Рыбный Мурман. 1983 г. Декабрь.

• ХОЗЯЙСТВОВАТЬ ЭФФЕКТИВНО • ПРОДОЛЖИМ РАЗГОВОР Публикуемым ниже материалом мы продолжаем разговор о проблемах сертифицирования вырабаты­ ваемой на судах рыбопродукции («РЛ1», № 34, 35, 40. 1983 г.). Тема эта волнует не только рыбаков нашего бас­ сейна. 15 декабря на страницах «Правды» была по­ мещена статья капитана-днректора плавбазы «Томск» ВРПО «Дальрыба» М. Колесникова, в которой так­ же ставится вопрос о необходимости упорядочить схему проверки качества рыбных товаров. «а до помощника капитана по производству, знают специфи­ ку работы на всех стадиях производства готовой рыбо­ продукции. Мне могут возра­ зить, что сейчас много моря­ ков с дипломами о высшем образовании. Но я уверен: ма­ ло кто рискнет послать такого специалиста первый раз в мо­ ре в должности технолога. На мой взгляд, таное положение дел ведет не и улучшению ка­ чества выпускаемой продук­ ции, а к ее снижению. А теперь о самом главном. Мне приходилось присутство­ вать и быть участником про­ верки качества рыбопродукции Северной инспекцией в Мур­ манском рыбном порту. Транс­ порт с рыбой ошвартовывается Нужна ли перестраховка? Ни для кого не секрет, что моряки ВРПО «Севры- ба», работающие в любом районе Мирового океана, считают за счастье выгру­ жаться на базы или ТР некоторых других ВРПО, поскольку при этом не воз­ никает тревог и волнений, как при сдаче продукции на транспортные рефриже­ раторы ВРПО «Севрыба». Напрашивается вопрос: не­ ужели технологические слу­ жбы судов «Севрыбы» так резко ухудшили свою рабо­ ту? Или, может быть, под­ готовка этих специалистов очень слабая? Было бы ошибкой так думать. В лю­ бом нашем флоте редко можно найти специалиста технологической службы, который по образованию не соответствовал бы своей должности. Рядом с моло­ дыми специалистами рабо­ тают опытные мастера свое­ го дела, и такая укомплек­ тованность дает хорошие результаты. В настоящее время отде­ лы главных технологов фло­ тов поставлены в затрудни­ тельное положение. С повы­ шением требований к каче­ ству выпускаемой рыбопро­ дукции растет спрос со спе­ циалистов, ответственных за качество. Как это происходит? Судно приходит в порт, часть продукции, выработанная на нем, забракована. Помощник капитана по производству, мас­ тера по обработке рыбы полу­ чают выговоры, на них произ­ водятся денежные начеты. В результате нередки случаи, что специалисты получают за­ работную плату одинаковую с неквалифицированными чле­ нами экипажа. В связи с этим технологи и рыбмастера очень легко расстаю тся со своими должностями и идут в море матросами, нисколько не теряя в моральном, а в отдельных случаях и в материальном плане. Такое положение приводит к тому, что технологические группы меняются очень часто. Что испытывают в это время отделы главных технологов флотов? Просто нехватку спе­ циалистов. Имеется в виду спе- циалистов-технологов, которые прошли путь в море от Кчатро- у причала, открываются трщ- мы, и инспекция начинает про­ верку. При этом присутствую т люди, специально выделенные из флотов, которые дежурят круглосуточно. Северная инспекция отбира­ ет пробы следующим образом: инспектор показывает ящики с рыбой, которые нужны для от­ бора пробы от партии, и при­ казывает вскрыть ящики пря­ мо в трюме. Ящики разукомп­ лектовываются, и блоки рас­ кладываются в трюме. Визу­ ально инспектор осматривает их и, если заметит в одном из блоков рыбы дефекты, от­ кладывает его, а блоки с хо­ рошим качеством упаковыва­ ются в ящики. Это продол­ жается до тех пор, по.ча не наберется определенное ко­ личество блоков с явным и дефектами. Они доставля­ ются в дефростационныи зал, где происходят оттаи­ вание и разбраковка, а ре­ зультаты такой разбраковки распространяются на всю пар­ тию . Трудно сказать, чем ру­ ководствуется Северная инс­ пекция при таком отборе проб, но ясно одно, что это архипе­ рестраховка. Существует Государствен­ ный стандарт Союза ССР. которым должна руководст­ воваться Северная инспек­ ция. ГОСТ 7631-73 в пункте 1.4 определяет: «для опре­ деления качества продукции из разных мест партии отби­ рают неповрежденные едини­ цы транспортной упаковки ы результаты проверки рас­ пространяются на всю пар- тик». В этом случае будет определено истинное качест­ во рыбопродукции данной партии. Если ОТК и инспекции в нашей стране будут рабо­ тать методом Северной инс­ пекции, то есть основание полагать, что товаров пер­ вого сорта в магазинах мы не найдем. Если послать та­ кого инспектора, скажем, на обувную фабрику, которая выпускает 1000 пар обуви в сутки, то он вскроет всю упаковку, отберет 20 пар с дефектом и остальные 980 пар переведет во второй сорт. Каковы же результаты та­ ких проверок? Ясно одно, что в финансовом отноше­ нии теряют и предприятия и государство. Ведь нетрудно убедиться, что если разница в цене I и II сорта одного килограмма рыбы 10 копеек, а забракованы сотни, а то и тысячи тонн рыбопродукции,- то очень сомнительна надоб­ ность в перестраховке. Рыбаки нашего бассейна стараются всеми силами по­ высить качество выпускае­ мой продукции, но мы не должны забывать и то, что каждый советский человек должен быть обеспечен не­ обходимым количеством ры­ ботоваров. Ведь в пищевой промышленности наша от­ расль занимает одно из ве­ дущих мест. И. ПАГИРЯ, мастер по об­ работке рыбы объедине­ ния «Мурманрыбпром»; Г. ОРЛОВЕЦКИИ, помощник капитана по производству Мурманского тралового флота. ДОЛГ КАЖДОГО в десятерых промахивается Предположим, удастся нам собрать в одном месте всех нарушителей. Будем втол­ ковывать, что нехорошо они себя ведут, что исправлять-' ся надо. И они будут со­ глашаться: да — нехорошо, да — надо. Не к такой ра­ боте нам надо стремиться, не с собранием разговари­ вать, а пробиваться к каж­ дому сердцу, к каждой ду- ,ше. И здесь, считаю, глав­ ное не в том, как похлеще ударить, а в том, как пре­ дотвратить нарушение. Да, да, та самая "профилактика — старое, испытанное, но иногда заржавевшее ору­ жие. — Но у нас масса обще­ ственных формирований, ко­ торым вполне по плечу та­ кая работа. — Формирований-то мно­ го. Качество их работы не всегда на нужном уровне. Вот такой пример. В прош­ лом году в объединении «Архангельскрыбпром» в первом квартале рассмотре­ ли 31 дело, а нынче лишь 13. Частность? Скорее, по­ степенное скатывание к ли­ берализму. , х И там, и в Архангельском тралфлоте борьбе за дисцип­ лину придали кампанейский характер. Прошла волна — и, пожалуйста, злостные пьяницы и прогульщики получили воз­ можность увольняться либо «по собственному», либо «по согласию сторон». Пожалуй­ ста. Печники Новоселов и Волокитин пьянствовали в рабочее время, не выполняли заданий, подделывали подписи жильцов, писали объем работ «с потолка». Уволены по соб­ ственному. Так же, как злост­ ные пьяницы и прогульщики Богданов, Лещенко. Саблиев и другие. А то и вообще прогулы укрываются, а прогульщики вместо наказания получают вознаграждение. Вот вам и профилактика наоборот, раз­ вращающая людей, маня­ щая вседозволенностью. — У общественных сове­ тов, комиссий, как я пони маю, должен быть единый дирижер. — Обязательно. II здесь мы касаемся еще одного важного направления. Нуж­ но всемерно повышать роль руководителя в воспитатель­ ной работе. Какая его глав­ ная задача? Создать в кол­ лективе такую атмосферу, в которой не смогли бы про­ цветать никакие нарушите­ ли. Знаю много таких спо­ собных, умелых командиров производства. Но есть и другие. Называю поименно. Капитан БМРТ «Ма- мин-Сибиряк» Мурманского тралфлота В. А. Мартынов вместе с третьим механиком В. Н. Подобаевым и четвер­ тым механиком А. Л. Пановым устраивает попойку. На РТ «Зеленодольск» того же флота в нетрезвом виде были старший помощник капи­ тана Г. М. Жилин, старший механик А. Я. Бурковский и механик В. Е. Нефодин. 20 но­ ября капитан СРТ-м «Салми» рыбакколхозсоюза В. П. Север- цев тоже был пьян. 18 ноября в жестокий шторм при управ­ лении судном оказались во хмелю капитан Архангельско­ го рыбакколхозсоюза Я. В. Слока и старший механик А. А. Сухарев. Капитан ТР «Матиас Тезен» «Севрыбхолодфлота» П. А. Кручинин организовал на суд­ не прием с обильным возлия. нием спиртного. И именно в «Севрыбхо- лодфлоте», а также в «Сеч- рыбпромразведке», на судо­ верфи, в рыбном порту, Ар­ хангельском рыбакколхоа- союзе выросло число нару­ шений трудовой дисциплины среди командного состава. — И все же это только частные случаи, процент нарушений дисциплины сре­ ди высшего командного со­ става невелик. На флотах просматривается тенденция, что только первые руково­ дители занимаются где хоро­ шо, где похуже воспита­ тельной работой. А среднее командное звено? Низшее? — Еще проблема. Ведь специалисты, о которых вы говорите, — недавние вы­ пускники училищ. Они ни морально, ни профессио­ нально, ни чисто житейски, наконец, не подготовлены к такой работе. А у них л подчинении зачастую люди, знающие флотскую азбуку от «а» до «я». Молодые ру­ ководители умеют управ­ лять механизмами, а чело­ веческая душа остается для них потемками. Наверное, пора в наших училищах, хо­ тя бы факультативно, изу­ чать формы и методы вос­ питательной работы. Да и психологов пора иметь в штатах училищ. — Мы коснулись нега­ тивных сторон прошлого. Так сказать, велн речь о «невыученных вовремя уро­ ках». А что видится в бу­ дущем? — Естественно, корен­ ных реорганизаций не будет. По каким направлениям ра­ ботать — нам ясно. Какие избрать формы — тоже нет проблем. Главное — повы­ шать качество воспитания. Уделить, скажем, большее внимание совершенствова нию бригадных форм орга­ низации труда. С одной стороны — это рычаг роста производительности труда, с другой — привлечения каж­ дого к решению производ­ ственных задач, к управле­ нию. А это уже воспита­ тельные аспекты. * * * Перспективным видится формирование стабильных экипажей. И, конечно же, в основе всей нашей дальнейшей ра­ боты должно быть воспита­ ние в духе глубокого пони­ мания своего гражданского долга — сознательно и доб­ росовестно трудиться так, как нацеливают нас реше­ ния нашей партии. ESI Пришел ответ ♦ По-купечески Под этим заголовком была опубликована ста­ тья («ЕМ» № 46, 18 но­ ября с. г.), в которой шла речь о том, что в тече­ ние нескольких суток на­ чальник радиостанции ПСТ «Краснознаменск» управления «Севрыб- промразведка» Ю. В. Да­ нилов, будучи пьяным в море, не выходил на связь с берегом. В результате государству был нанесен значительный ущерб. Рассмотрев статью, управление «Севрыб- промразведка» сообщает о принятых мерах. «Было проведено ■ совеща­ ние с начальниками отделов н служб, за которыми за­ креплены специалисты плав­ состава. Шел разговор о нарушениях трудовой и про­ изводственной дисциплины моряками флота, особенно при нахождении их в пор­ ту, и о мерах, которые не­ обходимо принять для со­ кращения таких случаев. На начальников отделов возложена персональная от­ ветственность за подобны-? нарушения, которые будут расцениваться как упущения в воспитательной работе с подчиненными. В срок до первого января 1984 года они обязаны составить план практических мероприятий по закреплению специалис­ тов за судами, а молодых специалистов — за опытны ми и дисциплинированными. Издан приказ по управле­ нию «О проверке готовности судов к выходу в море», в котором определена комис­ сия, производящая проверку судна в день его выхода в море. При наличии на суд не лнц в нетрезвом состоя­ нии комиссия сразу же от­ страняет их от работы и сообщает в отдел кадров о необходимости замены. Дана радиограмма на су­ да с информацией по этому нарушению, а также с ин­ формацией об изменения схемы прохождения канди­ датов на поощрение (пода­ ваемых с моря), чтобы пол­ ностью исключить случаи одновременного наказания и поощрения. 29 ноября было проведе но расширенное общефлот ское совещание, на котором присутствовали моряки с судов, стоящих в порту и в резерве. На нем были вскрыты причины нарушении трудовой и производственном дисциплины. Намечены пути их устранения. Участники совещания обратились ко всем морякам флота с при­ зывом усилить ответствен ность каждого за дисципли­ ну труда. Конкретно по описывае­ мому случаю сообщаем, что начальник радиостанции Ю. В. Данилов не был ли­ шен диплома (хотя доку­ менты на лишение был,! поданы в «Севгосрыбфлот- инспскцию») из-за того, что и. о. начальника отдела связи С. И. Вопняшни не смог обеспечить личную яв ку Ю. В. Данилова в «Сев- госрыбфлотинспекцию» (та­ ково требование инспекции), за что С. И. Вопияшин на­ казан. Э. НАУМОВ, начальник управления «Севрыбпромразведка». РЫБНЫЙМУРМАН 23декабря 1983 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz