Рыбный Мурман. 1983 г. Декабрь.

• ЗА БЕЗОПАСНОСТЬ МОРЕПЛАВАНИЯ СМОТР готовности С 15 сентября по 15 октября на Северном бассейне про­ ходил месячник, посвященный подготовке судов к плава­ нию и работе в осенне-зимний период. Наш корреспондент И. Березюк попросила старшего инженера отдела морепла­ вания, связи и электрораднонавнгации ВРПО «Севрыба» Г. А. СТОРОЖЕВА рассказать об итогах месячника. — Геннадий Анисимович, поскольку такая проверка проводится не впервые, то, по-видимому, уже есть опре­ деленный опыт в организа­ ции месячников, есть с чем сравнить итоги нынешней кампании с результатами прошлогодней... — Да, месячник прово­ дился во второй раз. Это позволило некоторым орга­ низациям избежать ошибок прошлого года. Так, напри­ мер, в 1982 году в Мурман­ ском траловом флоте даже не издали соответствующий приказ. В управлении «Сев- рыбхолодфлот», «Севрыб- промразведкё» и в некото­ рых других коллективах в проверках не участвовали представители общественных организаций, представители «Севгосрыбфлот и н с п е к- цин», пожарной инспекции и ЦПКТБ. И это снизило эф­ фективность проводимого смотра. Но в целом, оцени­ вая итоги прошлогоднего месячника, хочу отметить главное: в этом году намно­ го уменьшилось количество аварийных случаев. — Подготовка судов к ра­ боте зимой — многоплано­ вое мероприятие. Насколь­ ко широко велась проверка готовности моряков к этому сложному периоду? — При ВРПО была соз­ дана комиссия. В нее вошли заместители начальников флотов по мореплаванию, главные инженеры основных предприятий бассейна, пред­ ставители «Севгосрыбфлот- ннспекции», рыбного порта и ЦПКТВ. Затем были уком­ плектованы смотровые брига­ ды, в состав которых вклю­ чался представитель «чужо­ го» флота — для большей объективности. А что каса­ ется непосредственно про­ верки, то хочу отметить ее масштабность: проверяли ор­ ганизацию службы на судах, несение вахт, ведение доку­ ментации, готовность ава­ рийно - спасательного иму­ щества, состояние всех судо­ вых механизмов и самого судна, водонепроницаемых закрытий, обеспечение гер­ метичности наружного кон­ тура — дверей, иллюмина­ торов и так далее. Трудно перечислить все, что подвер­ галось самой придирчивой проверке. — Всего проверено... — 230 судов бассейна. Но это — от большого ав­ тономного траулера до плав­ крана. — А сколько же выявле­ но недостатков? — В среднем — по пол­ тора замечания на судно. А если серьезно — больших претензий не было. В ос­ новном моряки готовы к ра­ боте в зимних условиях. На некоторых судах объедине­ ния «Мурманрыбпром» не­ удовлетворительно ведут журналы технического со­ стояния. Замечание к «Сев- рыбхолодфлоту» касается слабых практических навы­ ков у новнчков в аварийных партиях на плавбазах. А в «Севрыбпромразвед- ке» не на всех судах отме­ чали выполнение мероприя­ тий по подготовке к зиме. — Но это — замечания по отдельным флотам. А в целом по бассейну? — Наиболее характерные просчеты следующие: во- первых, планы мероприятий на многих судах не имеют конкретных сроков выпол­ нения, во-вторых, многие старшие помощники капита­ нов слабо знают правила ры­ боловства. — Видимо, месячник на­ звал н лучшие коллективы... — Разумеется. Первое место завоевала служба мо­ реплавания Архангельского рыбакколхозсоюза, второе — механико-судовая служ­ ба этого же флота, третье— служба начальника порто- флота объединения «Мур­ манская судоверфь». А среди судовых коллек­ тивов за качественную подго­ товку к работе зимой назва­ ны лучшими 10 экипажей, им присуждены премии. Это экипажи ВАТ «Констан­ тин Душенов» Мурманского тралового флота, БМРТ «Пассат-2» объединения «Мурманрыбпром», плавба­ зы «Алексей Хлобыстов» управления «Севрыбхолод- флот», морской подменный экипаж управления «Сев- рыбпромразведка» и другие. — Итак, польза от месяч­ ников?.. — Несомненная. Ожидая проверки, люди старательней готовят судно, его механиз­ мы к испытаниям зимы. Следовательно, меньше ста­ новится неотремонтнрован- ных машин, лучше комплек­ туется аварийно-спасательное имущество. КНИЖНАЯ ПОЛКА МОРЯКА Важнейшей проблемой су­ доходства была и остается одна: обеспечение безопас­ ности человека на море. А безопасность зависит от со­ стояния всего комплекса тех­ нических средств, которые обеспечивают транспортиров­ ку людей и грузов, а также от грамотного выполнения раз­ нообразных работ в морских условиях. Ведь, как считают специалисты, причинами 80 процентов всех аварий явля­ ются неправильные действия моряков или плохая организа­ ция работы судовых служб. В книге М. Н. Александроза «Безопасность человека на море», написанной ярко, ув­ лекательно, выявлены основ­ ные причины гибели судов, происшедшей за последнее десятилетие. Приведены инте­ ресные сведения о предель­ ных возможностях человече­ ского организма в экстре­ мальных условиях, рассказано о способах эвакуации людей с гибнущего судна. А в книге «Человек, море, техника» вас могут особенно заинтересовать статьи: «Пути совершенствования спасатель­ ных операций при катастро­ фах на море», «Обледенение судов — опасность номер один!» и другие. Эти издания можно приоб­ рести в магазине «Техниче­ ская книга» по адресу: просп. Кольский, 44. Т. полягошко, старший продавец магази­ на «Техническая книга». Еще не успела помяться морская форма, не поблек­ ло золото шевронов у Ни­ колая Стаценко. Всего лишь два рейса работает он в ка­ честве четвертого помощни­ ка капитана. Но выбор про­ фессии не был для него случайным: три года Нико­ лай ходил в море слесарем, потом учился в Мурманском высшем морском инженер­ ном училище. Там же всту­ пил в ряды КПСС. Ныне молодой судоводитель ус­ пешно трудится на БМРТ «Демянск» Мурманского тралового флота, экипаж которого досрочно справил­ ся с выполнением годовых планов по всем показателям. Месяц назад коммунисты траулера избрали Н. С. Стаценко секретарем судо­ вой партийной организа­ ции. На снимке: Н. С. СТА­ ЦЕНКО. Фото В. КОРЕЦКОГО. Сегодня мы даем ответы на материалы, опубликован­ ные 14 октября («РМ», № 41, 1983 г.). В статье «С ЧЕТЫРЕХ ДО ВОСЬМИ» речь шла о старших по­ мощниках капитанов, об авариях, случившихся на их вахтах, о проблемах, связанных с организацией труда старпомов. «ЗИМНЕЕ МОРЕ — ОПАСНОЕ МОРЕ» — так назывался ма териал, в котором анализировалась подготовка флотов к рабо­ те в сложных осенне-зимних условиях. НЕ ПОВТОРЯТЬ ОШИБОК «Служба мореплавания объ­ единения «Мурманрыбпром» обсудила материалы, опубли­ кованные под рубрикой «За безопасность мореплавания» 14 октября 1983 г. То, что на БМРТ «Петроза­ водск» формально подошли к составлению мероприятий по подготовке судна к плаванию в осенне-зимний период, под­ твердилось. Капитану траулера и старшему помощнику капи­ тана указано на необходи­ мость создания комиссии по подготовке судна к работе зи­ мой и разработки мероприя­ тий с указанием даты испол­ нения. Работники службы морепла­ вания анализируют случаи на­ моток на винто-рулевые ком­ плексы, выявляют их причины, делают конкретные выводы, с обстоятельствами таких проис­ шествий знакомят всех судо­ водителей объединения. Сотрудникам службы море­ плавания, имеющим отноше­ ние к ежегодной аттестации судоводителей, указано не то, что некоторые штурманы при согласовании на должность старших помощников капита­ нов проявляют слабые знания нормативных документов. В помощь судоводителям, вы­ двигаемым на повышение в должности, разработан необ­ ходимый методический мате­ риал, в штурманском классе учебного судна «Самшит» есть перечень вопросов, рекомен­ дованных «Севгосрыбфлотин- спекцией» для подготовки штурманов к аттестации. С начала нынешнего года в штурманском классе на УТС «Самшит» проводятся семина­ ры для повышения профессио­ нальной подготовки судоводи­ телей: «Использование радио­ локационных станций в судо­ вождении», «Организация штурманской службы» и Дру­ гие. Здесь же судоводители изучают материалы, анализи­ рующие случаи аварийности. В. ГРОМЦЕВ, заместитель генерального директора обьединення «Мурманрыбпром». * * * «Намотка орудий лова на винго-рулевое устройство СРТ-м «Сампо» действительно произошла. Причина ее—недо­ статочное знание старшим по­ мощником капитана В. П. Сол наревым тактико-технических данных своего судна. В. П. Солнарев — капитан дальнего плавания, перешел работать на суда межколхозной базы рыболовного флота из управ­ ления «Севрыбхолодфлот». Случай намотки анализиро­ вался на совещании команд­ ного состава судов. Старший помощник капитана В. П. Сол­ нарев получил административ­ ное наказание, ему также при­ шлось возместить убытки, ко­ торые были нанесены экипажу в результате аварийного про­ исшествия. Учитывая горький опыт зи­ мы 1982—1983 годов, в планы технической учебы моряков СРТ-м «Сампо» и в меропри­ ятия по подготовке судна к работе в зимних условиях 1983—1984 годов включено изучение тактико-технических данных своего судна и выпол­ нение рекомендаций для пла­ вания и ведения промысла в сложных навигационных и гидрометеорологических усло­ виях. В настоящее время экипаж СРТ-м «Сампо» работает ус­ пешно, в сентябре завершено выполнение годового плана по вылову рыбы. В. КУЗЬМИН, исполняющий обязаннос­ ти начальника межколхоз­ ной базы рыболовного фло- «Служба главного капитана провела анализ аварийности в осенне-зимний период про­ шлого года. На основе этого анализа переработаны меро­ приятия, направленные на предупреждение намоток на гребные устройства траулеров флота. Проблемам предупрежде­ ния аварийности было посвя­ щено общефлотское совеща­ ние капитанов. Протокол это­ го совещания и решения бас­ сейнового совещания-семинара по безопасности мореплава­ ния разосланы на все суда флота. И. РОЗЕНБЕРГ, исполняющий обязанности главного капитана управле­ ния Мурманского тралово­ го флота». «Статья «С четырех до вось­ ми» обсуждена на совещании службы главного капитана и на совещании командного со­ става судов. Намечены кон­ кретные мероприятия по улуч­ шению подготовки судоводи­ телей при выдвижении на вы­ шестоящие должности, а имен­ но: обучение на курсах повы­ шения квалификации при МВИМУ; обучение на радио­ локационном тренажере «Пе­ ленг»; десятидневная подготов­ ка на учебном судне «Жигу- лееск»; лоцманская стажиров­ ка; обучение швартовным опе­ рациям в специальной брига­ де. При выдвижении на выше­ стоящие должности судоводи­ тели, кроме обычной провер­ ки знаний, проходят собесе­ дование в службе главного ка­ питана. В процессе такого со­ беседования окончательно уточняется готовность специа­ листа к работе на более вы­ соком посту. Выполнение этих мероприя­ тий позволяет в значительной степени улучшить качество подготовки судоводителей. Однако мы испытываем ост­ рый дефицит судоводителей, поэтому у нас не всегда есть возможность выполнить все мероприятия в полном объ­ еме. А. КОЛЕСОВ, заместитель начальника уп­ равления по мореплава­ нию». РЫБНЫЙМУРМАН 2 декабря 1983 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz