Рыбный Мурман. 1983 г. Декабрь.

ЕЩЕ ОДИН БОГАТЫРЬ Давно прошло то время, когда в основном промышляли дон­ ные породы рыб, которые, как известно, особой подвижностью не отличаются. Опускай за борт орудие лова и траль себе спо­ койно. Иное дело теперь. Главным объектом внимания рыбаков стали пелагические рыбы — очень подвижные, сноровистые. На судах постройки 50—60-х го­ дов за ними не угнаться. А между тем в объединении «Мурманрыбпром» такие ста- рички-траулеры и составляли ос­ новную «ударную мощь» флота. То было трудное время для коллектива. Когда польские корабелы по­ строили первый траулер новой серии — БМРТ «Иван Бочков» и, как говорится, с рук на руки пе­ редали мурманрыбпромовцам, те вздохнули, было, с облегчением. Дескать, теперь и мы на коне. Да только не предполагали они тогда, что конь окажется такой норовистый. Судно имело уко­ роченный корпус, повышенную остойчивость. Волны его валяли, словно «ваньку-встаньку». Нелег­ ко тогда пришлось первоиспыта­ телям. Мало того, что на раска­ чивающемся, словно качели, суд­ не даже просто работать не мед. Так еще из-за качки авто­ матику, которой было оснащено судно и которая позвопила зна­ чительно сократить машинную команду, — эту автоматику вы­ бивало постоянно: она, оказыва­ ется, тоже плохо переносила качку. Шло время. Рыбаки освоились на новом траулере, оценили его преимущества (а их, естественно, тоже немало: мощные двигатели, большая скорость траления, ка­ юты что тебе номера-люкс в гостинице]. Провели большую работу по усовершенствованию узлов, ме­ ханизмов, замечания и пожела­ ния передали корабелам. Те уч­ ли их при строительстве новых судов этой серии. А они попол­ няли флот одно за другим: «Александр Грязное», «Иван Зи- маков», «Михаил Воронин». И осваивать их помогали не кто иные, как «первоиспытатели». >МРТ «Иван Бочков» стал свое­ образной школой освоения су­ дов новой серии. В нынешнем году «Мурман­ рыбпром» пополнился еще од­ ним подобным траулером — БМРТ «Капитан Ардеев». Конеч­ но, это и было одним из глав­ ных событий года. «Обкатали» • Баренцевом море. Ну а затем отправился в дальние районы. Уже успел проявить свою мощь. Где другие суда не тянут, мо­ ряки БМРТ «Капитан Ардеев» бе­ рут план. Сейчас идут с превы­ шением годового задания по вылову. Добывают сверхплано­ вую рыбу. Новый год встретят ардеевцы вдали от дома... А на подходе новые богаты­ ри, которым в «Мурманрыбпро- ме», как говорится, всегда рады. НА БЕРЕГУ И В МОРЕ• В ЛАДИМИР зашел в каю­ ту, растормошил спяще­ го Сергея и спросил: — В театр пойдешь? — Куда-куда?.. — не поняв спросонья, а чем дело, чуть ли не испуганно спросил Сергей. Если бы Владимир предло­ жил ему: пойдем на промыс­ ловую палубу, Сергей, не раз­ думывая, как говорится, от­ ряхнулся ото сна и пошел бы. Как-никак оба они — и стар­ ший матрос Владимир Оклей, и матрос Сергей Малыгин — в команде добытчиков, а ку­ да же добытчика можно так вот ни с того ни с сего раз­ будить и тащить, кроме как на палубу, к тралу. — Какой еще театр, — про­ должал отбиваться от товари­ ща Сергей. — Какой, какой, — громко засмеялся Владимир. — Обык­ новенный. Артисты к нам при­ были... Малыгин, наконец, понял, в чем дело, однако веселья Оклея не спешил разделять. — Ну что ж, — проворчал он, — рыбалки нет, так ар­ тистов хоть посмотрим. Положение у экипажа в то время было действительно не из легких. Судно — БМРТ «Пассат-2» объединения «Мур­ манрыбпром» — вышло в по­ следний рейс перед постанов­ кой в ремонт. А объяснять, что это такое, вряд ли кому надо. Особенно плохо — не было насадки на винт. Ско­ рости никакой. А время осен­ нее, штормовое. Тралить из-за отсутствия этой самой насад­ ки можно было только на ве- ВОЛШЕБНАЯ СИЛА ИСКУССТВА ФОТОРЕПОРТАЖ тер: одним галсом прошелся с тралом, выволакивай его на палубу и возвращайся назад — в «исходное положение». Такая «зарядка» умаяла весь коллектив. Нашлись скептики, которые прикинули, что к чему, и напе­ ред предрекли неудачу. Дес­ кать, капитан да технолог мо­ лодые, впервые в этих долж­ ностях пошли. А команда... Всего-навсего два человека в «солидном возрасте» — пер­ вый помощник Р. Т. Михай­ лов да моторист Л. М. Боче- риков. Остальные — опять же молодежь, многие первый раз море увидели. Одним словом, скептики это знали точно, Новый год хотя и придется встречать дома, но с каким настроением.., Как раз в этот нелегкий пе­ риод на промысле и побыва­ ли артисты Мурманского драм- театра, писатели, поэты. «Играли» Шукшина, читали стихи о море, да такие, что до самой глубины пронима­ ло... Моряки долго не отпус­ кали артистов. Просили еще и еще... Одним словом, настро­ ение у людей поднялось. И вроде беда стала как не бе­ да, а так, временная неудача. Но что интересно: вскоре после того, как на судне по­ бывали артисты, шторма по­ улеглись. — Вот она, волшебная сила искусства, — смеялись одни. — Ну, слава богу, октябрь закончился, самый штормовой месяц в Баренцевом море...— серьЪзно говорили другие. Так или иначе, дела явно пошли в гору. И оказалось, что капитан-директор Ю. А. Константинов — довольно ис­ кусный рыбак. Активный. Как только чувствует, что это был последний хороший трал, пе­ реходит на другое место. Его помощник по производству — В. Г. Иванов — тоже не про­ мах. Рыба хоть и пошла, но с приловом. От сортировоч­ ных машин, что были уста­ новлены на фабрике, — толку никакого. По предложению Валерия Григорьевича прикры­ ли эти машины лотками, вы­ кроили дополнительное место для двоих обработчиков — и сортировали вручную. Сейчас, пожалуйста, всю рыбу пер­ вым сортом сдали. В порт пришли перед Новым годом, но, отнюдь, как некоторые предсказывали, не с плохим настроением. План выполнен по всем статьям. Вот она, волшебная сила рыбацкого искусства. В. ЧИСНИКОВ. На снимках: старший мастер добычи В. А. Бушманов (вни­ зу слева); капитан-директор Ю. А. Константинов (внизу справа); помощник капитана по производству В. Г. Иванов, машинист РМУ В. А. Полто­ рацкий, рыбообработчик С. М. Назаров (вверху). Фото В. КОРЕЦКОГО. «ВИЛЬГЕЛЬМ ПИК» Чудеса! На календаре 31 декабря, еуббота, а от паля­ щего солнца только в каюте и можно укрыться. Ничего не попишешь — тропиче­ ские широты. Впрочем, и в прошлом году координаты были примерно теми же. Как и теперь, шли к Пана­ ме. Наряжали елку, готовили праздничный ужин, чисти­ лись, гладились. Заговорщи­ чески уединялись участники концерта. Новый год встре­ чали досрочно. Само собой разумеется, что почти на ■два месяца обогнали трудо­ вой календарь: опережать время стало традицией на «Вильгельме Пике». Но и не в переносном, а в бук­ вальном смысле бой куран­ тов раздался тогда, когда судовые часы показывали восемь вечера. Артистам пришлось из­ рядно потрудиться, чтобы «охватить искусством» все вахты: праздник в кругу ко­ рабельной семьи длился шесть часов. Концерт вышел на славу. Иначе и быть не могло, ведь самодеятельная бригада транспортного реф­ рижератора была победите­ лем смотра художественной самодеятельности обкома профсоюза работников пище­ вой промышленности. Самые пышные лавры пришлись на долю Владими­ ра Пржевальского. «Валь- демар», так друзья-фотолю­ бители назвали его в подпи­ си к шуточному снимку, мог все: и петь, и плясать, и при случае исполнить соло на ложках. Не случайно же он стал лауреатом фестива­ ля самодеятельного искусст­ ва в Москве. Новичку жаркая зима в тропиках была бы в дико­ винку. Но немного таких среди экипажа. В основном подобрались здесь моряки, lie один год работающие вместе, моряки, закреплен­ ные за судном. 18 человек ходят на «Вильгельме Пике» с того времени, когда он был при­ писан к порту Мурманск. А это было двенадцать лет назад. С четвертых помощ­ ников начинал старпом П. Я. Волошин. Среди «старожи­ лов» мотористы Ю. Д. Аши- хмин, Ф. Я. Бобков, В. П. Поздняков, второй механик В. Н. Пахомов, боцман И. И. Товт, матросы А. В. Васи­ ленко, В. В. Борисов, А. С. Рогожин и многие другие. Старая истина: хорошо отдыхает тот, кто умеет хо­ рошо работать. Не было слу­ чая, чтобы по вине экипажа не выполнялось рейсовое задание... Уйдет в прошлое экзоти­ ческий знойный Новый год, прибудет в район промысла «Вильгельм Пик», и начнут­ ся трудные рыбацкие будни. И тут уж разворачивайся. Экипаж не однажды доказы­ вал, что в «часы пик» на не­ го положиться можно. В среднем на промысле он ра­ ботает 15— 16 суток, тогда как по нормам отпущено 21— 23 суток. Таким обра­ зом, в этом году он сэконо­ мил промысловикам 16 су­ ток. В прошлый рейс эки­ паж судна сократился на четыре человека, на транс­ портном рефрижераторе соч­ ли возможным применить (впервые) щекинский метод. Можно много говорить о добрых делах и начинаниях дружного коллектива. Мож­ но вспомнить о том, что именно он стал инициато- ром соревнования в честь 25-летия движения за ком­ мунистический труд. Что в течение двух рейсов моряки полностью переоборудовали все трюмы и это позволило почти полностью механизи­ ровать все погрузочно раз­ грузочные работы. Если 6 у не инициатива, не творче­ ский подход к делу экипажа, то для реконструкции трю­ мов потребовалось бы дней на двадцать становиться на верфь. Можно отметить, что за все время эксплуатации судна не было грубых на­ рушений таможенных пра­ вил и правил поведения со­ ветского моряка за грани­ цей. И за всем этим кроется большая воспитательная ра­ бота, сознательная дисцип­ лина. Залог прошлых и бу­ дущих достижений — ста­ бильность экипажа, для ко­ торого корабль стал родным домом. Даже график отпус­ ков составляется с таким расчетом, чтобы моряк, вер­ нувшись из отпуска, смог за- ■* стать свое судно у причала. 30 декабоя 1983 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz