Рыбный Мурман. 1983 г. Декабрь.
• ХОЗЯЙСТВОВАТЬ ЭФФЕКТИВНО • ПРОДОЛЖИМ РАЗГОВОР Публикуемым ниже материалом мы продолжаем разговор о проблемах сертифицирования вырабаты ваемой на судах рыбопродукции («РЛ1», № 34, 35, 40. 1983 г.). Тема эта волнует не только рыбаков нашего бас сейна. 15 декабря на страницах «Правды» была по мещена статья капитана-днректора плавбазы «Томск» ВРПО «Дальрыба» М. Колесникова, в которой так же ставится вопрос о необходимости упорядочить схему проверки качества рыбных товаров. «а до помощника капитана по производству, знают специфи ку работы на всех стадиях производства готовой рыбо продукции. Мне могут возра зить, что сейчас много моря ков с дипломами о высшем образовании. Но я уверен: ма ло кто рискнет послать такого специалиста первый раз в мо ре в должности технолога. На мой взгляд, таное положение дел ведет не и улучшению ка чества выпускаемой продук ции, а к ее снижению. А теперь о самом главном. Мне приходилось присутство вать и быть участником про верки качества рыбопродукции Северной инспекцией в Мур манском рыбном порту. Транс порт с рыбой ошвартовывается Нужна ли перестраховка? Ни для кого не секрет, что моряки ВРПО «Севры- ба», работающие в любом районе Мирового океана, считают за счастье выгру жаться на базы или ТР некоторых других ВРПО, поскольку при этом не воз никает тревог и волнений, как при сдаче продукции на транспортные рефриже раторы ВРПО «Севрыба». Напрашивается вопрос: не ужели технологические слу жбы судов «Севрыбы» так резко ухудшили свою рабо ту? Или, может быть, под готовка этих специалистов очень слабая? Было бы ошибкой так думать. В лю бом нашем флоте редко можно найти специалиста технологической службы, который по образованию не соответствовал бы своей должности. Рядом с моло дыми специалистами рабо тают опытные мастера свое го дела, и такая укомплек тованность дает хорошие результаты. В настоящее время отде лы главных технологов фло тов поставлены в затрудни тельное положение. С повы шением требований к каче ству выпускаемой рыбопро дукции растет спрос со спе циалистов, ответственных за качество. Как это происходит? Судно приходит в порт, часть продукции, выработанная на нем, забракована. Помощник капитана по производству, мас тера по обработке рыбы полу чают выговоры, на них произ водятся денежные начеты. В результате нередки случаи, что специалисты получают за работную плату одинаковую с неквалифицированными чле нами экипажа. В связи с этим технологи и рыбмастера очень легко расстаю тся со своими должностями и идут в море матросами, нисколько не теряя в моральном, а в отдельных случаях и в материальном плане. Такое положение приводит к тому, что технологические группы меняются очень часто. Что испытывают в это время отделы главных технологов флотов? Просто нехватку спе циалистов. Имеется в виду спе- циалистов-технологов, которые прошли путь в море от Кчатро- у причала, открываются трщ- мы, и инспекция начинает про верку. При этом присутствую т люди, специально выделенные из флотов, которые дежурят круглосуточно. Северная инспекция отбира ет пробы следующим образом: инспектор показывает ящики с рыбой, которые нужны для от бора пробы от партии, и при казывает вскрыть ящики пря мо в трюме. Ящики разукомп лектовываются, и блоки рас кладываются в трюме. Визу ально инспектор осматривает их и, если заметит в одном из блоков рыбы дефекты, от кладывает его, а блоки с хо рошим качеством упаковыва ются в ящики. Это продол жается до тех пор, по.ча не наберется определенное ко личество блоков с явным и дефектами. Они доставля ются в дефростационныи зал, где происходят оттаи вание и разбраковка, а ре зультаты такой разбраковки распространяются на всю пар тию . Трудно сказать, чем ру ководствуется Северная инс пекция при таком отборе проб, но ясно одно, что это архипе рестраховка. Существует Государствен ный стандарт Союза ССР. которым должна руководст воваться Северная инспек ция. ГОСТ 7631-73 в пункте 1.4 определяет: «для опре деления качества продукции из разных мест партии отби рают неповрежденные едини цы транспортной упаковки ы результаты проверки рас пространяются на всю пар- тик». В этом случае будет определено истинное качест во рыбопродукции данной партии. Если ОТК и инспекции в нашей стране будут рабо тать методом Северной инс пекции, то есть основание полагать, что товаров пер вого сорта в магазинах мы не найдем. Если послать та кого инспектора, скажем, на обувную фабрику, которая выпускает 1000 пар обуви в сутки, то он вскроет всю упаковку, отберет 20 пар с дефектом и остальные 980 пар переведет во второй сорт. Каковы же результаты та ких проверок? Ясно одно, что в финансовом отноше нии теряют и предприятия и государство. Ведь нетрудно убедиться, что если разница в цене I и II сорта одного килограмма рыбы 10 копеек, а забракованы сотни, а то и тысячи тонн рыбопродукции,- то очень сомнительна надоб ность в перестраховке. Рыбаки нашего бассейна стараются всеми силами по высить качество выпускае мой продукции, но мы не должны забывать и то, что каждый советский человек должен быть обеспечен не обходимым количеством ры ботоваров. Ведь в пищевой промышленности наша от расль занимает одно из ве дущих мест. И. ПАГИРЯ, мастер по об работке рыбы объедине ния «Мурманрыбпром»; Г. ОРЛОВЕЦКИИ, помощник капитана по производству Мурманского тралового флота. ДОЛГ КАЖДОГО в десятерых промахивается Предположим, удастся нам собрать в одном месте всех нарушителей. Будем втол ковывать, что нехорошо они себя ведут, что исправлять-' ся надо. И они будут со глашаться: да — нехорошо, да — надо. Не к такой ра боте нам надо стремиться, не с собранием разговари вать, а пробиваться к каж дому сердцу, к каждой ду- ,ше. И здесь, считаю, глав ное не в том, как похлеще ударить, а в том, как пре дотвратить нарушение. Да, да, та самая "профилактика — старое, испытанное, но иногда заржавевшее ору жие. — Но у нас масса обще ственных формирований, ко торым вполне по плечу та кая работа. — Формирований-то мно го. Качество их работы не всегда на нужном уровне. Вот такой пример. В прош лом году в объединении «Архангельскрыбпром» в первом квартале рассмотре ли 31 дело, а нынче лишь 13. Частность? Скорее, по степенное скатывание к ли берализму. , х И там, и в Архангельском тралфлоте борьбе за дисцип лину придали кампанейский характер. Прошла волна — и, пожалуйста, злостные пьяницы и прогульщики получили воз можность увольняться либо «по собственному», либо «по согласию сторон». Пожалуй ста. Печники Новоселов и Волокитин пьянствовали в рабочее время, не выполняли заданий, подделывали подписи жильцов, писали объем работ «с потолка». Уволены по соб ственному. Так же, как злост ные пьяницы и прогульщики Богданов, Лещенко. Саблиев и другие. А то и вообще прогулы укрываются, а прогульщики вместо наказания получают вознаграждение. Вот вам и профилактика наоборот, раз вращающая людей, маня щая вседозволенностью. — У общественных сове тов, комиссий, как я пони маю, должен быть единый дирижер. — Обязательно. II здесь мы касаемся еще одного важного направления. Нуж но всемерно повышать роль руководителя в воспитатель ной работе. Какая его глав ная задача? Создать в кол лективе такую атмосферу, в которой не смогли бы про цветать никакие нарушите ли. Знаю много таких спо собных, умелых командиров производства. Но есть и другие. Называю поименно. Капитан БМРТ «Ма- мин-Сибиряк» Мурманского тралфлота В. А. Мартынов вместе с третьим механиком В. Н. Подобаевым и четвер тым механиком А. Л. Пановым устраивает попойку. На РТ «Зеленодольск» того же флота в нетрезвом виде были старший помощник капи тана Г. М. Жилин, старший механик А. Я. Бурковский и механик В. Е. Нефодин. 20 но ября капитан СРТ-м «Салми» рыбакколхозсоюза В. П. Север- цев тоже был пьян. 18 ноября в жестокий шторм при управ лении судном оказались во хмелю капитан Архангельско го рыбакколхозсоюза Я. В. Слока и старший механик А. А. Сухарев. Капитан ТР «Матиас Тезен» «Севрыбхолодфлота» П. А. Кручинин организовал на суд не прием с обильным возлия. нием спиртного. И именно в «Севрыбхо- лодфлоте», а также в «Сеч- рыбпромразведке», на судо верфи, в рыбном порту, Ар хангельском рыбакколхоа- союзе выросло число нару шений трудовой дисциплины среди командного состава. — И все же это только частные случаи, процент нарушений дисциплины сре ди высшего командного со става невелик. На флотах просматривается тенденция, что только первые руково дители занимаются где хоро шо, где похуже воспита тельной работой. А среднее командное звено? Низшее? — Еще проблема. Ведь специалисты, о которых вы говорите, — недавние вы пускники училищ. Они ни морально, ни профессио нально, ни чисто житейски, наконец, не подготовлены к такой работе. А у них л подчинении зачастую люди, знающие флотскую азбуку от «а» до «я». Молодые ру ководители умеют управ лять механизмами, а чело веческая душа остается для них потемками. Наверное, пора в наших училищах, хо тя бы факультативно, изу чать формы и методы вос питательной работы. Да и психологов пора иметь в штатах училищ. — Мы коснулись нега тивных сторон прошлого. Так сказать, велн речь о «невыученных вовремя уро ках». А что видится в бу дущем? — Естественно, корен ных реорганизаций не будет. По каким направлениям ра ботать — нам ясно. Какие избрать формы — тоже нет проблем. Главное — повы шать качество воспитания. Уделить, скажем, большее внимание совершенствова нию бригадных форм орга низации труда. С одной стороны — это рычаг роста производительности труда, с другой — привлечения каж дого к решению производ ственных задач, к управле нию. А это уже воспита тельные аспекты. * * * Перспективным видится формирование стабильных экипажей. И, конечно же, в основе всей нашей дальнейшей ра боты должно быть воспита ние в духе глубокого пони мания своего гражданского долга — сознательно и доб росовестно трудиться так, как нацеливают нас реше ния нашей партии. ESI Пришел ответ ♦ По-купечески Под этим заголовком была опубликована ста тья («ЕМ» № 46, 18 но ября с. г.), в которой шла речь о том, что в тече ние нескольких суток на чальник радиостанции ПСТ «Краснознаменск» управления «Севрыб- промразведка» Ю. В. Да нилов, будучи пьяным в море, не выходил на связь с берегом. В результате государству был нанесен значительный ущерб. Рассмотрев статью, управление «Севрыб- промразведка» сообщает о принятых мерах. «Было проведено ■ совеща ние с начальниками отделов н служб, за которыми за креплены специалисты плав состава. Шел разговор о нарушениях трудовой и про изводственной дисциплины моряками флота, особенно при нахождении их в пор ту, и о мерах, которые не обходимо принять для со кращения таких случаев. На начальников отделов возложена персональная от ветственность за подобны-? нарушения, которые будут расцениваться как упущения в воспитательной работе с подчиненными. В срок до первого января 1984 года они обязаны составить план практических мероприятий по закреплению специалис тов за судами, а молодых специалистов — за опытны ми и дисциплинированными. Издан приказ по управле нию «О проверке готовности судов к выходу в море», в котором определена комис сия, производящая проверку судна в день его выхода в море. При наличии на суд не лнц в нетрезвом состоя нии комиссия сразу же от страняет их от работы и сообщает в отдел кадров о необходимости замены. Дана радиограмма на су да с информацией по этому нарушению, а также с ин формацией об изменения схемы прохождения канди датов на поощрение (пода ваемых с моря), чтобы пол ностью исключить случаи одновременного наказания и поощрения. 29 ноября было проведе но расширенное общефлот ское совещание, на котором присутствовали моряки с судов, стоящих в порту и в резерве. На нем были вскрыты причины нарушении трудовой и производственном дисциплины. Намечены пути их устранения. Участники совещания обратились ко всем морякам флота с при зывом усилить ответствен ность каждого за дисципли ну труда. Конкретно по описывае мому случаю сообщаем, что начальник радиостанции Ю. В. Данилов не был ли шен диплома (хотя доку менты на лишение был,! поданы в «Севгосрыбфлот- инспскцию») из-за того, что и. о. начальника отдела связи С. И. Вопняшни не смог обеспечить личную яв ку Ю. В. Данилова в «Сев- госрыбфлотинспекцию» (та ково требование инспекции), за что С. И. Вопияшин на казан. Э. НАУМОВ, начальник управления «Севрыбпромразведка». РЫБНЫЙМУРМАН 23декабря 1983 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz