Рыбный Мурман. 1983 г. Декабрь.

g j.l .... J МОРСКИЕ ДИНАСТИИ КОИДА И ЕЕ СЫНОВЬЯ Фамилия эта на Севере известная. Село Койда, что в Мезен­ ском районе Архангельской области, почти сплошь Ма­ лыгиными заселено. Имена и отчества многократно по­ вторяются, и потому, как это нередко бывает в север­ ных селениях, зовут здесь однофамильцев по прозви­ щам: Полькины, Соенки, Евсеевы — последние про­ исходят от деда Малыгиных, о которых пойдет речь, — от Евсея Михайловича. Село Койда, дворов за 250 сегодня, чуть моложе Ар­ хангельска, который был пер­ вым «онном в Европу». Царь Петр Первый уважал потом ст­ венных мореходов, а они до­ стойно несли во все времена службу Отечеству. Иван Ев се­ евич, отец героев моего рас­ сказа, отличился в первую мировую войну, имел два Ге­ оргиевских креста. Верой и правдой служил Советской власти — был несколько лет председателем сельсовета. Малыгиных знали в арк­ тических экспедициях на ле­ гендарном «Варяге», в эки­ пажах кораблей военного флота — русского и совет­ ского, ледокольного, торго­ вого, рыболовного — тут, как говорится, сам бог им велел быть. Поморы, не одной Койды, конечно, сыновья всего Бело- морья — выходцы из Велико­ го Новгорода — с суровым Севером побратались много веков назад. И Кольскую зем­ лю обживали вместе с други­ ми вольными людьми. Вместе, а порой — раньше всех. В одной из летописей упо­ минается, что родоначальник северных Малыгиных — Иг­ нат разбил флот варягов у Нордкапа в 1320 году. Степан Гаврилович Малыгин, «птенец гнезда Петрова», ■ начале XVIII века возглавлял Великую Северную экспедицию в Запад­ ном секторе Арктики. В честь его был назван ледокол. Сей­ час на Дальнем Востоке есть гидрографическое судно «С. Малыгин». Малыгины в молодости были отличными стрелками на про­ мысле зверя. Но дальше их путь пролег по трассам Арк­ тики, по северным морям. И сегодня наш рассказ о тех из них, которые в итоге пришли в рыбную отрасль народного хозяйства. АНАТОЛИИ ИВАНОВИЧ Из большой их морской семьи остались два ветера­ на: бывший капитан Анато­ лий Иванович Малыгин, старший по возрасту, и быв­ ший старший механик Ни­ колай Иванович. Анатолию Ивановичу — 72 года. Он бодр и живет не только личными, но и флотскими, общественными интересами. Но прежде чем рассказать о себе, он назвал брата Василия, ко­ торый был на год его стар­ ше и трагически погиб мо­ лодым — Арктика унесла его жизнь. Но шедших за ним не остановила, не ис­ пугала. Главное — не смо­ гла остановить на полпути к цели. Для движения вперед все­ гда нужны знания. И Ана­ толий Иванович в 1939 го­ ду,—а было ему уже 29 лет, за плечами учеба на кур­ сах штурманов маломерных судов и солидный жизнен­ ный опыт, — идет снова учиться на курсы судоводи­ телей. И сегодня он с боль­ шой благодарностью судьбе вспоминает этот свой шаг в жизни. ...Декабрь 1939-го. На борт ледокольного парохода «Алек­ сандр Сибиряков» поднимается третий штурман А. И. Малы­ гин. Новичку поручают ново­ годнюю вахту. Причал Мур­ манского торгового порта, праздничный, еще небольшой в ту пору город, семья в де­ ревянном доме по улице Кар­ ла Маркса — словно это было вчера... Анатолий Иванович знал славную историю своего суд­ на, вставшего на службу Со­ ветской власти с первых дней ее существования. В 1920 го­ ду моряки «Сибирякова» при­ вели караван с хлебом из Сибири в Архангельск. Потом за одну навигацию прошли по Северному морскому пути. Зимой 1939-40 годов, во время советско-финской кам­ пании «Сибиряков», как и другие суда Мурманского арк- тичесного пароходства, был придан Северному флоту, ко­ торый помог 14-й армии пол­ ностью овладеть полуострова­ ми Рыбачий и Средний, а по­ том населенными пунктами Линахамарн и Печенга. Весной 1940 года «Сибиря­ ков» выполнил мирное за- Й ание, равное боевому: в йсфьорде (Шпицберген) выз­ волил из ледового плена во­ семь судов. 11 суток бил лед, потом продолжал поддержи­ вать русло для других углево­ зов, следовавших в Баренц- бург. Затем рейсы в Арктику. За успешное выполнение ответственных заданий экипаж был премирован двухмесяч­ ным окладом. Приказ подпи­ сал И. Д. Папанин — началь­ ник Главсевморпути, извест­ ный полярник. На «Сибирякове» Анатолий Иванович прошел путь от тре­ тьего штурмана до старпома, а во время ремонта и эа- сантов. 1 августа был тя­ жело ранен. Госпитали в Полярном и Мурманске, пе­ ревод в поселок Три Ручья (город сильно бомбили). Вернулся в строй. С октяб­ ря сорок первого пе 30 де­ кабря сорок третьего — командир СК-215 «Киль­ ка»... Анатолия Ивановича при­ глашают в райком, Он де­ мобилизован, но не освобо­ жден от задач по обеспече­ нию фронта всем необходи­ мым — А. И. Малыгин на­ значается главным капита­ ном военной базы приемо- транспортного флота (в си­ стеме «Мурманрыбы»), по­ том перегоняет суда в наши балтийские порты. 1951 год стал перелом­ ным в жизни Анатолия Ивановича — он вернулся к промысловому морскому делу. Сначала работает в lllllillllilillilllllltlillillllllllllllUlllllllillllllililllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllMIIIIIIIIIIMIIIIIIIIIIIIIIIIIIIi М А Л Ы Г И Н Ы lllllillllllllllllllllllllllllllllllMlllllllllllillllinilllllMIIIIIIIIIIIIIIIIIIilllllllllllllllllllllllllllllllllllllllltlllllllllllllllll боты капитана ложились на его плечи. Но вот приближается зверо­ бойный промысел в Белом море. А. И. Малыгин (и еще два штурмана с других судов) направляются на зверобойные шхуны руководителями эки­ пажей. Анатолию Ивановичу отдается под начало «Омуль». «Зверобойиа» — дело для не­ го привычное: еще в 1937 го­ ду, будучи вторым штурма­ ном шхуны «Ленинградгос- торг», успешно промышлял. Кстати, ■ августе того года он был свидетелем радиоперегово- ров самолета «СССР Н-209» полярного летчика С. А. Лева­ невского, начавшего перелет в Америку через Северный полюс. Об этом ветеран рас­ сказал на 11-й странице «Рыб­ ного Мурмана» 26 августа с. г. Последний зверобойный се­ зон провел капитан А. И. Ма­ лыгин на шхуне «Омуль» в феврале —мае 1941 года. После успешной экспедиции в Белое море он получил новое назна­ чение — перегон буксира в бухту Тикси. Но началась война. В воскресенье, 22 июня, Анатолий Иванович собрал у себя за праздничным столом перед нелегким рейсом брать­ ев и друзей. Где-то около по­ лудня семилетний сын Юра включил приемник. Передава­ ли Заявление Советского пра­ вительства. «Война!» — обожгло сер­ дце страшное слово. — Скажу откровенно, у мно­ гих были мысли: «Ну куда вы полезли, на кого?» Это о фаши­ стах. — Анатолий Иванович задумался на минутку. — А еще о рабочем классе Герма­ нии, о тельмановцах думали и говорили. ...Наша неспешная беседа шла уже не первый чае. Ана­ толий Иванович и подошедший потом Николай Иванович как бы листали страницы своих биографий, в чем-то очень схожих. Как и жизненные пу­ ти других братьев Малыги­ ных. Рейс в Тикси не состоялся: Анатолий Иванович пошел во­ евать. Гитлеробцы летом сорок первого рвались к Мурман­ ску и главной базе Север­ ного флота — Полярному. Шли жестокие бои на един­ ственной дороге от Титовки к областному центру. Там прозвучали слова «Долина смерти», там прорвавшиеся горные егери и эсэсовцы были полностью уничтоже­ ны. Полегло в жаркой схватке немало и наших во­ инов (теперь место боя — Долина славы). У моряков — свои за­ дачи: они прикрывали вход в Кольский залив, поддер­ живали огнем защитников полуостровов Средний и Рыбачий, йысаживали де­ санты на побережье Мотов ского залива — во фланг врага. Анатолий Иванович, ставший с первых дней войны рулевым сторожевого катера „NT? 32. — участник переброски и высалки де­ только что организованной «Мурмансельди». первой вышедшей в районы Миро­ вого океана, конкретно — в Северную Атлантику. В октябре 1955-го группу капи­ танов сельдяного флота пе­ реводят в Мурманский тра­ ловый. Анатолию Иванови­ чу предлагают остаться в прежней должности, по он отказывается и два рейса набирается опыта старпомом — сказалась старая при­ вычка: знать дело доско­ нально, не искать легкой жизни. Зная эту черту ха­ рактера помора, командова­ ние флота и направляло его на «тяжелые» суда, экипа­ жи которых Анатолий Ива­ нович обязательно выводил из прорыва. В семьдесят седьмом по­ шел на пенсию. Но флот по-прежнему для него — родной дом. НИКОЛАИ ИВАНОВИЧ За братьями тоже в Мурманск потянулся. Было это в 1938-м. Как сей­ час помнит, хотя столько лет прошло: 9 сентября того же года стал мотори­ стом зверобойной шхуны «Мурманец». Запомнился на всю жизнь и один из первых капитанов — Геор­ гий Федорович Сулаков, опытный, мужественный мо­ ряк (он погиб, будучи стар­ помом на «Сибирякове», вступившем в бой с «Ше- еро'м»). В рейс шел и старший брат Василий. 14 сентября — сто­ янка в Диксоне, отдых. Соби­ рались с рейда ехать в нино — вдруг поступил срочный приказ: «Идти к острову Внль- кицкого, оказать помощь гео­ логам!» В 10 часов утра 15 сен­ тября шлюпка с «Мурман- ца» направилась к берегу. Через прибой, который, нак говорят моряки, имеет три россыпи. На первой шлюпну ударило носом о грунт, на второй — перевернуло, третья россыпь стоила жизни Васи­ лию. Случилось это в 12.30. Экспедиции помогли. Малы­ гины тяжело переживали у т­ рату своего старшего брата. Время не остановишь... Ни­ колай Иванович — на ледо­ резе «Литке». Здесь он коче­ гар, а по боевому расписанию — комендор зенитного орудия (шла финская война). Во вре­ мя одной из тревог сильно простудился, заболел. Ничего удивительного: к орудию из пе:-ла кочегарки выскакивали в легкой робе. И это в же­ стокую зиму сорокового года! Поправился — снова на судно. Снабжали береговые точки — надвигалась новая военная гроза. В июне 41-го «Мурманец» готозился к трех­ годичной зимовке в Тикси, на гидоографические работы — двадцать второго стояли на рейде Мурманского порта, всем снабженные, готовые н выходу в рейс... В отличие от Анатолия Ива­ новича, у этого брата послед­ нее мирное задание продолжа­ лось. «Мурманец», как и дру­ гие суда, Tionaflan под бомбеж­ ку, но повреждений не полу­ чил. С моря приходили пло­ хие вести: суда в конвоях по пути в Архангельск гибли. В конце концов «Мурманец» са ­ мостоятельно добрался до этого порта, делая перебежки ночью, укрываясь на день в бухтах. В декабре сорок первого Николай Иванович получил направление на ледокол «И. Сталин» — флагман ледокольного флота. Коман­ довал им широко известный морякам капитан Павел Акимович Пономарев. Ледо­ кол имел сильное вооруже­ ние, в том числе зенит­ ное,^. но во время бункеров­ ки '1 8 февраля парохода «Правда» в Белом море по­ лучил сильные повреждения от бомб внезапно налетев­ шего «Юнкерса». Своим ходом добрались до ремонт­ ной базы. А потом — встреча и проводка конвоев, своих и союзных, тяжелейшая рабо­ та в Арктике. ...Уставали, погибали люди и корабли. Мощный ледокол то­ же требовал передышки '* ремонта. И сделать это было решено у союзников, в США. Закончив работу в Арктике, направились туда в онтябре сорок второго. 25-ю годовщину Великого Октября отмечали в Датч- Харборе, испытав налет... японской авиации. Ремонт проводили в Сиэтле. Но его пришлось „прервать: у острова Хоккайдо затерло караван на­ ших судов — он мог стать легкой добычей японцев. Ле­ докол прибыл вовремя и вы­ зволил суда из ледового пле­ на, предотвратив более страш- ный... Думалось тогда о мно­ гом. Например, о бое с япон­ скими крейсерами. Экипаж был готов к этому: на ледоко­ ле, кроме шести соронапяток, стояли 120- и 150-мм орудия. Но бой был бы неравным... Снова работа в Арктике — на всем протяжении Се­ верного морского пути. В западном секторе — борь­ ба с подлодками, которые ходили «волчьими стаями». Трех хищниц утопили. В конце 44-го его посла­ ли учиться. Так он стал су­ довым механиком. В 1949 году Министерст­ во рыбного хозяйства обра­ тилось к Морфлоту с прось­ бой — помочь специалис­ тами. Так Николай Ивано­ вич занялся перегоном ры­ боловных сейнеров из Ка­ лининграда в Мурманск. И оказался... у истоков фор­ мирования нового рыбодо­ бывающего предприятия — «Мурмансельди». Освоил технику средних траулеров, три года ходил стармехом на СРТ-151 «Аксай». Эки­ паж постоянно был в■числе лидеров. В этом, конечно, есть заслуга и машинной • команды. Снова учеба (ускоренный курс мореходного училища — флот остро нуждался в кад­ рах), направление на парус- но-моторное судно «Ратманов» — оно входило в состав учеб­ ного отряда. Николай Ивано­ вич в отряде уже через год (в 1954-м) стал флагманским механиком, а затем и руково­ дителем этого важного учеб­ ного подразделения (1956 — 60гг.), где проходили практи­ ку курсанты 12 училищ (отряд замыкался на Мурманское высшее морское). Большой путь прошел Николай Иванович в Мур­ манском траловом флоте. Был групповым, старшим механиком, недаром его из­ бирают несколько лет и председателем совета вете­ ранов. АЛЕКСЕИ И АЛЕКСАНДР Для братьев, по-родствен­ ному, они так и остались в памяти по именам: их нет рядом. Оба были моряками, работали в Главсевморпути, Александр в конце жизни — в Беломорской базе гослова. Алексей в августе сорок первого должен был вернуться со срочной службы. Война его застала под Таллином. Чита­ тели хорошо знают о героиче­ ском переходе кораблей Бал­ тийского флота в Ленинград по иипящему от взрывов бомб, мин, торпед Финскому зали­ ву. Многие балтийцы воевали потом на суше, отстаивая ко­ лыбель революции — Ленин­ град. В жестоких боях с вра­ гом на его подступах и сло­ жил свою голову Алексей Ма­ лыгин, командир орудия, при­ званием его тоже было море. ИХ ТРУДОВОЙ СТАЖ Прадеды и деды, отцы, сыновья, внуки и правнуки Малыгиных, братья разной степени родства — десятки Малыгиных вписали в исто­ рию Главсевморпути, про­ мыслового и транспортного флотов немало заметных страниц. Среди Малыгиных капи­ таны, механики, штурманы, боцманы, мотористы, матросы, гарпунеры, кочегары работали на многих судах после Вели­ кой Октябрьской социалисти­ ческой революции, а корни династии, как уже было ска­ зано, — в глубине веков. Тру­ довой стаж Малыгиных, по самым приблизительным под­ счетам, — более 400 лет. 120 Малыгиных из Койды погибли на фронтах Великой Отечественной войны. Теперь среди Малыгиных — не только матросы и ко­ чегары, а капитаны, стар­ шие механики, инженеры, военные летчики и подвод­ ники, ученые. Летопись ди­ настии продолжается. Она оставит в истории заметный след и не иссякнет. П. БЫСТРОУМОВ. НА СНИМКЕ: братья Малыгины — Анато­ лий Иванович и Николай Ива­ нович (слева направо). В И Д И 23 декабря 1983года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz