Рыбный Мурман. 1983 г. Декабрь.
С ТРАНИЦА'ПЛАКАТ ^111111!1Ш1111И11111111ШШ1Ш111111Ш1И111111Ш111111£ Е На недавнем заседании Политбю- х х ро ЦК КПСС был рассмотрен воп- х х рос об усилении работы по эконом- = х ному и рациональному использова- х х нию нефтепродуктов и определены х х основные направления этой работы. х Е Подчеркнуто, что дальнейшее раз- х х внтне экономики страны, ее интен- х х сификация, реализация Энергетнчес- Е х кой программы СССР неразрывно х Е связаны с бережным использованием х Е материальных ресурсов. Особое ме- х х сто среди них занимает нефть, до- — Е быча которой ведется во все более = Е отдаленных районах и с каждым го- Е Е дом становится все более дорогосто- Е = ящей. Е Е Намечены меры по повышению х Е ответственности хозяйственных руко- х х водителей за организацию труда, со- х Е здание на каждом рабочем месте х х условий для экономного и радио- х х нального использования энергетиче- х х ских ресурсов. Обращено внимание х х на необходимость безусловного вы- = х полнения планов создания и внедре- х х ния в производства эффективной = х топливосберегающей техники и тех- х Е нологии, совершенствования систе- х Е мы нормирования и учета потребле- х Е ния горюче-смазочных материалов. х ?||1И1111МП11111111111111111Ш11111111Н11111111Н1Н111Ш1г. ЭКИПАЖ БАТ «КОН СТАНТИН ДУШЕНОВ» В 1983 ГОДУ УЖЕ СЭКОНО МИЛ 145 ТОНН ДИЗЕЛЬ НОГО И 53 ТОННЫ КО ТЕЛЬНОГО ТОПЛИВА, ЧТО УМЕНЬШИЛО ЗА ТРАТЫ НА 13 658 РУБ ЛЕЙ. «Дизели работают надежно» — заверяет главный механик БАТ «Константин Душенов» Г. Е. Рян- скнй, — хотя мы сжигаем не ди зельное, а газотурбинное топливо. На траулере с постройки установле на система топливоподготовки, ко торая оснащена всем необходимым для использования рациональных сортов топлива. Три года назад мы начали эту работу с использования газотурбинного топлива, выработали свои методы и обобщили практиче ский опыт. И теперь работаем на этом топливе без каких-либо ослож нений. В чем заключается наш опыт? Газотурбинное топливо принима ем в обогреваемые танки моторного топлива. Танки тщательно очищаем от балласта, потому что примесь морской воды — одна из основных причин выхода из строя топливной аппаратуры. Соблюдаем строгий порядок рас ходования топлива: сперва — ста рое, потом — вновь принятое, причем стараемся не смешивать одно с дру гим. После выхода в рейс перека чиваем 7—8 тонн топлива из бал ластируемых танков в отстойные. Там его подогреваем до 2 0—30 гра дусов. Отстой ежевахтно сливаем в шламовый танк. Это позволяет на дежно избавиться от морской воды в «мертвом» запасе танков. Чтобы устранить так называемые свобод ные поверхности, пополняем танки из диптанков или форпика. После отстоя подогреваем топли во до 4 0—50 градусов, очищаем последовательно двумя сепараторами, причем используем лишь одну треть их производительности, и заполняем расходные танки. Затем один из от стойных танков переключаем на се парацию по круговой схеме: отстой ная — сепаратор — отстойная. «Прострел» самоочищающихся сепа раторов делаем через 1,5—2 часа. Из расходных танков топливо по ступает в смесительные цистерны, а оттуда — к насосам высокого дав ления дизелей. При этом часть топ лива по системе деаэрации возвра щается в смесительные цистерны, поддерживая там постоянную темпе ратуру. Перед форсунками температура топлива — от 40 до 45 градусов, но это, конечно, зависит от его пас портных показателей. Если двигате ли обкатаны хорошо, то увеличивать дозировку цилиндрового масла, как правило, пе требуется. Самое важное в нашей работе — своевременная профилактика топ ливной аппаратуры. Ревизию фор сунок мы производим через 5 0 0— 600 часов работы, а насосов высо кого давления — через 3500 часов. ПРОСТО, ДЕШЕВО, ВЫГОДНО НА БАТ «КОНСТАНТИН ДУШЕНОВ» ЗА ТРИ ГО ДА ИСПОЛЬЗОВАНО 6399 ТОНН ГАЗОТУРБИННОГО ТОПЛИВА И 1365 ТОНН МАЗУТА. ЭТО ПОЗВОЛИ ЛО СОКРАТИТЬ ЗАТРА ТЫ ПО СУДНУ НА 160 ТЫСЯЧ РУБЛЕЙ. ТОЛЬКО ЗА ОДИН РЕЙС БАТ «АЛЕКСАНДР ТОРЦЕВ» СЭКОНОМИЛ 39 800 РУБЛЕЙ: СУДОВЫЕ ДИЗЕЛИ РАБОТАЛИ НА РАЦИОНАЛЬНЫХ СОР ТАХ ТОПЛИВА. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ЭКИПАЖЕЙ СУДОВ МУРМАНСКОГО ТРАЛОВОГО ФЛОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ РАЦИОНАЛЬНЫХ СОРТОВ ТОПЛИВА Для того чтобы* обеспечить чи стоту цилиндропоршневой группы и газотурбонагнетателей, через систе му непрерывной очистки вводим препарат «Чистра». Это дает очень хорошие результаты: надув двига телей в течение всего рейса остает ся практически постоянным. Итак, опыт длительной эксплуата ции дизелей на газотурбинном топ ливе показывает, что основные па раметры рабочего процесса меняют ся незначительно, поэтому дополни тельная подрегулировка двигателей не нужна. Дизеля работают надеж но на всех эксплуатационных режи мах, включая холостой ход и пуски, причем работоспособность их одина кова, что при использовании дизель ного, что — газотурбинного топлива. Поэтому никаких реальных препят ствий для применения газотурбинно го топлива на судах типа БАТ «Го ризонт» нет. К таким же выводам приходят и специалисты промыслово-производ ственных рефрижераторов. Роль специалистов 1500 ТОНН ФЛОТСКОГО И 505 ТОНН ИМПОРТНО ГО МАЗУТА, 370 ТОНН ГАЗОТУРБИННОГО ТОП ЛИВА — ТАКОВ БЫЛ ЗАПАС РАЦИОНАЛЬНЫХ СОРТОВ ТОПЛИВА ПЕ РЕД РЕЙСОМ НА БАТ «АДМИРАЛ КОЛЫШ- КИН». ЭТО ПОЗВОЛИЛО СБЕРЕЧЬ 38 790 РУБЛЕЙ. Пороги на дороге трудно переоценить, — считает главный механик большого автоном ного траулера «Александр Торцев» Д. М. Никишин. Ведь во многих случаях «отказы» главных двигателей происходят нз- за неопытности механиков. Только добросовестные специалисты строго соблюдают правила технического ухода за дизелями и обслуживания их. Поэтому очень важно тщатель но, продуманно подбирать машин ные команды из специалистов с хо рошим практическим опытом, умею щих творчески относиться к делу. Примером могут служить и сам Д. М. Никишин, и главный механик ВАТ «Адмирал Колышкин» А. Е. Смирнов. , Кстати, Анатолий Егоро вич, деляЬь опытом работы, сообща ет: «Мы сжигали мазут марки Ф-5 в чистом виде, подогревая его до 6 5—70 градусов, а к импортному мазуту добавляли 2 5—30 процентов дизельного топлива и подогревали смесь до 70 градусов. Если соблюдать правила сепара ции, подогрева и непрерывной очи стки дизелей и газотурбонагиетате- лей препаратом «Чистра», если не допускать повышения температуры в цилиндрах выше 4 0 0—420 градусов, то, конечно же, можно использовать смеси мазута и легкого топлива». Но применение рациональных сор тов топлива — дело сложное, хло потное, требующее и опыта специа листов, и — главное — их заботы об экономии энергоресурсов. «Не можем выполнить задание по экономии энергоресурсов, поскольку в районах промысла нет снабжения топливом рациональных сортов». Та кие сообщения моряков — не ред кость. Причина же кроется в сле дующем. Суда управления «.Севрыб- холодфлот» часто не доставляют требуемое количество рациональных сортов топлива в дальние районы промысла. Причем нередко в пер вую очередь снабжаются траулеры объединения «Мурманрыбпром» типа «Иван Бочков», хотя двигатели их могут работать на импортном мазу те, в то время как БАТам нужен более легкий — флотский мазут. Понятно, что «Севрыбхолодфлоту» выгодно доставлять в дальние рай оны наиболее дорогие товары, на пример, дизельное топливо. Причем его можно отдать любому судну, а не определенному типу судов или конкретному траулеру. Да и коман де танкера жить легче — не надо зачищать танки, ведь дизельное топливо практически не дает осадка. Для флагманского руководителя Министерства рыбного хозяйства практически все равно, кто израсхо дует рациональные сорта топлива, ведь все флоты подчинены мини стерству. Примерно такое же отно шение к этому вопросу и у флагман ского специалиста ВРПО «Севрыба». Его задача — добиться наибольшего удовлетворения потребностей судов «своего» объединения. А будут эти суда тралфлотовскими или объеди нения «Мурманрыбпром», роли не играет, однако конкретный флот от этого остается в накладе. Кроме того, как отмечают и судо вые механики, и работники науч ных учреждений, проводившие ис пытания, использование рацио нальных сортов топлива в /-какой-то ' мере увеличивает расход запасных частей. И что странно: флот полу чает большой экономический эффект за счет использования рациональных сортов топлива, например, за X пя- снлетку сокращены затраты на 5 миллионов 300 тысяч рублей, коли чество же запасных частей не уве личивается. А ведь этих средств вполне хватит и для покрытия до полнительных затрат, и остается еще для снижения себестоимости продукции. У каждого флота есть задание от ВРПО «Севрыба» по экономии энергоресурсов, сокращению затрат. Следовательно, нужен четкий поря док. Это, как отмечалось на ноябрь ском (1982 г.) Пленуме ЦК КПСС, касается всех уровней руководства. НА СНИМКЕ: главный механик БАТ «Александр Торцев» Д. М. Ни кишин беседует со старшим мото ристом И. В. Малюгиным и старшим электриком Е. В. Федоровым. Фото В. КОРЕЦКОГО. 2 декабря 1983 года] РЫБНЫЙМУРМАН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz