Рыбный Мурман. 1983 г. Декабрь.
• ИЗ ИСТОРИИ РЫБНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ • в сентябре 1958 года кол лектив Мурманской судовер фи отметил 25-летний юби лей своего предприятия, а в декабре 1974 года — уже 50- летний. Но ведь если днем рождения верфи считать 25 сентября 1933 года, го 50 лет ей исполнилось бы толь ко в сентябре нынешнего, 1983 года, В чем же дело? Оказывается, есть две точки отсчета — 1 декабря 1924 го да и 25 сентября 1933 года. Которой из них отдать пред почтение? Когда возникают такие па радоксы, обращаются к до кументам. Как отразилась • них история развития судо строения и судоремонта ры боловного флота на Кольском полуострове? Кто был пред шественником нынешнего про изводственного объединения «Мурманская судоверфь»? Какие судостроительные и су доремонтные предприятия рыболовного флота, помимо судоверфи, существовали и действовали в Заполярье? Вот строки из телеграммы, которая 19 марта 1920 года поступила из Архангельска в Мурманск: «Советам рабочих, рыбац ких, крестьянских депутатов, всему населению Приморско го и Океанского района. От иноземных разбойников избавились. Белогвардейщина (на Севере) раздавлена. Что бы Советская республика ста ла сильной, великой, вы, то варищи, можете помочь... За дача состоит в том, чтобы до быть максимум рыбы, исполь зуя для этого все средства и силы... Призываем всех гото виться к промысловому сезо ну. Каждая посудина должна быть отремонтирована. К на вигации необходимо постро ить вновь 150 ботов... Заготов ленный лесной материал дол жен быть превращен в посу дины, пригодные для промыс лов. В пределах возможного окажем содействие... Председатель Беломорско го управления по рыбным и звериным промыслам Андрей Попов». Нетрудно представить, что под Приморскйм районом автор телеграммы имел в ви ду Терский берег, а под Оке аническим — Мурманский бе рег Кольского полуострова. Но совершенно нельзя по нять, кто и где должен был за 2—3 месяца до летнего промысла построить 150 но вых ботов и отремонтировать сотни ел, шняк, карбасов, бо тов. Можно лишь догадывать ся, что строительство новой и ремонт старой промысло вой посудины было делом са мих рыбаков. В Центральном государст венном архиве Народного хо зяйства СССР (ЦГАНХ СССР) есть документ, в котором го ворится, что в Александров- ске (ныне г. Полярный), в Те- риберке и Порт-Владимире имелись кустарные и полу кустарные судоремонтные мастерские, которые должны были обеспечить исправность 56 рыболовных судов. 28 мая 1921 года Александровские мастерские были переданы «Муробластьрыбе» (Мурман скому областному управлению рыбных и звериных промыс лов). Если учесть, что в августе того же 1921 года сгорели мастерские а Териберке, то можно представить, каким узким местом был судоре монт. В Центральном Государст венном архиве Октябрьской революции в Ленинграде (ЦГАОР) сохранились некото рые документы «Севгосрыб треста», управление которого до 15 августа 1928 года нахо дилось в Ленинграде. Там имеется договор между по граничниками и этой органи зацией от 30 июня 1924 года о передаче Мурманской про мысловой конторе треста в аренду на 10 лет плавучей мастерской на транспортном судне «Ксения». По документам Мурман ской промысловой конторы «Севгосрыбтреста» видно, что за счет оборудования Алек сандровских мастерских, а также станков и механизмов плавмастерской «Ксения» на тралбазе а Мурманске осенью 1924 года создавалась новая судоремонтная мастерская, которая на полную мощность была пущена 1 декабря 1924 года. Первым заведующим мехмастерской Мурманской промысловой конторы «Сев госрыбтреста» стал бывший верфи — эллинга в Мурман ске для постройки и ремонта промыслового флота Север ного Ледовитого океана. Бы ло решено на паевых началах организовать Товарищество промыслового судостроения и судоремонта. 2 декабря 1925 года заместитель пред седателя Мурманского губис- полкома Я. П. Дроздов а до кладной записке в Северо- Западное областное экономи ческое Совещание (ЭКОСО) обосновал необходимость со здания верфи деревянного су достроения именно а городе Мурманске, который является естественным центром как За падного, так и Восточного Мурмана. 12 января 1926 года испол- монтной верфи рядом со ста рой в Петушихиной губе, ог раниченной с севера мысом Халдеевым, а с юга — мысом Петушихиным. С этого време ни в архивных фондах разных организаций появляются доку менты о строительстве ново го предприятия, которое тог да называли по-разному — то новая судоверь, то судо ремонтный завод. А если учесть, что в то же время в Мурманске работали старая судоверфь и механические мастерские «Севтралтреста», то можно догадаться, почему нынешним исследователям так трудно понять, как все обстоя ло на самом деле. По имеющимся докумен там, к концу сентября 1933 Два дня рождения Мурманской судоверфи военный моряк и бывший за ведующий Александровских мастерских Виктор Иванович Башмаков (с 1932 года он стал главным инженером Мурман ского тралового флота). На вооружении новой мас терской было 12 токарных, 2 строгальных и 1 фрезерный станки, вагранка и пружин ный молот. Имелся движок, обеспечивавший станки элек троэнергией. Работало там тогда всего 15 человек. Эти 15 человек в декабре 1924 го да отремонтировали два ры боловных траулера (РТ-31 и РТ-33). В январе 1925 года они смогли уже отремонти ровать шесть судов. Но, помимо траулеров «Севгосрыбтреста», в рыбац ких становищах Мурмана к 1925 году насчитывалось 30 моторные ботов, 106 парус ных ботов, 4 моторные и 403 парусно-гребные елы, 118 шняк, 334 карбаса и прочих мелких лодок. Всего 1056 единиц. В этой рыбацкой фло тилии 50 процентов судов нуждалось в полной замене, а остальным нужен был ре монт. В резолюции первого съез да Советов Мурманского уез да, который проходил в мар те 1920 года, уже однозначно ставилась задача об органи зации судостроения и судо ремонта на Мурмане. Преду сматривалось сооружение до ков и эллингов для построй ки новых и ремонта старых промысловых судов, мастер ских по побережью для ре монта моюров. А на заседа нии плановой комиссии губ- исполкома 18 ноября 1925 го да обсуждался вопрос о со оружении государственной ком поручил губернскому зе мельному управлению при гласить специалистов для раз работки проекта верфи, рас считанный на постройку про мысловых судов с механиче скими двигателями. V I съезд Советов Мурманской губер нии 20 февраля 1926 года по требовал ускорить проектиро вание и строительство верфи. 31 мая 1926 г. заведующий Мурманским губернским зе мельным управлением Н. П. Павлов обратился в губиспол- ком с ходатайством об отво де площади западнее Халде- ева мыса для строительства верфи. Этот участок специа листы определили как наи лучший. 14 июня 1926 года ходатайство удовлетворено, и начались строительные ра боты. Фиксирую эти даты потому, что в литературе почему-то годом основания Мурманской верфи деревянного судостро ения называют не 1926, а 1925 год. Первое время суда строи лись под открытым небом, а потом—только в летний пери од. К середине 1927 года у Халдеева мыса были готовы производственное здание, которое называли почему-то амбаром, кузница. Елы, шняки и другие суда, построенные на Мурманской верфи, были очень дорогими, и рыбаки от них часто отка зывались, предпочитая более дешевые, построенные в Со роке (ныне г. Беломорск). Акционерное общество «Рыбосудострой» по настоя нию мурманских организаций в 1931 году начинает строи тельство новой Мурманской судостроительной и судоре года основные цехи нового судоремонтного завода уже вступили в строй. (Вот, види мо, почему в 1958 году ре шили считать дату 25 сентяб ря 1933 года днем рождения верфи). Приказом № 142 от 17 октября 1933 г. по управ лению «Севтралтреста» меха нические мастерские треста были объединены с новым судоремонтным заводом и пе решли в новые здания заво да. К 1 января 1934 года на новом предприятии уже ра ботало свыше тысячи человек. В то же время, как свиде тельствуют другие документы, на полную мощность задейст вовала старая судоверфь. Только за пять лет (1930— 1934 гг.) она выпустила 130 моторных ботов типа «Косат ка», около 600 мелких судов (лодок, дор, пашек). В 1934 году здесь построили первое зверобойное судно. В документах за 1935 год упоминаются Мурманская су доверфь треста «Рыбосудо строй» и судоремонтный за вод треста «Мурманрыба». В составе судоремонтного за вода на правах цехов называ ются цех междурейсового ре монта судов в Мурманске и механические мастерские на Торос-острове. Кроме того, упоминается плавучая меха ническая мастерская управле ния Моолова. Приказом Наркома пище вой промышленности СССР А. И. Микояна № 985 от 28 июля 1937 года судоремонт ный завод треста «Мурман рыба» и судостроительная верфь «Главрыбы» были объ единены в одно предприятие под наименованием «Мурман ская судостроительная и су доремонтная верфь». В том же году механические мас терские для ремонта мелкого рыболовного флота перенесе ны с Торос-острова на Абрам- мыс. В 1938— 1939 гг. Мурманская судостроительная и , судоре монтная верфь осваивав! ре монт рыболовных траулеров и собственное металлическое судостроение. 12 декабря 1939 года был спущен на во ду траулер с металлическим корпусом «Михаил Громов». В 1940 году здесь были до строены траулеры «Иван Па- панйн» и «Валерий Чкалов», корпуса которых были сдела ны в Ленинграде. Корпуса для следующих траулеров (РТ-106 и РТ-107) делались уже в Мурманске. А потом — Великая Отече ственная война. Мурманск стал прифронтовым городом. Под вражескими бомбами ра бочие судоверфи переобору довали рыболовные суда в сторожевые корабли и траль щики Северного флота, ре монтировали подводные лод ки, выпускали минометы и т. д. 240 работников верфи погибло на фронтах, а мно гие — у своих станков. После войны, 5 ноября 1949 года, коллективу верфи на вечное хранение передано Красное знамя Государствен ного Комитета Обороны. В документах 50-х годов, помимо Мурманской судовер фи, упоминаются Мурманский судоремонтный завод между рейсового ремонта, Абрам- мысские судоремонтные мас терские, плавмастерская «Ре зец» управления «Мурман- сельдь» и Териберские судо ремонтные мастерские. В 1960 году судоремонтный завод междурейсового ремонта U Абраммысские судоремонт ные мастерские переименова ны, соответственно, в судоре монтные заводы № 1 и № 2. 1 июля 1963 года на базе Мурманской судоверфи и су доремонтных заводов № 1 и № 2 было создано производ ственное объединение «Мур манская судоремонтная верфь». Это было первое объединение судоремонтных предприятий в Минрыбпроме СССР. Современное производст венное объединение судоре монтных предприятий «Мур манская судоверфь» ВРПО «Севрыба» состоит из трех частей: головного предприя тия, завода-филиала № 1 и завода-филиала № 2. Если по истории головного предприя тия уже собрано значительное количество документов, то история заводов-филиалов ждет своих исследователей. На основании выявленных документов очевидно, что у Мурманской судоверфи было не два, а один день рожде ния — 1 декабря 1924 года. В 1984 году коллектив верфи будет отмечать 60-летие сво его предприятия. Будем на деяться, что к этому времени удастся выявить недостающие пока документы по истории судостроения и судоремонта в Заполярье. Очень рассчиты ваем на помощь ветеранов судоверфи и других судоре монтных предприятий области. В СЕКСТЕ, зав. сектором публикации и научного использования документов госархива Мурманской области. На снимке: новые цехи Мурманского судоремонтного завода (на заднем плане); строительство рыбопромыс лового бота типа «Косатка» и мелких промысловых судов (на переднем плане). Снимок сделан со стороны Кольского залива. Фото 1933 года из фондов Госархива Мурманской об ласти. 23декабря 1983 года 8 РЫБНЫЙМУРМАН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz