Рыбный Мурман. 1983 г. Декабрь.

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ «Аврора» на Севере Легендарный крейсер «Ав­ рора», стоящий ныне на веч­ ной стоянке на Неве, занимает в летописи Мурманска особое место. Многие северяне знают его технические характеристики: водоизмещение 6700 тонн, дли­ на — 124 метра, ширина — 17 метров, осадка — 6,4 метра, мощность машинной установки — 11,6 тыс. л. с. Знают мур­ манчане и историю «Авроры* — заложена на верфи «Новое адмиралтейство» в 1897 году, через три года спущена на во­ ду, введена в строй боевых кораблей 16 июля 1903 года. Крейсер «Аврора» вместе с «Варягом» и «Аскольдом» уча­ ствовал в русско-японской вой­ не. Корабль имел сильную ар­ тиллерию (восемь 152-милли- метровых и двадцать четыре 75-миллиметровых орудий), три торпедных аппарата. В октябрьские дни 1917 го­ да экипаж «Авроры», а в нем было 42 большевика, встал на сторону восставших. Мурман­ чанам небезынтересно знать, что в команде «Авроры» был в те дни и Константин Ивано- вич Душенов, впоследствии ко­ мандующий Северным военно- морским флотом. По приказу Военно - революционного ко­ митета «Аврора» заняла по­ зицию у Николаевского (ныне имени Шмидта) моста и в 21 час 45 минут 25 октября (7 но­ ября) сделала предупредитель­ ный, холостой выстрел по Зимнему дворцу, где доживало «свой век» временное пра­ вительство. По приказу ко­ миссара А. В. Белышева вы­ стрел из носового шестидюй­ мового орудия сделал комен­ дор Е. М. Огнев. Окончилась гражданская война, и Республика Советов взялась за создание нового океанского флота. Чтобы при­ учить курсантов военно-мор­ ских училищ (а среди них были будущие флотоводцы С. Г. Горшков, А. Г. Головко, В. А. Касатонов и др.) к мо­ рю и морской стихии, чаще стали практиковаться боль­ шие переходы. Так, в 1924 го­ ду крейсер «Аврора» в паре с учебным кораблем «Комсомо­ лец» участвовал в походе из Ленинграда в Мурманск Командир корабля Л. А. По­ ленов вспоминал: «Еще на хо­ ду корабли были встречены представителями губисполко- ма, вышедшими в море порто­ вым пароходом. Встреча с на­ селением была сердечной, все радовались успешному плава­ нию нашего отряда, сознавая, какую важную и ответствен­ ную задачу блестяще выпол­ нили корабли нашего Красно­ го флота». 24 июля — а это был чет­ верг — в 17 часов на площа­ ди Свободы (там сейчас сквер) состоялся большой праздник встречи военных моряков и трудящихся Мурманска. Отчет об этом «Полярная правда» дала 26 июля. В том же номере было опубликовано приветствие Мурманского губ- кома ВКП (б): «На седьмом го­ ду пролетарской революции мы встречаем вас на далеком Севере. Мы счастливы...» Второй раз «Аврора» при­ шла в Мурманск летом 1925 года — и опять с курсантами. Один из участников этого похода вспоминал: «Встретил нас Мурманск весело и тепло. Все вечера гремела музыка, радио разносило слова песен и декламации гостей с Балти­ ки. Футболисты кораблей сос­ тязались с местными спорт­ сменами, расстались с этим городом большими друзьями». Прошло еще пять лет. И 15 июля 1930 года, рано у т­ ром, «Аврора» вновь покину­ ла свою стоянну в Кронштад­ те. Через несколько дней «Ав­ рора» и сопровождавший ее учебный корабль «Комсо­ молец» были в Мурманске. «Полярная правда» 30 июля 1930 года вышла с аншлагом: «Кораблям Балтийского Крас­ нознаменного флота — герои­ ческой «Авроре» и «Комсо­ мольцу» пламенный привет от трудящихся города Мурман­ ска» В газете зыступнл воен ком Я. В Настусевич; «При­ дя в Мурманск, подчинив се­ бе пространства океанов, мы протягиваем краснофлотскую, коллективную руку, чтобы ею пожать руку мурманского про­ летариата». п А. КИСЕЛЕВ. В середине XVI века русские поморы освоили лов рыбы на Мурманском (ныне Баренцевом) море, и с тех пор Мурман стал той «нивой», которая постоянно кормила жителей непа­ шенного Севера. Рыба считалась постной пищей, и в течение почти трети года она заменяла в рационе дореволюционного населения мясные и молочные продукты. Относительно дешевая треска шла далеко за пределы Мурмана — вплоть до Москвы и Петербурга. После падения крепостного права (1861 г.) капитализм в погоне за высокой прибылью стал из центра России распро­ страняться вширь — проникать на отсталые окраины, в том числе и на Кольский полуостров. На Мурманском берегу возникли поселки, так называемые «колонии», появились фактории — торгово-промышленные за­ ведения. Здесь продавались всякие товары, скупалась рыба, вытапливался жир, изготовлялись сети, сдавались в аренду промысловые суда и орудия лова. Вдоль побережий откры­ лось пароходное сообщение. Общество Красного Креста ор­ ганизовало медицинскую помощь рыбакам. Все это способ­ ствовало подъему промыслов. По оценке В. И. Ленина, Мур­ манский берег стал «одним из главных центров русской ры­ бопромышленности» (Полн. собр. соч., т. 3, с. 600). Ш Т 0 1 7 1 Ш ! ■I I 1883 год ознаменовался китобойной горячкой. По примеру норвежцев, русские капиталисты, затратив сотни тысяч рублей, устроили в Ура- и Ара-губах предприя­ тия по переработке китовых туш (заводы Гебеля и Ше­ реметьева), приобрели не­ сколько китобойных паро­ ходов. В 1882 году на Мурман*, при благоприятной промыс­ ловой обстановке, был до­ стигнут рекордный улов — около 1 миллиона пудов (164 тысячи центнеров) ры­ бы. Таким ;ке добычливым ожидался и следующий се­ зон. Жители беломорских селений и отчасти даже финны, никогда ранее не занимавшиеся промыслами в Ледовитом океане, устреми­ лись на Мурман. 20 апреля 1883 года «Архангельские губернские ведомости» поместили сле­ дующую корреспонденцию: «Нам пишут из Колы от 31 марта, что первые партии ры­ бопромышленников, следую­ щих на Мурманский берег, в этом году появились в Коле в начале февраля месяца*. 6—8 числа через город Колу проследовала партия финлянд­ цев — 121 чел. мужчин и 5 женщин из Улеаборгской гу­ бернии. Русских промышленников проследовало через Лаплан­ дию с 11 по 24 марта 1543 взрослых мужчин, 286 мальчи- ков-эуев и 32 женщины; кро­ ме того, прошло 230 чел. ра­ бочих как в Норвегию, так равно на русские фактории и мореходные суда; всего же, с финляндцами, проследовало 2217 человек — более против прошлого года на 662 челове­ ка. Такое увеличение промыш­ ленников объясняется удачны­ ми промыслами, бывшими в прошлом* году, и хорошим заработком, в надежде на что и промысловых судов в на­ стоящем году организовано на 124 шняки более. Путь свой на Мурман про­ мышленники совершили ныне при самых благоприятных ус­ ловиях: время было тихое, теплое, и потому заболевших во время пути почти не бы ­ ло. Для проезда нанято было 2305 оленей за 3865 руб. 50 чоп. Хлеб печеный продавал­ ся во время прохода партий по 1 руб. 50 коп. за пуд, со­ леная рыба (треска) — тоже по 1 руб. 50 коп. пуд. Пароход Товарищества Ар­ хангельске Мурманского сроч­ ного пароходства «Чижов» на«ал свои рейсы между Нор­ вегией и становищем Семь Островоа с 18 марта, отпра­ вившись этого числа из Колы с партиями промышленников по становищам и в Норвегию, чем значительно облегчилось путешоствме партий к местам промысла. Для оказания медицинской помощи во время промыслов 28 марта прибыл на Мурман­ ский берег санитарный отряд общества Красного Креста, со­ стоящий из одного доктора, пяти фельдшеров, четырех сестер милосердия и двух служителей». По официальной статисти- ке, учитывавшей только от- возпую продукцию (не при­ нимая во внимание потреб­ ленную самими промышлен­ никами), в 1883 году на Мурмане было выловлено 3332 рабочими 989 658 пу­ дов рыбы, стоившей по ску­ почным ценам 540 608 руб­ лей. Средняя выработка на одного рыбака составляла 298 пудов (4887 килограм­ мов) сухой и соленой рыбы. По уровню производства рыбной продукции 1882— 1883 годы являлись перио­ дом нливыстего подъема мурманских промыслов в досоветское время. По мере развития посе­ лений на Мурманском бере­ гу — Печенги, Териберки, Гаврилова и других — ста­ ринная Кола, былая «сто­ лица Лапландии», отходила на задворки экономической жизни края Привилегии и льготы, данные правитель­ ством колонистам (освобож­ дение от государственных податей и сборов, воинской повинности и лесного нало­ га, право беспошлинной тор­ говли иностранными товара­ ми и т. п.), на колян не распространялись. В 1854 году, во время Крымской войны, Колу со­ жгли англичане. Правитель­ ство сочло бесполезным вос­ станавливать город и пере­ вело уездные учреждения в Кемь. Заштатная Кола ли­ шилась дорожного сообще­ ния с внутренней Россией, не имела почты и медицин­ ской иомощи. Много лет ко- ляне жили в землянках, пока смогли на свои скуд­ ные средства поставить до­ ма. Уловистые годы на мур­ манских промыслах попра­ вили положение части ко­ лян. В 1883 году в городе стояло уже 122 двора. 13 кольских «хозяев» вели промыслы наемным трудом (на них работали 67 взрос­ лых рыба- ов п 9 подрост- ков-зуйков), остальные про­ мышляли артельно всклад- чину или по найму. Ежегодно по веене коль- ские плотники изготовляли около десятка шняк на-про­ дажу, получая от поморских промышленников но 30 руб­ лей за судно без оснастки. Кольские шняки строились из плохого леса, имели низ­ кие борта, малую скорость движения и. по свидетельст­ ву современника, «только при бесшабашной удали по­ мора» на них можно было пускаться «в плавание по бурному и грозному океа­ ну». По мере заселения Мур­ манского берега и увеличе­ ния числа рыбаков и тор­ говцев все более чувствова­ лась слабость власти в рай­ оне промыслов. Учитывая «постоянные сетования иро- мышленников-хозяев на буйства и езоеволия рабо­ чих», царь Александр Тре­ тий 8 февраля 1883 года повелел выделить Кольский полуостров из Кемского уезда и снова сделать Колу уездным центром с полным штатом полицейских, судеб­ ных и прочих учреждений. Возведение в ранг уезд­ ного города не спасло Колу от захпрения. Оказавшись в невыгодном положении по сравнению с привилегиро­ ванными колониями Мурма­ на, лишенная каких-либо естественных богатств, она не имела перспектив для роста. Некоторые коляне, желая воспользоваться пра­ вами и льготами колони­ стов. стали записываться в Терпберку, Еретики и дру­ гие колонии. Сто лет назад на запад­ ном Мурмане побывал чи­ новник Министерства иност­ ранных дел Д. Н. Бухаров, написавший о своем путе­ шествии книгу «Поездка по Лапландии осенью 1383 го­ да» (СПб., 1885). Автор имел поручение проверить сохранность пограничных знаков, поставленных по конвенции с Норвегией в 1346 году. В . Пазрецком погосте Д Н Бухаров встретился с лопарями п был поражен «их тяжелым существовани­ ем» и «приниженным, убогим видом». Эти 121 человек являлись «единственными охранителями нашей грани­ цы и государственной без­ опасности», людьми «безза­ ветно преданными Отечест­ ву». Погост состоял из «один­ надцати жалких избушек, сколоченных из грубо обте­ санных бревен и покрытых дерном». Это были «почти квадратные, насквозь про­ дуваемые постройки, длиною и шириною не более 5 ша­ гов. В них потолка нет и вышина ’ до конька позволя­ ет лишь человеку среднего роста стоять не сгибаясь. Крошечная дверь вводит в грязное, сырое, темное жи­ лье. В углу камелек или очаг из грубо сложенных камней, по стенам полки и нары; пол большей частью земляной... Вокруг этих жалких жилищ теснятся ам- барчики для склада снастей, муки, рыбы и прочего и хлевы для овец». Д. Н Бухаров взял провод­ ников и двинулся вверх по реке Паз. Стояла холодная осень, падал мокрый снег, дул ветер. Путь на утлых лодках был труден* и опасен, особенно на порогах и зава-*- лах. Лопари ввиду непогоды могли отказаться от поездки, но они проявили такую силу духа и выносливость, каких не ожидал увидеть заезжий чиновник в обездоленных лю­ дях. В самых критических обсто­ ятельствах, «в тяжелые мину­ ты и тогда, когда всякий го­ тов был проклясть свою судь­ бу», лопари были «замечатель­ но веселы, бодры, разговор­ чивы... Мокрые и голодные, с посиневшими от холода лица­ ми, — пишет Бухаров, — они все же не переставали шутить и смеяться. Удивительный, непостижимый, чудный на­ род!» Лопари, даже в дальних погостах, хорошо знали рус- сиий язык. Наблюдения Д. И. Бухарова свидетельствуют о глубоком воздействии русской культуры на жизнь абориге­ нов края. «Лопарь, — отмеча­ ет Бухаров, — нередко коро­ тает время, напевая песню, слышанную им на поморских судах или другим путем за­ несенную в его глушь». Ло­ пари носили одежду русского покроя — ситцевые и холщо­ вые рубахи, суконные кафта­ ны, иногда сюртуки и пид­ жаки, а вместо национально­ го колпака — фуражки. «Бо­ лее зажиточные лопари» ста­ ли строить избы с русской печью. В общественно - полити­ ческой жизни России 1883 год ознаменовался усиле­ нием реакции. Ее проявле­ ния заметны и на Крайнем Севере. Увеличился приток ссыльных — борцов с са­ модержавием. Духовенство развернуло кампанию по сбору средств на возобнов­ ление Неченгского монасты­ ря. Большими тиражами пе­ чатались религиозно - нрав­ ственные брошюры, «сказа­ ния» о печенгском «чудо­ творце» Трифоне (отмеча­ лось трехсотлетие со дня его смерти). В школах на­ саждался «закон божий». В мае 1883 года в Мос­ кве торжественно короновал­ ся предпоследний русский император Александр Тре­ тий. Выступая перед соб­ ранными со всей страны волостными старшинами, он говорил о незыблемости по­ мещичьей собственности и призывал подданных жить тихо и спокойно. Но бег истории все ускорялся и приближал смертный час са­ модержавия и всего эксплуа­ таторского строя. В сентяб­ ре 1883 года русские рево­ люционеры создали в Швей­ царии группу «Освобожде­ ние труда», высоко подняв­ шую знамя марксизма. Пройдет двадцать лег — и в России возникнет боль­ шевистская партия, возглав­ ляемая В И Лениным, ко­ торая приведет народ к по­ беде нового строя. И. УШАКОВ, проф ессор Мурманского пединститута, доктор исто­ рических наук. ЕМиятлишя декабря 1983 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz