Рыбный Мурман. 1983 г. Декабрь.
• ЗА БЕЗОПАСНОСТЬ МОРЕПЛАВАНИЯ СМОТР готовности С 15 сентября по 15 октября на Северном бассейне про ходил месячник, посвященный подготовке судов к плава нию и работе в осенне-зимний период. Наш корреспондент И. Березюк попросила старшего инженера отдела морепла вания, связи и электрораднонавнгации ВРПО «Севрыба» Г. А. СТОРОЖЕВА рассказать об итогах месячника. — Геннадий Анисимович, поскольку такая проверка проводится не впервые, то, по-видимому, уже есть опре деленный опыт в организа ции месячников, есть с чем сравнить итоги нынешней кампании с результатами прошлогодней... — Да, месячник прово дился во второй раз. Это позволило некоторым орга низациям избежать ошибок прошлого года. Так, напри мер, в 1982 году в Мурман ском траловом флоте даже не издали соответствующий приказ. В управлении «Сев- рыбхолодфлот», «Севрыб- промразведкё» и в некото рых других коллективах в проверках не участвовали представители общественных организаций, представители «Севгосрыбфлот и н с п е к- цин», пожарной инспекции и ЦПКТБ. И это снизило эф фективность проводимого смотра. Но в целом, оцени вая итоги прошлогоднего месячника, хочу отметить главное: в этом году намно го уменьшилось количество аварийных случаев. — Подготовка судов к ра боте зимой — многоплано вое мероприятие. Насколь ко широко велась проверка готовности моряков к этому сложному периоду? — При ВРПО была соз дана комиссия. В нее вошли заместители начальников флотов по мореплаванию, главные инженеры основных предприятий бассейна, пред ставители «Севгосрыбфлот- ннспекции», рыбного порта и ЦПКТВ. Затем были уком плектованы смотровые брига ды, в состав которых вклю чался представитель «чужо го» флота — для большей объективности. А что каса ется непосредственно про верки, то хочу отметить ее масштабность: проверяли ор ганизацию службы на судах, несение вахт, ведение доку ментации, готовность ава рийно - спасательного иму щества, состояние всех судо вых механизмов и самого судна, водонепроницаемых закрытий, обеспечение гер метичности наружного кон тура — дверей, иллюмина торов и так далее. Трудно перечислить все, что подвер галось самой придирчивой проверке. — Всего проверено... — 230 судов бассейна. Но это — от большого ав тономного траулера до плав крана. — А сколько же выявле но недостатков? — В среднем — по пол тора замечания на судно. А если серьезно — больших претензий не было. В ос новном моряки готовы к ра боте в зимних условиях. На некоторых судах объедине ния «Мурманрыбпром» не удовлетворительно ведут журналы технического со стояния. Замечание к «Сев- рыбхолодфлоту» касается слабых практических навы ков у новнчков в аварийных партиях на плавбазах. А в «Севрыбпромразвед- ке» не на всех судах отме чали выполнение мероприя тий по подготовке к зиме. — Но это — замечания по отдельным флотам. А в целом по бассейну? — Наиболее характерные просчеты следующие: во- первых, планы мероприятий на многих судах не имеют конкретных сроков выпол нения, во-вторых, многие старшие помощники капита нов слабо знают правила ры боловства. — Видимо, месячник на звал н лучшие коллективы... — Разумеется. Первое место завоевала служба мо реплавания Архангельского рыбакколхозсоюза, второе — механико-судовая служ ба этого же флота, третье— служба начальника порто- флота объединения «Мур манская судоверфь». А среди судовых коллек тивов за качественную подго товку к работе зимой назва ны лучшими 10 экипажей, им присуждены премии. Это экипажи ВАТ «Констан тин Душенов» Мурманского тралового флота, БМРТ «Пассат-2» объединения «Мурманрыбпром», плавба зы «Алексей Хлобыстов» управления «Севрыбхолод- флот», морской подменный экипаж управления «Сев- рыбпромразведка» и другие. — Итак, польза от месяч ников?.. — Несомненная. Ожидая проверки, люди старательней готовят судно, его механиз мы к испытаниям зимы. Следовательно, меньше ста новится неотремонтнрован- ных машин, лучше комплек туется аварийно-спасательное имущество. КНИЖНАЯ ПОЛКА МОРЯКА Важнейшей проблемой су доходства была и остается одна: обеспечение безопас ности человека на море. А безопасность зависит от со стояния всего комплекса тех нических средств, которые обеспечивают транспортиров ку людей и грузов, а также от грамотного выполнения раз нообразных работ в морских условиях. Ведь, как считают специалисты, причинами 80 процентов всех аварий явля ются неправильные действия моряков или плохая организа ция работы судовых служб. В книге М. Н. Александроза «Безопасность человека на море», написанной ярко, ув лекательно, выявлены основ ные причины гибели судов, происшедшей за последнее десятилетие. Приведены инте ресные сведения о предель ных возможностях человече ского организма в экстре мальных условиях, рассказано о способах эвакуации людей с гибнущего судна. А в книге «Человек, море, техника» вас могут особенно заинтересовать статьи: «Пути совершенствования спасатель ных операций при катастро фах на море», «Обледенение судов — опасность номер один!» и другие. Эти издания можно приоб рести в магазине «Техниче ская книга» по адресу: просп. Кольский, 44. Т. полягошко, старший продавец магази на «Техническая книга». Еще не успела помяться морская форма, не поблек ло золото шевронов у Ни колая Стаценко. Всего лишь два рейса работает он в ка честве четвертого помощни ка капитана. Но выбор про фессии не был для него случайным: три года Нико лай ходил в море слесарем, потом учился в Мурманском высшем морском инженер ном училище. Там же всту пил в ряды КПСС. Ныне молодой судоводитель ус пешно трудится на БМРТ «Демянск» Мурманского тралового флота, экипаж которого досрочно справил ся с выполнением годовых планов по всем показателям. Месяц назад коммунисты траулера избрали Н. С. Стаценко секретарем судо вой партийной организа ции. На снимке: Н. С. СТА ЦЕНКО. Фото В. КОРЕЦКОГО. Сегодня мы даем ответы на материалы, опубликован ные 14 октября («РМ», № 41, 1983 г.). В статье «С ЧЕТЫРЕХ ДО ВОСЬМИ» речь шла о старших по мощниках капитанов, об авариях, случившихся на их вахтах, о проблемах, связанных с организацией труда старпомов. «ЗИМНЕЕ МОРЕ — ОПАСНОЕ МОРЕ» — так назывался ма териал, в котором анализировалась подготовка флотов к рабо те в сложных осенне-зимних условиях. НЕ ПОВТОРЯТЬ ОШИБОК «Служба мореплавания объ единения «Мурманрыбпром» обсудила материалы, опубли кованные под рубрикой «За безопасность мореплавания» 14 октября 1983 г. То, что на БМРТ «Петроза водск» формально подошли к составлению мероприятий по подготовке судна к плаванию в осенне-зимний период, под твердилось. Капитану траулера и старшему помощнику капи тана указано на необходи мость создания комиссии по подготовке судна к работе зи мой и разработки мероприя тий с указанием даты испол нения. Работники службы морепла вания анализируют случаи на моток на винто-рулевые ком плексы, выявляют их причины, делают конкретные выводы, с обстоятельствами таких проис шествий знакомят всех судо водителей объединения. Сотрудникам службы море плавания, имеющим отноше ние к ежегодной аттестации судоводителей, указано не то, что некоторые штурманы при согласовании на должность старших помощников капита нов проявляют слабые знания нормативных документов. В помощь судоводителям, вы двигаемым на повышение в должности, разработан необ ходимый методический мате риал, в штурманском классе учебного судна «Самшит» есть перечень вопросов, рекомен дованных «Севгосрыбфлотин- спекцией» для подготовки штурманов к аттестации. С начала нынешнего года в штурманском классе на УТС «Самшит» проводятся семина ры для повышения профессио нальной подготовки судоводи телей: «Использование радио локационных станций в судо вождении», «Организация штурманской службы» и Дру гие. Здесь же судоводители изучают материалы, анализи рующие случаи аварийности. В. ГРОМЦЕВ, заместитель генерального директора обьединення «Мурманрыбпром». * * * «Намотка орудий лова на винго-рулевое устройство СРТ-м «Сампо» действительно произошла. Причина ее—недо статочное знание старшим по мощником капитана В. П. Сол наревым тактико-технических данных своего судна. В. П. Солнарев — капитан дальнего плавания, перешел работать на суда межколхозной базы рыболовного флота из управ ления «Севрыбхолодфлот». Случай намотки анализиро вался на совещании команд ного состава судов. Старший помощник капитана В. П. Сол нарев получил административ ное наказание, ему также при шлось возместить убытки, ко торые были нанесены экипажу в результате аварийного про исшествия. Учитывая горький опыт зи мы 1982—1983 годов, в планы технической учебы моряков СРТ-м «Сампо» и в меропри ятия по подготовке судна к работе в зимних условиях 1983—1984 годов включено изучение тактико-технических данных своего судна и выпол нение рекомендаций для пла вания и ведения промысла в сложных навигационных и гидрометеорологических усло виях. В настоящее время экипаж СРТ-м «Сампо» работает ус пешно, в сентябре завершено выполнение годового плана по вылову рыбы. В. КУЗЬМИН, исполняющий обязаннос ти начальника межколхоз ной базы рыболовного фло- «Служба главного капитана провела анализ аварийности в осенне-зимний период про шлого года. На основе этого анализа переработаны меро приятия, направленные на предупреждение намоток на гребные устройства траулеров флота. Проблемам предупрежде ния аварийности было посвя щено общефлотское совеща ние капитанов. Протокол это го совещания и решения бас сейнового совещания-семинара по безопасности мореплава ния разосланы на все суда флота. И. РОЗЕНБЕРГ, исполняющий обязанности главного капитана управле ния Мурманского тралово го флота». «Статья «С четырех до вось ми» обсуждена на совещании службы главного капитана и на совещании командного со става судов. Намечены кон кретные мероприятия по улуч шению подготовки судоводи телей при выдвижении на вы шестоящие должности, а имен но: обучение на курсах повы шения квалификации при МВИМУ; обучение на радио локационном тренажере «Пе ленг»; десятидневная подготов ка на учебном судне «Жигу- лееск»; лоцманская стажиров ка; обучение швартовным опе рациям в специальной брига де. При выдвижении на выше стоящие должности судоводи тели, кроме обычной провер ки знаний, проходят собесе дование в службе главного ка питана. В процессе такого со беседования окончательно уточняется готовность специа листа к работе на более вы соком посту. Выполнение этих мероприя тий позволяет в значительной степени улучшить качество подготовки судоводителей. Однако мы испытываем ост рый дефицит судоводителей, поэтому у нас не всегда есть возможность выполнить все мероприятия в полном объ еме. А. КОЛЕСОВ, заместитель начальника уп равления по мореплава нию». РЫБНЫЙМУРМАН 2 декабря 1983 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz