Рыбный Мурман. 1983 г. Декабрь.
ЕЩЕ ОДИН БОГАТЫРЬ Давно прошло то время, когда в основном промышляли дон ные породы рыб, которые, как известно, особой подвижностью не отличаются. Опускай за борт орудие лова и траль себе спо койно. Иное дело теперь. Главным объектом внимания рыбаков стали пелагические рыбы — очень подвижные, сноровистые. На судах постройки 50—60-х го дов за ними не угнаться. А между тем в объединении «Мурманрыбпром» такие ста- рички-траулеры и составляли ос новную «ударную мощь» флота. То было трудное время для коллектива. Когда польские корабелы по строили первый траулер новой серии — БМРТ «Иван Бочков» и, как говорится, с рук на руки пе редали мурманрыбпромовцам, те вздохнули, было, с облегчением. Дескать, теперь и мы на коне. Да только не предполагали они тогда, что конь окажется такой норовистый. Судно имело уко роченный корпус, повышенную остойчивость. Волны его валяли, словно «ваньку-встаньку». Нелег ко тогда пришлось первоиспыта телям. Мало того, что на раска чивающемся, словно качели, суд не даже просто работать не мед. Так еще из-за качки авто матику, которой было оснащено судно и которая позвопила зна чительно сократить машинную команду, — эту автоматику вы бивало постоянно: она, оказыва ется, тоже плохо переносила качку. Шло время. Рыбаки освоились на новом траулере, оценили его преимущества (а их, естественно, тоже немало: мощные двигатели, большая скорость траления, ка юты что тебе номера-люкс в гостинице]. Провели большую работу по усовершенствованию узлов, ме ханизмов, замечания и пожела ния передали корабелам. Те уч ли их при строительстве новых судов этой серии. А они попол няли флот одно за другим: «Александр Грязное», «Иван Зи- маков», «Михаил Воронин». И осваивать их помогали не кто иные, как «первоиспытатели». >МРТ «Иван Бочков» стал свое образной школой освоения су дов новой серии. В нынешнем году «Мурман рыбпром» пополнился еще од ним подобным траулером — БМРТ «Капитан Ардеев». Конеч но, это и было одним из глав ных событий года. «Обкатали» • Баренцевом море. Ну а затем отправился в дальние районы. Уже успел проявить свою мощь. Где другие суда не тянут, мо ряки БМРТ «Капитан Ардеев» бе рут план. Сейчас идут с превы шением годового задания по вылову. Добывают сверхплано вую рыбу. Новый год встретят ардеевцы вдали от дома... А на подходе новые богаты ри, которым в «Мурманрыбпро- ме», как говорится, всегда рады. НА БЕРЕГУ И В МОРЕ• В ЛАДИМИР зашел в каю ту, растормошил спяще го Сергея и спросил: — В театр пойдешь? — Куда-куда?.. — не поняв спросонья, а чем дело, чуть ли не испуганно спросил Сергей. Если бы Владимир предло жил ему: пойдем на промыс ловую палубу, Сергей, не раз думывая, как говорится, от ряхнулся ото сна и пошел бы. Как-никак оба они — и стар ший матрос Владимир Оклей, и матрос Сергей Малыгин — в команде добытчиков, а ку да же добытчика можно так вот ни с того ни с сего раз будить и тащить, кроме как на палубу, к тралу. — Какой еще театр, — про должал отбиваться от товари ща Сергей. — Какой, какой, — громко засмеялся Владимир. — Обык новенный. Артисты к нам при были... Малыгин, наконец, понял, в чем дело, однако веселья Оклея не спешил разделять. — Ну что ж, — проворчал он, — рыбалки нет, так ар тистов хоть посмотрим. Положение у экипажа в то время было действительно не из легких. Судно — БМРТ «Пассат-2» объединения «Мур манрыбпром» — вышло в по следний рейс перед постанов кой в ремонт. А объяснять, что это такое, вряд ли кому надо. Особенно плохо — не было насадки на винт. Ско рости никакой. А время осен нее, штормовое. Тралить из-за отсутствия этой самой насад ки можно было только на ве- ВОЛШЕБНАЯ СИЛА ИСКУССТВА ФОТОРЕПОРТАЖ тер: одним галсом прошелся с тралом, выволакивай его на палубу и возвращайся назад — в «исходное положение». Такая «зарядка» умаяла весь коллектив. Нашлись скептики, которые прикинули, что к чему, и напе ред предрекли неудачу. Дес кать, капитан да технолог мо лодые, впервые в этих долж ностях пошли. А команда... Всего-навсего два человека в «солидном возрасте» — пер вый помощник Р. Т. Михай лов да моторист Л. М. Боче- риков. Остальные — опять же молодежь, многие первый раз море увидели. Одним словом, скептики это знали точно, Новый год хотя и придется встречать дома, но с каким настроением.., Как раз в этот нелегкий пе риод на промысле и побыва ли артисты Мурманского драм- театра, писатели, поэты. «Играли» Шукшина, читали стихи о море, да такие, что до самой глубины пронима ло... Моряки долго не отпус кали артистов. Просили еще и еще... Одним словом, настро ение у людей поднялось. И вроде беда стала как не бе да, а так, временная неудача. Но что интересно: вскоре после того, как на судне по бывали артисты, шторма по улеглись. — Вот она, волшебная сила искусства, — смеялись одни. — Ну, слава богу, октябрь закончился, самый штормовой месяц в Баренцевом море...— серьЪзно говорили другие. Так или иначе, дела явно пошли в гору. И оказалось, что капитан-директор Ю. А. Константинов — довольно ис кусный рыбак. Активный. Как только чувствует, что это был последний хороший трал, пе реходит на другое место. Его помощник по производству — В. Г. Иванов — тоже не про мах. Рыба хоть и пошла, но с приловом. От сортировоч ных машин, что были уста новлены на фабрике, — толку никакого. По предложению Валерия Григорьевича прикры ли эти машины лотками, вы кроили дополнительное место для двоих обработчиков — и сортировали вручную. Сейчас, пожалуйста, всю рыбу пер вым сортом сдали. В порт пришли перед Новым годом, но, отнюдь, как некоторые предсказывали, не с плохим настроением. План выполнен по всем статьям. Вот она, волшебная сила рыбацкого искусства. В. ЧИСНИКОВ. На снимках: старший мастер добычи В. А. Бушманов (вни зу слева); капитан-директор Ю. А. Константинов (внизу справа); помощник капитана по производству В. Г. Иванов, машинист РМУ В. А. Полто рацкий, рыбообработчик С. М. Назаров (вверху). Фото В. КОРЕЦКОГО. «ВИЛЬГЕЛЬМ ПИК» Чудеса! На календаре 31 декабря, еуббота, а от паля щего солнца только в каюте и можно укрыться. Ничего не попишешь — тропиче ские широты. Впрочем, и в прошлом году координаты были примерно теми же. Как и теперь, шли к Пана ме. Наряжали елку, готовили праздничный ужин, чисти лись, гладились. Заговорщи чески уединялись участники концерта. Новый год встре чали досрочно. Само собой разумеется, что почти на ■два месяца обогнали трудо вой календарь: опережать время стало традицией на «Вильгельме Пике». Но и не в переносном, а в бук вальном смысле бой куран тов раздался тогда, когда судовые часы показывали восемь вечера. Артистам пришлось из рядно потрудиться, чтобы «охватить искусством» все вахты: праздник в кругу ко рабельной семьи длился шесть часов. Концерт вышел на славу. Иначе и быть не могло, ведь самодеятельная бригада транспортного реф рижератора была победите лем смотра художественной самодеятельности обкома профсоюза работников пище вой промышленности. Самые пышные лавры пришлись на долю Владими ра Пржевальского. «Валь- демар», так друзья-фотолю бители назвали его в подпи си к шуточному снимку, мог все: и петь, и плясать, и при случае исполнить соло на ложках. Не случайно же он стал лауреатом фестива ля самодеятельного искусст ва в Москве. Новичку жаркая зима в тропиках была бы в дико винку. Но немного таких среди экипажа. В основном подобрались здесь моряки, lie один год работающие вместе, моряки, закреплен ные за судном. 18 человек ходят на «Вильгельме Пике» с того времени, когда он был при писан к порту Мурманск. А это было двенадцать лет назад. С четвертых помощ ников начинал старпом П. Я. Волошин. Среди «старожи лов» мотористы Ю. Д. Аши- хмин, Ф. Я. Бобков, В. П. Поздняков, второй механик В. Н. Пахомов, боцман И. И. Товт, матросы А. В. Васи ленко, В. В. Борисов, А. С. Рогожин и многие другие. Старая истина: хорошо отдыхает тот, кто умеет хо рошо работать. Не было слу чая, чтобы по вине экипажа не выполнялось рейсовое задание... Уйдет в прошлое экзоти ческий знойный Новый год, прибудет в район промысла «Вильгельм Пик», и начнут ся трудные рыбацкие будни. И тут уж разворачивайся. Экипаж не однажды доказы вал, что в «часы пик» на не го положиться можно. В среднем на промысле он ра ботает 15— 16 суток, тогда как по нормам отпущено 21— 23 суток. Таким обра зом, в этом году он сэконо мил промысловикам 16 су ток. В прошлый рейс эки паж судна сократился на четыре человека, на транс портном рефрижераторе соч ли возможным применить (впервые) щекинский метод. Можно много говорить о добрых делах и начинаниях дружного коллектива. Мож но вспомнить о том, что именно он стал инициато- ром соревнования в честь 25-летия движения за ком мунистический труд. Что в течение двух рейсов моряки полностью переоборудовали все трюмы и это позволило почти полностью механизи ровать все погрузочно раз грузочные работы. Если 6 у не инициатива, не творче ский подход к делу экипажа, то для реконструкции трю мов потребовалось бы дней на двадцать становиться на верфь. Можно отметить, что за все время эксплуатации судна не было грубых на рушений таможенных пра вил и правил поведения со ветского моряка за грани цей. И за всем этим кроется большая воспитательная ра бота, сознательная дисцип лина. Залог прошлых и бу дущих достижений — ста бильность экипажа, для ко торого корабль стал родным домом. Даже график отпус ков составляется с таким расчетом, чтобы моряк, вер нувшись из отпуска, смог за- ■* стать свое судно у причала. 30 декабоя 1983 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz