ко мандующий Северным военно- морским флотом. По приказу Военно - революционного ко митета «Аврора» заняла по зицию у Николаевского (ныне имени Шмидта) моста и в 21 час 45 минут 25 октября (7 но ября) сделала предупредитель ный, холостой выстрел по Зимнему дворцу, где доживало «свой век» временное пра вительство. По приказу ко миссара А. В. Белышева вы стрел из носового шестидюй мового орудия сделал комен дор Е. М. Огнев. Окончилась гражданская война, и Республика Советов взялась за создание нового океанского флота. Чтобы при учить курсантов военно-мор ских училищ (а среди них были будущие флотоводцы С. Г. Горшков, А. Г. Головко, В. А. Касатонов и др.) к мо рю и морской стихии, чаще стали практиковаться боль шие переходы. Так, в 1924 го ду крейсер «Аврора» в паре с учебным кораблем «Комсомо лец» участвовал в походе из Ленинграда в Мурманск Командир корабля Л. А. По ленов вспоминал: «Еще на хо ду корабли были встречены представителями губисполко- ма, вышедшими в море порто вым пароходом. Встреча с на селением была сердечной, все радовались успешному плава нию нашего отряда, сознавая, какую важную и ответствен ную задачу блестяще выпол нили корабли нашего Красно го флота». 24 июля — а это был чет верг — в 17 часов на площа ди Свободы (там сейчас сквер) состоялся большой праздник встречи военных моряков и трудящихся Мурманска. Отчет об этом «Полярная правда» дала 26 июля. В том же номере было опубликовано приветствие Мурманского губ- кома ВКП (б): «На седьмом го ду пролетарской революции мы встречаем вас на далеком Севере. Мы счастливы...» Второй раз «Аврора» при шла в Мурманск летом 1925 года — и опять с курсантами. Один из участников этого похода вспоминал: «Встретил нас Мурманск весело и тепло. Все вечера гремела музыка, радио разносило слова песен и декламации гостей с Балти ки. Футболисты кораблей сос тязались с местными спорт сменами, расстались с этим городом большими друзьями». Прошло еще пять лет. И 15 июля 1930 года, рано у т ром, «Аврора» вновь покину ла свою стоянну в Кронштад те. Через несколько дней «Ав рора» и сопровождавший ее учебный корабль «Комсо молец» были в Мурманске. «Полярная правда» 30 июля 1930 года вышла с аншлагом: «Кораблям Балтийского Крас нознаменного флота — герои ческой «Авроре» и «Комсо мольцу» пламенный привет от трудящихся города Мурман ска» В газете зыступнл воен ком Я. В Настусевич; «При дя в Мурманск, подчинив се бе пространства океанов, мы протягиваем краснофлотскую, коллективную руку, чтобы ею пожать руку мурманского про летариата». п А. КИСЕЛЕВ. В середине XVI века русские поморы освоили лов рыбы на Мурманском (ныне Баренцевом) море, и с тех пор Мурман стал той «нивой», которая постоянно кормила жителей непа шенного Севера. Рыба считалась постной пищей, и в течение почти трети года она заменяла в рационе дореволюционного населения мясные и молочные продукты. Относительно дешевая треска шла далеко за пределы Мурмана — вплоть до Москвы и Петербурга. После падения крепостного права (1861 г.) капитализм в погоне за высокой прибылью стал из центра России распро страняться вширь — проникать на отсталые окраины, в том числе и на Кольский полуостров. На Мурманском берегу возникли поселки, так называемые «колонии», появились фактории — торгово-промышленные за ведения. Здесь продавались всякие товары, скупалась рыба, вытапливался жир, изготовлялись сети, сдавались в аренду промысловые суда и орудия лова. Вдоль побережий откры лось пароходное сообщение. Общество Красного Креста ор ганизовало медицинскую помощь рыбакам. Все это способ ствовало подъему промыслов. По оценке В. И. Ленина, Мур манский берег стал «одним из главных центров русской ры бопромышленности» (Полн. собр. соч., т. 3, с. 600). Ш Т 0 1 7 1 Ш ! ■I I 1883 год ознаменовался китобойной горячкой. По примеру норвежцев, русские капиталисты, затратив сотни тысяч рублей, устроили в Ура- и Ара-губах предприя тия по переработке китовых туш (заводы Гебеля и Ше реметьева), приобрели не сколько китобойных паро ходов. В 1882 году на Мурман*, при благоприятной промыс ловой обстановке, был до стигнут рекордный улов — около 1 миллиона пудов (164 тысячи центнеров) ры бы. Таким ;ке добычливым ожидался и следующий се зон. Жители беломорских селений и отчасти даже финны, никогда ранее не занимавшиеся промыслами в Ледовитом океане, устреми лись на Мурман. 20 апреля 1883 года «Архангельские губернские ведомости» поместили сле дующую корреспонденцию: «Нам пишут из Колы от 31 марта, что первые партии ры бопромышленников, следую щих на Мурманский берег, в этом году появились в Коле в начале февраля месяца*. 6—8 числа через город Колу проследовала партия финлянд цев — 121 чел. мужчин и 5 женщин из Улеаборгской гу бернии. Русских промышленников проследовало через Лаплан дию с 11 по 24 марта 1543 взрослых мужчин, 286 мальчи- ков-эуев и 32 женщины; кро ме того, прошло 230 чел. ра бочих как в Норвегию, так равно на русские фактории и мореходные суда; всего же, с финляндцами, проследовало 2217 человек — более против прошлого года на 662 челове ка. Такое увеличение промыш ленников объясняется удачны ми промыслами, бывшими в прошлом* году, и хорошим заработком, в надежде на что и промысловых судов в на стоящем году организовано на 124 шняки более. Путь свой на Мурман про мышленники совершили ныне при самых благоприятных ус ловиях: время было тихое, теплое, и потому заболевших во время пути почти не бы ло. Для проезда нанято было 2305 оленей за 3865 руб. 50 чоп. Хлеб печеный продавал ся во время прохода партий по 1 руб. 50 коп. за пуд, со леная рыба (треска) — тоже по 1 руб. 50 коп. пуд. Пароход Товарищества Ар хангельске Мурманского сроч ного пароходства «Чижов» на«ал свои рейсы между Нор вегией и становищем Семь Островоа с 18 марта, отпра вившись этого числа из Колы с партиями промышленников по становищам и в Норвегию, чем значительно облегчилось путешоствме партий к местам промысла. Для оказания медицинской помощи во время промыслов 28 марта прибыл на Мурман ский берег санитарный отряд общества Красного Креста, со стоящий из одного доктора, пяти фельдшеров, четырех сестер милосердия и двух служителей». По официальной статисти- ке, учитывавшей только от- возпую продукцию (не при нимая во внимание потреб ленную самими промышлен никами), в 1883 году на Мурмане было выловлено 3332 рабочими 989 658 пу дов рыбы, стоившей по ску почным ценам 540 608 руб лей. Средняя выработка на одного рыбака составляла 298 пудов (4887 килограм мов) сухой и соленой рыбы. По уровню производства рыбной продукции 1882— 1883 годы являлись перио дом нливыстего подъема мурманских промыслов в досоветское время. По мере развития посе лений на Мурманском бере гу — Печенги, Териберки, Гаврилова и других — ста ринная Кола, былая «сто лица Лапландии», отходила на задворки экономической жизни края Привилегии и льготы, данные правитель ством колонистам (освобож дение от государственных податей и сборов, воинской повинности и лесного нало га, право беспошлинной тор говли иностранными товара ми и т. п.), на колян не распространялись. В 1854 году, во время Крымской войны, Колу со жгли англичане. Правитель ство сочло бесполезным вос станавливать город и пере вело уездные учреждения в Кемь. Заштатная Кола ли шилась дорожного сообще ния с внутренней Россией, не имела почты и медицин ской иомощи. Много лет ко- ляне жили в землянках, пока смогли на свои скуд ные средства поставить до ма. Уловистые годы на мур манских промыслах попра вили положение части ко лян. В 1883 году в городе стояло уже 122 двора. 13 кольских «хозяев» вели промыслы наемным трудом (на них работали 67 взрос лых рыба- ов п 9 подрост- ков-зуйков), остальные про мышляли артельно всклад- чину или по найму. Ежегодно по веене коль- ские плотники изготовляли около десятка шняк на-про дажу, получая от поморских промышленников но 30 руб лей за судно без оснастки. Кольские шняки строились из плохого леса, имели низ кие борта, малую скорость движения и. по свидетельст ву современника, «только при бесшабашной удали по мора» на них можно было пускаться «в плавание по бурному и грозному океа ну». По мере заселения Мур манского берега и увеличе ния числа рыбаков и тор говцев все более чувствова лась слабость власти в рай оне промыслов. Учитывая «постоянные сетования иро- мышленников-хозяев на буйства и езоеволия рабо чих», царь Александр Тре тий 8 февраля 1883 года повелел выделить Кольский полуостров из Кемского уезда и снова сделать Колу уездным центром с полным штатом полицейских, судеб ных и прочих учреждений. Возведение в ранг уезд ного города не спасло Колу от захпрения. Оказавшись в невыгодном положении по сравнению с привилегиро ванными колониями Мурма на, лишенная каких-либо естественных богатств, она не имела перспектив для роста. Некоторые коляне, желая воспользоваться пра вами и льготами колони стов. стали записываться в Терпберку, Еретики и дру гие колонии. Сто лет назад на запад ном Мурмане побывал чи новник Министерства иност ранных дел Д. Н. Бухаров, написавший о своем путе шествии книгу «Поездка по Лапландии осенью 1383 го да» (СПб., 1885). Автор имел поручение проверить сохранность пограничных знаков, поставленных по конвенции с Норвегией в 1346 году. В . Пазрецком погосте Д Н Бухаров встретился с лопарями п был поражен «их тяжелым существовани ем» и «приниженным, убогим видом». Эти 121 человек являлись «единственными охранителями нашей грани цы и государственной без опасности», людьми «безза ветно преданными Отечест ву». Погост состоял из «один надцати жалких избушек, сколоченных из грубо обте санных бревен и покрытых дерном». Это были «почти квадратные, насквозь про дуваемые постройки, длиною и шириною не более 5 ша гов. В них потолка нет и вышина ’ до конька позволя ет лишь человеку среднего роста стоять не сгибаясь. Крошечная дверь вводит в грязное, сырое, темное жи лье. В углу камелек или очаг из грубо сложенных камней, по стенам полки и нары; пол большей частью земляной... Вокруг этих жалких жилищ теснятся ам- барчики для склада снастей, муки, рыбы и прочего и хлевы для овец». Д. Н Бухаров взял провод ников и двинулся вверх по реке Паз. Стояла холодная осень, падал мокрый снег, дул ветер. Путь на утлых лодках был труден* и опасен, особенно на порогах и зава-*- лах. Лопари ввиду непогоды могли отказаться от поездки, но они проявили такую силу духа и выносливость, каких не ожидал увидеть заезжий чиновник в обездоленных лю дях. В самых критических обсто ятельствах, «в тяжелые мину ты и тогда, когда всякий го тов был проклясть свою судь бу», лопари были «замечатель но веселы, бодры, разговор чивы... Мокрые и голодные, с посиневшими от холода лица ми, — пишет Бухаров, — они все же не переставали шутить и смеяться. Удивительный, непостижимый, чудный на род!» Лопари, даже в дальних погостах, хорошо знали рус- сиий язык. Наблюдения Д. И. Бухарова свидетельствуют о глубоком воздействии русской культуры на жизнь абориге нов края. «Лопарь, — отмеча ет Бухаров, — нередко коро тает время, напевая песню, слышанную им на поморских судах или другим путем за несенную в его глушь». Ло пари носили одежду русского покроя — ситцевые и холщо вые рубахи, суконные кафта ны, иногда сюртуки и пид жаки, а вместо национально го колпака — фуражки. «Бо лее зажиточные лопари» ста ли строить избы с русской печью. В общественно - полити ческой жизни России 1883 год ознаменовался усиле нием реакции. Ее проявле ния заметны и на Крайнем Севере. Увеличился приток ссыльных — борцов с са модержавием. Духовенство развернуло кампанию по сбору средств на возобнов ление Неченгского монасты ря. Большими тиражами пе чатались религиозно - нрав ственные брошюры, «сказа ния» о печенгском «чудо творце» Трифоне (отмеча лось трехсотлетие со дня его смерти). В школах на саждался «закон божий». В мае 1883 года в Мос кве торжественно короновал ся предпоследний русский император Александр Тре тий. Выступая перед соб ранными со всей страны волостными старшинами, он говорил о незыблемости по мещичьей собственности и призывал подданных жить тихо и спокойно. Но бег истории все ускорялся и приближал смертный час са модержавия и всего эксплуа таторского строя. В сентяб ре 1883 года русские рево люционеры создали в Швей царии группу «Освобожде ние труда», высоко подняв шую знамя марксизма. Пройдет двадцать лег — и в России возникнет боль шевистская партия, возглав ляемая В И Лениным, ко торая приведет народ к по беде нового строя. И. УШАКОВ, проф ессор Мурманского пединститута, доктор исто рических наук. ЕМиятлишя декабря 1983 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz