Рыбный Мурман. 1983 г. Декабрь.
g j.l .... J МОРСКИЕ ДИНАСТИИ КОИДА И ЕЕ СЫНОВЬЯ Фамилия эта на Севере известная. Село Койда, что в Мезен ском районе Архангельской области, почти сплошь Ма лыгиными заселено. Имена и отчества многократно по вторяются, и потому, как это нередко бывает в север ных селениях, зовут здесь однофамильцев по прозви щам: Полькины, Соенки, Евсеевы — последние про исходят от деда Малыгиных, о которых пойдет речь, — от Евсея Михайловича. Село Койда, дворов за 250 сегодня, чуть моложе Ар хангельска, который был пер вым «онном в Европу». Царь Петр Первый уважал потом ст венных мореходов, а они до стойно несли во все времена службу Отечеству. Иван Ев се евич, отец героев моего рас сказа, отличился в первую мировую войну, имел два Ге оргиевских креста. Верой и правдой служил Советской власти — был несколько лет председателем сельсовета. Малыгиных знали в арк тических экспедициях на ле гендарном «Варяге», в эки пажах кораблей военного флота — русского и совет ского, ледокольного, торго вого, рыболовного — тут, как говорится, сам бог им велел быть. Поморы, не одной Койды, конечно, сыновья всего Бело- морья — выходцы из Велико го Новгорода — с суровым Севером побратались много веков назад. И Кольскую зем лю обживали вместе с други ми вольными людьми. Вместе, а порой — раньше всех. В одной из летописей упо минается, что родоначальник северных Малыгиных — Иг нат разбил флот варягов у Нордкапа в 1320 году. Степан Гаврилович Малыгин, «птенец гнезда Петрова», ■ начале XVIII века возглавлял Великую Северную экспедицию в Запад ном секторе Арктики. В честь его был назван ледокол. Сей час на Дальнем Востоке есть гидрографическое судно «С. Малыгин». Малыгины в молодости были отличными стрелками на про мысле зверя. Но дальше их путь пролег по трассам Арк тики, по северным морям. И сегодня наш рассказ о тех из них, которые в итоге пришли в рыбную отрасль народного хозяйства. АНАТОЛИИ ИВАНОВИЧ Из большой их морской семьи остались два ветера на: бывший капитан Анато лий Иванович Малыгин, старший по возрасту, и быв ший старший механик Ни колай Иванович. Анатолию Ивановичу — 72 года. Он бодр и живет не только личными, но и флотскими, общественными интересами. Но прежде чем рассказать о себе, он назвал брата Василия, ко торый был на год его стар ше и трагически погиб мо лодым — Арктика унесла его жизнь. Но шедших за ним не остановила, не ис пугала. Главное — не смо гла остановить на полпути к цели. Для движения вперед все гда нужны знания. И Ана толий Иванович в 1939 го ду,—а было ему уже 29 лет, за плечами учеба на кур сах штурманов маломерных судов и солидный жизнен ный опыт, — идет снова учиться на курсы судоводи телей. И сегодня он с боль шой благодарностью судьбе вспоминает этот свой шаг в жизни. ...Декабрь 1939-го. На борт ледокольного парохода «Алек сандр Сибиряков» поднимается третий штурман А. И. Малы гин. Новичку поручают ново годнюю вахту. Причал Мур манского торгового порта, праздничный, еще небольшой в ту пору город, семья в де ревянном доме по улице Кар ла Маркса — словно это было вчера... Анатолий Иванович знал славную историю своего суд на, вставшего на службу Со ветской власти с первых дней ее существования. В 1920 го ду моряки «Сибирякова» при вели караван с хлебом из Сибири в Архангельск. Потом за одну навигацию прошли по Северному морскому пути. Зимой 1939-40 годов, во время советско-финской кам пании «Сибиряков», как и другие суда Мурманского арк- тичесного пароходства, был придан Северному флоту, ко торый помог 14-й армии пол ностью овладеть полуострова ми Рыбачий и Средний, а по том населенными пунктами Линахамарн и Печенга. Весной 1940 года «Сибиря ков» выполнил мирное за- Й ание, равное боевому: в йсфьорде (Шпицберген) выз волил из ледового плена во семь судов. 11 суток бил лед, потом продолжал поддержи вать русло для других углево зов, следовавших в Баренц- бург. Затем рейсы в Арктику. За успешное выполнение ответственных заданий экипаж был премирован двухмесяч ным окладом. Приказ подпи сал И. Д. Папанин — началь ник Главсевморпути, извест ный полярник. На «Сибирякове» Анатолий Иванович прошел путь от тре тьего штурмана до старпома, а во время ремонта и эа- сантов. 1 августа был тя жело ранен. Госпитали в Полярном и Мурманске, пе ревод в поселок Три Ручья (город сильно бомбили). Вернулся в строй. С октяб ря сорок первого пе 30 де кабря сорок третьего — командир СК-215 «Киль ка»... Анатолия Ивановича при глашают в райком, Он де мобилизован, но не освобо жден от задач по обеспече нию фронта всем необходи мым — А. И. Малыгин на значается главным капита ном военной базы приемо- транспортного флота (в си стеме «Мурманрыбы»), по том перегоняет суда в наши балтийские порты. 1951 год стал перелом ным в жизни Анатолия Ивановича — он вернулся к промысловому морскому делу. Сначала работает в lllllillllilillilllllltlillillllllllllllUlllllllillllllililllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllMIIIIIIIIIIMIIIIIIIIIIIIIIIIIIIi М А Л Ы Г И Н Ы lllllillllllllllllllllllllllllllllllMlllllllllllillllinilllllMIIIIIIIIIIIIIIIIIIilllllllllllllllllllllllllllllllllllllllltlllllllllllllllll боты капитана ложились на его плечи. Но вот приближается зверо бойный промысел в Белом море. А. И. Малыгин (и еще два штурмана с других судов) направляются на зверобойные шхуны руководителями эки пажей. Анатолию Ивановичу отдается под начало «Омуль». «Зверобойиа» — дело для не го привычное: еще в 1937 го ду, будучи вторым штурма ном шхуны «Ленинградгос- торг», успешно промышлял. Кстати, ■ августе того года он был свидетелем радиоперегово- ров самолета «СССР Н-209» полярного летчика С. А. Лева невского, начавшего перелет в Америку через Северный полюс. Об этом ветеран рас сказал на 11-й странице «Рыб ного Мурмана» 26 августа с. г. Последний зверобойный се зон провел капитан А. И. Ма лыгин на шхуне «Омуль» в феврале —мае 1941 года. После успешной экспедиции в Белое море он получил новое назна чение — перегон буксира в бухту Тикси. Но началась война. В воскресенье, 22 июня, Анатолий Иванович собрал у себя за праздничным столом перед нелегким рейсом брать ев и друзей. Где-то около по лудня семилетний сын Юра включил приемник. Передава ли Заявление Советского пра вительства. «Война!» — обожгло сер дце страшное слово. — Скажу откровенно, у мно гих были мысли: «Ну куда вы полезли, на кого?» Это о фаши стах. — Анатолий Иванович задумался на минутку. — А еще о рабочем классе Герма нии, о тельмановцах думали и говорили. ...Наша неспешная беседа шла уже не первый чае. Ана толий Иванович и подошедший потом Николай Иванович как бы листали страницы своих биографий, в чем-то очень схожих. Как и жизненные пу ти других братьев Малыги ных. Рейс в Тикси не состоялся: Анатолий Иванович пошел во евать. Гитлеробцы летом сорок первого рвались к Мурман ску и главной базе Север ного флота — Полярному. Шли жестокие бои на един ственной дороге от Титовки к областному центру. Там прозвучали слова «Долина смерти», там прорвавшиеся горные егери и эсэсовцы были полностью уничтоже ны. Полегло в жаркой схватке немало и наших во инов (теперь место боя — Долина славы). У моряков — свои за дачи: они прикрывали вход в Кольский залив, поддер живали огнем защитников полуостровов Средний и Рыбачий, йысаживали де санты на побережье Мотов ского залива — во фланг врага. Анатолий Иванович, ставший с первых дней войны рулевым сторожевого катера „NT? 32. — участник переброски и высалки де только что организованной «Мурмансельди». первой вышедшей в районы Миро вого океана, конкретно — в Северную Атлантику. В октябре 1955-го группу капи танов сельдяного флота пе реводят в Мурманский тра ловый. Анатолию Иванови чу предлагают остаться в прежней должности, по он отказывается и два рейса набирается опыта старпомом — сказалась старая при вычка: знать дело доско нально, не искать легкой жизни. Зная эту черту ха рактера помора, командова ние флота и направляло его на «тяжелые» суда, экипа жи которых Анатолий Ива нович обязательно выводил из прорыва. В семьдесят седьмом по шел на пенсию. Но флот по-прежнему для него — родной дом. НИКОЛАИ ИВАНОВИЧ За братьями тоже в Мурманск потянулся. Было это в 1938-м. Как сей час помнит, хотя столько лет прошло: 9 сентября того же года стал мотори стом зверобойной шхуны «Мурманец». Запомнился на всю жизнь и один из первых капитанов — Геор гий Федорович Сулаков, опытный, мужественный мо ряк (он погиб, будучи стар помом на «Сибирякове», вступившем в бой с «Ше- еро'м»). В рейс шел и старший брат Василий. 14 сентября — сто янка в Диксоне, отдых. Соби рались с рейда ехать в нино — вдруг поступил срочный приказ: «Идти к острову Внль- кицкого, оказать помощь гео логам!» В 10 часов утра 15 сен тября шлюпка с «Мурман- ца» направилась к берегу. Через прибой, который, нак говорят моряки, имеет три россыпи. На первой шлюпну ударило носом о грунт, на второй — перевернуло, третья россыпь стоила жизни Васи лию. Случилось это в 12.30. Экспедиции помогли. Малы гины тяжело переживали у т рату своего старшего брата. Время не остановишь... Ни колай Иванович — на ледо резе «Литке». Здесь он коче гар, а по боевому расписанию — комендор зенитного орудия (шла финская война). Во вре мя одной из тревог сильно простудился, заболел. Ничего удивительного: к орудию из пе:-ла кочегарки выскакивали в легкой робе. И это в же стокую зиму сорокового года! Поправился — снова на судно. Снабжали береговые точки — надвигалась новая военная гроза. В июне 41-го «Мурманец» готозился к трех годичной зимовке в Тикси, на гидоографические работы — двадцать второго стояли на рейде Мурманского порта, всем снабженные, готовые н выходу в рейс... В отличие от Анатолия Ива новича, у этого брата послед нее мирное задание продолжа лось. «Мурманец», как и дру гие суда, Tionaflan под бомбеж ку, но повреждений не полу чил. С моря приходили пло хие вести: суда в конвоях по пути в Архангельск гибли. В конце концов «Мурманец» са мостоятельно добрался до этого порта, делая перебежки ночью, укрываясь на день в бухтах. В декабре сорок первого Николай Иванович получил направление на ледокол «И. Сталин» — флагман ледокольного флота. Коман довал им широко известный морякам капитан Павел Акимович Пономарев. Ледо кол имел сильное вооруже ние, в том числе зенит ное,^. но во время бункеров ки '1 8 февраля парохода «Правда» в Белом море по лучил сильные повреждения от бомб внезапно налетев шего «Юнкерса». Своим ходом добрались до ремонт ной базы. А потом — встреча и проводка конвоев, своих и союзных, тяжелейшая рабо та в Арктике. ...Уставали, погибали люди и корабли. Мощный ледокол то же требовал передышки '* ремонта. И сделать это было решено у союзников, в США. Закончив работу в Арктике, направились туда в онтябре сорок второго. 25-ю годовщину Великого Октября отмечали в Датч- Харборе, испытав налет... японской авиации. Ремонт проводили в Сиэтле. Но его пришлось „прервать: у острова Хоккайдо затерло караван на ших судов — он мог стать легкой добычей японцев. Ле докол прибыл вовремя и вы зволил суда из ледового пле на, предотвратив более страш- ный... Думалось тогда о мно гом. Например, о бое с япон скими крейсерами. Экипаж был готов к этому: на ледоко ле, кроме шести соронапяток, стояли 120- и 150-мм орудия. Но бой был бы неравным... Снова работа в Арктике — на всем протяжении Се верного морского пути. В западном секторе — борь ба с подлодками, которые ходили «волчьими стаями». Трех хищниц утопили. В конце 44-го его посла ли учиться. Так он стал су довым механиком. В 1949 году Министерст во рыбного хозяйства обра тилось к Морфлоту с прось бой — помочь специалис тами. Так Николай Ивано вич занялся перегоном ры боловных сейнеров из Ка лининграда в Мурманск. И оказался... у истоков фор мирования нового рыбодо бывающего предприятия — «Мурмансельди». Освоил технику средних траулеров, три года ходил стармехом на СРТ-151 «Аксай». Эки паж постоянно был в■числе лидеров. В этом, конечно, есть заслуга и машинной • команды. Снова учеба (ускоренный курс мореходного училища — флот остро нуждался в кад рах), направление на парус- но-моторное судно «Ратманов» — оно входило в состав учеб ного отряда. Николай Ивано вич в отряде уже через год (в 1954-м) стал флагманским механиком, а затем и руково дителем этого важного учеб ного подразделения (1956 — 60гг.), где проходили практи ку курсанты 12 училищ (отряд замыкался на Мурманское высшее морское). Большой путь прошел Николай Иванович в Мур манском траловом флоте. Был групповым, старшим механиком, недаром его из бирают несколько лет и председателем совета вете ранов. АЛЕКСЕИ И АЛЕКСАНДР Для братьев, по-родствен ному, они так и остались в памяти по именам: их нет рядом. Оба были моряками, работали в Главсевморпути, Александр в конце жизни — в Беломорской базе гослова. Алексей в августе сорок первого должен был вернуться со срочной службы. Война его застала под Таллином. Чита тели хорошо знают о героиче ском переходе кораблей Бал тийского флота в Ленинград по иипящему от взрывов бомб, мин, торпед Финскому зали ву. Многие балтийцы воевали потом на суше, отстаивая ко лыбель революции — Ленин град. В жестоких боях с вра гом на его подступах и сло жил свою голову Алексей Ма лыгин, командир орудия, при званием его тоже было море. ИХ ТРУДОВОЙ СТАЖ Прадеды и деды, отцы, сыновья, внуки и правнуки Малыгиных, братья разной степени родства — десятки Малыгиных вписали в исто рию Главсевморпути, про мыслового и транспортного флотов немало заметных страниц. Среди Малыгиных капи таны, механики, штурманы, боцманы, мотористы, матросы, гарпунеры, кочегары работали на многих судах после Вели кой Октябрьской социалисти ческой революции, а корни династии, как уже было ска зано, — в глубине веков. Тру довой стаж Малыгиных, по самым приблизительным под счетам, — более 400 лет. 120 Малыгиных из Койды погибли на фронтах Великой Отечественной войны. Теперь среди Малыгиных — не только матросы и ко чегары, а капитаны, стар шие механики, инженеры, военные летчики и подвод ники, ученые. Летопись ди настии продолжается. Она оставит в истории заметный след и не иссякнет. П. БЫСТРОУМОВ. НА СНИМКЕ: братья Малыгины — Анато лий Иванович и Николай Ива нович (слева направо). В И Д И 23 декабря 1983года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz