Рыбный Мурман. 1983 г. Декабрь.

С ТРАНИЦА'ПЛАКАТ ^111111!1Ш1111И11111111ШШ1Ш111111Ш1И111111Ш111111£ Е На недавнем заседании Политбю- х х ро ЦК КПСС был рассмотрен воп- х х рос об усилении работы по эконом- = х ному и рациональному использова- х х нию нефтепродуктов и определены х х основные направления этой работы. х Е Подчеркнуто, что дальнейшее раз- х х внтне экономики страны, ее интен- х х сификация, реализация Энергетнчес- Е х кой программы СССР неразрывно х Е связаны с бережным использованием х Е материальных ресурсов. Особое ме- х х сто среди них занимает нефть, до- — Е быча которой ведется во все более = Е отдаленных районах и с каждым го- Е Е дом становится все более дорогосто- Е = ящей. Е Е Намечены меры по повышению х Е ответственности хозяйственных руко- х х водителей за организацию труда, со- х Е здание на каждом рабочем месте х х условий для экономного и радио- х х нального использования энергетиче- х х ских ресурсов. Обращено внимание х х на необходимость безусловного вы- = х полнения планов создания и внедре- х х ния в производства эффективной = х топливосберегающей техники и тех- х Е нологии, совершенствования систе- х Е мы нормирования и учета потребле- х Е ния горюче-смазочных материалов. х ?||1И1111МП11111111111111111Ш11111111Н11111111Н1Н111Ш1г. ЭКИПАЖ БАТ «КОН­ СТАНТИН ДУШЕНОВ» В 1983 ГОДУ УЖЕ СЭКОНО­ МИЛ 145 ТОНН ДИЗЕЛЬ­ НОГО И 53 ТОННЫ КО­ ТЕЛЬНОГО ТОПЛИВА, ЧТО УМЕНЬШИЛО ЗА­ ТРАТЫ НА 13 658 РУБ­ ЛЕЙ. «Дизели работают надежно» — заверяет главный механик БАТ «Константин Душенов» Г. Е. Рян- скнй, — хотя мы сжигаем не ди­ зельное, а газотурбинное топливо. На траулере с постройки установле­ на система топливоподготовки, ко­ торая оснащена всем необходимым для использования рациональных сортов топлива. Три года назад мы начали эту работу с использования газотурбинного топлива, выработали свои методы и обобщили практиче­ ский опыт. И теперь работаем на этом топливе без каких-либо ослож­ нений. В чем заключается наш опыт? Газотурбинное топливо принима­ ем в обогреваемые танки моторного топлива. Танки тщательно очищаем от балласта, потому что примесь морской воды — одна из основных причин выхода из строя топливной аппаратуры. Соблюдаем строгий порядок рас­ ходования топлива: сперва — ста­ рое, потом — вновь принятое, причем стараемся не смешивать одно с дру­ гим. После выхода в рейс перека­ чиваем 7—8 тонн топлива из бал­ ластируемых танков в отстойные. Там его подогреваем до 2 0—30 гра­ дусов. Отстой ежевахтно сливаем в шламовый танк. Это позволяет на­ дежно избавиться от морской воды в «мертвом» запасе танков. Чтобы устранить так называемые свобод­ ные поверхности, пополняем танки из диптанков или форпика. После отстоя подогреваем топли­ во до 4 0—50 градусов, очищаем последовательно двумя сепараторами, причем используем лишь одну треть их производительности, и заполняем расходные танки. Затем один из от­ стойных танков переключаем на се­ парацию по круговой схеме: отстой­ ная — сепаратор — отстойная. «Прострел» самоочищающихся сепа­ раторов делаем через 1,5—2 часа. Из расходных танков топливо по­ ступает в смесительные цистерны, а оттуда — к насосам высокого дав­ ления дизелей. При этом часть топ­ лива по системе деаэрации возвра­ щается в смесительные цистерны, поддерживая там постоянную темпе­ ратуру. Перед форсунками температура топлива — от 40 до 45 градусов, но это, конечно, зависит от его пас­ портных показателей. Если двигате­ ли обкатаны хорошо, то увеличивать дозировку цилиндрового масла, как правило, пе требуется. Самое важное в нашей работе — своевременная профилактика топ­ ливной аппаратуры. Ревизию фор­ сунок мы производим через 5 0 0— 600 часов работы, а насосов высо­ кого давления — через 3500 часов. ПРОСТО, ДЕШЕВО, ВЫГОДНО НА БАТ «КОНСТАНТИН ДУШЕНОВ» ЗА ТРИ ГО­ ДА ИСПОЛЬЗОВАНО 6399 ТОНН ГАЗОТУРБИННОГО ТОПЛИВА И 1365 ТОНН МАЗУТА. ЭТО ПОЗВОЛИ­ ЛО СОКРАТИТЬ ЗАТРА­ ТЫ ПО СУДНУ НА 160 ТЫСЯЧ РУБЛЕЙ. ТОЛЬКО ЗА ОДИН РЕЙС БАТ «АЛЕКСАНДР ТОРЦЕВ» СЭКОНОМИЛ 39 800 РУБЛЕЙ: СУДОВЫЕ ДИЗЕЛИ РАБОТАЛИ НА РАЦИОНАЛЬНЫХ СОР­ ТАХ ТОПЛИВА. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ЭКИПАЖЕЙ СУДОВ МУРМАНСКОГО ТРАЛОВОГО ФЛОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ РАЦИОНАЛЬНЫХ СОРТОВ ТОПЛИВА Для того чтобы* обеспечить чи­ стоту цилиндропоршневой группы и газотурбонагнетателей, через систе­ му непрерывной очистки вводим препарат «Чистра». Это дает очень хорошие результаты: надув двига­ телей в течение всего рейса остает­ ся практически постоянным. Итак, опыт длительной эксплуата­ ции дизелей на газотурбинном топ­ ливе показывает, что основные па­ раметры рабочего процесса меняют­ ся незначительно, поэтому дополни­ тельная подрегулировка двигателей не нужна. Дизеля работают надеж­ но на всех эксплуатационных режи­ мах, включая холостой ход и пуски, причем работоспособность их одина­ кова, что при использовании дизель­ ного, что — газотурбинного топлива. Поэтому никаких реальных препят­ ствий для применения газотурбинно­ го топлива на судах типа БАТ «Го­ ризонт» нет. К таким же выводам приходят и специалисты промыслово-производ­ ственных рефрижераторов. Роль специалистов 1500 ТОНН ФЛОТСКОГО И 505 ТОНН ИМПОРТНО­ ГО МАЗУТА, 370 ТОНН ГАЗОТУРБИННОГО ТОП­ ЛИВА — ТАКОВ БЫЛ ЗАПАС РАЦИОНАЛЬНЫХ СОРТОВ ТОПЛИВА ПЕ­ РЕД РЕЙСОМ НА БАТ «АДМИРАЛ КОЛЫШ- КИН». ЭТО ПОЗВОЛИЛО СБЕРЕЧЬ 38 790 РУБЛЕЙ. Пороги на дороге трудно переоценить, — считает главный механик большого автоном­ ного траулера «Александр Торцев» Д. М. Никишин. Ведь во многих случаях «отказы» главных двигателей происходят нз- за неопытности механиков. Только добросовестные специалисты строго соблюдают правила технического ухода за дизелями и обслуживания их. Поэтому очень важно тщатель­ но, продуманно подбирать машин­ ные команды из специалистов с хо­ рошим практическим опытом, умею­ щих творчески относиться к делу. Примером могут служить и сам Д. М. Никишин, и главный механик ВАТ «Адмирал Колышкин» А. Е. Смирнов. , Кстати, Анатолий Егоро­ вич, деляЬь опытом работы, сообща­ ет: «Мы сжигали мазут марки Ф-5 в чистом виде, подогревая его до 6 5—70 градусов, а к импортному мазуту добавляли 2 5—30 процентов дизельного топлива и подогревали смесь до 70 градусов. Если соблюдать правила сепара­ ции, подогрева и непрерывной очи­ стки дизелей и газотурбонагиетате- лей препаратом «Чистра», если не допускать повышения температуры в цилиндрах выше 4 0 0—420 градусов, то, конечно же, можно использовать смеси мазута и легкого топлива». Но применение рациональных сор­ тов топлива — дело сложное, хло­ потное, требующее и опыта специа­ листов, и — главное — их заботы об экономии энергоресурсов. «Не можем выполнить задание по экономии энергоресурсов, поскольку в районах промысла нет снабжения топливом рациональных сортов». Та­ кие сообщения моряков — не ред­ кость. Причина же кроется в сле­ дующем. Суда управления «.Севрыб- холодфлот» часто не доставляют требуемое количество рациональных сортов топлива в дальние районы промысла. Причем нередко в пер­ вую очередь снабжаются траулеры объединения «Мурманрыбпром» типа «Иван Бочков», хотя двигатели их могут работать на импортном мазу­ те, в то время как БАТам нужен более легкий — флотский мазут. Понятно, что «Севрыбхолодфлоту» выгодно доставлять в дальние рай­ оны наиболее дорогие товары, на­ пример, дизельное топливо. Причем его можно отдать любому судну, а не определенному типу судов или конкретному траулеру. Да и коман­ де танкера жить легче — не надо зачищать танки, ведь дизельное топливо практически не дает осадка. Для флагманского руководителя Министерства рыбного хозяйства практически все равно, кто израсхо­ дует рациональные сорта топлива, ведь все флоты подчинены мини­ стерству. Примерно такое же отно­ шение к этому вопросу и у флагман­ ского специалиста ВРПО «Севрыба». Его задача — добиться наибольшего удовлетворения потребностей судов «своего» объединения. А будут эти суда тралфлотовскими или объеди­ нения «Мурманрыбпром», роли не играет, однако конкретный флот от этого остается в накладе. Кроме того, как отмечают и судо­ вые механики, и работники науч­ ных учреждений, проводившие ис­ пытания, использование рацио­ нальных сортов топлива в /-какой-то ' мере увеличивает расход запасных частей. И что странно: флот полу­ чает большой экономический эффект за счет использования рациональных сортов топлива, например, за X пя- снлетку сокращены затраты на 5 миллионов 300 тысяч рублей, коли­ чество же запасных частей не уве­ личивается. А ведь этих средств вполне хватит и для покрытия до­ полнительных затрат, и остается еще для снижения себестоимости продукции. У каждого флота есть задание от ВРПО «Севрыба» по экономии энергоресурсов, сокращению затрат. Следовательно, нужен четкий поря­ док. Это, как отмечалось на ноябрь­ ском (1982 г.) Пленуме ЦК КПСС, касается всех уровней руководства. НА СНИМКЕ: главный механик БАТ «Александр Торцев» Д. М. Ни­ кишин беседует со старшим мото­ ристом И. В. Малюгиным и старшим электриком Е. В. Федоровым. Фото В. КОРЕЦКОГО. 2 декабря 1983 года] РЫБНЫЙМУРМАН

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz