Рыбный Мурман. 1983 г. Декабрь.

• ИЗ ИСТОРИИ РЫБНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ • в сентябре 1958 года кол­ лектив Мурманской судовер­ фи отметил 25-летний юби­ лей своего предприятия, а в декабре 1974 года — уже 50- летний. Но ведь если днем рождения верфи считать 25 сентября 1933 года, го 50 лет ей исполнилось бы толь­ ко в сентябре нынешнего, 1983 года, В чем же дело? Оказывается, есть две точки отсчета — 1 декабря 1924 го­ да и 25 сентября 1933 года. Которой из них отдать пред­ почтение? Когда возникают такие па­ радоксы, обращаются к до­ кументам. Как отразилась • них история развития судо­ строения и судоремонта ры­ боловного флота на Кольском полуострове? Кто был пред­ шественником нынешнего про­ изводственного объединения «Мурманская судоверфь»? Какие судостроительные и су­ доремонтные предприятия рыболовного флота, помимо судоверфи, существовали и действовали в Заполярье? Вот строки из телеграммы, которая 19 марта 1920 года поступила из Архангельска в Мурманск: «Советам рабочих, рыбац­ ких, крестьянских депутатов, всему населению Приморско­ го и Океанского района. От иноземных разбойников избавились. Белогвардейщина (на Севере) раздавлена. Что­ бы Советская республика ста­ ла сильной, великой, вы, то­ варищи, можете помочь... За­ дача состоит в том, чтобы до­ быть максимум рыбы, исполь­ зуя для этого все средства и силы... Призываем всех гото­ виться к промысловому сезо­ ну. Каждая посудина должна быть отремонтирована. К на­ вигации необходимо постро­ ить вновь 150 ботов... Заготов­ ленный лесной материал дол­ жен быть превращен в посу­ дины, пригодные для промыс­ лов. В пределах возможного окажем содействие... Председатель Беломорско­ го управления по рыбным и звериным промыслам Андрей Попов». Нетрудно представить, что под Приморскйм районом автор телеграммы имел в ви­ ду Терский берег, а под Оке­ аническим — Мурманский бе­ рег Кольского полуострова. Но совершенно нельзя по­ нять, кто и где должен был за 2—3 месяца до летнего промысла построить 150 но­ вых ботов и отремонтировать сотни ел, шняк, карбасов, бо­ тов. Можно лишь догадывать­ ся, что строительство новой и ремонт старой промысло­ вой посудины было делом са­ мих рыбаков. В Центральном государст­ венном архиве Народного хо­ зяйства СССР (ЦГАНХ СССР) есть документ, в котором го­ ворится, что в Александров- ске (ныне г. Полярный), в Те- риберке и Порт-Владимире имелись кустарные и полу­ кустарные судоремонтные мастерские, которые должны были обеспечить исправность 56 рыболовных судов. 28 мая 1921 года Александровские мастерские были переданы «Муробластьрыбе» (Мурман­ скому областному управлению рыбных и звериных промыс­ лов). Если учесть, что в августе того же 1921 года сгорели мастерские а Териберке, то можно представить, каким узким местом был судоре­ монт. В Центральном Государст­ венном архиве Октябрьской революции в Ленинграде (ЦГАОР) сохранились некото­ рые документы «Севгосрыб­ треста», управление которого до 15 августа 1928 года нахо­ дилось в Ленинграде. Там имеется договор между по­ граничниками и этой органи­ зацией от 30 июня 1924 года о передаче Мурманской про­ мысловой конторе треста в аренду на 10 лет плавучей мастерской на транспортном судне «Ксения». По документам Мурман­ ской промысловой конторы «Севгосрыбтреста» видно, что за счет оборудования Алек­ сандровских мастерских, а также станков и механизмов плавмастерской «Ксения» на тралбазе а Мурманске осенью 1924 года создавалась новая судоремонтная мастерская, которая на полную мощность была пущена 1 декабря 1924 года. Первым заведующим мехмастерской Мурманской промысловой конторы «Сев­ госрыбтреста» стал бывший верфи — эллинга в Мурман­ ске для постройки и ремонта промыслового флота Север­ ного Ледовитого океана. Бы­ ло решено на паевых началах организовать Товарищество промыслового судостроения и судоремонта. 2 декабря 1925 года заместитель пред­ седателя Мурманского губис- полкома Я. П. Дроздов а до­ кладной записке в Северо- Западное областное экономи­ ческое Совещание (ЭКОСО) обосновал необходимость со­ здания верфи деревянного су­ достроения именно а городе Мурманске, который является естественным центром как За­ падного, так и Восточного Мурмана. 12 января 1926 года испол- монтной верфи рядом со ста­ рой в Петушихиной губе, ог­ раниченной с севера мысом Халдеевым, а с юга — мысом Петушихиным. С этого време­ ни в архивных фондах разных организаций появляются доку­ менты о строительстве ново­ го предприятия, которое тог­ да называли по-разному — то новая судоверь, то судо­ ремонтный завод. А если учесть, что в то же время в Мурманске работали старая судоверфь и механические мастерские «Севтралтреста», то можно догадаться, почему нынешним исследователям так трудно понять, как все обстоя­ ло на самом деле. По имеющимся докумен­ там, к концу сентября 1933 Два дня рождения Мурманской судоверфи военный моряк и бывший за­ ведующий Александровских мастерских Виктор Иванович Башмаков (с 1932 года он стал главным инженером Мурман­ ского тралового флота). На вооружении новой мас­ терской было 12 токарных, 2 строгальных и 1 фрезерный станки, вагранка и пружин­ ный молот. Имелся движок, обеспечивавший станки элек­ троэнергией. Работало там тогда всего 15 человек. Эти 15 человек в декабре 1924 го­ да отремонтировали два ры­ боловных траулера (РТ-31 и РТ-33). В январе 1925 года они смогли уже отремонти­ ровать шесть судов. Но, помимо траулеров «Севгосрыбтреста», в рыбац­ ких становищах Мурмана к 1925 году насчитывалось 30 моторные ботов, 106 парус­ ных ботов, 4 моторные и 403 парусно-гребные елы, 118 шняк, 334 карбаса и прочих мелких лодок. Всего 1056 единиц. В этой рыбацкой фло­ тилии 50 процентов судов нуждалось в полной замене, а остальным нужен был ре­ монт. В резолюции первого съез­ да Советов Мурманского уез­ да, который проходил в мар­ те 1920 года, уже однозначно ставилась задача об органи­ зации судостроения и судо­ ремонта на Мурмане. Преду­ сматривалось сооружение до­ ков и эллингов для построй­ ки новых и ремонта старых промысловых судов, мастер­ ских по побережью для ре­ монта моюров. А на заседа­ нии плановой комиссии губ- исполкома 18 ноября 1925 го­ да обсуждался вопрос о со­ оружении государственной ком поручил губернскому зе­ мельному управлению при­ гласить специалистов для раз­ работки проекта верфи, рас­ считанный на постройку про­ мысловых судов с механиче­ скими двигателями. V I съезд Советов Мурманской губер­ нии 20 февраля 1926 года по­ требовал ускорить проектиро­ вание и строительство верфи. 31 мая 1926 г. заведующий Мурманским губернским зе­ мельным управлением Н. П. Павлов обратился в губиспол- ком с ходатайством об отво­ де площади западнее Халде- ева мыса для строительства верфи. Этот участок специа­ листы определили как наи­ лучший. 14 июня 1926 года ходатайство удовлетворено, и начались строительные ра­ боты. Фиксирую эти даты потому, что в литературе почему-то годом основания Мурманской верфи деревянного судостро­ ения называют не 1926, а 1925 год. Первое время суда строи­ лись под открытым небом, а потом—только в летний пери­ од. К середине 1927 года у Халдеева мыса были готовы производственное здание, которое называли почему-то амбаром, кузница. Елы, шняки и другие суда, построенные на Мурманской верфи, были очень дорогими, и рыбаки от них часто отка­ зывались, предпочитая более дешевые, построенные в Со­ роке (ныне г. Беломорск). Акционерное общество «Рыбосудострой» по настоя­ нию мурманских организаций в 1931 году начинает строи­ тельство новой Мурманской судостроительной и судоре­ года основные цехи нового судоремонтного завода уже вступили в строй. (Вот, види­ мо, почему в 1958 году ре­ шили считать дату 25 сентяб­ ря 1933 года днем рождения верфи). Приказом № 142 от 17 октября 1933 г. по управ­ лению «Севтралтреста» меха­ нические мастерские треста были объединены с новым судоремонтным заводом и пе­ решли в новые здания заво­ да. К 1 января 1934 года на новом предприятии уже ра­ ботало свыше тысячи человек. В то же время, как свиде­ тельствуют другие документы, на полную мощность задейст­ вовала старая судоверфь. Только за пять лет (1930— 1934 гг.) она выпустила 130 моторных ботов типа «Косат­ ка», около 600 мелких судов (лодок, дор, пашек). В 1934 году здесь построили первое зверобойное судно. В документах за 1935 год упоминаются Мурманская су­ доверфь треста «Рыбосудо­ строй» и судоремонтный за­ вод треста «Мурманрыба». В составе судоремонтного за­ вода на правах цехов называ­ ются цех междурейсового ре­ монта судов в Мурманске и механические мастерские на Торос-острове. Кроме того, упоминается плавучая меха­ ническая мастерская управле­ ния Моолова. Приказом Наркома пище­ вой промышленности СССР А. И. Микояна № 985 от 28 июля 1937 года судоремонт­ ный завод треста «Мурман­ рыба» и судостроительная верфь «Главрыбы» были объ­ единены в одно предприятие под наименованием «Мурман­ ская судостроительная и су­ доремонтная верфь». В том же году механические мас­ терские для ремонта мелкого рыболовного флота перенесе­ ны с Торос-острова на Абрам- мыс. В 1938— 1939 гг. Мурманская судостроительная и , судоре­ монтная верфь осваивав! ре­ монт рыболовных траулеров и собственное металлическое судостроение. 12 декабря 1939 года был спущен на во­ ду траулер с металлическим корпусом «Михаил Громов». В 1940 году здесь были до­ строены траулеры «Иван Па- панйн» и «Валерий Чкалов», корпуса которых были сдела­ ны в Ленинграде. Корпуса для следующих траулеров (РТ-106 и РТ-107) делались уже в Мурманске. А потом — Великая Отече­ ственная война. Мурманск стал прифронтовым городом. Под вражескими бомбами ра­ бочие судоверфи переобору­ довали рыболовные суда в сторожевые корабли и траль­ щики Северного флота, ре­ монтировали подводные лод­ ки, выпускали минометы и т. д. 240 работников верфи погибло на фронтах, а мно­ гие — у своих станков. После войны, 5 ноября 1949 года, коллективу верфи на вечное хранение передано Красное знамя Государствен­ ного Комитета Обороны. В документах 50-х годов, помимо Мурманской судовер­ фи, упоминаются Мурманский судоремонтный завод между­ рейсового ремонта, Абрам- мысские судоремонтные мас­ терские, плавмастерская «Ре­ зец» управления «Мурман- сельдь» и Териберские судо­ ремонтные мастерские. В 1960 году судоремонтный завод междурейсового ремонта U Абраммысские судоремонт­ ные мастерские переименова­ ны, соответственно, в судоре­ монтные заводы № 1 и № 2. 1 июля 1963 года на базе Мурманской судоверфи и су­ доремонтных заводов № 1 и № 2 было создано производ­ ственное объединение «Мур­ манская судоремонтная верфь». Это было первое объединение судоремонтных предприятий в Минрыбпроме СССР. Современное производст­ венное объединение судоре­ монтных предприятий «Мур­ манская судоверфь» ВРПО «Севрыба» состоит из трех частей: головного предприя­ тия, завода-филиала № 1 и завода-филиала № 2. Если по истории головного предприя­ тия уже собрано значительное количество документов, то история заводов-филиалов ждет своих исследователей. На основании выявленных документов очевидно, что у Мурманской судоверфи было не два, а один день рожде­ ния — 1 декабря 1924 года. В 1984 году коллектив верфи будет отмечать 60-летие сво­ его предприятия. Будем на­ деяться, что к этому времени удастся выявить недостающие пока документы по истории судостроения и судоремонта в Заполярье. Очень рассчиты­ ваем на помощь ветеранов судоверфи и других судоре­ монтных предприятий области. В СЕКСТЕ, зав. сектором публикации и научного использования документов госархива Мурманской области. На снимке: новые цехи Мурманского судоремонтного завода (на заднем плане); строительство рыбопромыс­ лового бота типа «Косатка» и мелких промысловых судов (на переднем плане). Снимок сделан со стороны Кольского залива. Фото 1933 года из фондов Госархива Мурманской об­ ласти. 23декабря 1983 года 8 РЫБНЫЙМУРМАН

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz